Введение
Считается, что нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Мы не всегда можем рассказать о своих прабабушках и прадедушках, не говоря уже о более ранних предках, поэтому те рассказы, которые мы слышим в семье, необходимо запоминать, записывать и рассказывать своим потомкам, потому что, как известно, знание прошлого приоткрывает занавес будущего.
От своих родителей я узнала, что мои прадеды были выдающимися людьми, история которых начинается с первых дней образования станицы Черлаковской.
Цель этой работы: сохранение и передача информации об истории рода Бородихиных.
Задачи: 1. Изучить историю основания форпоста и станицы Черлаковской;
2. Найти информацию о казаках Больше-Атмасского казачьего поселка, в частности о прапрадеде Бородихине Н.В.;
3. Описать биографию участника ВОВ, прадеда Бородихина Н.Н.
4. Составить генеалогическое древо моего рода.
1. История форпоста Черлаковского
История поселка началась с возникновения в 1720 году Черлаковского форпоста, одного из главных форпостов между Омской, Ямышевской и Семипалатинской крепостями, объединенных в Иртышскую оборонительную линию. Первоначально форпост представлял собой четырехугольник, обнесенный заплотом, длиной 15 сажен. По углам были выведены выступы - полубастионы с амбразурами. В заплотах имелись бойницы для стрельбы. Въезд производился караульными, а с внешней стороны его окружали рогатки и надолбы. Гарнизон первоначально состоял из временных, постоянно меняющихся команд казаков (20 человек). В 1730 году было принято решение о переводе части тарских казаков на постоянное жительство в форпост. Построили первые жилые избы: деревянные, плетенные, саманные, пластинные (из дерна).
В 1745 году после приказа генерала Киндермана форпост был перенесен на более удобное место (первоначально он находился на 3 версты выше по течению р. Иртыша), где размещались пороховой погреб, провиантский амбар, офицерская светлица, черная изба, казачья казарма, конюшня. При Екатерине II в форпост и другие укрепления на сибирской линии переселялись донские казаки, участвующие в восстании Пугачева, приезжали и добровольцы-переселенцы. С 1762 года здесь стали селить и крестьян.
В первой трети XIX века укрепленная линия была упразднена. В 1825 году селение получило статус казачьей станицы. В неё входило девять казачьих поселков: Ильинский, Изылбашский, Солянский, Елизаветинский, Черлаковский, Больше-Атмасский, Мало-Атмасский, Татарский, Крутоярский. Окружающие станицу редуты стали называться хуторами, во главе которых стояли хуторские атаманы. Они подчинялись станичному атаману, который находился в станице и избирался сроком на три года. В начале XX века станица Черлаковская Омского уезда Акмолинской области была крупным и богатым селением. Здесь было 5 улиц (около 400 домов), имелись мужская и женская школы, станичное правление, почтово-телеграфное отделение, шесть лавок, маслодельный завод, пристань (с 1915 года). Регулярно проводились ярмарки.
В 1921 году Черлак отошел во вновь организованную Киргизскую республику (ныне Казахстан), где был центром Черлакского уезда, в 1928 году вновь вошел в состав РСФСР и с тех пор являлся райцентром Сибирского края, а с 1935 года - вновь организованной Омской области. В 1920-х годах открылись районая больница, школа крестьянской молодежи, изба-читальня, организованы курсы по ликвидации неграмотности, возникла судоремонтная база.
В 1930-х годах в селе были построены мастерские по изготовлению мебели, кирпичный завод, пимокатный цех, мельница, электростанция, инкубаторно-птицеводческая станция и др.
5 июля 1947 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Черлак получил статус рабочего поселка. В период с 1954 по 1975 годы поселок стал быстро и бурно расти, особенно с началом освоения целинных и залежных земель. Построена асфальтовая магистраль до Омска, открылись мебельная фабрика, нефтебаза, мясокомбинат, камышитовый завод и др. В 1985 году открыт районный историко-краеведческий музей. В 1990-х годах началось возрождение казачества, проведено организационное оформление черлакских казаков.
2. Казак станицы Большеатмасской
Год образования сельского поселения -1919. Центр -с. Большой Атмас, старинное казацкое поселение, основанное приблизительно в 1720-1730 годы.
В XIX веке в Сибирских казачьих селениях казаки делились на строевых и линейных. Строевые казаки занимались военной подготовкой, участвовали в смотрах, несли караулы, занимались хозяйством. Обязанностью линейных казаков был выезд в степь для охраны скотоводов-казахов.
В казацких поселках, дольше, чем в других местах, сохранялись и совершенствовались общинные порядки, развивалась общественная демократия, верховенство. Служба была наследственной. Первоначально за нее казаки получали денежное, хлебное жалования.
1826 году в станице открылась первая казачья школа.
Среди тех казаков, которые прибыли для освоения земель и основания будущей казачьей станицы, числятся Сухоплюевы, Фроловы, Волковы, Поповы, Алексеевы, Черкасовы и Бородихины.
Мой прапрадед Бородихин Николай Васильевич -06.12.1872г. рождения был потомственным казаком.
Николай Васильевич был очень грамотьным и талантливым человеком. Все станичники ходили к нему, чтобы он писал прошения, письма и т.д. Очень хорошо рисовал, в доме было много картин. Ксения Николаевна (в девичестве Попова) – 19.01.1881 года рождения была дочкой катаржников (по слухам семья была богатая, чуть ли не на своей карете ехали). Ей было около 1.5 лет когда ее с семьей отправили в ссылку, в дороге она заболела и умирала. Родная мать не знала, что делать с дочкой и положила под плетень первого приглянушегося дома. Хозяева дома были бездетными и оставили ребенка себе. Так моя прапрабабушка стала Патлиной. Кагда прапрадед и прапрабабушка влюбились друг в друга родители прадеда не разрешали им жениться и объехали все церкви в округе пригрозив попам чтобы их не венчали. Но они ослушались, сбежали и обвенчались.
