1. Введение
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
В 2010 году в Лентьевской школе было организовано школьное лесничество «Крепкий орешек». В него вступают все учащиеся школы, начиная со второго класса. Ребята самостоятельно создали для своей организации собственную атрибутику: эмблему, флаг, девиз и гимн (Приложение 1).
Школьное лесничество проводит большую работу: и теоретическую, и профориентационную, и практическую. Много различных мероприятий у школьников проходит в лесу: экскурсии, субботники, исследования. У нашего лесничества есть своя закреплённая территория леса, на которой организована экологическая тропа (Приложение 2). Мы стараемся за ней ухаживать, но многое ещё хотелось бы изменить в лучшую сторону – работы у школьного лесничества всегда хватает.
И вот в 2020 нам исполняется 10 лет. Это наш первый юбилей. В связи с этим, хотелось бы подвести некоторые итоги работы и рассказать об истории создания лесничества в Лентьевской школе.
ТЕМА РАБОТЫ:
«Опыт работы школьного лесничества в Лентьевской школе».
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Изучить историю создания и опыт работы школьного лесничества в МОУ «Лентьевская школа» Устюженского района Вологодской области.
ЗАДАЧИ:
Изучить архивные документы о работе лесничества в Лентьевской школе.
Собрать информацию о работе школьного лесничества «Крепкий орешек» за последние 10 лет.
Составить и защитить презентацию о работе школьного лесничества в Лентьевской школе.
2. Архивная информация о работе лесничества в Лентьевской школе
История работы лесничества в нашей школе начинается не с 2010 года, а намного раньше. У Лентьевской школы богатая история. В 2019 году ей исполнилось 140 лет. Лентьевская школа была основана земством в 1879 году. В 1978 году школа из восьмилетней была реорганизована а начальную, а в 1998 году снова прошла реорганизация, и школа стала основной. Много за это время было проделано различной работы; было и сотрудничество с Лентьевским лесничеством в шестидесятые - семидесятые годы прошлого века.
У нас нет архивных данных, что в Лентьевской школе в то время было организовано школьное лесничество со всеми соответствующими документами. Наверное, это не было сделано официально, но вот работа действительно велась – школа тесно сотрудничала с Лентьевским лесничеством, которым руководил лесничий Борис Иванович Евстигнеев.
Борис Иванович родился 24 июня 1923 года в деревне Крутиха Новгородской области. Вот что написано в брошюре газеты «Вперёд» от 30.06.2016 года «Историю Устюженского лесхоза пишут журналисты» (Приложение 3).
Евстигнеевы - потомственные лесоводы. Отец Бориса Ивановича работал объездчиком, нередко он брал с собой в лес старшего сына, и эти поездки были для Бориса незабываемыми, полными богатых впечатлений и неожиданных открытий.
В июне 1941 года восемнадцатилетний Борис Евстигнеев окончил школу в городе Чудово Новгородской области. Но все мирные планы нарушила война. Ему бы паспорт получать, а тут повестка: «Явиться на сборный пункт». Огненными дорогами войны Борис Евстигнеев прошагал немало.
Всю войну на Ленинградском фронте воевал в составе 74-ого отдельного пулеметного артиллерийского батальона. Защищал Ленинград, участвовал в жестоких боях на Невской Дубровке. Там и зимовали и в 42-м, и в 43-м, и в 44-м годах. Оборону держали в 40 градусов мороза.
Старший сержант, миномётчик Евстигнеев прошёл всю войну: защищал Ленинград, освобождал Нарву и Талин, победу встречал на острове Вилсанди в Эстонии. Его ратный подвиг отмечен орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги».
Закончилась война. И хотя старшего сержанта Евстигнеева не один месяц уговаривали остаться на сверхсрочную службу, он знал, что его призвание - мирный труд.
Демобилизовался Борис Иванович в марте 1947 года и поступил на двухгодичную учёбу в Устюженскую лесную школу, затем был техникум и институт. С той поры вся жизнь Бориса Ивановича связана с Устюженским краем. В Лентьеве он женился, в это лесничество его и направили работать в 1949 году.
