Участники Волжско - Сурского оборонительного рубежа на примере Кульковой Евгении Федоровны

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Участники Волжско - Сурского оборонительного рубежа на примере Кульковой Евгении Федоровны

Неустроева А.А. 1
1ГАПОУ ПО «Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса»
Вишникина М.А. 1
1ГАПОУ ПО «Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., достигнутая ценой многих жертв и страданий, навсегда останется в памяти не только наших современников, но и далеких потомков. В контексте важнейших исторических событий XX века она занимает особое место как чрезвычайно яркое и в высшей степени убедительное подтверждение неодолимости народа, борющегося за свободу и независимость своей Родины. Вероломно напавший на нашу Родину враг располагал высокоразвитым военным, экономическим, научно-техническим потенциалом.

Одной из важных, сложных и крупномасштабных проблем, которую пришлось решать в суровые годы войны, была проблема создания многочисленных, глубоко эшелонированных систем укреплений, предназначенных для прикрытия главных стратегических районов, экономических и административных центров, военно-морских баз.

Первым шагом в этой области стало привлечение на строительство тыловых оборонительных рубежей гражданских строительных трестов и главных управлений, а также военно-строительных организаций.

Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов.

- формирование глубокого, целостного понимания духовных основ героизма тружеников фронта и тыла, внесших неоценимую роль в освобождение страны и народов Европы от фашистских захватчиков;

- активизация чувств патриотизма и гордости за самопожертвование и героизм советского народа;

- восполнение документальных свидетельств подвига военных инженеров и строителей, поиск и выявление неизвестных, незаслуженно оставшихся без внимания и благодарной памяти.

Цель работы – на конкретном примере Кульковой Евгении Федоровны, основываясь главным образом на документах и фактах, обобщить опыт организации и ведения военно-полевого оборонительного строительства Сурского рубежа в годы войны.

Задачи работы:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Найти и описать воспоминания свидетелей строительства.

3. Восполнить документальные свидетельства подвига строителей на Сурском рубеже, поиск и выявление неизвестных, незаслуженно оставшихся без внимания и благодарной памяти.

Степень изученности темы. Несмотря на несомненную актуальность проблемы разработаны лишь отдельные ее аспекты. Об этом можно судить по тому отражению, которое тема оборонительного строительства нашла в литературе.

Источниковую базу исследования составили документы, хранящиеся в Архиве Пензенской области, а также исследования пензенских краеведов и данные личного архива.

Личный вклад автора: на конкретном историческом материале, основываясь главным образом на новых документах и фактах, с современных позиций, изучить, обобщить опыт организации и ведения военно-полевого оборонительного Сурского рубежа в годы войны 1941-1945 гг.

1. Участники Волжско - Сурского оборонительного рубежа

На долю рождённых до Великой Отечественной войны пришлось непростое время. Сначала с трудом пережили оккупацию, потом голод и восстановление разрушенного хозяйства. Не детскую ношу вынесли они на своих плечах.

Кулькова Евгения Федоровна родилась 13 мая 1920 г. в городе Пенза. Евгения Фёдоровна рано потеряла родителей и осталась сиротой. На своё попечение её взял в свою семью дядя. В дальнейшем они переехали в
г. Саранск. Здесь она обучается в Саранском Педагогическом училище и получает профессию учителя биологии и географии. В дальнейшем дядю перевели в Пензу, и Кулькова Е.Ф. возвращается вместе с ним. По воспоминаниям она была очень рада этому факту, говоря о том, что каждый должен жить, там, где он родился.

Возвращение на родину предопределило ее дальнейшею судьбу. Евгения Федоровна устраивается работать в школу. Помимо учебной работы, педагогам школы приходилось собирать в поле колоски, работать в колхозе, организовывать образование неграмотных колхозников.

Евгения Федоровна вспоминала: «Трудились все, кто мог, – старики, женщины и дети. И вот нас всех собирали на колхозном дворе. Бригадир объявил: Сбор колосков, оставшихся на поле после уборки комбайнами, – самый ответственный момент, влияющий на количество полученного урожая. На сбор колосков отводился трёхдневный срок, по истечении которого поля должна была принять комиссия от МТС и передать их под запашку зябью. А всю работу контролировал уполномоченный по заготовкам зерна, у которого на ремешке висела кобура. Это вызывало чувство ещё большей ответственности за столь важное дело» [8].

Нелегкие тяготы судьбы сплачивали людей. Именно здесь она встречает своего мужа Кулькова Дмитрия Васильевича. Интересно, что он тоже работал учителем. В совместном союзе у них родилось двое детей. Но семейная жизнь длилась недолго. В 1941 году началась Великая Отечественная Война. Муж ушёл на фронт, и Евгения Федоровна осталась одна с двумя детьми. Было очень тяжело.

