Кубанская ляпочиха

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кубанская ляпочиха

Стусь А.А. 1
1МАОУ СОШ№ 1 им. Н.И.Кондратенко
Заборовская И.А. 1
1МАОУ СОШ№ 1 им. Н.И.Кондратенко
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Издавна женщины на Кубанской земле славились рукоделием. Вышитые полотенца и скатерти, нарядная одежда и вкусная еда - являлись гордостью хозяйки. Особое место в каждом доме занимали изделия, выполненные из лоскутков ткани.

На экскурсии в доме ремёсел нас познакомили с напольными ковриками, выполненными в технике «ляпочиха». Мы узнали о том, что ворсистые коврики из лоскутного шитья времен наших прабабушек перекочевали в день сегодняшний.

Используя технику «ляпочиха», можно изготовить одежду, аксессуары, предметы украшения интерьера и быта. Но откуда появилось такое название? Как распространено это прикладное творчество на Кубани? Чтобы ответить на эти вопросы мы провели исследование.

Актуальность.

Актуальность научно-исследовательской работы связана с обращением к истокам традиционной культуры народов Кубани. Техника «ляпочиха» в настоящее время является востребованной, интересной и доступной детям и взрослым. Изучение данной темы помогает нам больше узнать о прикладном творчестве кубанских мастеров, способствует передаче духовного наследия предков.Кроме того, в гардеробе каждой хозяйки есть много ненужных, старых вещей. Изготовление изделий в технике «ляпочиха» поможет освободить женский гардероб от устаревшей одежды, а значит, данная техника рукоделия будет актуальна во все времена.

Цель исследования: изучить технику народного лоскутного шитья «ляпочиха».

Задачи:

1.Провести анализ литературы по данному вопросу.

2.Познакомиться с мастерицами лоскутной техники «ляпочиха» в Кущёвском районе.

3.Изучить лоскутную технику «ляпочиха».

4.Выполнить изделие в лоскутной технике «ляпочиха».

Объектом моего исследования являются традиции кубанского лоскутного шитья.

Предмет исследованияизделия, выполненныев технике «ляпочиха» в Кущёвском районе Краснодарского края.

Гипотеза: «ляпочиха» - старая технология нового времени.

Методы исследования:

1. Метод теоретического анализа литературы и статей в интернете.

2. Сбор данных (метод опроса) с использованием следующих методик:

- социологический опрос, интервью, беседы, анкетирование, обобщение результатов.

3. Метод анализа данных.

Проблема:сохранение традиций лоскутного шитья.

Проектным продуктом моего проекта будет разработка пособия для взрослых и детей «Кубанская «ляпочиха».

План моей работы:

Сбор информации о лоскутном шитье.

Посещение Дома ремёсел и краеведческого музея станицы Кущёвской.

Знакомство с мастерицами Кущёвского района.

Изготовление изделий в технике «ляпочиха»

Составление пособия для взрослых и детей «Кубанская ляпочиха»

1. Теоретическая часть.

1.1.История лоскутного шитья.

При работе с литературными и интернет-источниками мы выяснили, что искусство лоскутного шитья развивалось в течение многих столетий. Пэчворк, квилт или лоскутное шитье — вид ремесла, при котором по принципу мозаики сшиваются самые разнообразные лоскутки в одно цельное изделие. Само название происходит от английских слов patch – заплатка, кусочек лоскутка; work – работа. [ 1]

Удивительное рукоделие – лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в древность. Толчком для её создания послужили обыкновенные заплаты, которые ставились на ещё крепкие, но слегка потёртые вещи. Заплаты имели разнообразные формы и расцветки. Это навело мастериц на мысль о возможности создания изделий из лоскутов. Принято считать, что зародилась эта техника в Англии.

Изыскания археологов свидетельствуют о том что, самая древняя аппликация, была найдена в Египте, и датируется 980 годом до нашей эры. В одних источниках говорится о стеганном похоронном навесе палатки египетской королевы, которая жила в 980 году до н.э. В других — о ковре, найденном в могиле, который предположительно был изготовлен в первом столетии до н.э.

