Как коренные малочисленные народы севера ханты шьют игрушки?

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как коренные малочисленные народы севера ханты шьют игрушки?

Дубинина Д.Д. 1Бендра А.М. 1Столярчук А.В. 1
1МБУК ЭКМ
Столярчук Е.Н. 1
1МБУК ЭКМ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Краткая аннотация исследовательской работы

 

Актуальность темы: На сегодняшний день богатая самобытная культура народов ханты становится историей. И очень важно сохранить культуру традиции, фольклор, для будущих поколений. Изучать творчество быт и культуры наследие малых народов севера ханты и ненцы на сегодняшний день особенно актуально. Очень много вкладывается в сохранение самобытных культур, и мы тоже хотим внести свой вклад в сохранение хантыйской культуры.

Цель: изучить технологию изготовления национальной хантыйской игрушки, изучить разновидности игрушек, связаны ли игрушки с мифами или легендами народа ханты.

Задачи:

Изучить и проанализировать литературу по данной теме.

Провести анкетирование (опрос).

Изучить разновидности игрушек, выяснить связаны ли игрушки народов ханты с мифами, наделяются ли они мистическими свойствами.

Изучить технологию изготовления национальной хантыйской куклы.

Метод исследования: наблюдение, социальный опрос (анкетирование).

Предмет исследования: свойства материала, и способ изготовления игрушки.

Объект исследования: национальная хантыйская игрушка.

Проблема: Изучить, как и из чего и для чего шьют игрушки ханты.

Практическая значимость работы: собранный нами материал будет использован Эколого-краеведческим музеем как экскурсионный материал, как описание предмета музейного фонда Российской Федерации. Мы внесем свой вклад в сохранение культуры народов ханты.

ВВЕДЕНИЕ

Ханы это – коренной малочисленный Северный угорский народ. Хантыйский народ проживет на территории Западной Сибири. Долгие годы ханты живут на крайнем Севере и занимаются охотой, оленеводством и рыболовством, приспособлены к экстремальным условиям жизни оказались очень устойчивы. Много раз мы посещали наш краеведческий музей, рассматривали экспонаты. Наше внимание привлекли ряд разных по размеру игрушек коренных народов ханты. Что представляет собой детская игрушка. Из каких частей состоит игрушка? Каких размеров они бывают? Кто их делает? И что бывает с игрушками когда дети вырастают?

И так мы хотим познакомиться с одной из самых древних сибирских культур- народ ханты. Духовный и вещный мир хантыйского народа складывается веками и дотируется периодом неолита. Оседлые охотники и рыболовы проживают в избах. Кочевые оленеводов ставиться только чум. В каждой семья считается главным мужчина. Считается, что важным элементом в воспитании детей играют национальные игрушки. У народов ханты как у других этносов ненцев и манси существуют формы и типы игрушек. Считается что игрушки народов ханты имеют огромный этнический и социальный интерес, потому что они могут рассказать про особенности развития ребенка северного народа. Мы столкнулись с тем что, в литературе игрушкам конченых народов уделяется мало внимания, нам пришлось обратиться к представителю коренных малочисленных народов Севера ханты. И так рассмотрим, что же собой представляет национальная игрушка.

Глава I. Первые шаги.

1.1. Краткий анализ источников.

Выбрав тему коренных малочисленных народов Севера – хантов мы не задумалась, что столкнемся с трудностями уже не первом ее этапе. Начиная искать литературные источники, в которых говорится о народе ханты мы столкнулись с недостаточностью информации. В некоторых источниках рассматривается народ ханты их культура, язык, фольклор но совсем не рассматриваются игрушки. Только в некоторых источниках говорится о куклах или игрушках. Хоть подробного описания нет ни в одном источнике. Информацию по данному направлению пришлось искать у представителей коренных малочисленных народов хантов. Если брать такой источник как интернет, то этому источнику 100 % доверять не приходится. Недостача информации это самая большая проблема в данной работе. Нам пришлось пользоваться только теми источниками, которые мы нашли в библиотеке и музее, так же мы посетили встречу с представителем коренных народов ханты. Которые подтвердили правильность наших рассуждений, дали свои рекомендации и провели для нас мастер-класс по изготовлению игрушки. Для полного раскрытия темы мы прислушалась к советам.

