Стихи глазами

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Стихи глазами

Мубаракова Э.Р. 1
1МБОУ "СОШ № 36" НМР РТ
Шишина А.П. 1
1МБОУ "СОШ № 36" НМР РТ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Ум, стихами истомленный 

Жаждет мультиков простых. 

Теплым детством окрыленный, 

Что-то шепчет ветхий стих. 

А. Балтин

«Кто ходит в гости по утрам – тот поступает мудро! Известно всем, тарам-парам, на то оно и утро!» Ну кто не слышал эти знакомые каждому ребенку с детства слова?! Мультфильмы сопровождают нас с самого рождения. Сначала мы их смотрим, когда мы маленькие, потом, взрослея, смотрим уже со своими детьми, а достигая определенной возрастной черты, уже с внуками. И как же приятно, хоть ненадолго, но окунуться в волшебный мир такой незабываемой планеты детства.

Мультфильмы учат нас любить, уважать друг друга, уважать взрослых, учат понимать, что такое добро и зло, знакомят нас с окружающим миром, расширяют наш кругозор. И мне всегда казалось что люди, которые снимают мультфильмы, должно быть живут очень интересной и насыщенной жизнью и я решила попробовать к нему прикоснуться.

Цель исследовательской работы: создание собственного мультфильма.

Задачи:

Изучить историю создания мультфильмов.

Изучить, какие бывают мультфильмы.

Провести анкетирование среди одноклассников и знакомых взрослых по данной теме.

Подобрать сюжет, сценарий, декорации, базовые материалы для создания собственного мультфильма.

Произвести монтаж и озвучивание собственного мультфильма.

Изучить литературные источники.

Сделать выводы.

Объект исследования: мультфильм.

Предмет исследования: способ его создания.

Гипотеза исследования: предполагаю, что могу сделать собственный простой мультфильм в домашних условиях.

Методы исследования: изучение, опрос, анализ, практическое создание.

Место исследования: город Нижнекамск и Нижнекамский район.

1 История создания первых мультфильмов

На протяжении всего своего существования человек пытался отразить движение в своем искусстве. Первые попытки передачи движения в рисунке  относятся примерно к 2000 году до нашей эры (Египет). Сегодня передача движения может быть реализована средствами анимации.

Анимацией называется искусственное представление движения в кино, на телевидении или в компьютерной графике путем отображения последовательности рисунков или кадров с частотой, при которой обеспечивается целостное зрительное восприятие образов. Синоним «анимации» – «мультипликация» – очень широко распространен в нашей стране. Анимация и мультипликация – это лишь разные определения одного и того же вида искусства.

Более привычный для нас термин произошел от латинского слова «мульти» – много и соответствует традиционной технологии размножения рисунка, ведь для того, чтобы герой «ожил»,  нужно многократно повторить его движение: от 10 до 30 рисованных кадров в секунду.

Принятое в мире профессиональное определение «анимация» (в переводе с латинского «анима» – душа, «анимация» – оживление) как нельзя более точно отражает все современные технические и художественные возможности анимационного кино, ведь мастера анимации не просто оживляют своих героев, а вкладывают в их создание частичку своей души [1].

История анимации и мультипликации имела свои взлеты и падения. Однако тем она и интересна, что производство мультфильмов развивалось почти постоянно и продолжает это делать до сих пор. История возникновения мультипликации связана с имением бельгийского ученого Жозефа Плато. Он известен тем, что в 1832 году создал игрушку под названием стробоскоп. На плоский диск наносился рисунок, например бегущая лошадь, причем последующий немного отличался от предыдущего, то есть рисунки изображали последовательность действий животного при скачке. Когда диск крутился, складывалось впечатление движущейся картинки. Но создать полноценный мультфильм у него не получилось.

Он уступил место французу Эмилю Рейно, который создал похожий аппарат под названием праксиноскоп, который состоял из цилиндра с нанесенными на нем такими же поэтапными рисунками, как в стробоскопе. Так и началась история мультипликации. Уже в конце 17 века француз основал небольшой оптический театр, где он показывал всем желающим комические представления длиной в 15 минут. Со временем установка изменилась, добавилась система зеркал и подсветка, что, естественно, приблизило мир к такому волшебному действу, как мультфильм.