В музее «Булат» в Каире находится образец египетского рисунка, который был создан из кусочков газельей кожи около 980 г. До н. э. В скифских курганах(100 год до н.э.—200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. [ 2]

Следующие упоминания из истории пэчворк относятся к раннему средневековью. Это были два простеганных лоскута, между которыми размещали мягкую прокладку, Такие изделия использовались в качестве бронежилета в армии Уильяма Завоевателя. Эта броня кроме некоторой защиты давала солдатам также тепло. Бытует такое мнение, что именно подобный стеганый бронежилет и натолкнул рукодельниц на мысль создания стеганых покрывал, которые стали упоминаться в записях одиннадцатого, двенадцатого и тринадцатого столетий. [ 3]

В четырнадцатом столетии было значительное изменение климата по всей Западной Европе. Зимы стали очень холодными. И это похолодание сделало стеганые покрывала предметами первой необходимости. В ход пошло все, чем только можно было наполнить такие одеяла: мох, перья, шерсть ягнят, и даже травы.

В Южной Европе такого глобального похолодания не наблюдалось, поэтому история лоскутного шитья приобрела декоративный характер. При помощи пэчворк женщины шили для всей семьи одежду и украшали свой дом.

В Великобритании и Голландии лоскутные изделия принято было считать семейными реликвиями, передаваемые из поколения в поколение, и молодых девушек с раннего возраста обучали лоскутному шитью и стёжке, при помощи которых, они готовили себе приданное.

В Германии пэчворк долго не находил свое место. Правда, имеются упоминания, датированные XIII веком, в котором говорилось о том, что существовала стежка в одежде, прежде всего она применялась для уплотнения материала и термоизоляции. В этом столетии также появились так называемые гобелены, в которых можно было наблюдать классические признаки лоскутного одеяла.

В Японии XVI ‒ XIX веков носили одежду, украшенную узором из лоскутов. Из этого следует, что техника шитья из лоскутков, вероятно, пришла в Европу с Востока. [ 1]

Россия до середины XVIII века была домотканой. Долгие вечера давали возможность заниматься рукоделием. Женщины коротали их за прялкой и ткацким станком. Сырьем для тканей у восточных славян служили лен, конопля и шерсть. Из полученного волокна ткали ткань. Вся процедура выращивания этих культур, обработки сырья была очень продолжительная и трудоемкая, поэтому ткани в России делали шириной 40 см. Этот размер соответствовал крою рубахи или полотенца, чтобы при изготовлении изделия практически не оставалось обрезков.[ 3]

На Руси такие ткани использовались в основном крестьянами. Но с XIX века, благодаря развитию машинного производства в России, все больше стали популярными недорогие яркие хлопчатобумажные ткани, ширина которых была 75-80 сантиметров, то есть превышала ширину кроя одежды. Экономные мастерицы стали применять оставшиеся обрезки, украшая рубахи, подолы юбок, удлиняли детскую одежду. Самые же маленькие лоскутки сшивали в единое полотно. Так появилось в России искусство лоскутного шитья, и его главный символ — русское лоскутное одеяло. Имеются свидетельства, что еще в 17 веке старообрядцы использовали подручники – молитвенные коврики, рисунок которых состоял из лоскутов

Со временем интерес к технике пэчворк начал пропадать. Это было связано с повышением благосостояния граждан. В современном мире пэчворк снова привлёк к себе внимание большого количества людей, среди которых и знаменитые художники и дизайнеры.

В 1970-е годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Сегодня, изготовление стеганых изделий из чисто практичного занятия, выделилось в самостоятельный вид декоративного искусства. Создаются студии — мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье (пэчворк). Существуют специализированные цеха по изготовлению мебели и других предметов интерьера, декорированных лоскутным шитьём.

