Мангазейский морской ход в эпоху глобальных изменений климата.

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мангазейский морской ход в эпоху глобальных изменений климата.

Макаренко Н.В. 1
1МБОУ ТСОШ
Кунин С.А. 1Семенова О.С. 1
1МБОУ ТСОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Краткая историческая справка.

 

Мангазея - первый русский город Сибирского Заполярья, с именем которого связаны ярчайшие страницы истории первоначального освоения Сибири Русским государством. Основанный в 1601 году на реке Таз, он просуществовал лишь 71 год, пережив периоды стремительного взлета, расцвета и упадка. В 1672 году некогда основной поставщик в государеву казну ценнейшей валюты XVII века - «мягкой рухляди» (пушнины) - был покинут жителями, переселившимися на Турухан - левый приток Енисея, в Туруханское зимовье (впоследствии - Новая Мангазея, а затем - Старотуруханск). От былого величия Мангазеи остались затерянные и заросшие бурьяном руины города. Сегодня городище Мангазея, так именуется памятник археологии в государственном реестре объектов культурного наследия, находится в Красноселькупском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, на правом берегу реки Таз, в устье р. Мангазейки, в 8,5 км к северу от пос. Сидоровск. Протяженность памятника (кремля и посада) вдоль береговой линии р. Таз - 250 м и в глубь берега -155 м.

Вновь открывшиеся факты, проливающие свет на причину возникновения и упадка Мангазеи.

Наш школьный научно-исследовательский Центр наукоемкого инновационного обучения на протяжении многих лет занимается геоморфологическими (учение о рельефе) исследованиями в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа. Под наше наблюдение попал участок в 3 км от поселка с весьма заметным холмом (бугром пучения) и прилегающими к нему термокарстовым (водоемы на поверхности мерзлоты) озерами.

Научный интерес к нашему объекту исследования многократно возрос еще 2012 году, когда термокарстовые озера стали резко деградировать. Из-за потепления климата мерзлота стала таять, вода стекать по грунтовым каналам, а высохшем дне озера стали обнаруживаться остатки реликтовых деревьев [9]. С 2013 года мы ведем активные исследования по изучению всего происходящего на научном полигоне.

Фото 1. Снимок из космоса термокарстового озера, в котором были обнаружены реликтовые деревья.

Н
а бывшем дне озера, в основном в воде были обнаружены несколько десятков реликтовых деревьев лиственницы. Толщина некоторых стволов доходила до 60 см.

Фото 2. Остатки реликтовых деревьев в обмелевшем термокарстовом озере.

Так что же случилось с озером за последние годы? Что за лес, похожий на тайгу, рос в этой местности? В какое время произрастали эти деревья? Как и почему они погибли? Почему оказались на дне термокарстового озера? Ответить на эти вопросы позволили исследовательские работы: «Исследование реликтовых деревьев, обнаруженных в обмелевшем термокарстовом озере.» и «Динамика схода и наполнения верхних термокарстовых озер.»

В ходе выполнения вышеупомянутых работ выяснилось следующее:

1.Все деревья погибли в первую зиму 1600-1601 года, так же как в это же время погибли горные леса в Альпах, на Карпатах и Балканах, на Кавказе и в Турции.

2.Из достоверных источников стало известно, что в семнадцатом веке было два периода резкого похолодания на планете. Первое похолодание прошло в 1600-1605 годах и второе в 1640-1645 годах.

Эти временные даты по изменению климата полностью совпадают с периодом стремительного взлета и расцвета Мангазеи. Исходя из этого, основной идеей, представленной вашему вниманию исследовательской работы является тщательный анализ исторических фактов, касающихся транспортировки пушнины по Мангазейскому морскому ходу с реалистичной позиции, наступившего в те времена глобального похолодания. Предварительное знакомство с весьма компетентными исследованиями в этой исторической области порой носят не совсем точный, а иногда противоречивый характер, особенно в освещении транспортных проблем Мангазейского морского хода. Некоторые вопросы организации Мангазейского морского хода до сих пор покрыты тайнами и загадками.

Актуальность исследования исходит из того, что нет исследований маршрутов движения судов-кочей по Мангазейскому морскому пути. Исследования по отдельным переволокам не дают полной картины организации транспортной логистики в жесточайший период глобального похолодания климата.

Новизна работы заключается в том, что многие исследователи Мангазеи не рассматривали происходящие исторические события и транспортные маршруты Мангазейского морского хода в зависимости от наступившей зимой 1600-1601 года первой волны глобального похолодания. Нет исследований и аналитических материалов о втором периоде похолодания прошедшего в 1640-1645 годах.

