Введение
Оригами – удивительное, загадочное слово. Многие знакомы с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами буквально означает «бумажные поделки». Еще наши бабушки и дедушки делали из бумаги бумажные игрушки: кораблики, самолетики, бумажные шляпы и кепки, защищающие голову от солнечных лучей.
Первый с оригами я познакомилась в 5 классе, когда мы стали заниматься модульным оригами на занятиях внеурочной деятельности. Мне казалось, что фигурки рождаются прямо в руках учителя при помощи каких-то магических действий, и мы просили еще и еще раз показать нам, как происходит чудо, пока мы сами не превратились в маленьких волшебников.
Это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных проблем и очутиться вместе с квадратиком бумаги в руках в замечательной стране Творчества.
Гипотеза: Мои знания и умения в искусстве оригами очень увлекают. Я думаю, что техника оригами полезна, так как :расширяетсякругозор , развивается мелкая моторика рук и математическиеспособности. Цель работы: 1.Научиться изготавливать оригинальные изделия в технике оригами.
2.Выяснить, насколько полезно для развития человека техника оригами, а также познакомить с этой увлекательной техникой учащихся младших классов.
Образовательные цели:
-Познакомиться с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
-Познакомиться с историей возникновения модульного оригами;
-Закрепить правила техники безопасности при работе .
Развивающие цели:
-Развитие внимания, памяти, логического мышления;
-Развитие мелкой моторики рук и глазомера;
-Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии
Задачи:
-Выполнить проект;
-Приобрести новые навыки работы с бумагой;
-Познакомить с техникой оригами учащихся 2в класса
-Провести анкетирование среди одноклассников;
- Сделать вывод, который подтвердит или опровергнет мою гипотезу;
Методы исследования:
-изучение литературы и методов изготовления фигур;
-изготовление изделий в технике оригами;
- наблюдение;
- анкетирование
- обобщение.
Новизна: использование различных техник декоративно-прикладного творчества , для развития творческих, математических способностей.
Актуальность: Умения работать руками более полезно, чем игра в гаджеты. Так как техника оригами развивает память, внимание и мелкую моторику рук.
ИСТОРИЯ ОРИГАМИ
Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путём сгибания листа бумаги. История возникновения оригами неразрывно связана с историей изготовления бумаги в древнем Китае.
В 16 веке оригами стало очень популярно. Фигурки оригами могли использовать как подарок или как игрушку.
Распространение оригами по миру В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, цветком ириса .
Широкому распространению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акира Йошизавы. Именно он после Второй мировой войны посвятил себя восстановлению утраченного и изобретению нового в искусстве оригами. Все свои знания и опыт он зафиксировал и отразил в точных чертежах, разработав условные знаки оригами.
Хорошо известна трагическая история японской девочки из Хиросимы, которая после атомной бомбардировки осталась сиротой, обреченной на умирание от лучевой болезни. В больничной палате девочка делала бумажных журавликов. В Стране восходящего солнца существует предание: если сложишь тысячу, то исполнится любое задуманное желание. Ведь птица эта обладает бессмертием. В японских домах не редкость увидеть огромные гирлянды разноцветных журавликов. Садако сложила 644 журавлика. До тысячи оставалось еще много. И узнав об этом, дети стали присылать в Японию бумажных птиц со всех континентов. В них - знак сострадания и милосердия…[1]
Виды оригами.
Сегодня существует множество видов оригами:
классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.
Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия.
К традиционным в настоящее время добавились и модульные оригами. Модуль – это часть, деталь, элемент фигуры. Этот вид оригами подобен сборке, когда объединяется множество одинаковых модулей, образующих бумажную конструкцию. В целом, этот вид оригами напоминает детские кубики. Многогранные же заготовки в виде кубов, шаров, коробок и иных мелких одинаковых частей из бумаги мастера-оригамисты соединяют в определенной последовательности. Чем опытнее оригамист, тем сложнее фигура. [2]
Описание изготовления изделия.
Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.
1. Подготовить белую, розовую и зелёную бумагу А4;
2. Разметить и нарезать заготовки бумаги для модулей;
3. Пооперационно изготовить модули;
4. Подготовить модули к работе. [3,4,5]
Материалы и инструменты:
Для изготовления этой композиции мне будут нужны следующие инструменты и материалы:
1. 228 листов офисной бумаги белого цвета формата А4, 69 листов бумаги розового цвета формата А4 и 58 листов бумаги зеленого цвета формата А4; 23 листа желтого цвета формата А4, 5 листов голубого цвета формата А4
2. 1 канцелярский нож;
3. 1 клеевой пистолет с клеевыми тубами в количестве 5 штук;
4. схема для изготовления поделки.