Во многих странах к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Ему обучаются по всему миру, существуют курсы по лоскутному шитью, издаются в большом количестве книги с красочными иллюстрациями. Экспозиции музеев США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork. Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в г. Санкт-Петербург.[ 4 ]

1.2.История возникновения техники «ляпочиха» на Кубани.

Ляпочиха – это разновидность техники лоскутного шитья. Она заключается в пришивании мелко нарезанных полосок ткани на основу. Встречаются различные ее названия: “ляпоток”, “ляпачок”, “ляп”, “лапша”. Так или иначе, во всех названиях встречается корень «ляпа» или «лапа», который обозначает лоскуток ткани. В народе лоскутки называли ляпок, ляпа, тряпка, ляпочок, и все слова созвучны. Термин «ляпочиха» своими корнями уходит к северным народам. В переводе с немецкого языка обозначение «der Lappen» означает «лоскут ткани, кусочек тряпки». Отдельный торчащий лоскутик ткани называют “ляпачок”[4 ]

Техника лоскутного шитья «ляпочиха» зародилась на Кубани в крестьянские времена, когда каждая женщина должна была ловко обшивать всю семью из собственноручно сотканной ткани. Считалось, что поношенную одежду нельзя выбрасывать, иначе семья потеряет благосклонность высших сил и будет обречена на бедность. Мастерицы стремились сберечь каждый лоскут ткани и использовать его для украшения дома.

«Ляпочиха» - это технология, которая создавалась не от богатой фантазии, и желания удивить, а от бедности. Из мелких обрезков самых разных по фактуре тканей изготавливались лоскутные покрывала и одеяла, подушки, игрушки, коврики и многое другое.

Ни на что другое уже не годные кусочки ткани пришивались в определенном порядке, а иногда и просто так на некоторую основу, сшивались между собой, образуя узоры и орнаменты, и становились маленькими произведениями искусства. Они служили в быту и давали тем самым вторую, а может быть, и третью жизнь ненужным вещам. Особую популярность на Кубани приобретали лоскутные одеяла и «пушистые» коврики, созданные из цветных обрезков старой одежды.

Всплеск популярности техника шитья «ляпочиха» получила в первой половине 20-го века, когда население переживало тяжёлые экономические кризисы (гражданская война, раскулачивание, вторая мировая). Текстиль был дорог – по примеру предков, хозяйственные девушки старались каждый кусок яркой ткани использовать для украшения дома. В деревнях и сёлах Краснодарского края были распространены ковры и одеяла, выполненные в технике «ляпочиха». А городские мастерицы наловчились оформлять в этом стиле абажуры, диванные подушки, сумочки, платья и даже шапочки!

Современные рукодельницы используют для создания предметов в стиле «ляпочиха» разные декоративные элементы: · цветные лоскутки трикотажных тканей,· остатки пряжи и крашеную шерсть, разноцветные ленты, кружева Новички создают обычные коврики с хаотичной сменой цветов и размеров лоскутков. Опытные мастерицы создают сложные орнаменты и целые лоскутные картины. То, что раньше считалось народным промыслом, теперь новейшее веянье декоративного оформления городских картин. ”[2 ]

1.3.Обрядовое значение изделий, выполненных в технике «ляпочиха»

Старинную технику «ляпочиха» очень любили на кубанской земле. Лоскуток ласково называли «ляпочком». Казачки - рачительные хозяйки, каждый кусочек в дело шел. Причем изделия должны быть не просто удобные и полезные в хозяйстве, но и радующие глаз. А поскольку мастерица вкладывала в работу всю свою душу, то каждая такая вещь считалась мощным оберегом. Например, изготовленные из «ляпочек» пушистые коврики клали перед кроватью. И если приснился ночью дурной сон, надо было утром встать босыми ногами на защитный коврик, чтобы сон не сбылся. Коврики из более грубых материалов, из мешковины или дерюжки клали у входа. Считалось, что он очищал каждого на него ступившего от дурных мыслей и намерений. Нарядное «махровое» покрывало дарили на свадьбу. Своё приданное девушки хранили в сундуках. Такой сундук с «добром» тоже обязательно накрывали таким лоскутным «оберегом». А вот круглые коврики их называют «кругляши» - являются символом солнца, их как салфетки, клали на стол, тумбочки, вешали на стены. ”[5]

1.4.Особенности техники ляпочиха.

