Сувенирная кукла - оберег в башкирском национальном костюме

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сувенирная кукла - оберег в башкирском национальном костюме

Яхина З.Н. 1
1МБОУ СОШ № 16
Козлова В.В. 1
1МБОУ СОШ № 16

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

 

Чем дальше в будущее входим

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть к новому принадлежим.

Я родилась и живу в республике Башкортостан. Я очень люблю свою Родину  и хочу, чтобы она становилась всё лучше и краше!  Каждый день наша жизнь меняется, меняется и облик  республики. Какой будет она через 10 лет? Кажется, что это очень долго, но время летит незаметно. Я и мои друзья - будущее Башкортостана, и только от нас зависит, каким оно будет.

Сейчас очень много говорят о возрождении традиций. Для кого-то традиции – это мамины сказки на ночь или папино превращение в Деда Мороза тайком на лестнице. Для меня – это и шумная Масленица с душистыми блинами, и вкусная «Воронья каша», ипраздник плуга «Сабантуй»в моей родной деревне.

Я считаю, что культура должна объединять народы Башкортостана. Поэтому нужно возрождать народные обряды и культурные традиции. Вспомните, как раньше бабушки рассказывали сказки и пели детям песни! А ещё они через игрушки, свистульки и куклы, сделанные своими руками, воспитывали детей.

Известно, что кукла для ребенка — это лучший друг. И важно, чтобы этот друг был одет в национальную одежду. В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий и злых духов. Кукла берегла человека, её так и называли: берегиня.

Я хочу вас познакомить с моей куклой, ее зовут Асия. Так звали мою прабабушку. Моя мама рассказывала, что она была большая рукодельница. И могла за вечер сшить себе новое платье или камзол. Именно о своей прабабушке я думала, когда создавала свою куклу. А ещё я постаралась создать национальный костюм для куклы, чтобы его элементы несли функцию оберега.

- 1 -

Я считаю эту тему актуальной, потому что в настоящее время происходит утрачивание у народа обычаев и традиций. Они не подхватываются подрастающим поколением. Со временем может произойти так, что  национальные   костюмы  перестанут создаваться и останутся только в документах и памяти народа. Поэтому в условиях современности необходимо сохранение традиций национального башкирского костюма, как признака самобытности народа и его культуры.

Объектом моего исследования стал женский башкирский национальный костюм племени Юрматы Ишимбайского района РБ.

В моей исследовательской работе я определила следующую цель:

- реконструкция женской башкирской национальной одежды с помощью современных материалов и декоративно-художественных приемов.

Для решения этих целей были поставлены следующие задачи:

- изучение исторического развития женского национального костюма;

- рассмотрение особенностей женского башкирского национального костюма племени Юрматы Ишимбайского района РБ;

- художественное оформление женского башкирского национального костюма;

- создание уменьшенной женской модели одежды на куклу с элементами и декором башкирского национального костюма племени Юрматы Ишимбайского района РБ.

Гипотеза исследования - в условиях современности важно сохранить национальный костюм, как признак самобытности башкирского народа.

Проблема моего исследования состоит в том, чтобы сохранить исчезающие традиции, привлечь общественное внимание к сохранению традиций костюма.

Для решения задач исследования использовались следующие методы:

- знакомство с научной и справочной литературой, информацией в сети Интернет;

- работа с фондами музея истории г. Ишимбая;

- метод социологического опроса;

- наблюдение, сравнение, анализ; - 2 -

- метод моделирования и конструирования.

Практическая ценность моей работы заключается в том, что моё исследование можно использовать на уроках Культуры и истории Башкортостана, на занятиях краеведческого характера, а также для проведения бесед и викторин.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части и практической, заключения, списка использованных источников и приложений.

Основная часть.

Глава 1.

Историческое развитие женского

башкирского национального костюма.

