Исследование состава ткани детской одежды и текстильных игрушек. Влияние разных видов волокон на здоровье детей дошкольного возраста.

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследование состава ткани детской одежды и текстильных игрушек. Влияние разных видов волокон на здоровье детей дошкольного возраста.

Рафикова Д.С. 1
1МБОУ СОШ №1 село Мраково Кугарчинского района, Республики Башкортостан, Россия
Жердева Е.Ю. 1
1МБОУ СОШ №1 село Мраково Кугарчинского района, Республики Башкортостан, Россия
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

У многих моих родственников есть маленькие дети. Я заметила, что кто-то покупает изделие только из натуральных тканей, а другие родители при выборе одежды и игрушек обращают внимание на модные тренды. У своей тети, спросила почему она покупает для своей дочери только изделия из натуральных тканей, ведь они дороже и не самые оригинальные и стильные. Она ответила, натуральные волокна полезны для детей. Ответ меня удивил и заставил задуматься.

Цель работы- анализ свойств натуральных и химических тканей, использующихся для пошива детских изделий и игрушек. Их влияние на здоровье ребенка.

В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:

Изучить теоретический материал , виды тканей и их влияние на здоровье ребенка;

Исследовать состав разных видов наиболее часто встречаемых тканей, выяснить, как состав ткани влияет на её свойства.

- провести социальный опрос по изучению мнения родителей относительно выбора тканей, из которых изготовлена детская одежда и текстильные игрушки;

найти статистические данные , влияния текстильных волокон на здоровье детей .

для лучшей информируемости родителей предложить наиболее безопасные, экологичные и современные ткани .

Гипотеза: Родители не всегда разумно подходят к выбору тканей из которых изготовлена детская одежда и игрушки из-за недостатка информации.

Предмет исследования: влияние тканей на здоровье детей.

Объект исследования: детская одежда, текстильные игрушки.

Методы исследования: исследование свойств волокон; работа с литературой; социальный опрос.

2. Теоретическая часть

На протяжении веков тканям уделялось большое значение, их них шили одежду , постельное белье, скатерти и шторы. Особое значение в любой семье уделялось одежде для новорожденных детей – это были самые тонкие и нежные ткани. Многие века люди изготавливали ткани из натуральных волокон, опасности для здоровья они не несли. За последние 120 лет ситуация изменилась и все больше рынок заполняют ткани созданные из искусственных и химических волокон. Мы иногда даже и предположить не можем, во что одеты. Очень часто одежда вызывает аллергию, отравления, резкую смену настроения, а иногда и медленную смерть. Поэтому к выбору одежды детей, а особенно от рождения до 7 лет необходимо относится очень внимательно.

С учетом классификационных признаков все волокна делятся на:

- натуральные

- химические

К натуральным волокнам относят волокна природного происхождения : хлопок, лен, шерсть и шелк.

К химическим волокнам – волокна, изготовленные из продуктов древесины, нефти и газа. Полученные, сложным химическим путем. При этом химические волокна подразделяются на искусственные и синтетические.

Наиболее опасными являются синтетические волокна. сколько бы производители синтетики не убеждали потребителя, что их продукция ни в чем не уступает натуральной, с этим не соглашаются врачи и экологи. Низкая экологическая безопасность синтетических тканей для здоровья человека обусловлена использованием в их производстве внушительного перечня биологически активных химикатов: антистатиков, синтетических смол, смягчителей и т.д. Все они могут воздействовать на кожу и дыхательные пути человека, вызывая различные заболевания, а также наносить большой вред нашей планете. Важно и то, что практически во всех синтетических тканях содержатся остаточные дозы формальдегида и токсичных соединений тяжелых металлов. Полностью удалить их при производстве технически невозможно. Производителям остается лишь пытаться свести концентрацию вредных веществ к минимуму. Формальдегид и некоторые другие химические компоненты со временем испаряются, в результате чего в плохо проветриваемых помещениях их концентрация может достигать существенных значений.

наличие синтетической нити, нарушает естественный теплообмен организма. Синтетические ткани наделены и различными вредоносными свойствами это:

- низкая гигроскопичность, из-за чего влага, которая выделяется с кожи человека, плохо впитываясь в волокна, закупоривает воздушные поры, затрудняет циркуляцию воздуха, понижает теплоизоляционные свойства ткани, длительное удерживание неприятных запахов, электростатичность, летучие компоненты химволокон, в том числе и токсичные, могут выделяться на протяжении нескольких месяцев при глажке белья.

