Большой мир маленьких точек. Как точечная роспись помогает мне совершенствоваться

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Большой мир маленьких точек. Как точечная роспись помогает мне совершенствоваться

Лаврентьева П.А. 1
1МБОУ Атепцевская СОШ
Сухова И.В. 1
1МБОУ Атепцевская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Запомнилось мне от рожденья, чтоб жить –

Не много, не мало – два слова.

Два слова – глаголы: любить и творить!

Два слова – всей жизни основа.

1.Введение.

Мне всегда нравилось творчество. Раскраски, мозаика, лепка из пластилина, гравюры, картины пайетками всегда были моими любимыми занятиями (Приложение 1). Когда мы где-то бываем с мамой, я участвую во всевозможных мастер-классах. Именно так я познакомилась с точечной росписью. В мастер-классе по точечной росписи мы участвовали вместе с мамой, и нам обеим понравилось. Мама начала много заниматься росписью, и я, глядя на то, какие красивые работы получаются у мамы, тоже захотела научиться точечной росписи.

Я считаю, что это очень актуально, потому что сейчас все больше ценятся изделия ручной работы, а современные материалы позволяют придать практически любой вещи уникальность и подчеркнуть индивидуальность ее владельца.

Цель проекта: освоить точечную роспись и создать комплект новогодних украшений.

Гипотеза исследования: точечная роспись – современный вид декоративного творчества, который не только позволяет создавать уникальные аксессуары и предметы интерьера, но и помогает развитию таких ценных качеств как аккуратность, усидчивость, внимание и глазомер.

2.Основная часть

2.1 Этапы работы:

Знакомство с точечной росписью.

Наблюдение за работой мамы, первые попытки самостоятельной росписи.

Определение цели творческой работы.

Изучение истории, техники, используемых материалов.

Выбор заготовок и материалов, техники росписи.

Подготовительные работы, создание эскизов, роспись заготовок.

Проведение мастер-класса для одноклассников.

Планирую продолжать работу дальше, осваивать новые техники и материалы, их комбинирование.

2.2 Задачи работы:

Ознакомиться с историей точечной росписи.

Рассмотреть варианты техники точечной росписи.

Изучить правила подготовки различных поверхностей к росписи.

Изучить и сравнить материалы и приспособления, используемые в точечной рос писи.

Освоить технику точечной росписи.

Создать эскизы и выполнить роспись набора елочных игрушек из 5 предметов

2.3 Описание работы.

На мастер-классе нам рассказывали, что точечную роспись придумали австралийские аборигены. Они использовали эту технику для того, чтобы в рисунках передать через поколения свою историю, уклад жизни, победы и поражения.

Я захотела узнать больше об истории точечной росписи и изучила статьи в интернете [1]. Оказывается, техника точечной росписи известна очень давно, около 40 000 лет, и использовали ее не только в Австралии.

Т очку как средство и основу рисунка использовали в чеканке.

Потом она стала называться капельной, потому что краску набирали в соломинки и наносили, «накапывая» на рисунок. Такая техника характерна для Персии и Индии, Африки и Таиланда

В Индии до настоящего времени широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана, при которой узор выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Такая технология стала включать в себя точечную роспись – рисунок наносился мелкими каплями краски, что было очень трудоемким, но ценилось дорого.

И нтересно, что точка использовалась с древних времён и в менди, нательной росписи хной, пришедшей к нам из Индии и Северной Африки и до сих пор популярной в этих странах. 

В Индонезии точечной росписью с древних веков расписывали посуду, музыкальные инструменты, предметы интерьера. Также точечную роспись использовали в Китае.

Д ля меня было неожиданным, что на основе точечной росписи появилось целое направление живописи - пуантилизм (от французского слова point - точка).

Пуантилисты отказались от смешения красок на холсте. Крошечные точки-мазки разных цветов наносились раздельно - по методу одновременного контраста. Такая дробная передача фактуры напоминает мозаику.

В наше время точечная роспись увлекает все больше и больше людей легкостью, изяществом и красотой рисунка. На западный манер точечную роспись называют еще росписью point-to-point, от английского point - точка.

Эта техника позволяет декорировать одежду, обувь, предметы интерьера и всевозможные аксессуары [2].

Варианты техники точечной росписи

Сейчас точечной росписью называют в основном роспись акриловыми контурами, хотя бы потому, что это самый лучший и распространенный материал для такого творчества. Но и составление рисунков точками с помощью других инструментов – это тоже точечная роспись. Можно просто взять старый фломастер с тонким кончиком, обмакнуть его в любую акриловую краску, и начать ставить точки на чашке/тарелке/блокноте и т.д. Существуют также специальные инструменты, дотсы, которые позволяют ставить ровные точки разного размера, в зависимости от размера самого инструмента.

