ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в следующем: финансовое воспитание является крайне важным этапом в развитии ребенка и становлении его как личности. Ведь психологами давно подмечена одна интересная особенность — активно участвующий в финансовой жизни семьи ребенок и во взрослой жизни эффективно распоряжается деньгами и, что не маловажно, умеет их зарабатывать.
В любой семье, где есть дети, рано или поздно возникает вопрос карманных денег.
Практически каждый родитель дает своему ребенку денежные средства — на проезд, обед, и мелкие покупки и т.д. И вопрос о том, нужно ли давать и сколько, чтобы с одной стороны, учесть потребности ребенка, а с другой стороны, не сильно его баловать, волнует очень многих.
Всем нам рано или поздно, неизбежно придется столкнуться с деньгами. Поэтому проблемой исследования являются вопросы: нужно ли детям давать деньги, роскошь это, или необходимость? Если нужно, то за что и в каких количествах? Как научиться правильно ими распоряжаться?
Объект исследования: процесс использования карманных денег детьми школьного возраста.
Предметом исследования является обучение детей рациональному использованию карманных денег.
Цель исследования: научиться правильно распоряжаться карманными деньгами.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Выяснитьотношение детей, родителей и психологов к проблеме карманных денег.
3. Рассмотреть отношение к карманным деньгам в России и других странах.
4. Выяснить, за что родители дают детям карманные деньги.
5. Определить, сколько и как часто можно давать детям деньги на карманные расходы.
6. Сформулировать рекомендации по грамотному использованию карманных денег.
Методы исследования: анкетирование, опрос, эксперимент, изучение литературы по предмету исследования, обработка экспериментальных данных.
Гипотеза: Если регулярно прививать детям навыки обращения с деньгами, приобщать к составлению семейного и личного бюджета, а также к анализу своих доходов и расходов, то они будут более эффективно распоряжаться своими карманными деньгами.
Практическая значимость: Предлагаемые нами рекомендации, выработанные в данной работе, по распределению и использованию карманных денег, могут быть использованы родителями для формирования экономических представлений у детей.
1 ПОНЯТИЕ «КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ»
Карманные деньги — это некая фиксированная сумма денег, выдаваемая ребенку на личные расходы, и которой он волен распоряжаться по собственному усмотрению.
Относятся ли к карманным деньгам средства, выделяемые на проезд в транспорте или на школьные завтраки? Наверное, все‑таки нет. Ведь карманные деньги подразумевают возможность выбора, а если они выделены на транспорт, никакого выбора уже не получается.
Что карманными деньгами не является?
Сумма, выдаваемая на определенные цели. Например, родители дают ребенку деньги на школьные завтраки. Это не карманные деньги, это сумма в рамках семейного бюджета.
Плата за помощь по дому. Повседневные обязанности по дому должны быть именно обязанностями, а не работой, за которую платят.
Награда за хорошее поведение. Хорошее поведение вообще нельзя награждать деньгами, так как это фактически ‑ манипуляция и шантаж.
Награда за хорошие оценки.
Если вы даете в качестве поощрения какую‑то сумму, то она считается не карманными деньгами, а подарком.
Нужны ли детям карманные деньги?
Многие психологи считают, что родителям лучше всего не давать денег своим детям, обосновывая свою точку зрения тем, что дети не умеют тратить деньги правильно, на нужные им вещи. Давая сумму на карманные расходы, многие родители боятся, что деньги испортят ребенка. Это является отголоском довольно распространенного мифа о том, что деньги есть нечто грязное и недостойное, с чем ребенку не следует иметь дела.
Сторонники детских денег обосновывают свое решение тем, что если ребенок никогда не видел и не держал денег в руках, то в будущем он может вырасти расточительным, совершенно не умеющим распоряжаться своими деньгами и не способным делать сбережения.
Для того чтобы выяснить отношение родителей к данной проблеме в нашем классе мы провели анкетирование (рис.1) Мнение родителей разделилось.
Рисунок 1– Распределение ответов родителей на вопрос
«Нужны ли детям карманные деньги?»
