Русские головные уборы

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русские головные уборы

Ганн Е.А. 1Пимонова А.Д. 1
1МБОУ "Черлакская средняя общеобразовательная школа №2"
Жидкова В.Н. 1Ганн Е.А. 1
1МБОУ "Черлакская средняя общеобразовательная школа №2"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Народный костюм является важным историческим источником. Русский костюм может рассказать об эпохе, традициях, обычаях и нравах.

Мы очень любим рассматривать иллюстрации к народным сказкам. Однажды мы заинтересовалась одеждой, которая была на иллюстрации к русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Одежда совершенно не похожа на ту, которую мы носим сейчас. Родители объяснили нам, что такие наряды люди носили очень давно. Потом мы рассматривали русские народные костюмы в других книгах.

Весь костюм создать очень сложно, но вот головные уборы мы решили попробовать создать своими руками из доступных материалов.

Актуальность нашей работы заключается в том, что изучая русские народные головные уборы, мы больше узнаем об истории России и жизни русских людей.

Цели работы: изготовление образцов женских головных уборов в натуральную величину в технике квилинг.

Задачи:

  Изучить теоретический материал по теме «Русский головной женский убор»;

  Изучить правила кроя головных уборов;

  Изготовить выкройки, изделия и подобрать украшения.

 

История русских головных уборов

Головной убор нёс идею неба, изображения солнца мирового древа, устремляющегося в небо, изображающего птицу. Сами названия женских головных уборов являются «птичьими»: «кокошник» ( от «кокошь»- петух, курица), «кика», «кичка» (утка) и т. п. Часто, головные венчики окружающие голову, рассматриваются, как символ горизонта, круговой линии соприкосновения неба с землёй.

Головной убор в женском русском национальном костюме - это не аксессуар, который может быть, а может и не быть. Это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Головной убор мог сказать человеку, смотрящему на женщину, из какой губернии она прибыла, каково ее социальное положение, примерный достаток, но самое главное - замужняя ли это женщина или девица на выданье.

Замужняя женщина демонстрировала платком свою зависимость от мужа, и посторонний мужчина не мог ее тронуть или побеспокоить, платок давал женщине ощущение защищенности, безопасности, принадлежности мужу, добавлял женственности, скромности и целомудрия.

Русские головные уборы

Основной женский головной убор девушек имел единую основу - венок (перевязка, очелья)

Коруна (коруна, обруч, чильце, почелок, ряска, венец) — славянский девичий головной убор, из того же ряда, что и венок

Кичка - головной убор на твердой основе, отличалась разнообразием и фантазийностью решения. Только по форме различают кички рогатые, копытообразные, лопатообразные, котелкообразные, в виде обруча, овала, полуовала и т.п.

Борушка (морхатка, моршень, сборник — головной убор замужних женщин, относящийся к типу кокошников-сборников.). Мягкая шапочка, расшитая золотыми и серебряными нитями

Сорока — старинный русский головной убор замужних женщин

Намётка (намитка) — старинный традиционный женский головной убор восточных славян. Представляет собой полосу из очень тонкого белого кужельного полотна, завязанного особым образом вокруг головы

Повойник (повой, повоец от повивать; укр. очіпок; белор. каптур) — старинный головной убор замужних женщин, представлявший собой полотняную шапочку, иногда с твёрдым очельем, украшенным галуном, полностью закрывавший волосы, заплетенные в две косы

Убрус - часть головного убора замужней женщины — полотенце, прямоугольное полотнище 2 метра в длину и 40—50 см в ширину, богато украшенное вышивкой.

Кокошник - самый известный головной убор. Правда, в том виде, как мы его знаем, например, у Снегурочки, с косой наружу - современная выдумка. Кокошник в своем первоначальном виде - шапочка на голову.

Однорогий кокошник - шикарный головной убор для замужней женщины, волос сзади прятались под платок. Вышивка, количество драгоценностей и размер показывал социальное положение женщины.

Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась затылочная часть кокошника

Кокошник - праздничный головной убор и бывает он разных видов: однорогий кокошник, двурогий кокошник (в форме равнобедренного треугольника), в виде шапочек с плоским дном и высоким очельем, седлообразный кокошник.