Первые два года Борис Иванович был помощником лесничего, а с 1951 года возглавил Лентьевское лесничество и руководил им 37 лет.
Обязанностей у лесничего хватало, каждый новый день был не похож на предыдущий. Но чем глубже лесовод Евстигнеев вникал в свое дело, тем больше загадок задавал ему лес, тем интересней и плодотворней был поиск ответов.
Так в Лентьевском лесничестве организовали производство щепы. Были сделаны специальные плуги для посадки и посева леса. В первый год работы Борис Евстигнеев создал опытный участок. Именно в этом лесничестве была оборудована единственная в области сушилка для семян. «Семена были первоклассные! Каждый день получали по 6 кг», - вспоминает Борис Иванович.
Не одну диссертацию защитили учёные на материалах Лентьевского лесничества, руководствуясь брошюрой Бориса Ивановича Евстигнеева «Технические указания по совершенствованию рубок главного пользования в наиболее распространённых типах лесов Европейского Севера».
Есть чем гордиться Борису Ивановичу. Его мирный труд отмечен орденом Ленина, а результаты его труда проживут минимум сто лет. Весь средневозрастной лес в Лентьевском лесничестве посажен под руководством Бориса Ивановича Евстигнеева. А это около двух тысяч гектаров! [1]
А достопримечательность нашего края - лес имени Евстигнеева Бориса Ивановича. В 2010 году он водил ребят Лентьевской школы на экскурсию в свой лес (Приложение 4). Большой аншлаг рассказывает о том, что здесь на площади 44 гектара с 1958 по 1973 годы посажен лес, носящий имя лесничего Евстигнеева. Далеко не каждый может похвастаться таким результатом труда! Растёт и крепчает лес, посаженный Борисом Ивановичем, - это свидетельство того, какой заметный след в жизни района оставил лесовод Евстигнеев.
Параллельно с основной работой лесничего, Борис Иванович в шестидесятые-семидесятые годы курировал работу школьного лесничества в Лентьевской школе. Во что рассказывала в своих воспоминаниях об этом сотрудничестве бывший директор Лентьевской школы Драницына Ангелина Никитична (Приложение 5):
«Началось всё с незначительных поручений, которые давало Лентьевское лесничество: собирать сосновые шишки, помочь делать посадки сосен в делянках, изготовить и развесить скворечники, посадить лесозащитные полосы между Лентьевым и Громошихой и др.
Главный лесничий Борис Иванович Евстигнеев предложил создать школьное лесничество. В него изъявили желание записаться 68 человек. Был избран Совет в составе шести человек. За лесничеством закрепили несколько лесных кварталов общей площадью 1282 га! Вся работа проводилась летом. В одних кварталах было организовано только патрулирование в пожароопасный период; в других – наблюдение за ежегодным приростом различных пород деревьев; в третьих – проведение посадок и наблюдения за их приживаемостью.
Для всех было обязательным озеленение улиц, изготовление скворечников, выращивание цветочной рассады и закладка цветников, сбор сосновых и берёзовых почек, сбор лекарственных растений и многое другое.
Наиболее почётным и важным было поручение – в летний период дежурить на противопожарной вышке у лесничества, следить за противопожарным состоянием леса.
Интересными были и теоретические занятия, праздники, экскурсии, конкурсы рисунков, фотографий, поделок. О работе школьного лесничества в Лентьеве знали не только в районе, но и в области. За хорошую работу школьное лесничество было награждено «Большой медалью» и вымпелом Всероссийского общества охраны природы». [2]
3. Создание школьного лесничества «Крепкий орешек» в 2010 году
В 1998 году Лентьевская школа вновь стала основной. Как и прежде, велась большая работа по экологическому воспитанию школьников. В августе 2010 года было решено создать новую школьную организацию – школьное лесничество «Крепкий орешек».
