Советская мозаика: наследие, уходящее в прошлое

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Советская мозаика: наследие, уходящее в прошлое

Жеребцов Н.Д. 1Маркова К.С. 1Листопад О.И. 1
1МБОУ СОШ № 7 с УИОП
Ковалева О.В. 1
1МБОУ СОШ № 7 с УИОП


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение.

Почти 30 лет назад прекратил свое существование СССР, но его культурное наследие по-прежнему окружает нас и с каждым годом приобретает все большую ценность как артефакт великой и уникальной эпохи. Среди главных материальных свидетельств ушедшего- сталинские высотки, гигантские памятники, мощные картины в жанре соцреализма, которые с каждым годом становятся все дороже на мировых аукционах.

Особняком в этом ряду смотрятся неповторимые шедевры советской мозаики, которая стала ярким проявлением отечественного модернизма и до сих пор встречается в самых неожиданных местах по всей территории бывшего СССР.

Сегодня в интернете можно найти целые сообщества, в которых люди делятся фотографиями зданий, украшенных мозаиками, и восхищаются ими. Здесь не так часто встретишь профессионалов, большинство участников – «неравнодушные граждане», однако на лицо неподдельный интерес к этому пласту декоративного искусства, к сожалению, уходящему в прошлое.

Наш город Серпухов не может похвастаться большим количеством мозаики, но те панно, которые сохранились до наших дней, вызывают искренний интерес не только у жителей города, его гостей, но и у специалистов, занимающихся изучением мозаики из других городов.

Цель работы: изучить мозаичные панно в Серпухове, выяснить время, технологию изготовления, авторов мозаичистов и подготовить проект обзорной экскурсии.

Задачи:

- обследовать город на предмет мозаичных украшений зданий, отметить их на карте и подготовить фото и видео отчеты;

- собрать информацию об объектах через сайты Министерства ЖКХ, посещение архитектурно-проектных организаций, Серпуховского городского архива и беседы с собственниками объектов.

- побеседовать с гражданами города Серпухова, с целью собрать воспоминания о строительстве городских кварталов и объектов культуры;

- проконсультироваться со специалистами в области панельного строительства и технологии нанесения мозаики, выяснить, какие именно технологии использовались в нашем городе.

-подготовить материалы для презентации, выставки, либо экскурсии в зависимости от количества обнаруженной информации и возможностей в условиях пандемии,

-выполнить мозаичную выкладку как практический компонент исследования.

Актуальность: в последние годы именно мозаика стала популярной не только у искусствоведов, но и среди обычных граждан, которые не только восхищаются огромными мозаичными панно на стенах, автобусных остановках и в вестибюлях зданий, но и поднимают дискуссии о сохранении этого уникального художественного наследия. Ценители мозаики сокрушаются о том, что в городах сейчас активно разрушаются здания 1960-1970-х годов, на которых пока еще сохраняется та самая советская мозаика. Увы, далеко не все видят ее уникальную историческую и культурную ценность, особенно если речь идет о небольших городах.

Проблема исследования: существует лишь небольшое количество литературы о таком важном пласте искусства, как советская мозаика, в том числе об авторах работ.

Гипотеза: изготовление мозаичных полотен это единичные, авторские произведения декоративно-прикладного искусства, которые невозможно тиражировать в массовом количестве, даже путем фабричного производства, поскольку это полностью ручная работа, отсюда их ценность и уникальность.

Используемая литература: книг, полностью посвященных мозаике, нет, однако часть информации о них содержится в изданиях по монументальному, декоративно-прикладному искусству:

«Монументально - декоративное искусство в архитектуре общественных зданий» Пекаровский М.П.

Часть информации можно найти в литературе по панельному домостроению. Поэтому, мы опирались в работе на интернет-ресурсы, полный перечень которых представлен в конце работы, и неоценимую информацию мы регулярно получали от нашего консультанта В.С.Дреко, а также сотрудницы Серпуховского городского архива Игнатовой Е.С. и сотрудника ЖБИ на пенсии Зернова В.В.

Методы исследования:

-работа с архивными источниками (посещение Серпуховского городского архива и поиск фотографий города Серпухова в 60-70 годы прошлого столетия)

-интервьюирование (общение с консультантами, собственниками объектов)

-беседы с жителями города при выезде на местонахождения объектов.

