Введение
Актуальность темы. Квиллинг называют "бумажной филигранью". Это простой и очень красивый вид рукоделия, не требующий больших затрат. Изделия из бумажных лент можно использовать также как настенные украшения или даже бижутерию. Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий. Искусство пришло в Россию из Кореи. В каждой стране, где появлялся квиллинг, возникали и свои направления в этой технике. Так, если европейский квиллинг лаконичен, для изделия используется всего несколько элементов, то в Корее, например, мастера выполняют настоящие картины, включающие до нескольких тысяч элементов. В Китае из роллов делают шкатулки и вазы, складывая из бумажных колечек конструкции наподобие «китайской стены»
Квиллинг – популярный и модный в современном мире вид рукоделия. Искусство квиллинга требует усидчивости и аккуратности. Кроме того, он развивает мелкую моторику рук, успокаивает, снимает агрессию, и дает волю фантазии, поэтому существует мнение, что квиллинг считается полезным занятием, особенно для детей.
Изучение квиллинга я начала с истории его развития, изучения основ и разных техник бумагокручения, училась изготавливать простые работы, а затем и более сложные. А теперь я решила рассказать ребятам о квиллинге, показать свои работы, чтобы познакомить их с этим красивейшим видом прикладного искусства, которое к тому же учит правильному подбору цветов, вниманию, аккуратности, терпеливости, а еще доставляет огромное удовольствие.
Цель работы – изучить квиллинг как вид декоративно-прикладного искусства, изготовить изделие в технике квиллинг, имеющее практическое применение, познакомить ребят с этим красивейшим видом декоративно-прикладного творчества.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить литературу по этой теме: историю квиллинга, виды работ из бумаги в технике квиллинг и технологию их выполнения;
2) провести анкетирование среди учащихся моего класса с целью выяснения уровня осведомлённости и заинтересованности этим видом творчества;
3) познакомить учащихся с историей квиллинга, рассказать о его полезном влиянии на развитие ребенка;
4) рассказать о возможностях работы с бумагой и показать;
5) изготовить изделие из бумаги в технике квиллинг, имеющее практическое применение.
Объект исследования: один из видов декоративно-прикладного искусства – квиллинг (бумагокручение).
Предмет исследования: техника квиллинга (бумагокручения) и его влияние на развитие ребенка.
Тема «квиллинга» достаточно разработана в литературе. Среди основных работ, посвященных изучению техники квиллинг можно назвать такие, как: Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике, Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань, Крейн Д.Б. Фантазии из бумажных лент: миниатюрный квиллинг и др.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, обобщение и систематизация полученных сведений, анкетирование, изготовление творческой работы.
Планируемый результат: изготовление изделия в технике квилллинг, которое можно использовать и ознакомление учащихся с этой техникой с целью их заинтересованности в выполнении работ в технике квиллинг.
Квиллинг как вид декоративно-прикладного творчества.
Основы работы и особенности бумагокручения
Краткая история возникновения квиллинга
Квиллинг – один из видов декоративно – прикладного искусства. С помощью этой техники можно сделать огромное количество открыток, картин, шкатулок и других интересных вещей.
Квиллинг – не новое искусство, а очень даже старинное. Название «квиллинг» происходит от английского слова «quill», что переводится как «птичье перо» [1]. Именно птичье перо сыграло большую роль в развитии квиллинга и создании шедевров из бумаги. Известно, что средневековые монахи, которые одни из первых стали создавать квиллинг-фигурки, скручивали полоски бумаги с помощью птичьего пера.
Техника квиллинг имеет еще и другие названия – «бумажная филигрань», «бумагокручение» или «бумагопластика». Это простой вид рукоделия, который не требует больших затрат, но в то же время очень красивый и оригинальный. Бумажные спирали создают основу для цветов и узоров, которые затем используют для украшения открыток, подарочных упаковок, праздничных альбомов и рамок для фотографий. Также изделия из бумажных лент можно использовать как бижутерию или настенные украшения.
История квиллинга не совсем обычна, он переходил с Запада на Восток и обратно, обогащаясь при этом национальными особенностями разных культур.
Изначально филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае [2].
