Старинные часы в моем школьном музее

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Старинные часы в моем школьном музее

Корж Н.А. 1Баскова В.М. 1
1МБОУ Озерная СШ № 9
Корж Н.С. 1Баскова Н.Н. 1
1МБОУ Озерная СШ № 9


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Тема: Старинные часы в моём школьном музее.

Объект: Часы в школьном музее.

Предмет: История возникновения механических часов в нашей школе.

Цель: Выяснить, как и откуда появились механические часы в музее нашей школы.

Актуальность (проблема): Время – важнейший ресурс человечества. Люди всегда задумывались и задумываются о правильном распределении времени. Время – промежуток той или иной длительности, в который совершается что – нибудь, последовательная смена часов, дней лет. Определенный момент, в который происходит что – нибудь. В настоящее время появилась тенденция использования электронных часов, все чаще мы смотрим время в телефоне, телевизоре или используем различные электронные гаджеты. Механические часы становятся менее востребованными, что усложняет понимание детьми «Который час?» при изучении времени по механическим часам в начальной школе. Чтобы научиться правильно, распределять свое время, каждый должен уметь ориентироваться по часам. Это жизненно важное умение, и помогают нам в этом механические часы.

Задачи исследования:

1. Изучить справочную литературу, научиться работать с ней, уметь находить главное, аргументировать.

2. Провести сбор информации о времени и часах с использованием анкетирования и опроса учащихся школы, беседы с коллекционером старинных часов.

3. Обобщить и систематизировать собранный материал.

4. Оформить реферат и использовать материалы в выставках и выступлениях.

Гипотеза: Предполагаем, что имеющаяся коллекция старинных механических часов в подвальном помещении нашей школы станет основой для создания общешкольного музея старины, если:

все учащиеся и учителя, родители помогут в сборе интересных материалов о нашей школе, нашем селе и районе и расскажут об этом другим;

Методы исследования: Изучение литературы, справочников и энциклопедий; беседа – интервью, анкетирование; анализ, обобщение и систематизация собранной информации.

Практическая значимость. Исследовательские данные можно применять при проведении уроков по краеведению, на занятиях математики во 2 классе, при прохождении темы «Время», а также для создания общешкольного музея старины, что способствует воспитанию интереса учащихся к людям родного края.(Приложение 4).

§1.Кто и когда изобрел первые механические часы

История изобретения часов интересна и разнообразна, появление первых механических часов связанно с несколькими именами выдающихся людей.

Великий итальянский художник Леонардо да Винчи1 был человеком талантливым во многом, прославился он как художник, но именно с его именем связано изобретение механических часов. Леонардо да Винчи был первым, кто догадался заменить билянец2 маятником. Об этом стало известно из его рукописей и рисунков, найденных не так давно. Но, к сожалению, нет никаких свидетельств того, что Леонардо да Винчи изготовил свои часы. Видно, он только собирался их делать, возможно, что-то ему помешало. А потом его рукописи и чертежи затерялись, и маятниковые часы пришлось изобретать снова[3, с.16].

Более полувека спустя, соотечественник Леонардо, великий ученый Галилео Галилей3, при богослужении в Пизанском соборе обратил внимание на люстру, которую, вероятно, качнул поток воздуха. Наблюдательному юноше показалось, что продолжительность движений люстры остается постоянной. Он нащупал пульс у себя на руке и по его биению попытался измерить продолжительность качаний. Галилей сделал вывод, что ход люстры-маятника имел одну и ту же длительность. Позже Галилей установил: эта длительность или, как говорят физики, период колебаний, нисколько не зависит от массивности маятника, а лишь — от его длины. Чем он короче, тем меньше времени занимает каждое колебание[1, с.34].

При жизни Галилео Галилей не успел завершить начатое дело по изобретению часового механизма. Он наказал своему сыну Винченцо закончить работу над часовым механизмом. Сын выполнил просьбу отца, сделал модель часов, но судьба ее оказалась печальной. Винченцо ненадолго пережил своего гениального отца. Перед смертью в приступе тяжелой душевной болезни он уничтожил часы, и много лет о них никто ничего не знал.

Не знал о часах Галилея и голландский ученый Христиан Гюйгенс4. В 1658 году (через 16 лет после смерти Галилея) в Гааге вышла его небольшая книжка под коротким названием «Часы». В ней Гюйгенс писал об изобретенных им маятниковых часах. И как только эта небольшая книжка была издана, возникла неприятная шумиха[4, с.17].