-экспериментальный метод (проектирование и выполнение проекта мозаичной выкладки различными способами)

-методы теоретического исследования (работа с технологиями нанесения мозаики)

-методы сравнения, измерения, сопоставления видов мозаики;

-метод оценивания (оценка состояния объектов).

Время исследования: февраль 2020- октябрь 2020. Районы исследования- г. Серпухов, по мере нахождения объектов- сужение района исследования до квартала, ограниченного улицами: ул. Фирсова, ул. Советская, ул. Джона Рида, Ворошилова; и район ул. Чернышевского.

2.1. История советской мозаики.

До основания Советского Союза все здания в городах строили из кирпича. Конечно, на строительства жилых домов шёл кирпич не самого лучшего качества, в отличие от зданий театров и различных учреждений, которые возводили из глазурованного кирпича. Он отличался от простого тем, что его покрывала специальная глазурь, с  помощью которой внутри помещения лучше удерживалась температура. Кроме того, не страшны были глазурованному кирпичу и температурные перепады.

Из него при Сталине начали строить новые красивые дома в стиле арт-деко. Эти дома не  нуждались в дополнительном украшении, однако в шестидесятые-восьмидесятые годы двадцатого века под влиянием социальных факторов «сталинки» уступили место однотипным панельным зданиям.

Здания в стиле функционализм отвечали всем требованиям эпохи соцреализма. Они ничем не выделялись, а квартиры в них были доступны практически каждому, но вместе с тем унылые фасады и торцы жилых домов явно удручали советских граждан. Тогда и приняли решение украшать здания мозаичной плиткой.

В то время на этот вид искусства не жалели средств, даже небольшие автобусные остановки украшали красочными мозаичными полотнами. Эти мозаики, хоть они и ограничены сравнительно небольшим набором цветов, достаточно богаты по сюжетам. Подлинным шедевром радости и счастья являются панно на фасадах детских садов, школ, пионерских лагерей, домов культуры. Они радуют глаз определенно больше, нежели навязчивая уличная реклама наших дней: светлые картины детства и правильные лозунги вместо «современного креатива» с оттенком наживы. Для них смальту закупали на пуговичных заводах. Был завод в Брянске, Ленинграде. Самая дорогая смальта была красная, так как при варке в нее добавляли ртуть. Затем специальными молотками и с помощью даже дореволюционных машинок пластины кололи на небольшие кусочки. Лишь в 70-80-тые было решено построить заводы, специализирующиеся на производстве смальты, на территории СССР, которые сами бы изготовляли смальту. К сожалению, сейчас большинство заводов остались в прошлом, а в свое время мозаика была визитной карточкой времен Советского Союза.

Что же изображали на мозаичных панно? На монументальных мозаиках можно увидеть самые неожиданные сюжеты: дети, врачи, космонавты, строители социализма, хлеборобы, сталевары, матери и младенцы, ленты Мёбиуса и даже абстракционизм. Можно условно разбить мозаичные полотна на 4 группы: лозунги; юбилейные даты/исторические события; абстракции; соответствующие назначению здания сюжеты.

Для работы над разработкой рисунка для плиточных мозаик приглашались лучшие скульпторы и художники, сначала ими создавался рисунок на определённую тему. Чаще всего он соответствовал назначению того здания, на котором был бы размещён. Так, на фасадах школ выкладывали счастливых пионеров и октябрят, стены заводов и фабрик украшали счастливые рабочие с инструментами в руках, фасады театров - иллюстрациями сцен из пьес. Иногда панно отражали достижения советского народа: на наружных стенах НИИ мозаика изображала различные опыты, отражая развитие советской науки, а после полёта Юрия Гагарина популярной стала космическая тематика.

Ближе к концу восьмидесятых торцы и фасады зданий прекратили украшать мозаикой, но во многих городах, особенно областных, эти шедевры соцреализма ещё можно увидеть.

Так почему же именно этот способ украшать был выбран из множества других?

Архитектор Борис Уборевич-Боровский говорит, что предпочтение такому виду декорирования отдавали в первую очередь из-за практичности.

