Архангельские лоцмана

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Архангельские лоцмана

Десятов Н.В. 1
1ГАПОУ АО "Архангельский техникум водных магистралей"
Котлова О.А. 1
1ГАПОУ АО "Архангельский техникум водных магистралей"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Богата событиями история города Архангельска. Много самых разных преданий хранит земля Поморская. Человек всегда хочет знать больше о том месте, где он родился и вырос, провел свое детство. Я родился и вырос на берегу Северной Двины. По ней ходит много кораблей, а река Северная Двина очень красива, здесь очень много живописных уголков. Весной она разливается, ее русло меняется, она очень сложна для судоходства. И помогают кораблям лоцмана, которые очень хорошо знают реку. И мне стало интересно: когда появились первые лоцмана, где и как они жили, были ли династии лоцманов, что означает слово лоцман, на эти вопросы я попытался ответить в своей работе.

Цель работы:

Изучить историю лоцманской службы, ее влияние на развитие Архангельского судоходства и пароходства.

Задачи:

познакомиться с историей лоцманской службы в Архангельске;

выяснить роль Пустошанских лоцманов в развитии лоцманской службы на Севере

рассмотреть лоцманские династии.

Основные методы исследования:

анализ информации следующих источников:

исторической литературы;

посещение библиотеки, музея

системный метод – анализ создания и развития лоцманской службы на Севере, по изучению и выявлению в ней роли и значения наших земляков – лоцманов;

Достигаться цель и задачи будут методом сбора информации о лоцманах, объединение и сравнение представленных материалов.

Объект исследования – вклад Пустошанских лоцманов в развитие лоцманской службы на Севере.

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Возникновение вожевого промысла на Руси

Случайность помогла английским купеческим морякам в 1553г. открыть северный путь через Северный Ледовитый океан и Белое море к устью Северной Двины и заложить основу морских торговых связей с Англией.

В сентябре 1556 года английское судно вошло в Северную Двину, крестьянин Гаврила, добровольно исполнял роль лоцмана. Впоследствии англичане признавали, что «без помощи русского лоцмана судну неминуемо грозила гибель».1 Затем на Архангельском рынке кроме англичан появились норвежцы, голландцы и шведы. На Русь везли дорогие ткани, сахар, пряные коренья, лимоны, вино, туалетное мыло, бумагу, нитки и иголки, кружева и жемчуг. Вывозили хлеб, сало, лен, холсты, воск и кожи. Бурное развитие торговли вызвало необходимость в лоцманской проводке, потому что суда, идущие в порт, должны были преодолеть путь по узким извилистым протокам, где течения менялись в зависимости от морских приливов и отливов. Сначала корабли ходили до Холмогор, но это было очень неудобно: грузы перегружали на баржи потому что было очень мелко, а затем корабли стали подниматься только до мыса Пур – Наволок, где стоял Михайло – Архангельский монастырь, давший название, основанному здесь в 1584году городу - Архангельск. Вскоре рядом с крепостью были построены Русский и Немецкий гостиные дворы и корабельная пристань.

Иностранцы приглашали на борт своих судов местных жителей, великолепно знающих фарватер. Со временем случайные заработки двинских крестьян превратились для некоторых из них в стабильный заработок. Так возник особый промысел корабельных вожей (лоцманов). За проводку иностранных судов вожи получали плату по договору с корабельщиком «повольною ценою». В 1584 году в Архангельск приходило 29 иностранных судов, а в конце 17 века от 20 до 80 судов ежегодно.

В 1913 году с воцарением Романовых город превратился в самостоятельную единицу. Архангельск – был единственным морским портом для торговли с иностранными купцами, а корабельные вожи получили право называться корабельными вожами Архангельска. Поэтому днем празднования Общества архангельских лоцманов по праву считается день празднования памяти Святого Михаила Архангела 8 (21 по н.с.) ноября 1613г.

Первые из известных имен лоцманов относятся к 1622 -1624 годам. А в 1653 году, впервые по царскому указу, крестьянину Архангельской губернии, Вознесенского прихода, Ивашко Хабарову со товарищами было разрешено «проводить к Архангельскому порту и отводить в море торговые разных земель корабли».2

Профессия лоцмана, или, как его называли документы XVII века, корабельного вожа, возлагала на человека огромную ответственность и в то же время сравнительно хорошо оплачивалась, пользовалась в морской среде большим уважением.