В приказе № 131/1 от 26.08.10 говорится о том, что дирекции Устюженского лесхоза, ООО «ЛПК им. Желябова» и МОУ «Лентьевская основная общеобразовательная школа» в целях развития природоохранной деятельности учащихся приказывают организовать школьное лесничество на общественных началах из учащихся 2-9 классов. Был заключён трёхсторонний договор между этими организациями; на основании «Примерного положения о школьном лесничестве» утверждён «Устав школьного лесничества» (Приложение 6). Финансовую поддержку этой работе всегда оказывал руководитель ООО «ЛПК им. Желябова» Шкакин Николай Васильевич. Ответственной за организацию и работу школьного лесничества «Крепкий орешек» была назначена учитель биологии Зубова Ольга Алексеевна.
В начале первого года работы в школьном лесничестве были объявлены конкурсы на гимн, девиз и эмблему «Крепкого орешка». В итоге, текст гимна был составлен Першиной Полиной, девиз – Зубовой Екатериной, а вариантов эмблем было несколько. Общим голосованием была выбрана эмблема Озеровой Ольги.
Высшим органом школьного лесничества является общее собрание его членов. В самом начале работы был избран Совет школьного лесничества, где каждый учащийся отвечал за свой сектор работы. Всего было 6 таких секторов, то есть, работа велась по шести направлениям: «Юный лесовод», «Трудовой десант», «Питомник», «Исследователь», «Экологический театр» и «Пресс-центр» (Приложение 7). Также в Совет входил секретарь, который вёл специальный дневник и отражал всю работу школьного лесничества. Руководил Советом лесничий, который отвечал за выполнение плана работы и являлся помощником руководителя-педагога.
В 2010-ом году работы хватало всем. Например, юные лесоводы знакомились с лесоразведением и лесовосстановлением, изучали информацию о защите лесов. Летом им все эти знания пригодились на областном слёте школьных лесничеств в Великом Устюге, где Мельников Андрей занял 1 место в секции «Юный лесовод», Зубова Екатерина – 2 место в секции «Юный защитник леса», а Юргель Наталья – 3 место в секции «Юный лесокультурник». Конечно, была и практическая работа – например, сажали саженцы орешника, озеленяя в Лентьеве медпункт, почту, школу, детский сад, администрацию поселения и просто улицы деревни (Приложение 8).
Трудовой десант организовывал такие акции, как «Зелёный патруль» и «Сбор сосновых шишек для получения семян» (Приложение 9). Шишки собирали и всем составом школьного лесничества, и индивидуально. Только Виноградовой Светланой было сдано 354 кг сосновых шишек.
В нашем питомнике были высажены семена кедра, за которыми всегда осуществлялся своевременный уход (Приложение 10). На нашем кедровом питомнике было выполнено 3 исследовательских проекта.
Уже в первый год работы исследовательская деятельность «Крепкого орешка» отмечалась и на районном уровне, и в области (Приложение 11), а позже мы стали участниками и даже победителями Всероссийского уровня исследовательских работ.
Экологический театр организовывал выступления классов на школьном театральном фестивале, а также выступал со своей постановкой и на областном слёте школьных лесничеств в Великом Устюге, где занял 3 место в области (Приложение 12).
Пресс-центр освещал нашу работу. Были публикации как в районной газете «Вперёд», так и в областных журналах «Лесной» (Приложение 13).
Вот наиболее значимые достижения первого года работы школьного лесничества «Крепкий орешек» (Приложение 14), где стоит отметить и общекомандное 3 место в Областном Слёте школьных лесничеств, и 3 личных призовых места у ребят. По итогам 2011 года в Областном заочном смотре-конкурсе школьных лесничеств «Крепкий орешек» стал победителем (Приложение 15).
4. Основные достижения и направления работы школьного лесничества «Крепкий орешек» за 10 лет
С 2011 по 2014 год школьным лесничеством руководила Пашкова Ольга Николаевна. Много интересной работы было проделано за это время (Приложение 16).
