Мужской и женский менеджмент в России

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мужской и женский менеджмент в России

Сорокина П.Н. 1Урвичева А.А. 1
1ГОУ ВО МО «ГСГУ»
Максимова Ю.Ю. 1
1ГОУ ВО МО «ГСГУ»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Общество всегда волновала проблема, веками складывались и выстраивались типичные, стандартизированные представления о понятиях «мужское» и «женское», об образах и ролях, присущих тому или иному полу. Эти стереотипы распространяются на всех представителей гендера независимо от индивидуальных особенностей, возраста или происхождения. Они затрагивают не только черты личности, но и особенности поведения, в том числе, что актуально в контексте данной работы, особенности принятия управленческих решений.

Исключительная патриархальность современного общества плавно уходит в прошлое. Новая тенденция в управлении ведет к постепенному закреплению женщин на местах крупных руководителей. Активная интеграция женской и мужской моделей поведения в бизнесе создает предпосылки и формирует осознанную необходимость изучения гендерных особенностей поведения личности в управленческой деятельности и организационно-методические аспекты менеджмента в зависимости от пола управленца.

От влияния личностного фактора ключевым образом зависит выбор управленческого решения. Поэтому для обеспечения эффективности работы любой организации необходимо именно его исследовать максимально полно.

Исходя из этого  целью работы является: исследование гендерных аспектов менеджмента и изучение взаимосвязи особенностей управленческой деятельности и стиля руководства от гендерной типизации в целях повышения эффективности управления.

Проникновение женщин в управление экономикой

К началу третьего тысячелетия сформировалось и укрепилось понимание того, что российская экономика в будущем должна стать менее иерархичной, более гибкой и подвижной. Согласно последним исследованиям, лучший менеджер новой генерации умеет хорошо слушать, мотивировать и поддерживать своих работников. И в реализации нового подхода огромные преимущества имеют женщины. Вопрос о том, какова доля женщин в общем количестве топ-менеджеров российских компаний, не столь прост и однозначен. Состояние национальной статистики таково, что о реальной представленности женщин и мужчин на руководящих должностях в компаниях можно судить лишь по отдельным выборочным исследованиям или на основе экспертных оценок.

Обществу необходимы новые, неожиданные решения для эффективного руководства. Существующая теория управления нуждается в переосмыслении и качественной переоценке. Поэтому актуальность выявления и анализа гендерных аспектов менеджмента сегодня приобретает новый уровень. Во многом это обусловлено активным проникновением женщин в системы управления и формированием отдельной социальной группы в лице «Business-women», что особенно заметно на примере развитых стран. Также бурное развитие такого направления экономической науки, как гендерная экономика, делает необходимым пересмотр управленческих теорий. Значительное укрепление позиций женщин в системе общественных отношений ведет к постепенному слому существующих гендерных стереотипов и представлений. В России в 2002 году процентное соотношение женского к мужскому населению составляло 53,4% к 46,6%. Восемь лет спустя, согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, картина слабо изменилась: 53,7% к 46,3%. Таким образом, женщин в России больше примерно на 10 млн, чем мужчин.

Представленные данные еще раз подтверждают увеличение числа женщин, участвующих в экономической и политической жизни, что в процессе сопоставления в ситуацией на сегодняшний день, позволяет рассчитывать на дальнейшее сдвиги в том же направлении.

Положение женщин в экономический жизни России можно считать полу-устойчивым. Количество работающих женщин в России ненамного отличается от количества работающих мужчин.

Женщины, как топ-менеджеры в России.