Приводим доводы родителей, которые высказались «против» выдачи детям денег на карманные расходы:
Неразумно — ребенок еще не может сам расходовать деньги, родители сами могут ему все приобрести.
Постоянное акцентирование внимания на деньгах сделает ребенка корыстолюбивым.
Ребенок будет тратить деньги на вещи, которые могут ему повредить (сладости, чипсы, в старших классах — сигареты, алкоголь).
Ребенок пока не зарабатывает, поэтому не ценит деньги и с легкостью тратит.
Могут в школе возникать конфликтные ситуации (школьный рэкет, воровство и т.д.).
«Покупка» дружбы: ребенок раздает деньги одноклассникам взамен на хорошее отношение к нему.
Доводы родителей, которые высказались «за» выдачу детям карманных денег:
Ребенку нужно с детства учиться правильно тратить деньги и планировать свои расходы.
Ребенку нужно чувствовать уверенность среди сверстников.
Если ребенок не может хотя бы иногда покупать себе то, что ему нравится, у него могут возникнуть отрицательные эмоции. Чувство зависти к детям, у которых есть собственные деньги, жадности, комплекс неполноценности. В конечном итоге это может привести к воровству.
Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать финансовые решения.
Своя правота есть у сторонников и той и другой точки зрения. Так же как и оборотную сторону имеет каждый из вариантов.
Опрос детей показал, что они все, без исключения хотели бы иметь карманные деньги.
Как бы родители не относились к карманным деньгам, им все равно приходится давать детям деньги на их расходы. Необходимость иметь наличные деньги ребенку сегодня диктует жизнь: покупка булочек в школьном буфете, поход с классом в театр, обмен дисками и пр. А уж если приходиться давать, так почему не сделать это с целью обучения, избавив себя от ненужных конфликтов и вырабатывая у ребенка хорошие привычки?
Кроме того, конфликты, которых опасаются родители, возникают из‑за непонимания или нежелания понимать ценность денег. Ребенок не концентрируется на том, что деньги надо заработать прежде, чем потратить. А родители обижаются на то, что ребенок не ценит их труд, их силы, и слишком легко расстается с теми деньгами, которые они ему дают.
2 ОТНОШЕНИЕ К КАРМАННЫМ ДЕНЬГАМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Вопрос отношения к деньгам волновал умы многих поколений. Существует много афоризмов по данному вопросу. Приведем некоторые из них:
«Деньгами надо управлять, а не служить им» (Антуан де Сент‑Экзюпери).
«Деньги для людей умных — составляют средства, для глупцов — цель» (Э. Бомен).
«Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство» (Бертольд Авербах).
«Сэкономленные деньги — заработанные деньги» (Генри Форд) [3, с.68].
В нашей стране о финансовой образованности детей как—то не принято было говорить. Считалось, что знакомство с товарно‑денежными и финансовыми отношениями произойдет само собой при вступлении ребенка во взрослую жизнь. Общественной моралью культивировалось презрительное отношение к деньгам, которое следовало прививать детям. Ведь «для порядочного человека важны лишь духовные ценности, денежный интерес — удел ничтожеств». В российских школах так же нет ни одной дисциплины, обучающей детей навыкам обращения с деньгами. Денежный вопрос целиком ложиться на плечи родителей, которые и сами не все знают, как правильно распорядиться семейным бюджетом.
На Западе проблеме финансового воспитания детей уделяется очень большое внимание. Там считают, что правильное отношение ребенка к деньгам формирует личность, учит самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Поэтому детей с раннего возраста учат обращаться с деньгами. И конечно карманные деньги — лучший для этого тренажер.
Например, маленьких немцев родители учат подрабатывать. Для этого в Германии устраивают во дворах, на улицах, при церквях детские блошиные рынки (Flohmarkt). На них дети продают свои игрушки, прочитанные книги, а вырученные деньги откладывают на «крупную покупку».
В венгерских семьях принято учить ребенка обращаться с деньгами, играя в финансовые игры, например, «Монополию». А в школе на уроках по домоводству им рассказывают, как составлять личный бюджет и экономить.