Чрезвычайно популярным искусство квиллинга стало в эпоху Возрождения. Во Франции и в Италии бумажная филигрань начиналась с XVI века, монахи и монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями, украшали полосками золотой бумаги различные религиозные предметы, иконы, тем самым имитируя очень дорогую золотую филигрань [13]. (Приложение А)
Квиллинг был излюбленным занятием английских дам в XVIII-XIX вв. Они придумывали узоры, делали копии друг у друга особенно удачных изделий и гордились своими произведениями, которыми украшали интерьер своего дома, мебель, и даже свечи. На сегодняшний день бумагокручение является популярным хобби в странах Западной Европы, особенно оно широко известно в Англии и Германии. Но наибольшее распространение это искусство получило, когда оно попало в руки восточных мастеров. Богатейшие традиции изготовления бумаги и работы с ней, тончайшая графика и пластика дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее действует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, которая объединяет последователей различных направлений бумажного творчества[2].
В XV в. квиллинг по праву назывался искусством. XIX в. - эпоха, в которой увлечение квиллингом считалось дамским развлечением. А в XX в. бумажная филигрань была практически забыта. Интерес к ней возобновился только в конце прошлого столетия и квиллинг снова стал превращаться в искусство. Украшения из квиллинга можно было наблюдать повсюду: на дамских принадлежностях, кошельках, картинах, шкатулках, вазах, корзинах и винных бочках. Особенно активно квиллинг использовали для декора мебели, на некоторой мебели делали углубления в лицевых панелях специально под бумажное кружево. Так же элементы квиллинга использовались в сочетании с другими видами творчества, такими как бумагопластика, оригами, вышивка, живопись [1] (Приложение Б).
Начиная с конца XIX века популярность квиллинга постепенно пошла на убыль, почти до полного забвения, чтобы снова возродиться в наши дни в более современной форме, но с очарованием и изысканностью, не уступающими тем, что были в прошлые века. У этой техники много поклонников во всем мире.
В Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Англии», настоящая корпорация квиллинга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, во время которого можно было полюбоваться старинными изделиями и современными творениями[2].
По квиллингу было проведено две больших выставки. Первая из них проходила в Лондоне в 1927 году. А вторая на полвека позже, в 1988 в Нью-Йорке. В залах галереи Флориан-Папп выставлялись на продажу поистине настоящие шедевры, изготовленные по этой технике[1].
За сотни лет техника квиллинга не подвергалась практически никаким изменениям, ее главная суть - это нарезание полосок бумаги, скручивание их специальным приспособлением и наклеивание на основу. Хотя в современном мире были созданы такие приспособления, с помощью которых можно создать 3D изображение в технике квиллинга.
В России данное искусство стало популярным только лишь к концу XX века, сейчас же набирает обороты и становится все популярнее, тем более что наши мастера умело сочетают в своих работах точность и аккуратность европейской техники с хитросплетениями восточной.
На сегодняшний день в технике квиллинга работает несколько мастеров, многие из которых являются выходцами из России. Одной из первых в технике контурного квиллинга в сочетании с аппликацией стала работать Юлия Бродская, которая сегодня считается одним их ведущих профессионалов в этом направлении[13]. (Приложение В)
1.2. Основы работы в технике «квиллинг»
1.2.1. Материалы и инструменты
Основным материалом для выполнения работы в технике квиллинг является бумага.
Бумага – один из первых материалов детского творчества. Она известна всем с самого раннего возраста. С помощью бумажного листа дети начинают мастерить и создавать неповторимые изделия. Они ощущают себя художниками, дизайнерами и конструкторами, представляя себя безгранично творческими людьми. Бумага является самым доступным и легко поддающимся обработке материалом. Занятия с бумагой развивают у ребёнка глазомер, мышцы кистей рук, подготавливают к выработке навыков письма, а также способствует эстетическому развитию. Бумага способствует приобретению у детей умения грамотно подбирать сочетания цветов, размеров, форм деталей изделия [3].
Узкие полоски из двухсторонней цветной бумаги являются основным материалом бумагокручения. Обычно в квиллинге используются полоски узкие (3 мм), средней ширины (5 и 7 мм) и широкие (10 мм). Далеко не всякая бумага подойдет для этого вида рукоделия. Важно, чтобы она была определенной плотности. Слишком тонкая бумага не держит форму, а изготавливать из нее фигурки сложно и неудобно. Оптимальная толщина, по мнению мастериц, составляет не менее 60 грамм на метр квадратный [4].
Узкие и длинные полоски бумаги с помощью иголки, шила или простой зубочистки скручиваются в спирали, которые затем видоизменяются в самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные композиции.
