Сравнительно-экономический анализ рынка мобильных телефонов в России

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнительно-экономический анализ рынка мобильных телефонов в России

Арцер С.А. 1
1МБОУ СОШ 50
Григорович М.А. 1
1МБОУ СОШ 50
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Постановка проблемы и актуальность исследования.

Развитие мобильной связи за прошедшие 25 лет полностью поменяло нашу жизнь. Появившись в России как средство связи, пройдя путь от простых кнопочных телефонов до современных мощных смартфонов (сопоставимых по вычислительной мощности с персональным компьютером), современные мобильные устройства стали постоянными спутниками в наших повседневных заботах. При этом параллельно с мобильными телефонами происходит развитие сотовых сетей, которые помимо услуг голосовой связи стали предоставлять услугу мобильного интернета, что в корне меняет консервативный сценарий использования мобильных устройств. Поэтому мы ожидаем, что с наступлением эры сетей 5G этот рынок претерпит изменения.

Обзор проблемы.

Но в настоящее время на рынке мобильных телефонов большой выбор разнообразных моделей. Присутствуют как самые простые кнопочные телефоны, так и мобильные устройства, которые «нашпигованы» разнообразными функциями – от фотокамеры до дистанционной оплаты банковской картой. Разумеется, с каждым днем потребителям сложнее выбирать марку и модель нового телефона, потому что многие модели телефонов начинают быть схожими, отличаясь только торговой маркой и особенностями фирменной прошивкой (MUI). Телефоны могут быть схожи по дизайну корпуса, по объемуоперативной памяти, мощности камеры и др. Ведь на данный момент человек использует телефон не только как средство сотовой связи, а еще и как коммуникация (связь в социальных сетях, фотоаппарат, средство получения различной информации). Поэтому данный проект представляет собой попытку осмыслить ситуацию на рынке мобильных телефонов, мы не затрагиваем планшетные компьютеры и другие категории мобильных устройств, которые являются нишевыми. В итоге мы хотим посмотреть какие бренды занимают большую часть рынка и сделать прогнозы на будущее.

Объект исследования: рынок мобильных телефонов в России.

Предмет исследования: динамика продаж мобильных телефонов в относительных показателях и сценарииприменения мобильных телефонов потребителями.

Цель исследования: выявить динамику продаж на рынке мобильных телефонов по отдельным брендам и спрогнозировать ситуацию на ближайшее время.

Задачи исследования:

1. Провести изучение потребительского спроса путем анализа динамики продаж мобильных телефонов.

2. Определить тип конкуренции на рынке мобильных телефонов в стране.

3. Выявить потребительские предпочтения к производителям мобильных телефонов и сценарии их использования.

Вклад автора в изучение проблемы.

Нами рассмотрена динамика рынка мобильных устройств на основе анализа вторичной информации. Определен тип конкуренции рынка – олигополия. Проведен анкетный опрос о предпочтениях молодежи к той или иной марке мобильного телефона. Анкетный опрос проанализирован и сделаны обобщающие выводы.

1. Анализ динамики продаж мобильных телефонов и конкурентная ситуация на рынке

Деятельность любой коммерческой организации базируется на получении прибыли. Для компаний-производителей мобильных телефонов, которые прошли долгий путь развития, описанный выше, сегодня наступает очень сложный период. Он связан с насыщением рынка мобильных устройств и, как следствие, падением объемов продаж. Почему так произошло? Снова обратимся к истории развития мобильной связи. До появления первого смартфона американской корпорации Apple в 2007 г., на рынке мобильных телефонов доминировали европейские и американские бренды – Nokia, Motorola, Alcatel, SonyEricsson, Siemens. Признанным лидером являлась компания Nokia, которая имела полный цикл производства мобильных устройств – от электронных компонентов до программного обеспечения. Но начиная с 2007 г. ситуация стала кардинально меняться. Все вышеуказанные бренды ушли с рынка, а компания Nokia в 2013 г. продала свое мобильное подразделение компании Microsoft. С этого момента на рынок стали выходить сенсорные смартфоны китайских производителей под управлением операционной системы Android (создатель – корпорация Google) и смартфоны Iphone корпорации Apple. В настоящее время единственной альтернативой является ОС Аврора (разработчик – компания «Открытая мобильная платформа»), но она проходит тестирование. Исходя из сложившейся ситуации на рынке и невозможности провести детальный анализ продаж мобильных телефонов в денежном эквиваленте, мы приняли решение проанализировать продажи мобильных устройств в мировом масштабе по показателю занимаемой рыночной доли. Доля рынка характеризует положение компании на рынке относительно конкурентов. Количественный показатель доли рынка определяется процентным соотношением показателей объема продаж, к общему объему продажи товаров той же категории на рынке [2].