1.2. Анкетирование проведение социологического опроса.

И так прежде чем приступить к изучению данной темы мы провели анкетирование и узнали, что знают учащиеся об игрушках народов хантов. В анкетировании принимали участие 71 человек. Учащиеся 9-х, 8-х, классов. Мы задали ученикам следующие вопросы:

Вопрос 1. Когда у девочки появляется первая кукла?

Полученный ответ:

В 3-года - 52 ученика.

В 5-ть лет - 19 учащихся.

Можно сделать следующий вывод: со всего количества опрошенных 52 ученика ответили правильно.

В опрос 2. Кукла у девочки разбирается?

Полученный ответ:

Да - 45 учащихся.

Нет - 26 учащихся.

Можно сделать следующий вывод: со всего количества опрошенных 45 учеников ответили правильно.

В опрос 3.Девочка шьет куклу с?

Полученный ответ:

С 3-х лет - 13 учащихся.

С 5- ти лет - 58 ученика.

Можно сделать следующий вывод: со всего количества опрошенных 58 учеников ответили правильно.

В опрос 4. Какого размера кукла?

Полученный ответ:

С ладонь - 42 ученика.

С мизинец – 29 учащихся.

Можно сделать следующий вывод: со всего количества опрошенных, 42 ученика ответил правильно.

В опрос 5. Можно ли повторять чужие куклы?

Полученный ответ:

Да - 40 учащихся.

Нет - 31 учащийся.

Можно сделать следующий вывод: со всего количества опрошенных только 31 учеников ответили правильно.

В опрос 6.Где хранятся куклы?

Полученный ответ:

Сундуках - 38 учащихся.

Сумках - 33 ученика.

Можно сделать следующий вывод: со всего количества опрошенных 33 ученика ответили правильно.

В опрос 7. Существуют ли у хантов куклы растения?

Полученный ответ:

Да - 38 учащихся.

Нет - 33 ученика.

Можно сделать следующий вывод: со всего количества опрошенных 38 учеников ответили правильно.

Вопрос 8. Есть ли у хантов куклы страшилки например Баба-яга?

Полученный ответ:

Да - 31 ученик.

Нет - 40 учащихся.

Можно сделать следующий вывод: со всего количества опрошенных, 40 учеников ответили правильно.

Вывод.

Из анкетирования мы увидели что, из всего количества опрошенных учеников 5-а, 6-а, и часть 7-а класса, не все опрошенные ученики знают о игрушках коренных народов ханты. Около 30% от всего количества опрошенных. Но вопросы отвечали не уверенно, затруднялись ответить или отвечали наугад. Задаваемые вопросы непосредственно касались темы изучения. Правильные ответы на данные вопросы мы дадим в процессе изучения нашей темы.

Глава II. Изучить разновидности игрушек, выяснить связаны ли игрушки народов ханты с мифами, наделяются ли они мистическими свойствами.

2.1. Какие бывают игрушки у народов ханты.

Каждая игрушка заслуживает особого внимания и ее изучения. Игрушка раздвигает окружающий мир в глазах ребенка и является близким сердцу предметом.

С первых дней жизни у младенца появляются игрушки сделанные его родственниками, старшими братьями или сестрами, отцом или мамой. Изготавливали погремушки: из бересты и маленьких камушков, из кости животного, из лося или оленя, из зоба тетерева с вложенными туда дробинами. Также игрушки шили из высушенного птичьего пузыря в который насыпались мелкие камушки. В хантыйской семье к воспитанию мальчиков и девочек подходят по разному. Мальчик считается будущим хозяином, кормильцем и главой семьи. Прежде всего со слов представителя коренных народов ханты в мальчике воспитывали мужество, выносливость, трудолюбие. Девочка это будущая мама, хозяйка, хранительница семейного очага. По словам представителя коренных народов в девочке воспитывали хозяйственность мастерство изготовления одежды, обуви, всяких домашних предметов, и обязательно приготовление пищи.

