Домашний парк Динозавров

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Домашний парк Динозавров

Головатенко А.А. 1
1гимназия № 16
Боне Е.В. 1
1МОУ гимназия №16

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. С тех пор как почти двести лет назад были впервые найдены окаменелые останки динозавров, эти удивительные создания вызывают огромный интерес у всего человечества. Их изучение позволяет расширять знания о том, что происходило с нашей планетой многие миллионы лет назад, какие организмы её населяли, и что могло привести к смене одних видов животных на другие. Учёные до сих пор гадают о причинах вымирания множества видов динозавров. До сих пор на Земле живут животные, которые видели динозавров. Например: медузы, наутилусы, латимерия, акулы, тараканы, крокодилы, черепахи, гаттерии, пауки, муравьи и другие. Исследование загадочного мира динозавров позволяет сделать много открытий и является актуальным для воссоздания картины развития Земли.

Своих первых динозавров я много рисовал, а объемные были из дерева, фетра и пластилина (Приложение 2). Это были производственные заготовки, которые особо не давали возможности пофантазировать, а поделки из пластилина оказались не достаточно прочны и быстро приходили в негодность. Но мне все равно хотелось создать свою динозавровую экспозицию и рассказывать своим сверстникам об особенностях каждого динозавра.Посещая уроки в художественной школе, мои творческие познания и стремления расширились еще больше. Я познакомился с такими техниками как «Папье-маше», «запеченные краски», «бумагопластика», «оттиск и литье». Но вот изучение видов изобразительного искусства мне давалось с трудом. Тогда преподаватель предложила мне идею. Создать свою динозавровую экспозицию, используя различные виды скульптуры и техники исполнения. Условие было таким: животные должны быть очень похожи на тех, которые описывают ученые!

Цель проекта: изучение уникальных особенностей динозавров, создание динозавровой экспозиции.

Задачи: знакомство с динозаврами, их обликом и отличительными особенностями; знакомство с геохронологической таблицей; знакомство с таким видом искусства, как скульптура; знакомство с разновидностями скульптуры «рельеф» и его подвидами: «барельеф», «горельеф» и «контррельеф»; знакомство с различными художественными материалами и нетрадиционными техниками исполнения; Создание экспозиции динозавров на части геохронологической шкалы (Мезозойская эра).

Обзор литературы.

1.1. Кто такие динозавры?

До появления динозавров на Земле существовало множество других разновидностей пресмыкающихся. [1]

Исследования показали, что группа рептилий, обитавших на территории современной Аргентины около 230 миллионов лет назад, приобрела новую манеру передвигаться по суше. Вместо того чтобы ползти на широко расставленных ногах, припадая к земле, как крокодилы, они стали ходить на прямых ногах, расположенных не по бокам туловища, а прямо под ним, как у динозавров. Одна такая рептилия, названная лагозухом, возможно, явилась предком всех динозавров.

Специальное название этой группе животных дал британский ученый Роберт Оуэн, соединив два греческих слова: дейнос (ужасный) и заурос (ящерица).

Если нанести на карту все места нахождения останков динозавров, то в трех районах их окажется особенно много – в Центральной Азии, западной части Северной Америки и в Северной Африке. Вымерли динозавры 65 млн. лет назад.

Этот временной промежуток господства динозавров на Земле(более 160 млн. лет) занимают почти три периода земной истории: триасовый ( 248-205 млн. лет назад), юрский (205-142 млн. лет) и меловой (142- 65 млн. лет).

Триасовый период назван так за отчетливое трехчастное строение отложений. В то время современные материки были сдвинуты и образовы-вали единое целое. Климат был жарким и сухим, и поэтому обширные участки суши напоминали пустыню. На влажных низменностях в долинах рек и по побережьям океанов росли папоротники и хвощи, а в лесах – древовидные папоротники, хвойные деревья.

Первыми типичными представителями динозавров того времени были двуногие хищники средних размеров. В конце триаса возникли первые небольшие двуногие растительноядные животные.

Юрский период – срединный период существования динозавров, назван так по названию гор. Юрские горные породы обнаруживаются в Юрских горах на востоке Франции.

В юрский период материки постепенно раздвинулись, между ними образовались мелководные моря. Климат стал влажным и теплым, и огромные территории покрылись пышной растительностью, прежде всего разнообразными лесами. Благоприятные условия среды обитания способствовали небывалому расцвету мира динозавров: возникли многочисленные новые виды, которые распространились по всей Земле. Из живших существ на суше теперь повсюду господствовали динозавры, а не другие ящеры. Появились огромные сухопутные животные: брахиозавр, апатозавр, диплодок, супер -, ультра – и сейсмозавр. Небольшие газелевые и более крупные клювоносые динозавры вели групповой образ жизни. Затем появились удивительные колючие динозавры.