«Чтобы сделать мозаики художественными и украсить типовое домостроение, привлекались художники и скульпторы. Они выкладывали из небольших фрагментов группы рабочих, целые цеха по выплавке стали и т. д. Большие сцены в виде мозаики до сих пор сохранились в Москве и других городах. С ними ничего не происходит. Протерли мозаику на фасаде, чуть-чуть почистили — и все, она стоит дальше. Если бы была крупная плитка, то от перепадов температур на ней бы возникали трещины, а с мозаикой такое не происходит. Сейчас изменились технологии, появились вентилируемые и навесные фасады. Они сделаны совершенно по другим принципам, но тогда, когда были сборные железобетонные фасады, архитекторы придумали применить мозаику для сохранения фасада при любых погодных условиях».[11.1]

Действительно, помимо декоративной функции смальтовая мозаика обладала и практической: покрытые мозаикой бетонные торцевые стены домов меньше пропускали холодный воздух внутрь квартир. Так же благодаря декорированию фасадов и торцов зданий плиточной мозаикой отпадала надобность в частых ремонтах: смальтовая стеклянная мозаика, была весьма долговечной: скорее сам дом бы разрушился, чем с мозаичного панно откололся бы хоть один кусочек. Она не теряла цвет и не выгорала, в отличие от крупной плитки и краски, а потому не нуждалась в обновлении. Смальтовая мозаика соответствовала ГОСТу и по сравнению с современным вариантом была более прочной и практичной [12.1] (См. Приложение № 1 ). Это подтверждается, тем что и сегодня советская мозаика на домах смотрится отлично.

После распада Союза, к сожалению, часть мозаик начали сознательно уничтожать, чтобы стереть воспоминания о советском строе. Часть просто оставили без внимания, и постепенно они разрушаются, переставая напоминать нам о добром мире, где человек стремился к новым победам над самим собой. Печальная судьба монументальных произведений второй половины ХХ века – скорее правило, а не исключение. «Мозаики сложно ставить на охрану, потому что наши органы охраны памятников вообще с презрением относятся к советскому модернизму. И убедить поставить что-либо под охрану очень сложно», – отмечает историк архитектуры, один из основателей некоммерческой организации «Институт модернизма» Ольга Казакова. [ 6.1]

Поэтому сейчас в городском пейзаже доминируют граффити. Эти рисунки, так же как зачастую и мозаики, располагают на стенах зданий. Можно сказать, что эта современная техника пришла на смену модернистским мозаикам, которые в нашем сознании сегодня очень тесно связаны с советской эпохой. Однако граффити проигрывают мозаике по всем параметрам, поскольку являются самым недолговечным украшением из всех существующих и, на примере нашего города этот постулат уже можно доказать конкретными фактами и фото.

2.2. Мозаичные технологии.

Мозаичное наследие нашего города Серпухова очень скромное. Даже странно, что при наличии своего завода железо-бетонных плит (250 завод ЖБИ), мы насчитали сегодня всего только 6 объектов, украшенных мозаикой: это четыре жилых панельных дома на улице Чернышевского (д.№ 36,38, 40, 42), ДК «Россия» на улице Советской 90 и жилой дом с пристройкой для магазинов и объектов медико-социальных служб на Ворошилова 132.(См. Приложение № 2)

Рассматривая и фиксируя мозаичные панно в городе Серпухове, мы обратили внимание на то, что все мозаики выполнены в схожей технологии, а именно: мозаичные полотна наносились на бетонные плиты прямо на раствор, путем непосредственного вдавливания кусочков керамики или стекла в схватывающийся цементный раствор. Поэтому, все они выглядят выпуклыми и объемными, степень и угол вдавления неравномерны. Но, при ближайшем рассмотрении стало видно, что наиболее крупные панно состоят из смонтированных плит, а панно на домах по улице Чернышевского вообще нанесено с большей долей вероятности на уже готовые дома после монтажа панелей. Как мы пришли к таким выводам?

Нашим консультантом по изготовлению мозаики стал координатор образовательных программ Центра социальных инноваций в сфере культуры Архангельска, редактор информационно-просветительского сообщества "Архангельск: архитектура и градостроительство", выпускник САФУ им. Ломоносова г. Архангельска, магистр по специальности «Промышленное и гражданское строительство в условиях холодного климата» – Владислав Сергеевич Дреко. Владислав Сергеевич с единомышленниками является организатором выставки по истории советской мозаики в городе Архангельске, которая с успехом прошла в 2019г, собрала многочисленные положительные отклики и стала отправной точкой нашего исследования и знакомства с темой советской мозаики. Информацию о прошедшей выставке и ее продолжении можно посмотреть по ссылке https://vk.com/event187096308 В.С. Дреко с большим энтузиазмом согласился нам помочь, рассказал о технологиях выполнения мозаики, консультировал по спорным вопросам, откликался на все наши просьбы разъяснить тот или иной вопрос, приглашал в гости на север, мы даже готовы были провести телемост, инициатором которого выступил Владислав Сергеевич, но 2020г внес свои коррективы. Его заинтересовала серпуховская мозаика, более того, он подсказал еще один способ изготовления, основываясь на изучении фотографий серпуховских объектов, поскольку в известные нам на тот момент способы, используемый в Серпухове вариант не вписывается. Технологии изготовления мозаики мы предлагаем рассмотреть в Приложении № 3.

