Не много, не мало – два слова.
Два слова – глаголы: любить и творить!
Два слова – всей жизни основа.
1.Введение.
Мне всегда нравилось творчество. Раскраски, мозаика, лепка из пластилина, гравюры, картины пайетками всегда были моими любимыми занятиями (Приложение 1). Когда мы где-то бываем с мамой, я участвую во всевозможных мастер-классах. Именно так я познакомилась с точечной росписью. В мастер-классе по точечной росписи мы участвовали вместе с мамой, и нам обеим понравилось. Мама начала много заниматься росписью, и я, глядя на то, какие красивые работы получаются у мамы, тоже захотела научиться точечной росписи.
Я считаю, что это очень актуально, потому что сейчас все больше ценятся изделия ручной работы, а современные материалы позволяют придать практически любой вещи уникальность и подчеркнуть индивидуальность ее владельца.
Цель проекта: освоить точечную роспись и создать комплект новогодних украшений.
Гипотеза исследования: точечная роспись – современный вид декоративного творчества, который не только позволяет создавать уникальные аксессуары и предметы интерьера, но и помогает развитию таких ценных качеств как аккуратность, усидчивость, внимание и глазомер.
2.Основная часть
2.1 Этапы работы:
Знакомство с точечной росписью.
Наблюдение за работой мамы, первые попытки самостоятельной росписи.
Определение цели творческой работы.
Изучение истории, техники, используемых материалов.
Выбор заготовок и материалов, техники росписи.
Подготовительные работы, создание эскизов, роспись заготовок.
Проведение мастер-класса для одноклассников.
Планирую продолжать работу дальше, осваивать новые техники и материалы, их комбинирование.
2.2 Задачи работы:
Ознакомиться с историей точечной росписи.
Рассмотреть варианты техники точечной росписи.
Изучить правила подготовки различных поверхностей к росписи.
Изучить и сравнить материалы и приспособления, используемые в точечной рос писи.
Освоить технику точечной росписи.
Создать эскизы и выполнить роспись набора елочных игрушек из 5 предметов
2.3 Описание работы.
На мастер-классе нам рассказывали, что точечную роспись придумали австралийские аборигены. Они использовали эту технику для того, чтобы в рисунках передать через поколения свою историю, уклад жизни, победы и поражения.
Я захотела узнать больше об истории точечной росписи и изучила статьи в интернете [1]. Оказывается, техника точечной росписи известна очень давно, около 40 000 лет, и использовали ее не только в Австралии.
Т очку как средство и основу рисунка использовали в чеканке.
Потом она стала называться капельной, потому что краску набирали в соломинки и наносили, «накапывая» на рисунок. Такая техника характерна для Персии и Индии, Африки и Таиланда
В Индии до настоящего времени широко распространена техника узелковой окраски ткани, так называемая бандхана, при которой узор выглядит составленным из мелких неровных пятнышек. Такая технология стала включать в себя точечную роспись – рисунок наносился мелкими каплями краски, что было очень трудоемким, но ценилось дорого.
И нтересно, что точка использовалась с древних времён и в менди, нательной росписи хной, пришедшей к нам из Индии и Северной Африки и до сих пор популярной в этих странах.
В Индонезии точечной росписью с древних веков расписывали посуду, музыкальные инструменты, предметы интерьера. Также точечную роспись использовали в Китае.
Д ля меня было неожиданным, что на основе точечной росписи появилось целое направление живописи - пуантилизм (от французского слова point - точка).
Пуантилисты отказались от смешения красок на холсте. Крошечные точки-мазки разных цветов наносились раздельно - по методу одновременного контраста. Такая дробная передача фактуры напоминает мозаику.
В наше время точечная роспись увлекает все больше и больше людей легкостью, изяществом и красотой рисунка. На западный манер точечную роспись называют еще росписью point-to-point, от английского point - точка.
Эта техника позволяет декорировать одежду, обувь, предметы интерьера и всевозможные аксессуары [2].
Варианты техники точечной росписи
Сейчас точечной росписью называют в основном роспись акриловыми контурами, хотя бы потому, что это самый лучший и распространенный материал для такого творчества. Но и составление рисунков точками с помощью других инструментов – это тоже точечная роспись. Можно просто взять старый фломастер с тонким кончиком, обмакнуть его в любую акриловую краску, и начать ставить точки на чашке/тарелке/блокноте и т.д. Существуют также специальные инструменты, дотсы, которые позволяют ставить ровные точки разного размера, в зависимости от размера самого инструмента.