Меловой период получил свое название по мощным залежам мела, образовавшимся в морях и океанах того времени.

В меловой период материки раздвигались все больше и больше, моря между ними становились шире и глубже. Климат стал немного прохладнее. Это привело к появлению районов с богатым растительным миром, в котором происходили все новые изменения. Динозавры тоже претерпели разнообразные изменения. Хищные динозавры встречались все реже, лишь отдельные виды смогли выжить и продолжить свое развитие. Колючие динозавры вымерли полностью. На смену им пришли панцирные, а затем рогатые. Наряду с клювоносым появилось большое число утконосых динозавров.Серьезные изменения, происшедшие на земле в конце мелового периода, привели к постепенному вымиранию всех видов динозавров.

Все три периода объединяются в мезозойскую эру. Часто ее именуют эрой динозавров.

Первые динозавры были небольшими животными. Главным их преимуществом перед примитивными млекопитающими была быстрота передвижения. К концу триасового периода отдельные особи уже достигли внушительных размеров - 7-10 м в длину. Некоторые ученые полагают, что, в отличие от современных пресмыкающихся, динозавры были теплокровными животными, как млекопитающие и птицы. Ископаемые находки позволяют предположить, что они откладывали огромные яйца в известковой скорлупе. Самыми крупными наземными животными считают растительноядных зауропод. Их отличительными особенностями были непомерно длинная шея, чудовищных размеров внутренности и желудок, способный переваривать огромное количество пищи. Однако челюсти зауропод были малы и слабы, чтобы измельчить всю необходимую им пищу. Поэтому гиганты, подобно домашним курам, глотали вместе с растениями камни. В желудке они, как жернова, перемалывали корм.

Среди самых крупных зауропод можно назвать брахиозавра, весившего до 100 т.Зубы бронтозавра располагались так, что напоминали, грабли для сгребания растительности. Его ноздри находились почти на самой макушке. Четыре конечности были подобны колоннам. При этом передние конечности с четырьмя тупыми когтями и одним острым были длиннее задних, которые заканчивались тремя острыми и двумя тупыми когтями. Челюсти бронтозавра несли частокол острых зубов, ноздри находились внутри, гребешка, расположенного на макушке.

У платеозавра, жившего в поздний триасовый период, были острые зубы, чтобы «срезать» длинные листья с верхушек саговников, опираясь на хвост и задние лапы. Большой желудок служил для переваривания грубой пищи.Различные травоядные динозавры измельчали листья по-разному. У многих зубы имели простую ложковидную форму и были предназначены только для срывания листьев. Проглоченные целиком фрагменты растений затем перемалывались за счет камней, находившихся в переднем отделе желудка. Птицетазовые, например игуанодон, срывали листья при помощи беззубого клюва, а затем пережевывали их самозатачивающимися коренными зубами. Когда игуанодон закрывал рот, его верхняя челюсть раздвигалась в стороны. Благодаря этому верхние зубы скользили по нижним и размалывали пищу.

Растительноядные динозавры, вероятно, кормились на разных уровнях, словно брали еду с разных полок холодильника. Брахиозавры ростом с 4-этажный дом (не менее 11 м) телосложением напоминали жирафов: шея поднималась круто вверх, передние ноги были длиннее задних, поэтому ящеры легко доставали до веток секвой. Ежедневно они съедали до 200 кг растительной пищи.Диплодок начинал трапезу ниже, чем брахиозавр. Однако, встав на задние лапы, мог дотягиваться и до более высоких веток.

А вот стегозавры паслись на нижнем уровне, поедая низкорослую наземную растительность.

Многие растительноядные мелового периода жили стадами, состоявшими из сотен и тысяч особей.У игуанодона были клюв для срезания листвы и более 200 зубов для ее пережевывания. Передние лапы служили ему и для опоры, и для захватывания пищи. Перед тем как прожевать пищу, он скапливал ее за щекой, как это делают современные хомяки. Этот динозавр был в 1,5 раза длиннее слона.

Хищники тираннозавры имели огромные челюсти с зубами, работавшими подобно разделочным ножам. Это позволяло откусывать крупные куски. Подвижное соединение некоторых костей черепа позволяло многим измельчать при помощи верхней челюсти куски мяса, удерживаемые нижней. Зубы-лезвия с пильчатым краем легко разрезали жесткие ткани.

Мегалозавры, появившиеся в середине юрского периода, добывали себе пищу на охоте, но не брезговали и падалью. Стальная хватка их мощных челюстей была смертельно опасной. Острыми, как кинжалы, зубами они рвали мясо, а кривыми когтями хватали и удерживали добычу.

Облик и отличительные особенности динозавров.

