Аннотация
В данной работе "Нетрадиционные техники рисования" предложен и показан список различных методов и способов рисования, с кратким содержанием хода работы и необходимых материалов для каждого из них, также присутствуют иллюстративные примеры, выполненные в предложенных техниках рисования самим автором работы. В творческой работе рассмотрена техника рисования акварелью, с графическими и иными материалами, проведены эксперименты.
В основном содержании работы выдвинута и обоснована гипотеза о том, что занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник является одним из важнейших средств развития творческой деятельности ребенка, способствуют его развитию творческого воображения. Эта техника доступна для создания интересных и неповторимых рисунков.
В рамках исследовательской работы на основе изученных способов нетрадиционного рисования достигнута цель выявление творческих возможностей через использование нетрадиционных техник рисования и получен опыт в исследовательской работе.
Автором изучены все техники нетрадиционного рисования, показаны его работы и подробное описание выполненных работ.
В результате данной работы автор пришел к выводу, что работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Позволяет отойти от строгих рамок, проявить фантазию и творчество.
Я могу рисовать как Рафаэль,
но мне понадобится вся жизнь,
чтобы научиться рисовать так,
как рисует ребёнок»
Пабло Пикассо
План исследования
Я с детства люблю рисовать и уже третий год посещаю художественный кружок в Детской школе искусств имени К.И. Базарсадаева. Считаю, что изобразительное искусство - это инструмент, с помощью которого можно передать свои эмоции и чувства.
В.А. Сухомлинский писал: «Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка» [1]. Рисование позволяет отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый человек по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Отсюда вытекает актуальность моей выбранной темы. Актуальность работы заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Большой потенциал для раскрытия творчества заключен в изобразительной деятельности. Занятия рисованием смогут дать те необходимые знания, которые нужны для полноценного развития человека, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Сейчас существует много приёмов с помощью которых можно создавать оригинальные работы, не имея художественных навыков. Одна из них - нетрадиционное рисование. Она привлекает своей простотой и доступностью.
Целью работы является выявление творческих возможностей через использование нетрадиционных техник рисования и получить опыт в исследовательской работе.
Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить нетрадиционные техники рисования;
изучить литературу по данной теме;
систематизировать собранный материал;
создание авторской коллекции работ, выполненных в нетрадиционной технике рисования.
Объектом исследования является творческая деятельность школьника среднего звена, а предметом– нетрадиционные техники рисования, как фактор развития творческих способностей.
Гипотеза: Если подбирать нетрадиционные техники исполнения для творческой работы, то повысится интерес к изобразительному творчеству и будет развиваться мотивация к экспериментированию, способствующей развитию специальных художественно-творческих способностей у человека, пробуждают интерес, фантазию. А это первый и самый важный шаг для создания интересных и неповторимых рисунков, которые отражают индивидуальный внутренний мир, настроение и взгляд самого автора.
В работе используется прием планирования – этапы исследования включают в себя определение темы, задач, позволяющих раскрыть данную проблему, составление списка литературы; сбор материала и оформление полученных результатов.
В своей работе я использовала следующие методы:
теоретический - сбор и анализ изученной литературы.
практический – создание авторской коллекции работ (мастер-класс).
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что данные техники могут использоваться на уроках рисования, в декоративно-прикладных кружках, а также за пределами школьной программы.
Планируемый результат: создание авторской коллекции, выполненных нетрадиционными техниками и их представление с целью привития интереса к творческому процессу детей.
Глава I. Традиционные и нетрадиционные техники рисования
Рисование – это один из жанров в изобразительном искусстве, а также соответствующая техника, позволяющая создавать всевозможные изображения на различных поверхностях или объектах. В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественный образ. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментами, умение использовать художественные возможности этого материала [2].
Таким образом, под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.
Существуют традиционные и нетрадиционные техники рисования. Рассмотрим их.
1.1. Традиционная техника рисования
Традиционные техники рисования – это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности, свои впечатления и отношения к чему-либо в соответствии с требованиями реалистического изобразительного искусства, и используя традиционные инструменты рисования: кисть, простые карандаши, краски, цветные карандаши, мелки, фломастеры [3].
Традиционные техники: темперная, настенная (известковая), клеевая и других типов. С XV века становится популярной техника живописи масляными красками; в XX веке появляются синтетические краски со связующим веществом из полимеров (акрилик, винилик и др.). Гуашь, акварель, китайскую тушь и полурисовальную технику - пастель - также относят к живописи.
Нетрадиционная техника рисования
Что же такое нетрадиционное рисование? Это такое искусство, которое не основывается на традициях, не придерживается их, а отличается оригинальностью. Рисование нетрадиционным способом - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает. Многих привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь. Эти способы позволяют быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования трудно сделать.
Нетрадиционные техники рисования – это комплекс умений, навыков, способов и приемов изображения, которые отображают предметы, объекты, явления окружающей действительности и художественного вымысла, свои впечатления и отношения к чему-либо по средствам различных материалов [3]. Нетрадиционные техники рисования, как и другие техники рисования, направлены на раскрытие правостороннего мышления. Но их отличие заключается в том, они тренируют не только стандартный набор базовых навыков, но и дают возможность расширить круг умений. Нетрадиционные техники рисования не только дают возможность не стандартно мыслить, но и усиливают у учащихся веру в себя.