 Разница используемых материалов, конечно же, отражается на результате. Использование контуров даёт свою особенность: рельефность рисунка за счет объемных точек, а не плоских, как это получается при использовании обычных акриловых красок и дотсов.

Наблюдая за работой мамы, я поняла, что главное в точечной росписи – размер точек, расстояние между ними и сочетания цветов. Так интересно: всего лишь один простой элемент – точка, а какие разнообразные, не похожие друг на друга работы можно создавать с его помощью!

Перед тем, как приступить к росписи, мне нужно было выбрать заготовки и материалы, которыми я буду пользоваться. В этом мне помогла замечательная книга одной из ведущих российских мастериц по точечной росписи Наталии Воробьевой «Точечная роспись» [3].

Первое, что я прочитала в этой книге – то, что правильно и качественно выполненные подготовительные работы – залог долговечности и хорошего качества изделия. Значит, это очень важный этап, и в первую очередь мне нужно изучить правила подготовки различных поверхностей к росписи. Я решила, что мои игрушки должны быть легкими, а значит, я буду выбирать между стеклянными, пластиковыми и деревянными заготовками.

Практически любая поверхность перед окрашиванием нуждается в грунтовании. Грунты делятся на две большие группы:

- для пористых, впитывающих краску поверхностей (дерево, папье-маше, изделия из ДВП, картона, гипса, неглазурованной керамики, самоотвердевающей массы для лепки);

- для гладких поверхностей (пластик, стекло, металл, глазурованная керамика, кафель, ламинат).

Изделия из пористых материалов грунтуют для выравнивания поверхности и заполнения пор, что значительно уменьшает расход краски в дальнейшем. На гладких поверхностях акриловые краски держатся плохо, при малейшем повреждении красочного покрытия оно может полностью отслоиться. Поэтому для подготовки к окрашиванию стеклянную поверхность необходимо обезжирить спиртом «до скрипа» и покрыть праймером – специальным грунтом для стекла. Окрашивание предметов из пластика требует предварительного грунтования или специальной подготовки поверхности.

Я сделала вывод, что подготовка к окрашиванию отличается в основном выбором грунта. В таком случае, для своей первой работы я выберу деревянные заготовки, потому что они плоские, и мне будет проще учиться и отрабатывать на них технику росписи.

Мне стало интересно на практике проверить, как повлияет грунтовка на итог окрашивания деревянной поверхности. Я взяла простую круглую заготовку, с одной стороны загрунтовала ее, с другой оставила чистой, и нанесла краску разных производителей в один и два слоя.

Н а первом фото сторона без грунта, на втором – с грунтом. Видно, что загрунтованная поверхность ровнее и более равномерно окрашена.

Этот опыт помог мне также сравнить разные краски и выбрать, какой я буду пользоваться в своей работе.

Я использовала краски на водной основе, они безопасны и практически не имеют запаха. Существует огромное множество цветов акриловых красок и, большой плюс – их все можно смешивать между собой и легко получать нужный оттенок. Краски бывают матовые, глянцевые, есть перламутровые цвета и «металлики».

Отличаются краски укрывистостью и временем высыхания (хотя все акриловые краски сохнут достаточно быстро). На образцах я использовала краски Акрил, Таир и Tury. Краска Tury понравилась мне больше всего, она наиболее укрывистая, легко ложится, быстро сохнет и сразу дает ровную глянцевую поверхность, которую не нужно лакировать.

.

Если бы я выбрала другую краску, заготовку после окрашивания нужно было бы покрыть лаком. Тем же лаком для защиты покрывается готовая работа. Я, как и мама, буду пользоваться акрилатным лаком на водной основе.

Теперь мне нужно выбрать, с помощью чего я буду делать роспись: контурами или дотсами.

Контуры – это тюбики с акриловой краской со специальной насадкой-носиком. Краска в контуре густая, что позволяет точкам сохранять форму и объем, и роспись получается рельефной. Минус контуров в том, что цветовая гамма довольно ограниченна, и, конечно, намного меньше, чем цветовая палитра акриловых красок.

Дотс это специальный инструмент с шариком на конце. В зависимости от размера шарика, с помощью дотса можно ставить точки разной величины. Если размер точки при использовании контура зависит от степени нажатия на тюбик, то с дотсом всё проще – размер точки определяет размер шарика.