«Им платили хлебное и денежное жалование по 3 рубли на человека, да хлеба по 3 чети ржи, овса по тому же человеку». Хлебное жалованье вожам выплачивалось до 1648 года, денежное до 1670года, а 1671года. вожевой промысел был отдан на откуп. Артель под руководством Ивана Алтуфьева и Козьмы Котцова ввела фиксированную плату за лоцманскую проводку: ввод -2 руб., и 6 рублей за вывод. В том же году артель была подчинена местной таможне.

1.2. Роль Петра I в организации лоцманской службы в Архангельске. Государева служба

С эпохой Петра Великого связаны многочисленные изменения в организации лоцманской службы Архангельского порта. Именно тогда из документов исчезают «корабельные вожи» и появляются «лоцманы».

При своем посещении Петр I познакомился с архангельскими вожами, оценил их знание иностранных языков, отметил не только их высокое профессиональное мастерство, а также их умение постоять за себя, отстоять свою точку зрения, отметил, что эти люди не теряются в сложной обстановке.

В 1705 году для архангельских лоцманов была введена единая, на европейский манер, форма одежды – алый кафтан французский, комзол и штаны красного сукна: на голове им полагалось теперь носить немецкий парик и шляпу, на ногах – чулки и башмаки.3 Чтобы гребные лоцманские суда хорошо выделялись среди других, их стали ярко раскрашивать, а на корме изображать специальный лоцманский знак. Но петровские «нововведения», которые должны были носить лоцманы, не прижились на Севере и с 1825года лоцманов снова обязали носить форменную одежду и только в ней появляться на судне. Это был кафтан темно – зеленого сукна, на котором на груди, с левой стороны, прикреплялся отличительный знак из белой жести, где был изображен морской якорь, и имелась надпись – «Архангельского порта лоцман», пуговицы на форме были с именными номерами, чтобы в случае гибели лоцмана можно было определить его имя. В результате повысился авторитет лоцманской артели.

С 1711года лоцманской службой стала управлять губернская канцелярия, чтобы купеческим кораблям не было от них остановки или обид.

В своем труде С.Ф. Огородников «О лоцманских артелях в Архангельске» отмечает, что архангельские вожи отправляя свои обязанности вместе с товарищами, проживали компактно и составляли привилегированный замкнутый цех численностью в 40 человек:

«В тех селениях, в каких вожи имели жительство, состоя в крестьянстве, они и получили свою оседлость, составляя от прочих крестьян, смежно живущих, свой отдельный мир, так называемый лоцманский стан, отстоящий от Архангельска в 7 верстах, вниз по Двине. Стан этот группируется на двинских островах, в 7 деревнях, близко между собою лежащих: Верхние и Нижние Хвосты, Кальчино, Кавкола, Пустошь, Ильины Пески и Залахотье.»4

На территории лоцманского стана корабельным вожам выделялись пахотные и сенокосные земли, их не брали на военную службу, их работа приравнивалась к матросской службе и за проступки лоцманов судили военным судом. По достижению лоцманами шестидесяти лет и лоцмана, потерявшие здоровье на службе освобождались от государевых налогов.

Всем лоцманским детям велся список, со временем они все готовились занять «отцово или братне место». Со временем образования лоцманской артели, штатное число лоцманов было различным: в 1711году - 32 человека, 1802 году -40 человек, с 1831 -1870 год – 60 человек. Во всем лоцманском стане имелся поименный список лоцманских детей по возрастам. Лоцманских детей было: 1832 году – 66, 1834 -70, а в 1871году -152 человека.

Дети лоцманов с 8 -10 лет вместе с образовательными предметами получали практические навыки своей будущей профессии: участвовали в промерах фарватеров, постановке вех, бакенов, и отличительных знаков, иногда им разрешали проводить суда на городской рейд и обратно. При подготовке лоцманских учеников особое внимание уделялось изучению речных фарватеров речных рукавов, различную глубину, отмели, рифы, течения. Вместе с этим высоко ценилась личная отвага. Лоцман был обязан в любую погоду выйти на небольшом карбасе навстречу приближающему с моря судну и исполнить свой долг до «крайней возможности»5. Случалось корабельные вожи гибли в штормовую погоду, поэтому детей учили заранее правилам поведения в экстремальных условиях.

Лоцманы тщательно охраняли секреты своего ремесла. Быть лоцманом – большая честь, и ею нужно дорожить.