Синтетические ткани, окрашенные химическими веществами, полностью противопоказаны детям, людям страдающим аллергией, кожными заболеваниями, экземой или псориазом. А материал низкого качества может вызвать дерматит даже у здорового человека. Большинство исследователей считают самым опасным и малоизученным фактором вреда синтетики для человека статическое электричество пронизывающее синтетические ткани.

Раздражение чувствительных нервных окончаний вызывает реакцию всего организма: изменяется кожная чувствительность, стимулируется капиллярный кровоток, меняется сосудистый тонус, наблюдается ряд системных сдвигов, включая изменения в центральной нервной системе.

Синтетическая ткань не даёт телу дышать: в процессе движений тело нагревается, нарушается теплообмен, увеличивается потоотделение.

Синтетическая одежда не пропускает влагу – она водонепроницаема: пот, который выделяется телом, не испаряется из ткани одежды, а задерживается между телом и одеждой. Возникает эффект паровой бани, только при этом занимающийся париться в собственном поте, щёлочи, жирах и кислотах которые выделяются вместе с ним.

Несложно выделить некоторые самые опасные для здоровья ткани, образуются они путем синтеза более простых, низкомолекулярных веществ (фенола, этилена, ацетилена, метан) полученных из каменного угля, нефти или природного газа.

К ним относят: Полиэстер (маркировка - PES, ПЭТ, Polyester) - весьма популярная ткань, из которой часто производят нательное белье, детскую одежду и другие вещи. Небольшое содержание волокон полиэстера вряд ли нанесет существенный вред, но постоянный контакт этой ткани с кожей может вызвать раздражения. Кроме того, никто не отменял токсичных испарений.

Акрил (маркировка - PAN, Acryl) - искусственная ткань, которая часто используется в качестве заменителя шерсти. Акрил плохо пропускает воздух и может выделять вредные газообразные вещества.

Нейлон (маркирока - PA, Nylon) - ткань, неблагоприятная экологичность которой связана со способностью, накапливать статическое электричество, а также выделять токсичные компоненты под влиянием солнечного света и нагревания. [1]

3. Практическая часть

  А) Определение качества тканей.

Для определения качества тканей при выборе лучшего образца для изготовления детской одежды, я исследовала пять образцов по методике из учебника «Технология» 7 класс. Образцы тканей взяла у своей тети, у не маленький ребенок: №1- хлопковая ткань, №2- шерстяная, №3 льняная, №4-вискозная, №5-синтетическая. Опытным путем изучила образцы на прочность, сминаемость, намокаемость, гидрофильность, пылеемкость, электролизуемость, исследовала качество окрашивания воздухопроницаемость.

Изучение механических свойств тканей:

1.Прочность- вытянула из образца долевую нить и проверила её на разрыв. Результаты занесли в таблицу.

2.Сминаемость-сжала образец в руке и подержала его в таком состоянии 30 секунд. Разжала руку и подождала 30 секунд (отдых после смятия).

- определили какая ткань оказывает наибольшее сопротивление смятию и быстрее восстанавливает первоначальное состояние после смятия.

2.Проделала опыты с другими образцами. Результаты занесла в таблицу.

Гигиенические свойства тканей:

1. Намокаемость- смочила в воде руку, провела ей по образцу ткани и определили какая ткань лучше впитывает воду.

2. Проделала опыты с другими образцами. Результаты занесла в таблицу.

2. Гидрофильность- опустила ткань в стакан с водой на 30секунд и по внешнему виду определила способность ткани впитывать влагу.

2. Проделала опыты с другими образцами. Результаты занесла в таблицу.

3.Воздухопроницаемость- взяли образец ткани и расположила руку на некотором расстоянии от него (не более 1 см) и направили на ткань поток воздуха (подули). По ощущениям определила какая ткань лучше пропускает воздух.

2. Проделала опыты с другими образцами. Результаты занесла в таблицу.

4. Пылеёмкость- взяла образец, провела им по пыльной поверхности и определила, какая ткань обладает наименьшей способностью пропускать пыль.

2. Проделала опыты с другими образцами. Результаты занесла в таблицу.