Прожил свою жизнь в селе Большой Атмас. Жили богато, на праздник наряжали мальчишек в бархатные штанишки и белые матроски. Работал на малоартели мастером маслозавода, был женат на Аксинье (Ксении) Николаевне. В семье было 9 детей, но по обыкновению не все выжили. Старший Владимир во время революции ушел с Колчаком, больше о нем ничено не известно, как и про сына Александра. Дочка Зинаида была свободолюбивой женщиной, которая любила красивую жизнь. Не захотела жить в селе и перебралась в Омск. 3 сыновей - Илья, Алексей и Николай стали продолжателями рода Бородихиных. Илья Николаевич был первый комсомолец в Атмасе, за это и пострадал. Его сильно избили после чего остался он без глаза, зубов и сломанный палец плохо сросся, поэтому и на Великую Отечественную войну его не взяли. Алексей жил в Черлаке, работал шофером, воспитывал 3 сыновей Во время ВОВ служил разведчиком, был в плену. Его освободили американцы.
Благодаря воспоминаниям сына Николая, известно, что отца в 1932 году арестовали по линии НКВД как «врага народа» и расстреляли. В 1935 году Аксинье Николаевне пришло письмо, в котором говорилось, что: «Ваш муж, Бородихин Н.В. безвинно пострадал. Приносим свои извинения».
Приложение№1. Бородихин Н.В. с супругой Ксенией Николаевной и сыном Ильей (1904 год, Омск)
3. Опаленный войной
Фамилия Бородихиных запечатлена в истории еще и благодаря прадеду Бородихину Николаю Николаевичу, тому самому сыну казака Николая Васильевича.
Родился он 13.10.1926 года в селе Большой Атмас. В начале войны мой прадед вместе со сверстниками, женщинами и стариками работал в колхозе. Отвозили зерно на лошадях в Черлак на элеватор. В ноябре 1943 года был призван Черлакским РВК. Пройдя подготовку Николай Николаевич был зачислен связистом в артиллерийский полк 391 гвардейской Алмаатинско – Сибирской дивизии. Умело справлялся с рацией, выполняя задания комбата, передавал координаты для обстрела противника нашей артиллерией. Военному связисту постоянно приходилось быть на передовой линии, продвигаясь ползком, выявлять огневые точки противника. Освобождая Латвию, прадеда ранило в голову. Наскоро перевязав рану, связист спешил передать командованию нужные координаты. За мужество и героизм, проявленные в бою, награжден медалью «За отвагу». Это была уже вторая боевая награда. Значима для моего прадеда была дата 13 октября 1944 года. В этот день освободили Ригу и моему прадеду исполнилось 18 лет.
Войну Николай Николаевич закончил городе Нейштадте, севернее Берлина. Служба сержанта Бородихина продолжалась до 1950 года в разведроте. После возвращения домой, возглавил в колхозе комсомольскую организацию, не отказывался от партийной и депетатской работы. Еще на службе, в дивизии, он освоил профессию шофера и устроился в колхозный автогараж, где проработал 40 лет. Являлся организатором клуба художественной самодеятельности «Ветеран». Он прекрасно играл на музыкальных инструментах: аккордеоне, гармони, баллалайке и гитаре.
Вместе с супругой, Марией Никаноровной, воспитал двоих сыновей – Евгения и Александра.
Бородихины в селе знают и помнят. Николай Николаевич в 2005 году был удостоин высокого звания «Почетный житель села Большой Атмас», Мария Никаноровна более 30 лет учила сельских ребятишек в местной школе
Я очень горжусь своим прадедом, его умением не жаловаться на трудную жизнь, а просто быть Человеком: честным, порядочным, любящим свою Родину, почитающим своих предков.
Приложение №2. Бородихин Н.Н.
4. Генеалогическое древо моей семьи
В процессе написания этой работы, мы столкнулись с тем, что информации о прапрадеде Николае Васильевиче почти нет, о прадеде Николае Николаевиче – ее больше благодаря тому, что помнит о нем моя мама – его внучка, и статьям в газетах, Альманахах. С целью сохранения информации о нашем роде, мы составили древо рода.
Выводы
Мы живем в большом многонациональном мире. Семья каждого из нас является частью этого мира со своими национальными традициями и обычаями, имеет свою неповторимую историю и особенности. Нашим предкам было очень сложно передавать информацию о своей родословной следующим поколениям, но они старались, насколько это было возможно.
В наш век научно-технической революции это стало намного проще. Знать историю своей семьи и передавать её по наследству просто необходимо, иначе мы потеряем свои корни и подвергнемся духовной деградации. Уважать и чтить историю своей семьи и передавать её по наследству – вот истинная сила общества, страны и мира в целом.
Список использованной литературы
1. Памятная книжка Омской области. Год 2010: Информационно-статистический сборник / Омскстат. - ОМск, 2011, с. 34-36.
2. Историческая справка по материалам Г.Ю. Гурьева на сайте Омская область на карте
3. Статья газеты Черлакские вести ("Станица") от 1992 года "Всё отберут у казака...". Автор В. Шулдяков (историк, аспирант ТГУ)
4. Интернет ресурс: http://www.omskmap.ru/point/cherlak/lore/22
Приложения
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3