1.3. Школы и училища для детей лоцманов

П.Ф. Кузьмищев (1798 – 1850 гг.) до своей смерти был капитаном архангельского порта. Заботами П.Ф. Кузьмищева в 1840 году в Пустоши в доме лоцманской вдовы была открыта школ, где детей из семей лоцманов обучали грамматике, арифметике, иностранному языку. Он заботился об обеспечении школы литературой и наглядными пособиями. Бывало, что в одном классе сидели ученики от 9 до 23 лет, затем школу перевели в Кавколу, но в 60 - 70 годы XIX столетия в школе не изучались дисциплины, имеющее отношение к лоцманскому делу, мореплаванию и судовождению.

В 1873г. на сходе было принято решение построить в Пустоши дом, где бы разместились учебные классы, квартира для преподавателя, выделялось для этого 200 рублей в год.

Но открылась школа только в 1900г. здесь преподавали для детей лоцманов навигацию, лоцию, английский язык. Школу возглавил Я.Г. Шошин – преподаватель с 20 –летним стажем. А после пожара к 10 ноября 1901 года в деревне Ильиных Песках построили новый просторный дом. Библиотека насчитывала около 1000 экземпляров книг морского содержания. В большом количестве имелись карты, атласы, чертежные инструменты. В декабре, во время проверки было отмечено, что все это находится в превосходном состоянии.

В годы первой мировой войны, когда в городе выросли цены на товары первой необходимости, родители стали забирать детей из училища. В августе 1918 года в школе было всего два ученика – Александр и Иван Урпины. Вскоре училище было закрыто. Школа была переведена в Соломбалу, а в 1906 году была преобразовано в лоцманское училище.

1.4. Как жили лоцмана

Архангельские вожи составляли в родственном отношении одну семью, дающую каждой деревне свою фамилию: например, в деревне Кальчино проживали Хабаровы, в деревне Кавкола – Котловы, в Пустоши - Пустошние, в Залахотье – Котцовы. В деревне Хвосты –Урпины, и различались они только по именам и отчествам.

Все лоцманы внешним образом жили благоустроенно: каждый лоцман имел свой деревянный двухэтажный дом, свою лошадь и свой карбас. Однако, коров держали редко, т.к. корма некому было запасать. До 1842 года положение архангельских лоцманов было крайне сложное, потому что все получаемую выручку за проводку судов летом они делили поровну, не оставляя для запаса ни копейки. Зимой они испытывали постоянную нужду на выдачу дочерей замуж, на постройку нового дома, не хватало денег даже на покупку продуктов. После 1842 года капитан порта П.Ф. Кузмищев основал ссуду с целью помощи лоцманам в их ежедневной нужде.

При П. Ф. Кузьмищеве для лоцманов в Соломбале на набережной Северной Двины был построен вместительный двухэтажный дом, в котором во время навигации, уплачивая по 60 рублей за общую квартиру с квасом, дровами и солью. Находясь на службе, они не могли заниматься своими полями и лугами. К началу 20 века дом заметно обветшал, мебель пришла в негодность, не хватало кроватей, умывальников, самоваров. Многие вынуждены спать прямо на полу, подстилая под себя носимое платье, следствием этого были частые простудные заболевания и неряшливый вид. В 1990 г. лоцмана переехали в новый дом.

Не отличались лоцмана особой набожностью. Церковь посещали не часто, зато любили выпить. Спиртные напитки они приобретали в виде благодарностей от корабельщиков. За это их наказывали: штрафовали, садили под арест, исключали из лоцманов, отдавали их в матросы. Но пили лоцмана чаще всего зимой, после закрытия навигации.

Подвиги лоцманов

Во время северной войны в 1701 году была снаряжена шведская эскадра для пиратских действий в Белом море и для уничтожения Архангельска. На кораблях шведской эскадры было около1000 человек. Эскадра подошла к острову Мудьюг, захватила небольшой отряд стрельцов, выловила среди них переводчика. На следующий день эскадра разделилась, и большая часть ее пошла к городу Архангельск, перебила небольшой сторожевой отряд, захватив в плен лоцмана Ивана Рябова (настоящее имя его Иван Ермолаевич Садулов). Шведская эскадра рвалась к Новодвинской крепости. Доставив Ивана Рябова на корабль стали его бить и мучить, чтобы он указал им дорогу к крепости. «У Ивашки, была мысль такая, что весть их в устье и посадить на мель».