Цель и задачи исследования

Основной целью исследования становится воссоздание транспортной логистики Мангазейского морского хода с учетом наступившего в те времена глобального похолодания на планете.

Задачи исследования:

Изучить, проанализировать и воссоздать транспортную схему и логистику южного варианта Мангазейского морского хода, просуществовавшего с 1601 по 1619 годы.

И зучить, проанализировать и восстановить транспортную схему и логистику более древнего северного варианта Мангазейского морского хода, существовавшего в период глобального потепления климата в 15-16 веках.

Рис. 1. Карта-чертеж «Море мангазейско с урочищи» 1600 года.

Анализ предшествующих событий.

Основным историческим документом, отображающим события накануне глобального похолодания на Крайнем Севере Западной Сибири, является карта-чертеж «Море мангазейско с урочищи», составленная неизвестным картографом во время летней экспедиции двух тобольских воевод Мирона Шаховского и Данилы Хрипунова в 1600 году.

Этот единственный графический документ содержит, достоверную информацию о самом начальном этапе истории образования Манзаейского города. Является предтечей событий, которые за короткий период (всего за одну зиму 1600-1601 годов) изменились кардинально. В тоже время, он наводит на массу вопросов и невыясненных обстоятельств, с которыми предстоит разобраться в предстоящем исследовании.

Основанием для датировки Мангазейского чертежа являются, сделанные на нем записи событий 1600 г. о неудачном походе в устье р. Таз первых мангазейских воевод Мирона Шаховского и Данилы Хрипунова (см. рис 1). Первая запись на чертеже сделана у Черной Косы, в виду Черных гор, где написано: «Розбило кочи». В документах сохранились известия об этом событии: 50 березовских казаков, включенных в состав экспедиции Шаховского и Хрипунова, участвовали в плавании: к устью Таза и кочи, на которых они шли, попали в бурю и их разбило. В письменных источниках, к сожалению, нет сведений о том, где все это произошло. Чертеж дает ответ на этот вопрос

Вторая надпись помещена в Пуровской губе, в районе впадения р. Пур. Надпись расположена так, что оказалась восточнее этих географических объектов. Она гласит: «Стреча воеводам». Понять это можно не как указание на место, где встречались воеводы или где их обычно встречали, а, применительно к событиям экспедиции 1600 г., как на то место, где продвижение неприятельский войск было остановлено.

Третья надпись гласит: «Седе(ли) в осаде от самояди». В сохранившейся отписке М. Шаховского имеется упоминание о том, что во время похода русского отряда на реку Таз самоеды задержали продвижение войск и осадили их. Теперь по чертежу можно точно определить место, где это происходило.

Четвертая надпись развернута на противоположном, восточном, берегу Тазовской губы, в низовьях р. Кровавой. Здесь написано: «Побоище казаков. Убито 8 человек». Все четыре надписи передают подробности о событиях экспедиции Шаховского и Хрипунова, но, кто их мог положить на чертеж — непонятно.

В наказной памяти князю Василию Мосальскому и Савлуку Пушкину, отправлявшимся в мангазейокий поход вслед за Шаховским, содержатся подробности о плавании их предшественников, полученные в Березове и Тобольске в виде каких-то неясных слухов. Наказ начинается с неполной фразы: «...а оленьми Нилиными при нужде убили 30 человека казаков, а князь Мирон де ушел ранен, а с ним 60 человек казаков, падчи на оленев душей да телом, а што Данила не ведают, ранен ли или не ранен». Имелись еще неясные и неточные данные, поэтому Мосальскому приказано собрать побольше данных «про князя Мирона, про Шеховского и про Данила Хрипунова подлинно, что князь Мирон и Данило до Мангазеи и до Енисея не дошли, и Енисейская будет самоядь своровали и князя Мирона, и Данила за рекою Пурою в днище их розгромили, и наряд, и зелье, и свинец, и запасы поймали, а князь Мирон и Данило с казаками отошел».

Нет сомнений, что такие данные были собраны во время плавания 1601 г. и доставлены в Тобольск и Москву не раньше 1602—1603 гг. Поэтому на основании уточненных данных на чертеже показано место встречи русских войск с войсками самодийских племен. Оказалось, что «встреча воевод» произошла почти в устье р. Таз. Из этого следует, что Мирон Шаховский и Данила Хрипунов летом 1600 г. прибыли к месту назначения, где намеревались построить острог, но были отброшены отрядами ненцев. Следовательно, автор чертежа хорошо знал о событиях и, вероятно, был участником их. Он являлся весьма осведомленным человеком не только относительно экспедиции Шаховского и Хрипунова, но и географии района.

