Введение.
Темамоего НПК - создание мультипликационного фильма по произведению Марка Твена «Приключения Тома Сойера» с использованием техники Lego Stop Motion. Данная тема была выбрана не случайно, так как я с раннего детства увлекаюсь сборкой конструкторов Lego. Кроме того, что это очень интересно, это также полезно: развивается образное мышление и мелкая моторика. Ну и как все дети, я люблю смотреть мультфильмы и мне особенно нравится смотреть мультфильмы, снятые по мотивам наборов и с использованием фигурок и других элементов Lego. После того, как я посмотрел Лего мультфильм, призадумался, а возможно ли снять мультфильм из Лего самому. Поэтому я обрадовался, когда узнал, что в доме художника, где я занимаюсь, будет проводиться курс съемки пластилинового мультфильма. На курсе мы большой группой в течении месяца снимали мультфильм об истории создания Перми.
Знания, полученные на этих курсах, я применил в работе над своим мультфильмом.
Мы долго думали с родителями по какой истории снять мультфильм. Наш выбор пал на короткую историю из одной из самых моих любимых книг - произведение Марка Твена «Приключение Тома Соейера», глава «Великолепный маляр». Мне очень нравится эта книга, я прочитал ее уже несколько раз «от корки до корки».
Цель НПК: научиться снимать мультфильм из конструктора Lego.
Для достижения цели были поставлены задачи:
Разобраться с техникой съемок
Выбрать историю и написать сценарий
Создать сцену и подобрать героев
Подобрать освещение
Снять фото материал
Подобрать саунд-трек
Записать озвучку
Смонтировать мультфильм
Теоретическая часть.
2.1. Актуальность.
Актуальность темы вопросов не вызывает, не так ли? Ведь нет ребёнка, который не любил бы мультики! А Лего любят люди всех возрастов! Создание мультфильмов с использованием элементов конструкторов LEGO – это очень увлекательное занятие, которое популярно во всем мире. Кроме любительских мультфильмов, было снято несколько коммерческих мультфильмов, таких как: «Лего Фильм», «Лего Фильм 2», «Лего Фильм: Бэтмен», «Лего Ниндзяго Фильм» и другие.
Lego-анимация — любительское хобби создавать анимационные фильмы с применением конструктора Lego, получившее распространение по всему миру.
2.2. История.
Компания Lego была основана Оле Кристиансеном, который родился в бедной фермерской семье в Дании. Будучи плотником, в 1932 году он основал компанию по производству деревянных кубиков и назвал ее Lego, соединив два датских слова — leg и godt (играть и хорошо).
Тогда LEGO Group представляла собой команду энтузиастов, которая задалась целью создания полезных игрушек, способных развивать воображение, изобретательность и творческие способности ребёнка.
В 1947 появились на свет первые пластмассовые конструкторы LEGO.
Кубики стали пластмассовыми с одинаковыми штырьками, что дало возможность соединять их друг с другом. Все, что построено, затем можно разобрать, а детали использовать для создания других объектов.
Существует невероятное количество и разнообразие этих конструкторов и с их помощью можно создать любую историю.
2.3. История съемки мультфильмов Lego.
В 2000-м году компания LEGO выпустила специальную серию для любителей фильмов — Studios, эта серия продержалась вплоть до 2003-го и подарила нам много уникальных минифигурок и готовых декораций. Самым примечательным можно назвать набор «1349» Steven Spielberg Moviemaker Set: помимо участка дороги и двух зданий, которые (и дорога, и дома) могли разрушаться, обнажая текущую лаву, в нём также присутствовали два картонных фона (ночной город со светящимися окнами небоскрёбов, а также разрушенный город), специальный фотоаппарат, стилизованный под LEGO и диск с монтажной программой, содержащей в себе библиотеки звуков и текстов. Набор курировал сам Стивен Спилберг, его подпись можно увидеть на крышке коробки.
В 2009 году The LEGO Group объявило о поиске талантливых мультипликаторов. Как выяснилось позже, лучшие из лучших были выбраны, чтобы создать официальные мультики о приключениях персонажей серии «Space Police». Они получили доступ к складам компании, а в ответ сняли шедевры LEGO-анимации, качество которых ещё долго будет непревзойдённым.
2.4. Способы съемки мультфильмов.
Мультфильмы из Лего относятся к виду предметной анимации, как, например, кукольные или пластилиновые мультфильмы. В качестве предметов в нашем случае выступают фигурки и декорации, построенные из Лего.
Есть два основных способа создания мультфильмов из LEGO. Первый способ — обычная, «живая» съёмка (RealTime) в видео-режиме камеры или фотоаппарата. Второй способ — Stop-motion.