Хотя доля рынка является наиболее важным показателем маркетинговой деятельности компании, не существует общепринятого совершенного метода ее измерения. Доля компании может быть рассчитана как на рынке в целом, так и в рамках отдельного обслуживаемого сегмента. В таблице 1 представлена динамика продаж мобильных телефонов с 2013 по 2018 год наиболее популярных брендов на рынке.

Таблица 1.

Анализ динамики рыночной доли мобильных устройств

год

марка

Samsung

Apple

Xiaomi

Huawei

Oppo

Lg

Lenovo

Motorola

2013

22,69

25,86

0,05

0,85

-

2,79

1,81

0,14

2014

27,85

23,52

0,07

0,95

-

2,99

0,89

0,36

2015

27,85

22,75

0,52

1,57

-

4,01

2,28

0,93

2016

27,85

19,58

0,75

2,59

0,47

4,28

2,18

2

2017

33,71

19,73

2,16

3,78

1,9

3,87

2,12

2,29

2018

31,81

19,64

4,85

5,26

3,45

3,48

2,64

2,87

2019

31,82

22,85

7,88

7,87

4,49

2,78

2,72

1,77

Источник: [3].

Табличные данные проиллюстрированы на графике.

Данные, которые мы видим, позволяют сделать вывод, что на рынке формируется классическая олигополия, когда имеется несколько производителей, которые делят между собой потребителей. Безусловным лидером является компания Samsung. Смотря на таблицу, мы видим, что за 6 лет продажи Samsung выросли на 9%. Компания занимает первое место по продажам по России. ПродажиApple падают на 3%. К первому кварталу 2019 года их продажи составили 22,85 %. В отличие от Samsung это меньше на 9% к 2019 г., но при этом пока что у Apple получается занимать второе место. Возможно, это связано с тем, что по мере выхода новых моделей, на старые снижаются цены, что позволяет сохранять объемы продаж.

Рис. 1. Анализ динамики рыночной доли мобильных устройств.

Табличные данные позволяют сделать вывод о том, что в будущем на российском рынке останется четыре бренда мобильных устройств, а может быть и меньше. Для Apple важно, чтобы iPhone как ключевой для всей экосистемы продукт продавался как можно в больших количествах. Но этого не происходит, более того, продажи iPhone падают заметно быстрее, чем падает рынок смартфонов. Причина этого в том, что Apple игнорирует основную тенденцию – люди хотят модели среднего сегмента с хорошим соотношением цена/качество, это то, что Samsung дала в А-серии 2019 года. Таким образом видно, что рынок олигополизируется. Что может переломить тренды? Только появление какого-то нового, уникального продукта. Но об этом говорить пока рано.

2. Выявление потребительских предпочтений к производителям мобильных телефонов и сценарии их использования

Вышеприведенный прогноз по продажам мобильных телефонов подтверждает четкий тренд рынка – олигополизацию. В этой связи у потребителя возникает проблема «ограниченного» выбора. Зайдя в магазин, покупатель видит на полках разнообразие моделей марок телефонов, но примерно одинакового дизайна. Налицо проблема идентификации функций телефонов и брендов. Иначе говоря, у потребителя все телефоны «на одно лицо». И что в этом случае делать? Правильно позиционировать товар. Это возможно при изучении особенностей использования смартфонов потребителем. В нашем случае мы использовали анкетный опрос.