В свете представленных событий возникают следующие вопросы:

1.Зачем, прибывшие к месту назначения (устье реки Таз, в Тазовский город) летом 1600 г. Мирон Шаховский и Данила Хрипунов, где намеревались построить по высочайшему указу Б. Годунова Мангазейский острог «на высоком берегу Моря Мангазейского», идут в разведку боем на речку «Кровавую» и попадают там в осаду?

2.Почему они сразу не идут на переволоку в реку Енисей 286 км вверх по реке Таз в район нынешнего поселка Сидоровский, где на следующий 1601 год начнется закладываться острог, а за тем сама «златокипящая» Мангазея?

3.Почему Тазовская губа называется Мангазейским морем, а одна из рек, впадающая в это море по карте 1600 года, называется Мангазеей?

4.Является ли Тазовский город, основанный еще в 1572 года близ устья двух рек Таз и Пур (обозначенный на картах голландца Исаака Массы Tasofstat) предтечей Мангазеи?

Исследование причин переноса строительства острога из Тазовского городка в район южной переволоки на реку Енисей.

Из многих источников известно, что около 1572 года близ устья реки Таз появилась первая поморская фактория. В 1600 году туда был послан отряд

казаков во главе с князем Мироном Шаховским и Данилой Хрипуновым с наказом «поставить там город». Из-за сопротивления ненецких племен, отряд был вынужден остановиться в 200 верстах от Тазовской бухты. А вот это утверждение не совсем верное и далеко не полностью обоснованное.

Расположение Тазовского города имеет важное стратегическое значение. Это пункт контроля за тремя устьями рек: Таза - на востоке, Пура – на западе, Месо-Яха на севере. Не смотря, на первую военную неудачу, никто не собирался оставлять этот важный стратегический пункт. В 1601 году сюда Борис Годунов послал князя Мосальского и боярина Пушкина с двумя сотнями стрельцов с одной целью – удержать Тазовский город. О них и их деятельности достоверных известий не сохранилось. По всей видимости, уткнувшись во льды Обской губы, они вернулись в Березово.

Мы уже знаем, что в зиму 1600-1601 года наступила первая волна глобального похолодания, продлившееся до 1605 года. Эта первая волна похолодания была мощная, агрессивная и продолжительная для этого района. Нет нужды напоминать, что в это же время в Москве и в средней полосе России наступил голод. В августе выпадал снег и губил посевы невызревшей пшеницы и ржи. Не успевали накосить сена для животных. В полярной и приполярной зоне Западной Сибири вымирают леса и кустарники. Зона тундры в одночасье перемещается практически на 1000 км на юг от нынешнего поселка Гыда до Тарко-Сале и Нового Уренгоя.

А теперь самое главное! В эти годы, с 1601 примерно до 1618 года, Тазовская губа и Обская губа не освобождаются ото льда в короткое и холодное лето. Оттаивают лишь небольшие акватории между реками Таз и Пур в Тазовской губе и устье Оби и рядом расположенное устье Надыма. В этот период в Мангазею ходят только кочи из Архангельска и Холмогор и практически нет судов из Тобольска и Березова. К сожалению описаний по первой, волне похолодания мы не найдем, они сгорели в Мангазее во время пожара 1642 году.

Известны некоторые подробности о плавании воевод Григория Кокорева и Андрея Палицына по Мангазейскому морю в июне 1629 года. Существует указание Палицына на то, что плавание «по Мангазейскому морю происходило в короткое летнее время, «потому что рано замерзает море».

Период 1640-1650 годов совпал с ухудшением ледовой обстановки в Обской и Тазовской губах. Почти на целое десятилетие судоходство приостановилось. Попытки пробиться в Мангазею по воде заканчивались чаще всего неудачей и влекли за собой многочисленные жертвы. Наиболее яркий пример гибели судов и людей - это плавание мангазейского воеводы дьяка Григория Терясова в 1643-44 г.

Таким образом, с большой долей вероятности можно предположить, что начальная директива царя Бориса Годунова поставить город в Тазовском устье была отменена неожиданно вмешавшейся третьей силой – силой его Величества Генерала Мороза. Надо отметить еще один важный исторический факт, неоднократно защищавший судьбу России от иностранной интервенции и оккупации. Нас и на этот раз спасла Матушка Природа. Не будь похолодания – заняли бы весь север Западной Сибири европейские колонисты: норвеги, датчане, голландцы и англичане. Вооруженные мятежи местых жителей могли быть спровоцированы иностранцами, проникающими в этот район еще с 15 века. А у нас, по сути, с 1600 по 1618 год не было власти в России. В этот период не смогли бы мы сами отстоять удаленный северный район. Слишком много негативных событий для судьбы России произошло за этот короткий исторический период.