Традиционный костюм - яркий определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, ее покрой характер декора обычно складывались на протяжении многих веков и были обусловлены хозяйственно - бытовым укладом народа, его культурно - историческим развитием. Народный костюм - ценнейший памятник народного творчества. В создании башкирской народной одежды нашли применение разнообразные материалы, использовались почти все известные народу декоративно-художественные приемы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, нашивка из кораллов, бисера и серебра, тиснение по коже. Плоды разносторонней деятельности людей объединены в костюме естественно и гармонично, составляя единое целое. (1)

Основу башкирского женского костюма составляет нательное платье (кулдэк) с оборками, украшенное тканым узором и вышивкой. Оборки, манжеты, защипы на груди появляются на платьях лишь в начале XX столетия.(8) Сохранившиеся старинные платья, находящиеся в коллекции музея, выполнены из беленого холста, украшены тканым узором и вышивкой. Они имеют целый стан, боковые клинья, широкие проймы, большие квадратные ластовицы. Отложной воротник обычно выполнялся из фабричной, более мягкой ткани (сатина, ситца), а нагрудный разрез скреплялся шнурком.

Подол и рукава окаймляют красные полосы браного узора, а красный сатин воротника расшит счетной гладью. Способ сшивания деталей говорит о том, что платье изготовлено не менее полутора веков назад.(7) Туникообразный покрой одежды – самый распространенный в национальном костюме народов края. Самобытность каждого отдельного костюма складывается по мере развития этноса. Об этом свидетельствует и эволюция башкирского женского платья. В процессе его формирования к XVIII в. чуть ниже талии пришивается присборенный ситцевый или сатиновый подол, т. к. узкий домотканый холст не всегда позволял выполнить платье необходимой длины.  Полная замена покупными тканями домашнего холста внесла новые коррективы в покрой. Линия шва, соединяющая юбку и верхнюю часть платья, перемещается на талию, а оборка сохраняется и развивается лишь как декор.(2)

- 4 –

Глава 2.

Особенности женского башкирского национального костюма.

Под платьем носили шаровары (ыштан) традиционного тюркского покроя. На платье надевался камзол, расшитый позументом и серебряными монетами. В юго-западной части территории современного Башкортостана распространились расшитые фартуки (алъяпкыс). Своим появлением фартук обязан выполняемой по хозяйству работе, но постепенно он превращается в нарядный элемент одежды (см. Приложение 1).

     Женский камзол (жилет) с одинаковым приталенным покроем распространен практически по всей местности проживания башкир. Отличалась лишь его отделка и длина (см. Приложение 1). Женщины племени Юрматы Ишимбайского района также носили камзолы.

     В Ишимбайском районе особое место в народном гардеробе башкирских женщин занимали распашные бишмэты (север) и елэны (юг) из однотонного сукна. Обычно они декорировались монетами, аппликацией и позументом.

На более поздних образцах появляются «эполеты». Елэн и бишмэт имеют общие особенности покроя и относятся к тюркским традиционным прямоспинным покроям. (5) Елэн более расклешен по подолу и удлинен почти до щиколоток. (см. Приложение 1)

Головной убор женщин прежде всего подчеркивал ее социальный статус, семейное положение. Девушки до замужества носили круглые шапочки (такыя), шитые колпачки. Пожилые женщины поверх колпака ила стеганой шапочки (тупый) надевали хлопчатобумажный платок (яулык). В зажиточных семьях женщины носили высокие шапки из ценных мехов. Убором молодых женщин служили яркие вышитые покрывала.(см. Приложение 2) На территории нашего района были распространенышлемовидные шапочки с затылочной лопастью (кашмау). Их украшали по шлему коралловой сеткой и подвесками, лопасть расшивалась бисером и раковинами.(3)

- 5 -

Доходящие до бровей подвески на шлеме скрывали половину женского лица, лопасть закрывала роскошные косы.(см. Приложение 1 и 2)

     Одним из значимых элементов костюма женщин были нагрудники, прикрывающие разрез платья. Форма нагрудника в разных местностях не одинаковая от треугольного до округлого, от короткого до длинного, доходящего до бедер. Однако все они служат одной цели: оберегать от проникновения злых духов. (см. Приложение 2) В Ишимбайском районе были распространены такие нагрудники, как Селтэр и Сакал.

Селтэр - нагрудное женское украшение. «Селтэр» означает «кружево», «сетка». Это украшение представляло из себя плетённую из коралловых нитей сетку, которую украшали монетами. «Сакал» – женский нагрудник, имел мягкую полуовальную форму.

Довольно разнообразной была обувь. Сапоги носили и женщины и мужчины. Голенища таких сапог выполнялись из кошмы и пришивались к кожаному башмаку. Пяточки женских и детских сапог расшивались узором. Сапоги для девочек богато украшался аппликацией.(3)

     Народный костюм — ценнейший памятник народного творчества. В единый художественный ансамбль национальной одежды включалось искусство кроя, узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи, металла и многое другое.