«Stop-motion» или «Покадровая анимация» — это способ создания видео, основанный на покадровом фотографировании. В подобных видео фотографируется сцена, затем в неё вносятся минимальные изменения и она фотографируется снова. Этот процесс продолжается какое-то время, потом кадры переносятся в компьютер, там обрабатываются, сжимаются и получается обычный видеофайл. Плюсы подобных методов — простота в создании спецэффектов, плавности движений и отсутствие в кадре рук или иных приспособлений для передвижения элементов сцены.
Зачастую в длинных LEGO-видео методы «покадровой анимации» и «живой съёмки» используются вместе.
Практическая часть
Все любят мультфильмы, а кто делает мультфильмы? Волшебники, которые называются «художники–аниматоры» – они могут оживить любой предмет. Как же они это делают? Можно ли научиться такому волшебству? Конечно же да!
Начинать съемку мультика нужно с подготовки всего реквизита: того, что мы собираемся снимать и того, с помощью чего мы будем это делать, а также с написания сценария и составления примерного списка сцен.
3.1. Выбор сценария.
Сценарий мультфильма может быть оригинальным, то есть придуманным специально для мультика или основанным на каком то произведении. Мы выбрали одну из глав произведения Марка Твена «Том Сойер». Глава называется «Великолепный маляр» о мальчишке сорванце, в которой он придумывает остроумный способ сделать так, чтобы его приятели делали за него работу, да ещё и платили ему за это. Главу пришлось сократить, так как мы изначально планировали снять мультфильм на 3-5 минут. Для того, чтобы понять какой длины получился бы мультфильм, если снимать его по оригинальному тексту этой главы, я несколько раз с выражением прочитал эту главу с секундомером. В итоге мы поняли, что даже у такой небольшой главы слишком большая длина аудиодорожки для трех-пяти минутного мультфильма и необходимо ужать текст и даже частично его переработать для того, чтобы сохранить основной смысл главы, основный диалоги и юмор Марка Твена.
3.2. Краткое содержание.
Субботнее летнее утро. Природа радуется, и каждое сердце должно бы радоваться вместе с ней. Но у Тома много работы – его ждет небеленый забор, кисть и ведро известки. И поэтому на сердце у Тома мрак. Сначала он пытается за алебастровый шарик и созерцание волдыря на ноге выкупить у негритенка Джима право сходить к насосу за водой, но у него это не получается. Том снова было впадает в уныние – вот-вот на улицу выбегут мальчишки, пожалуй, они еще будут смеяться над ним, работающему в выходной день. И тут гениальная и очень простая мысль посещает Тома. Убедив соседского Бена Роджерса, что это очень нелегкая творческая задача – белить забор, и не каждому мальчику она под силу, Том соглашается предоставить право и Бену помахать кистью. За яблоко. За Беном на крючок попадается Билли Фишер и Джонни Миллер. Не успел миновать полдень, а Том становится настоящим богачом: кроме шариков, осколков от бутылки, старой ручки, ключа, пары головастиков и еще кучи ценностей, он получает во владение одноглазого котенка и дохлую крысу на веревочке. Если бы известка не закончилась, Том разорил бы всех мальчишек их городка.
3.3. Освещение.
Свет при съемке мультипликации – крайне важный момент. Как мы поняли, нельзя работать с естественным освещением (из окна) – свет во время съемки stop-motion постоянно меняется. Иногда появлялось облако на небе, солнце меняло свое местоположение на небе и так далее. Такие изменения при монтаже уже не исправить, так как съемка одной сцены может занимать 1 или 2 и даже 3 часа и изменение света - гарантировано. Так же в кадре мелькала моя тень, которая не заметна при съемке сцены.
Поэтому лучше использовать искусственный свет, потому что, в отличие от естественного, он все время одинаковый.
При съемке нашего мультфильма мы использовали три софита и настольную лампу на длинной гнущейся ножке.
3.4. Кадр.
Теперь надо выстроить кадр, то есть создать декорации и действующих лиц. В случае с нашим мультфильмом, нам нужно было в качестве декораций выстроить фасад дома середины 19-го века, забор и деревья.
К вопросу о том, что из Лего можно построить все, что угодно - фасад собран из частей наборов Пожарная часть, Вокзал, Пассажирский поезд и Корабль исследователей моря, цветущие же акации собраны из частей различных космолетов , а Том Сойер собран из героев наборов Nexo Knights и Ниндзяго.
3.5. Сцена.
Для того, чтобы поднять сцену на подходящую для съёмки высоту, я выстроил колонны, на которые мы и поместили пластину Лего, на которой должно происходить все действие.
Съемку начали в соответствии со сценарием: сначала общие планы без
главных действующих героев, затем все остальное: действия и диалоги.