Для ребенка игрушкой может быть все что угодно любой кнутик или палочки и шнурочка. Для мальчиков игрушки делают отцы или дедушки могут старшие братья. Это были маленькие загоны для оленей, морды ловушки для ловли рыбы, выстругивали из дерева ружья, шесты для миниатюрного чума, так же маленькие лобазы. Отдельно изготавливались фигурки оленей. Для изготовления фигурки нужна была надрезанная щепа, из нее надрезами изгибами по кусочкам с помощью ножа вырезали части тело, хвостик, шею, голову, и обязательно большие и ветвистые рога. Считалось что у каждого оленя должна быть своя особенность, один с одним рогом, другой сбросил рога, в стаде фигурок были важенки и маленькие крошечные оленята. Изготавливали также инвентарь для игр из соломы и кедра. Изготавливали мячи из березового гриба. Луки и стрелы делали из березы. Из корней кедра растущего на болотистых местностях плели мячи. Делали нарты всех видов, обычно вытачивали из мамонтовой кости. Оленью запряжку делали из кожи, сплетали арканы «тынзяны» из сыромятного ремня. Из хлебного мякиша дети сами вылепливали фигурки северных лаек. Лайки это незаменимые друзья для Северных народов. Во многом эти игрушки отражают быт хозяйственную деятельность народов ханты. Мальчики изготавливали себе силки для ловли птиц и животных. Рыболовные снасти это весла и удочки из дерева, крючки из булавок или проволоки. Сети делали из куска старой мережи. Мы узнали, что у хантов игрушки мальчиков являются средством подготовки ребенка к будущей взрослой жизни охотника, рыболова и оленевода. Одежда кукол мужского пола в хантыйской культуре не расшивается бисером поскольку считается что бисер блестит и мешает мужчине охотиться, и привлекает к себе злых духов.

Отдельно остановимся на игрушках девочек. У девочек по словам представителя коренных народов есть куклы к ним одежда, кукольное хозяйство. Обратно куклы первые появляются, у девочки в 3 года ей шьет, мама, бабушка, вторая мама, которая принимала роды у родной матери, или старшая сестра, а когда девочка становилась старше она сама себе делала кукол. Слишком маленькую куколку меньше ладони делать нельзя, кукла должна быть средних размеров, или даже чуть больше чем ладонь. У каждой девочки есть сумка «тучан» для игрушек, ниток, своя игольница которую шьет ребенку мама, и не в коем разе ее нельзя терять, нельзя что бы куклы валялись без присмотра. Или во время дождя были разбросаны вне чума. Для кукол делают игрушечные люльки, подушки, одеяла. У девочек свои игры они через игру приучаются к взрослой жизни. У кукол нет черт лица, считается что, если у куклы есть эти черты (глаза, нос, губы, рот), и куклы с чертами лица остаются без присмотра или потеряются в лесу, они превратятся в демона. С таким куклами играть детям запрещается, особенно в темное время суток, а кукла обязана защищать и оберегать ребенка. Отсутствие черт лица у кукол обусловлюется тем что, ханты бояться сделать куклу похожую на духа. Забавляться с куклой у которой есть черты лица считается кощунственным, это большой грех. Куклы у народов ханты безрукие, безликие, безногие скрывающие характерные черты человеческого тела. Поэтому используется белая ткань или утиный носик. Куклы с белой ткани называются кукла «Акань» самая знаменитая кукла.

