Введение.
Актуальность работы:
Великая Отечественная война 1941-1945г не обошла стороной никого. Это одна из самых ужасных войн в истории нашего государства. Война оставила глубочайший след в душе каждого человека и досталась большой ценой, было пролито много крови за свободу и независимость Родины.
Своей жизнью мы обязаны нашим дедам и прадедам, которые не испугались войны и сражались до последнего вздоха, доказывая свой патриотизм стране. Миллионы людей погибли за Родину, оставив свои семьи. А ведь они были чьими-то мужьями, женами, детьми, родителями. Именно их мы должны благодарить и постоянно помнить за подаренную нам жизнь.
В такие моменты испытываешь огромную гордость за своих предков. Изучение данных событий побуждает нас стремиться сделать для Родины что-то хорошее и полезное. В нашей душе возникает чувство патриотизма – большой любви к России.
Цель работы:
Узнать историю России в годы Великой Отечественной войны. Подробнее изучить историю малой Родины и ее роль в Великой Победе. Так же собрать материал о деятельности предприятий города Подольска в военное время.
Задачи:
Прочитать статьи и книги о Великой Отечественной войне.
Рассмотреть статьи в печатных изданиях и ознакомиться с воспоминаниями ветеранов о городе Подольске в военные годы.
Изучить документы и фотографии о деятельности предприятий города Подольска годы Великой Отечественной войны; узнать об их роли в Великой Победе.
Собрать сведения о ветеранах и работниках предприятий Подольска, об их боевом пути.
Посетить исторические экспозиции; познакомиться с информацией Подольского краеведческого музея.
Обобщить полученный материал.
Методы исследования:
- изучение архивных документов, изучение результатов процесса деятельности людей;
- работа с материалами Подольского краеведческого музея и интервью с работниками;
- работа с источниками Интернета и электронными ресурсами;
- беседы с участниками Великой Отечественной войны и их родственниками;
- систематизация результатов исследования.
Практическое применение:
Материал работы можно использовать на уроках истории, проведении внеклассных мероприятий, посвященных 75 - летию Победы в Великой Отечественной Войне, уроков Мужества.
Общие сведения о заводах Подольска
В 1942 г. на заводах Подольска преобладал ручной труд, к концу же 1944 г. была проделана значительная работа по механизации трудоемких процессов и внедрению поточного метода в производство. За успешное выполнение заданий правительства по освоению и организации новых видов оборонной продукции в мае 1944 г. Подольский механический завод имени М. И. Калинина был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а 76 лучших людей завода — орденами и медалями Советского Союза. Успешно справился с конструированием новых станков для оборудования своих цехов Климовский завод. С декабря 1941 г. завод перешел на выпуск специальной продукции для фронта, и в 1943 г. она составила 99,1% всей выпускаемой им продукции, которая в конце 1944 г. возросла в 8 раз по сравнению с 1940 г. [1]
Текстильная промышленность района перестроила свою работу на выпуск пряжи для изготовления шинелей и трикотажа па нужды фронта. Во время войны в целом предприятия Подольска дали сверхплановой продукции в фонд Главного командования Красной Армии на 50 миллионов рублей. Значительный вклад в дело укрепления военно-экономического потенциала страны вносили местная промышленность и предприятия промысловой и инвалидной кооперации. В годы войны предприятия Подольска освоили производство спичек, головных уборов, мыловарение, гончарное производство. Хозяйственные и партийные организации Подольского района разрешили труднейшую задачу военного времени — обеспечение промышленности квалифицированными кадрами рабочих и руководящих работников. [2]
Подольский Машиностроительный завод имени Орджоникидзе в годы Великой Отечественной войны.
ОАО «Подольский машиностроительный завод» (ЗиО) ведет свою историю с 1919 года. Подольский машиностроительный завод основан по личной инициативе В.И. Ленина в связи с острой необходимостью восстановления железнодорожного транспорта в стране. С первых дней Великой Отечественной войны завод прекратил выпуск гражданской продукции и перестроил свои мощности на крупносерийное производство для нужд оборонной промышленности. Изготавливали бронекорпуса танка Т-40 и фюзеляжей самолетов-штурмовиков ИЛ-2, корпуса снарядов для «Катюш». 16 октября 1941 г. началась эвакуация завода на Восток. В ночь с 15 на 16 октября 1941 года началась эвакуация завода в Свердловск (ныне Екатеринбург) на территорию Уральского завода транспортного машиностроения (Уралтрансмаш). К 1 ноября 1941 года, завод был почти полностью вывезен из Подольска. Завод полностью эвакуировал оборудование, оставив необходимое для изготовления противотанковых ежей, лопат, подков для лошадей, бронепаровозов.