Как мы поняли, очень важно правильно определить частоту кадров. Плавность картинки достигается при 18-24 кадр/сек. На сегодняшний день видеостандартом является частота 24 кадр/сек, то есть за одну секунду показывается 24 кадра. Но не все готовы снимать по 1440 фотографий ради лишь одной минуты будущего фильма, поэтому зачастую жертвуют плавностью в угоду длительности, а отдельные кадры растягиваются.
Продолжительность нашего мультфильма рассчитывалась, исходя из того, что в секунду будет снято около 8 кадров, то есть в минуте мультфильма - около 500 кадров, а во всем мультфильме - около 3000 кадров.
3.6. Монтаж мультфильма.
После съёмки каждой сцены мультфильма, мы переносили файлы из фотоаппарата или смартфона в отдельные папки, на основании специальных кадров с картонкой, на которой мы писали номер сцены. Для монтажа отснятых сцен stop-motion анимации мы использовали программу видеомонтажа Movavi Video Suite. Movavi Video Suite – очень простая и удобная программа, позволяющая элементарно монтировать мультфильм, на домашнем ноутбуке. Однако после того как длительность уже отснятого мультфильма превысила 3 минуты, наш домашний ноутбук перестал справляться с объемом данных, которые ему приходилось обрабатывать. Уже при длительности мультфильма три минуты, ноутбук в течение примерно 45 минут обрабатывал отснятые фотокадры, аудиодорожку и аудио файл с записанным голосом. Поэтому нам пришлось подключить второй, более мощный компьютер с отдельной видео-картой.
3.7. Монтаж звука.
Что же касается озвучивания героев мультфильма, то он тоже записывался к каждой сцене отдельно: Тома Сойера озвучивал я, роль рассказчика мы отдали ученице нашего класса Насте Ефремовой, которая занимается в актерской студии, а голосом Бена Роджерса стал также ученик нашего класса Марк Бикчантаев. Голоса мы записывали следующим образом: отдельно распечатывали небольшой кусочек текста, несколько раз его читал вслух с выражением и максимально четко. После этого мы делали пробную запись звука на диктофон. Смотрели сколько времени уходит на озвучивание определенного отрывка мультфильма. Если получалось слишком длинный аудио файл, мы сокращали текст и записывали аудио файл опять. И так до тех пора, пока озвучивание не совпадала с тем, что происходит на экране.
Также мы подбирали подходящую к сцене музыку. Я выбрал музыку из одного из моих любимых детских фильмов «Кролик Питер». Мы использовали несколько треков из музыкального сопровождения этого фильма, нарезали их в специальной программе, которая называется Audacity.
4. Заключение.
Цель нашего НПК достигнута – мы сняли мультипликационный фильм по произведению Марка Твена «Приключения Тома Сойера» с использованием техники Stop Motion.
Все задачи, поставленные для достижения этой цели – решены. Мы разобрались с техникой съемок Stop Motion, выбрали историю и написать сценарий, создали сцену, подобрали героев, освещение, сняли фото материалы, подобрали саунд-трек, записать озвучку и смонтировали мультфильм.
Из технического реквизита для съемки нам понадобился фотоаппарат, смартфон с камерой, штатив, три осветительных прибора, программа для обработки и монтажа видео, программа для нарезки аудо дорожки и озвучки.
Всего на съемку и монтаж шестиминутного ролика мы потратили полтора месяца, занимаясь этим каждые всей семьей по выходным. Минус такого способа создания фильмов заключается именно в монотонности — постоянно делать фотографии одну за другой, оставаясь почти неподвижным.
А плюсы очевиден: можно создать свой мультфильм, набраться опыта в озвучивании мультфильма, подборе аудиодорожки и монтаже
Создание собственного мультфильма раскрыло передо мной тайну и некоторые секреты создания мультфильма, познакомило меня с возможностью компьютера, компьютерных программ.
Мой мультфильм можно скачать по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1ygvAP2TPcqLUhVhZti_3jbyfKX8ECLB0?usp=sharing
5. Список литературы и программно-технических средств.
Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Повесть. Перевод с английского К. Чуковского. М.: «Махаон» 2014.
Алексей Почивалов, Юлия Сергеева «Пластилиновый мультфильм своими руками». М.: Эксмо, 2015
Movavi Video Suite 18.0.1 – программа для видео монтажа
Audacity® Cross-Platform Sound Editor – программадлямонтажааудиофайлов
https://www.lego.com/ru-ru
DoubleBrick.ru - форум о LEGO® Российское сообщество энтузиастов
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://zen.yandex.ru/id/5b8e7e96e6cd8b00aab13c9c - уроки по стоп-моушен анимации.
6. Приложения.