Разница используемых материалов, конечно же, отражается на результате. Использование контуров даёт свою особенность: рельефность рисунка за счет объемных точек, а не плоских, как это получается при использовании обычных акриловых красок и дотсов.
Наблюдая за работой мамы, я поняла, что главное в точечной росписи – размер точек, расстояние между ними и сочетания цветов. Так интересно: всего лишь один простой элемент – точка, а какие разнообразные, не похожие друг на друга работы можно создавать с его помощью!
Перед тем, как приступить к росписи, мне нужно было выбрать заготовки и материалы, которыми я буду пользоваться. В этом мне помогла замечательная книга одной из ведущих российских мастериц по точечной росписи Наталии Воробьевой «Точечная роспись» [3].
Первое, что я прочитала в этой книге – то, что правильно и качественно выполненные подготовительные работы – залог долговечности и хорошего качества изделия. Значит, это очень важный этап, и в первую очередь мне нужно изучить правила подготовки различных поверхностей к росписи. Я решила, что мои игрушки должны быть легкими, а значит, я буду выбирать между стеклянными, пластиковыми и деревянными заготовками.
Практически любая поверхность перед окрашиванием нуждается в грунтовании. Грунты делятся на две большие группы:
- для пористых, впитывающих краску поверхностей (дерево, папье-маше, изделия из ДВП, картона, гипса, неглазурованной керамики, самоотвердевающей массы для лепки);
- для гладких поверхностей (пластик, стекло, металл, глазурованная керамика, кафель, ламинат).
Изделия из пористых материалов грунтуют для выравнивания поверхности и заполнения пор, что значительно уменьшает расход краски в дальнейшем. На гладких поверхностях акриловые краски держатся плохо, при малейшем повреждении красочного покрытия оно может полностью отслоиться. Поэтому для подготовки к окрашиванию стеклянную поверхность необходимо обезжирить спиртом «до скрипа» и покрыть праймером – специальным грунтом для стекла. Окрашивание предметов из пластика требует предварительного грунтования или специальной подготовки поверхности.
Я сделала вывод, что подготовка к окрашиванию отличается в основном выбором грунта. В таком случае, для своей первой работы я выберу деревянные заготовки, потому что они плоские, и мне будет проще учиться и отрабатывать на них технику росписи.
Мне стало интересно на практике проверить, как повлияет грунтовка на итог окрашивания деревянной поверхности. Я взяла простую круглую заготовку, с одной стороны загрунтовала ее, с другой оставила чистой, и нанесла краску разных производителей в один и два слоя.
Н а первом фото сторона без грунта, на втором – с грунтом. Видно, что загрунтованная поверхность ровнее и более равномерно окрашена.
Этот опыт помог мне также сравнить разные краски и выбрать, какой я буду пользоваться в своей работе.
Я использовала краски на водной основе, они безопасны и практически не имеют запаха. Существует огромное множество цветов акриловых красок и, большой плюс – их все можно смешивать между собой и легко получать нужный оттенок. Краски бывают матовые, глянцевые, есть перламутровые цвета и «металлики».
Отличаются краски укрывистостью и временем высыхания (хотя все акриловые краски сохнут достаточно быстро). На образцах я использовала краски Акрил, Таир и Tury. Краска Tury понравилась мне больше всего, она наиболее укрывистая, легко ложится, быстро сохнет и сразу дает ровную глянцевую поверхность, которую не нужно лакировать.
.
Если бы я выбрала другую краску, заготовку после окрашивания нужно было бы покрыть лаком. Тем же лаком для защиты покрывается готовая работа. Я, как и мама, буду пользоваться акрилатным лаком на водной основе.
Теперь мне нужно выбрать, с помощью чего я буду делать роспись: контурами или дотсами.
Контуры – это тюбики с акриловой краской со специальной насадкой-носиком. Краска в контуре густая, что позволяет точкам сохранять форму и объем, и роспись получается рельефной. Минус контуров в том, что цветовая гамма довольно ограниченна, и, конечно, намного меньше, чем цветовая палитра акриловых красок.
Дотс это специальный инструмент с шариком на конце. В зависимости от размера шарика, с помощью дотса можно ставить точки разной величины. Если размер точки при использовании контура зависит от степени нажатия на тюбик, то с дотсом всё проще – размер точки определяет размер шарика.
Оба варианта имеют свои особенности и итоговый рисунок будет отличаться. На первом фото рисунок, выполненный контурами, на втором – дотсами.