С рабочими и служащими производился полный расчет с выдачей двухмесячного выходного денежного пособия. На дорогу они обеспечивались продуктами питания. Спешно снимались с фундаментов токарные, фрезерные, сверлильные, шлифовальные и другие станки. В собранном виде грузились они в вагоны, вывозились из цехов на внутризаводской железнодорожный путь для дальнейшей отправки по назначению. 28 ноября в последнем эшелоне уедет на Восток В. Засульский, возложив обязанности директора Подольского завода, вернее того, что осталось от него, на Ивана Николаевича Ермакова. Ермакову был известен приказ: если немцы прорвутся в город, заводские корпуса взорвать, а самому уходить в партизаны. Увидел Иван Николаевич противотанковые ежи и надолбы на территории предприятия. Саперы показали ему заминированные фермы и взрывчатку в цехах, свозили на полигон, куда были выведены концы проводов взрывных устройств. К счастью, крутануть ручку этой машинки директору не пришлось...[3]
Завод «Красный котельщик» .
Завод основан в 1896 году русско-бельгийским обществом «Альберт Нев, Вильде и К°» при самом деятельном участии Альберта Нева. В те годы на нём изготавливались различные клепаные конструкции: железнодорожные мосты, механизмы для нефтяной промышленности, оборудование для шахт и доменных печей, паровые котлы. В первый год на заводе работало 150 человек. 15 марта 1918 года Таганрогский котельный завод был национализирован. С 1922 по 1925 находился на консервации. В 1925 году был переименован в Госзавод «Красный котельщик» имени товарища Смирнова. В 1942 году из Таганрога завод «Красный котельщик». На площадях Подольского машиностроительного завода имени Орджоникидзе действовали в годы войны два совершенно независимых друг от друга предприятия, выполнявших принципиально разные задачи.[5]
(Приложение 6)
В августе 1942 года завод выдал первую энергетическую продукцию, выпущенную на подольской земле. Два сепаратора пыли, может быть, и не были крупным производственным достижением, но уже в сентябре «Красный котельщик» изготовил первый котел СП-4 производительностью 20 тонн пара в час давлением 25 атмосфер. (Приложение 2)
Город направил в помощь котельщикам домохозяек и подростков, но их следовало обучить производственным профессиям. Вчерашние домохозяйки и пацаны учились профессиям станочников, а конструкторы Борис Михайлович Шолкович и Дмитрий Сергеевич Коптев реконструировали трехбарабанные котлы в двухбарабанные.[4]
Конструктор Зельман Григорьевич Модель пошел еще дальше - видоизменил двухбарабанный котел в однобарабанный. Рекомендованная инженером Анатолием Афанасьевичем Хохлачевым сварная конструкция питателей угольной пыли намного ускорила и облегчила их изготовление. Эти и многие другие технические новшества, подкрепленные героическим трудом рабочих, позволили коллективу изготовить за восемь месяцев 1943 года двенадцать агрегатов суммарной производительностью 850 тонн пара в час. За успешную работу завод был удостоен первой высокой награды - переходящего Красного знамени Государственного Комитета Обороны. (Приложение 3)
Деятельность Бердянского механического завода на базе завода Орджоникидзе города Подольска
Официальная история гласит: «Завод № 49 ВСНХ, НКТП, НКОП, НКАП, Механический завод, г. Бердянск (г. Осипенко). Механический завод № 49 слегка напоминает «Летучего Голландца». С февраля 1944 года на производственных площадях Подольского завода разместилось еще одно предприятие, эвакуированное из Бердянска. Здесь, в Подмосковном городе, оно выпускало раскройно-заготовительное оборудование - гильотинные ножницы для механической резки металла, стружкодробильные устройства.
