Влияние оригами на развитие творческих и математических способностей детей

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние оригами на развитие творческих и математических способностей детей

Ишкильдина Р.Ф. 1
1МБОУ СОШ №1 село Мраково Кугарчинского района, Республики Башкортостан, Россия
Жердева Е.Ю. 1
1МБОУ СОШ №1 село Мраково Кугарчинского района, Республики Башкортостан, Россия
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Оригами – удивительное, загадочное слово. Многие знакомы с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами буквально означает «бумажные поделки». Еще наши бабушки и дедушки делали из бумаги бумажные игрушки: кораблики, самолетики, бумажные шляпы и кепки, защищающие голову от солнечных лучей.

Первый с оригами я познакомилась в 5 классе, когда мы стали заниматься модульным оригами на занятиях внеурочной деятельности. Мне казалось, что фигурки рождаются прямо в руках учителя при помощи каких-то магических действий, и мы просили еще и еще раз показать нам, как происходит чудо, пока мы сами не превратились в маленьких волшебников.

Это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных проблем и очутиться вместе с квадратиком бумаги в руках в замечательной стране Творчества.

Гипотеза: Мои знания и умения в искусстве оригами очень увлекают. Я думаю, что техника оригами полезна, так как :расширяетсякругозор , развивается мелкая моторика рук и математическиеспособности. Цель работы: 1.Научиться изготавливать оригинальные изделия в технике оригами.

2.Выяснить, насколько полезно для развития человека техника оригами, а также познакомить с этой увлекательной техникой учащихся младших классов.

Образовательные цели: 
-Познакомиться с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами; 
-Познакомиться с историей возникновения модульного оригами; 
-Закрепить правила техники безопасности при работе . 
Развивающие цели: 
-Развитие внимания, памяти, логического мышления; 
-Развитие мелкой моторики рук и глазомера; 
-Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии

Задачи:

-Выполнить проект; 
-Приобрести новые навыки работы с бумагой; 

-Познакомить с техникой оригами учащихся 2в класса
-Провести анкетирование среди одноклассников;
- Сделать вывод, который подтвердит или опровергнет мою гипотезу;
Методы исследования:

-изучение литературы и методов изготовления фигур;

-изготовление изделий в технике оригами;

- наблюдение;
- анкетирование
- обобщение.

Новизна: использование различных техник декоративно-прикладного творчества , для развития творческих, математических способностей.

Актуальность: Умения работать руками более полезно, чем игра в гаджеты. Так как техника оригами развивает память, внимание и мелкую моторику рук.

ИСТОРИЯ ОРИГАМИ

Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путём сгибания листа бумаги. История возникновения оригами неразрывно связана с историей изготовления бумаги в древнем Китае.

В 16 веке оригами стало очень популярно. Фигурки оригами могли использовать как подарок или как игрушку.

Распространение оригами по миру В начале XX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом, цветком ириса .

Широкому распространению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акира Йошизавы. Именно он после Второй мировой войны посвятил себя восстановлению утраченного и изобретению нового в искусстве оригами. Все свои знания и опыт он зафиксировал и отразил в точных чертежах, разработав условные знаки оригами.

Хорошо известна трагическая история японской девочки из Хиросимы, которая после атомной бомбардировки осталась сиротой, обреченной на умирание от лучевой болезни. В больничной палате девочка делала бумажных журавликов. В Стране восходящего солнца существует предание: если сложишь тысячу, то исполнится любое задуманное желание. Ведь птица эта обладает бессмертием. В японских домах не редкость увидеть огромные гирлянды разноцветных журавликов. Садако сложила 644 журавлика. До тысячи оставалось еще много. И узнав об этом, дети стали присылать в Японию бумажных птиц со всех континентов. В них - знак сострадания и милосердия…[1]

Виды оригами.

Сегодня существует множество видов оригами:

классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.

Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия.

К традиционным в настоящее время добавились и модульные оригами. Модуль – это часть, деталь, элемент фигуры. Этот вид оригами подобен сборке, когда объединяется множество одинаковых модулей, образующих бумажную конструкцию. В целом, этот вид оригами напоминает детские кубики. Многогранные же заготовки в виде кубов, шаров, коробок и иных мелких одинаковых частей из бумаги мастера-оригамисты соединяют в определенной последовательности. Чем опытнее оригамист, тем сложнее фигура. [2]

Описание изготовления изделия. 
Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой. 
1. Подготовить белую, розовую и зелёную бумагу А4; 
2. Разметить и нарезать заготовки бумаги для модулей; 
3. Пооперационно изготовить модули; 
4. Подготовить модули к работе. [3,4,5]

Материалы и инструменты:

Для изготовления этой композиции мне будут нужны следующие инструменты и материалы:

1. 228 листов офисной бумаги белого цвета формата А4, 69 листов бумаги розового цвета формата А4 и 58 листов бумаги зеленого цвета формата А4; 23 листа желтого цвета формата А4, 5 листов голубого цвета формата А4

2. 1 канцелярский нож;

3. 1 клеевой пистолет с клеевыми тубами в количестве 5 штук;

4. схема для изготовления поделки. 