Основными значимыми событиями 2011-2012 учебного года стали следующие. Победа Зубовой Екатерины в областном конкурсе исследовательских работ «Подрост», секция «Лесоведение и лесоводство». Катя представляла свой проект «Исследование роста и развития сеянцев двух видов кедра в Устюженском районе Вологодской области». В мае 2012 года она защищала свою работу на Финале Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» в городе Казань (Приложение 17).
В июне 2012 года снова проходил Областной смотр-конкурс школьных лесничеств. Наши ребята заняли общекомандное 3 место, а также два призовых места в номинациях и два призовых места в индивидуальных конкурсах: ботаников (Мельников Андрей) и зоологов (Озерова Ольга). В Областном заочном смотре-конкурсе школьных лесничеств «Крепкий орешек» занял третье место (Приложение 18).
В 2012-2013 учебном году также было много достижений (Приложение 19). В октябре Матвеева Анастасия со своей работой «Влияние обработок «Энергена» на всхожесть семян сибирского кедра» на Всероссийской научно-практической конференции «Ростки науки» в секции «Лесное дело» заняла 1 место, в декабре 2012 года она стала победителем и на областном этапе Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост». Там же Беляева Дарья с работой «Шелохачские родники» заняла 2 место (Приложение 20).
В марте 2013 года Матвеева Настя и Зубова Катя представляли свои исследования на Российской научно-технической конференции «Открытый мир. Старт в науку», которая проходила в Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева. Обе девочки заняли третьи места в своих секциях на Всероссийском уровне. «Крепкий орешек» в этот год вновь стал первым в области (Приложение 21).
В 2013-2014 учебном году (Приложение 22) Матвеевой Анастасии с работой «Изучение роста и развития сеянцев сибирского кедра второго года жизни» стала победителем сначала на районной выставке «Урожай – 2013», а потом и на областном юниорском лесном конкурсе «Подрост». В декабре 2013 года Настя стала лауреатом «100 юных талантов Вологодчины».
По итогам областного заочного смотра-конкурса школьных лесничеств в 2014 году «Крепкий орешек» занял 3 место (Приложение 23).
С 2014 по 2016 год школьным лесничеством руководила Матвеева Раиса Александровна (Приложение 24).
В эти годы самым знаменательным событием стала победа в Москве ученицы 6-го класса Суровицыной Ирины на Российской научно-технической конференции «Открытый мир. Старт в науку». Ира защищала двухлетний проект своего класса по организации экологической тропы и стала победителем на Всероссийском уровне (Приложение 25).
Матвеева Настя со своей работой «Исследование фенологических фаз трёхлетних сеянцев кедра сибирского» вновь заняла 1 место на областном этапе Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост», а позже стала участницей Финала XII Всероссийского лесного конкурса «Подрост», номинация «Лесоведение и лесоводство», в городе Тверь (Приложение 26).
В июле 2016 года проходил IX областной слёт школьных лесничеств Вологодской области, где у нашей команды были 2 призовых места: индивидуальное 3 место у Логиновой Марии в конкурсе «Юный зоолог» и командное 1 место в номинации «Экологическая сказка» (Приложение 27).
С 2016 по 2019 год руководила школьным лесничеством Беляева Светлана Владимировна (Приложение 28).
В эти годы были три победных места. Зырянова Анастасия с работой «Комплексный государственный природный заказник Ванская Лука»заняла 1 место в областном детско-юношеском конкурсе научно-практических и исследовательских работ «Мир в наших руках!» (Приложение 29).
Мокрушин Матвей, рассказывая о птицах наших кормушек, стал победителем в областном конкурсе исследовательских работ «Животные рядом с нами» (Приложение 29).
Анисимов Артём с работой о стимуляторах роста занял первое место в областном конкурсе «Исследователи природы» (Приложение 29).
В июне 2018 года команда «Крепкого орешка» принимала участие в областном слёте школьных лесничеств Вологодской области, а в мае 2019 года она заняла второе место в областном конкурсе школьных лесничеств «Зелёный мир» (Приложение 30).