Чтобы создавать простые композиции в технике квиллинг, не нужно большого количества приспособлений. В качестве основных инструментов используются: инструмент для скручивания бумаги в спиральки; ножницы; клей (лучше всего ПВА, флакон с узким горлышком); линейка с кругами разных диаметров; пинцет, лучше с острыми концами.
Инструмент для скручивания бумаги в спиральки - представляет собой стержень с раздвоенным концом. Но последователи восточной школы бумагокручения используют простое приспособление, похожее на шило, имеющее острый и тонкий конец. Все же большинство рукодельниц считает, что прибор с раздвоенным концом, прорезью более удобен в работе. Принцип его работы прост: бумажную полоску вставляют в кончик инструмента и закручивают в спираль. Довольно легко сделать этот инструмент своими руками. Чаще всего основой служит зубочистка, деревянная шпажка либо стержень от шариковой ручки. Острым ножиком в любом из этих предметов делается небольшая прорезь — и инструмент готов. Еще вариант — взять иголку и часть ушка отломить, чтобы получилась «вилочка», после чего вставить ее в пустой стержень, чтобы удобно было держать руками.
Для того чтобы основные элементы квиллинга получались аккуратными, необходимых размеров, желательно использовать линейку с кругами. Этот инструмент для квиллинга позволяет с удобством создавать нужные элементы, в нужной форме, одного размера. В последнее время в продаже появились пластиковые трафареты с разными формами — сердечками, квадратами, треугольниками разных размеров. Их тоже можно применять для формирования бумажных элементов.
Пинцет помогает в работе с мелкими деталями. Когда требуется формировать ролл и крепко прижимать для склеивания кончик полоски либо соединять элементы между собой, держать заготовки пальцами не слишком удобно. А пинцет позволяет управляться с деталями ловко и быстро, не повреждая их.
Клей необходим, чтобы склеивать полоски разных размеров и фиксировать основные элементы, а затем создавать узоры и разные изделия.
1.2.2. Основные элементы техники квиллинг
Все элементы квиллинга можно разделить на две группы: закрытые и открытые. К открытым относятся различные волны и завитки. Закрытые формы более разнообразны – это месяц, листок, капля и многие другие.
Главный элемент в квиллинге – это скрученная из полоски тугая спираль (ролл) [11]. Для создания тугой спирали берется стержень, на него накручивается полоска узкой бумаги. Закручивать нужно аккуратно, придерживая и контролируя его ровность. После этого снимаем ролл, тоже аккуратно, чтобы он не вытянулся конусом. Для того чтобы роллы были одинакового размера, их нужно положить в линейку-шаблон, чтобы они приняли нужную форму и размер. Затем аккуратно достаем и приклеиваем кончик бумаги к полученной спирали. На базе тугого ролла можно сделать «распущенный ролл», для этого нужно его положить в шаблон большего размера, он автоматически раскрутиться до нужного размера. Затем аккуратно достать и приклеить кончик бумаги к «распущенному роллу».
Практически все другие элементы (Приложение Г) создаются при помощи спирали и ролла, их вытягивают, защипывают, придают разную форму. Элемент «капля» - закручивается спираль, она должна быть свободной, не тугой. Затем двумя пальцами левой руки, указательным и большим, нужно оттянуть сердцевину в сторону, острым концом шила выровнять расстояние между витками спирали. С противоположной стороны спираль сжимается двумя пальцами. Конец бумаги приклеивается. Капля может быть тугой, а можно ее распустить, тогда она получится свободной[11].
Можно сделать «листочек» – это изогнутая капля. Для этого нужно просто загнуть уголок капли.
Элемент «ромб» выполняется по тому же принципу, что и листочек, но, сжимая спираль с краев, необходимо сместить края к центру, чтобы получился ромб (Приложение Г).
Элемент «глаз» – основой является свободная спираль, которую нужно одновременно зажать по обеим сторонам, стараясь сохранять симметричность (Приложение Г).
«Полукруг» - не очень тугая спираль, слегка придавливается пальцами, и ей придается форма овала. Затем «острые» части овала нужно прищипнуть и слегка опустите вниз.
«Веточка» - нужно сложить полоску в соотношении примерно 2 к 1 и обе части закручиваем в одну сторону[7] (Приложение Г).
2. Практическая работа.
Изготовление изделия в технике квиллинг «Шкатулочка»
Для своей творческой работы я выбрала сложное, но очень красивое изделие – «Шкатулочка». Это не просто красивое изделие в технике квиллинг, но и имеющее практическое применение. Шкатулочку можно использовать для хранения заколочек, украшений и всяких красивых вещиц. Несмотря на то, что она сделана из бумаги, она достаточно крепкая, чтобы можно было ее использовать.