При помощи специальной литературы нам удалось установить названия нашей коллекции динозавров. В ней цератопс, стегозавр, тираннозавр, гадрозавр, дромиозавр, титанозавр, аллозавр, нигерозавр, анкилозавр, саркозух, брахиозавр.

Мы выяснили, что цера́топсы, рогатые динозавры, жили в меловой период. По способу питания – это травоядные животные. Их отличительный признак - характерный крючковатый клюв. Сзади широкий костный воротник, который нависал над шеей примерно настолько же, насколько выходила вперед остальная часть головы. Некоторые из этих динозавров практически безроги, у других лишь один рог – на рыле, у третьих их было три – по одному на рыле и над глазами. Считается, что эти рога использовались в схватках с хищниками. Задние ноги цератопсов длинные и тяжелые, а передние, относительно крупные; лапы широкие и короткие. Туловище было толстым, а хвост массивным и коротким, приблизительно равным ему по длине. Панцирь за исключением головного воротника отсутствовал. Их окаменелые останки обнаружены в Северной Америке и Азии.

Саркозух - вымерший род крокодилов. Питались саркозухы рыбой и травоядными динозаврами. Обитали на территории современной Африки в меловом периоде. Были почти в два раза длиннее крокодилов и весили в десять раз больше их.

Титанозавры жили в юрском и меловом периодах и обитали в крупных водоемах типа. Достигало в высоту 30 метров. У него было массивное, но относительно короткое туловище, крошечная голова, длинная шея и хвост, напоминающий змеиный. Этим травоядным гигантам удалось пережить всех прочих динозавров, вымерли они 65 миллионов лет назад. Их останки находили и продолжают находить на всех материках.

Аллозавры - род хищников- динозавров юрского периода. Аллозавры имели длину до двенадцати метров. Были проворными и быстрыми. В высоту достигали четырех метров и весили около двух тонн. Кости этих динозавров обнаружены в Австралии, Африке, Северной и Южной Америке.

Тиранозавры жили в меловом периоде. Их останки были обнаружены только в Северной Америке и Азии. Они были крупными хищниками. Тиранозавры были прямоходящими плотоядными с массивным черепом, заполненным большими острыми зубами. Несмотря на свои немалые размеры, их ноги были очень мощными, и они могли достаточно быстро передвигаться.

Брахиозавр, в переводе с греческого, «плечистый ящер». У него была маленькая голова, она располагалась на конце восьмиметровой шеи. Сам динозавр достигал тринадцати метров. Он напоминал гигантского жирафа, только шея была направлена не вверх, а под углом сорок пять градусов. Брахиозавры питались листвой. Обитали на территории Северной Америки и Африки в конце юрского периода.

Стегозавры появились в начале юрского периода. Это был динозавр длиной более 6 м. На теле располагались двумя рядами очень крупные костные пластины, вертикально в шахматном порядке поднимавшихся по бокам от позвоночника. Хвост ближе к концу был усажен мощными шипами, а в области шеи на коже располагались костные бляшки. Стегозавры передвигались на четырех ногах, хотя их передние конечности гораздо короче и легче задних. Голова была крайне мала по сравнению с общими размерами тела.

Анкилозавры (панцирные динозавры) жили в меловом периоде в Северной Америке, Европе, Азии и, возможно, Южной Америке. Этих динозавров называют «рептилиями-танками». Их крупные представители достигали в длину 6 м. У типичных анкилозавров панцирь был устроен следующим образом: чередующиеся ряды крупных и мелких многоугольных пластин покрывали все тело, на ногах были шипы, на хвосте – панцирные кольца, в некоторых случаях с шипами, а на голове как бы сплошной костный шлем. Большинство питались мягкими частями растений.

Гадрозавры к концу мелового периода были распространены по всему свету. У гадрозавров был плоский клюв без передних зубов. Но в щечной области челюсти несли мощные перетирающие зубы, хорошо приспособленные к питанию грубой растительной пищей. Утконосые динозавры были крупными, тяжеловесными животными. Длина их тела в среднем превосходила 9 м. Задние конечности были массивными, а передние, хотя и более короткими, но хорошо развитыми. Обычно они передвигались на двух ногах, но могли становиться и на четвереньки.

Нигерозавры обитали в Африке. Они могли достигать 14 метров в длину и 3 метров в высоту. Его зубы были узкими, по форме напоминали иглы. Они располагались по 8-10 зубов в ряд, растущих из одного места челюсти. Его челюсти были предназначены для пережевывания растений. Ученые в шутку назвали его динозавром - пылесосом. Голову он всегда держал низко, поближе к земле. Это придавало ему особое сходство с современным бытовым прибором. Ученые окрестили его еще и "коровой мезозойской эры".

Динозавры в Амурской области.