Существует легенда или поверие что если ребенок в роду не слушается, ведет себя плохо, то бабушка этого рода взывает к кукле «Акань». В присутствии всех детей и родственников она делает куклу оберег для ребенка «Акань». При этом дети внимательно слушают ее рассказы о поведении своего брата. И кукла занимает свое место в доме где живет вредный ребенок. И все дети знали что Акань каждый раз когда ребенок не слушает выпивает по капли крови у провинившегося ребенка. Очень сильным было воздействие на ребенка его потрясение и переживание за семью за себя и свое поведение. Провинившийся ребенок осознавал сою ошибку и бежал к бабушка и просил у нее прощения. Бабушка прощала ребенка, и вновь собирала всех родственников рода и теперь уже новая кукла Акань за хорошее поведение ребенка будет каждую ночь давать по капли крови. Первая кукла Акань она зажигается на костре и забирает с собой вину ребенка. Так происходит очищение ребенка от злых темных мыслей, и далее будет действовать только на благо рода семьи. На самом деле это только легенда мы точно не можем утверждать что в настоящее время на куклу Акань накладывается сверх способности. Но уже то что она дошла до наших дней, и то что в нее играют дети это говорит о том что кукла не потеряла своего места в жизни семьи и ребенка.

Акань бывают девочки и мальчики. Кукла Акань девочка расшивается бисером, у нее есть несколько нарядов, она имеет богаты гардероб, обязательно делается хозяйство. Хозяйство состоит из множества маленьких предметов берестяной посуды, столика, люльки, колотушки для трепания оленьих сухожилий, скребков для выделки кожи. Для куклы делают люльку дневную из бересты она орнаментируется символом глухаря- символ оберегающий ребенка. Если люлька из дерева, то она не орнаментируется. Девочки должны освоить множество чисто женских умений таких как: выделка оленьих шкур, изготовление замши, птичьих и звериных шкурок, рыбьей кожи, плетение циновок из луговой травы. Куклы мужчины одевались в малицу, а куклы – женщины в меховую шубу. Малица и меховая шуба является копией одежды взрослых людей. Мужская малица не в коем разе не украшается бисером, возможное украшение суконным орнаментом. Кукла с утиным носиком называется так же «Акань» но с использованием утиного носика. Так же мужская кукла Акань- утиным носиком, одежда этой куклы орнаментируется только по подолу куклы и не в коем разе не бисером, а простыми лентами, суконным орнаментом. Женская кукла Акань с утиным носиком- имеет одежду красивую орнаментированную. У хантыйского народа живущего в близи города Муравленко, кукол страшилок нет то есть Бабы- яги нет. Запрещаются куклы пугающие отрицательные. У других хантов например шуришкарских есть куклы на подобие бабы яги.

Вывод.

Мы узнали, что хантыйского народа есть разные виды игрушек. В семье игрушки делали старшие братья, дедушки, бабушки, сестры, папа и мама. У младенцев погремушки выполнены из различного природного материала. Также игрушки для мальчиков отражали деятельность взрослого мужчины. Игрушки подготавливали мальчика к взрослой жизни. Так же отдельно изготавливались куклы для девочек самая распространенная кукла Акань. Которая является оберегом для ребенка. Акань изготавливаются безликими, в место лица белая ткань, или утиный носик. Существуют также разные легенды и поверяя про куклу Акань. И ее возможности. Кукла является оберегом ребенка. Одежда кукол разная у кукол мальчиков орнаментируется мало и желательно сукном или тесьмой, для кукол девочек одежда орнаментируется бисерными полосами, суконными орнаментами, тесьмой, обязательно мехом, изготавливаются ложные косы для куклы. Место, где играли в игрушки оставляют чистым игрушки убирают в сумки «тутчан» разного размера.

2.2. Последовательность изготовления хантыйской куклы «Акань».

Работу по изготовлению куклы «Акань» мы начали под руководством представителя коренных малочисленных народов Севера ханты. Прежде чем начинать работу мы подготовили необходимые материалы. Выбрали ткань, отобрали бисер, приготовили нити, иголки, шерстяные нитки, нарезали платочки из ткани.

