Личное самоопределение – один из самых сложных этапов нашей жизни, зависящий от личных качеств и способностей. В течение всей жизни, в каждом из нас формируется тяга к различным направлениям, будь то искусство, физика, театральное мастерство или же музыка. Но как понять, что из этого огромного количества вещей действительно по душе человеку? Самый верный способ – метод проб и ошибок. Мы изучаем, исследуем новое, пытаемся понять, что же получатся у нас лучше всего и что приносит удовольствие. Позже, на основе этого, стараемся выстроить свой план предполагаемого будущего, ведь зачастую, те таланты, что мы открыли в детстве, становятся основой и маяков для дальнейшего развития, как личностного, так и профессионального.
В условиях растущей безработицы и увеличения процента высококвалифицированных специалистов, умение показать себя как «ценный товар» это огромный плюс соискателя, ведь рынок труда в любом случае является рынком. Перечень творческий профессий велик и многообразен: различные виды дизайна, оформление интерьеров и одежды, мультипликация, искусствоведение, декорирование, архитектура. Можно без затруднений найти профессию соответствующую твоим интересам и навыкам, но стоит учитывать, что успешное построение карьеры и достижение высоких результатов, будет зависеть лишь от самого человека и его усердия.
Со временем может появиться ещё одна проблема. Она касается почти каждого человека, глубоко ушедшего в свою сферу деятельности, и на самом деле её можно описать простым вопросом. Насколько велик мой профессиональный навык? Это именно та часть нашей деятельности, которую проверить можно лишь на практике. Именно над этим вопросом я задумалась в процессе создания своего проекта. Насколько велики мои творческие способности? Возможно форматы А4 и А3 не дают в полной мере раскрыть потенциал и стоит попробовать что то большее? Таким путем я пришла к идее оформления классной стены. Эта идея не только послужила хорошей идеей для исследования, но и позволила внести свою лепту в фонд школы и украсить кабинет классного руководителя.
Проблема профессионального самоопределения затрагивает каждого человека без исключения, именно поэтому данная тема является актуальной.
Цель: выявление творческих способностей для выбора будущей профессии через прохождение профессиональных проб.
Задачи:
Изучить и проанализировать теоретический и практический материал на данную тему;
Систематизировать полученную информацию;
Выявить индивидуальные характеристикичерез прохождения онлайн -тестирования;
Принять участие в профессиональных творческих пробах и проанализировать свои результаты.
Продукт проекта: рисунок на стене в школьном кабинете, выполненный в процессе прохождения профессиональных проб.
Гипотеза: могут ли профессиональные пробы и диагностирование личностных характеристик способствовать правильному выбору профессии.
1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Личностные характеристики как фактор выбора профессии
В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие:
Склонности, способности (как психологические механизмы, необходимы для успеха в определенном виде деятельности);
Темперамент;
Характер.
1.Склонности - избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Основой склонностей являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.
2.Способности - это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам.
Кроме способностей ,к индивидуальным психологическим особенностям относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и устойчивы.
3.Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой.
Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других- к практической деятельности ,процессу труда или его результату.
4.Темперамент-Совокупность душевных, психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в поведении
1.2 Выбор профессии по типу темперамента
Тип темперамента значительно влияет на выбор будущей профессии. В современной психологии темперамент определяют как постоянные и устойчивые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания.
Выделяют 4 типа темперамента человека:
Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан.
Флегматик (от греч. «флегма» - слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.
Холерик (от греч. «холе» - красно-желтая желчь) - порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.
Меланхолик (от греч. «мелайн холе» - черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.
Для определения типа темперамента существуют специальные тесты, которые можно легко найти в Интернете. После прохождения одного из таких тестов я получила результат – тип моего темперамента меланхолик (Приложение 1 - Тест на определение темперамента).