Нам удалось выяснить, что к концу мелового периода (70-60 млн. лет назад) на Амурской земле царствовали динозавры. В основном динозавры обитали на Зейско-Буреинской равнине. Так, на благовещенском кладбище динозавров найдены останки крупных хищников карнозавров (зубастых ящеров), растительноядных зауролофов, достигавших высоты 12-14 м.

Первые находки динозавров на территории Амурской области были обнаружены в 1902 году в урощище Белые ключи. В дальнейшем останки этих животных обнаружены в других районах Амурской области.

Самая большая территория, где найдено огромное количество костей динозавров,- железнодорожная станция Кундур.В 1990 году недалеко от железнодорожной станции Кундур прокладывали автодорогу. Бульдозеры срезали склон сопки, покрытый девственной тайгой, и в коренных породах показались гигантские кости. Это были остатки динозавров.Лишь через 9 лет после открытия останков в Кундуре начала раскопки палеонтологическая экспедиция из Благовещенска под руководством Юрия Болотского. Вскоре к ней присоединились группа Владимира Алифанова из Палеонтологического института РАН и Паскаль Годфруа из Королевского института естественных наук Бельгии.

Палеонтологам в Кундуре повезло: им попался совершенно целый скелет большого утконосого ящера, или гадрозавра, длиной около 8 метров. От своих сородичей он отличался гребнем на голове в виде капюшона и необычно длинной шеей. Из-за нее-то динозавр и получил имя «олоротитанархаринский», что в переводе с греческого означает «гигантский лебедь из Архары». Как и все утконосые динозавры, олоротитаны жили большими стадами около водоемов, хорошо плавали и питались мягкой водной растительностью.

Среди погибших в Кундуре животных большинство составляли утконосые динозавры. Были там и детеныши длиной всего 2 метра, и особо крупные экземпляры.

К настоящему времени установлено, что большинство найденных там костей принадлежит неизвестному ранее виду гребнеголовых ящеров — олоротитануархаринскому. Помимо этого вида удалось опознать еще двух гадрозавров: амурозавра с вытянутым обращенным назад гребнем и керберозавра, у которого вообще не было гребня. Но самым первым амурским гадрозавром следует считать маньчжурозавра. Его кости собрала экспедиция Геологического комитета России, проводившаяся в 1916 и 1917 годах. Это была первая экспедиция в Азии, искавшая динозавров. Тогда на правом берегу Амура, в 400 км от Благовещенска, палеонтологи нашли богатое захоронение, которое позже отошло Китаю и ныне известно как Лунгушань — «Гора костей Дракона». В 2000 году оттуда извлекли нового гадрозавра, названного «харонозавром».

Отчего погибли эти ящеры?Палеонтологи добыли немало доказательств, они смогли восстановить трагическую картину внезапной гибели динозавров.Примерно 70 миллионов лет назад на берегу реки или большого озера паслись стада утконосых ящеров, рядом с ними бродили хищные тираннозавры, ползали крокодилы и черепахи. Внезапно на животных обрушился сильнейший селевой поток. Он сминал огромные туши, отрывая длинные хвосты, ноги и передние лапы, ломая черепа и тазовые кости. Прошли годы, местность ожила, здесь опять появились динозавры. И вновь мощный ливень, а за ним сель. Второй раз в одном и том же месте погибла большая масса животных. Но толща глинистой грязи сохранила их остатки на миллионы лет. Теперь люди имеют возможность воссоздавать внешний облик динозавров.[2]

Динозавры- рекордсмены

Изучая материал о динозавров, обратили внимание на внешние различия видов. Кто из динозавров имел самый большой вес, каких размеров достигали гиганты и малыши. Удалось установить, что в мире динозавров существовали свои рекордсмены.

Первая находка: Мегалозавр (1824 г. )

Самый быстрый: Галлимим (70 км/ч)

Самый тяжелый: Аргентиноэавр (около 100 т)

Самое большое яйцо: Гипселоэавр (300 мм)

Самый длинный:Сейсмозавр (около 40 м)

Самый маленький: Компсогнат (около 60 см)

Самый высокий: Зауропосейдон (18 м)

Самый крупный сухопутный хищник: Гигантозавр (14м)

Самая длинная шея: Мамыньчизавр (около 14 м)

Самый длинный хвост: Диплодок (около 13 м]

Больше всего зубов: Гадрозавр (от 100 до 200)

Самые большие глаза: Драмицейомим (около 10 см)

Самый большой череп: Тарозавр (4 м)[3][16][17]

Версии вымирания динозавров.

65 миллионов лет назад в конце мелового периода, на исходе мезозойской эры все динозавры вымерли. Было высказано много теорий о причине вымирания динозавров на нашей планете. Существуют две противоположные точки зрения.