Несмотря на смертельную опасность, лоцман так искусно провел вражеские корабли к Новодвинской крепости под удар четырех батарей, что выйти из ловушки они уже не могли. Корабли превратились в неподвижные мишени для пушек. Русские трофеи с этих кораблей составили: 13 пушек, 200 ядер, 850 досок железа, 270 кг. свинца. Потери крепости составили два человека. За это переводчик и Иван Рябов были расстреляны, но Рябов притворился мертвым, выпрыгнул за борт и сумел добраться до берега. Разбирательство по делу Рябова продолжалось около полугода, все это время он находился в тюрьме. Освободил его Петр I., который первым оценил подвиг русского лоцмана. Иван Рябов был приглашен в Москву, награжден кафтаном с плеча царя, а Иван Рябов и вся его семья были освобождены от налогов. Где – то в Москве следы Ивана Рябова теряются.

Второй подвиг совершил лоцман Иван Хабаров, который воевал на канонерской лодке «Кореец» во время русско – японской войны 1904 -1905г. В его служебной характеристике было написано, что «он состоял на военной службе, поведения был хорошего и все возложенные на него обязанности всегда выполнял исправно и старательно»6. Корабли «Варяг» и «Кореец» были уничтожены, врагу не сданы, а за этот подвиг офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами. С первого января Иван Хабаров вернулся на в лоцманскую службу в Архангельске.

Летом 1912 года лейтенант Георгий Яковлевич Седов набирает матросов для экспедиции к Северному полюсу. Два лоцмана Александр Хабаров и Александр Пустошный подали заявление для участия в экспедиции, но Хабаров не прошел в состав экспедиции по здоровью, а Пустошный был зачислен.

Именно Александра Пустошного Седов выбрал, как исполнительного и крепкого парня в поход к Северному полюсу. К сожалению Георгий Яковлевич Седов не дошел 20 км до полюса и матросы Пустошный и Линник похоронили его на острове Рудольфа, а сами вернулись на шхуну. Александр Пустошный стал опытным лоцманом, через всю свою жизнь он с честью пронес гордое звание корабельного вожа. В 1938 году был арестован за связь с иностранными капитанами, за то, что сравнивал заработную плату иностранных и русских моряков, за подарки капитанов Пустошному. Уголовное дело было приостановлено за участие в экспедиции Седова и он был освобожден из лагеря. До своей смерти в 1943 году Пустошный был отважным лоцманом. Память о нем сохранилась до наших дней - его именем назван один из лоцманских катеров.

Жизнь лоцманов в годы репрессий

Первые репрессии среди лоцманов начались в 1927 году. В ноябре этого года перед судом предстал лоцманский командир Степан Иванович Бутаков, его жена Юлия Бутакова, сестра жены Пульхерия Чагина и сестра Бутакова Марфа Бутакова. Глава семьи обвинялся в измене Родине, а остальные в недоносительстве властям о месте нахождения обвиняемого. Его обвиняли в проводке судов иностранной эскадры во время гражданской войны, его характеризовали как опасного преступника и применили к нему высшую меру наказания – расстрел. Реабилитирован он был в 1992 году. Жена Бутакова и её сестра подверглись наказанию в виде лишения свободы со строгой изоляцией сроком на один год. Но Юлию Бутакову освободили, т.к она имела шестерых малолетних детей, Марфа Ивановна попала под амнистию в честь десятой годовщины Октябрьской революции.

В 1936 году начались репрессии, и лоцмана под разными предлогами начали увольняться. Одни уезжали на Дальний Восток, в Прибалтику, другие переходили на другую работу. Огромный урон был нанесен лоцманскому обществу. Практически весь самый опытный дореволюционный лоцманский корпус был отправлен в исправительно-трудовые лагеря. Первого мая 1937 года Урпину А.М были вручены именные часы за 35- летний безупречный труд, а через несколько дней он был арестован и умер в лагере от туберкулёза.

В 1937 году были репрессированы за то, что в годы гражданской воны выполняли свою работу и проводили суда в Архангельский морской порт и знали английский язык: Хабаров Никифор Васильевич, Петр Петрович Пустошный, Михаил Михайлович Хабаров, все они были приговорены к расстрелу. В 1938 году арестовали и расстреляли лучшего лоцмана Петра Ивановича Хабарова. В августе были арестованы еще 7 человек: братья Хабаровы, Пустошные, Урпин Л.М. – все они были лоцмана 1 разряда и с большим опытом работы. Все лоцмана были реабилитированы в 1953 году, но, к сожалению, большинство посмертно.