2.3. Мозаики Серпухова.

Итак, начали мы с того, что искали мозаику в Серпухове. Опрашивали знакомых таксистов, много ездили сами, фотографировали, использовали онлайн панорамы для разведки местности, наносили найденные объекты на карту и прикрепляли к ней фото.( См. Приложение № 2) На сайте министерства ЖКХ мы узнали года строительства каждого дома, а поскольку мозаики на панельных домах появлялись во время его строительства, так что год завершения строительства и есть год возникновения мозаики. Так мы составили целую хронологию появления мозаик в городе, выделили время зарождения этой культуры, всплеск развития и время затухания. Таким образом, построили наглядную диаграмму по пятилеткам: 7 пятилетка- 5 объектов, 8 пятилетка- 1(объект сегодня утрачен), и 1 объект в 11 пятилетке. ( См. Приложение № 4 ) Отсюда сделали вывод, что пик строительства зданий с использованием мозаичных украшений в Серпухове пришелся на 1966-1970гг, и далее происходит спад и отказ от этого вида декоративной отделки зданий.

Мы исследовали старые фотографии, подозревая, что с течением времени мозаики могли разрушиться, их могли завесить рекламой, зашить сайдингом. Так обнаружились две утраченные мозаики: на ДК «Россия» верхний ярус надстройки над крышей ранее украшало огромное мозаичное панно, что сегодня можно увидеть только на открытках с городом Серпуховом, изданных в 70-е гг. (См. Приложение№ 5) и старых фотографиях ( См. Приложение №6) Сегодня эта часть здания отштукатурена и никаких следов мозаики не найти. В краеведческой литературе мы пытались найти авторов этого панно, но удалось выяснить только имена архитекторов, возводивших ДК – это именитый архитектор Р.М. Гегарт ( Троцкий), выпускник МАРХИ, автор многих известных работ в Москве и Минске и серпухович О.Савич. В газете «Коммунист Серпухова» за № 62 от 18 апреля 1970г мы обнаружили краткую справку о них под фото ( См. Приложение № 19) Сегодня на ДК «Россия» имеется лишь одна мозаика на торце здания, выходящем на Центр «Патриот». Она была выложена изначально, в 1970г и отреставрирована после капитального ремонта в 2016г. (См. Приложения № 7 )Это самое большое мозаичное полотно в городе, выполненное путем монтажа плит с фрагментами на стену построенного здания. Реставрационное вмешательство в изначальный вариант видно при ближайшем рассмотрении. (См. Приложение № 8 ). Хочется поблагодарить власти города и дирекцию ДК «Россия» за сохранность этой мозаики!

Вторую утраченную мозаику мы с огромным удивлением обнаружили на фото своей школы! Эта находка нас потрясла, ведь мы и не подозревали, что исследование приведет нас к стенам родной школы, которую когда-то украшала мозаика! Совершенно случайно это выяснилось при общении с заведующей школьным музеем - Соколовой Надеждой Николаевной, которая и сообщила нам эти сведения и к нашему восторгу, нашла и показала старые фотографии со школьного мероприятия, где отчетливо видно мозаику. (См. Приложение №9 ) При осмотре стены, где она ранее находилась, мы пришли к выводу, что она также состояла из плит, смонтированных в единое полотно прямо на здании, на что указывают оставшиеся от монтажа отверстия и крепления. (См. Приложение № 10) К сожалению, судьбу демонтированной мозаики нам выяснить не удалось. Ее сняли при капитальном ремонте крыши предположительно в 90-е гг.

Смеем выдвинуть предположение, что на доме № 132 по ул. Ворошилова, где ранее находился книжный магазин тоже мозаики было больше. Мы опрашивали прохожих и некоторые из них указывали на то, что часть мозаики сегодня спрятана под сайдингом. При осмотре мы явных следов этого не обнаружили, но если это так- очень жаль.