“Катастрофисты” считают, что динозавров погубило какое-то всепланетное, а может быть, и космическое потрясение. За последние 50 лет высказаны десятки мыслимых и немыслимых догадок о характере такой катастрофы: результат падения большого метеорита, всемирное похолодание, всемирное потепление, отравление атмосферы углекислым газом, недостаток кислорода, переизбыток кислорода, усиление ультрафиолетового излучения солнца, столкновение Земли с роем метеоритов, прохождение Солнечной системы через участок Вселенной с резко повышенной комической радиацией, всеземная вирусная эпидемия и т. д.

“Антикатастрофисты” полагают, что ничего такого не было. Динозавры просто “не поспели” за обычным, но неуклонным изменением Земли и ее обитателей и были постепенно вытеснены более прогрессивными группами животных.

Видные канадские ученые Дейл Рассел и Тэкер Уоллес объясняют вымирание динозавров резким повышением радиации при взрыве близко к Земле сверхновой звезды. Взрыв повлек за собой резкое похолодание, а ультрафиолетовая и рентгеновская радиации в течение всего нескольких дней могли увеличиться в сотни раз. Напрашивается вопрос, почему же другие животные не вымерли?

В 1972 году американец Роберт Беккер развил мысль о теплокровности динозавров и связал эту идею с их расцветом и вымиранием. Ее же высказал еще в 1959 году советский зоолог И. Д. Стрельников. По отпечаткам следов динозавров Беккер доказал, что крупные динозавры могли двигаться со скоростью до 30 км/час. Совсем как современные слоны. А менее крупные динозавры, хищники, например, бегали со скоростью до 50-80 км/час. При таком темпе бега, считает Беккер, обмен веществ у динозавров должен был быть таким же, как у теплокровных животных. Но беда динозавров была в том, что у них не было теплоизоляционного покрова и они не могли впадать в зимнюю спячку. Поэтому резкое и длительное похолодание в конце мезозоя в первую очередь и погубило их.

С неожиданным похолоданием связывают вымирание динозавров и французские ученые Дюги и Сирюг. Они полагают, что у яиц динозавров возникла многослойность и малыши не смогли пробивать скорлупу-броню. С ними полностью согласен Эрбен, но он считает, что явление это связано не с похолоданием, а с усилением космической радиации. Но усиление радиации ничем не доказано.

Мари Восс-Фукар пишет, что резкое нарушение цепей питания, о котором много говорят палеонтологи как о причине вымирания динозавров, по ее палеоботаническим данным не получается. Никакого резкого изменения в растительном мире в тот период не было. Пожалуй, только нарушением цепей питания объяснить уход с арены жизни таких разных групп животных недостаточно.

Существует еще гипотеза – о вытеснении динозавров млекопитающими. Но и эта гипотеза спорна. Ученые предполагают, что млекопитающие уничтожили яйца динозавров и тем самым извели великий род. Но яйца современных рептилий употребляют самые разные животные, но это не приводит к их вымиранию.

Можно предположить, что динозавры вовсе и не вымерли. Американский палеонтолог Джон Остом пришел к выводу, что наши птицы – не кто иные, как динозавры сегодня. Остом считает, что происходят птицы непосредственно от мелких хищных бегающих динозавров, а не от примитивных рептилий, как предполагали до сих пор. К этому выводу он пришел, когда сравнил между собой черепа археоптерикса, динозавров и современных птиц. По его мнению, птицы – потомки даже не одной, а нескольких ветвей динозавров.На наш взгляд, эта версия имеет право на существование. В меловом периоде преобладали летающие динозавры. Можно предположить, что они пережили страшную катастрофу на Земле и смогли продолжить существование.[4]

1.6.Скульптура.

Скульптура(лат. sculpture, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы.Скульптура подразделяется на круглую, свободно размещающуюся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения располагаются на плоскости.

Скульптура может быть разделена на виды – станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру, мелкую пластику. В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа. Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина (керамика – терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.), гипс.

Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).

Европейская скульптура средних веков существовала в тесной связи с архитектурой. В 15–19 вв. скульптура становится более свободной в компо-зиционных решениях, создает сложные по психологическим и пластическим концепциям образы человека (Донателло, Микеланджело, Л.Бернини, А.Гудон, О.Роден, Ф.И.Шубин). В 20 в. обновляются методы и материалы скульптуры, скульпторы (А.Майоль, А.Бурдель, Г.Мур, С.Т.Коненков, В.И.Мухина) расширяют круг тем, жанров, изобразительных и вырази-тельных возможностей скульптуры, находят возможности ее обновления (мемориальные ансамбли, музеи и комплексы скульптур на открытом воздухе и т.д.).

Техника скульптуры разделяется на три вида — лепка, т. е. собст­венно пластика, в мягком материале (глина, воск), ваяние — обработ­ка твердых материалов (дерево, камень, слоновая кость), отливка и чеканка в металле.

