Чудесная соль

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чудесная соль

Кондрашенко Л.Б. 1Пахомова В.А. 1
1МАОУ "Агинская средняя общеобразовательная школа №4"
Кондрашенко Л.Б. 1
1МАОУ "Агинская средняя общеобразовательная школа №4"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Я выбрала соль. Соль есть на каждом столе, в каждом доме.Поваренная соль - единственный минерал, который человек употребляет в пищу. Она не только улучшает вкус многих блюд, но и полезна и даже необходима для здоровья. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих видов продовольствия удается обойтись. Без соли нет. Это единственный продукт, который нечем заменить, и без которого жизнь невозможна.Что же такого удивительного и необычного в соли?Я решила пополнить знания о ней и попробовать использовать интересный, необычный и недорого стоящий материал в творчестве.Это стало темой моей исследовательской работы «Волшебная соль».

Практическая значимость состоит в том,что опыты и исследования, которые я провела, могут применяться на уроках окружающего мира и технологии, на занятиях внеурочной деятельности и кружках. Они интересны и познавательны.

Гипотеза: я предположила, что соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.

Объект исследования:пищевая поваренная соль.

Предмет исследования: свойства пищевой поваренной соли.

Цель:узнать о свойствах соли. И доказать, что соль –не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества .

Задачи:

исследовать свойства соли опытным путём;

провести опыты с солью, создать творческие работы (аппликации, сувениры,картины);

обобщить материал и сделать выводы;

поделиться полученной информацией с другими.

Экспериментальная работа по изучению свойств соли.

Свойства поваренной пищевой соли

В ходе исследования я решила узнать о свойствах этого вещества, проделав опыты.

Опыт 1. Определение запаха, цвета, вкуса.

В первую очередь, провела опыт на определение запаха. Для этого насыпала соль и понюхала.Посмотрелацвет –белый. Попробовала на вкус- соленая.

Вывод: сольне обладает запахом, белого цвета, соленая.

Опыт №2.Растворимость соли.

Я взяла два стакана с холодной и горячей водой. И положила в каждую из них по одной столовой ложке соли «с горкой».

Вода в обоих стаканах помутнела. Но вот в стакане с горячей водой соль растворилась быстрее, и вода была почти прозрачной. А в стакане с холодной

водой соль упала на дно, сама же вода долго оставалась мутной.Взяла стакан с пресной водой и опустила в него сырое яйцо, яйцо утонуло. В стакане с соленой водой яйцо плавало на поверхности.

Вывод: в горячей воде соль растворяется быстрее. Соль меняет плотность воды.

Опыт 3.Выращивание кристаллов соли.

В стакане с теплой водой размешала соль. Веточку опустила в стакан. Положила веточку сушиться. Через некоторое время веточка побелела. На ее поверхности выросли кристаллики.

Вывод: соль не исчезает, а только растворяется в воде.

Опыт 4.

Взяла пищевой краситель, добавила в соль и размешала. Соль окрасилась. Взяла цветные мелки и потерла соль, соль изменила цвет.

Вывод: соль окрашивается.

Опыт 5.

Насыпала в блюдце соль и сверху придавила ложкой. Соль заскрипела.

Вывод: соль состоит из кристаллов, при нажатии они ломаются и скрипят.

(Приложение 1)

Выводы по исследовательской работе:

Проанализировав, всю полученную информацию, сделала выводы:

Соль не имеет запаха, белого цвета, соленая на вкус, скрипит, обладает свойством растворимости, способность кристаллизоваться и окрашиваться, изменять плотность воды.

Существует несколько видов соли, но при этом они все обладают сходными свойствами.

Соль используется не только как приправа для приготовления пищи.

Использование соли в творчестве.

Меня осенила мысль, что соль можно использовать и в творчестве.В специальной литературе и в интернете нашла технологии изготовления различных поделоки решила организовать творческую мастерскую.

1) Насыпушка из соли.

Поделка из соли стала красивым украшением полочки в шкафу. Для этого мне понадобились:баночки необычной формы, соль пищевая, пищевые красители,цветные мелки, воронка из листа бумаги.
 Ход работы:

1. Тщательно очищаю баночки от всех остатков наклеек и хорошо просушиваю.

