Введение
В Московской области находится городской округ Власиха – центр ракетных войск стратегического назначения. Сердце города – храмовая площадь. Ее украшает храм Преподобного Ильи Муромца и Варвары Великомученицы. Храм является живым памятником всем воинам защитникам России. Стены храма, иконы украшены изображениями святых воинов-заступников земли Русской. Над входом в храм возвышается мозаичное полотно-икона Преподобного Ильи Муромца.
В нижнем храме создан музей Великой Отечественной войны. У входа в музей выставлены макеты костюмов древнерусских воинов, ратников с доспехами. Из натуральных материалов, максимально точно воссозданы костюмы богатырей земли Русской. Доспехи ратников всегда вызывают огромный интерес у ребят, хочется их потрогать и примерить. Украшением доспехов Ильи Муромца является тяжелый кованный меч и старинный щит. Но наибольший интерес у меня вызывает кольчуга, тяжелые, красивые доспехи воина. Как такую тяжесть носили на себе древнерусские воины?
У кольчуги длинная и весьма занимательная история. Будучи украшением и защитой, война, кольчуга, с момента своего появления, заняла особое место среди ратных доспехов. Она тесным образом связана с историей России, русского ратного дела. В определенное историческое время кольчуга была самым необходимым предметом в жизни любого война средневековья. Без кольчуги не обходилось ни одно военное сражение или охранные, оборонительные действия. В столице или в провинции практически в каждой семье хранились воинские доспехи. Да и сейчас во многих музеях мира бережно хранятся древние артефакты истории, доспехи воинов. Кольчуга до нашего времени не утратила своей актуальности. Такая долгая жизнь связана с главной задачей кольчуги – защита человеческого тела от повреждения. Идею кольчуги модифицировали, создали современные средства защиты бронежилет. Для нашего военного городка это хорошо знакомо и актуально.
Актуальность: Традиция изготовления кованных доспехов древнерусских воинов ушла в прошлое. Очень важно передавать традиции из поколения в поколение. Своей работой я хочу пережить историческое погружение в прошлое. Дать вторую жизнь древней реликвии. Мне захотелось создать атмосферу Древней Руси поделиться своим опытом с одноклассниками.
Проблемное поле проекта:
Познакомиться со святыми защитниками Земли Русской. Как создавали кольчугу в Древней Руси? Приложить наши знания на практике и стать полезным окружающим.
Цель: создать фрагмент полотна кольчуги.
Задачи:
-познакомиться с историей появления кольчуги на Руси;
-исследовать материалы изготовления;
-рассмотреть произведения искусства с изображением древнерусских воинов, князей в доспехах;
-составить поэтапный план работы;
-выбрать материалы и инструменты;
-оформить работу.
Методы работы над творческим проектом:
- аналитический, изучение различных источников информации по данной теме;
-практический метод (изготовление и сборка предмета).
Практическая значимость:
Фрагмент полотна кольчуги древнерусского воина создан для демонстрации на общешкольной выставке детского творчества «Александр Невский: Запад и Восток. Историческая память народа». Может использоваться как наглядное пособие при изучении истории Древней Руси, основ православной культуры, изобразительного искусства, музыки и т.д.
Историческая справка
Кольчугу изобрели приблизительно в середине I тысячелетия до н.э. Но нельзя точно сказать, кому принадлежит честь этого изобретения. Этот вид доспеха сплетен из множества металлических колечек, защита представляет собой полотно металлической сетки. Кольчуга имела разные названия, ее называли яцерином, байданой, панцирем. Само слово «кольчуга» появилось намного позже, примерно в XV веке, ранее же ее называли проще – «броня». Были созданы несколько видов кольчуг, например кольчужная рубаха, которая защищала туловище или полный хауберк, который полностью покрывал тело.
В глубокой древности росичи сражались нагими. Об этом упоминается в византийских летописях. Такой внешний вид сражающихся имел не только психологическое воздействие на врага, но и ритуальное значение: наши предки считали, что от смерти прятаться нельзя и нужно встречать ее смело. Уже позже у них появились защитные одежды из хорошо дубленой кожи медведя. По исследованиям историков самые первые кольчуги появились в Иране или Ассирии.
Точное появление кольчуги на Руси проследить не просто, но можно сказать, что в VI-VII веке славяне уже были с ней знакомы, а к VIII веку это снаряжение уже довольно активно использовали. В самой кольчуге тоже можно усмотреть некое ритуальное таинство, ведь она наследует магическую силу железа, да и изготавливают ее из тысяч колец, а кольцо издавна считалось на Руси священным знаком. Можно сказать, что кольчуга для воина была чем-то вроде святости. Древняя Русь была одним из немногих европейских государств, которые располагали таким совершенным боевым оснащением. Уже с IX века это боевое прикрытие начали приобретать себе не только воины, но и многие состоятельные горожане.
Были и такие кольчуги, на кольцах которых встречались различные надписи. Так на кольчуге Бориса Годунова на каждом кольце была выбита надпись: «С нами Бог, кто же на ны». Появление доспеха оказало влияние на военную стратегию того времени. Из воинов, облаченных в кольчугу, начали составлять основное ядро войска. Об этом упоминается в летописи в 1146 году, тогда этих дружинников называли «бренидьецы». Позже, после неоднократных переписываний летописи, незнакомое слово несколько раз изменяли и пришли к названию «бронники». Уже намного позже к кольчужной основе начали в наиболее уязвимых местах дополнительно прикреплять металлические детали. Готовая кольчуга весит около 10 кг., поэтому ее не носили повседневно, а надевали только перед сражением. До этого кольчуги возили ратники с собой или они находились в общем обозе. Иногда даже задерживали начало битвы, давая возможность обоим сторонам надеть эти доспехи. Как и все железные изделия кольчуги ржавели. Для того чтобы их почистись несколько штук помещали в бочку с песком и пускали вниз с высокой горки или прокручивали бочку на специальном механизме, наподобие барабана стиральной машины. Кольчуга после таких действий начинала блестеть и переливаться на солнце каждой своей чешуйкой.