Лоцмана в годы Великой Отечественной войны

Серьезным испытанием для Архангельских лоцманов явилась Великая Отечественная война. В начале войны начальником лоцманов был Пустошный Борис Петрович, затем Мартынов Павел Иванович. Проводка через Белое море из–за сложностей занимали от 4 до 15 суток, люди по нескольку дней не сходили с капитанского мостика. В годы войны лоцманская служба занималась проводкой кораблей, транспортов, вспомогательных судов, внутренних и союзных конвоев. За 1941 -1945гг. военные лоцманы Северного флота и беломорской флотилии провели около 7,5 тысяч кораблей и транспортов, общим водоизмещением 62.5 млн. тонн.

Проводка судов в условиях северных морей, особенно в осенне – зимний период во время штормов, туманов, льдов. При атаках самолетов и подводных лодок для этого нужны были особые знания и умения. Многие лоцмана имели на своем счету от 120 до 200 проводок кораблей. Первый союзный конвой прибыл в Архангельск 31 августа 1941г. В его составе было 6 транспортов и 120 кораблей, затем пришел тяжелый крейсер с уполномоченным английского правительства лорд Бивербург. Провел судно в порт и обратно лоцман Борис Петрович Пустошный. Всего за 1941 год в порты Белого моря пришло 7 конвоев в составе 53 транспорта и 49 кораблей эскорта. Часто лоцмана водили суда по картам своих отцов и дедов, по фарватеру, который знали только они.

Морские династии Пустошанских лоцманов

Начало династии Котцовых происходит от 17 века, когда Коземка Котцов перебрался а поморскую деревню Залахотье, и когда Баженины спустили на воду первый корабль, у штурвала его стоял Коземка Котцов. Сам Петр 1 жаловал его званием «корабельные вожи». Эта грамота хранилась и передавалась по наследству в семье Котцовых. С тех пор лоцманской дело передавалось по наследству. Федор Владимирович Котцов - староста лоцманов, а его сын Иван Федорович Котцов – лоцман в шестом поколении принимает участие в спасении остатков легендарного конвоя PQ -17. Надо было полярным днем буквально из – под носа немецких самолетов и подводных лодок увести целый караван, 11 груженых тихоходных транспортов. Люди удивлялись, почему у других лоцманов корабли погибали, а у него нет. Объяснялось это тем, что Иван Федорович пользовался морскими картами своего отца.

Петр Иванович Котцов – однофамилец Котцовых участвовал в спасении дрейфующей станции «СП -1» с И.Д. Папаниным, а в 1940г. в освобождении из ледового плена ледокола «Георгий Седов».

Согласно ревизской сказке 1782 года Пустошные проживали в деревне Федоровская, а 1850 году – это деревня стала называться Пустошь. Род Пустошных идет от Ивана Пустошного.

Пустошный Матвей Васильевич из 5 поколения Пустошных был родоначальником большой семьи, скончался в возрасте 50 лет, во время вывода судна от разрыва сердца. Его жена проживала в деревне Пустошь в возрасте 70 лет. В их семье было 5 сыновей, все они были лоцманами и дочь Александра. Старший сын Михаил 1883 года рождения, беспартийный (по убеждению монархист), в возрасте 25 лет был допущен к самостоятельной проводке судов. В 1938 году был арестован за помощь интервентам, за антисоветскую агитацию и шпионаж. Спасло обращение в Верховный суд с просьбой направить дело на доследование, т.к. были свидетели, которым было известно их поведение в годы гражданской войны. В 1939 году все четверо лоцманов были освобождены за отсутствием состава преступления.

Пустошный Константин Матвеевич окончил лоцманскую школу, исполнял обязанности старосты, спасаясь от репрессий он уехал в Игарку, возвратясь, до конца своих дней работал в колхозе в деревне Пустошь.

Александр Пустошный прославился тем, что он был участником экспедиции Георгия Седова. Вместе с Седовым на собачьих упряжках они отправились к Северному полюсу. Г. Я.Седов скончался, Александр и его спутник похоронили его на острове и благополучно вернулись на остров Рудольф.

Иван Матвеевич и Федор Матвеевич также связали свою жизнь с лоцманской службой.