(Приложение 7)
Изучая материалы об истории завода имени Орджоникидзе, перечитывая газеты, брошюры и справки, я обратил внимание на примечательную деталь. Ни в одном документе, суммирующем, скажем так, итоги работы трех предприятий, действовавших в годы войны на производственных площадях Подольского завода, не дается картина по каждому из них. Везде практически итог этот излагается так: «Завод оснастил бронезащитой свыше 20 тысяч боевых самолетов. Изготовил 147 паровых котлов, увеличивших на тепловых станциях электрические мощности на полтора миллиона киловатт. Изготовлено более двухсот бензовозов и водомаслозаправщиков, 70 гильотинных ножниц для резки металла, 13 стружкодробилок. Такие «ИЛ-2» укрепляли броней на Подольском заводе. Колхозы и совхозы Подмосковья получили запасные части к тракторам и тракторным плугам - 120 тысяч лемехов, 10 тысяч ступиц ведомого диска, 1200 коллекторов и многое другое».
Бронепоезд «Подольский рабочий»
25 декабря 1941 г. Постановлением ГКО СССР заводу был присвоен № 125 и он возобновил производство бронекорпусов для ИЛ-2. Завод № 125 не мог использовать все имеющиеся тогда производственные площади, поэтому Наркомат тяжелого машиностроения, по Постановлению правительства, разместил в 1942 году на свободных площадях эвакуированный из Таганрога завод «Красный котельщик». А с февраля 1944 года на заводской территории разместился еще и Бердянский завод. 1 января 1942 представителям 43-й армии был передан бронепоезд «Подольский рабочий».
(Приложение 5, 8)
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) на подольском заводе укрепляли броней самолеты, ремонтировали танки Т-34, приходившие из боев под Москвой, выпускали бронекорпуса и башни для плавающих танков Т-38. И так же, как в начале становления завода, именно война определила профиль мирной продукции.
У директора собрались на совет старые производственники - бывший начальник паровозосборочного цеха Сергей Михайлович Гогоров, мастер по термической обработке сталей Алексей Васильевич Бондарев, начальник энергоцеха Сергей Васильевич Голяткин, специалист по кузнечным работам Иосиф Антонович Кулаков. Начальником строительства бронепоезда утвердили Сергея Михайловича Гогорова. Он, в прошлом прекрасный машинист, обкатывал первый отремонтированный паровоз, знал все серии машин до последнего винтика.[3]
Рабочим катастрофически не хватало питания. Причитающуюся по карточкам хлебную норму, поровну поделенную с домочадцами, многие съедали еще за день и даже за два дня вперед. В заводской столовой приходилось довольствоваться небольшой миской пустых щей из серой капусты, в лучшем случае порцией жиденькой «баланды» - ничем не заправленного мучного супа.
Бронепоезд построили за месяц. Передача Красной Армии бронепоезда, который по желанию его строителей получил название «Подольский рабочий», состоялась 1 января 1942 года.Первого января 1942 года на заводе прошел митинг. В торжественной обстановке бронепоезд "Подольский рабочий", состоявший из двух паровозов, четырех бронеплощадок и десяти вагонов, был передан представителям 43-й армии и прошел боевой путь от Мценска до Берлина. (Приложение 1)
Вскоре с фронта пришло на завод письмо. В нем сообщалось, что личный состав бронепоезда в первом же бою успешно выполнил поставленную командованием задачу: полностью разгромил укрепленную высоту. Разбито 32 дзота, уничтожено две артиллерийские батареи и до двух батальонов пехоты, сбит самолет.
Заключение.
Работая над этим проектом, я выполнил все поставленные задачи: изучил историю и деятельность предприятий города Подольска в годы Великой Отечественной войны и на примере работников предприятий рассказал о вкладе подольчан в дело Великой победы. Таким образом, поработав над данной темой, я подробно изучил какие предприятия работали на территории города Подольска в годы войны, какую продукцию выпускали и какую роль сыграли в обеспечении Красной армии. Через изучение судьбы людей, тружеников тыла и защитников Отечества я проследил все тягости и невзгоды, которые пришлось испытать нашим прадедам и дедам отстаивая мир и свободу на земле, мне удалось изучить основные направления работы предприятий Подольска в годы войны и их вклад в общее дело победы, в этом, я считаю и есть новизна и актуальность выбранной мной темы.