Причины не востребованности женщины как топ-менеджера в России связаны с трудностями управления предприятиями в современных условиях, и с феноменом культурной инерции, благодаря которому сдерживается вытеснение патриархальных стереотипов; это не может не влиять на общий уровень освоения женщинами высших позиций в менеджменте в России. Важную роль играет также традиционная незаинтересованность директорской и политической элиты искать и находить новые стратегии в формировании и развитии новых направлений менеджмента российских предприятий. Экономическое положение России делает эту задачу не просто важной, но ключевой при условии ориентации на нетрадиционные ресурсы "выживания" российских предприятий. Тем не менее, наличие серьезных сдерживающих факторов прихода женщин в высший иерархический слой предприятия не отменяет актуальности следующей исследовательской задачи: анализа того, как женщины - топ-менеджеры акционерных предприятий преодолевают сложности периода адаптации к рынку и помогают своим предприятиям наращивать потенциал экономического роста.

Это означает, что вклад женского труда в производство значителен. Гендерные же различия в оплате труда объясняются неравномерным распределением мужчин и женщин по предприятиям различных видов экономической деятельности.

Сложившаяся демографическая ситуация, анализ занятости женщин и их вовлеченности в образовательный процесс в целом дает основание предполагать все большее возрастание женского компонента в экономике, и также конкретно, в сфере менеджмента. Можно с уверенностью сказать, что соотношение количества мужчин и женщин на управленческих должностях стремительно изменяется и все больше женщин оказывается вовлеченными в предпринимательскую активность.

Гендерные различия в управлении .

Существует большое количество противоположных взглядов, концепций и исследований. Стоит отметить, что осуществляя одинаковую профессиональную деятельность, мужчины и женщины относятся к ней по-разному. Первые относятся к карьере как к престижной должности, вторые же чаще воспринимают ее как способ самореализации. Женское лидерство как активно развивающая часть системы менеджмента притягивает к себе внимание многих исследователей в области психологии управления, экономики, социологии и политологии. При анализе учебной и научной литературы были выявлены две основные позиции по вопросу гендерных различий в системе управления. Одна из них заключается в твердой уверенности наличия так называемого особого, присущего только женщинам способа принятия решений, исключительного стиля лидерства и свойственной ему системы ценностей. Вторая же исключает различия на основе гендерной типизации, что на сегодняшний день представляется не совсем точным. Следует понимать, что они все же существуют.

Не смотря на слабое различие между мужчинами и женщинами с точки зрения эффективности руководства, не стоит забывать о проявления его ситуационной специфики, где в одной роли и ситуации мужчина является более эффективен, в другой – женщина. Отличия в управленческой деятельности, выявленные в ходе работы с учебной, научной литературой и современными публикациями в зависимости от гендера представлены ниже.

Таблица 1 – Гендерные отличия в управленческой деятельности (психологические различия между мужчинами и женщинами).

Некоторые параметры данной таблицы дают ясное представление от том, что женщины в ряде случаев обладают отличительными преимуществами для успешного осуществления функций управления. Если мужчины-руководители чаще всего используют агрессивный подход в процессе управления организацией, подчиняя себе коллектив, и выступают основными явными лидерами, единолично сосредотачивая властные полномочия; то женщины более склонны к социальному партнерству, они стремятся к профессиональному развитию и повышению самооценки работников, разделяя власть.

Также не стоит упускать такую важную отличительную черту, как «ситуативность» женского менеджмента. В отличии от мужчины, женщина-руководитель эффективным образом реализует не только стратегии выживания, но и стратегии развития организации. Она склонна к осторожному выстраиванию более сложных отношений коллегами и партнерами, избегая при этом ненадежных соглашений и рискованных сделок. Также имеет место прямая зависимость между финансовой и организационной эффективностью компаний и присутствием женщин в топ-менеджменте.

Сравнение мужского и женского менеджмента

1. Власть и лидерство

Сильные стороны:

Мужчин интересует официальное признание их власти. Они берут напором, поэтому часто достигают значительно больших карьерных высот и уровня заработной платы по сравнению с прекрасной половиной. Еще это объясняет тот факт, что кресла гендиректоров также занимают в основном представители сильного пола и только 4% женщин.

Женщины больше сконцентрированы на внутренних процессах. Им важно, чтобы работа строилась так, как они задумали, и не имеет значения, кто формально находится у руля. Благодаря этому, дамы могут добиваться желаемого за счет сотрудничества.