- 6 –

Глава 3.

Традиционные цвета в башкирском костюме.

Язык костюма, наряду с устной речью, расширял диапазон знаний и представлений общества и служил для передачи информации следующим поколениям. В традиционном народном костюме, как в символико-знаковой системе, записан ценностно отобранный опыт жизнедеятельности множества людей и поколений.

Традиционными цветами, использующимися в башкирской национальной одежде, являются природные - красные, жёлтые, зеленые.

Костюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в сочетании с зелёным и желтым, реже использовался синий цвет.(9) В старинной белой одежде красной была отделка – вышивка или аппликация. Для верхней одежды, особенно пожилых, употреблялись чёрные ткани.

Красный цвет символизировал тепло, огонь, кровь. Активный красный цвет защищал хозяина от злых сил и дурного глаза, башкиры использовали массивные нагрудные и шейные украшения из красных кораллов, все края одежды: разрезы, застежки, низ изделия, низ рукава - "входы" - защищались или орнаментом, или вышивкой красными нитками. Радостное восприятие человеческой жизни выражается в мажорных цветовых сочетаниях материалов с использованием оттенков красного цвета. В башкирских вышивках преобладает вышивка красными нитками по белому холсту. Красный и белый были предпочтительны в одежде молодых девушек и мужчин, обязательны в костюме жениха и невесты. Красное свадебное платье невесты символизировало солнце и огонь, дарующие благополучие и плодородие, надежду на светлое будущее.

Желтый цвет символизировал цвет Солнца, яичного желтка, цвет возрождения жизни и богатства осени.

- 7 -

Но это цвет и чрезмерного Солнца, выжженной степи, поэтому к различным оттенкам желтого цвета было двоякое отношение. Желтые золотые украшения не могли защитить хозяина, наоборот, они могли ему навредить, если их много. Желтый огонь очага согреет и позволит приготовить пищу - желтый огонь пожара может уничтожить всё.

Зеленый цвет оказывает благоприятное воздействие на организм человека, нормализует кровяное давление. Недаром в цветовой символике башкир зеленый цвет занимает особое место. Зеленый цвет - это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы, в древности лица умерших красили в зеленый цвет, чтобы они возродились вновь, как трава весной. (4)

Традиционными цветами, использующимися в башкирской национальной одежде женщин племени Юрматы Ишимбайского района, являлись - красный, темно - жёлтый, зеленый, коричневый, синий.

- 8 -

Глава 4.

Традиционные украшения в башкирском костюме.

Традиционно башкирский народ отдавал предпочтение серебряным украшениям, нежели золотым, с желтым оттенком. Этому способствовало еще и то, что золото без примесей - мягкий материал, и на нем быстро появляются царапины.(10) Его считали разновидностью меди, и народы региона предпочитали серебро, даже не подозревая о лечебных свойствах ионов серебра. Считали, серебро имеет божественное происхождение, а золото - дьявольское.

Башкирский орнамент включал в себя знаки – обереги, с помощью которых человек стремился оградить себя от злых духов. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде: край одежды, края рукавов, разрезы, подол, вырез, застёжки. (см. Приложение 1) Шумящие подвески также использовались для отпугивания злых духов.

В украшении костюма использовались кораллы, бусины, цветное стекло и полудрагоценные камни в оправе, раковины, перламутровые пуговицы, серебряные кружки и монеты.

В основе этой традиции лежали древние представления людей, согласно которым кораллам, сердолику, бирюзе, перламутру, звону серебра приписывалась особая очистительная, отгоняющая злых духов сила.

Из кораллов, бусин, монет, раковин башкирские мастерицы делали ожерелья, нагрудные и наспинные украшения, косоплётки.

В Ишимбайском районе были распространены такие нагрудники, как Селтэр и Сакал. Селтэр – нагрудное женское украшение. «Селтэр» означает «кружево», «сетка». Это украшение представляло из себя плетённую из коралловых нитей сетку, которую украшали монетами. «Сакал» – женский нагрудник, имел мягкую полуовальную форму. (см. Приложение 2).