Эта мозаика в отличие от остальных изготавливалась из специальных сплавов стекла с добавлением химических красителей. Она изготовлена из небольших кусочков мозаики, часть которых была утрачена, так как некоторые фрагменты заметно подкорректированы, видимо был эпизод реставрации (см.Приложение №11).

На улице Чернышевского дома украшены вероятнее всего кусочками отходов какого- то керамического производства (см. Приложения №12). Они все разного размера, очень крупные, достаточно грубо оформленные. А на одном из домов мозаика выполнена и вовсе из битого кирпича (см. Приложение №13). Это один из более дешевых способов декоративный мозаики, который достаточно распространён в начале.

Обратившись в Серпуховский городской архив, мы познакомились с решениями Исполкома г. Серпухова о строительстве и актами принятых работ по ДК «Россия» и домов на ул. Чернышевского. Декоративная отделка зданий в них не упоминается, однако присутствует ссылка на новый вид работ. Это может быть мозаика, но уточняющей информации мы не нашли (см. Приложение №18-20). Также сотрудница архива Игнатова Е.С. рассказала, что строительно-монтажное управление, возводившее жилые дома и интересующий нас ДК, уже не существует.

Затем нам удалось побеседовать с сотрудником завода ЖБИ Зерновым Владимиром Владимировичем, который сообщил, что завод не занимался в 60-70ег изготовлением мозаики по технологии заливки железобетонных плит. Значит, все серпуховские мозаики выполнены не на нем. Это подтверждает и проведенный нами осмотр объектов: гладких мозаичных панелей, характерных для фабричного производства, в городе мы не нашли. Как говорилось выше, все мозаики выполнены путем распределения тессеров на бетонные плиты для дальнейшего монтажа на стену здания, либо их вдавливания в раствор, нанесённый на уже смонтированные дома, как в случае с домами на Чернышевского.

Здесь явно видно, чтовсе мозаики сделаны хоть и на панельных домах, но не при заливке панелей в опалубку, а уже после их проектирования, формования и распалубливания. Если бы их выкладывали сначала в форму, потом устанавливали арматуру и заливали всё это бетоном, то рисунки получались бы плоскими. В глаза бросается и рельефность: сами керамические плитки и раствор между ними выходит за поверхность плиты.
Ещё одно подтверждение - этот фрагмент с отколовшимся слоем раствора с мозаикой (см. Приложение №14). Отчётливо видно, что этот слой был нанесён на готовую плиту, а после в него вдавлены керамические и стеклянные элементы. А для того, чтобы мозаика прочнее держалась на гладкой и ровной железобетонной плите, в ней перед нанесением раствора сделали небольшие углубления, чтобы поверхность панели была неровной, для лучшего сцепления.

Также по теням очень хорошо видно, что мозаика рельефная и выходит за поверхность панели. И сам раствор тоже неровно распределен по поверхности – ещё одно следствие того, что керамические и стеклянные кусочки мозаики в него вдавливали после нанесения (см. Приложение №15).

Видны и швы между панелями, по которым дорисовывали мозаику. В большинстве случаев их обновляют при ремонте дома, но здесь ещё остался старый материал и видно, как в продолжение рисунка для его завершения тёмные линии на панелях были соединены подкрашиванием по шву (см. Приложение №16).

Наши предположения подтвердил В.С. Дреко: поскольку в противном случае нужно было бы где-то хранить панели, пока раствор не схватится, и мозаика не будет прочно сидеть на них, чтобы её можно было без боязни поднимать краном и монтировать. А такое складирование очень неудобно: нужно место, нужно время. Проще и логичнее сделать мозаику уже на готовом доме: нанести раствор, выложить мозаику и оставить схватываться и застывать до полной готовности.

Мы проверили опрос местных жителей, желая окончательно подтвердить нашу теорию, но, к сожалению, он не внес ясности. Опрашиваемые помнят лишь то, что мозаики были на домах изначально, а до или после монтажа узнать не удалось.

Таким образом, сегодня мы можем любоваться лишь 6 зданиями в Серпухове, украшенными советской мозаикой, также следует говорить о 2-х утраченных полотнах, но допускаем, что их количество может быть больше.

3. Заключение

Современная мозаика претерпела за многие тысячелетия развития внушительную трансформацию. И сейчас чаще всего мозаикой стали называть отделочный материал, являющийся совокупностью мелких плиток прямоугольной формы различных цветов, из которых составляется напольный или настенный узор либо рисунок.