Гюйгенс был честным человеком и не стал отрицать первенство Галилея. Когда один французский ученый прислал ему рисунок галилеевских часов, он написал в ответ: «Вы доставили мне большое удовольствие, переслав чертеж часов, начатых Галилеем. Я вижу, что они имеют маятник, однако он применен не так, как у меня». Гюйгенс заверял, что маятниковые часы создал совершенно самостоятельно, «руководствуясь только своим собственным умом и ничем другим», да и по устройству они сильно отличаются от часов Галилея. Он может лишь гордиться тем, что вслед за великим Галилеем пришел к той же мысли.

Хотя Гюйгенс и потерял первенство, все равно его заслуги в часовом деле, в науке о часах огромны. После него началась новая страница в истории часов. Отличительные признаки первых механических часов в том, что они не имели циферблата и способны были лишь подавать звуковые сигналы через определенные отрезки времени[5, с.41].

На протяжении нескольких веков часовой механизм дорабатывался и усовершенствовался. В двадцатом веке интерес к усовершенствованию часового механизма не только не ослабевал, но и позволил в десятки раз увеличить точность хода. Революционным прорывом стало изобретение в 1968г. кварцевого механизма для наручных часов: из престижного товара часы превратились в массовый и недорогой продукт, а точность, которая была ранее атрибутом лишь дорогих фирменных марок, стала доступной всем.

Создание механических часов имело огромное значение для истории техники. Дело даже не столько в том, что люди получили в свое распоряжение удобный прибор для измерения времени. Влияние этого изобретения было несравненно шире. Таким образом, открытия, которые были сделаны еще в средние века, являются важными достижениями прошлого, которые мы должны знать. Механические часы во все времена были предметом восхищения и удивления, они завораживали красотой исполнения и трудностью работы механизма. Так же они всегда радовали своих хозяев уникальными функциями и оригинальным дизайном. Механические часы и сегодня являются предметом престижа и гордости, способны подчеркнуть статус и всегда покажут точное время.

§2.История появления механических часов в нашей школе

Во втором классе наша учительница, Надежда Терентьевна, при прохождении на уроке новой темы «Время», сказала нам, что мы идем в подвал на экскурсию! Сразу возник вопрос «Зачем?» На вопрос мы получили ответ, что там, в подвале, есть коллекция механических часов, которые собирает наш рабочий Александр Григорьевич Соломачев. Экскурсия наша состоялась, мы посмотрели часы, находившиеся в подвале. Но вопросов стало еще больше! Почему в подвале находятся механические часы? Зачем их коллекционируют? Можно ли принести свои часы из дома? А как посмотреть коллекцию часов желающим? Вопросов было много, и мы решили найти на них ответы. Первым делом мы решили расспросить Александра Григорьевича и взяли у него интервью (Приложение 1).

Желая найти ответы на возникшие вопросы, решили провести исследование при помощи анкетирования, в котором приняли участие 65 обучающихся с 5 по 11 классы нашей школы (Приложение 2). На вопрос: «Знаете ли вы о том, что в подвале нашей школы хранятся старые механические часы?», учащиеся дали ответы: да – 23 ученика, нет – 40 учеников, мне это не интересно – 2 ученика. Для наглядности представим результаты ответов на первый вопрос в процентном соотношении на диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Из диаграммы видно, 62% школьников не знали о том, что в подвале нашей школы хранятся механические часы.

Далее представим результаты второго вопроса «Нужен ли школе музей?»

Диаграмма 2.

По результатам анкетирования 80 % учащихся считают, что нашей школе нужен школьный музей.

Третий вопрос анкетирования был связан с направлением школьного музея.

Диаграмма 3.

Проанализировав результаты анкетирования на 3 вопрос, можно сделать выводы, что почти равное количество опрошенных учащихся выбрали «музей образования»–42% и «исторический музей» – 38%. Также остальные ответы на вопросы анкеты говорят о том, что ученики готовы помочь в поиске музейных экспонатов для пополнения школьного музея, 31 ученик готов помочь (48% опрошенных).

Из проведенного анкетирования можно сделать вывод, что потребность в школьном музее у учащихся имеется.