Холодная русская зима делала необходимыми теплые головные уборы. Это были прежде всего меховые шапки. Часто верх их делали матерчатым, украшенным жемчужными и золотыми шнурами и нитями а, иногда и драгоценными камнями. Женские шапки были одеждой знатных горожанок – боярынь и боярышень. Народ попроще обходился платками.

Практическая работа

4.1. Выбор идеи

Просмотрев более распространенные традиционные русские женские головные уборы, мы выбрали модели, которые можно выполнить из бумаги. Решили показать те головные уборы, которые носили незамужние девушки, и те, которые предназначены для замужних женщин. Наш выбор пал на головные уборы:

коруна (фото1)

Кичка рогатая (фото2)

Перевязка (фото3)

Повойник (фото4)

4.2. Материалы, инструменты

Квиллинг — это простой вид рукоделия, не требующий больших затрат. Вам не понадобятся дорогостоящие инструменты и специально оборудованное рабочее место. Для того чтобы сделать работу нам понадобилось следующие материалы и принадлежности:

1.Бумажные ленты

Использовались ленты шириной 3 мм разных цветов теплой и холодной гаммы.

2.Приспособление для закрутки лент.

Инструмент для закручивания бумажных спиралей. При желании можно сделать простейший инструмент из использованного стержня, сделав надрез канцелярским ножом.

3.Картон красного цвета для выполнения основной формы головного убора.

4. Гофрированная бумага.

Гофрированная бумага позволит имитировать ткань при изготовлении повойника и перевязки.

5. Цветная самоклеящаяся бумага золотого цвета с блестками для декоративной полосы в повойнике под имитацию золотого шитья.

6.Ножницы.

Удобнее всего работать маленькими ножницами с острыми кончиками.

7.Белый клей ПВА.

Этот клей не оставляет пятен при высыхании.

Правила техники безопасности.

Правила работы с клеем:

При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила работы с ножницами:

Храните нож в определённом месте.

Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

Клади ножницы кольцами к себе.

Передавай ножницы кольцами вперед.

Не играй ножницами, не подноси к лицу.

Используй ножницы только по назначению.

Не оставляй ножницы раскрытыми.

Ножницы должны иметь скругленные концы.

4.3. Технология изготовления традиционных женских головных уборов

Повойник

Взяли красный картон формата А 4 и сделали выкройку

Приклеить в середине основной формы повойника клеим полосу 15 мм из самоклеющейся бумаги золотого цвета для имитации золотого шитья.

По верхнему краю повойника приклеиваем бумажную полосу 12 мм на которой будет находиться рисунок из элемента «глаз» (см приложение). Для выполнение этого элемента украшения понадобится, 20 полос бумаги голубого цвета. Элемент «глаз» располагается в виде волны.

Приступаем к выполнению элемента «изогнутая капля» (см приложение).

Нам необходимо изготовить из 11 бумажных полос белого и темно синего цветов, элемент «изогнутая капля». Изготовленные элементы располагаются между полосами белого и золотого цвета на основной форме повойника. Рисунок строится чередованием с переворачиванием белых и темно синих элементов.

«Свободная спираль» (см приложение) завершает узор и располагается под золотой полосой на основной части повойника.

На лобной части повойника для расставления акцентов приклеивается бумажная полоса розового цвета.

Приступаем к изготовлению задника. Задняя часть повойника берется из оставшейся части формата А4. Получившаяся изогнутая полоса из картона приклеивается с помощью клея ПВА к основной части повойника. Сзади помещается бант из гофрированной бумаги сделанный заранее.

Завершающим этапом идет изготовление имитированного платка из гофрированной бумаги, который крепится к верхней части повойника. Для изготовление «платка» потребуется, гофрированная бумага шириной 550 мм и высотой 500 мм. в нижней части «платка» имеется закругление а верхняя приклеивается в складку с помощью клея ПВА к верхней части головного убора.

Коруна

Взяли красный картон формата А 4 и сделали выкройку

Основным украшение коруны стали три цветка, выполненные из бумажных полос темно голубого цвета. Для изготовления цветов потребуется 21 элементов «глаз» с сердцевиной из плотной спирали желтого цвета. Дополнением к цветкам изготавливаются 3 лепестка из зеленных бумажных полос в количестве 9 штук. Элемент для лепестков взят «глаз».

