Учителя, вернувшиеся с Победой

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Учителя, вернувшиеся с Победой

Вахитова И.Р. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карьевская средняя общеобразовательная школа»
Вахитова А.Х. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карьевская средняя общеобразовательная школа»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

Прошло почти 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Для нас и наших сверстников это далёкое прошлое, а для людей, её переживших, – годы тяжелых испытаний. Победа, так необходимая нашей Родине и всему миру, была завоевана дорогой ценой. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить. Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своем прошлом, достойна будущего».

В великую эпопею всенародного подвига, каким была Отечественная война 1941-1945 гг., учительство вписало немало героических страниц. С первых дней войны вместе с миллионами рабочими и крестьян многие тысячи учителей, надев серые солдатские шинели, с оружием в руках, плечом к плечу, со своими воспитанниками отважно сражались за нашу Родину. Накануне войны в стране было более 191 тысяч дневных школ, в них обучалось около 35 миллион учащихся и работало 1 млн. 200 тысяч учителей. Нам было интересно узнать имена и фамилии учителей – фронтовиков, сменивших солдатские шинели и посвятивших себя благородному делу – делу воспитания детей в нашей школе. Это учителя, которые работали в нашей школе. Когда-то они, отложив учебники и ученические тетради, ушли на фронт, чтобы дать своим воспитанникам самый главный урок – Урок жизненной стойкости и мужества. Они исполняли свой долг перед Отечеством, как и многие другие, совершали свой подвиг. На их плечи легла немалая ответственность: им нужно было возвращать все на свои места, приходилось поднимать страну на своих руках.

Актуальность работы:

Накануне 75 годовщины Великой Победы нелишне напомнить о суровых испытаниях, когда народ ценой огромных потерь одержал великую победу над фашистами в годы Великой Отечественной войны. Все, что мы сейчас наблюдаем, в стране прошло через руки этих славных ветеранов. Мы много знаем о героях, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Но мало говорим о людях, работавших на благо страны после войны. Так, мы практически ничего не знаем об учителях, работавших в то время. Поэтому, собирая информацию об этих педагогах, мы не позволяем себе забывать о том, что эти люди тоже герои, совершившие свой подвиг. Мы решили собрать о них материал, чтобы пополнить исторический архив школы, а затем рассказать о них ребятам.

Цель: изучение жизненного пути педагогов школы, участников Великой Отечественной войны, и внесших свой вклад в дело образования подрастающего поколения в послевоенные годы.

Задачи:

- найти материалы о деятельности педагогов – фронтовиков нашей школы;

- встретиться с учениками, коллегами и родственниками педагогов и записать их воспоминания;

- создать стендовый альбом;

- систематизировать имеющийся по данной теме материал и дополнить его новыми исследованиями с дальнейшей передачей в школьный музей.

Гипотеза исследования: изучив жизнь учителей – ветеранов, мы узнаем больше о годах Великой Отечественной войны и о том, как учителя внесли вклад в Великую Победу.

Объект исследования: учителя – фронтовики школы.

Предмет исследования: боевой путь и педагогическая деятельность учителей – фронтовиков Карьевской школы.

Хронологические рамки работы охватывают период с 30-х годов XX века до современности

Основные методы исследования:

Для сбора более полной информации работали со школьными архивными документами. Из которых узнали о времени работы в школе, образовании ветеранов, наградах за педагогическую деятельность. Работали с Интернет– ресурсами по оформлению исследовательской работы, делали презентацию работы.

Значимость работы:

Привлечь внимание учащихся к истории своей малой родины и её людям.

Сохранить память об учителях – фронтовиках школы.

Практическое применение исследовательской работы: результаты исследования могут применяться на классных часах, на уроках истории, на общешкольных мероприятиях.

Создание стендового альбома.

Основная часть

Глава 1. Из истории школы

10 ноября 1879 года (по новому стилю 28 октября) в жизни села Карьево произошло знаменательное событие – впервые в селе открыли татарско-русскую школу. Сохранился составленный акт об открытии школы, где записано: «1879 года октября 28 дня член Осинской земской управы Алябушев с местным волостным старшиной Ашапской волости Зотовым и сельскими старостами татарских обществ и указным муллой Мухаметзарипом Газизовым по совершенной последним обычной молитвы и объяснении им пользы от грамотности в религиозном духе, после чего учителем Никитиным сделано объяснение о способах учения ожидании от этого пользы во всех отношениях. Причем и постановили открыть Карьевское татарско-русское училище для обучения детей…»

В первый год открытия школы на занятия стали ходить 11 мальчиков. Школа располагалась на возвышенном месте близко от левого берега реки Ирень. Это была земская начальная школа. Первым учителем был Никитин, а вероучителем – указной мулла из д. Баташи Мухаметзарип Газизов, который получил религиозное образование в Казани.

