Окаменелости динозавров

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Окаменелости динозавров

Орлов И.В. 1
1МБОУ "Гимназии № 127" г. Снежинска
Абакулова О.Б. 1
1 МБОУ "Гимназии № 127" г. Снежинска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Окаменелости – это превратившиеся в камень останки животных или растений. Мягкие части животных и растений, например мех или перья, обычно бесследно исчезают. Но они могут оставлять отпечатки. Черепа динозавров обычно сохраняются лучше других частей скелета, потому что на них были рога или крепкая броня. Зубы и когти динозавров были очень крепкими, а потому многие из них стали окаменелостями. Окаменелые гнёзда с кладками яиц оставались похороненными в земле миллионы лет!

Люди появились на Земле уже после того, как динозавры вымерли. Поэтому наши знания о них основаны на изучении окаменелых останков этих удивительных существ.

Учёные, изучающие доисторические времена и занимающиеся раскопкой окаменелостей, называются палеонтологами. Они исследуют ту или иную местность, чтобы понять, где можно найти окаменелости.

В домашних условиях я попытался воспроизвести место раскопок динозавров и создал макет. (Приложение 1).

Профессия палеонтолог – это широкое понятие. Работа проходит как в полевых условиях (горы, пещеры, водоемы), так и в лабораториях. Львиная доля времени проходит в экспедициях, где ученый занимается раскопками и поиском окаменелостей, поэтому для палеонтологов важны крепкое здоровье и физическая выносливость. Найденные образцы тщательным образом фиксируются (фотографируются, нумеруются) и транспортируются в лабораторию для более детального исследования. Этот процесс требует неимоверной аккуратности и бережности, так как окаменелости могут повредиться от малейшего прикосновения. Иногда найденные образцы перевезти невозможно, например, следы животных. В таких ситуациях ученые делают гипсовые слепки. По найденным останкам какого-либо животного палеонтолог может рассказать кое-что о его жизни, восстановить внешний вид. Знание иностранных языков будет полезно палеонтологу для общения с коллегами из других стран и изучения их трудов.

Выбранная тема актуальна. С тех пор как почти 200 лет назад были впервые описаны окаменелые останки динозавров, эти вымершие создания вызывают огромный интерес у всего человечества. К настоящему моменту учёными открыто около 900 представителей динозавров. И все они были очень разными. Однако, несмотря на различия в образе жизни и способе питания, все они погибли примерно 66 млн. лет назад. О том, что тогда произошло, почему исчезли динозавры и многие другие крупные животные, учёные спорят до сих пор. Палеонтологи занимаются изучением динозавров многие десятилетия, но на некоторые вопросы они так и не нашли ответов. И значит, впереди всех нас ждёт ещё много открытий.

В моём классе было проведено тестирование на тему палеонтологии, чтобы выявить, какой процент моих одноклассников знаком или увлекается древним миром нашей Земли. Опрос одноклассников выявил следующее:

1. 23% ответили, что знают, как живой организм превращается в окаменелость;

2. 87% знают, что изучает наука палеонтология, 10% считают, что палеонтология — наука о животных, обитающих в настоящее время и 3% считает, что это наука о морских жителях.

3. 40% дали верный ответ на вопрос сколько лет назад погибли динозавры;

4. 54% знают, какие ящеры были живородящими;

5. 93% смогли опознать на рисунке птеродактиля;

Опрос показал, что подробности о жизни древних животных знают чуть меньше половины (примерно 40%). Это служит толчком для написания моего проекта и доклада его ребятам. (Приложение 2).

Большинство окаменелостей находится не в самом лучшем состоянии, обычно они повреждены за время своего пребывания в породе, но они содержат необычайно важную информацию, так как являются прямыми свидетелями прошлой жизни нашей планеты. Костные останки, раковины, отпечатки следов – это словно подсказки, оставленные нам древними существами, помогающие реконструировать их образ жизни. Изучение этих наглядных примеров эволюции позволяет нам создать картину истории жизни нашей планеты и представить огромные масштабы эволюции, которая изменила картину всего мира.

Итак, цели работы:

Понять, как формируются окаменелости, как превращается в камень жизнедеятельность динозавров;

Выяснить, о чём говорят нам окаменелости.

Цель порождает следующие задачи:

Изучить литературу, как образуются окаменелости жизнедеятельности динозавров, о чём они нам рассказывают;

Создать окаменелости своими руками в домашних условиях.