Что касается российских деятелей в области мультипликации, то они перевели мультики на новый уровень, теперь в роли героев были куклы. Так в 1906 году был создан первый отечественный мультфильм, с которого и началась история мультипликации в России. Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, смонтировал мультфильм, действующими лицами которого стали 12 танцующих кукол.

Короткий фильм, записанный на пленке шириной в 1,5 см, оказался слишком трудоемкой работой. На протяжении трех месяцев Александр бегал от камеры к самой постановке настолько часто, что даже протер дырку в полу. Куклы у Ширяева не просто перемещаются над поверхностью, точно привидения, они, как живые, прыгают, крутятся в воздухе и выполняют невероятные движения. Известные историки и мультипликаторы до сих пор не могут разгадать секрет такой активности персонажей.

Затем Владислав Старевич, будучи биологом по образованию, решил сделать обучающий фильм с насекомыми. В 1912 году В. Старевич снимает документальный фильм о жуках-рогачах, в частности — битву двух самцов-рогачей за самку. Во время съёмки выяснилось, что при необходимом освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич препарирует жуков, приделывает к лапкам тоненькие проволочки, прикрепляет их воском к туловищу и снимает нужную ему сцену покадрово. Снятый таким образом фильм был первым в мире кукольным мультипликационным фильмом [2].

2 Какие бывают мульфильмы

Рисованные мультфильмы, или аниматека

Чтобы сделать аниматеку, мультипликаторам требуется очень много времени. Сначала художники рисуют на бумаге главных героев, которые будут участво­вать в мультике. Затем каждый герой будет рисоваться в движении. Это очень кропотливый труд, ведь чтобы, например, кролик двигался на экране как живой, аниматорам пришлось рисовать его каждый раз заново в новой позе. Потом все эти рисунки накладываются друг на друга, и в результате получается, что кролик грызёт морковку или бежит по дорожке. На один мультфильм понадобятся сотни и тысячи та­ких рисунков. Кстати, производство таких мультиков очень дорогое.

Кукольные мультфильмы

Для производства кукольных мульт­фильмов сначала делаются куклы, но в самом-самом начале они рису­ются на бумаге. Причем обычные куклы, которых можно встретить на прилавках магазинов, не подходят. Ведь для того чтобы мультфильм получился красочным, живым, нужны не просто бездушные одинако­вые куклы, а артисты, пусть даже сделанные из папье-маше. Поэтому для каждого мультика мастерится особая кукла, у которой обязатель­но есть характер и своя изюминка. Съёмка таких мультиков тоже тре­бует много времени и сил. Например, чтобы мартышка на экране дви­галась как живая, аниматору приходится сначала придать ей одно положение и заснять это на пленку, потом поднять ей ручку или ножку и опять заснять. Так шаг за шагом мартышка начинает передвигать­ся, как живая.

Пластилиновые мультфильмы

Герои этих мультфильмов сделаны из пластилина. Пластилин очень подат­ливый материал, из которого можно мастерить, например, маленьких и смешных человечков. Например, мультик «Пластилиновая ворона» поражает своими героями, которые очень легко перевоплощаются друг в друга.

Компьютерные мультфильмы

Этот вид мультиков был придуман относительно недавно, но теперь они прочно вошли в нашу жизнь, уверенно заняв пальму первенства. Герои таких мультфильмов — это нечто среднее между кукла­ми и рисованными героями. Весь секрет в том, что они придумывают­ся и создаются на компьютере. А аниматор-компьютерщик заставляет их двигаться опять же с помощью компьютерного управления. Причем всё действие мультфильма разворачивается перед аниматором на мони­торе [3].

В начале своего появления компьютерные мультфильмы рассказывали нам о космических приключениях, пришельцах, галактических новшествах и т. д. Теперь же они проникли и в другие жанры, став самыми популярными .

3 Проведение анкетирования

С целью изучения отношения к мультипликационным фильмам, а также возможности принятия решения, какой именно мультфильм будет интересен зрителю к просмотру, мною было проведено анкетирование среди моих одноклассников и знакомых взрослых (учитель, мама, папа, бабушка, сестры и братья). Респондентами стали 13 мальчиков и 14 девочек «Гимназии №2» имени Баки Урманче г. Нижнекамска, возраста 9-10 лет, а также 12 взрослых, из которых 9 человек – женщины в возрасте от 39 до 65 лет, 3 человека – мужчины в возрасте от 26 до 38 лет.