У нас в Московии кольчуги были в ходу даже при Петре Первом. Башкирские лучники использовали этот вид доспехов в дни Отечественной войны 1812 года. В кольчуги, шлемы и стальные налокотники долгое время был одет российский императорский конвой, состоявший из горцев Кавказа.
Кольчуга как доспехи воина встречается на многих картинах российских художников разных времен: «Богатыри. (Три богатыря)» Васнецова; Юрий Пантюхин «Александр Невский» (левая часть триптиха "За землю Русскую"); «Александр Невский» Корин Алексей Михайлович
Центральная часть триптиха «Александр Невский». 1942. Государственная Третьяковская галерея.
Технологический процесс изготовления кольчуги.
2.1 Материалы для изготовления кольчуги.
Умельцу нужно было лишь найти пару килограмм железа, инструмент для создания колец, и, конечно же, терпение, ведь работа предстояла скрупулёзная. Плетение кольчуги из металлических колец требовало сотни часов. Зато такая защита могла служить очень долго, ведь при повреждении полотна кольчуги ее можно было отремонтировать, сделав несколько новых колец.
2.2 Технология изготовления.
Изготовление кольчуги очень трудоемко, она состоит примерно из 30 тысяч металлических переплетенных между собой колец, диаметр которых не превышает 0,8-1,2 см. У представителей богатого сословия кольчуга выделялась переплетением золотых или медных колец. Обычно, колечки сваривались вместе, потом их соединяли с заклепанными кольцами. Самый простой вариант плетения – «4 в 1», здесь одно колечко соединяют с четырьмя соседствующими с ним. Данное плетение не было особо надежным, потому были вариации, такие как «8 в 1», «6 в 1» или 8 в 2». Такой вид соединения улучшал защитные качества.И сваренные и склепанные кольца делал кузнец, используя металлическую проволоку. Мастер ковал прут до примерно необходимого диаметра.
Практическая часть
План практической работы:
Закупка материалов и инструментов;
организация рабочего места;
ознакомление с техникой безопасности при работе с колющими и режущими материалами;
изготовление колец;
соединение колец в единое полотно.
3.2. Работа в мастерской.
Этапы работы над кольчугой.
Для начала работы необходимо правильно выбрать место и инструменты. Во – первых, нужно выбрать удобное, освещенное место, например, стол убрать с него все лишнее. Во - вторых, нужно правильно подобрать необходимые инструменты. В- третьих, нужно правильно их расположить.
Затем нужно взять моток оцинкованной проволоки, стальной прут или отвертку, пассатижи и кусачки. Обязательно нужно положить все на кусок фанеры или плотный картон.
После этого наматываем проволоку на отвертку. В результате получается кольцо, которое откусываем от основного мотка проволоки при помощи кусачек.
Таким способом изготовляем примерно 200- 300 колец.
Далее соединяем кольца между собой при помощи пассатижей в ряд, тем самым у нас получается цепочка из 30 колец.
Приступаем ко второму этапу изготовления. Делаем второй ряд колец, а затем в шахматном порядке, с помощью дополнительных колец и пассатижей соединяем первый ряд со вторым, фиксируя между собой кольца из первого и второго ряда.
Так мы повторяем до получения необходимой длинны и ширины изделия.
В среднем на изготовление полноценной кольчуги уходит до 70 килограммов проволоки и занимает это в среднем от 8 месяцев до года, в зависимости от веса и роста человека.
Стоимость кольчуги доходит до 200 тысяч рублей за готовое изделие.
Заключение
В результате работы над проектом нами был создан фрагмент полотна кольчуги. Поставленная цель достигнута, задачи выполнены.
Работа была представлена на общешкольной выставке детского творчества «Александр Невский: Запад и Восток. Историческая память народа». Вызвала большой интерес со стороны учащихся и преподавателей как наглядное пособие древнерусской истории.
Кольчуга, для русского человека, является своеобразным символом ратного дела, воинского служения. Без кольчуги не обходились в самых жарких баталиях и войнах. В Древней Руси кольчуга стала символом русского богатыря, центральным предметом доспехов, ее стали рассматривать, как часть национальной культурной традиции.
Для меня важно изучать историю своего города, храма, своей страны. История проявляется в деталях!
Список литературы
Викинги: Набеги с севера/ Пер. с англ. Л. Флорентьева. -В43 М.: ТЕРРА, 1996.—168 с. – (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»);
Музей военного костюма
http://museumvk.ru/istoriya-poyavleniya-koljchugi.html
Харламов И. Б. Как это было.
http://samlib.ru/h/harlamow_i_b/2kaketobylo.shtml
Приложение
№1 Выбор материалов и инструментов
№2 Изготовление колец.
№3 Соединение колец.
№4 Оформление готового полотна для выставки.
№5 Готовая работа.
№ 6 «Богатыри. (Три богатыря)» Васнецова, 1898 г.
Юрий Пантюхин. Александр Невски (левая часть триптиха "За землю Русскую")