5.Электризуемость- взяла образец ткани, сложила его вдвое и потерла. Развернула ткань и приложила её на пергамент. Мы определила степень её электризуемости по степени прилипания бумаги к образцу.

2. Проделала опыты с другими образцами. Результаты занесла в таблицу.

Сырьевой состав по типу горения ткани- вытянула из образца несколько нитей, подожгла их, соблюдая правила Т. Б. И по продуктам сгорания определила тип ткани.

2. Проделала опыты с другими образцами. Результаты занесла в таблицу.

IV. Качество окрашивания тканей

1.Мы поместила образец в пробирку, налили воду и нагрела до 100 градусов. Рассмотрела окрасилась ли вода.

2. Проделали опыты с другими образцами. Результаты занесли в таблицу.

Вид переплетения ткани. Раздвижка нитей. Вид отделки.

1.  Для определения этих свойств, рассмотрела образцы тканей. Сравнила с другими образцами..

2.  Результаты занесла в таблицу.

Усадка (%)

1.  взвесила на лабораторных весах образцы, все образы намочила мыльным раствором, образцы высушила, операцию повторила три раза.

2.  Взвесила все образцы. Сравнила с другими образцами.

3.  Результаты занесла в таблицу.[6]

Вывод: по результатам исследования механических свойств, лучшие показатели оказались у образцов: №3 и №5. По прочности образцы: №1 и №2, плохо сминается - №3, легкая ткань №1 , тяжелая –№ 4, достаточно прочное окрашивание в образцах №1 и №3.

По гигиеническим свойствам тканей, лучшим оказались образцы: №1 и №2,№3. Они хорошо удерживают воду, воздухопроницаемые, мало электролизуются, окрашены прочно, но высокий процент усадки. Самые худшие показатели у образца №4 и №5 , плохо пропускают воздух, удерживают пыль, электролизуются.№2 полиняли при кипячении.

Значит, лучшие здоровьесберегающие свойства имеют ткани из натуральных волокон хлопка и шерсти. Именно они рекомендованы для детской одежды и при изготовлении текстильных игрушек.

Б). Мнение врача.

Чтобы подтвердить свои выводы ,я пошла в МЦРБ

Встретилась и побеседовала с участковым педиатром Гузель Сарваровной Кинзябулатовой. Она рассказала о влиянии тканей на состояние здоровье детей. О том, что синтетические ткани, применяемые для изготовления одежды и постельного белья, могут принести вред здоровью человека. Особенно опасна синтетика в одежде для детей. Единственный плюс синтетической одежды- это низкая цена. Однако детская одежда должна быть удобной и безопасной. Нательное детское белье, то есть которое соприкасается ежедневно с кожей ребенка, должна быть из натурального сырья, то есть хлопок и лен. Однако в нынешнее время в состав трикотажных изделий для прочности и износостойкости добавляют определенный процент синтетического сырья, максимум синтетики, в детской одежде указываемый на этикетке не может превышать 20%.

На вопрос педиатру какой вред здоровью ребенка синтетическое сырье в одежде и игрушках может принести , Гузель Сарваровна ответила что:

Во-первых, синтетическая ткань электростатична: накапливание и отдача статического электричества влияет на нервную системы ребенка, нарушает сон ребенка и повышает утомляемость.

Во-вторых: ткань из синтетики имеет низкую гигроскопичность, то есть не позволяет коже дышать: влага выделяемая организмом не впитывается тканью, а закупоривает поры, чем вызывает опрелость, зуд и сыпь на коже ребенка.

В третьих: синтетическая ткань накапливает в себе частички пыли, вредоносные микроорганизмы, которые вызывают аллергические реакции у детей.

В четвертых: некоторые синтетические волокна и красители применяемые для тканей содержат большое количество токсинов, которые в свою очередь могут вызвать отравление у ребенка.

В). Анкетирование

Мной была составлена анкета по изучению мнения родителей относительно выбора тканей. Анкетирование проводила в детском саду «Уралочка».Цель опроса узнать всегда ли родители разумно подходит к выбору ткани. Результаты анкетирования представлены в таблице:

Вопросы анкеты

Ответы родителей

1.Считаете ли, Вы, что синтетические ткани вредны для здоровья человека?

да -

нет -

затрудняюсь -

да - 64%

нет - 22%

затрудняюсь - 14%

2. По-вашему мнению всегда ли состав ткани, указанный на этикетке изделия, соответствует действительному?