Французский ученик начальной и средней школы получает 5‑12 евро в неделю, а те, кто постарше, — 20‑30 евро. Своих детей французы приучают к карманным деньгам уже с 5‑6 лет. За провинность родители штрафуют ребенка ‑ 5 евро из общей суммы карманных денег.
Американцы привязывают размер карманных расходов к возрасту ребенка: в 7 лет ему дают 7 долларов в неделю, в 10 лет – 10 долларов.
А, скажем, в Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне: Если родители не выдают ребенку деньги по установленному тарифу, он может подать на них жалобу, которая, в свою очередь, грозит родителям немалым штрафом.
Детям—шведам деньги на карманные расходы дает… государство! В Швеции детям до 16 лет каждый месяц выплачивают по 1050 крон ($152).
В России нет регулирования выдачи карманных денег детям, поэтому судить о размере карманных денег, достаточно сложно. Официальной статистики нет. И рекомендованных размеров тоже нет. Однако, как показывает практика, размер выдаваемых денег зависит от разных факторов: финансовых возможностей родителей, размера выдаваемых денег другим детям, зрелости ребенка, его возраста, а также здравого смысла и пр.
На классном собрании мы провели анкетирование среди родителей учеников нашего класса, где задали вопрос: «Даете ли вы своим детям карманные деньги?» (рис.2).
Рисунок 2 — Распределение ответов на вопрос «Даете ли вы своим детям
карманные деньги?»
Как оказалось, большинство мам и пап (90%) выделяет детям карманные деньги. Но есть родители, которые ограничивают своих детей в свободных денежных средствах.
3 НАЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРМАННЫХ ДЕНЕГ
Карманные деньги — это, прежде всего, средство обучения финансовой грамотности. С их помощью ребенок на практике учится и открывает для себя мир покупок, возможностей, сбережений и инвестирования.
Итак, многие дети всё‑таки получают от родителей некие суммы на свои личные расходы.
Мы задали родителям вопрос «За что вы даете своим детям карманные деньги?» (рис.3).
Рисунок 3—Распределение ответов на вопрос «За что вы даете своим детям
карманные деньги?»
Карманные деньги рассматриваются многими родителями или как неизбежность («другим же дают!») или как награда или поощрение за хорошее поведение, оценки, работу по дому.
Рассмотрим подходы, которыми обычно руководствуются родители при выдаче карманных денег (Приложение 3).
Деньги за «Хорошее поведение». При такой системе деньги превращаются в инструмент манипулирования ребенком. Ребенок при родителях старается вести себя «примерно», зная, что за это ему заплатят. Но, не превращают ли родители, таким образом, семейные отношения в финансовые, когда покупают послушание детей за деньги, а те успешно торгуют своими чувствами и обещаниями?
Ребенок зарабатывает деньги на расходы. Дети могут заработать себе деньги, выполняя работу по дому. Чем такая система хороша для детей? В сознании детей деньги ассоциируются с работой (а не с просьбами и т.п.), каждый ребенок привыкает к тому, что деньги необходимо заработать, выполнив какое‑то дело.
Но не всякая работа по дому должна оплачиваться. Все‑таки, ребенок как полноценный член семьи должен принимать участие в выполнении домашних обязанностей бесплатно, бескорыстно. Не стоит платить ребенку за то, что он убрал кровать, вынес мусор или вымыл посуду. Иначе, бесплатно он вообще перестанет что‑либо делать.
Ребенок получает деньги за хорошие отметки. Психологи также довольно категоричны в отношении ежедневных премиальных и штрафов за оценки. Если вы будете давать деньги за хорошие оценки и штрафовать за плохие — ребенку будет интересен не сам процесс учебы, получения знаний, желание узнать что—то новое, а исключительно деньги. Учеба — это важная обязанность школьника, а не его работа. Если платить за оценки, то ребенок будет стремиться не узнавать что‑то новое, а получить оценку.
Система "нерегулярных подачек". При такой системе детям выдаются деньги тогда и столько, когда и сколько родители считают нужным. Эти деньги не заработаны. Родители могут, дать их, или не дать, в зависимости от своего желания.
