Логистика в России: развитие, проблемы и перспективы

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Логистика в России: развитие, проблемы и перспективы

Калинина О.С. 1
1Государственный социально-гуманитарный университет
Максимова Ю.Ю. 1
1Государственный социально-гуманитарный университет
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема «Логистика в России: развитие, проблемы и перспективы» является одной из важных тем в условиях становления в России рыночной экономики. Так как логистика - один из основных факторов экономического развития России. Логистика усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Фактор логистики является одним из важнейших при размещении производства. Для рационального размещения производства этот фактор нужно обязательно учитывать. Логистика играет большую роль в освоении территорий.

Состояние и развитие транспортной системы имеют для Российской Федерации исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей. В современных условиях транспорт является одним из определяющих функциональных факторов повышения темпов экономического роста.

1. Понятие логистики

Для начала стоит обозначить, что же такое логистика. Логистикой называют научную сферу и область деятельности практического характера, имеющую отношение к формированию и управлению потоками в виде преобразующих процессов внутри таких систем таких как: социальная и экономическая. Обычно в понятии современных предпринимателей логистика обозначает оптимизацию отправки продукции из одного место в другое. В этом случае акцент делается именно на производство максимально выгодного в экономическом плане пути следования, выбор транспортных средств и вида перевозок, уменьшение издержек, имеющих прямую взаимосвязь с проведением транспортировок.

В общей сложности требуется рассмотреть отдельно грамотные версии перевозок потоков материальных средств, снижение расходов на процедуры в области логистики – например, приобретение материалов и сырья или продажа товара итоговому покупателю. Кроме того, в логистической науке особенно отмечается вопрос наценки продукции в условиях прохождения каждого из конкретных частей логистики (изготовитель, итоговый клиент) и в условиях употребления комплекса транспортных средств разных видов.

2. Развитие логистики в России

Зарождение логистики в России уходит в далёкое прошлое. На первых этапах становления наука применялась в военной сфере, позднее перейдя в экономическую сферу (см. рис.1). Так, истории известен факт, согласно которому военный теоретик Жомини написал книгу по логистике. Впоследствии её изучал сам Александр II. В те времена под логистикой понималась тактика управления войсками в разрезе дислокации военных подразделений, снабжения и армейского транспортного обслуживания. Во времена СССР, в начале II Мировой войны был реализован грандиозный логистический проект по демонтажу и переносу огромного числа предприятий вглубь страны. К сожалению, развитие логистики в стране до 90-ых годов шло медленно. Логистическая деятельность (например, сбыт и транспортная логистика в России) долгое время недооценивались, а сфера производства всегда была на шаг впереди сферы обращения товаров. Результатом этого являлись медленная доставка товаров до пункта назначения и низкое качество обслуживания потребителей. Необходимость в применении методов логистики появилась в переходный период. Но в то время помимо недооценки важности самой логистики существовали и другие тормозящие её развитие факторы, в числе которых:

- экономическая и социальная нестабильность;

- неудовлетворительная отраслевая инфраструктура (необорудованные склады, плохие дороги). [1]

Рис.1. Логистика в России в ХХ веке

Тем не менее, определённые предпосылки к становлению логистики всё-таки имелись. С наступлением перестройки и установки рыночных отношений в ВУЗах на экономических факультетах начали преподавать дисциплины, связанные с логистикой, осуществлять научно-технические разработки, в том числе в области управления транспортировкой товаров. Но при этом не было понимания важности и необходимости повсеместного внедрения логистической практики. Возможно, именно поэтому для большей части российских предпринимателей, управленцев и инженерно-технических работников её идеи являются принципиально новыми даже сегодня.

Безусловно, в наши дни многие осознали, что без использования логистики прибыльным бизнес быть не может. Поэтому бизнесменов всё чаще интересуют принципы логистики, в ВУЗах начали готовить специалистов в данной области, а компании всё чаще нуждаются в кадрах с логистическим образованием. Создаются даже специальные компании, оказывающие логистические услуги, объём которых неуклонно растёт. И хотя недавний мировой экономический кризис приостановил развитие логистики в России, серьёзные логистические компании остались на плаву. В данный момент ситуация стабилизируется. Увеличивается объём логистических услуг, передаваемых на аутсорсинг, который, как ожидается, будет в дальнейшем только возрастать. Концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепи снабжения, производства и распределения. Появляются современные коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить быстрое прохождение материальных и информационных потоков и осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя.

3. Логистика в настоящее время

Растет активность логистического бизнеса. (см. рис.2) Все больше обращается внимание на выделение логистических функций торговых и промышленных предприятий, связанных с входящей и исходящей транспортировкой, а в ряде случаев и с внутрипроизводственной транспортировкой на промышленных предприятиях, складским хранением и управлением запасами, на аутсорсинг. Под аутсорсингом понимается передача не основных функций и процессов и внешним исполнителям [6]. Аутсорсинг позволяет предприятиям наращивать свой профессионализм в конкретной области деятельности, концентрировать ресурсы и фокусировать внимание и персонал на ключевых видах деятельности.