Во время экскурсии по Краеведческому музею, я поинтересовалась у экскурсовода Екатерины Леонидовной: «Значимый ли вклад внесли предприятия города Подольска в Победу в Великой Отечественной войне?», на что мне с гордостью ответили: «Поистине значимый. 19 октября 1941 года в Москве и прилегающих к ней районах было объявлено осадное положение, город Подольск стал прифронтовым городом. Подольские промышленные предприятия были вынуждены перевести все мощности с выпуска гражданской продукции на производство для оборонной промышленности. Например: изготавливали боеприпасы, противотанковые надолбы, ремонтировали танки и другую военную технику. Огромный вклад внесли швейники, которые в течении нескольких суток непрерывной работы швеи изготовили 5 тысяч маскировочных халатов. Также изготавливались ручные гранаты и печи, а в дальнейшем – корпуса для снарядов и мин». (Приложение 10, 11, 12, 13)
Благодаря полученной информации, мы узнали, что город Подольск оказал значительную материальную помощь Красной армии.
Человек может привыкнуть ко всему: он может привыкнуть к каждодневным бомбежкам, к очередям, к бумажным крестам на окнах, к холоду и голоду военной поры. Даже к смерти. Но привыкнуть к войне человек не может, не в состоянии. Война кончилась, осталось только эхо, и это эхо все глуше и глуше. Очень много людей, переживших войну, искренне радуются тому, что война забывается, становится историей, что все больше сейчас таких, которых война не коснулась. Наверное, их можно понять. Забыть войну нам, кто ее не видел, легко. Нo мы должны о ней знать, должны о ней помнить, чтобы больше никогда не было войны. Очень важно успеть изучить, записать и сохранить данные о событиях 1941-1945 годов. Ведь для нашего поколения, минувшая война – это уже история, которую мы изучаем по книгам. Поэтому я планирую продолжить работу по изучению страниц Великой Отечественной войны и славных подвигов советских воинов. Низкий поклон памяти отважных героев, подаривших нам Победу.
Список литературы.
Города Подмосковья: В 3-х книгах Редкол. Л. И. Васькина и др. - М. Моск. рабочий, 1981.
Живая летопись времён. «Подольский рабочий» — 90 лет с читателем / Под общей редакцией Л. С. Толстухиной. — Подольск: Академия — XXI, 2007.
Криворучко М., Сотников Ю. Боевая слава Подмосковья. - М. Моск. рабочий, 1986.
Нев, Андре. В Таганроге // Донской временник / Донская государственная публичная библиотека. Ростов-на-Дону, 1993-2014
Немного из истории Подольского машиностроительного завода им. Орджоникидзе (ЗиО). Е.В. Вейник. 2011.
Подольск: год рождения 1781. Столица промышленности Подмосковья. — Подольск, 2006.
Панков Д. Д. Очерки по истории Подольского края: II часть. Подольский край с конца XIX века до новейшего времени. — М.: Учебник, 1998
Пирет, Жан. Льежский промышленник Альберт Нев в Таганроге // Донской временник / Донская государственная публичная библиотека. Ростов-на-Дону, 1993-2014
Ссылки.
[1]- Панков Д. Д. Очерки по истории Подольского края: II часть. Подольский край с конца XIX века до новейшего времени. — М.: Учебник, 1998
[2]- Подольск: год рождения 1781. Столица промышленности Подмосковья. — Подольск, 2006.
[3] -Немного из истории Подольского машиностроительного завода им. Орджоникидзе (ЗиО). Е.В. Вейник. 2011.
[4]- Криворучко М., Сотников Ю. Боевая слава Подмосковья. - М. Моск. рабочий, 1986.
[5]- Пирет, Жан. Льежский промышленник Альберт Нев в Таганроге // Донской временник / Донская государственная публичная библиотека. Ростов-на-Дону, 1993-2014
Приложения
Приложение №1
Строительство бронепоезда Подольский рабочий
Приложение №2
Представители воинской части с руководителями завода«Красный котельщик»
Приложение №3
На Подольском механическом заводе в годы войны.
Приложение №4
В литейном цехе механического завода в годы войны.
Приложение №5
Бронепоезд «Подольский рабочий»
Приложение № 6
Специалисты- котлостроители
Приложение №7
Копия архивного документа о продукции Бердянского механического завода.
Приложение №8
Бронепоезд Подольский рабочий ( Подольский Краеведческий музей)
Приложение №9
Корпус снаряда « Катюши» ( Подольский Краеведческий музей)
Приложение №10
Ракетная установка «Катюша» ( Подольский Краеведческий музей)
Приложение №11
Крекинг-электровозы ( Подольский краеведческий музей)
Приложение №12
Такие паровозы ремонтировали на паровозоремонтном заводе
( Подольский Краеведческий музей)
Приложение №13
( Подольский Краеведческий музей)
Приложение №14
( Подольский Краеведческий музей)