Простой вариант.

Самым простым видом «ляпочихи» является пришивание полосок ткани рядами. Основа для изготовления изделий может быть квадратной, круглой, прямоугольной формы. Лоскутки будут выглядеть более аккуратными, если они будут одинакового размера и формы. Ткань нарезают не только мелкими полосками, но и квадратной и прямоугольной формы.

Варианты пришивания лоскутков на основу.

Каждый кусочек ткани прошивается строго посередине, затем его края «загибаются» и создают нужный объём. Чем крупнее лоскутки, тем пышнее будет изделие.

Для создания узора или картины в стиле «ляпочихи» на ткань наносится разметка – по цветовым линиям. Затем закрепляются лоскутки по принципу «от центра к краям». Базовые цвета закрепляются в середине, затем остальные ряды фиксируются вокруг них. Такой вид называется «по разметке». Стоит начать с размещения цветных лоскутков по геометрическим фигурам – квадратам, кругам, прямоугольникам. Внешний вид изделия во многом зависит от способности мастерицы грамотно сочетать разные цвета. [5 ]

Способы пришивания лоскутков на основу.

Существуют различные способы пришивания лоскутков на основу. Лоскутки квадратной формы пришиваются к основе только за середину, образуя так называемый “цветок”. А лоскутки прямоугольной формы скручиваются посередине, образуя “бабочку” и пришиваются к основе. Ряды размещают очень плотно, чтобы ткань «топорщилась» и держала форму.

Виды трикотажа.

Чтобы изделия были аккуратными и красивыми, используются трикотажные ткани, так как они не сыпучие и придают объёмность изделию. В работе можно использовать разный трикотаж: толстый и тонкий, петлевой и гладкий, однотонный и разноцветный. В зависимости от величины трикотажных лоскутков можно получить коротковорсовый или длинноворсовый коврик.

Применение изделий.

Предметы из «ляпочихи» могут стать уникальным украшением для интерьера в стиле кантри, деревенском стиле. В технике «ляпочиха» делают прикроватные коврики, декоративные подушки для интерьера, покрывала, чехлы для мягкой мебели, сиденья для стульев и табуретов. «Ляпочихой» можно украшать сумочки, шапочки, варежки, а так же изготовить интересные игрушки для детей.

Сложный вариант

Самым изысканным и сложным является сочетание плетения/ткачества с «ляпочихой». Рукодельнице необходимо заранее заготовить лоскутки нужного цвета и размера. Во время плетения их фиксируют в определённых местах, вплетая в нити основы. Такой вариант позволяет создавать на домотканом изделии объёмные узоры. Фактура ткани становится неоднородной и очень нарядной.

Картины в технике «ляпочиха»

Кубанские мастерицы создают настоящие картины в технике «ляпочиха». При подборе цвета тканей они прислушиваются к своей интуиции. Сюжетами являются пейзаж или натюрморт. Для картин лоскутки берутся намного мельче, чем для обычных декоративных вещей. Часто для картин в технике ляпочиха используют микс из лоскутков и кусочков пряжи или шерсти для валяния, а также лент.

Цветовое решение.

Есть идеи, когда красиво смотрятся лоскутки из одной материи. На Кубани «ляпочиху» делали из цветных лоскутков (чем ярче, тем лучше), и лоскутки чередовались по цвету хаотично. Можно применять определенный ритм смены цвета лоскутков, добиваясь узора или орнамента

1.6.Техника «ляпочиха» в Кущёвском районе.