Рис. 2. Основные характеристики современной ситуации в области логистики и управления цепями поставок в РФ, %

Усилилась тенденция глобализации и интеграция в рамках цепей поставок. Это проявляется, в частности, в виде выхода крупных западных логистическихкомпаний и сетевых операторов на российский рынок; во все более возрастающем приходе иностранных производителей на российский рынок. Компании все чаще размещают свои производства на территории РФ. Это позволяет им пользоваться такими преимуществами операций на внутреннем рынке, как получение налоговых и таможенных льгот, быть ближе к местным потребителям и гибче реагировать на изменение их потребностей. Многие иностранные производители до сих пор продолжают рассматривать российский рынок как потенциальный, считают преждевременным разворачивание своих операций на российском рынке.

4. Роль логистики

Роль логистики в экономике России определяется системным взаимодействием пяти основных факторов: экономического, организационно-экономического, информационного, технического и специфического (для российских условий), связанного с регулированием хозяйственных процессов(см. рис. 3). Рассмотрим каждый из факторов.

Экономический фактор. В настоящее время на передний план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения как для увеличения прибыли фирмы, так и для наиболее полного удовлетворения интересов потребителя, оказания ему комплекса услуг. Таким образом, если в условиях развития рыночных отношений принцип «расчёт–выгода–потребитель» находится в центре внимания, то потенциал логистики обеспечивает воплощение этого принципа.

Организационно-экономический фактор. Наряду с происходящими в российской экономике процессами дробления хозяйственных структур, автоматизации новых структурных образований, децентрализации управления получают развитие процессы кооперации и интеграции хозяйственной деятельности. В переходной экономике, предполагающей наличие различных форм собственности, всё большее значение приобретают интеграционные формы управления и тенденция к координации, которые в особенности характерны для логических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складского хозяйства и транспорта.

Информационный фактор. Особенно актуально развитие информационных связей, которые являются причиной и следствием развития рыночных отношений, взаимообуславливают друг друга. Информатика наиболее тесным образом связывает рынок и логистику, поскольку составляющей логистических процессов являются информационные потоки.

 

1960 г. (становление)

1920-1950 гг. (фрагментаризация)

 

1970 г. (развитие)

1980-1990 гг. (интеграция)

 

Прогнозирование спроса

 

Закупки

Материальныйменеджмент

 

Упаковочная индустрия

 

Грузопереработка

Интегрированная дистрибьюция

 

Складирование

 

Военная логистика

Бизнес - логистика

 

Планирование распределения

 

Управление заказами

Физическое распределение

Микропроцессорная коммерци-алиация

 

Транспортировка

 

Управление запасами в сбыте

Маркетинг

 

Обслуживание потребителей

Всеобщее управление качеством

 

Планирование потребностей

Информационно-компьютерные технологии

Информа-ционно-компьютерные технологии

 

Производственное планирование

 

Управление запасами в производстве

Производственный (операционный) менеджмент

 

Технологическая транспортировка

Гибкие производственные системы и технологии

Рис. 3. Эволюция логистики

Технический фактор проявляется в том, что логистика как система управления, её субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и в сфере управления (при автоматизации и компьютеризации управления), обеспечивающих решающий успех на рынках товаров и услуг. В свою очередь, коммерческая инициатива и развитие рыночных отношений стимулируют внедрение новой техники в процессы управления материальными потоками, которые в условиях технической модернизации требуют эффективного управления на логической основе.

Специфический фактор. Большую актуальность логистика приобретает из-за необходимости в государственной поддержке процессов товародвижения. Использование различных методов государственного управления для регулирования этих процессов адекватно логическим подходам. Они применимы и эффективно используются не только на микроуровне предприятий и организаций – участников процесса товародвижения, но и на региональном и федеральном уровне.

Причины возрастания интереса к логистике обусловлены потребностями развития экономики и бизнеса в России. Первоначально усилия фирм были направлены в основном на снижение себестоимости каждой единицы продукции. В настоящее время, когда предложение повсеместно стало превышать спрос, предприниматели начали признавать также важность обеспечения сбыта за счёт снижения общих издержек.