По контуру головного убора располагаются чередующиеся элементы «глаз» оранжевых, бежевых и светло желтых цветов в количестве 25 штук.

По нижней части коруны расположена бумажная полоса желтого цвета на которой расположены «тугие спирали» из 5 красных и 5 зеленых бумажных полос чередуясь на одинаковом расстоянии.

Верхушку головного убора венчает узор из центрового элемента «глаз» расположенного в вертикальном положении и по сторонам расположились элементы «тугая спираль» две штуки из полос бумажных желтого цвета.

Из второго листа картона красного цвета дублируется основная форма коруны и приклеивается на клей ПВА к обратной стороне.

К задней части головного убора приклеивается на клей ПВА полоса шириной 35 мм и длиной 250 мм.

Кичка рогатая

Взяли 3 формата красного картона А 4 прорисовали на изнаночной стороне выкройку

Соединяем две рогатые основных части между собой на клей ПВА и сверху приклеиваем верхнюю часть, подгоняя ее к основной.

Приступаем к выполнении узора. В середине переднего полотна проходит полоса белого цвета, на которой, выполнен узор в виде свободных спиралей в количестве 10 штук красного цвета. Спирали располагаются равномерно по всей полосе, между ними находятся тугие спирали.

В верхней и нижней части головного убора проходят полосы с элементом «глаз». Узор выстраивается в виде волны из белого цвета.

Дополняют общую композицию полосы из золотой самоклеющийся бумаги имитируя золотое шитье.

Перевязка

Взяли картон формата А4 розового цвета и вырезали полосу 100 мм.

На основную часть перевязки расположили узор в виде трех цветов из бумажных полос темно голубого цвета в количестве 21 штук. Узор выполнен из элементов «глаз». К каждому цветку приклеиваются на клей ПВА 3 элемента «глаз» из бумажных полос зеленого цвета.

По нижней и верхней части выполнены бумажные полосы желтого цвета шириной 5 мм.

В верхней части перевязки с помощью гофрированной бумаги шириной 35 мм , выполняются складки служащие для украшения головного убора.

С обратной стороны приклеивается полоса для фиксации на голове модели шириной 35 мм.

Экологическое обоснование

Бумага экологически чистый продукт поэтому не оказывает отрицательного влияния на здоровье человека. Творчество это прекрасный способ не только для проявления своих талантов, но и способ психологической разгрузки после тяжелого учебного дня. А техника планов.

Экономическое обоснование

материалы

количество

цена

себестоимость

1

Картон красного цвета

6 шт

45*3=135

18 руб

2

Бумажные полоски для квиллинга

150 шт

80(100 шт )*2= 160

120 руб

3

Самоклеющаяся бумага золотого цвета

1 лист

-

(был в наличии)

4

Красная бумага гофрированная

1 рулон

45 р (1,50 м)

60 см= 20 руб

5

Клей ПВА

1 флакон

25 р

25 руб

6

Цветные полосы из бумаги

-

-

были в наличии

 

Итого:

   

173 руб

5. Заключение

Мы ознакомились с основными элементами народной одежды, женскими головными уборами. Узнали историю возникновения женских головных уборов и их отличительные особенности. Изготовили своими руками четыре головных убора. Работа по изготовлению русских головных уборов, помогла нам ближе познакомиться с историей «русских женских головных уборов XIX в- XX в.» Работать над этой темой нам было очень интересно.

Список использованной литературы

1.  Камыкова Л. Э. «Народное искусство»

2.  Пармон А.И. «Русский Народный Костюм»

3.  Детская энциклопедия

4. Журнал:  «История в школе»

Материалы из Интернета

Приложение 1

Изготовление основных элементов квиллинга

Тугая спираль

Самый простой «кирпичик». Для его создания необходимо край бумажной полоски вставить в «вилку» инструмента для квиллинга, как можно более плотно закрутить бумагу в спираль и приклеить кончик. При накручивании следует придерживать бумажную ленту левой рукой, чтобы элемент получился ровными и максимально тугим.

Свободная спираль

В целом технология изготовлении этой детали практически не отличается от создания тугой спирали. Только после накручивания бумаги, ее кончик сразу не закрепляют клеем, а помещают ролл в одно из отверстий линейки-шаблона. Здесь, придерживая элемент пальцем, ему позволяют раскрутиться до определенного размера. И только после этого кончик аккуратно приклеивают, придерживая пинцетом или руками и стараясь не примять деталь.