Оба варианта имеют свои особенности и итоговый рисунок будет отличаться. На первом фото рисунок, выполненный контурами, на втором – дотсами.

Ч тобы выбрать, я попробовала сама сделать простой узор контурами и дотсами. На образце наглядно видно разницу в объемности точек. Вариант росписи контуром мне нравится больше. Кроме того, пусть любую технику нужно осваивать и много практиковаться, роспись дотсом заняла у меня больше времени, потому что для того, чтобы поставить точку, инструмент нужно каждый раз обмакивать в краску.

После того, как я выбрала все материалы и инструменты я начала осваивать технику росписи.

В от мои первые точки. И вторые. И третьи.

В идно, что сначала у меня не очень получалось. Но сдаваться я не привыкла, к тому же, я все время держала в голове фразу из книги Наталии Воробьевой «количество переходит в качество». И правда, чем больше я тренировалась, тем ровнее получались ряды моих точек.

И , наконец, мы с мамой решили, что я могу приступать к работе над ёлочными игрушками.

Сначала я загрунтовала и покрасила заготовки (Приложение 2).

Дальше наступил ответственный и сложный этап – создание эскизов (Приложение 3).

Далее я перенесла эскизы на заготовки (Приложение 4). Для этого я пользовалась серебряной и золотой гелевой ручкой и циркулем «козья ножка» для разметки шаров. Некоторые эскизы были изменены в процессе переноса, так, как мне показалось лучше.

И наступил самый ответственный момент – роспись игрушек (Приложение 5).

Дальше оставалось только привязать ленточки - и набор готов! (Приложение 6)

На роспись красного шара в моем наборе меня вдохновил набор украшений, который к Новому году расписывала мама (Приложение 7)[4].

Мне так понравилась точечная роспись, что я решила предложить одноклассникам познакомиться с ней. Я провела опрос в классе, состоящий из 4 вопросов:

1. Любишь ли ты рисовать?

2. Знаешь ли ты технику рисования point-to-point?

3. Знаешь ли ты, что такое точечная роспись?

4. Хотел(а) бы ты научиться точечной росписи?

На первый вопрос ответили «да» 25 из 26 моих одноклассников. Второе название точечной росписи, point-to-point, известно только 2 из 26 опрошенных, тогда как о точечной росписи знают 18 из 26. Научиться точечной росписи хотели бы 24 из 26 моих одноклассников (Приложение 8).

Было решено провести мастер-класс. Для мастер-класса я выбрала технику, наиболее близкую к исторической – с использованием деревянной палочки. Мы расписывали деревянную круглую заготовку, заранее окрашенную и с нанесенной разметкой в форме сердца (Приложение 9). Для росписи мы использовали деревянные шампурчики с одним острым и одним плоским концом, чтобы получить точки разного размера. У нас получился прекрасный сувенир, который можно подарить маме (Приложение 10).

3.Заключение..

Я узнала много нового и интересного об истории точечной росписи, о подготовке поверхностей и используемых материалах.

Я научилась работать в технике точечной росписи с использованием контуров.

Я создала свои первые эскизы и выполнила роспись набора елочных украшений. Этот набор я подарила бабушке с дедушкой, он будет радовать их каждый год.

Я считаю, что моя гипотеза подтверждена, так как в процессе работы я не только освоила технику точечной росписи и создала уникальный комплект украшений, но и научилась без разметки ставить точки на одинаковом расстоянии друг от друга, повысила аккуратность, о чем говорят высокие оценки за ведение тетрадей.

4. Список использованной литературы

Интеренет-ресурсы.

А.Добрусина. Точечная роспись – Ростов-на- Дону: Феникс, 2015.

Н.Г.Воробьева. Точечная роспись – М.: АСТ-Пресс Книга, 2016.

Семейный архив фотографий.

 

Приложение 1. Мои работы в разных видах творчества.

П риложение 2. Грунтовка и окраска заготовок.

Приложение 3. Создание эскизов.

Приложение 4. Разметка.

Приложение 5. Роспись.

Приложение 6. Мой набор украшений.

Приложение 7. Мамин набор украшений

Приложение 8. Результаты опроса.

вопроса

всего

ответов

вариант ответа

количество ответов

% ответов

1

26

да

25

96%

нет

1

4%

2

26

да

2

8%

нет

24

92%

3

26

да

18

69%

нет

8

31%

4

26

да

24

92%

нет

2

8%

Приложение 9. Проведение мастер-класса.

 

Приложение 10. Р езультаты мастер-класса.

Просмотров работы: 109