5. Проблемы развития логистики

В России логистика развивается не так быстро, как например в США. Необходимость в методах логистики возникла в переходный период. Как показал опыт других стран, развитие тех или иных нововведений связано с конкретным рядом условий и событий. Например, с уровнем технологического развития, политической обстановкой, зрелостью рыночных отношений и т.д. [6]

Можно выделить трудности, которые стоят на пути развития логистики в России:

- непростая ситуация внутри общей экономики страны и напряженность социума в условиях различных сфер жизни общества;

- неправильная оценка в течение огромного срока значимости сферы обращения (сбыта и снабжения). В западной части России она занимает основную важную позицию в логистической научной области (в рамках истории сфера обращения в границах России по развитию многим уступала производственной сфере, вследствие чего существенно замедлилось продвижение продукции к итоговому покупателю, плохое качество обслуживающего сервиса в отношении покупателя и т. д.);

- экономическая инфраструктура уступает даже развитию в средней статистике мировому рынку: неграмотное развитие структур, посредством которых продвигается продукция, плохая степень развития сегодняшних систем в отношении коммуникаций электронного типа, отставание инфраструктуры в отношении транспортных средств (особенно — дороги для автомобилей) и технического, а также технологического уровня развития транспортных видов.

- отсталость развития в условиях производства и техники, а также базы складского хозяйства на основе технологического типа.

- плохие показатели развития промышленных предприятий, осуществляющих деятельность в виде упаковки и производства тары.

Рис. 4. Факторы, являющиеся барьерами на пути развития логистики и управления цепями поставок в РФ, %

Приведенные трудности являются частными случаями, а самым главным тормозом, по мнению консалтинговых фирм, является отсутствие бизнес проектов, в которых были бы прописаны четкие функции каждого подразделения фирмы. (см. рис.4)

Также достаточно серьезной проблемой является подготовка кадров в области логистики. В настоящее время ощущается определенный недостаток специалистов, имеющих не только опыт практической работы, но и владеющих фундаментальными теоретическими знаниями в области логистики. Хорошие специалисты по логистике должны обладать знаниями из различных областей, а также знать общие взаимосвязи между функциональными областями бизнеса.

6. Перспективы развития логистики

В будущем уровень конкуренции и рыночная активность будут возрастать, а запросы клиентов станут более высокими (см. рис.5). Как следствие, предприятиям придётся искать новые способы снижения затрат. Осознавая огромный вклад логистики в повышение рентабельности бизнеса, владельцам компаний всё чаще придётся обращаться к специалистам в области логистики. Это свидетельствует о наличии хороших перспектив логистики в России.

Основными направлениями в логистическом российском развитии в ближайший период времени можно считать:

- совершенствование базы нормативно-правого характера;

- мотивирование работы известных транспортных организаций;

- мониторинг цепей доставки потоков грузов и каналов размещения готовых товаров;

- единство системы информации в области транспортного развития. Научный анализ и подготовка высококвалифицированных работников логистической отрасли, которые будут понимать особенности организации процессов внутри логистической науки.

Кроме того, для успешного развития логистики в стране есть определённые предпосылки:

технологические

научно-теоретические

Научно-теоретические предпосылки - это подготовка специалистов, непосредственно осуществляющих деятельность по логистике. Также научно-технические предпосылки связаны с развитием систем управления материальными потоками. А именно внутрипроизводственные системы, автоматизирование процессов. [2]

Рис. 5. Логистика в России

Техническую базу составили технологические объекты отраслевых, территориальных и ведомственных систем сбыта и снабжения продукции. Рассмотренные предпосылки складывают фундамент для становления логистического стержня в управлении всеми сферами производства и экономики в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении можно сделать вывод, что логистика оказывает всестороннее воздействие на экономическое развитие страны. Там, где правильно понимают роль логистики, государство успешно развивается в экономическом, политическом и социальном отношениях.

Все более востребованными на отечественном рынке труда становятся логисты, причем не только в привычных видах логистической деятельности: транспортировке, экспедирования, складирования, управления запасами, таможенном оформлении, но и как координаторы (супервайзеры) логистического процесса компании, организаторы стратегического планирования и управления корпоративной логистической системой и так далее. Также усилилась тенденция глобализации и интеграция в рамках цепей поставок. Происходит возрастание числа компаний, имеющих логистические отделы и службы.

Список используемых источников

1. Статья Артёма Богданова «Логистика в России: развитие, проблемы и перспективы» https://cargolink.ru/ls/blog/536.html (дата обращения: 27.10.2020)

2. Перспективы развития логистики в России http://www.auto60rus.com/logistika.php (дата обращения: 27.10.2020)

3. Россоха, Д. Ю. Логистика в России: проблемы, возможности, решения / Д. Ю. Россоха. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.1 (117.1). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/117/30354/ (дата обращения: 25.10.2020)

4. Проблемы развития логистики в России https://works.doklad.ru/view/M5NHOdxm2tQ.html (дата обращения: 25.10.2020)

5. История развития логистики в России http://sitebs.ru/blogs/24146.html

6. Ы. Ташбаев, заместитель председателя Координационного совета по логистике, директор по развитию Консалтинговой компании «А ДАН ДЗО» Доклад «Современная ситуация, тенденции и перспективы развития логистики и управления цепями поставок в России» http://www.rmo.ru/ru/nmoborudovanie/nmoborudovanie/2007-2/64_69_OTA_02_07.pdf (дата обращения: 27.10.2020)

 

Просмотров работы: 10236