Но мозаика как часть прикладного декоративного искусства в чести у многих и в наше время. Индивидуальные творения мастеров мозаичной техники ценятся во много раз дороже, чем использование готовых шаблонов. Уникальные орнаменты и картины используются художниками как в градостроительной практике, так и у частных заказчиков, имеющих достаточные средства и чувство вкуса.

Такие творения создаются, в основном, из смальты, стекла и камней (как искусственных, так и натуральных). При этом материалы, используемые в композициях, комбинируются между собой, создавая эффект игры света и тени. Нередки индивидуальные заказы на эксклюзивную мозаику для внутреннего и внешнего декора помещений с использованием нетрадиционных материалов, а также драгоценных камней и металлов.

Мозаика советской эпохи- потрясающий культурный пласт, который еще предстоит изучать и сохранять, потому что это образец практичности, декоративности, внимания к экологии. Ведь материал для производства мозаики позволяет воссоздать природную среду в местах обитания человека, повторить текстуры, фактуры, формы, вдохновленные природой. Современные производители могли бы использовать возможности этих покрытий для общей оптимизации производственных процессов, переработки и применения вторичного сырья, эффективных методов утилизации отходов, что позволило бы добиться снижения вредных выбросов в атмосферу и сократить потребление природных ресурсов.

На сегодняшний день керамические покрытия являются безопасным и дружественным природной среде материалом, находящим широкое применение, как в архитектуре, так и дизайне предметно-пространственной среды. Архитекторы и дизайнеры при формировании городской среды ищут пути рационального использования ресурсов, направляя свои усилия на поиск и применении инновационных решений для создания экономных и быстро возводимых сооружений. С этой задачей помогает справиться керамика, стекло, искусственный камень, которые становятся незаменимыми в такого рода проектах. Например, функциональная керамика может быть использована, как во внешней декоративной отделке фасадов, так и непосредственно, решать конкретные практические задачи. Такие как различные системы климатического регулирования и непрерывной вентиляции помещений, конструктивные элементы для сбора дождевой воды, обустройство улиц, общественных зон и парков, а также реставрационные работы различной сложности. Керамика является натуральным экологичным материалом, безопасным для человека, соответствующим всем необходимым санитарно-эпидемиологическим требованиям. Этот фактор позволяет применить керамические изделия в отделке детских и медицинских учреждений, спортивных комплексов, бассейнов и учреждений общественного питания, формируя эстетически привлекательный облик внутреннего и внешнего убранства зданий. Преимуществом этого материала является термоустойчивость, высокая прочность, устойчивость к воздействию ультрафиолетового излучения и экстремальным погодным условиям, высокая термо- и звукоизоляция, а также неприхотливость в обслуживании и долгий срок службы.

Все это уже использовалось в СССР! Многие мозаичные покрытия в виде кусочков керамики служат человеку до сих пор! Такую практику надо непременно сохранять, а не увлекаться новомодными граффити. В Серпухове эта тенденция ярко выражена в последние 5 лет, но граффити – недолговечны. Разве могут они соперничать с мозаикой? Посмотрим на гигантское граффити в нашем городе- чудесный павлин, нанесенный на торец дома по ул Ворошилова д 151. Подойдя ближе, можно убедиться в том, насколько это недолговечно, прошло всего 3 года…( См. Приложение № 17)

Мозаика, как вид декоративно- прикладного искусства, прекрасный образец красоты, гармонии и практичности. Это, как мы и предположили, - штучные авторские работы! Ведь даже, если их изготавливают на заводе железо-бетонных изделий, они все равно остаются единичными! Не будет двух одинаковых работ! Потому очень важно знать имена создателей этих шедевров. В Москве мозаичистов знают, их имена известны широкой публике, например: потомственный мозаичист В.А.Фролов, П.Корин, Ю. Могилевский, можно узнать имена таких великих мозаичистов, как А. Горленко, автор панно в зале внутри монумента Воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине. Художник дополнил круглый памятный зал внутри скульптуры Воина-освободителя мозаичным панно. Есть еще громкие имена в Петербурге, Киеве, Минске.

Но в провинциальных городах найти имена мозаичистов оказалось не просто. Они нигде не фигурируют в свободном доступе, в архивных документах. Возможно, а проектно- чертежной документации они могут быть, но Городской архив Серпухова такими документами не располагает, а возможности специализированных архивов для школьников сильно ограничены. Тем не менее, нам совершенно не хочется ставить точку в своем исследовании, имена мозаичистов очень сильно волнуют и, возможно, это будет темой следующего исследования. Во всяком случае, такую задачу авторы перед собой ставят.