Ч тобы выбрать, я попробовала сама сделать простой узор контурами и дотсами. На образце наглядно видно разницу в объемности точек. Вариант росписи контуром мне нравится больше. Кроме того, пусть любую технику нужно осваивать и много практиковаться, роспись дотсом заняла у меня больше времени, потому что для того, чтобы поставить точку, инструмент нужно каждый раз обмакивать в краску.
После того, как я выбрала все материалы и инструменты я начала осваивать технику росписи.
В от мои первые точки. И вторые. И третьи.
В идно, что сначала у меня не очень получалось. Но сдаваться я не привыкла, к тому же, я все время держала в голове фразу из книги Наталии Воробьевой «количество переходит в качество». И правда, чем больше я тренировалась, тем ровнее получались ряды моих точек.
И , наконец, мы с мамой решили, что я могу приступать к работе над ёлочными игрушками.
Сначала я загрунтовала и покрасила заготовки (Приложение 2).
Дальше наступил ответственный и сложный этап – создание эскизов (Приложение 3).
Далее я перенесла эскизы на заготовки (Приложение 4). Для этого я пользовалась серебряной и золотой гелевой ручкой и циркулем «козья ножка» для разметки шаров. Некоторые эскизы были изменены в процессе переноса, так, как мне показалось лучше.
И наступил самый ответственный момент – роспись игрушек (Приложение 5).
Дальше оставалось только привязать ленточки - и набор готов! (Приложение 6)
На роспись красного шара в моем наборе меня вдохновил набор украшений, который к Новому году расписывала мама (Приложение 7)[4].
Мне так понравилась точечная роспись, что я решила предложить одноклассникам познакомиться с ней. Я провела опрос в классе, состоящий из 4 вопросов:
1. Любишь ли ты рисовать?
2. Знаешь ли ты технику рисования point-to-point?
3. Знаешь ли ты, что такое точечная роспись?
4. Хотел(а) бы ты научиться точечной росписи?
На первый вопрос ответили «да» 25 из 26 моих одноклассников. Второе название точечной росписи, point-to-point, известно только 2 из 26 опрошенных, тогда как о точечной росписи знают 18 из 26. Научиться точечной росписи хотели бы 24 из 26 моих одноклассников (Приложение 8).
Было решено провести мастер-класс. Для мастер-класса я выбрала технику, наиболее близкую к исторической – с использованием деревянной палочки. Мы расписывали деревянную круглую заготовку, заранее окрашенную и с нанесенной разметкой в форме сердца (Приложение 9). Для росписи мы использовали деревянные шампурчики с одним острым и одним плоским концом, чтобы получить точки разного размера. У нас получился прекрасный сувенир, который можно подарить маме (Приложение 10).
3.Заключение..
Я узнала много нового и интересного об истории точечной росписи, о подготовке поверхностей и используемых материалах.
Я научилась работать в технике точечной росписи с использованием контуров.
Я создала свои первые эскизы и выполнила роспись набора елочных украшений. Этот набор я подарила бабушке с дедушкой, он будет радовать их каждый год.
Я считаю, что моя гипотеза подтверждена, так как в процессе работы я не только освоила технику точечной росписи и создала уникальный комплект украшений, но и научилась без разметки ставить точки на одинаковом расстоянии друг от друга, повысила аккуратность, о чем говорят высокие оценки за ведение тетрадей.
4. Список использованной литературы
Интеренет-ресурсы.
А.Добрусина. Точечная роспись – Ростов-на- Дону: Феникс, 2015.
Н.Г.Воробьева. Точечная роспись – М.: АСТ-Пресс Книга, 2016.
Семейный архив фотографий.
Приложение 1. Мои работы в разных видах творчества.
П риложение 2. Грунтовка и окраска заготовок.
Приложение 3. Создание эскизов.
Приложение 4. Разметка.
Приложение 5. Роспись.
Приложение 6. Мой набор украшений.
Приложение 7. Мамин набор украшений
Приложение 8. Результаты опроса.
№ вопроса |
всего ответов |
вариант ответа |
количество ответов |
% ответов |
1 |
26 |
да |
25 |
96% |
нет |
1 |
4% |
||
2 |
26 |
да |
2 |
8% |
нет |
24 |
92% |
||
3 |
26 |
да |
18 |
69% |
нет |
8 |
31% |
||
4 |
26 |
да |
24 |
92% |
нет |
2 |
8% |
Приложение 9. Проведение мастер-класса.
Приложение 10. Р езультаты мастер-класса.