Обычно процесс работы скульптора начинается с рисунка, набро­ска, затем он переходит к созданию модели в мягком материале (глина, пластилин, воск).

Мягкие мате­риалы считаются временными, при работе с ними обычно предпо­лагается дальнейшая отливка в более долговечные — чугун, бронзу. В наше время расширилось количество материалов, пригодных для скульптуры: возникли произведения из стали, бетона, пласт­массы.Широко известны слова Микеланджело о том, что работая он просто удаляет из камня все лишнее. «Всякая статуя должна быть задумана, чтобы ее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился».[5]

1.7. Знакомимся со скульптурными материалами.

Глина один из основных скульптурных материалов. Это оса­дочная порода, основу которой составляет каолин. Важнейшее каче­ство глины — пластичность, а также способность длительное время сохранять обеспечивающую пластичность насыщенность влагой. Обжиг придает глине не только механическую прочность, но и определенную завершенность, ощущаемую зрителем.

Этого качества лишен пластилин, обладающий как промежуточ­ный скульптурный материал рядом преимуществ по сравнению с гли­ной. Пластилин используется обычно для лепки эскизов, исполнения миниатюрных и медальерных работ, впоследствии переводимых в другие скульптурные материалы.

Лепка в мягком материале осуществляется на специальном кар­касе, составляющем основу и остов будущего произведения. Он дол­жен соответствовать ему по своим размерам и форме. В переводе с французского языка carcasse — буквально означает — скелет, ос­тов. Его непосредственная задача — гарантировать конструктивную прочность изображения, не давать глине или пластилину оседать под собственной тяжестью, деформируя скульптурный объем.

Глина может быть и самостоятельным материалом, тогда она тре­бует обжига и называется терракотой.

Из Ис­пании техника цветной глазури (по-видимому, от острова Майорки возникло название «майолика») перешла в Италию.

В XVIII в. майолику сменяет открытый китайцами еще в VII в. фар­фор.

Гипс больше служит как вспомогательный материал для отливок с глины и воска, но и как отлив с живой модели он известен очень давно.

Из твердых материалов скульптуры древнейшим было дерево, из­вестное в Египте и архаической Греции, совсем забытое в эпоху зрелой античности в классической Греции и в Риме. Дерево можно легко окрашивать, чем широко пользовались как египетские мастера, так и западноевропейские в эпоху Средневековья и барокко.

Скульпторы итальянского Возрождения прибегали к дереву очень редко, его вытеснили мрамор и бронза.

Другой крепкий материал — слоновая кость, известная еще с ка­менного века. Слоновая кость используется чаще всего для мелкой скульптуры.

Камень - самый распространенный из твердых материалов, который может быть разных цветов и разной степени твердости. Наиболее твердый - обсидиан, черный или темно-зеленый базальт, красный или фиолетовый порфир, черный диорит. Все это — излюбленные материалы египтян, высекающих из них свои огромные, мрачные, застывшие в вечной статике статуи. Хрупкий и прозрачный алебастр, известный еще шумерам, употреблялся как для монумен­тальной скульптуры, так и для мелкой пластики.

Более мягкий (но и более ломкий) камень — известняк, широко при­менялся в скульптуре Древней Греции. Мрамор, собственно, — особая порода известняка, только наиболее твердая и разных, очень красивых цветов — от ярко-белого до черного, дающая сложнейшую игру светотени. Этим и объясняется его успех у скульпто­ров.

Из металлов, применяемых для отливки скульптуры, наиболее рас­пространена бронза, — смесь олова с медью, известная на Востоке еще в III тысячелетии до н. э. Новое время знает и отливку из чугуна, алюминия, формование из бетона и т. д. Приемы отливки, чеканки, ковки, естественно, отличны от приемов работы в камне. Прежде все­го, бронза легче камня, ибо она полая внутри. Поэтому она дает возможность для более разнообразных решений.

Литье из бронзы было знакомо еще древним египтянам, от них пе­решло к грекам. Скульптор IV в. до н. э. (так называемой поздней классики) Лисипп работал в основном в бронзе и, как говорят источ­ники, оставил более 1500 статуй. Раннее Средневековье предпочита­ло бронзу в отличие от позднего, любившего дерево и особенно ка­мень. С эпохи Возрождения история литья из бронзы практически уже не прерывалась.

1.8. Знакомимся с видами скульптуры.

Рельеф.Это скульптурное произведение, в котором изображение выступает над плоскостью фона. Как правило, у подобной скульптуры всего одна плоскость, из-за чего ее следует рассматривать только с фронтальной стороны, что ставит данные произведения в противоположность круглой скульптуре, которую следует рассматривать со всех сторон.Фоном рельефа могут быть выступающие изображения (пейзаж, архитектура).Появился рельеф в Древнем Египте, Ассирии, получив дальнейшее развитие в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе, в эпоху Возрождения, существует и в настоящее время. Л.Гиберти, двери Баптистерия во Флоренции (1404–1424), барельеф Ф.РюдаМарсельеза (1832, Париж, Триумфальная арка).