6.1. Наборы Lego разных лет, один из первых наборов созданный специально для съемок любительских мультфильмов и обложка одного из полнометражных мультфильмов, снятых с использованием персонажей Lego.
6.2. Кадры съемки нашего мультфильма, технический реквизит (освещение).
6.3 Примеры монтажа видео и аудио дорожек нашего мультфильма.
6.4. Сценарий мультфильма.
Марк Твен «Том Соейер»
Глава вторая
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ МАЛЯР
Сцена 1.
Рассказчик:
Наступила суббота. Летняя природа сияла. В каждом сердце звенела песня, а если сердце было молодое, песня изливалась из уст. Радость была на каждом лице. Белые акации стояли в цвету и наполняли воздух ароматом. Кардифская гора, возвышавшаяся над городом, покрылась зеленью и казалась чудесной, безмятежной, заманчивой.
Сцена 2.
Рассказчик:
Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновенье улетела у него из души, и там - воцарилась тоска. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование - тяжелою ношею.
Сцена 3.
Рассказчик:
Со вздохом обмакнул он кисть в известку, провел ею по верхней доске, потом проделал то же самое снова и остановился: как ничтожна белая полоска по сравнению с огромным пространством некрашеного забора! В отчаянии он опустился на землю под деревом.
Он вспомнил, как весело собирался провести этот день и что скоро другие мальчики выбегут на улицу гулять и все они будут издеваться над ним за то, что ему приходится так тяжко работать.
Сцена 4.
Рассказчик:
И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение, не меньше - блестящая, гениальная мысль.
Он взял кисть и спокойно принялся за работу.
Сцена 5.
Рассказчик:
Вот вдали показался Бен Роджерс, тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего. Он грыз яблоко и изображал пароход, капитана и сигнальный колокол в одно и то же время.
Бен:
- Задний ход! Право руля! дилинь-линь! Чшш-чшш-чшш!
- Стоп, правый борт! Стоп, левый борт! Чуу-чуу-у! Эй, ты, на берегу! Чего стоишь! Принимай канат! Машина остановлена, сэр! Шт! шт! шт!
Рассказчик:
Том продолжал работать, не обращая на пароход никакого внимания.
Сцена 6.
Бен:
- Что, брат, заставляют работать?
Том:
- А, это ты, Бен! Я и не заметил.
Бен:
- Слушай-ка, я иду купаться… Небось и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать. Ну конечно, еще бы!
Том:
- Что ты называешь работой?
Бен:
- А разве это не работа?
Том:
- Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе. Разве мальчикам каждый день достается белить заборы?
Рассказчик:
Дело представилось в новом свете. Бен следил за каждым движением Тома, увлекаясь все больше и больше.
Бен:
- Слушай, Том, дай и мне побелить немножко!
Том:
- Нет, нет, Бен… тетя Полли ужасно привередлива насчет этого забора: он ведь выходит на улицу. Вот Джим тоже хотел, да она не позволила. Просился и Сид - не пустила. Теперь ты понимаешь, как мне трудно доверить эту работу тебе? Если ты начнешь белить, да вдруг что-нибудь выйдет не так…
Бен:
- Вздор! Я буду стараться не хуже тебя. Мне бы только попробовать! Слушай, Я дам тебе все яблоко - все, что осталось.
Сцена 7.
Рассказчик:
Том вручил ему кисть с видимой неохотой, но с тайным восторгом в душе. И пока бывший пароход трудился, отставной художник сидел рядом на каком-то бочонке, грыз яблоко и расставлял сети для других простаков. В простаках недостатка не было. К тому времени, как Бен выбился из сил, Том уже продал вторую очередь Билли Фишеру за совсем нового бумажного змея; а когда и Фишер устал, его сменил Джонни Миллер, внеся в виде платы дохлую рыбу на длинной веревочке, - и так далее, и так далее, час за часом. К полудню у Тома оказались: осколок синей бутылки, пушка, сделанная из катушки для ниток, ключ, который ничего не хотел отпирать, ракушка, оловянный солдатик, пара головастиков, собачий ошейник - без собаки, четыре апельсиновые корки и старая, сломанная оконная рама.
Том приятно и весело провел время в большой компании, ничего не делая, а на заборе оказалось целых три слоя краски!
Титры.
Том сказал себе, что, в сущности, жизнь не так уж пуста и ничтожна. Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей, а именно: для того чтобы человек страстно захотел обладать какой-нибудь вещью, пусть эта вещь достанется ему как можно труднее. Будь Том мудрее, он понял бы, что Работа есть то, что мы обязаны делать, а Игра - то что мы делать не обязаны.
Мой мультфильм можно скачать по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1ygvAP2TPcqLUhVhZti_3jbyfKX8ECLB0?usp=sharing