Анкета состояла из следующих вопросов:

№п/п

Вопрос

Варианты ответа

1

Как часто Вы смотрите мультфильмы?

-часто;

-редко;

-никогда.

2

Нравится ли Вам смотреть мультфильмы?

-да;

-нет.

Если на первые два вопроса Вы не ответили отрицательно, то прошу заполнить анкету далее.

3

Какие мультфильмы Вы предпочитаете?

-российские/короткометражные;

-зарубежные/короткометражные;

-российские/полнометражные;

-зарубежные/полнометражные;

- российские сериалы;

- зарубежные сериалы

4

Какому мультфильму по времени создания Вы отдали бы предпочтение?

- современным мультфильмам;

- мультфильмам прошлых лет.

5

В какой технике исполнения Вам больше всего нравится смотреть мультфильмы?

- рисованные;

- пластилиновые;

- кукольные

6

Назовите свой любимый мультфильм

 

7

Знаете ли Вы как создаются мультфильмы?

- да;

- нет

8

Какой сюжет Вам был бы наиболее интересен?

- про животных;

- про людей;

- про окружающие предметы;

- другое__________________

9

Смотрели ли бы Вы с удовольствием мультфильм, сделанный своими руками, основанный на стихотворении перевертыше?

- да;

- нет

Статистика ответов представлена в таблице 1.

Таблица 1

Кол-во опрош./вопр.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Примечание