Осенью 1941 года, когда враг уже был под Москвой, руководство СССР приняло стратегическое решение. На случай, если немцы пойдут вглубь нашей страны, им должны помешать оборонительные рубежи в глубоком тылу на берегах рек. Так появились Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод. Они должны были задержать гитлеровские войска на подступах к Казани, Куйбышеву, Ульяновску [2].

Часть рубеж проходила через Пензенскую область с севера на юг по правобережью рек Сура, Уза, Няньга через Лунино, Бессоновку, Пензу, Лемзяйку на село Ключи и дальше на г. Петровск Саратовской области [5].

Примерная схема прохождения Волжско-Сурского рубежа обороны

Примерная схема прохождения Сурского рубежа обороны

1. Волжский (Заволжский) рубеж обороны -  зелёный цвет.
2. Сурский рубеж обороны - 
сине-красный цвет.
3. Красным цветом помечен участок Сурского рубежа обороны, за обустройство которого была ответственна 6-я Сапёрная Армия (от с.Барышская Слобода (ныне Ульяновская обл.) на севере по территории Пензенской области до г.Петровск Саратовской области на юге.

Все население было мобилизовано на строительство Сурского рубежа Для выполнения огромного объема работы мобилизовывалось в порядке платной трудовой повинности местное население — мужчины в возрасте от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 50 лет. В первую очередь, к ноябрю, необходимо было привлечь 64 тыс., а во вторую — к 15 ноября, довести число мобилизованных до 100 тыс. человек. В том числе и была мобилизована Кулькова Евгения Федоровна. Занимались тем, что сплавляли лес, пахали на себе поля (все мужчины ушли на фронт), рыли окопы. Все тяготы войны она перенесла вместе со всеми людьми, которые находились в тылу [7].

По имеющимся данным общая протяженность оборонительного рубежа по прямой составляла 350 километров. На этой трассе предстояло соорудить противотанковые рвы, сделать танко-недоступными берега рек и оврагов, соорудить 450 дотов и дзотов, приготовить 1.500 огневых позиций для артиллерии, 12 тысяч землянок. Все это входило в перечень работ первой очереди. Вторая очередь предусматривала троекратное увеличение числа оборонных объектов.

Для оборонных работ первой очереди требовалось большое количество строительных материалов, в том числе: 325 тыс. кубометров круглого леса, который предстояло заготовить собственными силами в окрестных лесах; 30 тыс. кубометров пиломатериалов, для производства которых определялись лесозаводы. Строительству выделялось 2 млн. штук кирпича. Кроме того, на специальных предприятиях срочно изготовлялись двери для землянок и блиндажей, рамы, печи и другие типовые строительные детали. Изыскивались 15 вагонов кровельного железа, 3 вагона гвоздей, 15 тыс. комплектов зимней одежды [1].

Днем начала строительства рубежа было определено 1 ноября. К этой дате в назначенные пункты прибыло мобилизованное население и в первый ноябрьский день началась работа. Уже 5 ноября ход ее был проанализирован на заседании бюро обкома партии. О первых итогах доложил командующий 6-й саперной армией Корнев. Начальный этап работы был признан неудовлетворительным и принято жесткое решение, обязывающее военные и гражданские власти в кратчайший срок исправить положение.

Повторно этот вопрос был, обсужден 15 ноября, после чего он был рассмотрен в большинстве партийных и советских органов, что позволило добиться перелома в организации работы на рубеже [6].

6-я саперная армия, сооружавшая Пензенский рубеж, находилась в процессе формирования и сама испытывала большие трудности. Штаб ее находился в Пензе и размещался, вероятно, в здании средней школы № 2 вместе с городским эвакопунктом, что создавало большие неудобства в работе. Не был расквартирован и командный состав. Командующий армией Корнев только 1 ноября принял ее от предшественника.

В армию входили четыре саперные бригады, разместившиеся в Пензе, Инзе, Саранске и Шумерле (Чувашия). Три бригады из четырех вели работы в Пензенской области.

Бригады пополнялись за счет людей с Брянского оборонительного рубежа. Из-за отсутствия транспорта всю 500-километровую дорогу они преодолевали пешком. С ними шла часть мобилизованного населения — плохо обутые и одетые в осеннюю непогодь. Документы сохранили пример: комсомолка «в туфельках» прошла 500 км пешком и привела с собой группу людей [1]!

Организацией работ на трассе занимались управления полевого строительства (ПС), входящие в бригады. В с. Грабово находился штаб 52 ПС, отвечавший за оборонительные работы на участке Лунино-Бессоновка. В Бессоновке располагалось 51 ПС (участок Бессоновка—Лемзяйка), в Шемышейке 101 ПС (Лемзяйка— Ключи), в Мокшане 102 ПС (Лунино—Загоскино), в Телегино 9, с середины ноября 53 ПС (Загоскино— ст. Александровка).