С сентября 2019 года руководителем школьного лесничества снова становится Зубова Ольга Алексеевна (Приложение 31).
В декабре работа Сазановой Вероники заняла 1 место в областном конкурсе рисунков «Зимний лес» (Приложение 32). Беляев Алексей стал победителем на районной конференции «Первые шаги в науку», а ученица первого класса Виноградова Надежда с работой о птицах заняла второе место на районной конференции «Первое открытие» (Приложение 32).
В апреле 2020 года Корнилова Татьяна заняла 3 место в секции «Экология» на Всероссийском смотре-конкурсе исследовательских работ «Научная лаборатория», а Беляев Алексей на этом же конкурсе в секции «Краеведение» стал победителем (Приложение 32)
В июне 2020 года команда школьного лесничества представила свой проект «Исследование влияния автотрассы А114 на загрязнение воздуха в д. Лентьево» на Всероссийский конкурс «Экологический патруль» и стала одним из победителей, заработав для школы комплект оборудования для экологических исследований (Приложение 33).
Это был рассказ о наиболее значимых, в основном индивидуальных, достижениях членов школьного лесничества «Крепкий орешек». Но все эти годы велась и постоянная массовая работа. Конечно, невозможно перечислить все мероприятия, конкурсы или проекты за 10 лет. В настоящее время работа также ведётся по нескольким направлениям:
Охрана природы (Приложение 34)
Творчество (Приложение 35)
Практическая работа (Приложение 36)
Профориентация (Приложение 37)
Теоретическая подготовка (Приложение 38)
Транслирование опыта (Приложение 39)
Экологический театр (Приложение 40)
Участие в слётах школьных лесничеств (Приложение 41)
Исследования (Приложение 42)
Экологическая тропа.
5. Создание и работа экологической тропы
Экологическая тропа была организована в школьном лесничестве не сразу. В 2013 году ребята пятого класса, только придя из начальной школы, изъявили своё желание организовать на закреплённом участке леса экологическую тропу. Для её создания потребовалась разработка творческого проекта, то есть, комплекса самостоятельных действий учащихся, направленных на получение результата.
Этапы проекта
Сентябрь 2013 г.
Подготовительный:
Формулировка проблемы данного участка леса: много мусора, возможность возникновения пожаров, неубранный валежник, беспокойство животных от проезда машин.
Определение ожидаемых результатов. Хотим получить: чистоту и порядок в лесу, бережное отношение людей к лесу, интерес к живой природе.
Постановка цели и задач проекта.
Цель – организовать в деревне Лентьево экологическую тропу школьного лесничества «Крепкий орешек».
Задачи:
убрать мусор,
сложить валежник,
тропу разделить на станции и подписать их названия,
изготовить и установить плакаты,
найти информацию и составить текст экскурсии,
регулярно проводить экскурсии и другие мероприятия на экологической тропе, привлекая школьников и жителей деревни Лентьево,
постоянно поддерживать порядок на экологической тропе.
Проектировочный этап
Были спланированы и утверждены следующие виды деятельности:
Распределить ответственных за каждую станцию
Продумать занятие на станциях для экскурсантов
Каждому найти необходимую информацию для своей станции
Убрать мусор на территории леса
Сложить валежник в кучи
Изготовить плакаты, заламинировать, попросить взрослых изготовить и установить стенд для плакатов, повесить плакаты
Оформить таблички: выстричь буквы, обвести их на фанере, выжечь, покрыть лаком, сделать колышки, прикрепить таблички к колышкам
Каждому найти проект поделки из бросового материала для своей станции и изготовить её
Каждому провести свой этап экскурсии.
Октябрь 2013 г. – март 2014 г.
Практический этап
Определение названия станций экологической тропы и распределение ответственных.
Уборка мусора на тропе и других участках леса проводилась в течение сентября-октября несколько раз.
Укладывание валежника в кучи было проведено не только на нашей тропе, но на других участках леса.