Мне нужно сложить 1308 белых модулей, 276 розовых модулей и 468 зелёных модулей. Размер модулей ¼ от листа бумаги формата А4. (для «Лотоса»), 1/10т листа бумаги формата А4 для кактуса .

Экологическая оценка изделия 
Изготовление и эксплуатация цветка не повлекут за собой изменений в окружающей среде и в нарушении жизнедеятельности человека. 
Все материалы, используемые для изготовления цветка, соответствуют экологическим требованиям. 
Экономическая оценка

название

количество

Цена

Белая офисная бумага А4

228 листов

0,5руб.* 228=114

Розовая офисная бумага А4

69 листов

2руб.*69=138

Зеленая офисная бумага А4

58листов

2руб.*58=116

Клеевой пистолет с клеевыми тумбами

1 шт.

Был в наличии дома

Подставка под «Лотос»

2шт.

Была дома

итого

 

368руб

Вывод: У меня получились оригинальные цветы, ими можно оформить интерьер комнаты, подарить близким людям на праздник. Поэтому работа экономически себя оправдала, цена и качество соответствуют.

Самооценка выполненной работы «Лотос», «Кактус».

С поставленными целями и задачами я справилась . Научилась работать в технике модульного оригами, изучила историю оригами. Преодолела сложности возникающие в процессе выполнения работы.

Свою работу я оцениваю на отлично. Осталось только распространить свои знания и умения среди одноклассников и моих подшефных учеников 2 в класса.
Приступаю к 2 этапу работы. И первое, что я сделаю , покажу свои работы младшим школьникам. Для этого воспользуюсь , двигателем прогресса, рекламой!

Реклама

Японская мудрость издревле гласит:

"Великий квадрат не имеет пределов".

Попробуй простую фигурку сложить,

И вмиг увлечёт интересное дело.

И в сказочном царстве фигурок бумажных

Научишься добрым, уверенным быть,

И множество разных подарков приятных

Ты сможешь родным и друзьям подарить.

Обращайтесь, вам всегда поможет Разиля.

Исследовательская часть .

1 этап. Наблюдение.

Насколько полезно для развития человека оригами, а также возможность в дальнейшем познакомить с этой увлекательной техникой учащихся младших классов.

Иду на занятия по внеурочной деятельности во 2в класс. Показываю им свои работы, ребятам они очень понравились. Я приготовила для них презентацию по истории оригами.

Наша первая работа- это бумажный журавлик. Всем захотелось сделать символ доброты и единства Японии.

Ребятам работать в этой технике очень понравилось, 60 минут пролетели незаметно. Учитель 3в класса Кобелькова Антонина Вольдемаровна по просьбе ребят пригласила меня и на следующее занятие, чему я была очень рада, мой эксперимент продолжается!

На следующем занятии мы изучили технику складывания бумаги по диагонали, соблюдая симметрию, учились соединять пазлы и блоки. Сначала не у всех получалась. Даже учитель сомневалась, что все ребята справятся с поставленной задачей. Но в итоге получилось у всех. Только у одних очень красиво , у других еще не совсем. В процессе работы я наблюдала за ребятами и заметила, что они стали более внимательными, движения пальцев точными. Так как в процессе изготовления модулей, происходит естественный массаж кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность движений пальцев.

Мы повторили в игровой форме такие понятия как диагональ, угол, сторона, квадрат, треугольник.

Изготовив небольшие фигуры , дали им имена, а потом все вместе стали придумывать сказки с нашими фигурками, а это влияет на речь, память, расширяет кругозор. [9]

2 этап исследовательской части. Анкетирование.

Анкетированиесреди учеников 3в класса

«Зачеммнеоригами

-Чтобы стать более образованным человеком

- Для того , чтобы научиться работать в этой увлекательной технике

- чтобы делать красивые фигуры

-чтобы развивать память и внимание

В анкетировании приняли участие 21 человек.

Результаты анкетирования:

-Чтобы стать более образованным человеком- ответили да 9 чел.

- Для того , чтобы научиться работать в этой увлекательной технике- 21чел.

- чтобы делать красивые фигуры- 19 чел.

-чтобы развивать память и внимание-15 чел.

Вывод: Большая часть учеников 3в класса считают , что оригами это очень красиво, эта техника развивает память и внимание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Думаю с поставленными задачами справилась. Выполнила задуманную и довольно сложную работу в технике модульного оригами. Это искусство помогало мне успокоиться, сосредоточиться, отвлечься от проблем. Так что если вы устали, кипите гневом, попробуйте остановиться и смастерить из любого листочка понравившуюся вам фигурку. За это время вы отвлечетесь, успокоитесь, сосредоточитесь на новом деле и получите удовольствие от практически произведения искусства. Мою гипотезу подтвердило анкетирование, его я провела среди обучающихся 3в класса «Зачем мне оригами?» . Все учащиеся считают , что оригами это очень красиво, эта техника развивает память и внимание. Они согласны ,что занятие увлекательное и положительно влияет на настроение и здоровье.