Система семейного участия. В соответствии с этой системой дети получают деньги на мелкие расходы просто потому, что они являются членами семьи. Никаких дополнительных сумм им не выдается. Деньги никак не связаны с выполняемой работой. Преимущество системы — дети регулярно получают определенную сумму денег. Они могут планировать свои расходы. К недостаткам этой системы можно отнести то, что на карманные деньги редко можно купить очень хорошую вещь. Собственно они для этого и не предназначены.
На самом же деле, как считают специалисты, «детские» деньги необходимы, чтобы научить ребенка правильно управлять ими.
Многих родителей волнует вопрос, сколько выдавать ребенку, чтобы учесть его интересы, но в то же время не слишком баловать. Однозначного ответа тут дать невозможно. Это зависит от многих факторов.
Результаты исследования показывают, что сумма должна зависеть от финансового положения семьи и от возраста ребенка. Родителям нужно реально оценить потребности ребенка в карманных деньгах. Не стоит давать много, т.к. избыток денег может принести вред ребенку. В первую очередь появляется превосходство перед остальными детьми. Не помешает выяснить, есть ли уже карманные деньги у приятелей вашего ребенка: дети не любят сильно отличаться друг от друга.
Таблица 1
От чего зависит сумма выдаваемых карманных денег
|
Одним из важнейших вопросов является частота выдачи денег детям на карманные расходы.
Дети, в отличие от взрослых, по‑другому воспринимают время. Календарный месяц для них представляется достаточно большим сроком. Если ребенку младшего возраста выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то наверняка он не сможет ими грамотно распорядиться. Скорее всего, потратит всю сумму в первые же несколько дней. Поэтому лучше руководствоваться принципом: чем меньше возраст, тем чаще выдавать. Однако детям старшего возраста более целесообразно выдавать карманные деньги раз в месяц — это подводит их к осознанию такого важного понятия, как «бюджет» [2, с. 105]. Мы задали вопрос родителям учеников нашего класса: «Как часто вы выдаете карманные деньги своим детям?» (рис. 4).
Рисунок 4 — Распределение ответов родителей на вопрос «Как часто вы выдаете карманные деньги своим детям?»
В нашем классе большинству детей (69%) деньги выдают ежедневно, 12% — еженедельно. Некоторые родители (19%) признались, что деньги дают не регулярно — время от времени.
Нерегулярность выдачи карманных денег и отсутствие оговоренной суммы, на которую может рассчитывать ребенок приводит к тому, что попытка грамотного экономического воспитания ребенка (а именно это и является целью!) станет неэффективной, и ребенок попросту не научится планировать свои расходы.
4 КАК ГРАМОТНО ВЫСТРОИТЬ ДЕТСКИЙ БЮДЖЕТ
Сам факт, получает или нет ребенок карманные деньги, не является формулой его будущего финансового успеха. Подлинная формула заключается в том, научился ребенок или нет финансовой ответственности.
Мы провели опрос в классе, чтобы выяснить, на что ребята тратят свои карманные деньги.
Рисунок 5 – Распределение ответов детей на вопрос «На что вы тратите
свои карманные деньги?»
У современных детей соблазн тратить деньги очень велик. На каждом шагу его подстерегают конфеты, чипсы, жвачка, заколочки, розовые ручки, наклейки и т.д. Реклама по телевизору во многом нацелена на детей.
Многие дети уже с раннего возраста знают, как можно потратить деньги, но мало кто из них умеет планировать расходы и экономить.
Если родители вовремя не приучат своих детей грамотно распоряжаться деньгами, то ребенок может пребывать в уверенности, что тратить деньги надо исключительно на развлечения и его личные удовольствия.
Но тогда каким образом изменить отношение детей к деньгам и научить их ими разумно распоряжаться?
Для начала ребенку нужно объяснить, как строится семейный бюджет. Родители должны объяснить ребенку, как и почему деньги приходят в семью.
Семейный бюджет можно показать в виде таблицы. Первая часть таблицы – доходы (табл.2). В нее следует вписать зарплату, а также все ежемесячные денежные поступления — к примеру, проценты по вкладам или акциям, которые вы снимаете со счета каждый месяц.