- 9 –

Для населения горной и зауральской Башкирии была характерна нарядная верхняя одежда, обшитая цветным сукном и позументом. Шерстью и шелком выполнялись на ней узоры — «солнца», роговидные мотивы, треугольники-амулеты. В декоре использовались кораллы, бисер, перламутровые кружки, серебряные подвески. Красочны были праздничные белые чекмени. Костюм дополнял удлиненный коралловый нагрудник «селтэр». Колоритным женским убором был шлемообразный «кашмау».

В юго-западной части Башкирии верхняя женская одежда в углах подола и на спинке украшалась обильно монетами. На полуовальный нагрудник «Сакал» нашивали разнообразные серебряные бляхи, сердолик, бубенчики.

     Украшения женщин (различного рода серьги, браслеты, перстни, накосники – чулпа, застежки) изготавливались из серебра, кораллов, бисера, монет. Бирюза, сердолик, кораллы играли роль амулетов. (6)

- 10 -

Практическая часть работы.

На подготовительном этапе практической части работы я провела социологический опрос среди учащихся 4 классов и учителей СОШ № 16. В опросе участвовали 100 человек. Они отвечали на три вопроса:

Актуален ли народный костюм в наши дни?

Необходимо ли сохранение традиций национального башкирского костюма, как признака самобытности народа и его культуры?

Как вы сохраняете традиции и как используете их в современной жизни?

Результаты опроса: положительный ответ по первому вопросу – дали 74% опрошенных, по второму вопросу – 86% (см. Приложение 3).

По третьему вопросу были даны следующие ответы: посещение богослужений в храмах, организация и проведение семейных праздников, обедов по выходным с приглашением гостей, участие в районных и республиканских праздниках (Сабантуй), посещение творческих выставок, концертов.

Это подтвердило гипотезу моего исследования – в условиях современности важно сохранить национальный костюм, как признак самобытности башкирского народа.

Изучив историю женского башкирского национального костюма племени Юрматы на территории Ишимбайского района, я вместе с учителем составила Таблицу «Основные черты башкирского народного костюма» (см. Приложение 4).

Мы решили сшить башкирский национальный костюм женщины племени Юрматы, состоящий из платья, камзола, расшитого позументом и серебряными монетами, полуовального нагрудника «Сакал», кашмау и шапки из меха лисы.

С учителем мы подобрали материалы для работы (см. Приложение 5).

- 11 –

При помощи моих родных и близких я изготовила безликую куклу из соломки и шерстяных ниток. Куклу решили сделать безликой, чтобы не отвлекать внимание от костюма. Для этого в конце сентября мы собрали на пшеничном поле солому. Материал перебрали и высушили. Перед началом работы солому распарили и вымочили в горячей воде, чтобы она стала мягкой и пластичной. Перетяжки выполнили нитками белого цвета. Для придания устойчивости и пышности юбке, насадили основу из соломы на специально подготовленный подъюбник из картона в виде конуса. Из шерстяных ниток мы выполнили волосы и руки кукле (см. Приложение 6).

Далее с учителем мы разработали Технологическую карту изготовления костюма (см. Приложение 7).

Также учитель по технологии помог мне построить выкройки платья, камзола и шапки на куклу из соломки (см. Приложение 8).

На основе их я сшила миниатюрный наряд на куклу. Затем я украсила его декоративными элементами и декором в стиле башкирского национального костюма.

Обработала низ рукавов и платья бейкой красного цвета и узкой жёлтой атласной лентой. По краю камзола пришила тесьму серебристого цвета, украсила его монетками. Считалось, что звон серебряных монет отгоняет дурные силы, и поэтому башкирские женщины обильно украшали одежду, украшения и головные уборы монетами разного достоинства.

Рукава камзола я отделала мехом лисы. Нагрудник «Хакал» и кашмау мы вместе с сестрой расшили пайетками и красным бисером. Я выбрала для работы красный бисер, так как он похож на кораллы, которыми девушки башкирки украшали нагрудники и головные уборы.

.

- 12 –

IV. Выводы о проделанной работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что я добилась своей цели: используя современные ткани и отделочные материалы, создала миниатюрный костюм женщины племени Юрматы Ишимбайского района с элементами и декором башкирского национального костюма.

По сшитому мной костюму можно ещё рассказать о социальном статусе и семейном положении башкирской женщины. Т.к. одежда сшита из бархата и шёлка, расшита монетами и кораллами, украшена мехом - можно сказать, что она из состоятельной семьи. Раз у неё 2 косы, кашмау и нагрудник, значит это замужняя женщина. Нагрудники и кашмау носили женщины после свадьбы.