Таблица 1

Разновидности рельефа

Барельеф. Вид скульптурного рельефа, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину объема изображенного объекта или объектов. Барельеф является одним из весьма распространенных видов украшения для архитектурных сооружений. Считается, что первые барельефы создавались еще в эпоху палеолита и являлись глубоко высе-ченным или тесанным наскальным рисунком. Часто барельефом украшаютпостаменты памятников и статуй, стелы, мемориальные доски, монеты и медали.

   

Горельеф. Еще один вид скульптурного рельефа, отличается от барельефа тем, что изображаемый объект может выступать из фона более чем на половину своего объёма. Также называется “высокий рельеф”.Изображение на горельефе получается гораздо глубже, объемнее и сложнее чем на барельефе, что позволяет более детально изображать многофигурные сцены и пейзажи.

   

Контррельеф. Это рельеф, изображение на котором идёт вглубь фона. Чаще всего подобные рельефы используют как форму-заготовку для барельефов и горельефов. Некоторые авангардные скульпторы творят и полноценные работы в виде контррельефа.

   

[6]

Методика и результаты работы.

Для более близкого знакомства с динозаврами мы посетили музеи в г. Москве,

г. Санкт-Петербурге и Олимпийском парке г. Сочи.(Приложение 1), было прочитано достаточно книг по изучению динозавров. Любимым сайтом является блог экскурсовода, лектора, исследователя Ярослава Александровича Попова, палеонтолога, выпускника кафедры палеонтологии геологического факультета МГУ, научного сотрудника Государственного Дарвиновского музея.[7]

Систематизировать полученные знания о динозаврах мы решили в лэпбуке-это самодельная 3Dпапка-книжка с картинками, заданиями, интересной информацией, вроде энциклопедии. А также лэпбук позволяет самостоятельно познакомиться с темой другим ребятам, он мобилен и в любой момент может пополняться новыми материалами. Приложение 2.1

Господство определенных видов динозавров отражены в Геохронологической шкале. Приложение 3.

Для создания динозавров мы использовали следующие техники. (Таблица 2).

Таблица 2

Перечень используемых техник

 

Название техники

Содержание, описание

1

Бумагопластика

Искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. [8]

2

Папье-маше

(разновидность бумагопластики)

(фр. Papier mâchéбукв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, полу-чаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. Д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях из папье-маше изготавливают даже мебель и светильники, которые не так-то просто отличить от «настоящих». [9]

3

Литье из гипса

Г ипс — доступный и легкий в обработке материал. С доисторических времен литье из гипса наравне с лепкой из глины использовалось для изготовления различных поделок, игрушек и ритуальных фигурок.[10]

4

Оттиск

О тпечаток, след, оставшийся на чём- либо от надавливания другого предмета. [11]

5

Бисероплетение

Создание при помощи бисера и металлической проволоки художественных двухмерных и трёхмерных композиций. [12]

6

Тестопластика

Создание объемных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из соленого теста. [13]

7

Объемные краски

для запекания

Объемные краски для запекания в микроволновой печи, состоящие из: собственно красок, чаще гуашевых, муки, воды, соли и соды. [14]

8

Стеклодувная техника

Техника создания объемных изделий (скульптур, елочных украшений, столового стекла, лабораторной посуды и т.д.) из разогретого стекла при помощи выдувания и моделировки. [15]

Оказалось, что всех моих динозавров можно отнести к таким видам искусства как графика, живопись и скульптура.

Таблица3

Вид искусства, материалы, способы и техники исполнения динозавров

 

Название

динозавра

Вид искусства

Материал

Техника исполнения

Особенности

1

Трицератопс

Паразауралоф

барельеф

Соленое тесто по рецепту, духовка, гуашевые краски, кисти, вода, фетр, клеевой пистолет, стержни, лак, картон

Тестопластика.

Гребень на голове, воротник на шее помогает спастись от хищников.

Приложение 4

2

Диплодок

скульптура

Бумага, клестер, пластиковые бутыл-ки, строит.скотч, гуашевые краски, кисти, вода

Папье-маше.

Длинная шея чтобы доставать листья с деревьев, мощный хвост для защиты.

Приложение 5

3

Индораптор

барельеф

Салфетки, картон, клей ПВА, лак, акварельные краски, кисти, вода.

Бумагопластика.

Длинные когти для разрывания мяса, длинный третий коготь и мощные зубы для убийства животных.

Приложение 6

4

Птеродактиль

контррельеф

Гипс, пластилин, вода, форма

Оттиск.