Главный элемент куклы является вертикальный тканный стержень «тулова», из свернутой из нескольких слоев ткани, которые сгибаются пополам. Верхняя часть является головой куклы. Ткань в этой куклы заменяет клюв утки. Далее изготавливается одежда куклы. На основе тулова отделив голову в районе шеи закрепляются несколько кусочков разноцветной ткани, синяя, зеленная, красная, голубая, оранжевая, и опять синяя. Шьют платье из прямоугольного кусочка ткани, ткань сшивается виде круга и собирается вверху на нитку. Вверху пришивается к тулову в районе шеи. Платье украшается разноцветной тесьмой. Голова куклы покрывается обязательно платком зеленого цвета.

Так мы изготовили одну куклу. Но коренные народы не стоят на одном месте и тоже используют современные материалы, например фетр.

Фетр это отличный материал для изготовления народной куклы. Итак, кукла из фетра. Для того что бы изготовить куклу нам необходимо взять фетр и вырезать круг диаметром 15 см., наша основа делиться на 3 равных части, получится 3 куклы, первая основа складывается и сшивается сзади простыми стежками в накид. Следующий шаг сшитую основу надрезают вверху и выворачивают на лицевую сторону. Приступаем к изготовлению головы. Вырезают из сукна полоски ткани шириной 1 см. и длинной 10 см. Прикладываем красную полоску на синюю и сворачиваем очень туго. Закрепляем иголкой и ниткой что бы голова не раскрутилась. На голове остается маленький кончик ткани который продевается в надрезанную часть тулова, и пришивается или закрепляется голова. Голову обязательно покрывают платком. В нашем случае платок выполнен из настоящего платка. Платок пришит к голове с помощью ниток. Все основа в данном случае нами украшена бисером разных цветов. Можно изготовить бузы и закрепить на шее куклы с помощью нити. У нас два варианта куклы «Акань» у которой нет шубы. Одежда для куклы изготавливается отдельно. Шубы шьют из меха оленя, украшают национальными орнаментами. Шуба состоит из спинки и двух полочек, снизу по подолу используется мех оленя коричневого цвета. Спереди шуба завязывается на завязки. И так мы изготовили куклы с однородной материей вместо лица. По такой же последовательности изготавливается, кукла вместо головы используется утиный носик.

Но здесь можно подразделить куклы: если используют клюв лебедя то это определенно кукла шаман, клюв большого гуся это мужчина, маленького гуся со светлым клювом это почитаемая женщина, или мама, клюв уточки это невестка или молодая женщина, с темным клювом это кукла бабушки. Для кукол шьют также ложные косы, и закрепляют на голове куклы.

Вывод.

Таким образом, мы своими руками изготовили две разных куклы «Акань». Одна из сукна и ткани и другая из фетра уже более нового материала. Записали все действия со слов представителя коренных малочисленных народов Севера ханты и выполнили их под руководством представителя коренных народов. Куклы из фетра более устойчивы, материал хорошо держит бисерную орнаментальную полосу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своей работе мы попробовали разобраться, какие куклы изготавливают коренные народы ханты. Из анкетирования мы увидели что, из всего количества опрошенных учеников 5-а, 6-а, и часть 7-а класса, не все опрошенные ученики знают о игрушках коренных народов ханты. Около 30% от всего количества опрошенных. Но вопросы отвечали не уверенно, затруднялись ответить или отвечали наугад. Задаваемые вопросы непосредственно касались темы изучения. Правильные ответы на данные вопросы мы дадим в процессе изучения нашей темы.