Их двоюродный брат Борис Петрович Пустошный родился в 1912 году, 1929 окончив мореходную школу, получив профессию судоводитель, в 1938 году возглавил лоцманскую службу порта. Во время финской компании его призвали на военную службу и назначили командиром сторожевого корабля. В сентябре 1941 года он провел в Маймаксанское русло тяжелый английский крейсер, на борту которого находился лорд Бивербург – уполномоченный английского правительства. Длина крейсера составляла 210м, ширина -36 м. В таких сложных ситуациях Борис Петрович бывал еще не раз. В 1941 году ему нужно было провести судно в порт, допустимая глубина на канале была определена в 24 фунта, а осадка транспорта – 27 фунтов. Гражданские лоцмана отказались вести судно, но в трюмах было необходимое военное снаряжение, которое так необходимо было на фронте. Оставлять в море судно было опасно – немецкие самолеты могли его уничтожить и он дождавшись большого прилива благополучно провел судно в порт. В 1942 году он был назначен командиром на тральщик, вели дозор, сопровождали конвой, проводя его по минным полям. В 1938 году ему выпала честь снимать с льдины четверых папанинцев. В 1958 году Борис Петрович демобилизовался в чине капитана второго ранга, награжден двумя орденами Красной Звезды, Отечественной войны I и II ранга.

Архангельские лоцмана издавна весьма искусны в своем деле, смелы и решительны. Многие из них знали несколько языков. Ветер, туман, течение, максимальная осадка судна и многое другое должен знать лоцман. Лоцманская династия Урпиных была виртуозным мастером в своем деле. Глава династии М.П. Урпин был лоцманов Общества Архангельких лоцманов. В семье было пять сыновей, двое из них лоцмана.

В деревне Кальчино проживали Хабаровы, все лоцмана, кто – то друг другу являлся родней, кто – однофамильцами. Династия А. Хабарова хорошо знала извилистую реку и без ошибок проводила суда. Все сыновья и внуки его были лоцманами. Трое братьев из семьи Хабаровых были арестованы в 1937 году – это были потомственные лоцмана в шестом поколении, верой и правдой служили Отечеству с 1712 года. Реабилитированы в 1953году, но большинство посмертно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лоцманы – одна из немногих гражданских профессий, где при вступлении в должность приносили присягу: «…Вверяемые моему попечению суда буду охранять и защищать до последнего моего вдоха от всяких опасностей, всемерно предупреждать всякий вред и убытки, и во всех делах служения моего иметь в уме ив помышлении не свои личные выгоды, но честь Российского флага, пользу морской службы и славу лоцманства Российского»7.

Благодаря инициативе лоцманов, потомков лоцманских династий на берегу Северной Двины будет установлен памятник корабельным вожам Архангельска – лоцманам России.

В морском порту Архангельска наибольшая протяженность лоцманской проводки, она составляет 39 морских миль. Это самая сложная акватория. При подходе к порту России, на борт корабля поднимается лоцман, направляется в ходовую рубку к штурвалу. «Там его с почестями встречает шкипер (капитан) и слуга (стюард), держащий поднос с солониной и чаркой рома» так издревле полагалось встречать лоцмана, верного советчика и консультанта, которому доверялось управление судном на последнем, наиболее опасном участке пути.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Попов, Г. П. Морское судоходство на русском Севере в 19 начале 20 вв. [Текст] / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов.  Екатеринбург – Архангельск: ИЭПС УрОРАН, 2012.  123 с.

Егоркин В. И. Корабельные вожи Архангельска [Текст] / В. И. Егоркин, Н. И. Егоркина  Архангельск: Издательство ОАО «Северная типография, 2013.  57 с.

Огородников, С. Ф. Лоцманская артель в Архангельске [Текст] / В. С. Ф. Огородников // Сборник материалов об артелях в России. СПб., 1873 (18751). Вып. 1. С. 73-109.

1В.И. Егоркин и Н.И. Егоркина «Корабельные вожи Архангельска» стр.16.

2В.И. Егоркин и Н.И. Егоркина « Корабельные вожи Архангельска» стр.19

3Г.П.Попов, Р.А. Давыдов «Морское судоходство на русском Севере в 19 начале 20 вв.» Екатеринбург – Архангельск: ИЭПС УрОРАН,2002 Кн.1 2002г. стр.123.

4Г.П.Попов, Р.А. Давыдов «Морское судоходство на русском Севере в 19 начале 20 вв.» Екатеринбург – Архангельск: ИЭПС УрОРАН,2002 Кн.1 2002г. стр.123.

5В.И. Егоркин и Н.И. Егоркина « Корабельные вожи Архангельска» Издательство ОАО «Северная типография», 2013г. стр.57.

6Г.П.Попов, Р.А. Давыдов «Морское судоходство на русском Севере в 19 начале 20 вв.» Екатеринбург – Архангельск: ИЭПС УрОРАН,2002 Кн.1 2002г. стр.123.

7В.И. Егоркин и Н.И. Егоркина « Корабельные вожи Архангельска» Издательство ОАО «Северная типография», 2013г. стр. 5.

Просмотров работы: 1105