В Кущёвском районе шитье из лоскутков в технике «ляпочиха» было популярным уже в конце 19 начале 20 века. Мастерицы в тихие зимние вечера при свете лампады, а позже электрической лампочки шили свои изделия из лоскутков.

Поношенные вещи нарезались в полосы шли на пошив ковриков, постилок. Обрезки новых тканей использовали для изготовления и украшения скатертей, салфеток, игрушек для детей.

Техника «ляпочиха» современна в Кущёвском районе и сегодня. Занимаясь поиском материала, я встретилась с Раковой Раисой Васильевной, 1939г.р, уроженкой станицы Шкуринской Кущёвского района. Она рассказала о том, что её мама и бабушка шили из лоскутков покрывашки на сундуки, коврики для пола, салфетки на стол. Ткани были разные – крепдешин, кремплин, шерстяные ткани. Покупать все ездили в Кущёвку, и обрезки шли на разные лоскутные пошивки. К сожалению, у Раисы Васильевны не осталось изделий ее матери – все было безвозвратно утеряно. Но в свои 80 лет она продолжает заниматься рукоделием – нарезает из лоскутков квадраты и прямоугольники, которые затем сшивает в красивые, прочные дорожки-половички.

Большую помощь в сборе материала оказала Маликова Валентина Николаевна 1933 г.р., уроженка села Привольное Ставропольского края. В 1963 году она переехала жить в Кущёвскую, где проживает и в настоящее время.

Валентина Николаевна рассказала о том, что с детства она любила шить, вязать и вышивать. Вместе со взрослыми обрабатывала коноплю, ткала нить, помогала на ткацком станке делать ткань. Большую часть жизни шила руками. Когда Валентина Николаевна вышла замуж, свекровь разрешила ей иногда пользоваться ножной швейной машинкой. Из красивой материи у неё получались незатейливые рубашки, платья. Из остатков создавала коврики. Старалась работать аккуратно, чтобы не видно было ниток и узелков.

Прошли годы, но любимым делом Валентина Николаевна занимается и сегодня. Её дом украшают коврики, салфетки, картины, выполненные в технике «ляпочиха.

Глава 2. Практическая часть.

2.1.Анкетирование.

Мы провели анкетирование среди учащихся начальных классов. Участие приняли 60 учеников 5 классов МАОУ СОШ№ 1 им. Н.И.Кондратенко..

Цель анкетирования: определить, что учащиеся знают о лоскутном шитье, технике «ляпочиха», что умеют делать сами.

1.Какие виды народно-прикладного творчества вы знаете? Вязание и вышивка – 50%, гончарное ремесло – 20%, резьба по дереву – 27%, не знаю – 3%

2.Что можно изготовить с помощью техники «ляпочиха»? Правильных ответов – 0% 3.Хотели бы научиться самостоятельно выполнять красивые изделия из кусочков ткани? Да – 87% Нет – 13%

Вывод: учащиеся 5 классов знакомы с различными видами декоративно-прикладного творчества, но ничего не знают о лоскутном шитье, конкретно о технике «ляпочиха». Большая часть детей хотела бы научиться выполнять несложные изделия из лоскутков ткани.

Решение: Мы разработали пособие «Кубанская «Ляпочиха». На кружке «Умелые руки» мы познакомили детей с данной технологией. Учащиеся изготовили свои коврики для домашнего интерьера.

2.2.Изготовление изделия в технике «ляпочиха»

ТБ при работе с ножницами, иглой, нитками.

Иглы и булавки хранить в игольнице. Не берите иглу в рот, не играйте с иглой.

Проталкивайте иглу в ткань с наперстком. Не держи ножницы концами вверх.

Не оставляй ножницы в открытом виде. При работе следи за пальцами своей руки. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону. Не играйте ножницами, не подносите их к лицу. Используйте ножницы по назначению.