Самое большое количество людей было призвано в городах Пенза — 6000 (именно туда попала Евгения Федоровна ) и Кузнецк — 2000 человек.

Призванные должны были иметь при себе теплую одежду, надежную обувь, железную лопату, каждый 10-й — топор, каждый 25-й — пилу, запас пищи (колхозники питались 20 суток за счет колхоза, должны были к тому же иметь фураж для лошадей). За это время организовывалось общественное питание или выдача продуктов на группы в 5—10 человек. На Пензу возлагалась задача выпекать 30 тонн хлеба для питания строителей.

Районные колонны делились на бригады по 100 человек во главе с заместителем председателя колхоза или политруком [4].

Для проживания люди подселялись в дома жителей близлежащих селений. Медицинское обслуживание обеспечивали местные медработники и немногочисленный медперсонал саперной армии. Было определено, что мобилизованные могут вернуться домой только после завершения строительства оборонительного рубежа.

Распределение мобилизованных по участкам оборонительного рубежа

ПС

Участок

Районные колонны

Людей I и II очер.

№52

Лунино—Бессоновка

Лунинская, Б.-Вьясская, Иссинская, Бессоновская , Н.-Пестровская

18600

№51

Бессоновка—Лемзяйка

Пензенская гор., Терновская, Городищенская

20200

№101

Лемзяйка—Ключи

Сосновоборская, Кузнецкая район., Кузнецкая город., Кондольская, Шемышейская

17800

№103

Ключи—Петровск

Даниловская, М.-Сердобинская, Сердобская, Колышлейская, Лопатинская, Камешкирская

22000

№102

Лунино—Загоскино

Мокшанская, Головинщинская, Пачелмская, Н.-Ломовская, Голицинская

13700

№53

Загоскино-ст. Александровка

Телегинская, Чембарская, Свищевская, Каменская, Башмаковская

8000

Зима 1941 года легла рано. Нарастающие морозы превратили верхний слой земли в ледяной панцирь, который надо было пробивать. Кулькова Е.Ф. вспоминала: «Чем дальше, тем глубже промерзла земля, слой промерзания на возвышенных местах достигал 120 см. Для работавших подростков, женщин и пожилых людей это была крайне изнурительная работа. Весь день на морозе, без горячей пищи в обед, и только сознание, что это необходимо для борьбы с немецко-фашистскими оккупантами, высокий патриотизм, понимание того, что наши отцы, братья, сыновья и мужья отдают жизнь на фронте, давали людям силу переносить неимоверные трудности, немыслимые в условиях мирной жизни. Чтобы работа шла быстрее, после расчистки площадки от снега вырубали в углах топорами и ломами ямки глубиной 25—30 см, затем работали клиньями, забивали их железными кувалдами, откалывая постепенно глыбы мерзлой земли и выкидывая их на стороны. И так ежедневно — день за днем. Более слабые люди зябли, были случаи обморожения. Им оказывалась медицинская помощь... Больных отправляли в больницы».

Работа по сооружению оборонительного рубежа шла полным ходом, когда войска противника вплотную подошли к Москве и появилась реальная угроза его прорыва в глубокий тыл. В связи с этим в конце ноября были выработаны предложения по организации обороны Пензы. Она строилась, опираясь на силы 37-й запасной стрелковой бригады (командир Ткачев), штаб и части которой располагались в Селиксе [5].

В случае непосредственной угрозы областному центру пять стрелковых полков должны были защитить город. Передовые отряды обороняющихся располагались по линии пригородных сел: Валяевка—Громаковка—Панкратовка—Ардым—Борисовка. Следующий оборонительный рубеж, названный «промежуточным», проходил по Веселовке, Кривозерью, Терновке. Основной рубеж обороны шел по внешнему обводу города через пригородные слободы — Черкасскую, Конную на ипподром, далее через овраги (ул. Подгорная) к бывшему мужскому монастырю и дальше к Ахунам.

Сам город делился на три сектора обороны: северо-западный (Заводской) — часть города к северу от линии железной дороги Москва—Куйбышев; западный — часть города к югу от указанной железной дороги до линии улиц М. Горького—Боевая; южный — остальная часть города.

Считалось, что для обороны Пензы необходимо иметь 240 орудий (по 4—6 орудий на км фронта), 1—2 бронепоезда и 55—60 противотанковых пушек.

Так как времени на сооружение оборонительных укреплений по всей линии не было (требовалось 600000 человек) предлагалось укрепить господствующие над городом высоты, превратив их в узлы обороны, установить минные и проволочные заграждения, эскарпировать танкоопасные направления [3].

Однако работы по сооружению Пензенского оборонительного рубежа продолжались вплоть до последней декады января 1942 г. Е.Ф. Кулькова в воспоминаниях рассказывает, что им было объявлено о прекращении работы 17 января в связи с передислокацией саперной армии в Подмосковье.