Таблица 2
Доходы семьи
№ |
Доходы |
Сумма доходов |
1 |
Зарплата мамы |
|
2 |
Зарплата папы |
|
3 |
Другие доходы |
|
Итого: |
Таким образом, в колонке “Итого” вы получите реальную сумму ежемесячных доходов вашей семьи.
Далее попытаемся спланировать расходы, составив для них отдельную таблицу (табл.3). В данной таблице вы должны попытаться учесть все постоянные ежемесячные расходы. К примеру:
Таблица 3
Расходы семьи
№ |
Расходы |
Сумма |
№ |
Расходы |
Сумма |
1 |
Выплаты по кредиту |
6 |
Бытовая химия и лекарства |
||
2 |
Коммунальные услуги |
7 |
Транспортные расходы |
||
3 |
Расходы на образование |
8 |
Специалисты, которых вы посещаете ежемесячно (парикмахер, косметолог и др.) |
||
4 |
Услуги связи и интернета |
9 |
Карманные деньги |
||
5 |
Питание |
10 |
Сбережения |
||
Итого: |
Дети должны участвовать в планировании семейного бюджета, обсуждать семейные расходы, вносить свои предложения касательно планируемых покупок или отдыха.
Зная планируемые доходы и расходы своей семьи, и участвуя в их составлении, ребенок будет знать, что в семейном бюджете у него есть свое место. А так же ребенок будет учиться, как распоряжаться своими деньгами.
Доход самого ребенка формируется в основном из трех частей:
регулярно выдаваемые карманные деньги;
денежные подарки от родителей и родственников;
заработанные деньги.
Самое важное при развитии навыков грамотного использования денежных средств — это умение составлять бюджет.
Бюджет — это план расходов в соответствии с ожидаемыми поступлениями.
Если ребенок в своих расходах вышел из бюджета, и родители по своей доброте просто добавили ему некоторую сумму на приглянувшуюся вещь, считайте, что вы ему только навредили — понятие «бюджет» для него просто перестало существовать.
Мы предлагаем методику «Двух фондов». Суть ее проста. Бюджет ребенка делится на две части. У каждой части своя цель и предназначение.
Повседневный карманный фонд. Он выделяется родителями с определенной периодичностью. Используется для текущих трат ребенка и находится в полном его управлении. Его, конечно, можно быстро потратить на ерунду. Но тогда придется ждать до следующей «получки». А можно эти деньги распределить так, чтобы хватило на повседневные нужды до конца оговоренного срока (недели, месяца). А какую‑то их часть даже сэкономить и отложить.
Воспитательное значение этого фонда — дать ребенку возможность почувствовать себя самостоятельным и независимым. Проявить предусмотрительность, научиться анализировать различные варианты расходования средств.
Текущий накопительный фонд. Он складывается из денежных подарков, сэкономленных средств или заработанных денег.
Деньги можно копить на дорогостоящую покупку. Например, ежемесячное откладывание денег на новый телефон или велосипед. Значимость этой покупки для ребенка будет гораздо выше.
Так же, в статье расходов, важно иметь графу «подарки, сувениры близким людям». Если ребенок тратит все деньги только на свои нужды, имеет смысл задуматься, а станет ли он в далеком будущем ставить интересы другого человека выше удовлетворения собственных желаний.
Цель этого фонда — скопить средства на крупные текущие покупки или подарки друзьям.
Иногда, чтобы купить что‑то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов. Воспитательное значение фонда — укрепление семейной дисциплины, умение планировать, тренировка выдержки и терпения.
Одной из причин нехватки денег являются так называемые импульсивные покупки. Действительно, порой трудно удержаться от того, чтобы не положить в корзину нечто в глянцевой упаковке — не важно, нужна вам эта вещица или нет. Известно, что задача производителя — убедить покупателя, что ему необходим именно этот товар. Задача покупателя — спланировать бюджет так, чтобы купить то, что необходимо.
Для того чтобы эффективно управлять своими финансами, необходимо начать с их учета и построения собственных финансовых отчетов — отчета о доходах и расходах.