1

часто

да

рос/корот

совр

кукольн

Барашек Шон

нет

про окр предм

да

м

2

часто

да

зар/полн

совр

рисов

Трансформеры

нет

про окр предм

да

м

3

часто

да

рос/корот

прошл

кукольн

Буренка из Масленкина

нет

про животн

да

м

4

часто

да

рос/корот

прошл

рисов

Буратино

нет

про людей

да

м

5

часто

да

рос сериал

совр

рисов

Фиксики

нет

про окр предм

да

м

6

часто

да

рос/корот

совр

рисов

Фиксики

нет

про животн

да

м

7

часто

да

рос сериал

совр

рисов

Маша и медведь

нет

про окр предм

да

м

8

редко

да

зар/полн

прошл

рисов

Том и Джерри

нет

про животн

да

м

9

часто

да

рос/корот

прошл

пласт

Пластилиновая ворона

нет

про волш героев

да

м

10

часто

да

рос сериал

совр

рисов

Фиксики

нет

про машины

да

м

11

часто

да

зар/полн

совр

рисов

Король Лев

нет

про животн

да

м

12

часто

да

рос/корот

совр

рисов

Фиксики

нет

про машины

да

м

13

часто

да

зар/полн

совр

рисов

Трансформеры

да

любые

да

м

14

часто

да

рос/полн

прошл

рисов

Золушка

нет

любые

да

д

15

часто

да

рос/корот

прошл

пласт

Пластилиновая ворона

нет

любые

да

д

16

часто

да

рос сериал

совр

рисов

Маша и медведь

нет

про животн

да

д

17

часто

да

зар сериал

совр

рисов

Школа Винкс

нет

про волшебство и магию

да

д

18

часто

да

зар/полн

совр

рисов

Маша и медведь

нет

любые

да

д

19

часто

да

рос сериал

совр

рисов

Планета Винкс

нет

про кукол

да

д

20

часто

да

рос/полн

прошл

рисов

Золушка

нет

про то, как добро побеждает зло

да

д

21

часто

да

рос/корот

прошл

рисов

Ёжик в тумане

нет

любые

да

д

22

часто

да

рос сериал

совр

рисов

Волшебницы Винкс

нет

про волшебство

да

д

23

часто

да

рос/корот

прошл

пласт

Падал прошлогодний снег

нет

про природу

да

д

24

часто

да

рос сериал

совр

рисов

Принцессы Барби

нет

про волшебников

да

д

25

часто

да

зар/корот

совр

рисов

Золушка

нет

про людей

да

д

26

редко

да

рос/полн

совр

рисов

Иван царевич и серый волк

нет

про людей

да

д

27

часто

да

зар сериал

совр

рисов

Барби

нет

про окр предм

да

д

28

часто

да

рос/полн

прошл

рисов

Малыш и Карлсон

да

любые красивые

да

ж

29

редко

да

рос/корот

прошл

рисов

Котенок по имени Гав

да

про животн

да

ж

30

редко

да

рос/корот

прошл

кукольн

Чебурашка

да

про окр предм

да

ж

31

редко

да

рос/корот

прошл

кукольн

Варежка

нет

про добро

да

ж

32

часто

да

рос/полн

прошл

рисов

Бременские музыканты

нет

про отношения людей

да

ж

33

часто

да

рос сериал

совр

рисов

Маша и медведь

нет

любые

да

ж

34

часто

да

рос сериал

совр

рисов

Фиксики

да

про окр предм

да

ж

35

часто

да

рос сериал

совр

рисов

Алеша Попович и Тугарин змей

нет

про историю

да

ж

36

редко

да

рос сериал

прошл

рисов

Ну погоди

да

про животн

да

ж

37

редко

да

рос/корот

прошл

рисов

Винни-Пух

нет

про животн

да

ж

38

часто

да

рос/корот

прошл

рисов

Ловушка для кошек

да

про все, если красиво сделан

да

М

39

редко

нет

-

-

-

-

-

-

-

М

40

редко

да

зар/полн

совр

рисов

Трансформеры

да

любые

да

М

Анализ ответов респондентов показывает, что большинство опрошенных, независимо от того, взрослые они или дети, 31 человек (77,5%) часто смотрят мультфильмы, при этом 39-ти (97,5 %) из них нравится это занятие.

 

По предпочтениям о продолжительности мультфильмов мнения разделились: 14 человек (36%) предпочитают российские короткометражные мультфильмы, 1 человек (2%) – зарубежные короткометражные, 5 человек (12%) – российские полнометражные, 6 человек (17%) – зарубежные полнометражные, 11 человек (28%) – российские сериалы и 2 человека (5%) - зарубежные сериалы.

 

Анализ ответов разных возрастных категорий на вопрос о предпочтениях просмотра современных мультфильмов или мультфильмов прошлых лет, меня удивил. Из 27 детей возраста 9-10 лет, есть те, а это 9 человек (33 %), которым нравятся мультфильмы прошлых лет, и 18 человек (67%) отдали свой голос за современные мультфильмы. Среди взрослых ситуация более предсказуема, 8 человек (66%) из 12-ти взрослых, отдали свое предпочтения мультфильмам прошлых лет, а только 4 человека (34%) – современным.

 

Предпочтения детей в просмотре мультфильмов возрасте 9-10 лет

Особенно поразило то, что в ответе на вопрос «Назовите свой любимый мультфильм», дети называли не только современные «Фиксики», «Винкс», «Маша и медведь», а такие давно забытые мультфильмы, как «Буренка из Маслёнкина», «Падал прошлогодний снег», «Пластилиновая ворона», «Ёжик в тумане».

И, наконец, на вопрос, а смотрели ли бы вы с удовольствием мультфильм, сделанный своими руками, 99% респондентов ответили да.

Таким образом, можно сделать вывод, что мультфильмы – это неотъемлемая часть нашей жизни, интерес к ним велик независимо от возраста и имеет смысл попробовать создать его своими силами.

4 Создание собственного мультфильма

Создание собственного мультфильма, я начала с выбора основы для сценария. Мне очень нравятся короткие небылицы, перевертыши, в которых реальные предметы или события изменены, чтобы можно было разгадывать правильное положение вещей, как ребус. Мне кажется довольно забавным развеселить зрителя, отвлечь его от серых будней.

За основу было взято стихотворение Ирины Токмаковой «В чудной стране»:

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок черный язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране...

Ты почему не веришь мне? [4]

Далее был выбран тип мультфильма – рисованный с техникой перекладки.

И вот начался долгий процесс рисования…

Следующим этапом стало последовательное вырезание придуманных мною персонажей мультфильма. Оказалось, что это очень трудоемкий процесс, который занял около трёх дней.

Затем я продумывала и рисовала фон и декорации для будущих сцен мультфильма.

Следующим шагом должна была стать фотосессия, но я столкнулась с проблемой отсутствия штатива для фиксации моего фотоаппарата. Однако, мне на помощь пришел папа и придумал зафиксировать фотоаппарат на штатное место утюга на гладильной доске. Когда конструкция была собрана, папа установил настольную лампу для создания хорошего освещения. Далее начался увлекательный процесс фотографирования. Не ожидала, что необходимо сделать не менее 10 фотографий, чтобы получить 2 секунды кадра.