Меланхолик. Обладатель богатого внутреннего мира. Внешне спокойный, внутри — бурлящий океан страстей. Раним, мнителен и вдумчив. Имеет великолепный вкус, творческая натура, прекрасное воображение. Склонен испытывать беспричинную грусть и тревогу, но хорошо скрывать свои эмоции и переживания от окружающих. Обладая чувствительной нервной системой, меланхолик тонко воспринимает несовершенство этого мира. Порой прячется за маской наигранного оптимизма или ярко выраженного пессимизма. — отчего трудно сразу определить тип темперамента. Избегает шумные компании, в дружбе весьма избирательн, но отношения глубокие и доверительные. Обладает превосходными умственными способностями — с легкостью осваивает новый материал, но с такой же легкостью способны его и забыть
1.3 Выбор профессии по типу склонностей и способностей
Методика Л.А. Йовайши была создана известным литовским психологом и заслужила очень большую популярность, благодаря своей точности и простоте. Опросник Йовайши помогает выявить склонность к профессиональной деятельности и определить сферу деятельности, наиболее соответствующую вашим предрасположенностям, увлечениям и навыкам. Данная методика Йовайши демонстрирует участнику различные виды профессий по психологическим критериям и его относительность к каждому из типажей. У одних проявляются способности к творческим занятиям или социальной деятельности, другие настроены на спорт или технические науки и т.д. Существует 6 видов склонностей:
1. Склонность к работе с людьми.
Профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием. Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
2. Склонность к исследовательской работе.
Профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений.
3. Склонность к практической деятельности.
Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; обслуживание электронного и механического оборудования; управление транспортом; изготовление изделий.
4. Склонность к эстетическим видам деятельности.
Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью.
5. Склонность к экстремальным видам деятельности.
Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии.
6. Склонность к планово-экономическим видам деятельности.
Профессии, связанные с расчетами и планированием; делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием.
В результате моего тестирования получилось, что больше всего мне подходят профессии творческого и исследовательского характера (Приложение 1- Тест на определение профессиональных склонностей)
По результатам теста, я выяснила, что обладаю высокой склонностью к эстетическим видам деятельности. К ним относятся любые профессии творческого характера, связанные с художественной, музыкальной, изобразительной, актёрской и сценической деятельностью. Предполагается наличие соответствующих талантов: музыкального слуха, умения рисовать, красиво двигаться и пр.
Возможные профессии:
Веб-дизайнер, дизайнер, актёр, режиссер, писатель, ведущий, журналист, художник, фотограф, флорист, скульптор, стилист.
Помимо предрасположенности к эстетическим видам деятельности, тест показал выраженные, но в меньшей форме, склонности к интеллектуальной и исследовательской работе, а так же экстремальным видам деятельности.
1.4 Выбор профессии по типу характера
Одним из факторов ,влияющих на выбор профессии является тип характера. Чтобы узнать свой тип характера я обратилась к интернет - источникам, и узнала, что есть разные методики распределения типов характеров. Современная психология широко приветствует типологию характера, предложенную известным неофрейдистом Карлом Густавом Юнгом. Он предположил, что всех людей можно поделить на определенные типы: внутренне ориентированные (интроверты) и внешне ориентированные (экстраверты). Так появились Экстровертированный и Интровертированный типы характера личности.
Результат теста показал, что мой тип характера интроверт, то есть человек, сосредоточенный на собственном внутреннем мире; психологический характер самоуглублённой личности, для которого характерна склонность к самоанализу и получения энергии из внутреннего мира, эмоций и впечатлений.(приложение 1 - Тест на определение типа характера)
Профессии для интроверта:
программист, писатель, переводчик, художник, корректор, редактор, библиотекарь, статистик, флорист, лаборант и другие профессии, инженер, водитель, бухгалтер, ветеринар
1.5 «5 типов профессий»
На сегодняшний день существует множество различных тестов с помощью которых мы можем определить сферы наших интересов, наши личные и профессиональные особенности, узнать, какой тип профессий лучше выбрать для достижения успеха в будущей карьере.
Для определения своей потенциальной будущей профессии я познакомилась с одним из профориентационных тестов(пройдя несколько тестов я выяснила, что мой тип профессии – человек-художественный образ.)
В основу профориентационного теста по методике Климова была положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда.
Человек– природа. Объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы.
Человек – техника. Это группа профессий, в основе которых лежат отношения. Объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия.
Человек – человек. Объект труда в данной группе профессий - люди, группы, коллективы.
Человек – знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы.
Человек - художественный образ. Объектом труда здесь служат художественные образы, их роли, элементы и особенности.