Использование анкетного опроса позволяет получить большой и легко сравнимый с помощью количественных методов фактический материал. Письменный характер анкеты позволяет респонденту бо­лее тщательно вникнуть в ее содержание, т.к. текст вопросов можно перечитать несколько раз. У метода анкетного опроса существует ряд достоинств: простота, экономичность и оперативность [2, с. 82-84]. При этом получаемая оценка более объективна, чем при устном опросе или интервью. Та свобода, которую чувствует респондент при выборе варианта ответа, положительно отражается на общих ре­зультатах опроса. К сожалению, анкетер имеет слабую возможность контроля за уровнем информирован­ности респондента. Вопросы, которые поставлены в анке­те, могут носить излишний формальный характер, что способствует получе­нию в значительной степени обобщенных и субъективных данных. Но, несмот­ря на недостатки, анкетный метод позволяет опросить достаточно большое число людей.

Опрос проведен нами у учащихся 10б класса школы 50, в нем участвовало 25 чел. Анкета содержала несколько вопросов: 1. пользуетесь ли вы телефоном: да, нет, 2. какой маркой мобильного телефона пользуетесь: Samsung, Apple, Honor, Huawei, Xiaomi, другой, 3. в какой ценовой категории готовы покупать телефон: до 5000 руб., от 5000 до 15000 руб., от 15000 до 30000 руб., от 30000 до 50000 руб., от 50000 руб. и выше, 4. что для вас самое главное в телефоне?: камера, объем встроенной памяти, внешний вид, быстрая работа телефона, количество сим-карт, иное, 5. что вы ожидаете в будущем от мобильных устройств?: 1. люди отойдут от телефонов и появится новый гаджет, 2. телефоны будут развиваться, и люди так и будут продолжать пользоваться мобильными телефонами, 6. пользуетесь ли вы какими-либо гаджетами кроме телефона?: 1.часы электронные, 2. планшеты, 3. Фитнес-браслеты, 4. другие? какие?, 7. возможно, что гаджеты, перечисленные в 6 вопросе, заменят телефон?: 1. да, 2. нет.

Анализ приведен ниже. Для удобства восприятия и анализа все результаты переведены в процентные значения.

Таблица 2.

Анализ ответов в первом опросе

№ вопроса

Распределение ответов в процентах на каждый вариант ответа, %

1

2

3

4

5

6

1

95

5

       

2

22

18

15

20

10

15

3

10

30

30

20

10

 

4

15

25

17

25

13

5

5

40

60

       

6

15

35

30

20

   

7

70

30

       

Судя по ответу на первый вопрос, большинство респондентов пользуются телефонами.

Рис. 2. Анализ ответов по первому вопросу анкеты.

Рис. 3. Анализ ответов по второму вопросу анкеты.

Наиболее предпочитаемыми марками являются Samsung и Huawei. Обращает на себя внимание высокая доля тех, кто пользуется другими марками телефонов, что позволяет говорить о дроблении пользователей по маркам. Но не забываем, что в данном опросе участвовали школьники. По всей видимости они используют малоизвестные марки, типа BQ.

Рис. 4. Анализ ответов по третьему вопросу анкеты.

Используемые смартфоны лежат в высоком ценовом диапазоне, до 30000 руб.

Рис. 5. Анализ ответов по четвертому вопросу анкеты.

Для половины опрошенных главным в телефоне является объем встроенной памяти и быстрая работа телефона. Также значимость имеет камера и количество сим-карт, устанавливаемых в аппарат.

Рис. 6. Анализ ответов по пятому вопросу анкеты.

Опрошенные школьники не сомневаются в том, что люди в дальнейшем будут пользоваться сотовыми телефонами.

Рис. 7. Анализ ответов по шестому вопросу анкеты.

Помимо телефонов, треть учащихся пользуются планшетами и фитнес-браслетами.

Рис. 8. Анализ ответов по седьмому вопросу анкеты.

Но при этом свыше двух третей опрошенных уверены, что отдельные гаджеты не заменят телефон.

В итоге, по таблице мы видим, что многие пользуются телефонами. Исходя из опроса большей популярностью пользуется Samsung (22%). Люди не готовы трать большие деньги на смартфоны, поэтому большее количество людей отдали свое предпочтение телефонам от 5000 до 30000 рублей. При выборе телефона люди обращают внимание на быструю работу телефона (25%) и на объем памяти (25%). Многие не видят замену обыденному телефону либо просто не готовы к переменам. Кроме телефона люди пользуются и другими гаджетами, но они не видят в них замену телефону.Телефон превращается и в фотоаппарат, и в полиоператорское разговорное устройство (наличие нескольких сим-карт).