Отдельно отметим, что сюжеты серпуховских мозаик вполне соответствовали духу времени: мозаики домов на Чернышевского- это воспевание людей труда, дружбы народов и мира с голубем, как эмблемой. На ДК «Россия»- тема материнства и счастливого детства. Мозаика на Ворошилова это- призыв к знаниям, искусству и развитию посредством книг. На нашей школе- сюжет был посвящен знаниям и космосу. Традиционные для СССР сюжеты, о которых мы говорили выше.

Авторский коллектив в качестве практической части выполнили выкладку мозаики тремя способами, указанными в Приложении №3, ( См. Приложения № 21-23) после чего пришли к ряду выводов:

Выкладкой отдельных фрагментов предпочтительнее заниматься 1 человеку, т.к. только в этом случае тессеры будут выложены в одном ритме. Приложение № 21- работа троих авторов, отчетливо видна индивидуальная ритмичность каждого из мозаичистов.

Стало понятно, почему предпочение отдавалось мозаике, монтирующейся из отдельных плит: на горизонтальной поверхности раствор не стекает и позволяет спокойно выкладывать тессеры. Затем при монтаже плит никаких сложностей не возникает. На вертикальной стене раствор сползает, необходимы добавки в него клея для большей элластичности, а также для лучшего сцепления необходимо особым образом готовить панель, используя отверстия и грунтовку.

При промышленном производстве с заливкой бетона на мозаику в форме необходимо четко следовать ТУ, для 100%результата , в противном случае из-за нарушений хотя- б одной стадии, будет испорчена целая плита с мозаикой. Например: если недодержать просушку, то не весь рисунок останется на цементе, если не высушить жидкое стекло, то при заливке бетоном тессеры разъедутся под его тяжестью, если рано распалубить, то нижняя часть с рисунком может остаться на бумаге и т.п. А также бетон должен быть надлежащего качества с арматурой и пр.

Искусство мозаики во многих городах исчезает на глазах: одни здания обшивают или оштукатуривают, другие просто ветшают от времени, а некоторые сносят. Не избежал этой участи и город Серпухов. И своей работой нам хочется привлечь внимание к этому явлению, напомнить о том, что мозаика- это произведения искусства, которое нужно беречь!

Список использованных источников

Акты государственной приемки зданий за 1970г: Архивный отдел Администрации городского округа Серпухов Московской области.- Ф.55.-Оп.1.-Д.156.-Л.19-21

Валериус, С.С. Монументальная живопись : Современные проблемы / С. С. Валериус. - М. : Искусство, 1979. - 88 с. : 88 л. ил.

Воейкова, И. Н. Монументальная живопись Советской России [Текст] : (Ленинский план монумент. пропаганды сегодня). - Ленинград : Художник РСФСР, 1975. - 66 с. : ил. - (Художник и критика).

Газета Коммунист от 18.04.1970г № 62

Жгилева Л.А. Информационная культура исследователя: учебное пособие.-М.:ИКЦ «Колос- с «, 2018.-245с.

Кочарова , А. Как сохранить монументальные шедевры советской мозаики в России / А. Кочарова // Профиль: Российский электронный журнал.- 27.03.2020.- URL: https://profile.ru/culture/kak-soxranit-monumentalnye-shedevry-sovetskoj-mozaiki-v-rossii-266013/ ( дата обращения: 16.11.2020)

Пекаровский М.П. Монументально - декоративное искусство в архитектуре общественных зданий / Пекаровский, Михаил Петрович. Монументально-декоративное искусство в архитектуре общественных зданий [Текст] : - Москва : Центр науч.-техн. информации по гражд. строительству и архитектуре, 1968. - 43 с. : ил.; 21 см.

Подмосковный летописец [Текст] : историко-краеведческий альманах. - Москва : Подмосковье, 2004-. - 30 см.;

Протокол № 17 заседаний исполкома городского Совета депутатов трудящихся: Архивный отдел Администрации городского округа Серпухов Московской области.-Ф.15.-Оп.№ 1.- Д.386.- Л.68

Протоколы 13-15 заседаний исполкома городского Совета депутатов трудящихся: Архивный отдел Администрации городского округа Серпухов Московской области.- Ф.15.- Оп. № 1.- Д. 284.- Л.19-21

Слободян, Е. Откуда в СССР взялась любовь к мозаикам на фасадах зданий. / Е.Слободян // Аргументы и факты, Самые интересные статьи в АиФ.ru в TELEGRAM [сайт] 2018г. - URL: https://aif.ru/realty/city/otkuda_v_sssr_vzyalas_lyubov_k_mozaikam_na_fasadah_zdaniy режим обращения 16.10.2020 (дата обращения: 16.10.2020).