Изготовленную мной куклу в традиционном женском башкирском национальном костюме можно рассмотреть в Приложении 9.

По завершении работы я рассчитала экономическую ценность полученного изделия. Она составила 161 рубль (см. Приложение 10).

V. Заключение и перспектива будущего данной работы.

Работая над проектом, я постаралась выполнить поставленные передо мной творческие задачи, освоила основные приемы изготовления и оформления костюма. Выполнила все элементы творческой работы – подборка тканей, материалов, выражение художественного образа. Такая работа требует определенной мыслительной деятельности, художественного вкуса, умения анализировать.

Вся работа базировалась на изучении башкирского народного искусства, интересе к его истории и традициям. Для успешного выполнения мне пришлось освоить основы общей и специальной композиции при создании модели костюма, прием разработки выкроек, оформления.

- 13 -

Проведя исследование, я убедилась в том, что в любом костюме должны проявляться народные и национальные черты - это делает его роднее, ближе, дороже. Поэтому современным людям так важно знать истоки и традиции своей культуры.

Информацией, полученной в ходе исследования, я обязательно поделюсь со своими сверстниками. Моё исследование можно использовать на уроках Культуры и истории Башкортостана, на занятиях краеведческого характера, а также для проведения бесед или викторин.

Выполнив данную работу в виде куклы, мне хотелось бы создать данный наряд в натуральную величину, то есть создать костюм который мог бы пригодиться для выступления на сцене или демонстрации на подиуме. Также мне хотелось бы сшить и украсить женский головной убор «кашмау» в натуральную величину.

Именно эту куклу я хочу подарить своей подружке из Москвы в качестве сувенира. Моя Асия, одетая в башкирский национальный костюм, будет оберегать её от всевозможных опасностей, поможет показать красоту и уникальность башкирского костюма. А может, и расскажет ей, что есть на просторах нашей большой России моя любимая родина - мой Башкортостан!

Моя кукла – оберег с башкирским национальным колоритом, она соединяет прочной нитью прошлое и настоящее. А значит, будет жить народная традиция! Разве вы со мной не согласны?

- 14 -

VI. Список использованной литературы:

Галин С.А. «Культура Башкортостана».

Кузбеков Ф.Т. «Национальный костюм башкир».

Кузбекова Р.А. «Головные уборы и обувь башкир».

Колбина А.В. «Башкирская мозаика».

Масленникова Т.А. «Башкирский костюм».

Шитова С.Н. «Декоративное творчество башкирского народа».

http://lib.a-grande.ru/kostum.php - Костюмы народов Башкортостана.

http://www.pandia.ru/text/77/113/135.php - Башкирская национальная культура: генезис и этапы развития.

http://www.homay.ru/traditions/4/35.html - Традиции и обряды народов Башкортостана.

http://evrazia.org/text/34 - Язык традиционного костюма Башкир.

- 15 –

Приложение 1.

Особенности женского башкирского костюма.

Виды башкирских камзолов (жилетов).

Фартук – алъяпкыс.

Элен из однотонного сукна и головной убор «кашмау».

Приложение 2.

Особенности женского башкирского костюма.

Женский нагрудник «Сакал»

Женский нагрудник «Селтэр»

Приложение 3.

Результаты проведённого социологического опроса.

Количество опрашиваемых:

100 человек (учащиеся 4 классов и учителя МБОУ СОШ №16).

Первый вопрос: Актуален ли народный костюм в наши дни?

«Да» – 74 чел. «Нет» – 19 чел. «Не знаю» – 7 чел.

В торой вопрос: Необходимо ли сохранение традиций национального башкирского костюма, как признака самобытности народа и его культуры?

«Да» – 86 чел. «Нет» – 8 чел. «Не знаю» – 6 чел.

Третий вопрос: Как вы сохраняете традиции и как используете их в современной жизни?

По нему были даны следующие ответы: посещение богослужений в храмах, организация и проведение семейных праздников, обедов по выходным с приглашением гостей, участие в районных и республиканских праздниках (Сабантуй), посещение творческих выставок, концертов.

Приложение 4.

Таблица

«Основные черты башкирского народного костюма женщин племени Юрматы Ишимбайского района»

 

Особенности костюма

1

Типичные черты костюма

1.Многослойность, многосоставность одежды.

2. Максимальная длина.

3.Расширенный (расклешённый) книзу силуэт изделия.