Для оформления противопожарных плакатов класс разбился на четыре группы и изготовил четыре плаката.
Таблички для каждой станции были оформлены выжигателем на фанере и покрыты лаком.
Поделки из бросового материала изготовленыдля каждой станции.
Поиск необходимой информации: стихи, загадки, сообщения, фотографии и др.
Апрель – май 2014 г.
Контрольно-коррекционный этап
Итогом проекта школьного лесничества «Крепкий орешек» стало создание экологической тропы (Приложение 43).
Цель экологической тропы: экологическое воспитание и просвещение, формирование экологической культуры, привитие интереса и любви к природе.
Паспорт учебной тропы
Местонахождение: д. Лентьево Устюженского района Вологодской области.
Тип учебной тропы - учебно-экологический.
Протяжённость - 900 метров.
Режим использования: учебные экскурсии в сочетании с отдыхом, внепрограммные занятия в кружках естественного цикла, исследовательская деятельность.
Количество экскурсионных объектов на маршруте - 12 станций.
Состояние тропы - удовлетворительное.
Маршрут разработан учащимися МОУ «Лентьевская школа».
Маршрут тропы утверждён на Совете школьного лесничества и согласован с руководителем Лентьевского лесохозяйственного участка Логиновы А.А.
Руководитель проекта: учитель биологии Зубова О. А.
В мае 2014 года была проведена первая экскурсия «Знакомство с экологической тропой» для учащихся школы, жителей и гостей деревни Лентьево. Это была информационная экскурсия по следующим станциям: «Новостройки», «Пернатые друзья», «Живая изгородь», «Солнечное дерево», «Дары леса», «Русское разнотравье», «Противопожарная», «Свалка», «Сукцессия», «Проблемы леса», «Подсочка», «Автомагистраль» (Приложение 44).
Весной 2015 года была разработана и проведена вторая экскурсия в форме игры «В лес за загадками». Ребята начальных классов отгадывали загадки, играли и выполняли различные задания Лесовичка, чтобы отыскать лесной подарок (Приложение 45).
В мае 2017 года была организована новая игровая экскурсия «Природная кладовая». Здесь все экскурсанты были разделены на группы: «Экологи», «Художники», «Певцы», «Биологи», «Актёры» и «Спортсмены», у каждой из которых были свои задания на лесную тематику. И экскурсоводам, и экскурсантам было весело и интересно (Приложение 46).
В настоящее время разработана ещё одна экскурсия по нашей тропе в форме театрального представления, но по объективным обстоятельствам она пока ещё не проведена.
Заключение
Много интересной и важной работы было проделано за время существования школьного лесничества в Лентьевской школе: и до создания «Крепкого орешка», и за10 лет его существования.
Все эти годы со школьным лесничеством сотрудничали друзья и социальные партёры (Приложение 47):
Лентьевский лесохозяйственный участок
Устюженский лесхоз
Устюженский отдел – Государственное лесничество
ООО ЛПК «Желябово»
АОУ ДО ВО «Региональный центр дополнительного образования детей»
Управление образования администрации Устюженского района
МОУ ДО «Центр дополнительного образования»
Администрация МО «Лентьевское»
Лентьевская сельская библиотека
Лентьевский ДК
КУПБ ВО «Противопожарная служба Вологодской области», ОП 141
АПОУ ВО «Устюженский политехнический техникум»
Родители учащихся и жители МО «Лентьевское».
Некоторые из выпускников Лентьевской школы поступили учиться в Устюженский политехнический техникум на специальность «Лесное и лесопарковое хозяйство». Но школьное лесничество не ставит перед собой задачу - всех учащихся ориентировать на работу в лесу. Главное в том, что работа школьного лесничества прививает детям любовь и бережное отношение к природе. Ребята, которые регулярно прибирались в лесу, никогда не станут в нём мусорить. Они понимают ценность лесов и их значение для человека; умеют вести себя в природе.