Советская мозаичная плитка: что это было? [сайт] 2019. - URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5c18caa24dc8fc00aaeae1f7/sovetskaia-mozaichnaia-plitka-chto-eto-bylo-5cab98fa525c4e00aff6a1ad (дата обращения: 16.10.2020).

Приложения

Приложение № 1. Качество советской мозаики: справа- советский вариант, слева- современный.

Приложение № 2 Расположение мозаичных панно на карте города Серпухова.

Приложение № 3. Технологии изготовления мозаики.

Создание мозаики на месте

Изготовление мозаики на заводе.

1 способ

2 способ

Выкладка мозаики на стене:

Сначала художники создают эскиз, затем размечают рисунок на стене, делают цементное основание и в него втапливают кусочки смальты. Так создаётся мозаичное панно, например, на кирпичной стене

Выкладка фрагментами: мозаика выкладывается не сразу на стене, а сначала на квадратных/прямоугольных фрагментах, которые затем монтируются на стену. Такой фрагмент выкладывался на бумагу в форме и потом целиком монтировался на стену, состыковываясь отдельными небольшими фрагментами Так формируется панно.

На заводе создаются мозаики на железобетонных панелях многоэтажных домов. Это тоже ручная работа. Технология:

- художник создаёт общий рисунок всего панно;

- техники переносят рисунок на большие бумажные листы, отмечая контуры рисунка и виды смальты, которые нужно уложить на каждом участке, чтобы получился рисунок;

- в форму для создания железобетонной панели на дно укладываются эти листы и заливаются жидким стеклом;

- по контуру на листах выкладывается рисунок разноцветными тиссерами (кусочками мозаики);

- в форму для панели устанавливается металлическая арматура и заливается бетоном;

- после того, как бетон схватится и застынет, опалубка разбирается, панель извлекается, щёткой с напором воды смывают бумагу с лицевой стороны панели.

В итоге получается панель с мозаикой.

Это может быть одна панель с законченным рисунком, а может быть панель с частью рисунка на весь фасад. Во втором случае главная трудность - добиться точного совмещения рисунков на разных панелях, как в случае с обоями. Затем панели доставляются на площадку и монтируются. Тут тоже нюанс: правильно смонтировать панели, чтобы они устанавливались последовательно и формировался общий рисунок.

Приложение № 4

Приложение № 5. Открытка из набора открыток о Серпухове в 70-е гг.

Приложение № 6. ДК России в 1970-е гг.

Приложение № 7. Торец ДК Россия с сохраненной мозаикой.

Приложение № 8 Фрагмент мозаики со следами реставрации.

Приложение № 9 Несохранившаяся мозаика на стене МБОУ СОШ № 7. Фото из фонда школьного музея.

Приложение № 10. Современное состояние стены школы, некогда украшенной мозаикой .Наличие отверстий от монтажа плит с мозаикой.

Приложение № 11. Мозаика на доме по ул. Ворошилова 132.

Приложение № 12. Отделка торцов жилых домов на ул. Чернышевского

Приложение № 13. Мозаика из битого кирпича. Дом № 38, по ул.Чернышевского

Приложение № 14. Фрагмент панно с отколовшейся мозаикой на доме № 40. По ул.Чернышевского

Приложение № 15. Следы «гуляющего раствора». Дом № 36 по улице Чернышевского

Приложение № 16. «Прокрашивание по шву». Дом № 42 по ул. Чернышевскеого

Приложение № 17. Ул.Ворошилова № 151. Граффити со следами откола штукатурки.

Приложение № 18. Фотографии Серпухова 1960-70-е гг. Возведение домов на Чернышевского

Приложение № 19. Статья об открытии ДК Россия в газете «Коммунист» от 18.04.1970г

Приложение № 20. Работа с архивными документами.

Приложение № 21. Выкладка мозаики на четырех плитках с совмещением рисунка.

Приложение № 22. Выкладка сплошной мозаики.

Приложение № 23 Выкладка мозаики под заливку бетоном( цементом)

Просмотров работы: 269