Из перечисленных выше групп профессий больше всего мне подходят такие типы профессий как: человек - художественный образ и человек – знаковая система. ( Приложение 1 - Тест на определение типа профессий)
Тип профессии «человек-художественный образ»
Основной движущей силой таких людей является их стремление прославиться в будущем, стать успешными, получить всеобщее признание.
Профессиональные навыки будут разниться в зависимости от выбранного направления. Художник должен уметь работать с определенными материалами и техниками рисования, скульптор – владеть основами работы с камнем/глиной, ювелир – уметь справляться со зрительным напряжением и иметь предельную точность, балетный танцор – навыками жестких тренировок и выступления на сцене, музыкант – способностью воспроизводить гармоничные звуки из инструментов и т.д.
Все профессии этой классификации можно разделить на типы относительно способа художественного отображения действительности:
Профессии в сфере изобразительной деятельности.
Профессии в сфере музыкальной деятельности.
Профессии в сфере литературно-художественной деятельности.
Профессии в сфере актерско-сценической деятельности.
Специалисты этого типа могут работать по следующим направлениям:
создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
1.6 Вывод
Во время своей работы я прошла большое количество тестирований направленных на выявление личностных характеристик. Это позволило мне приди к выводу о том, что действительно, творческое направление является перспективным для меня. В результате тестирования и изучения своих результатов, получилось определить личностные особенности, а так же на основе этого, профессии с которыми я хочу связать своё будущее. Для того что бы убедиться в правильности своего выбора и сделанных выводов, я решила провести профессиональные пробы, которые позволят проверить мои навыки в этой области, и опробовать интересующую меня профессию. Объектом личного исследования стала профессия Дизайнер интерьера.
2 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ
2.1 Понятие профессиональная проба
Для определения будущей профессии чаще всего используются тесты, но более верный путь определения будущей профессии – это профессиональная проба.
Профессиональная проба - это профессиональное испытание или профессиональная проверка, которая моделирует элементы конкретного вида профессиональной деятельности. Она способствует более сознательному, более осознанному выбору профессии.
Профессиональная проба помогает "окунуться" в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определится в недостатках. Профессиональная проба, как форма профориентации еще является средством актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности. В процессе профессиональных проб учащиеся знакомятся с психофизиологическими, интеллектуальными и коммуникативными качествами личности, необходимыми для работы по прогнозируемой профессии, приобретают первоначальные профессиональные умения и навыки.
Каждый учащийся может точно сказать подходит ли ему выбранная им его потенциальная будущая профессия или нет.
Цель организации профессиональных проб — создание условий для профессионального самоопределения старшеклассников. Формирование осознанного собственного мнения о выборе профиля обучения и путях получения дальнейшего образования избираемой профессии.
Задачи:
Ознакомление учащихся с профессиями и специальностями, с содержанием и характером труда работников; с требованиями, которые предъявляются к человеку и его профессиональным качествам; формирование допрофессиональных знаний, умений и навыков ;
оказание обучающимся помощи в профессиональном самоопределении;
развитие интереса к конкретной профессиональной деятельности;
практические работы в конкретной профессиональной деятельности.
2.2 Профессия «Дизайнер интерьера».
Общая характеристика профессии:
Дизайнер интерьера создаёт новые проекты гармоничной среды для улучшения условий жизни человека. Занимается внешним и внутренним оформлением помещений, стремясь достигнуть максимальной гармоничности в оформлении для приятного и комфортного пользования.
Обязанности специалиста данной области:
Работа дизайнера интерьеров состоит из нескольких этапов:
получение заказа и осмысление идеи проекта;
разработка общей концепции и анализ существующих подобных проектов;
оптимизация компонентов проекта и их гармоничное сочетание;
разработка эскиза и согласование его с заказчиком;
изготовление макета, 3-D моделирование;
расчет и разработка чертежей;
воплощение проекта в реальность, его коррекция по желанию заказчика;
подбор и проектирование индивидуальной мебели;
декорирование интерьера по окончании отделочных работ;
текстильный дизайн помещений
Тип профессии по Климову: "Человек-художественный образ", относится к классу творческих (эвристических), т.к. приятие решения в каждой отдельной ситуации требует индивидуального подходачи
Место работы: Специалист может устроиться в дизайн-студию, компанию по обустройству жилых или офисных помещений, либо стать фрилансером.