Начавшаяся Великая Отечественная война явилась суро­вым испытанием для всего советского народа. Развернулась всенародная помощь фронту. Колхозники и интеллигенция с. Карьево стремились своими средствами помочь государ­ству в обеспечении Красной Армии всем необходимым. В фонд обороны вносили мясо, хлеб и другие продукты.

Учащиеся школы помогали колхозу в прополке зерновых, овощей, убирали картофель собирали колосья, макулатуру, металлолом, тряпьё и т.д.

Во время войны уменьшилось количество учеников, С апреля 1942 г. В школе перешли на занятия в 2 смены. Учителя мужчины находились на фронте, а вся тяжесть работы легла на плечи женщин – учителей.

Глава 2. Учителя, вернувшиеся с Победой

Наша исследовательская работа посвящена людям самой мирной и человечной из профессий — учителям, нашим землякам, участникам Великой Отечественной войны. 2020 год – юбилейный год для Карьевской средней школы, ей исполнилось 140 лет. В ней работали учителя, которые не только посвятили себя детям и педагогике, но отдали свой гражданский долг родной и любимой стране - воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Вряд ли найдётся такой участок фронта, такое сражение Великой Отечественной войны, где бы ни сражались учителя. За Родину сражались: Хайретдинов Тавый,Мухтабаров Мухтасар, Шайдуллин Гарифулла,Сафиуллин Салим, Кутдусов Шайхеннур, Мухаров Мухаметдин,Тазитов Хавый,Галимов Хатиб, Хайдаров Минсалим,Ибрагимов Ахметсадыйк, Авлияров Мугиз, Гимаев Гаряй. Из 12 учителей – карьевцев живыми вернулись лишь четверо: (стр.23-24). Эти люди заслужили звания героев, свидетельство тому не только их медали и ордена, но и вся их жизнь. Учителя Карьевской школы с оружием в руках, проявив свои лучшие качества патриотов, защищали нашу Родину. Вернувшись с войны, они посвятили себя нелёгкому, но нужному делу – воспитанию детей: это Сафиуллин Салим, Хайретдинов Тавый, Тазитов Хавый, Мухаров Мухаметдин. О них мы хотим рассказать подробно.

Сафиуллин Салим

В школьном краеведческом музее хранится рукопись Сафиуллина Салима, где он написал свою автобиографию и своем боевом пути: «Я - Сафиуллин Салим Муллахматович родился 27 ноября 1922 г. в селе Карьево (Прил.фото1). В 1930 г. поступил в 1 класс Карьевской школы. После окончания 4 классов в 1935-1938 гг. учился в Малоашапской неполно-средней школе и окончил 7 классов данной школы. В 1938-1941 гг. учился в Пермском педучилище.

21 июня 1941 г. у нас в училище был выпускной бал, а в эту ночь началась Великая Отечественная война, Германия напала на нашу страну. Получить диплом не успел, это откладывалось до 1946 г.

В июле 1941 г. призвали в армию, направили в летное училище г. Свердловска. До приезда набор курсантов был окончен и меня направили в Молотовское военно-морское авиационно-техническое училище им. Молотова (г. Пермь). В училище учился год, мне присвоили звание сержант и специальность механик по авиооружений самолетов (Прил. Фото 2). В 1943 г. направили на Черноморский флот (Прил. фото3). Отдельная морская авиасэскадрилья в это время дислоцировалась на морском аэродроме г. Геленджик, недалеко от Новороссийска. В этом году на Кавказе шли тяжелые бои. Немецкие войска взяли г. Новороссийск, Краснодар, Ставрополь. Немцы рвались к центру Кавказа и дальше на Баку. В сентябре 1943 г. стремительными ударами наши войска освободили в Крым. В боях наш авиаполк потерял много самолетов. Из полка осталась одна эскадрилья (10 самолетов). Около двух месяцев ждали новых машин. И вот на нашем аэродроме стали делать посадку американские гидросамолеты «Католина». Летчики, технический состав осваивали новые машины, учились летать и воевать. Аэродром тогда находился у г. Поти в Грузии. Новые самолеты были более совершенны и боеспособны, чем наши старые морские разведчики МБР-2.