да -

нет -

затрудняюсь -

да - 43%

нет - 50%

затрудняюсь - 7%

всё равно -

3. При выборе, одежды для ребенка интересуетесь, ли Вы, составом ткани, из которой она изготовлена?

да -

нет -

затрудняюсь -

да - 71%

нет - 21%

затрудняюсь - 7%

4. Если модель одежды для ребенка Вам очень понравилась, но ткань синтетическая. Откажитесь ли Вы от её приобретения?

да -

нет -

затрудняюсь -

да - 36%

нет - 57%

затрудняюсь - 7%

5. Считаете ли, Вы, что если нижнее бельё из натуральной ткани, то на состав ткани платья можно не обращать?

да -

нет -

затрудняюсь -

да - 71%

нет - 21%

затрудняюсь - 7%

6. Считаете ли Вы, что качество ткани одежды для ребенка влияет на его здоровье?

да -

нет -

затрудняюсь -

да - 57%

нет - 29%

затрудняюсь - 14%

7.Обращаете внимание, покупая своему ребенку игрушку на качество изготавливаемого материала?
да -

нет -

затрудняюсь -

да - 57%

нет - 29%

затрудняюсь - 14%

Опрос показал, что родители не всегда разумно подходит к выбору тканей, этому способствуют во многом средства массовой коммуникации телевизор, интернет, реклама.. Не последнее значение имеет финансовое положение в семье. Большинство населения не обращает внимание на волокнистый состав тканей из которых изготовлены детские изделия, а если и смотрят, то достаточно не внимательно, не обращая внимание на процентное содержание натуральных волокон.. Основными факторами при выборе одежды являются: модный фасон, хорошая посадка, цвет. А ведь можно выбрать одежду, которая будет благоприятно воздействовать кожу ребенка, и на здоровье всего организма.

В детском саду «Уралочка» с разрешения администрации я рассмотрела игрушки, с которыми играют дети. Качество игрушкек мне понравилось: короткий ворс, без запаха, больше половины игрушек сшиты из натуральных волокон, на пластиковые игрушки имеется сертификат качества. Кроме этого воспитатель сказала, что игрушки часто проходят термическую обработку. Здоровью детей игрушки не угрожают! Меня это очень порадовало.

4. Заключение

В результате проведенного исследования, мной были проанализированы различные источники информации о волокнах для пошива детской одежды. Я по методике определяла качество тканей и исследовала пять образцов тканей из ассортимента детской одежды моей племянницы. Опытным путем выбрала наилучшие образцы- это ткани из натуральных волокон.

Узнала мнение врача педиатра о ассортименте детской одежды.

Провела анкетирование для родителей в в детском саду «Уралочка».

Исходя из вышеперечисленных исследований я убедилась, что лучшие здоровъесберегающие свойства имеют ткани из натуральных волокон . Именно они рекомендованы СанПиН, для детской одежды и при изготовлении текстильных игрушек . Моя гипотеза подтвердилась. Родители не всегда разумно подходят к выбору тканей, из которых изготовлена детская одежда и игрушки из-за недостатка информации. Необходимо проводить разъяснительную работу среди родителей, о вреде синтетических и искусственных волокон, особенно для нательного белья. Для другого вида одежды синтетические волокна могут использоваться, но не больше чем 20%.

Изучив опрос и получив знания полученные в процессе выполнения работы я подготовила памятку для родителей:

Рекомендации для родителей:

При выборе одежды предпочтение делайте тканям из натуральных волокон.

Помните, что нательное белье должно быть только из натуральных волокон для детей до 7 лет, для остальной одежды по САНПИНу разрешено 20% синтетических волокон. Исключение составляет верхняя одежда, и обувь.

При выборе одежды обращайте внимание на бирки с указанием состава ткани. Даже высокая цена одежды не всегда высокое качество!

Самое дорогое у человека- это здоровье, его нужно беречь с детства!

5. Список источников

1.https://infourok.ru/nauchnoissledovatelskaya

2.http://www.anka.com.ru/page_sostav.htm

3.http://www.xumuk.ru/encyklopedia/804.html

4. http://smolsocks.ru/page/art/volocna/

5.http://dptf.drezna.ru/theory/production/

6. Технология . В.Д.Симоненко , 7 класс М.П.

Просмотров работы: 534