Строго ограничив рамку кадра, я устанавливала фон и накладывала, а затем передвигала моих вырезанных героев и предметы, каждый раз производя снимок.

Для того, чтобы мультфильм «ожил», я отрезала отдельные детали рисунков, передвигая, снимала разные положения на фотоаппарат.

Затем мне пришлось обратиться снова за помощью к моему папе, так как работать с программой Movavi Video Editor 14 [5] для создания мультфильма оказалось не просто. Мы произвели импорт перенесённых на компьютер фотографий, сделали обрезку каждого кадра для увеличения скорости воспроизведения, скорректировали качество фотографий (яркость, контраст, чёткость) и добавили музыку «Кармен» Жоржа Бизе. Далее начался процесс озвучивания. Взяв в руки микрофон, подключив его к компьютеру, я многократно пыталась произносить стихотворение таким образом, чтобы равномерно попасть в кадр. Одновременно, приходилось редактировать количество и длительность кадров, подгоняя под музыкальное сопровождение и нужный ритм. Мне понадобилось более 20 попыток. И чудо, все получилось. Финальный этап состоял в размещении последнего кадра титров (об авторе проекта, авторе стихотворения, авторе музыки) и сохранение проекта в видеофайл. Далее сочинение стихов к презентации своей работы:

 

История мультфильма

Проста и интересна.

Она как-будто нам

Давно, давно известна.

 

Как-будто все герои

Из детства дорогого.

Живут всегда со мною

Согретые душою.

В них Шапокляк и Гена

Друг друга уважают.

И тех трёх поросяток

Никто не обижает.

В корзине Маша едет,

И Мишка косолапый.

Яичко золотое,

И Винни-пух мохнатый.

Задумавшись о цели

Работы интересной.

Герои мне навеяли

Создание мультпроцесса.

Задачи я придумала

Чтоб были мне по силам.

Сюжет и декорации

Подобрала, так мило.

Вопросы я составила

И провела исследование.

Чтобы мой мультфильм в итоге

Произвел бы впечатление.

Детей и взрослых спрашивала

Что Вы предпочитаете,

Мультфильмы прошлых лет

Иль современные знаете.

 

Каким любимым ваш мультфильм

Давно уже является.

Как часто смотрите Вы их,

И Вы того желаете?

А если кукольный мультфильм

Вдруг в руки попадется.

Иль лучше чем рисованный,

На свете не найдется?

Сюжеты интересными

Считают очень разные.

Лишь бы красиво сделано,

Да и глаз радовало.

Вот тема - перевёртыши

Смешные стихотворения.

Чтобы у всех, у каждого

Поднялось настроение.

Взяла я в руки карандаш

Альбом и краски смело.

Рисунки стали получаться,

Как я взялась за дело.

Помог и папин аппарат

Что фото делать может.

Он прикрепил его сто крат,

В доски гладильной ложе.

Я триста фото сделала,

Меняя изображение.

Сей труд проделать нелегко,

Чтоб получить движенье.

Потом в программе Мовави

Произвела обрезку.

На помощь музыка Бизе

Пришлась на радость к месту.

 

Взяв в руки серый микрофон

Свершилось оживление,

Герои стали говорить

Не это ль удивление?!

 

В чудесный мир, волшебный мир

Всех Вас я приглашаю.

Откроем двери вместе с ним,

Мечтайте! Разрешаю!!!

Заключение

По результатам исследовательской работы, можно сделать следующие выводы:

- выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. Сделать простой мультфильм в домашних условиях возможно;

- изученная литература открыла новые знания для собственного образовательного процесса;

- научилась усидчивости и терпению, так как создание мультфильма на всех этапах – это длительный, трудоёмкий процесс;

- оказалось, что создание мультфильма - это отличный способ сблизить семью и с пользой провести свое свободное время.

Мультфильм – это своего рода путешествие, поэтому желаю вам наслаждаться им в полной мере.

Список литературы

1. Саймон М. Как создать собственный мультфильм. Анимация двухмерных персонажей, НТ Пресс, 2006.

2. Энциклопедия отечественной мультипликации, Алгоритм, 2006.

3. Асенин С. Волшебники экрана, Искусство, 1974.

4. Токмакова И. Карусель, Рипол-Классик, 2010.

5. Инструкция к редактору Movavi Video Editor 14, https://www.movavi.ru.

Просмотров работы: 42