Организация рабочего места. Материалы и инструменты:

Деталь основы; Полоски ткани разного цвета; Нитки; Ножницы; Игольница с иглой и булавками; Деталь подкладки; Напёрсток. Ткани, нитки № 40, 50

Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку

Особое внимание в лоскутной технике уделят цвету и его сочетаниям.

Характеристика тканей и подбор по цвету

Для изготовления изделия в технике «ляпочиха» лучше использовать трикотажные ткани ярких оттенков.

План выполнения изделия «Коврик в технике «ляпочиха»»

1.Планирование, обдумывание идей работы. Я решила выполнить коврик круглой формы в технике «ляпочиха».2.Выполнение эскиза работы.

Сначала мною был составлен эскиз на бумаге. Я продумала сочетание цветов, направление полосок. 3.Подготовка основы, деталей изделия.

Ткань я нарезала мелкими полосками прямоугольной формы. Каждый кусочек ткани прошила строго посередине, затем края «загнула» и создала нужный объём. Из опыта работы можно сказать, что чем крупнее лоскутки, тем пышнее будет изделие. 4.Выбор приема изготовления изделия.

Приём изготовления моего изделия – «цветок». Лоскутки я пришила к основе только за середину, образуя так называемый “цветок”.

5.Практическое выполнение изделия. 6.Окончательное оформление изделия.

Заключение.

В работе была поставлена цель: изучить технику народного лоскутного шитья «ляяпочиха». Для её осуществления мне удалось изучить и освоить технику «ляпочиха», а также перенять опыт мастериц нашего района, познать культуру народного быта.

В ходе исследования я познакомилась с работами Кущёвских мастериц: Раковой Р.В, Маликовой В.Н. Для более обширного поиска информации, я также использовала Интернет-ресурсы. Получив все необходимые данные, проанализировав их, я составила план работы, и приступила к его осуществлению, в ходе которого и была выполнена данная работа. Моя гипотеза о том, что «ляпочиха» - старая технология нового времени подтвердилась.

Считаю, что исследовательская работа, выполненная мной, будет полезна для общества. Её можно использовать на уроках технологии, МХК для расширения кругозора учащихся, в кружковой работе дополнительного образования, а также эта работа и изделие могут быть представлены в экспозициях народного быта в школьном и районном краеведческих музеях.

Считаю, что данный вид техники актуален в наше время, так как, изготовляя такие изделия можно сэкономить семейный бюджет, научиться новому мастерству, познать культурное и духовное наследие своего народа.

Литература:

Мазурик Т.А. Лоскутное шитье. От ремесла к искусству. – СПб.: “Паритет”, 2001г.

Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. – М.: Школа-Пресс, 2000.

Журнал «Лена» №3/2008г.

Лоскутное шитье. – Пер. с итал. ООО «Мир книги». – М.: Мир книги, 2002.

Научно-методический журнал. «Школа и производство». – Москва: Издательство “Школа пресс”.

Обработка тканей: Учебн. Пособие для учащихся 9-10 кл. средней общеобразоват. Шк. / Л.В. Мельникова, М.Е. Короткова, Н.П. Земганно. – М.: Просвещение, 1986.

«Ксюша» для тех, кто шьет. «Издательство Белорусский дом печати»

Столярова А.М. «Игрушки-подушки», издательство «Культура и традиции». – М.:2004.

Лариса Банакина «Лоскутное шитьё из полос». – Аст-пресс. - М

Дараева Ю.А. Лоскутное шитьё. – М: Этерна 2009.

Останина С. Лоскутное шитьё Рипол классик М.- 2005.

Автю- сост. Н.М.Волчёк Лоскутная шить: Швейная мастерская дома – М. -2006.

Интернет-источники.

http://fb.ru/article/193932/istoriya-loskutnogo-shitya-kratko-istoriya-loskutnogo-shitya-v-rossii

https://infourok.ru/zanyatie-po-loskutnomu-shityu-istoriya-loskutnogo-shitya-492837.html

http://referat.niv.ru/view/referat-art/107/106463.htm

 

Просмотров работы: 618