Глаз

В качестве основы для изготовления этой фигуры используется свободный ролл. После выравнивания спирали по шаблону, ее необходимо взять с двух противоположных сторон, удерживая большими и указательными пальцами.

Ромб

Изначальная последовательность изготовления ромбовидного модуля такая же, как при создании «глаза». А вот после того, как «глаз» будет сформирован, деталь необходимо прищепнуть пальцами еще в двух местах (для этого элемент поворачивают на 90°).

Капельная форма

После выравнивания бумажной таблетки в шаблоне, центр спирали необходимо сместить в одну сторону (сделать это можно руками или карандашом). Затем, аккуратно взяв ролл, его сжимают со стороны, противоположной той, куда были сдвинуты внутренние завитки. Сформировав таким образом каплю, фиксируют кончик бумаги. В идеале этот «хвостик» должен совпасть с уголком согнутого края.

Стрела

Продолжив работать с каплей, можно сделать еще один элемент – стрелу. Для этого округлую часть капли необходимо вдавить внутрь и чуть заострить сгибы. Вдавливать можно пальцами, рабочей частью инструмента, ручкой или карандашом.

Лист

Данный «кирпичик» тоже можно сформировать из капли. Достаточно прижатый кончик последнего слегка загнуть вниз и несильно прижать фигуру по бокам.

Треугольник

Еще одна трансформация капельной формы. Для изготовления фигуры «каплю» берут за узкую часть двумя пальцами и одновременно придавливают нижнюю часть. В завершение все три угла поочередно сильно сжимают.

Квадрат

Слегка модифицированный квиллинговый ромб. Для его изготовления формируется «глаз», после чего элемент переворачивают и защипляют еще два уголка.

Тюльпан

Для того, чтобы получить такую фигуру, свободную спираль слегка вдавливают внутрь ручкой с одной из сторон и немного зажимают края, после чего фиксируют кончик бумаги. Такие элементы можно использовать и как отдельные «кирпичики» в работе и как полноценные элементы (цветы).

Полукруг

Последовательность создания полукруга такая же, как и при формировании тюльпана. Только прижимать одну из сторон ролла надо не ручкой, а пальцем. При этом ее не требуется вдавливать внутрь – лишь прижать, сделав ее ровной.

Полумесяц

Фигура средняя между полукругом и тюльпаном. Ее «дно» не совсем ровное, как у первого, но при этом и не такое выгнутое, как у второго.

S-скролл

Одна из наиболее распространенных открытых форм для квиллинга, которая часто используется для создания воздушных произведений, напоминающих морозные узоры на окнах в зимний период. Для ее изготовления бумажная полоска скручивается до середины в тугой ролл. После этого берется оставшаяся часть полоски и также плотно сворачивается в противоположную сторону.

В завершение оба ролла слегка распускаются и скролл может использоваться в работе.

V-скролл

Для создания этого вида квиллинг завитка, полоску бумаги изначально сгибают ровно посередине. А затем каждую часть плотно скручивают в противоположные стороны до сгиба, и дают свободно раскрутиться. В результате получается фигура, напоминающая латинскую букву «V» или усики бабочки.

Скролл сердце

Выполняется аналогично предыдущему элементу, только части полоски скручивают не в противоположные стороны, а навстречу друг другу. Для получения нужно формы и размера, деталь можно поместить в специальный шаблон, а затем склеить серединки завитков.

Скролл завиток

Для того, чтобы получить такой завиток, бумажную полоску туго скручивают инструментом. Но не до конца, оставляя небольшой «хвост». Затем, сняв деталь с инструмента ей дают свободно раскрутиться, получив тем самым фигуру, напоминающую запятую.

Скролл веточка

Чтобы получить нежную веточку, полоску из бумаги сгибают так, чтобы одна часть была примерно вполовину короче другой. После этого кончики аккуратно и достаточно туго скручивают в одну сторону (не до сгиба) и распускают.

Поняв как делать основные элементы, можно приступать непосредственно к созданию изящных узоров из бумаги.

 

Просмотров работы: 139