В начале 1944 г. начинается подготовка к боям за освобождение Крыма. В начале мая 1944 Красная Армия (Украинский фронт) и корабли и морская пехота Черноморского флота сражались в Крыму. Наши самолеты совершали полеты на бомбометания, на поиск немецких кораблей и подводных лодок. Наша задача, задача техников и механиков была быстро подготовить боевые самолеты к вылету. 9 Мая 1944 г. наши войска штурмом освободили г. Севастополь, военно-морскую базу Черноморского флота. Наша эскадрилья прилетела в г. Севастополь. Севастополь, Керчь были в сплошных развалинах, не осталось ни одного дома.

После освобождения Крыма, бои шли за Одессу, Румынию и Болгарию. Наша эскадрилья участвовала в боях за взятие румынского военно-морского порта Константа. Наша часть за взятие города была награждена орденом Красного Знамени. 18-я морская авиаэскадрилья стала называться Краснознаменная Констонцская. Эскадрильей командовал герой Советского Союза подполковник Крученных. С взятием Болгарских морских баз портов Варна, Бургас для нашей части, бои шли на территории Чехославакии, Югославии, Венгрии.

Победу 9 мая 1945 г. торжественно зачитали приказ И. Сталина о капитуляции Германии, а вечером был салют из всех имеющихся пистолетов, пулеметов, карательных орудий. Из нашей семьи, Сафиуллиных в Великой Отечественной войне участвовали 3 человека. Отец Муллахмет погиб в 1942 г. защищая Москву, брат Саим был призван в военно-морской флот, участвовал при разгроме Японии на Дальнем Востоке в августе 1945 г. После окончания войны я служил ещё 1,5 года, вернулся домой осенью 1946 г. Поступил на работу учителем в Усть-Турскую семилетнюю школу. В 1948 г. перевели в Карьевскую школу учителем начальных классов. В 1950 г. начальная школа получила статус неполной средней-семилетней. Далее работал учителем русского языка и литературы и заочно учился в Пермском педагогическом институте. В Карьевской школе работал с 1948 по 1992 год. За время работы 6 раз избирался депутатом Ординского районного совета, после выхода на пенсию с 1987 г. возглавлял совет ветеранов войны и труда в с. Карьево».

Сафиуллин Салим за боевые заслуги в Отечественной войне был награжден орденом Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в 1941-1945 гг.», «Медалью Жукова», «300 лет Российскому флоту», «Ветеран труда», «За доблестный труд», в ознаменовании 100 летия В.И. Ленина, и другими юбилейными медалями, почетными грамотами Министерства просвещения РСФСР, Пермского областного отдела образования, Ординского района и администрации района.

Женат, жена Мавлуда 25 лет проработала заведующей Карьевской сельской библиотекой, учителем начальных классов, воспитали 3 детей. Салим Муллахматович умер в 2001 году, похоронен в селе Карьево.

Хайретдинов Тавый

Родился Хайретдинов Тавый в селе Карьево (Прил.фото 4). Отец Тазетдинов Хайретдин, мать Назина Миняуфа имели середняцкое хозяйство. С женой Сарвар воспитали четверых детей, старший сын Хавый, дочери Минсайда, Камиля, Факира. В 1915 году Хайретдинов Тавый окончил Карьевскую русско-татарскую начальную школу и работал в своём хозяйстве. С 1922 году работал переписчиком в Карьевском волостном земельном отделе и до призыва в армию работал сельским секретарём.

В 1925-1927 гг. служил в Красной Армии. Учился в полковой школе и получил звание командира отделения. После армии трудился в своём хозяйстве. С 1929 года работал председателем Карьевского потребительского общества.

С 1930 года работал платным базовым ликвидатором, т.е. работал с взрослыми неграмотными. Образование являлось основным звеном культурного строительства. 14 августа 1930 года ЦИК и Совнарком СССР приняли решение «О всеобщем обязательном начальном обучении». Законом вводилось с нового учебного года всеобщее начальное обучение 8-10 лет. Для претворения в жизнь этого закона нужны были грамотные кадры, специалисты своего дела. Для улучшения положения с учительскими кадрами были организованы краткосрочные педагогические курсы. Осенью 1931 года Тавыя Хайретдинова, Шайхеннура Кутдусова направили на курсы учиться.

Хайретдинов Тавый с 1930-1940 гг. проработал учителем Карьевской начальной школы, в течение девяти лет работал заведующим этой же школы.