Таким образом, нетрадиционные техники рисования: 1) расширяют круг умений учащихся, по средствам ознакомления детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними. 2) создают на занятии условия, в которых учащийся начинает самостоятельно мыслить, выразить в рисунке свои чувства, мысли и эмоции. 3) способствуют активному сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития. 4) дают возможность учитывать интересы класса и отдельного ученика. 5) не имеют эталона, а значит, у ребенка просто не может получиться хуже, чем у других – у каждого получится что-то свое [4].
Здесь же развитию творчества нет границ: кляксография, оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, набрызг, рисование штампами из поролона и овощей, ниткография, монотипия, рисование «по сырому», печать пробками, рисование ватными палочками, рисование песком, мыльными пузырями, пластилинография, рисование крупой. И так, подробнее о некоторых техниках рисования.
Глава II. Виды и изготовление рисунков при помощи нетрадиционных техник рисования.
2.1. Монотипия
Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток). Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.) Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.
Полученный отпечаток всегда уникален, так как создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии — любое.
Для рисования в технике «Монотипия» нам понадобится: плотная бумага любого цвета, гуашевые или акварельные краски, кисти, банка с водой, плоская поверхность (стекло, пластмассовая доска), салфетки [5].
Техника рисования:
1) на плоскую поверхность в хаотичном порядке наносим разбавленную водой краску.
2) прикладываем лист бумаги к окрашенной поверхности, затем снимаем его слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх или по диагонали т.е. в любом направлении, от этого будет зависеть узор рисунка.
3) далее на полученном рисунке тонкой кистью или черной ручкой прорисовываем всё, что вы увидите на рисунке, т.е. на данном этапе нужно немного пофантазировать, рисунок готов (приложение 1-4).
2.2. Кляксография
Кляксографией называется рисование кляксами, пятнами, каплями, в которых необходимо разглядеть определенный образ, подключив фантазию. Эта техника не требует особых навыков, задатков и талантов. Её можно сочетать с другими методиками, дополнять картины с помощью красок, бумаги, пластилина, раздувать кляксы через трубочку или позволять им свободно растекаться.
Кляксография возникла и распространилась в конце XIX века, когда к её использованию начали прибегать известные художники. Они ставили пятна красок, затем дополняли их, создавая причудливые образы благодаря слиянию цветов и плавным линиям. Картины в такой технике выглядели необычно, сохраняя при этом композицию, перспективу и пропорции [6].
Для рисования в технике «кляксография» нам понадобятся: плотный лист бумаги, краска (гуашь или акварель), трубочка.
Техника рисования:
1) На плотном листе бумаги разбавленной водой краской (акварелью или гуашью) рисуем кляксу, пятно, каплю, затем раздуваем трубочкой, или позволяем свободно растечься. Далее прорисовываем детали рисунка (приложение 5-6).
2.3. Ниткография
Ниткография – выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. «рисование» с помощью нити. Эта техника позволяет создавать яркие картины без кисточки, только с помощью нити и краски.
Корни ниткографии можно обнаружить у народа Уичоли. С древних времен индейский народ уичоли, проживающий в центральной Мексике, изготавливает своеобразные картины из пряжи, называемые nierika. Также широко известны своеобразные картины уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи.
Для рисования в технике «Ниткография» нам понадобятся: лист бумаги, краска, нить [7].
Техника рисования:
1) Лист бумаги сгибаем наполовину, нитку окунаем в краску, выкладываем на листе зигзагами или петлями, закрываем второй половиной листа, прижимаем ладонью и вытягиваем нить за свободный конец (приложение 7-8).
Заключение
Нетрадиционные способы рисования подразумевают под собой использование в качестве инструментов для создания рисунка не только карандашей, кисти и красок, но также огромного количества подручных средств – ватных тампонов, смятой бумаги, поролона, трафаретов, высушенного природного материала (травинок, листьев) и т.п. Помимо этого можно экспериментировать с текстурой красок, создавая рисунки на мокром фоне, на бумаге, посыпанной солью, или при помощи так называемых «воздушных красок».
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Данный вид техники является довольно простым, неизбитым, интересным, увлекательным. Позволяет отойти от строгих рамок, проявить фантазию и творчество.
Вывод: в процессе данной работы с использованием нетрадиционных техник способствовало:
снятию страхов;
развитию уверенности в своих силах;
развитию пространственного мышления;
свободному выражению своего замысла;
побуждению к творческим поискам и решениям;
обучению работать с разнообразным материалом;
развитию чувства композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
развитию чувства фактурности и объёмности;
развитию мелкой моторики рук;
развитию творческих способностей, воображению и полёту моей фантазии.
Во время работы я получила эстетическое удовольствие. Буду обогащать и пополнять свою авторскую коллекцию рисунков в нетрадиционной технике.
Список информационных источников
Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] /Т. С. Комарова, Н.П. Сакулина, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с. http://www.detskiysad.ru/izo/dou.html
Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 1984. - 120 с.
Информационно – поисковые системы, википедия.
Методическое сообщение: «Роль нетрадиционных техник рисования на уроках по учебной дисциплине «Прикладное творчество» выполнила: преподаватель художественных дисциплин В.Э.Кулакова, 2017.
Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008.
Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8