2.1. Материалы и инструменты
Для изготовления изделия «Шкатулочка» нам потребовались полоски из разноцветной бумаги шириной 8 мм (для основы шкатулочки) и шириной 5 мм (для украшения крышки). Для того чтобы дно шкатулки было более крепким я «поставила» ее на основу из тонкого оргстекла обклеенным фетром. Для декора понадобились тычинки и бусины.
Основной инструмент для скручивания спиралей – стержень с раздвоенным концом. Для склеивания основных элементов использовался клей ПВА. Для крепления спиралей использовались иголочки.
2.2. Этапы выполнения работы
Этапы моей работы «Шкатулочка», а также ее результат представлены в Приложении Д.
1 этап – скручивание спиралей и сбор дна шкатулки. Для этого потребовалось скрутить 42 маленьких спиралей и 1 большую, размещенную в центре дна шкатулки. Чтобы дно было более крепким, спирали крепились на тонкое оргстекло, обклеенное фетром красного цвета. Сложность этого этапа работы заключалась в правильном расчете количества спиралей и определения интервала их размещения с целью создания дна в форме круга.
2 этап – скручивание спиралей трех цветов (красные, желтые, сиреневые) и возведение стен шкатулочки с узором. Для того чтобы обеспечить объемную форму шкатулки в центр была размещена железная банка, по краям которой на небольшом расстоянии друг от друга выкладывались спирали. Спирали были выложены в восемь рядов в шахматном порядке. Скреплялись они между собой с помощью клея ПВА.
3 этап – скручивание спиралей и сбор крышки шкатулки. Крышка для шкатулки собиралась по тому же принципу, что и дно.
4 этап – украшение крышки шкатулочки. Для украшения понадобились разные элементы в технике квиллинг – капля, листик, изогнутая капля, завиток. Для украшения также использовались бусины и тычинки.
5 этап – соединение шкатулочки и крышки для нее. Изделие готово!
3. Исследование
С целью выявления информированности ребят о квиллинге, как одном из видов декоративно-прикладного искусства и желании с ним ознакомиться было проведено анкетирование учащихся 3 «Г» класса. В анкетировании приняли участие 25 человек (Приложение Е).
3.1. Результаты исследования
Результаты проведенного опроса показали, что:
1) ребята слабо осведомлены, что есть такой вид декоративно-прикладного творчества как квиллинг, несмотря на то, что 92% опрошенных ребят часто выполняют поделки из бумаги;
2) половина ребят думают, что работать с бумагой в технике квиллинг сложно, но в то же время, по их мнению, это занятие оказывает положительное влияние на развитие детей (72%);
3) почти все мои одноклассники (92%) выразили желание поработать в технике «квиллинг» (Приложение 7).
Заключение
Изучив литературу по технике «квиллинг», обобщив полученные знания и выполнив изделие «Шкатулочка» я сделала следующие выводы:
квиллинг – это красивейший вид декоративно-прикладного творчества, занятия которым не требует каких-то особых приспособлений и затрат;
занятия квиллингом оказывает положительное влияние на развитие детей - развивает фантазию, способствует формированию таких качеств как внимание, аккуратность, усидчивость, развивает абстрактное мышление и вычислительные навыки;
в то же время занятие квиллингом является творческим отдыхом, позволяет расслабиться и получить эстетическое удовольствие;
кропотливая работа кончиками пальцев рук в технике «квиллинг» развивает мелкую моторику и стимулирует развитие умственных способностей;
изделия, выполненные в технике квиллинг – это не просто красивейшие работы, которыми можно восхищаться, они имеют еще и практическое применение – это могут быть шкатулки, вазы, заколки, корзины, декор мебели и др.
Проведенная мной практическая работа полностью подтверждает сделанные выводы. За время занятий квиллингом последние два года, и выполняя изделие «Шкатулочка» я получила огромное удовольствие, стала более аккуратной и внимательной, научилась быть терпеливой.
Проведенное исследование позволило выявить низкий уровень информированности о квиллинге, но в то же время показало желание ребят заниматься этим видом декоративно-прикладного творчества.
Таким образом, цель работы можно считать достигнутой, гипотезу - доказанной. В дальнейшем я хотела бы продолжить начатое исследование, а также занятия в технике квиллинг, выполнить более сложные изделия и постигнуть новые возможности этого вида декоративно-прикладного творчества.