Заочно Хайретдинов Тавый окончил Свердловское татаро-башкирское педагогическое училище.

С сентября 1941 года по август 1945 года участвовал в Великой Отечественной войне, был помощником командира взвода 36 –го запсного стрелкового полка в звании старшего сержанта. После демобилизации один год работал в Бажуковской начальной школе, а 1946 года по 1950 год заведующим Карьевской начальной школы. С 1950 года вёл уроки труда. В 1964 году вышел на пенсию, однако, за неимением преподавателя, ещё два работал учителем труда.

За ратные подвиги и добросовестное отношение к труду был награждён медалями: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», юбилейными медалями и многочисленными грамотами.

Умер в апреле 1976 года. Похоронен в Карьево.

Тазитов Хавый

Сын Хайретдинова Хавыя – Тазитов Хавый родился в 1922 г. с. Карьево (Прил. фото5). После окончания Карьевской начальной школы, поступил в Малоашапскую семилетнюю школу. В 1938 г. поступил в Пермское татарское педагогическое училище (Прил. фото 6). Когда началась Великая Отечественная война, был призван в армию. Сначала учился в военном училище в г. Златоусте, потом воевал и был ранен. На войне он был командиром взвода отдельной саперной роты. Из сайта «Подвиг народа» мы узнали, что он был переведен в первый батальон. 16-17 июля 1942 г. перед бойцами была поставлена задача: перейти через минное поле. Взвод под руководством Тазитова выполнил задачу, ни один воин не пострадал. Есть запись командира, что Тазитов Хавый достоин награждения медалью «За боевые заслуги» (Прил. док.7,8,9).

Так же был награжден медалью «За победу над Германией» и юбилейными медалями.

После войны работал в партийных и советских органах. Инвалид войны.

Умер в 1983 году.

Садыков Гариф

Родился в деревне Верх – Солянка Осинцовской волости Кунгурского уезда в бедной крестьянской семье в 1903 году (Прил. фото10). В 1920- 1924 годах учился в Практическом институте народного образования тюркских народов в городе Свердловске. 15 апреля 1923 года написал письмо В.И. Ленину с пожеланиями скорейшего выздоровления. В нашей школе работал с 1924 года по 1931 годы. Он запомнился карьевцам не только как хороший педагог, но и как замечательный организатор, агитатор. После его приезда в Карьево в 1924 году была восстановлена комсомольская организация села, начала работать изба – читальня. С 1931 года до Великой Отечественной войны работал директором и учителем истории Малоашапской семилетней школы. После демобилизации до выхода на пенсию снова работал директором и учителем истории Малоашапской средней школе. Награжден орденом Красной Звезды, многочисленными медалями и грамотами.

Умер в 1978 году. Похоронен в с. Малый Ашап.

Вафеев Нахи Аспапович

Родился 30 апреля 1922 г. в с. Малый Ашап Ординского района (Прил.фото11).

В 1937 г. окончил Малоашапскую семилетнюю школу, потом учился в Пермском татарском педагогическом училище, после окончания которого в 1940 г. был направлен в Усть-Ашапскую на­чальную школу Бардымского рай­она. В ноябре 1940 г. был призван в армию. После начала Великой Отечественной войны Вафеева Н.А. направили на ускоренные курсы Тамбовского артиллерийского училища. После окончания курсов его направили на фронт, и он участвовал в боевых действиях с декабря 1941 года до Победы. Начал под Москвой и завершил на Эльбе в 1945 году. В звании капитанав 1946 году демобилизовался и начал работать учителем и завучем в Малоашапской школе.

В 1950 году Вафеева Н.А. назначают директором вновь открываемой в селе Карьево семилетней школы, где он проработал директором до октября 1968 года.В 1954 г. заочно окончил Молотовский учительский ин­ститут (учитель русского языка).

1968-1978 гг. - секретарь партийного комитета колхоза «Урал».

1972-1978 гг. - член бюро районного комитета партии. Избирался депутатом Ординского районного Совета на­родных депутатов, депутатом Карьевского и Ашапского сельских Советов.

С 1978 г. по состоянию здоровья вынужден был переехать на постоянное жительство в г. Пермь. До выхода на пенсию в 1984 г. работал на Дзержинском заводе в бюро режима стар­шим инженером.