Минусы:

Мужчины, стремясь удовлетворить личные амбиции, менее лояльны к компании. Они постоянно мониторят рынок труда в поисках более выгодных предложений и легко отказываются от своего текущего места работы в их пользу.

А любовь мужчин к власти часто является причиной выстраивания в коллективе жесткой иерархии, которая может негативно влиять на корпоративный климат и эффективность рядовых сотрудников.

Женщины, не всегда жаждут власти меньше мужчин, но зачастую они склонны впадать в нерешительность и неуверенность в борьбе за кресло начальника. Само лидерство тоже непросто дается некоторым представительницам женского пола на руководящих должностях. Недавно установили, что женщины, в чьи должностные обязанности входит нанимать, увольнять и устанавливать размер заработной платы работников, склонны к депрессии больше своих коллег, не облеченных властью.

2.Стратегия зарабатывания денег

Мужчина-руководитель по натуре менее терпеливый и хочет быстрой прибыли здесь и сейчас. Поэтому он готов рисковать и использовать яркие креативные ходы, продвигающие бизнес вперед.

Женщина-руководитель часто принимает решение более обдуманно и консервативно. Она мыслит более дальновидно и стратегически. И может действовать в ситуации отсутствия прибыли на начальном этапе предприятия..

Минусы:

Мужчины, за счет своей потребности рисковать, склонны принимать непродуманные решения и нести серьезные финансовые убытки.

Женщина, стремясь избежать неудачи, способна растеряться, когда нужны быстрые смелые решения.

3.Особенности коммуникации

Мужчины – отличные ораторы, вдохновляющие массы. И это одно из качеств, которое позволяет мужчине долгое время держать сильный энергетический посыл и иметь дело с большой аудиторией.

Женщина – победитель в «ближнем бою». Прекрасный пол от природы обладает хорошо развитыми навыками «слушания» и более чуток к собственным переживаниям.

Минусы:

Мужчины почти не обращают внимание на детали, поэтому порой проигрывают в переговорах из-за вещей, которые были бы очевидны даже не самой проницательной представительнице прекрасного пола.

Женщина внимания тратит на анализ того, как к ней относятся другие. В результате чего может впадать в тревогу и терять концентрацию.

4.Внимание к деталям

В одном из своих интервью Владимир Тарасов рассказал об интересном эксперименте, проводимом среди студентов. Двое мужчин-лекторов в разных аудиториях вели лекции на тему правил дорожного движения. Они были одеты практически одинаково – костюм, рубашка, галстук. За исключением небольшой детали – у одного из преподавателей пуговица была практически оторвана и болталась на ниточке. В результате 80% женщин, слушавших лектора с «неполадкой» в костюме, не смогли усвоить информацию.

В бизнесе эта гендерная особенность часто выражается в том, что мужчины мыслят более глобально. Они видят конечную цель и движутся к ней, мало обращая внимание на возможные препятствия, которые действительно могут быть незначительными.

Женщины кропотливо прорабатывают все части любого проекта, анализируют большой объем данных, даже косвенно влияющих на результат.

Минусы:

Мужчинам сложно заниматься рутинными и небольшими задачами, их мотивация быстро падает.

Женщины, стремясь сделать как можно лучше, могут терять лишнее время и нерационально использовать другие ресурсы.

Исследование.

Для более подробного изучения взаимосвязи особенностей управленческой деятельности и стиля руководства от гендерной типизации в целях повышения эффективности управления проведено разностороннее исследование, в котором было опрошено порядка 30 менеджеров среднего и высшего звена двух коммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Саратовской области. Возраст участников от 23 до 48 лет. Исследование включало в себя анкетирование и опрос по вопросам специфики управленческой деятельности, расстановки кадров на местах и степени лояльности политики организации относительно гендерного разнообразия на руководящих постах.