Преимущества профессии: Высокая востребованность на рынке труда, интересная творческая работа, возможность реализовать свои фантазии и замыслы, постоянная новизна и разнообразие проектов, возможность совершенствоваться и развиваться от проекта к проекту. Как правило, у дизайнеров интерьеров высокая оплата труда, так как к услугам дизайнеров обращаются состоятельные люди.
Важные профессиональные качества дизайнера:
творческие и художественные способности;
развитый эстетический и художественный вкус;
креативность;
цветовое восприятие;
внимание к деталям;
способность к созданию образа по словесному описанию;
абстрактность, ассоциативность и гибкость мышления;
интуитивное мышление;
2.3 Проведение профессиональной пробы
Профессиональными пробами называют проверку собственных возможностей в том или ином направлении. Они позволяют оценить личные качества и примерить себя и профессии кажущейся наиболее перспективной. Но не всегда, что бы проходить профессиональные пробы нужно находить подходящее место работы или курсы. Говоря о профессиональных пробах, можно сказать, что, по сути, ими являются любые испытания или проекты, соответствующие теме и направлению предполагаемой деятельности. Такой первой профессиональной пробой для меня являлось выполнение и создание работ в художественной школе. (Приложение 2) Обучение включало в себя несколько дисциплин, таких как: живопись, рисунок, композиция, скульптура, декоративно-прикладное искусство и история искусств.
Со временем, я стала понимать, что именно творческая сфера привлекает меня больше всего и является наиболее перспективной.
Задумываясь о своём творческом пути и своём будущем, я пришла к выводу, что прежде чем связывать жизнь с этим направлением, стоит проверить собственные навыки. А готова ли я к этому?
Итогом стало проведение пробы профессии - Дизайнера интерьера.
Задачи, поставленные во время прохождения профессиональной пробы:
Изучить теоретический и практический материал на данную тему
Систематизировать полученную информацию;
Найти подходящие варианты оформления;
Разработать и согласовать эскизы;
Подготовить необходимые материалы;
Оформить стену класса;
Изучив необходимый материал, я приступила к практической части:
1. Поиск идеи оформления стены кабинета:
Перед началом работы я провела мониторинг интернет - ресурсов с целью найти подходящую для данной работы идею. В процессе моих поисков я определила несколько вариантов оформления, от которых решила отталкиваться при создании и разработке эскизов. (Приложение 3)
2. Разработка эскизов: мной было составлено несколько вариантов оформления, кардинально отличающихся друг от друга. (Приложение 4) Обсудив их с моим классным руководителем и руководителем по проекту, мы выбрали лучший и подходящий вариант для оформления.
3. Подготовка необходимых материалов и их закупка.
Часть материалов мне предоставила школа.
4.Заключительный этап:
Нанесение эскиза карандашом, поэтапная покраска и окончательное контурирование рисунка. (Приложение 5)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человек, определяясь с профессией, должен в первую очередь смотреть вглубь своего внутреннего мира, чтобы обрести гармонию и соотнести хороший заработок с желанием работать, добиться успеха в какой-либо области. С помощью прохождения тестов на определение темперамента, типа характера, склонностей и способностей к чему-либо, а также с помощью теста, который поможет определить наилучший тип профессии, я смогла найти ту специальность, которая наиболее подходит мне, а проведение профессиональной пробы позволило определиться с профессией наиболее точно. Подобный анализ себя и собственных способностей позволил разобраться в себе, своих возможностях и предпочтениях, достигнуть поставленные в процессе выполнения работы задачи, а так же расставить приоритеты, для составления плана достижения своей цели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.http://do.nkse.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=65:tprsis&catid=15:profor
2.http://zapiskiprofana.ru/temperament-i-professiya/
3.http://www.opentests.ru/generations/teenagers/yourinclinations.html
4.http://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/test/test-na-kharakter/
5.https://www.profguide.ru/test/klimov.html
Приложение 1
тест на определение темперамента
тест на определение профессиональных склонностей
тест на определение типа характера
Тест на определение типа профессий
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5