Еще древнегреческие философы ломали головы над загадкой окаменелостей. На сегодняшний день тайна возникновения окаменелостей раскрыта. Следует, однако, заметить, что в окаменелости превращается лишь ничтожная часть вымерших растений и животных. Как правило, их останки либо поедаются другими животными, либо разлагаются под воздействием грибков и бактерий. Очень скоро от них ровным счетом ничего не остается. Раковины или твердые костные скелеты живых организмов сохраняются дольше, но в итоге и они разрушаются. И только когда останки оказываются погребенными в земле очень быстро, еще до того, как они успели разложиться, у них появляется шанс уцелеть и превратиться в окаменелость. Чтобы умерший динозавр оказался быстро захороненным, необходимо, чтобы над ним образовался осадочный слой, например, песка или ила. Тогда его останки вскоре лишаются доступа воздуха и в результате не загнивают. За многие миллионы лет нижние осадочные слои под давлением новообразующихся верхних слоев превращаются в твердую породу.

Мой опыт работы в решении данной проблемы очень мал – изучение литературы по выбранной теме, создание искусственной окаменелости в домашних условиях.

В данной работе использовалась следующая литература: журналы «Динозавры и мир юрского периода. Окаменелости и папа-бронтотерий», «Шоу динозавров», энциклопедии «Доисторический мир. Опасные ящеры», «Динозаврология», «Всё о динозаврах», «Динозавроведение», «Динозавры», «Поиски затерянного мира», «Детская энциклопедия динозавров», «Палеонтология в картинках», «Как устроены динозавры», «Вымершие животные», также в качестве источника использовались сайты сети интернет.

Методы исследования:

Изучение литературы;

Выбор способа создать окаменелость;

Эксперимент.

Основная часть

Процесс образования окаменелостей не прост!

Когда животное умирает, его тело должно сразу же покрыться песком или илом.

Со временем мягкие ткани разрушаются, и остаются лишь твёрдые, например, кости.

По прошествии очень долгого времени всё, что остаётся от живого существа, превращается в камень, сверху укрывается другими слоями песка или ила.

Движения земной коры поднимают слои с окаменелостями на поверхность земли. Ветер и дождевая вода обнажают их. А потом их находят люди. (Приложение 3).

Не всё, что попадает в песок или ил, становится окаменелостью. Тело должно оставаться скрытым под ними не меньше 10 тысяч лет!

След может сохраниться двумя разными способами:

Грязь или песок, на котором остался след, подвергается воздействию солнца и высыхает у кромки воды. Набегающая волна и песок заполняют и покрывают след, защищая его от разрушения.

Нога тяжёлого животного погружается в мягкий слой почвы и оставляет след в нижнем, более жёстком слое. В этом случае нет необходимости в том, чтобы след покрывался другим осадочным слоем, чтобы сохраниться. (Приложение 4).

Песок или ил, скрывавшие останки динозавров, со временем становятся крепчайшими камнями с запертыми внутри окаменелостями. Однако даже ткани ископаемого, которое уже является частью скалы, могут быть разрушены или растворены водой, которая просачивается в отложения. В таких случаях в скале остаётся только «внешний слепок», то есть отпечаток внешней оболочки организма, или «внутренний слепок», который воспроизводит форму организма.

В результате изучения литературы был выбран способ создания окаменелости «внутренний слепок».

Проведём эксперимент – попробуем сделать окаменелости, создадим «внутренний слепок». Для этого нам понадобится: мелкий песок, контейнер, гипс, вода, фигурки динозавров, кисточка. Для начала надо насыпать мокрый песок в какую-нибудь ёмкость, не утрамбовывая его. Потом в песке отпечатываем фигурки динозавров. Затем в какой-нибудь ёмкости разводится гипс (алебастр) до состояния очень жидкой сметаны и заливается поверх песка слоем примерно в 2 см. Когда гипс застынет, переворачиваем ёмкость, убираем лишний песок, а оставшемуся даём подсохнуть. Долгожданный момент - нужно вооружиться кисточкой и начать раскопки, пока не вычистим песок из всех трещин. Когда песок высохнет окончательно, окаменелость предстанет во всей своей красе (Приложение 5).

Кости, зубы, когти, отпечатки лап и кожи, перья, яйца и гнёзда, гастролиты, копролиты… О чём говорят окаменелости, которые остались от живых организмов? По ним можно определить размеры динозавра, строение его скелета, представить внешний вид животного, определить был ли динозавр хищником или травоядным, как они защищались, передвигались, чем были покрыты, чем питались, как размножались… Это свидетельства исчезнувшего мира, они позволяют нам многое узнать о древних формах жизни. Поиск окаменелостей и их изучение – это тяжёлая работа палеонтологов. С точки зрения науки тема окаменелостей очень интересна, а вновь найденные ископаемые часто вызывают множество вопросов. Моя позиция по данному вопросу – я хочу стать палеонтологом и открыть новый вид динозавра.