2

Особенности кроя

1.Туникообразный (без швов в плечах).

2.Прямоспинный покрой верхней одежды.

3. Свободнопадающие линии.

3

Цвет

Красный, темно-жёлтый, зелёный, синий, коричневый.

4

Декоративно-художественные приёмы

1.Узорное ткачество, вышивка (тамбурным швом и гладью), аппликация, ювелирное мастерство, нашивка из кораллов и бисера, тиснение по коже.

2. Оформление узором краёв одежды, рукавов, разреза платья.

5

Украшения

1. Нагрудники – сакал, селтэр.

2. Серьги, браслеты, накосники, застёжки изготавливались из серебра, кораллов, бисера, монет.

Приложение 5.

Материалы для работы.

п/п

Материал

1

Атлас зелёного цвета

2

Велюр тёмно-зелёного цвета

3

Косая бейка красного цвета

4

Тонкая атласная лента жёлтого цвета

5

Бисер

6

Паетки

7

Тесьма с монетками

8

Лента-вьюнчик серебристого цвета

9

Нитки серебряные

10

Мех лисы

Приложение 6.

Схема изготовления безликой куклы из соломки.

Приложение 7.

Технологическая карта изготовления костюма.

1. Измерить куклу, для определения длины платья, длины рукава, длины жилета. Т.к. кукла изготовлена из соломы в форме конуса, то выкройку делаем с учётом этой формы.

2. Изготовление выкроек:

- спинка

- передняя часть

- рукав

- 3 юбки разной длины (юбку можно было сделать валанами, но атласная ткань не легла бы красивыми фалдами).

3. Раскладка выкройки на ткани. Необходимо определить долевую нить в ткани, приколоть выкройку к ткани англ. булавками, обвести выкройку с учётом припусков на швы.

4. Пошив платья.

а) смёточными стежками сшить верхнюю часть платья и юбки.

б) на швейной машине стачать верхнюю часть платья, обработать низ рукава и верх горловины бейкой красного цвета, а так же по рукаву пришить жёлтую атласную ленту в стиле башкирского костюма. По нижнему срезу рукава и горловине дать строчку, установив регулятор длины стежка на отметку 4, для того чтоб можно было присборить ткань.

в) сшить юбки, обработав срезы строчкой зиг-заг, чтобы ткань не осыпалась. Низ юбок обработать красной бейкой и жёлтой атласной лентой.

г) собрать платье, пришив к верхней части собранные воедино все три юбки.

5. Изготовление жилета.

а) Разложить ткань тёмно-зелёного цвета. Приколоть английскими булавками выкройку жилета. Обвести контур с учётом припуска на шов. Раскроить изделие.

б) сметать детали кроя по боковому и плечевому срезу.

в) Прострочить изделие на швейной машине. Т.к. ткань не осыпается, то и обработка срезов от осыпания не требуется.

г) Пришить по краю жилета отделочную тесьму, а пройму отделать мехом.

6. Изготовление шапки.

а) измерить обхват головы куклы;

б) раскроить по меркам шапку из меха и донышко;

в) собрать детали кроя.

7. Изготовление накосников и декоративных элементов на жилет.

Приложение 8.

Выкройка костюма на куклу из соломки.

Приложение 9.

Г отовое изделие и элементы декора.

Вид костюма спереди Вид костюма сзади

Фрагмент нижней Женский нагрудник

части камзола «Сакал»

Приложение 10.

Экономическая ценность моей работы.

п/п

Материал

Цена

Кол-во

Стоимость

1

Атлас зелёного цвета

190 руб.

30 см

48 руб.

2

Велюр тёмно-зелёного цвета

б/у

30 см

----

3

Косая бейка красного цвета

8 руб.

3 м

24 руб.

4

Тонкая атласная лента жёлтого цвета

2 руб.

3 м

6 руб.

5

Бисер

10 руб.

1 уп.

10 руб.

6

Паетки

10 руб.

1 уп.

10 руб.

7

Тесьма с монетками

46 руб.

50 см

23 руб.

8

Лента-вьюнчик серебристого цвета

10 руб.

2 м

20 руб.

9

Нитки серебряные

20 руб.

1 шт.

20 руб.

10

Мех лисы

б/у

 

----

11

Нитки шерстяные

б/у

 

----

12

Итого:

   

161 руб.

Просмотров работы: 1068