2.Окрашиваю соль красителями на листе бумаги путем «смешивания».

3. Окрашиваю соль методом «трения» цветными мелками.
3. Приступаю к декоративному наполнению баночек. Здесь всё зависит от моей фантазии. В баночки, при помощи воронки насыпаю цветную соль слоями.
4. Декорирую крышечки.

Такая красота, сделанная своими руками, может послужить прекрасным украшением вашей квартиры, или стать оригинальным подарком для родственников и друзей. ( Приложение2)

2)Раскрашиваю солью.

Раскрашивать картинку карандашами, красками – дело привычное. Намного интереснее раскрасить ее разноцветной солью. Для этого я покрыла рисунок клеем, на который сыпала соль необходимого цвета. Излишки стряхивала. Это очень увлекательное занятие! Я с удовольствием участвовала в этом творческом процессе!(Приложение 3)

3) Солёное тесто. Для того чтобы сделать соленое тесто, надо взять много соли. Тогда поделка не испортится. Можно лепить поделки из белого теста. Потом высушить и покрасить. А можно тесто разделить на несколько частей и каждую часть сразу покрасить, а потом лепить поделки и сушить. (Приложение № 4)

Рецепт соленого теста:

2 стакана муки

1 стакан соли

примерно 125 мл воды

4)Картины из соленого теста. На доску нанесла рисунок. Из теста слепилафрагменты картины, место под тесто промазывала клеем. Когда все фрагменты приклеила, получилась картина. Доску убрала в сухое место на 3 дня. После высыхания картину можно покрасить. А можно сразу лепить из цветного теста. Можно покрасить красителями, а можно гуашью.

5)  Ваза с зимними ветками. Веточки погрузила в насыщенный раствор поваренной соли (пропорция: 1 литр воды на 1 стакан соли) примерно на 1-2 минуты. После этого веточки аккуратно вынула и быстро охладила. В таком состоянии веточки лежали двое суток. В результате соль на веточках кристаллизовалась, и теперь напоминает белоснежный иней. Веточки поставила в вазу.( Приложение 5)

Заключение.

Проведя опыты, я смогла изучить свойства соли. Использовала соль для выполнения творческих работ. Это интересный материал для детского творчества. Таким образом, я считаю, что гипотеза подтвердилась , так как соль, действительно, обладает волшебными свойствами, она может сделать человека счастливым или хотя бы поднять настроение, если соль рассматривать не только с бытовой, а еще и с эстетической точки зрения и дарить людям картины, аппликации, сувениры, сделанные своими руками из легко доступного материала – соли. Проведя это исследование, я поняла, что, пожалуй, пуд соли мной уже съеден.

Список использованной литературы

Балинская И. «Поваренок», «Домовенок», // Москва, «Олма – пресс», 2009 .

Вартаньян Э.А. «Словарь крылатых выражений»,// Москва ,Астрель АСТ, 2001.

Васильев Ю.Р. «Занимательное природоведение», // Москва, «Омена»,2007.

Журнал «Азбука домоводства», // ООО «ДПК», г. Дзержинск, 2009.

Интернет -ресурсы (видео«Баночки с солью»), «Занимательные опыты на кухне» , «Страна Мастеров. Соль» // http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/1706//

Материалы детской передачи «Спокойной ночи, малыши», //декабрь 2010.

Ожегов С. И. Словарь русского языка . // Москва.: Русский яык, 2014. 797с.

Розе Т.В. «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей», // Москва, ОЛМА Медиа Групп, 2012.

Романовская А.Л. «Поделки из соленого теста», // Минск, «ХАРВЕСТ», 2006.

Рубцова Елена «Фантазии из соленого теста», // ООО «Из-во «Эксмо», 2008 .

Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», // Москва, 2002.

http://www.torakid.com/statyi/a-vy-znayete-chto/vidy-soli//

Приложение 1

Опыт № 1 Опыт № 2Опыт № 2Опыт № 3

Опыт № 4 Опыт № 4 Опыт № 4 Опыт № 5

Приложение 2

Приложение3

Приложение № 4

 

Приложение 5

Просмотров работы: 76