Не было зубов, ловил рыбу длинным клювом. Наличие крыльев, летающий.

Приложение 7

5

Цератозавр

скульптура

Скульптурный пластилин, проволока, фольга, акриловые краски, кисти, вода

Лепка.

На голове крупный гребень для привлечения самочек.

Приложение 8

6

Плезиозавр

барельеф

Запекаемые краски по рецепту, кисти, бумага, микроволновая печь

Живопись, запекание.

Длинная шея для ловли рыб, плавники вместо лап для плавания.

Приложение 9

7

Дилофазавр

скульптура

Гипс, пластилин

Литье.

Мощные задние лапы и хвост(скорость развивал до 150 км/ч), верхние зубы мешали закрываться пасти.

Приложение

8

Барионикс

Горельеф

Пенопласт, канц.ножи, акриловые краски, кисти, картон, клеевой пистолет, стержни

Ваяние.

Длинная пасть для ловли рыбы.Мощные ноги и хвост.

Приложение 11

9

Спинозавр

скульптура

Бисер разноцветный, проволока, схема

Бисероплетение.

Гребень на спине в помощь при плавании.

Приложение 12

10

Анкилозавр

Скульптура

Стекло, специальное оборудование

Стеклодувная техника (выдувание, модели-ровка).

Кувалда на хвосте и шипы на панцире для защиты.

[18]

Выводы.

Проделав сложную работу, я теперь легко могу отличить динозавров друг от друга, знаю особенности каждого из них; знаю периоды их обитания на Земле; познакомился с видом изобразительного искусства-скульптурой и одним из его основных видов –рельефом (барельеф, горельеф, контрельеф). С удовольствием создавал динозавров в новых художественных техниках, знакомился со способами исполнения и различными материалами. Самой полюбившейся стала техника Папье-маше, а видом скульптуры – барельеф. В ходе изучения и создания также выяснилось, что:

- динозавр Индораптор является гибридом и разработан доктором Генри Вув филь-

ме Мир Юрского периода, т.е. на самом деле такого динозавране существовало;

- Птеродактиль относится к отряду летающих ящеров;

- при создании барельефа запеченными красками толщина изделия должна быть

одинакова, иначе тонкий слой при запекании может сгореть, приложение 4;

-высушенные изделия из соленого теста достаточно хрупки и требуют осторожного

оформления и хранения;

В итоге у нас получилась коллекция из 11 динозавров (на данный момент) и я могу их использовать на уроках по окружающему миру, изобразительному искусству, на занятиях в художественной школе. Мои исследования по данной теме продолжаются.

Литература

www.hintfox.com/article/poterjannij-mir-dinozavrov.html

www.russian-travels.ru/?p=673

https://zooeco.com/int/int-dinizavri1-10.html

https://nat-geo.ru/science/pochemu-vymerli-dinozavry-novaya-versiya/

https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/SKULPTURA.html

https://artrue.ru/sculpture/relef-v-skulpture.html

https://www.youtube.com/playlist?list=PLdbPbzQ1udDStQxBiQBZ4tvpjJqJKPl9l

https://урок.рф/library/tehnika_bumagoplastika_224151.html

https://www.liveinternet.ru/users/4709773/post225093716/

.https://stankiexpert.ru/spravochnik/litejjnoe-proizvodstvo/lityo-iz-gipsa.html

https://www.pinterest.nz/pin/490540584408665389/

https://stranamasterov.ru/node/122245

https://medaboutme.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/testoplastika_tvorchestvo_kotoroe_darit_polozhitelnye_emotsii]/

https://www.baby.ru/blogs/post/303140053-26326211/

https://www.livemaster.ru/glossary/1013-stekloduvnaya-tehnika

Акимушкин И.И.,Исчезнувший мир, Москва: Издательский Дом Мещерякова, 2017

Качур Е.,Динозавры и другие пресмыкающиеся, ООО Манн, Иванов и Фербер,2018

Кухарская Н., Атлас исчезнувших животных, Издательство Речь, СПб, 2019

Приложение 1

Музей Динозавров. Москва, Детский мир. Музей Динозавров. Санкт-Петербург, Планетарий. Парк Динозавров. Затерянный мир, г. Сочи, Олимпийский парк.

     
   
     

Приложение 2

   

Приложение 2.1

Лэпбук

   

Приложение 3

Геохронологическая шкала

     

Приложение 4

Трицератопс, Паразауролоф

     
     

Приложение 5

Диплодок

     
     

Приложение 6

Индораптор

   

Приложение 7

Птеродактиль

     

Приложение 8 Приложение 11

Цератозавр Барионикс

   

Приложение 9

Плезиозавр

     
     

Приложение 12

Спинозавр

   
Просмотров работы: 36