Известно документальное свидетельство о завершении работы на Пензенском рубеже. 22 января 1942 г. командование 51 ПС обратилось с письмом к руководству Пензы, в котором благодарило городские власти за содействие в выполнении боевой задачи, за решение которой управление завоевало переходящее Красное Знамя 6-й саперной армии и 6-го АРМУОКра. В письме сообщается, что Пензенский рубеж «закончен в срок и на отлично» благодаря добросовестному отношению мобилизованного населения. Всего жителями Пензы отработано 271030 человеко-дней (подчеркнем, что это только на участке 51-го ПС — Бессоновка—Лемзяйка). Коллектив 51 ПС справедливо считал, что «этого успеха мы добились общей с вами работой» [6].

В 1943-м году у Евгении Федоровны умирает одна из дочерей от дифтерита и приходит похоронка на мужа (сгорел в танке). Череда страшнейших событий не смогла сломить ее дух. Она всегда стремилась к изучению чего-то нового и получению новых знаний. В 1944-м году она поступает на работу в Детский дом в с. Анненково, Кузнецкого района и параллельно поступает в Пензенский Педагогический институт и заканчивает его в 1946 году.

По её рассказам в этот детский дом привозили эвакуированных детей Московского дома ребенка, а также беспризорников, которых снимали с поездов. Это были так называемые дети войны, измученные голодом, лишениями, зверствами фашистов, были закрыты и озлоблены. Но воспитатели и учителя находили к ним подход и из них выходили достойные люди.

Они очень гордились своими воспитанниками, т. к. выйдя из детского дома они становились артистами, инженерами и даже профессорами и врачами. После войны этот детский дом расформировали.

В 1969 году прабабушка снова переехала в Пензу. Она устроилась на работу в только что открывшуюся школу № 37 и работала в ней до выхода на пенсию до 1975 года. О этой школе у неё остались только хорошие воспоминания. Она вспоминала: «В школе сложился очень хороший, дружный, сплоченный коллектив. Учителя жили одной большой семьей». Даже после выхода на пенсию, до самой смерти, она продолжала общаться со многими учителями того времени. Коллектив школы никогда не забывал о ней и всегда поздравлял со всеми праздниками и приглашал на школьные мероприятия [8].

На похороны приходили ее воспитанники из школы, детского дома, среди них был профессор из Строительного института Ветошкин Александр Григорьевич, который принёс книгу об Анненском детском доме и о людях, которые там жили и работали в то тяжелое военное время.

Заключение

Моя прабабушка - Кулькова Евгения Федоровна прожила достойную жизнь, как и весь народ нашей страны. Она перенесла все невзгоды войны, тяжёлое послевоенное время, разруху, голод, поэтому была награждена множеством грамот и медалей:

1) Медаль «За добросовестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945

2) Медаль «Ветеран труда»

3) Медаль «50 лет Победы в ВОВ 1941-1945»

4) Медаль «60 лет Победы в ВОВ 1941-1945».

До конца своих дней она вспоминала и рассказывала о событиях на Сурским рубеже. Подвиг тружеников тыла был огромным по размаху и числу вовлеченных людей работы по строительству оборонного рубежа. Героизм подростков, женщин, стариков был огромным вкладом в приближении ко Дню Победы. Обычные, простые люди, такие как Евгения Федоровна в тяжелейших условиях военного времени сделали то, что сегодня мы привычно именуем «вкладом тружеников тыла в дело Великой Победы».

Я горжусь своей прабабушкой и в День Победы 9 мая в шествии “Бессмертного полка я несу её портрет с огромным уважением.

Список используемой литературы и источников

1. ГАПО, ф. п. 148, оп. 1, д. 397, л. 125.

2. ГАПО, ф. п. 148, оп. 1, д. 397, л. 140.

3. Аксенов М. И. Строительство оборонительных укреплений в 1941 — 1942 гг. в Кондольском районе //Страницы жизни. Пенза, 1992, с. 103—104.

4. Колчин Б. А. Пензенские коммунисты в борьбе за укрепление тыла в годы Великой Отечественной войны. Пенза, 1958; Тихообразов К. И. Военно-организаторская работа Пензенской областной партийной организации в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.). Пенза, 1968, с. 9;

5. Малышев В.И. Волжско—Сурский оборонительный рубеж // Информационный вестник Пензенского областного совета ветеранов. 2008. No5. С. 44-45.

6. Мочалов В.А. Пензенский оборонительный рубеж 1941 года // Из истории области. Очерки краеведов. Выпуск V. Пенза, 1995. С. 44

7. Меркушев В. Во имя Родины. Трудовой героизм комсомольцев и молодежи Пензенской области в годы Великой Отечественной войны. Пенза, 1971, с. 10.

8. Личный архив.

Просмотров работы: 301