Заключение

Я изучил литературу по выбранной мной теме, провёл эксперимент – создал окаменелости своими руками, посмотрел как они выглядят, выяснил, что они могут нам рассказать, почувствовал себя палеонтологом. Изучая окаменелости, например динозавров, и другие следы древней жизни, я как и палеонтолог, словно собирая огромный пазл, воссоздал картину биологического развития Земли. Результаты моего исследования пригодятся «юным палеонтологам» таким, как я. А какими будут направления моих дальнейших исследований, время покажет.

Список источников и литературы

1. Бентон М. Перевод с английского Дорониной Е.А. Динозавры. Современная детская энциклопедия. ООО «Издательство «Эксмо», Москва, 2015, 160 стр.

2. Бёрни Д. Перевод с английского Андриановой И.Д. Доисторический мир. Опасные ящеры. Детская энциклопедия. ООО «РОСМЭН», Москва, 2016, 48 стр.

3. Бобёр М., Панченко А., Ковалёва О. Динозавры. Энциклопедия. ОАО «Издательство «Высшая школа», Смоленск, 2020, 96 стр.

4. Бояринова Е.И. Вымершие животные. Доисторическая жизнь. ООО «Издательство «Эксмо», Москва, 2014, 64 стр.

5. Булацкий С. Как устроены динозавры? Книга-модель. Книжный Дом «Азбукварик Групп», Москва, 2012, 14 стр.

6. Вилсдон К. Перевод с английского Тихменевой М. Динозавры. Удивительная энциклопедия. Дисней Академия. ООО «Издательство «Эксмо», Москва, 2016, 64 стр.

7. Грин Т. Перевод с английского Авдониной М.В. Динозавры. Полная энциклопедия. ООО «Издательство «Эксмо», Москва, 2015, 256 стр.

8. Д'Агостино П. Перевод с итальянского Стародубцевой П.С. Динозавры. Современная детская энциклопедия. ООО «Издательство АСТ», Москва, 2016, 128 стр.

9. Диксон Д. Перевод Мироновой Н. Динозавры. Визуальная энциклопедия. ООО «Издательство «Эксмо», Москва, 2014, 256 стр.

10. Клюшник Л.В. Динозавры. ООО «РОСМЭН», Москва, 2019, 48 стр.

11. Ликсо В.В., Хомич Е.О. Динозаврология. Занимательная академия для детей. ООО «Издательство АСТ», Москва, 2015, 208 стр.

12. Малютин А.О. Динозавры. Большая энциклопедия. ООО «Издательство «Эксмо», Москва, 2015, 264 стр.

13. Перевод с английского Амченков Ю. Всё о динозаврах. Энциклопедия. ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», 2015, 224 стр.

14. Перевод с английского Сапциной У. Шоу динозавров. Журнал. ООО «Издательство Лабиринт Пресс», Москва, 2018, 24 стр.

15. Перевод с английского Травиной И.В. Динозавры. Полная энциклопедия. ООО «РОСМЭН», Москва, 2018, 176 стр.

16. Раймс Р. Перевод с английского Юрий Амченков. Динозавроведение. Поиски затерянного мира. ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», Москва, 2013, 30 стр.

17. Резько И.В. Динозавры. Отличная энциклопедия. ООО «Издательство АСТ», Москва, 2016, 192 стр.

18. Рысакова И.В. Динозавры. Детская энциклопедия РОСМЭН. ЗАО «РОСМЭН», Москва, 2010, 96 стр.

19. Скиба Т.В. Динозавры. Детская энциклопедия. ООО ИД «Владис», Ростов-на-Дону, 2020, 128 стр.

20. Травина И.В. Динозавры. Самая первая энциклопедия. ООО «РОСМЭН», Москва, 2018, 32 стр.

21. Тэплин С. Перевод с английского Комиссарова Е.В. Детская энциклопедия динозавров. ООО «РОСМЭН», Москва, 2016, 64 стр.

22. Ферт Р. Перевод с английского Ясного Е. Динозавры. Детская энциклопедия. ЗАО «РОСМЭН», Москва, 2015, 48 стр.

23. Яковлева И.А. Палеонтология в картинках. ЗАО «Издательский Дом Мещерякова», Москва, 2017, 48 стр.

24. Deagostini. Еженедельное издание. Динозавры и мир юрского периода. Окаменелости и папа-бронтотерий. ООО «Де Агостини», 2016. Выпуск № 68, 23 стр.

25. www.lizon.org/2016/02/Okamenelosti.html

26. www.onegeology.org/extra/kids/russian

Список сокращений

млн. – миллион,

см - сантиметры

Приложение 1

 

Макет места раскопок

Приложение 2

Результат опроса одноклассников

Приложение 3

 
 
 
 

Приложение 4

Способы создания окаменелости следа динозавра

Приложение 5

   
   

Внутренний слепок динозавров

 

Просмотров работы: 204