Раньше для этого использовали разнообразные приспособления — от глиняных дощечек до современных книг расходов и доходов. А сейчас следить за своими финансами стало совсем несложно — с помощью компьютера. Сделать эти отчеты можно вручную, используя для этого простые общедоступные программы (Microsoft Excel). Но можно воспользоваться и специально разработанными для этого программами, которые можно скачать в интернете.
В программе можно учитывать как свои доходы, так и расходы. Планировать и анализировать свой бюджет. Ведь зачастую, взглянув на список трат, понимаешь, что многие вещи куплены из сиюминутных побуждений.
В интернете существует множество программ для учета личных финансов.
Рисунок 6 — Программы для использования личных финансов
Для детей можно подобрать программы попроще. Ну а какую бы вы не выбрали программу, главное, чтобы она помогла вам добиться желаемых результатов, а планирование бюджета с ней превратилось для Вас из скучного обременительного занятия в интересное и комфортное путешествие по своим финансам.
В нашем классе мы предложили детям (при первоначальной помощи родителей) научиться пользоваться программой. Дети регулярно стали записывать свои доходы и расходы в компьютерной программе «Учет наличных». Данную программу мы нашли в интернете. После двух месяцев использования было проведено повторное анкетирование (рис.7). Был задан вопрос: «На что вы тратите карманные деньги?»
До После
Рисунок 7 — Распределение ответов детей на вопрос «На что вы тратите свои карманные деньги?» до и после использования программы для учета наличных
Вывод: Дети стали более ответственно относиться к своим расходам. Сократилось количество средств, потраченных на еду, сладости (с 58% до 35%) и развлечения (с 44% до 20%), а также на игры (с 22% до 8%). Увеличились накопления (с 12% до 65%). Многие стали тратить деньги не на сиюминутные желания, а целенаправленно откладывать на покупки, которые им предстоит сделать в будущем. Увеличение накоплений говорит о вдумчивом отношении к личным финансам. Увеличение средств, отложенных на подарки близким и друзьям (с 2% до 28%) говорит о том, что дети стали думать не только о личных интересах, но и о близких людях.
Еще один финансовый тренажер — копилка. Несмотря на свою простоту, эта небольшая емкость для мелочи способна научить планированию, выработать терпение, научить делать сбережения.
Ребенку предлагается написать «Список желаний». В него может входить все, что ребенок желает купить. Родители подписывают цену этих желаний. Как только нужная сумма в копилке собрана — можно пересмотреть список и выбрать покупку (или продолжить копить на более дорогостоящую).
В данном исследовании был проведен описанный выше эксперимент. Мы с мамой купили копилку и я написала «Список желаний».
Вот список моих желаний:
1.Сумочка —1000 рублей
2.Игра «Твистер» —1200 рублей.
3. Сотовый телефон —7000 рублей.
Мы с мамой договорились, что при накоплении определенной суммы мама будет добавлять столько же.
Каждую неделю мне дают на карманные расходы 350 рублей. Итого 350руб х4нед=1400 рублей/мес.
Для покупки сотового телефона понадобилось 5 месяцев, при условии, что деньги не будут тратиться.
Чтобы купить игру «Твистер» — понадобится 1 месяц.
Чтобы купить сумочку — 3 недели.
В итоге было принято решение накопить на сотовый телефон. Правда чтобы накопить на него, мне понадобилось не пять, а шесть месяцев (потому, что часть карманных денег была потрачена на буфет), но сотовый телефон был куплен! Это была моя первая самостоятельная просчитанная покупка, которая принесла мне радость и удовлетворение.
Совершенное нами исследование о рациональном использовании карманных денег нашло свое отражение в мультфильме «Уроки тетушки Совы. Азбука денег», который мы предлагаем посмотреть. Он в доступной для детей форме объясняет, как правильно научится использовать карманные деньги.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании мы выяснили, что карманные деньги для многих родителей зачастую служат как средство манипулирования ребенком (за хорошее поведение, оценки и т.д.). И даже если детям дают деньги, то родители всячески стараются контролировать детей в их тратах. И дети, не получая регулярно деньги на их личные расходы, не имеют возможности планировать свои расходы и в основном тратят на сиюминутные желания.