В 2020 году у школьного лесничества «Крепкий орешек» первый юбилей – ему исполнилось 10 лет. Добро пожаловать в гости!
Источники информации
«Историю Устюженского лесхоза пишут журналисты», брошюра АНО «Редакция газеты "Вперёд"» .
«Воспоминания Драницыной А.Н.» - материалы школьного музея.
Приложения
Приложение 1
Атрибутика школьного лесничества «Крепкий орешек»:
эмблема, девиз, флаг и гимн
Приложение 2
Мероприятия на экологической тропе и уход за ней
Приложение 3
Данные о Борисе Ивановиче Евстигнееве из школьного музея и брошюры «Историю Устюженского лесхоза пишут журналисты»
Приложение 4
Экскурсия школьного лесничества «Крепкий орешек» в лесопосадки имени Бориса Ивановича Евстигнеева, 2010 год
Приложение 5
Драницына Ангелина Никитична и её воспоминания
Приложение 6
Основные документы по организации школьного лесничества, 2010 год
Приложение 7
Совет школьного лесничества и направления работы в 2010 году
Приложение 8
Работа секции «Юный лесовод»
Приложение 9
Акции секции «Трудовой десант»: «Зелёный патруль» и «Сбор шишек»
Приложение 10
Работа секции «Питомник»
П риложение 11
Работа секции «Исследователь»
Приложение 12
Работа секции «Экологический театр»
Приложение 13
Работа секции «Пресс-центр»
Приложение 14
Достижения 2010-2011 учебного года
Приложение 15
Некоторые итоги 2010-2011 учебного года
Приложение 16
Достижения 2011-2012 учебного года
Приложение 17
Участие Зубовой Екатерины в Финале Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» в г. Казань, 2012 год
Приложение 18
Некоторые итоги 2011-2012 учебного года
Приложение 19
Достижения 2012-2013 учебного года
Приложение 20
Некоторые итоги 2012-2013 учебного года
Приложение 21
Наши призёры Российской научно-технической конференции «Открытый мир. Старт в науку»
Приложение 22
Достижения 2013-2014 учебного года
Приложение 23
Некоторые итоги 2013-2014 учебного года
Приложение 24
Достижения 2014-2016 лет
Приложение 25
П обеда в Москве Суровицыной Ирины на Российской научно-технической конференции «Открытый мир. Старт в науку»
Приложение 26
Участие Матвеевой Анастасии в Финале XII Всероссийского лесного конкурса «Подрост» в городе Тверь, 2015 год
Приложение 27
IX областной слёт школьных лесничеств Вологодской области
Приложение 28
Достижения 2016-2019 лет
Приложение 29
Приложение 30
Приложение 31
Приложение 29
Некоторые итоги 2016-2019 лет
Приложение 30
Областной слёт школьных лесничеств Вологодской области, 2018 год и областной конкурс школьных лесничеств «Зелёный мир», 2019 год
Приложение 31
Достижения 2019-2020 учебного года
Приложение 32
Некоторые итоги 2019 – 2020 учебного года
Приложение 33
Победа Всероссийском конкурсе «Экологический патруль»
Приложение 34
Охрана природы в ШЛ
Приложение 35
Творчество в ШЛ
Приложение 36
Практическая работа в ШЛ
Приложение 37
Профориентация в ШЛ
Приложение 38
Теоретическая подготовка в ШЛ
Приложение 39
Транслирование опыта в ШЛ
Приложение 40
Экологический театр в ШЛ
Приложение 41
Участие в слётах в школьных лесничеств
2011 г. 2012 г. 2016 г.
2018 г. 2019 г.
Приложение 42
Исследования в ШЛ
Приложение 43
Организация экологической тропы в ШЛ
Приложение 44
Первая экскурсия «Знакомство с экологической тропой», 2014 год
Приложение 45
Вторая экскурсия в форме игры «В лес за загадками», 2015 год
Приложение 46
Третья экскурсия «Природная кладовая», 2017 год
Приложение 47
Наши друзья и социальные партнёры