Мне нужно сложить 1308 белых модулей, 276 розовых модулей и 468 зелёных модулей. Размер модулей ¼ от листа бумаги формата А4. (для «Лотоса»), 1/10т листа бумаги формата А4 для кактуса .
Экологическая оценка изделия
Изготовление и эксплуатация цветка не повлекут за собой изменений в окружающей среде и в нарушении жизнедеятельности человека.
Все материалы, используемые для изготовления цветка, соответствуют экологическим требованиям.
Экономическая оценка
название |
количество |
Цена |
Белая офисная бумага А4 |
228 листов |
0,5руб.* 228=114 |
Розовая офисная бумага А4 |
69 листов |
2руб.*69=138 |
Зеленая офисная бумага А4 |
58листов |
2руб.*58=116 |
Клеевой пистолет с клеевыми тумбами |
1 шт. |
Был в наличии дома |
Подставка под «Лотос» |
2шт. |
Была дома |
итого |
368руб |
Вывод: У меня получились оригинальные цветы, ими можно оформить интерьер комнаты, подарить близким людям на праздник. Поэтому работа экономически себя оправдала, цена и качество соответствуют.
Самооценка выполненной работы «Лотос», «Кактус».
С поставленными целями и задачами я справилась . Научилась работать в технике модульного оригами, изучила историю оригами. Преодолела сложности возникающие в процессе выполнения работы.
Свою работу я оцениваю на отлично. Осталось только распространить свои знания и умения среди одноклассников и моих подшефных учеников 2 в класса.
Приступаю к 2 этапу работы. И первое, что я сделаю , покажу свои работы младшим школьникам. Для этого воспользуюсь , двигателем прогресса, рекламой!
Реклама
Японская мудрость издревле гласит:
"Великий квадрат не имеет пределов".
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечёт интересное дело.
И в сказочном царстве фигурок бумажных
Научишься добрым, уверенным быть,
И множество разных подарков приятных
Ты сможешь родным и друзьям подарить.
Обращайтесь, вам всегда поможет Разиля.
Исследовательская часть .
1 этап. Наблюдение.
Насколько полезно для развития человека оригами, а также возможность в дальнейшем познакомить с этой увлекательной техникой учащихся младших классов.
Иду на занятия по внеурочной деятельности во 2в класс. Показываю им свои работы, ребятам они очень понравились. Я приготовила для них презентацию по истории оригами.
Наша первая работа- это бумажный журавлик. Всем захотелось сделать символ доброты и единства Японии.
Ребятам работать в этой технике очень понравилось, 60 минут пролетели незаметно. Учитель 3в класса Кобелькова Антонина Вольдемаровна по просьбе ребят пригласила меня и на следующее занятие, чему я была очень рада, мой эксперимент продолжается!
На следующем занятии мы изучили технику складывания бумаги по диагонали, соблюдая симметрию, учились соединять пазлы и блоки. Сначала не у всех получалась. Даже учитель сомневалась, что все ребята справятся с поставленной задачей. Но в итоге получилось у всех. Только у одних очень красиво , у других еще не совсем. В процессе работы я наблюдала за ребятами и заметила, что они стали более внимательными, движения пальцев точными. Так как в процессе изготовления модулей, происходит естественный массаж кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность движений пальцев.
Мы повторили в игровой форме такие понятия как диагональ, угол, сторона, квадрат, треугольник.
Изготовив небольшие фигуры , дали им имена, а потом все вместе стали придумывать сказки с нашими фигурками, а это влияет на речь, память, расширяет кругозор. [9]
2 этап исследовательской части. Анкетирование.
Анкетированиесреди учеников 3в класса
«Зачеммнеоригами?»
-Чтобы стать более образованным человеком
- Для того , чтобы научиться работать в этой увлекательной технике
- чтобы делать красивые фигуры
-чтобы развивать память и внимание
В анкетировании приняли участие 21 человек.
Результаты анкетирования:
-Чтобы стать более образованным человеком- ответили да 9 чел.
- Для того , чтобы научиться работать в этой увлекательной технике- 21чел.
- чтобы делать красивые фигуры- 19 чел.
-чтобы развивать память и внимание-15 чел.
Вывод: Большая часть учеников 3в класса считают , что оригами это очень красиво, эта техника развивает память и внимание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Думаю с поставленными задачами справилась. Выполнила задуманную и довольно сложную работу в технике модульного оригами. Это искусство помогало мне успокоиться, сосредоточиться, отвлечься от проблем. Так что если вы устали, кипите гневом, попробуйте остановиться и смастерить из любого листочка понравившуюся вам фигурку. За это время вы отвлечетесь, успокоитесь, сосредоточитесь на новом деле и получите удовольствие от практически произведения искусства. Мою гипотезу подтвердило анкетирование, его я провела среди обучающихся 3в класса «Зачем мне оригами?» . Все учащиеся считают , что оригами это очень красиво, эта техника развивает память и внимание. Они согласны ,что занятие увлекательное и положительно влияет на настроение и здоровье.