Предложенные по результатам исследования рекомендации о распределении карманных денег по фондам учит, во‑первых, делать сбережения, что приучает детей, среди прочего, к терпению. Дети так же учатся оценивать приоритетность той или иной покупки. А учет и контроль над использованием денег при помощи компьютерных программ для учета личных финансов, учит планировать и анализировать свой бюджет, сопоставлять доходы и расходы. Все эти навыки идут в копилку жизненного опыта ребенка, повышают степень его уверенности в себе, развивают самостоятельность.
Выдача карманных денег — это одно из действенных средств финансового воспитания ребенка. Единственный верный способ научить детей управлять деньгами — разрешить им самим делать это. И карманные деньги — лучший тренажер. Другими словами, ребенок сам учится методом проб и ошибок. И если в детстве им не представится возможность этого сделать, в более зрелом возрасте цена ошибок будет больше.
Мы считаем, что в результате проведенного исследования гипотеза подтверждена, цель достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алоева А.А. Дети и деньги.— Ростов — на – Дону: Феникс, 2016. — 238с.
Арефьева Т.А. Дети и деньги. – СПб.: Речь, 2006. — 245с.
Бейли. Д. Твои деньги. - М .: Мнемозина, 2012. – 48с.
Белов В.А. Денежные обязательства. – М.: Эксмо, 2007. – 192с.
Блискавка Е. Дети и деньги. - М.:Манн, 2014. – 80с.
Борисов Е.Ф. Хрестоматия по экономической теории. – М.: Юристъ, 2016. – 536с.
Годфри Д. Как научить ребенка обращаться с деньгами. – М.: Добрая книга, 2014. - 224с.
Красавина Е. Дети и деньги. Растим миллионера. – СПб.: Питер, 2013. – 256с.
Острикова Г.М. Как помочь своему ребенку стать богатым. — М.: АСТ, 2016. — 158с.
Смирнова Н.Л. Великие мысли великих людей. — СПб.: Лениздат, 2007. — 288с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Подходы, которыми часто руководствуются родители
при выдаче карманных денег
Рисунок П 1
Приложение 2
П редлагаемая схема распределения и использования школьниками карманных денег
У чет и анализ карманных денег Накопление и сбережение
в компьютерной программе
для учета наличных
Рисунок П2
Приложение 3
Памятка для родителей
Количество выдаваемых денег должно соответствовать вашему бюджету и возрасту ребенка. Найдите золотую середину: не ущемлять и не баловать.
Разработайте систему и оговорите ее с ребенком: выдается определенная сумма денег на один и тот же срок, предпочтительно на неделю.
Не ругайте ребенка за то, как он тратит деньги, если это не вредит его здоровью. Помогайте только тактичными советами.
Наблюдайте, анализируйте и контролируйте расходы ребенка, не вторгаясь в его личное пространство без особой необходимости.
Лучше всего приобщать ребенка к деньгам в том возрасте, когда вы еще можете влиять на его отношения с финансами.
Карманные деньги придают детям уверенности в себе. Ребенок, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя взрослым.
Иногда, чтобы купить что—либо значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов.
Нередко в семье бывает так мало свободных средств, что карманные деньги для ребенка кажутся расточительством. В таких случаях давать ему совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких монет дает ему ощущение независимости.
Приложение 4
Правила безопасности при обращении детей
с карманными деньгами
Деньги – это не только возможность покупать нужные вещи, а еще некоторая опасность. Ребенок должен четко усвоить, что с деньгами надо быть очень аккуратным. Вот несколько наиболее распространенных «нельзя».
1. Нельзя демонстрировать посторонним свои деньги (в том числе и ровесникам).
2. Нельзя брать в долг у чужих людей.
3. Нельзя давать чужим свои деньги, если они обещают отдать (я забыл кошелек дома, пойдем со мной, я верну тебе деньги).
4. Нельзя оставлять свои деньги в карманах одежды (в раздевалке).
5. Нельзя носить свои накопления с собой (можно потерять).
6. Если кто‑то угрожает ребенку и требует деньги (и другие ценности), их надо отдать не сопротивляясь. Жизнь бесценна.