§3.Часы как музейный объект

Задача музея в нашем понимании – воспитывать людей на лучших образцах человеческой культуры. Для будущих поколений музей сохраняет и изучает экспонаты как явления культуры, для современников – показывает и комментирует их. Первой группой вопросов занимаются, главным образом, хранители. Для них одна из основных задач – сохранить предмет, и в первую очередь от посетителя, который порой варварски относится к экспонатам. В этом смысле целесообразнее всего было бы просто закрыть музей. Практически диаметральную позицию занимают сотрудники, связанные с приемом посетителей. Для них первостепенна привлекательность музейных экспозиций для публики, в частности, чтобы показывалось как можно больше объектов, в том числе, механических часов[2, с.46].

В музеях к часам относятся по-разному, поскольку это пограничный объект, одновременно памятник и художественной, и технической культуры. В изготовлении часовых корпусов участвуют лучшие художники своего времени, а в конструкциях механизмов использовались последние достижения науки и техники. Соответственно, в художественных музеях основное внимание уделяется внешнему оформлению часов; в технических музеях акцент делается на особенностях механизмов; в исторических музеях часы рассматриваются как свидетели определенных эпох или конкретных событий[2, с.54].

Особенность часов в музее в том, что это практически единственный вид музейного экспоната, который имеет сложную и высокоорганизованную внутреннюю структуру, самостоятельно двигается и звучит. А живому существу, человеку в том числе, свойственно замечать движение краем глаза и оборачиваться на звук. Так формируется первый импульс движения к предмету, особенно сильный в случае музыкальных и анимационных часов (когда заводят часы «Павлин», публика мгновенно собирается вокруг клетки с часами). То есть работающие, тикающие, звенящие часы повышают привлекательность музея. Особенно для детей. Если для ребенка музей не интересен сегодня, он не приведет сюда своих детей завтра – и все! Цепочка прервется, зачем и для кого тогда все это хранить и изучать? В процессе исследования над нашей работой, часы из подвала были перемещены в холл главного коридора нашей школы, был оформлен стенд (Приложение 3). Учащиеся и гости увидели эту уникальную коллекцию!

Заключение

Часы являются необходимым предметом в нашей жизни, это гениальное изобретение человечества. Невозможно представить жизнь современного человека без точного измерения времени, потому что без часов уже не обойтись.

В ходе работы над нашим исследованием, мы научились работать с разнообразными источниками информации: справочниками, энциклопедиями; узнали много нового о часах, об их возникновении. Исследовательская работа расширила наш кругозор, и мы узнали, каким образом появилась коллекция механических часов в нашей школе.Собранный материал дает возможность сделать следующие выводы:

Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Коллекция старинных механических часов из подвального помещения была перенесена в холл главного коридора школы, значит это послужило основой для создания общешкольного музея старины. Учитель технологии и изобразительного искусства, Бугаева С.В. присоединилась к пополнению нашего музея не только часами, но и старинными бытовыми приборами, национальной одеждой и т.д. (Приложение 4). Учащиеся, родители активно помогают собирать интересные материалы о нашей школе и нашем селе. Многообразие полученных различных предметов старины, собранных на протяжении нашего исследования заставляет активно собирать информацию по этим вопросам, налаживать контакты с хранителями других музеев, антикварами, часовщиками так как, работающие часы требуют постоянного внимания и регулярного грамотного обслуживания, что существенно повышают привлекательность музея.

Все эти трудности преодолимы. Большинство работ собранных материалов, находятся в школьном историческом кабинете, который постепенно, по мере накапливания материалов, может превратиться в хороший музей. Данная работа продолжается, оформляются документы по созданию музея старины.

Школьный музей может стать не только местом накопления разного рода материалов, но и организационным центром, вокруг которого может развернуться оживленная краеведческая работа.

Список литературы:

1. Выгонов В. Солнечные часы // Начальная школа.- 2002. -№ 19. - С. 6.

2.Ильин М. Сто тысяч «Почему» -М.:«Детская литература», 1989. С. 18.

3. Мельников И. Про часы и о часах. - М.: Изд-во «Детская литература»,1983. С. 45.

4. Никиточкина Т. Цветочные часы. -[Электронный ресурс]URL:http://www.flowersclocks.org, (дата обращения:15.09.2019).

5. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 2008. С. 84.

6. Соколова Е. И.Детям о времени. Пособие для детей и родителей. - Ярославль: Академия развития, 1996. С.86.

7. Флоранс Д. День в музее. - Изд-во: М.: Пешком в историю 2014. С. 118.

8.  Черный И. Цветок, который час? Энциклопедия №1. Вместе познаем мир. 2005.С. 56.

Приложение 1.

Интервью

Ученик: Александр Григорьевич, здравствуйте! Спасибо, что нашли время поговорить с нами. С какого года идет сбор и хранение механических часов?

Александр Григорьевич: Здравствуйте! На протяжении12 лет, с 2008 года, мы с сотрудниками нашей школы коллекционируем те часы, которые сломались и не нужны.

Ученик: Сколько всего у Вас в коллекции часов?

Александр Григорьевич: Более 30 штук.

Ученик: Все ли часы поддаются ремонту и восстановлению, чтобы они работали?

Александр Григорьевич: Конечно, есть те, которые работают.

Ученик: Обращаетесь ли Вы за помощью к другим, допустим, в организации-производители? Мастерам?

Александр Григорьевич: К мастерам, конечно, может еще можно подделать что – нибудь.

Ученик: Когда вы находите или покупаете часы, на что обращаете внимание – на дизайн, механизм, эпоху?

Александр Григорьевич: Всё вместе. Гармонично должны присутствовать эти параметры и понравиться мне. В винтажных (антикварных) часах циферблат – душа, а механизм – сердце. Циферблат для меня – самое главное. Механизм можно починить, а циферблат…

Ученик: Какие часы самые любимые в коллекции?

Александр Григорьевич: Конечно же, часы советских времен. Самые дорогие в моей коллекции, так как их очень мало и они дороги мне по - своему. Память о прошлом.

Ученик: Со временем Ваш вкус изменился в отношении часов?

Александр Григорьевич: Конечно, да. Я стал профессиональнее, требовательнее, больше дефектов вижу.

Ученик: Что мог ли бы Вы посоветовать людям, у которых дома есть нерабочие часы, но возможен их ремонт?

Александр Григорьевич: Сдать часы в ремонт, потом они прослужат еще много-много лет.

Приложение 2

Анкета

Уважаемый участник анкетирования! Наша творческая группа работает над темой «Старинные часы в моём школьном музее». Нас очень интересует Ваше мнение по следующим вопросам:

ФИО.____________________________________

1.Знаете ли вы о том, что в подвале нашей школы хранятся старые механические часы?

Да

Нет

Мне это неинтересно

2.Нужен ли школе музей?

Да

Нет

Не знаю

3. Какого направления должен быть школьный музей?

а) краеведческий; б) музей образования; в) исторический музей; г) другое ______________.

4. Хотелось бы вам, чтобы в школьном музее хранилась информация о вас?

Да

Нет

Не знаю

5. Готовы ли вы помочь в поиске музейных экспонатов для школьного музея?

Да

Нет

Не знаю

6. Укажите, в чем будет выражаться Ваша конкретная помощь: а) фотографии, фотоальбомы; б) документы; в) материалы по истории образования; г) бытовые предметы; д) другое _________________.

Спасибо за сотрудничество! Социологический опрос

Опрос учащихся 6 класса.

Приложение 3

Коллекция механических часов (холл коридора) МБОУ Озерная СШ № 9

Приложение 4

Предметы, собранные для пополнения коллекции школьного музея.

Фотоальбомы выпускников Народные промыслы

МБОУ Озерная СШ №9

Предметы быта Самопрялка

Древние жернова, для помола зерна, Глиняное хакасское национальное жилище

каменное ядро

Глиняная народная игрушка

1Леонардо да Винчи(15 апреля 1452 год – 2 мая 1519 год) – был знаменитым итальянским архитектором эпохи Возрождения, музыкантом, изобретателем, инженером, скульптором и гениальный художником. 

2Билянец представлял собой металлический стержень, расположенный параллельно поверхности храпового колеса.

3Галилео Галилей(1564 – 1642) – философ, астроном, физик, изобретатель, конструктор.

4Христиан Гюйгенс ( 14 апреля 1629- 8 июля 1695 год) -  нидерландский механикфизикматематикастроном и изобретатель.

Просмотров работы: 203