Южный вариант Мангазейского морского хода, просуществовавший с 1601 по 1619 годы

Мирон Шаховской, перезимовав в Березове и, увидев весной, печальный результат наступившего в зиму 1600-1601 года глобального похолодания, принимают решение организовать южный вариант Мангазейского морского хода в районе древней южной переволоки из Енисея и Турухана на реку Таз в 286 км от его устья последнего. Таким образом, сильный холод, наличие местного материала для строительства, и близость переволоки решили вопрос о месте заложения Мангазеи. При этом, учитывалась угроза вооруженных самоедских формирований, отстаивающих какой-то свой интерес в районе дельты реки Месо-Яха (река Кровавая по карте 1600 года).

Итак, в 1601 году начинает строиться Мангазейский острог. Но как в этот сложнейший климатический период осуществляется самая крупная на тот период государственная стройка? Для ведения строительства и хозяйства кроме продуктов питания и вооружения необходимы транспорт и средства на постройку. Кто снабжает начавшееся строительство Мангазеи? По какому пути следуют товары в плотном двухстороннем потоке? Каким образом уже в 1607 году воеводой Д.В. Жеребцовым был «зарублен город Мангазея», целью которого являлось установление правительственного контроля за Мангазейским морским ходом и создание базы для дальнейшего освоения севера Сибири?

В Январе 1600 года царь Борис Годунов жалует грамоту Пенежским и Мезенским промышленным людям (Архангельским поморам) о дозволении им промышлять и торговать с самоедами мягкою рухлядью и не заповедными товарами, со взносом в казну десятой пошлины. Этот документ будет действовать вплоть до 1619 года, когда его заменит указ Михаила Романова о запрете на перевозку пушнины по Ямальской переволоке и открытым северным морям.

Фото 3. Маршрут через Уральский хребет на реку Печора.

Таким образом, поморы совместно с местной властью организуют южный маршрут Мангазейского морского хода от Енисея до Байдаракской губы. При этом в зависимости от сложившихся климатических и административных (запрет на перевозку) условий этот маршрут может меняться и проходить то через Уральский хребет на реку Печора, то по низине перед Уральским хребтом из Оби д о Байдаракской губы (воровская дорога).

Фото 4. Маршрут по низине перед Уральским хребтом из Оби до Байдаракской губы.

Разбирая оба маршрута можно отметить следующее:

1.Оба маршрута от Енисея до Байдаракской губы довольно протяженные 1900 и 1600 км с тремя переволоками. Доставить груз с провиантом из Архангельска и Холмогор до Мангазеи за одно, очень короткое лето было просто не реальным.

2.Гениальная транспортная логистика того времени основывалась на трех основных базах где сосредотачивались товары: Пустоозерск в устье Печеры, Казымский городок и Мангазея.

3.Движение грузов на кочах по водным артериям осуществлялась тремя флотилиями. Байдаракская флотилия обеспечивала доставку грузов (туда и обратно) по Байдаракской губе и реке Печере до Ямальских южных переволок. Казымская флотилия разгружала пушнину на Ямальских южных переволоках, принимала грузы с Архангельска и Холмогор, перевозила их до Надымо-Казымской переволоки. Мангазейская флотилия разгружалась и принимала грузы от Казымской флотилии и перевозила их в Мангазею.

4.При любом ходе неблагоприятных условий можно было организовать наземную транспортировку грузов в базовые города-терминалы. Чаще переволоки использовались в сухопутном режиме, даже в зимнее время.

Северный вариант Мангазейского морского хода

Хорошо описанная Ямальская переволока, проходящая по рекам Мутная и Зеленая через озера Ней-то и Ямбу-то является лишь частью северного варианта Мангазейского морского хода в период глобального потепления климата, который наблюдался в 15 и 16 веках. Этот проход, был необходим для небольших, по грузоподъемности, кочей, плохо переносивших океанические волны. Эта переволока никак не вписывается в южную маршрутную схему. Не могли поморы пересекать посередине полуостров Ямал, а потом, почти 1000 км, по Обской и Тазовской губе, по реке Таз следовать до южной Тазовско-Туруханской переволоке на Енисей.

Эта переволока, проходившая практически по середине Ямальского полуострова, давала тяжелый физически, но короткий по времени, выход в Обскую и Тазовкую губы. Но эта переволока была только началом большого северного варианта Мангазейского морского хода из Байдаракской губы в реку Енисей, по каким-то ранее никем не описанном маршрутом. Обратить внимание на то, что возможен еще один неизвестный маршрут продвижения поморских кочей, позволили следующие факты:

1.Поморы, промышлявшие пушниной в этом районе несколько сотен лет до исследуемых событий, очень хорошо знали географию района и не все варианты их походов нам известны.

