Введение
Все дети с младшего возраста знают, что такое пластилин. Из него лепят абсолютно все, от простейших шариков, до человечков и зверушек. Я тоже много с ним занимаюсь не только в школе, но и дома. Пластилин используют и взрослые. Мне стало интересно чем же привлекает пластилин и детей, и взрослых. Поэтому я решила изучить свойства пластилина более серьезно. Особое внимание решила уделить не только прямому назначению пластилина, а его дополнительным скрытым свойствам. Ведь часто говорят, что работа руками развивает мозг.
Гипотеза: пластилин можно использовать в школе не только для лепки.
Цель: показать дополнительные свойства пластилина, которые можно использовать в начальной школе.
Задачи работы:
Выяснить какой пластилин бывает;
Выяснить, как сейчас используется пластилин в начальной школе;
Показать, как можно использовать пластилин в начально школе.
Методы исследования, используемые в работе:
Наблюдение,
Сбор данных,
Анализ,
Практический опыт.
Основная часть:
Использование пластилина в школе
Каким бывает пластилин?
Пластилин - это материал для лепки, продукт промышленной переработки нефти с искусственными красителями [1].
Пластилин изобрели в 1880 году и первоначально он имел только один цвет – серый. С ростом популярности начали выпускать пластилин в четырех цветах [2]. Первоначально пластилин изготавливался из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию [3].
Сейчас пластилин можно купить во многих магазинах и их много разных. Пластилин можно разделить по свойствам:
многоразовый или засыхающий,
смешивающийся или постоянного цвета,
однородный или с добавками,
съедобный или не съедобный,
простой или с дополнительными свойства.
Упаковка пластилина тоже бывает разной:
герметичная или открытая,
несколько цветов (6, 8, 10, …) или монотонный,
только пластилин или с дополнительным инструментом (стек, доска, …).
Производят пластилин как в России, так и за границей. Наиболее известные: Луч, Гамма, BRAUBERG, Jovi.
Разнообразие пластилина представлено в Приложении рисунок 1.
Свойства пластилина определяют его применение:
широкого назначения,
для детей младшего возраста с участием взрослых,
профессиональный.
Использование пластилина в начальной школе (2-3 класс)
При использовании пластилина в школе надо помнить, что дети на уроках выполняют задания самостоятельно, в том числе и на уроках технологии. Помощь учителя на уроке технологии консультативно-разъяснительная, а не совместная деятельность с каждым учеником. К этому ребенок должен быть готов. И задача родителей обеспечить ребенка наиболее удобными для уроков технологии материалами и инструментами, в том числе и пластилином.
Лучше всего, чтобы у всех учеников класса был пластилин одного производителя с одинаковым количеством цветов.
Для организации рабочего места для работы с пластилином в школе у каждого ученика должна быть доска или жесткая клеенка. А также инструмент – стек (пластиковый короткий ножик). Для более старших классов можно дополнительно использовать трубочки, палочки, проволоку.
Так как после работы с пластилином руки обязательно необходимо мыть с мылом, то в школе должна быть обеспечена такая возможность.
Наличие одинакового пластилина и инструмента для работы позволит каждому ученику добиться наилучшего результата по заданию учителя, так как учителю не придется проверять и учитывать подготовку рабочего места каждого ученика.
Памятка для родителей представлена в Приложении рисунок 2.
1.3. Деление и смешивание с пластилином
В школе кроме уроков технологии есть и урок математики, на котором изучают деление. Для наглядного представления процесса деления можно использовать пластилин.
Для этого можно провести урок.
Материалы для урока:
- пластилин трех цветов: синий, красный, желтый,
- стек,
- линейка.
Цель урока: научить делать равные части разных цветов и получать новый цвет из имеющихся.
Задание первое: от каждого бруска пластилина получить 5-7 одинаковых частей.
Ход выполнения:
Сначала от каждого бруска отрезать значительный кусок и скатать жгут. Жгуты каждого цвета могут быть разной длины, но должны быть одинаковой толщины.
Приложить все жгуты к краю линейки к 0 и на всех трех жгутах стеком сделать отметки через каждый сантиметр.