Награжден орденами «Отечественной войны I степени», «Отечественной войны II степени», 14 медалями, знаками «Победитель социалистического соревнования 1973 года» и «Победитель социалистического соревнования 1975 года», почетными грамотами. За время работы в парткоме награж­ден орденом «Знак почета» (1973 г.). Умер 7 февраля 1998 г. Похоронен в с. Малый Ашап. Нахи Аспапович был и остаётся в памяти населения села как учитель учителей. Поэтому благодарные жители села Карьево в 2010 году в память о Нахи Аспаповича Вафеева установили Мемориальную доску на здании нашей Карьевской средней школы.

Мансуров Захрый

Родился 14 января 1916 г. в д. Азигулово Макчажского района Свердловской области (Прил. фото12).Трудовая биография:

1931-1935 гг.- учеба в Сверд­ловском татарском педагогиче­ском училище (учитель началь­ных классов);

1935-1936 гг. - работа в редак­ции газеты в г. Чусовом;

1936-1943 гг.- директор и учи­тель в д. Нижний Ари Свердлов­ской области;

В 1943 г. добровольцем ушел на войну. Сначала воевал в г. Троицке, в 1943 г. был переведен в г. Ростов – на – Дону. Воевал на 4-ом Украинском, 1-ом белорусском фронтах. Принимал участие в освобождении Кавказа, Украины, Польши. В составе 5-ой ударной армии штурмовал Берлин. Был два раза ранен и контужен.

После войны вернулся в родную деревню и продолжил педагогическую деятельность до 1951 года. После женитьбы на карьевской девушке, с которой он познакомился ещё до войны (вместе учились в педучилище в г. Свердловске), стал работать в Карьевской восьмилетней школе учителем истории и физической культуры и проработал до выхода на пенсию до 1965 года.

Награжден медалями «За участие в героической обороне Кавказа», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».

Умер в 1983 году.

Заключение

Сбор информации о наших учителях, участниках Великой Отечественной войны, оказался достаточно сложным делом. В ходе данного исследования мы столкнулись с такими трудностями: из 12 учителей вернулись лишь четверо, а восемь учителей погибли на фронте, пропали без вести. Если учитель был родом из села Карьево, то у них остались родственники и они-то и помогли нам восстановить некоторые автобиографические сведения. Родственники ветеранов смогли выделить из семейного архива несколько фотографий, документы о награждении медалями, о трудовой деятельности. Учителя, которые были из других сел, у них не было родственников и о них мало сведении.

Мы собираемся и дальше продолжить изучать жизненные пути учителей – фронтовиков. Мы считаем, что необходимо собирать материал о людях, которые с каждым годом отдаляются от нас, встречаться с их родственниками, знакомыми, учениками. 

Проходит время, меняются люди. Человечество стремится вперёд, к сожалению, не всегда оглядываясь назад. Но каждый должен помнить, кому он обязан за то, что у него мирное небо над головой, спокойная жизнь. Человек должен помнить историю своей страны, своей малой родины, должен знать имена героев, которые и учили детей, и были участниками Великой Отечественной войны. Таким образом, наша гипотеза исследования подтвердилась: изучив жизнь учителей – ветеранов, узнали больше о годах Великой Отечественной войны и о том, как учителя внесли вклад в Великую Победу.

Наш долг – сохранить память о наших доблестных учителях. Главное, чтобы наша благодарность ветеранам не закончилась после праздничных торжественных дат, не ограничилась только словами, а нашла своё воплощение в реальных добрых делах, в сохранении исторической памяти. И это в наших руках!

П риложение

1. Сафиуллин Салим. 2. Сафиуллин Салим с боевыми товарищами.

3.Сафиуллин Салим с сослуживцами.

 

4. Документы Хайретдинова Тавыя.

5.Тазитов Хавый.

6. Студенческие годы Тазитова Хавыя и Сафиуллина Салима.

7.

8.

9.

7,8,9 – документы с сайта.

10. Садыков Гариф.

11. Вафеев Нахи.

12. Мансуров Захрый.

Список литературы и источников

1. Воспоминания Юсупова Раиса Нигамаевича, учителя физики и математики, директора школы.

2. Воспоминания Сабирзяновой Талибы Талиповны, бывшей ученицы, местной поэтессы

3. Карьевская школа. Листая страницы истории, Пермь, 2009

4. Кутдусов Р.Ш. « Карья Старая», Пермь, 2014

5. Книга Памяти

6. Архивные документы Карьевского школьного краеведческого музея

7. Архивные документы краеведческого музея села Карьево

8. http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome, «Подвиг народа.ру».

 

Просмотров работы: 131