Провела исследование, как занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужна аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Я это доказала проведя 5 занятий занятий во 3в классе, совместно с учителем Кобельковой Антониной Вольдемаровной. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи-логопеды, психологи. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами. Об этом я узнала побеседовав с школьным медицинским работником Латыповой Гульназ Минулловной. Классный руководитель3в класса, Кобелькова АВ, также заметила, что после проведенного урока обучения техники оригами, уроки математики проходили плодотворно.
Моя гипотеза подтвердилась - техника оригами полезна, так как :расширяетсякругозор , развивается мелкая моторика рук и математическиеспособности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. "Все об оригами", "История возникновения и развития оригами»
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Оригами
3.http://yourorigami.info/2008/01/26/istoriya-proisxozhdeniya-origami.html
4. Долженко Г.И. «Первые шаги оригами» ОО Издательство «Астрель», 2011 г.
5. ПросняковаТ.Н. «Модульное оригами для малышей», М., ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2013 г.
6. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели.-М.: Айрис-пресс, 2003.
7. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи.-М.: Айрис-пресс, 2004.
8. Щеглов О. Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис» М.: Издательский Дом «Рипол Классик», 2007.
9. Сайт «Развитие ребёнка» http://www.razvitierebenka.net/index/origami_dlja_detej/0-516
Приложение №1
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ «КАКТУСА»
Кактус состоит из двух частей- большой, нижней (160 модулей), и поменьше, верхней (109 модулей)
Горшочек.
Для горшочка понадобятся красные и белые модули.
1.Три нижних ряда горшочка состоят из 18 модулей каждый. Собираем 3 р.
2.Полученную цепочку модулей замкнула в кольцо
3.Вывернула заготовку.
4.С четвёртого ряда начала выкладывать цветной узор. В четвертом ряду повторила последовательность согласно схеме.
5.В восьмом ряду выложила 30 белых модулей короткими сторонами наружу. Надевала их таким образом: между двумя белыми модулями, один модуль на два уголка, во всех остальных местах по одному модулю на один уголок.
Кактус состоит из (160 модулей), и цветочка ( модулей)
1.Начнаю с нижней части. Приготовлю 16 модулей для двух первых рядов ( по 8 модулей в ряду). Соединяю их между собой по схеме.
2.Собираю цепочку из двух рядов и замыкаю её.в кольцо.
3.В третьем ряду нужно увеличить количество модулей. Для этого поставлю дополнительный модуль между двумя модулями второго ряда.
4.Продолжаю собирать фигурку, придавая ей овальную форму. В каждом ряду 16 модулей. Всего 10 рядов.
5.Свожу модули 10 ряда как можно ближе. Возьму ещё 8 модулей и вставлю их сверху между модулями первого ряда.
6.Приступаю к верхней части. Беру 12 модулей для двух первых рядов (по 6 модулей в ряду). Выполняю первые два ряда так же, как при сборке нижней части. Делаю ещё 4 ряда по 12 модулей. Выкладываю симметричное отверстие.
7.Осталось сделать цветок кактуса. Сначала замыкаю в кольцо 10 модулей.
8.Делаю 2 «полуарки» по 4 модуля, надевая каждый следующий модуль на один уголок предыдущего. Ещё одним модулем соединяю полуарки. Надеваю получившуюся «полуарку» на 2 уголка .
9.Вот такая красота получилась!
Приложение №2
Правила техники безопасности при работе
Опасности при работе:
- порез пальцев об бумагу;
- травма руки ножницами;
травма глаз.
Перед началом работы:
-подготовить рабочее место и инструменты;
Во время работы:
- не отвлекаться;
- класть ножницы с закрытыми лезвиями, кольцами к себе;
- не поднимать ножницы высоко над столом;
По окончании работы:
-убрать рабочее место.
Во время работы необходимо делать перерывы, чтобы сделать гимнастику для глаз и размять мышцы. Не забывайте про хорошее освещение, оно очень важно.
Санитарно-гигиенические требования
Во время работы следует следить за:
- положением волос, т.е. волосы должны быть собраны в хвост, а обладательницам челок следует заколоть ее заколкой;
- положением света: свет должен падать с левой стороны;
- положением туловища: туловище должно быть ровным, т.е. таким, каким оно должно быть при письме. Спина ровная, руки не свисают со стола, ноги стоят ровно на полной ступне;
-руки должны быть всегда чистыми, чтобы работа не получилась грязной.