Самая распространенная кукла хантыйского народа это кукла «Акань» с утиным носиком или с белой тканью вместо лица. Хантыйский народ не изображают черт лица поскольку считается что, в куклу вселиться злой дух. Он будет влиять на самочувствие ребенка. Мы так же узнали, что есть легенда о кукле «Акань». Мы видим что куклу в народов ханты уделяется большое внимание, кукла служить оберегом, кукла способствует в воспитании подрастающего поколения. С помощью игры ребенок соприкасается с реальной жизнью своего рода. Кукла же воспитывала с девочек будущих мам, передавая традиции из поколения в поколения. Уже в три года у девочки появляется первая кукла. Она не маленького размера. Нельзя делать куклу меньше мизинца. Кукла должна быть больше ладони или в ладонь. Для маленьких детей куклы шьют бабушки ли старшие сестры, для мальчиков папы или дедушки, старшие братья. У мальчиков свои игрушки в которые они играют. В 6 лет мальчик самостоятельно управляет упряжкой, а в 12 сам идет на охоту. А девочка в 12 лет уже полностью умеет вести домашнее хозяйство. А управлять домашним хозяйством она научилась с помощью игрушек. Так через куклу проявляется единение культуры и окружающего мира. Так кукла служит средством моделирования окружающей действительности. Мы узнали, что хантыйского народа есть разные виды игрушек. В семье игрушки делали старшие братья, дедушки, бабушки, сестры, папа и мама. У младенцев погремушки выполнены из различного природного материала. Также игрушки для мальчиков отражали деятельность взрослого мужчины. Игрушки подготавливали мальчика к взрослой жизни. Так же отдельно изготавливались куклы для девочек самая распространенная кукла Акань. Которая является оберегом для ребенка. Акань изготавливаются безликими, в место лица белая ткань, или утиный носик. Существуют также разные легенды и поверяя про куклу Акань. И ее возможности. Кукла является оберегом ребенка. Одежда кукол разная у кукол мальчиков орнаментируется мало и желательно сукном или тесьмой, для кукол девочек одежда орнаментируется бисерными полосами, суконными орнаментами, тесьмой, обязательно мехом, изготавливаются ложные косы для куклы. Место, где играли в игрушки оставляют чистым игрушки убирают в сумки «тутчан» разного размера.

Мы своими руками изготовили две разных куклы «Акань». Одна из сукна и ткани и другая из фетра уже более нового материала. Записали все действия со слов представителя коренных малочисленных народов Севера ханты и выполнили их под руководством представителя коренных народов. Куклы из фетра более устойчивы, материал хорошо держит бисерную орнаментальную полосу. При изучении темы основным источником нашего исследования является не только изучение литературы, но и общение с представителем коренных малочисленных народов ханты. Мы участвовали в мастер классе по изготовлению народной куклы. Своей работой мы хотим внести свой вклад в сохранение неповторимой культуры народов ханты.

Весь собранный нами материал мы передадим в эколого – краеведческий музей как экскурсионный материал.

Список литературы.

1. Орнаменты и вещи в культуре хантов Нижнего Приобья. Автор А. М. Сязи, г. Томск Издательство Томского университета, 2000 г. 248 с.

2. Знакомьтесь: ханты. Автор В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, Новосибирск, ВО «Наука» 1992 г. 136 с.

3. Народы Северо- Западной Сибири. Под. Ред. Н.В. Лукиной г. Томск, изд. Томского университета, 1998 г. 88 с.

4. История и современность народов Ямала. Материалы научной конференции. г. Салехард, 1995 г. 54 с.

5. Очерки традиционной культуры. Тазовские селькупы. Автор Л.В. Хомич. СПб издательство «Просвещение», 2002 г. 149 с.

6. История и культура хантов. В. И. Молодин, Н. В. Лукина. Издательство Томского университета. Томск. 1995 год. 161 с.

7. Узоры северного сияния. Под. Ред. Доктора ист. Наук Н.В. Лукина. Салехард «Артвид» 2003 г. 151 с.

8. Оленеводческая культура приуральских хантов. Автор З.И. Рандымова. Издательство Томского университета. г. Томск 2004 г. 136 с.

Просмотров работы: 35