Разделить жгуты и по отметкам стеком нарезать каждый на одинаковые кусочки. Последняя часть будет неодинаковая, ее отложить и дальше не использовать.
Результат первого задания: получены одинаковые части одинаковое количество частей трех разных цветов.
Задание второе: получить три новых цвета, используя результат первого задания.
Ход выполнения:
Написать или показать ученикам схему сколько каких цветов брать для получения нового цвета:
2 синих + 3 желтых = зеленый,
4 желтых + 1 красный = оранжевый,
2 синих+ 3 красных = фиолетовый.
Взять необходимое количество частей пластилина нужных цветов для первого нового цвета и аккуратно смешывать до получения однородного нового цвета.
Аналогично повторить для второго и третьего новых цветов.
Результат второго задания: получены кусочки пластилина трех новых цветов.
Инструкция для проведения первого урока записана как видеоурок, кадр представлен в Приложении рисунок 3.
1.4. Командообразование при работе с пластилином
Каждый класс - это группа учеников. Для более эффективной учебы необходимо выстраивать дружеские отношения между учениками и формировать групповое мышление.
Для повышения уровня вовлеченности учеников в учебный процесс необходимо менять привычный режим проведения урока. Наиболее легко это можно делать на уроке технологии.
Для этого можно провести урок в игровой соревновательной форме.
Материалы для урока:
- пластилин любых цветов,
- стек,
- листы бумаги с черно-белой картинкой (одинаковой сложности).
Цель урока: разукрасить картинку пластилиновыми шариками.
Ход выполнения:
Сначала разделить учеников в классе на несколько команд (не более 7). Каждая команда выбирает капитана, который будет получать задание и сдавать результат.
Капитан каждой команды выбирает себе один лист с черно-белой картинкой.
Задание командам: разукрасить картинку шариками из пластилина, кто быстрее. Шарики должны быть одинакового размера и круглой формы (отклонения допускаются, в зависимости от подготовки учеников).
Результат задания: побеждает команда, у которой количество пластилиновых шариков будет больше, и они будут более ровные. Если претендентов несколько, то решающую роль имеет время сдачи результата.
Инструкция для проведения второго урока записана как видеоурок, кадр представлен в Приложении рисунок 4.
1.5. Результаты
В ходе первого урока важна аккуратность и усидчивость, как обычно при работе с пластилином. Кроме этих навыков, на физическом уровне ученики осознают, как от целого отделить часть, затем несколько частей и потом, как из нескольких частей получить одно целое. При этом свойство пластилина - цвет в начале урока и в конце изменился только усилиями самих учеников.
В ходе второго урока важно помочь командам организовать взаимодействие и наиболее эффективно распределить задания. Например, кто-то режет кусочки одинакового размера, следующий катает шарики из готовых кусочков и следующий заполняет картинку готовыми шариками. Такой урок можно проводить периодически, усложняя условия и меняя составы команд и капитанов. При этом обязательно, после определения команды-победителя, необходимо разобрать как у них было организовано выполнение и что помогло им стать победителем.
Таким образом, используя простой и доступный материал (пластилин) в игровой форме можно развивать дополнительные навыки и умения учеников.
Заключение
В результате работы были выполнены все поставленные задачи и достигнута цель.
При выполнении работы был изучен пластилин разных производителей и подготовлены видеоуроки по использованию пластилина в школе для дополнительного развития учеников.
Основной вывод по работе:
Пластилин, не только привычный материал для лепки, но и инструмент для развития дополнительных навыков и умений учеников.
Если мои видеоуроки помогут учителям на уроках технологии, то планирую и дальше заниматься данным направлением.
Список литературы
Пластилин. [Электронный ресурс]: Большой энциклопедический словарь – [сайт]. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/235386
История пластилина [Электронный ресурс]: статья – 2017 – [сайт]. – Режим доступа: https://lepka-iz-plastilina.ru/istoriya-plastilina
Пластилин. [Электронный ресурс]: Википендия. Свободная энциклопедия – [сайт]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki -.
П
I
риложение А
Рисунок 1. – Пластилин в магазине
Рисунок 2. – Памятка родителям
Рисунок 3. – Из урока первого
III
Рисунок 4. – Из урока второго