Проведенное исследование позволило выявить ряд довольно интересных фактов:

в организации доля высокопоставленных женщин-руководителей составляет около 21%, причём это в два раза больше по сравнению с ситуацией на конец 2012 года

политика компании относительно женщин на крупных руководящих постах достаточно анти лояльна

многие мужчины-менеджеры, работающие под началом женщин, удовлетворены женским руководством и не хотели бы смены управления

женщины в большей степени предпочитают использовать либеральный стиль управления, в то время как мужчины – демократический и авторитарный

мужчины в стиле руководства преимущественно склонны к директивному компоненту, женщины же к коллегиальному

в отличии от мужчин, женщины в ходе управления персоналом уделяют большое внимание межличностным взаимоотношениям внутри коллектива

деятельность руководителя в лице женщины часто направлена на постепенные преобразования; она, стараясь избежать рискованных шагов и необдуманных действий выбирает стратегию «маленьких действий», чем в целом можно определить её склонность к тактическому, а не стратегическому планированию

участие женщин в конфликтах более выражено нежели у мужчин; не задерживая долго внутри себя отрицательные эмоции они выплескивают негативную энергию в окружающую среду; однако при этом выходят они из конфликта быстро и «мягко»

мужская мотивация трудовой деятельности коренным образом отличается от женской; различные группы потребностей имеют неодинаковое значение для мужчин и женщин, например, если женщина счастлива в браке, то она придает меньшее значение своим отношениям с коллегами и партнерами по работе и, как правило, не стремится к лидерству в организации

женский стиль управления характеризуется высокой эмоциональностью; что в ряде случаев не позволяет ей быть объективной и действовать конструктивно

при принятии решений женщина-менеджер несколько чаще полагается на свои ощущения и интуицию; небольшая гендерная разница в данном вопросе объясняется еще и тем, что «в то время как увеличение количества информации о проблеме может оказывать заметную помощь в принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суждения

Из этого можно сделать вывод, что женщины-руководители достигают успехов не в результате копирования мужского стиля управления, а непосредственно с помощью своеобразного использования собственных способностей, реализации внутренних, только им присущих качеств личности.

Заключение .

Исходя из проделанной работы можно сделать вывод о том, что мужчины и женщины по-разному воспринимают ситуацию и по-разному позиционируют себя на рабочем месте. Существуют различия в восприятии, связанные с организационной структурой, в способах, методах и средствах, используемых для решения проблем, в стиле управления. Российская конституция гарантирует и мужчинам и женщинам равные права. И бизнес давно перестал быть мужской территорией. Женщины-управленцы, руководители и владельцы бизнеса — совсем не редкость. Когда-то было принято говорить, что нет женского или мужского стиля управления, а есть профессионалы и непрофессионалы.

Сравнительный анализ мужского и женского менеджмента позволяет говорить о том, что женщины-директора не только не проигрывают мужчинам как менеджеры, но иногда действуют успешнее, обеспечивая более устойчивые условия существования для своего предприятия. Мужчины, по сравнению с женщинами, более высоко ценят качества, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности и организации взаимодействия в коллективе; руководители-женщины выше оценивают морально-нравственные качества и качества, определяющие интерактивную функцию общения.

И необходимо переосмысление существующей ситуации в сфере гендерного менеджмента, выработка новой стратегии управления. Современным компаниям необходимо внимательнее присмотрятся к опыту организаций, которым удалось создать у себя корпоративную культуру, ориентированную на установление гендерного баланса, тем самым они смогут обеспечить себе серьезное преимущество в конкурентной борьбе.

Список используемых источников.

https://uprav.ru/blog/muzhskoy-i-zhenskiy-stil-upravleniya/ (дата обращения 10.11.2020)

http://ecsocman.hse.ru/data/174/352/1216/009-Chirikova_A.E.pdf (дата обращения 10.11.2020)

http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4665 (дата обращения 10.11.2020)

https://www.cfin.ru/press/management/2001-2/hohlova.shtml (дата обращения 10.11.2020)

https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004122 (дата обращения 10.11.2020)

Просмотров работы: 125