Список использованной литературы
1. История квиллинга. История техники "квиллинг" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/article/202512/istoriya-kvillinga-istoriya-tehniki-kvilling
2. Квиллинг. История происхождения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chudo-udo.info/rukodelie/kvilling-svoimi-rukami/3234-kvilling-istoriya-proiskhozhdeniya.
3. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – 1, 2, 3. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 48 с., 64 с., 48 с.
4. Новикова И.В. Бумажные поделки в детском саду. Квиллинг. Удивительные вещи – своими руками. М., 2012 – 112 с.
5. Быстрицкая А.И. Бумажная филигрань. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 127с
6. Джоунс Фиона. Декоративная бумага: 25 оригинальных изделий / Пер. с англ. – М.: АРТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 80 с.
7. Программа дополнительного образования: «Квиллинг. Шаг вперед» / Под ред. С. Букиной, М. Букина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011 – 125 с.
8. Крейн Д.Б. Фантазии из бумажных лент: миниатюрный квиллинг. М.: Контэнт, 2011. – 43 с.
9. Аппликации в технике квиллинг: идеи для начинающих [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lady-i.ru/applikacii-v-texnike-kvilling
10. Лихоманова А. Квиллинг — мастерство бумагокручения. Мастер-классы для Начинающих. Пошагово [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://modernplace.ru/kvilling-dlya-nachinayushhih/
11. Основные формы в квиллинге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/mirinba/post266247788/
12. Квиллинг для начинающих [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-sergevna-chaplygina/metodicheskaja-razrabotka-po-osnovam-tehniki-bumagokruchenija-kvilingu.html
13. Квиллинг. История возникновения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tvorim-sami.ru/520-kvilling-istoriya-vozniknoveniya.html
Приложение
Приложение А. Старинная икона, украшенная квиллингом |
Приложение Б. Старинная шкатулка в технике «квиллинг» |
Приложение В. Квиллинг. Бродская Ю. |
|
Приложение Г.
Приложение 5.
Основные этапы изготовления изделия «Шкатулочка»
1 этап – скручивание спиралей и сбор дна шкатулочки
2 этап – скручиваем 86 спиралей и собираем стенки шкатулки. Спирали трех цветов: красный, желтый и фиолетовый. Собираем рисунок.
3 этап – скручиваем красные спирали для крышки, собираем крышку.
4 этап – крышку собрали, начинаем ее украшать разными элементами (капля, листик, изогнутая капля, завиток и др.). Также для украшения понадобились бусины двух цветов – белые и красные.
5 этап – изделие «Шкатулочка» готово!
Приложение 6
Анкета для опроса
Знаете ли вы, что такое квиллинг?
А) да;
Б) нет;
В) что-то про это слышал
Как вы думаете, сложно ли выполнять работы в технике квиллинг?
А) сложно;
Б) не очень сложно, при желании можно научиться;
В) ничего про это не знаю
Известно ли Вам, что квиллинг оказывает положительное влияние на развитие детей?
А) да;
Б) нет;
В) что-то про это слышал
Часто ли вы делаете поделки из бумаги?
А) да;
Б) у меня не получается;
В) мне не нравится делать поделки из бумаги
Хотели бы вы попробовать скручивать полоски бумаги и составлять из них разные узоры?
А) да;
Б) нет, мне это не интересно;
В) не знаю
Приложение 7.
Результаты опроса
1. Знаете ли вы, что такое квиллинг?
А) да – 9 чел.
Б) нет – 11 чел.
В) что-то про это слышал – 5 чел.
2. Как вы думаете, сложно ли выполнять работы в технике квиллинг?
А) сложно – 11 чел.
Б) не очень сложно, при желании можно научиться – 12 чел.
В) ничего про это не знаю – 2 чел.
3. Известно ли Вам, что квиллинг оказывает положительное влияние на развитие детей?
А) да – 18 чел.
Б) нет – 6 чел.
В) что-то про это слышал – 1 чел.
4. Как вы думаете, сложно ли выполнять работы в технике квиллинг?
А) сложно – 11 чел.
Б) не очень сложно, при желании можно научиться – 12 чел.
В) ничего про это не знаю – 2 чел.
5. Известно ли Вам, что квиллинг оказывает положительное влияние на развитие детей?
А) да – 18 чел.
Б) нет – 6 чел.
В) что-то про это слышал – 1 чел.