2. 15 и 16 века были благодатными в этих местах, поскольку в это время на Земле наступил период глобального потепления. Указанные на карте «Море мангазейско с урочищи» 1600 года, деревья и надписи о пушном промысле подтверждают эту истину.

3. Бой с самоедами на реке кровавой, опять же, указанный на той же карте, заставляет задуматься над вопросом, а не проверяли ли государевы слуги пути на еще одну переволоку в сторону Енисея?

4. В царской грамоте выданной Борисом Годуновым архангельским поморам в январе 1600 года указывается «всех промышленных людей Пенежан и Мезенцов пожаловали: в Мунгазею, морем и Обью, рекою на Таз и на Пур и на Енисей, им ходити»

П опробуем сравнить карту 1600 года с нынешним снимком из космоса. Указанные на карте острова Пустой и Ершовый, скорее всего, представляли собой островные образования в широкой дельте реки Месо-Яха. Реки, обозначенные как Кровавая, Блудная и Мангазея, ни что иное, как рукава одной и той же реки Месо-Яха. Этот район в 15-16 веках вероятно был настоящим пушным «клондайком» севера Западной Сибири. Бассейн реки Месо-Яха огромен по территории и имеет выход на несколько рек, впадающих в Енисей. А название реки Мангазея, самого правого рукава реки Месо-Яха, прямо указывает на путь к еще одной переволоке в бассейн реки Енисей.

Рис 2. Снимок из космоса и участок карты 1600 года, обозначающие один и тот же район устья рек Таз и Месо-Яха.

По утверждению старожилов поселка Тазовский, командир МИ-8 В.И. Пригодин обнаружил с воздуха бревенчатый волок в верховье реки Месо-Яха и летом 1979 года с двумя товарищами осуществил переход из Тазовского с Усть порт на Енисее.

На спутниковой карте действительно можно обнаружить несколько вариантов переволок из реки Месо-Яха в бассейн реки Енисей. Поскольку такая возможность существует, то можно представить весь северный вариант Мангазейского морского хода от залива Шарапов Шар на Ямале до дельты Енисея (Усть-Порт) с общей протяженностью более 1200 км, который существовал в период глобального потепления в 16 веке.

Фото 9. Вероятный северный вариант Мангазейского морского хода.

Заключение

В представленной исследовательской работе удалось добиться главного – представить пути перемещения кочей по двум вариантам Мангазейского морского хода, существовавшим в разные климатические периоды.

Представленная работа учитывает реальные природно-климатические изменения и позволяет:

- более достоверно рассмотреть транспортные пути Мангазеского морского хода;

- упорядочить назначение волоковых систем на Ямальском и Гыданском полуостровах;

- дать представления о сложной транспортной логистике в жесткий период глобального похолодания климата.

Источники и литература

Адиева Анжелика «Динамика схода и наполнения верхних термокарстовых озер.» XI Всероссийская межвузовская конференция молодых исследователей (школьников и студентов) «ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. ПРОФЕССИЯ» Сочи 2013 г. www.mir-edu.ru

Аугамбаева Айя «Исследование реликтовых деревьев, обнаруженных в обмелевшем термокарстовом озере». XI Всероссийская межвузовская конференция молодых исследователей (школьников и студентов) «ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. ПРОФЕССИЯ» Сочи 2013 г. www.mir-edu.ru

«Баркулабовская летопись». Сборник переводов со старорусского языка Л. 1963 г.

Белов М. И., Овсяников О. В., Стариков В. Ф./ «Мангазея. Мангазейский морской ход». // Ленинград гидрометеоиздат 1980. Стр. 108-127.

Боголепов М.А./ «О колебаниях климата Европейской России в историческую эпоху». / Землеведение. Кн.2. М.: 1907. С. 58-162.

Визгалов Г.П.; Пархимович С.Г./Мангазея – первый русский город в Сибирском Заполярье/Баско, 2007. – 320с.: ил

Журнал «Уральский следопыт» Статья «Тайна тундрового озера». Сентябрь 2013 г.

МАНГАЗЕЯ ЗЛАТОКИПЯЩАЯ / Тайны веков. Сборник. plam.ru/nauchlit/tainy_vekov_sborni...

Э. Ле Руа Ладюри. / «История климата с 1000 года».//Гидрометеоиздат. Л. 1971. – С. 270.

Просмотров работы: 126