Провела исследование, как занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужна аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Я это доказала проведя 5 занятий занятий во 3в классе, совместно с учителем Кобельковой Антониной Вольдемаровной. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи-логопеды, психологи. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами. Об этом я узнала побеседовав с школьным медицинским работником Латыповой Гульназ Минулловной. Классный руководитель3в класса, Кобелькова АВ, также заметила, что после проведенного урока обучения техники оригами, уроки математики проходили плодотворно.

Моя гипотеза подтвердилась - техника оригами полезна, так как :расширяетсякругозор , развивается мелкая моторика рук и математическиеспособности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. "Все об оригами", "История возникновения и развития оригами»

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Оригами

3.http://yourorigami.info/2008/01/26/istoriya-proisxozhdeniya-origami.html

4. Долженко Г.И. «Первые шаги оригами» ОО Издательство «Астрель», 2011 г.

5. ПросняковаТ.Н. «Модульное оригами для малышей», М., ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2013 г.

6. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели.-М.: Айрис-пресс, 2003.

7. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи.-М.: Айрис-пресс, 2004.

8. Щеглов О. Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис» М.: Издательский Дом «Рипол Классик», 2007.

9. Сайт «Развитие ребёнка» http://www.razvitierebenka.net/index/origami_dlja_detej/0-516

Приложение №1

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ «КАКТУСА»

Кактус состоит из двух частей- большой, нижней (160 модулей), и поменьше, верхней (109 модулей)

Горшочек.

Для горшочка понадобятся красные и белые модули. 

1.Три нижних ряда горшочка состоят из 18 модулей каждый. Собираем 3 р.

2.Полученную цепочку модулей замкнула в кольцо

3.Вывернула заготовку.


4.С четвёртого ряда начала выкладывать цветной узор. В четвертом ряду повторила последовательность согласно схеме.

5.В восьмом ряду выложила 30 белых модулей короткими сторонами наружу. Надевала их таким образом: между двумя белыми модулями, один модуль на два уголка, во всех остальных местах по одному модулю на один уголок.

Кактус состоит из (160 модулей), и цветочка ( модулей)

1.Начнаю с нижней части. Приготовлю 16 модулей для двух первых рядов ( по 8 модулей в ряду). Соединяю их между собой по схеме.

2.Собираю цепочку из двух рядов и замыкаю её.в кольцо.


3.В третьем ряду нужно увеличить количество модулей. Для этого поставлю дополнительный модуль между двумя модулями второго ряда.

4.Продолжаю собирать фигурку, придавая ей овальную форму. В каждом ряду 16 модулей. Всего 10 рядов.


5.Свожу модули 10 ряда как можно ближе. Возьму ещё 8 модулей и вставлю их сверху между модулями первого ряда.

6.Приступаю к верхней части. Беру 12 модулей для двух первых рядов (по 6 модулей в ряду). Выполняю первые два ряда так же, как при сборке нижней части. Делаю ещё 4 ряда по 12 модулей. Выкладываю симметричное отверстие.

7.Осталось сделать цветок кактуса. Сначала замыкаю в кольцо 10 модулей.


8.Делаю 2 «полуарки» по 4 модуля, надевая каждый следующий модуль на один уголок предыдущего. Ещё одним модулем соединяю полуарки. Надеваю получившуюся «полуарку» на 2 уголка .

9.Вот такая красота получилась!

 

 

Приложение №2

Правила техники безопасности при работе

Опасности при работе:

- порез пальцев об бумагу;

- травма руки ножницами;

травма глаз.

Перед началом работы:

-подготовить рабочее место и инструменты;

Во время работы:

- не отвлекаться;

- класть ножницы с закрытыми лезвиями, кольцами к себе;

- не поднимать ножницы высоко над столом;

По окончании работы:

-убрать рабочее место.

Во время работы необходимо делать перерывы, чтобы сделать гимнастику для глаз и размять мышцы. Не забывайте про хорошее освещение, оно очень важно.

Санитарно-гигиенические требования

Во время работы следует следить за:

- положением волос, т.е. волосы должны быть собраны в хвост, а обладательницам челок следует заколоть ее заколкой;

- положением света: свет должен падать с левой стороны;

- положением туловища: туловище должно быть ровным, т.е. таким, каким оно должно быть при письме. Спина ровная, руки не свисают со стола, ноги стоят ровно на полной ступне;

-руки должны быть всегда чистыми, чтобы работа не получилась грязной.

 

Просмотров работы: 56