Заключение

Мы можем сделать вывод, что в дальнейшем на рынке мобильных устройств останутся трисильных бренда. Это Samsung, Apple и Huawei.Samsung иHuawei работают в среднем и даже в нижнем сегменте мобильных устройств. Компания Apple производит слишком дорогие телефоны, но при этом люди не перестают скупать флагманские модели бренда. Поэтому продажи показывают циклическую динамику.

Дальнейшие перспективы мобильных устройств связаны с развитием сетей 5 поколения. Это вполне ожидаемо: за последние несколько лет мобильная связь оказалась незаменимой не только в быту, но и в масштабных промышленных и инновационных процессах. Быстрая и бесперебойная передача данных жизненно необходима для развития и эффективного внедрения цифровых двойников предприятий и промышленного интернета вещей (IIoT), беспилотных автомобилей, облачных технологий и других прорывных технологий.Все это станет возможным благодаря уникальным технологическим характеристикам 5G. Стандарт связи пятого поколения позволяет подключать более 1 миллиона устройств на площади до 1 км2, поддерживает соединение при движении абонента до 500 км/ч и дает возможность передавать данные со скоростью более 20 Гбит/с. Для сравнения: при 4G максимальная скорость соединения составляет 1,4 Гбит/с - почти в 20 раз медленнее. За счет широкого диапазона доступных частот (особенно высоких частот, отличающихся короткой длиной волны и узкой направленностью) при внедрении 5G увеличивается емкость трафика, точность и стабильность передачи данных, минимизируются задержки в интернет-соединении и возрастает энергоэффективность оборудования.

Список использованных источников и литературы

1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: уч. пособие для вузов / В.Ф. Анурин. – М.: Академический проект, 2003. – С. 82-84.

2. Доля рынка. URL: https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_d/dolya_rynka/.

3. Тет-а-тет. Российский рынок смартфонов и кризис. Взгляд владельца B-бренда BQ. URL: https://mobile-review.com/articles/2019/interview-bq.shtml.

Дополнительная литература и источники, используемая при подготовке проекта

Автоматизированные системы обработки информации и управления. URL: http://www.newreferat.com/ref-23272-44.html.

Гуменюк Д., Журавлев В.И., Мартюшев Ю.Ю. Основы электроники, радиотехники и связи, 2008 / История, стандарты, технологии. URL: http://celnet.ru/osnovy.php.

Зиновьева А.В. Эволюция телефона: путь от говорящего телеграфа до смартфона. URL: https://sciencepop.ru/evolyutsiya-telefona-put-ot-govoryashhego-telegrafa-do-smartfona/.

Муртазин Э. Сценарии использования мобильного телефона. URL: https://mobile-review.com/articles/2017/vote-1-results.shtml, https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fpikabu.ru%2Fstory%2Frezultatyi_oprosa_polzovateley_mobilnyikh_ustroystv_4245213.

На какой частоте работает 4G у российских операторов? URL: https://4gltee.ru/na-kakix-chastotax-rabotaet-set-v-rossii.

Поколение мобильной телефонии // 2G. URL: http://ru.wikipedia.org.

Покрытие операторов CDMA в Украине. URL: http://trushenk.com/pokrytie-cdma-ukraina.html.

Расходы на связь в США. URL: http://qwester.ru/2011/10/rasxody-na-svyaz-v-ssha/.

"Ростелеком" взял стратегическую частоту. URL: http://comnews.ru/content/111317/2018-01-17/rostelekom-vzyal-strategicheskuyu-chastotu#ixzz54jF3bnwk.

Справочник абонента мобильной связи (часть 1). URL: http://www.ixbt.com/mobile/spr-part1.html.19.

Стандарты сотовой связи // CDMA-450 (IMT-MC-450). URL: http://www.bwc.ru.

Форм-фактор выбора сотового телефона. URL: http://lapplebi.com/news/5004-form-faktor-vybora-sotovogo-telefona.html.

 

Просмотров работы: 273