I. Введение
Актуальность: Прошлое каждого сельского храма – это частица истории малой Родины. Моя малая Родина деревня Нестерово. Ее история неразрывно связана с храмом во имя Преображения Господня. Храм в России до революции 1917 года был не только духовным, но и административным центром на селе. В нем зачитывали важные царские указы. Вели при храме метрические книги, в которых содержались сведения о родившихся и крестившихся православных младенцах, регистрировали брак, вели учет умерших. При храмах обучали детей грамоте в церковно-приходских школах. Прикоснуться к истории храма означает прикоснуться к своим корням. Знать историю Отечества, историю села и храма необходимо, в противном случае можно навсегда остаться «Иванами, не помнящими своего родства».
Проблема темы исследования на сегодняшний особо значима, так как идет наступление на православную веру. Так на Украине выступления униатов и раскольников, а также фашиствующих молодчиков против канонической православной церкви носит особенно разрушительный и озлобленный характер. Они сжигают и отбирают православные храмы, глумятся над православными священниками, убивают их. Поэтому мы должны говорить о восстановлении храмов и православных ценностей. На них строилось наше многонациональное государство, формировались культура и менталитет русского народа. Благодаря единству всех народов, населявших СССР, была разгромлена фашистская Германия и одержана победа в Великой Отечественной войне. В год 75-летия Победы мы обязаны свято чтить и помнить тех, кто победил коричневую чуму ХХ века, фашизм, и спас человечество от фашистского рабства.
Объект исследования: Преображенский храм д. Нестерово.
Предмет исследования: история церкви Преображения Господня д. Нестерово от ее строительства до настоящего времени.
Цель: выявить источники и описать историю церкви Преображения Господня
д. Нестерово от ее строительства до настоящего времени.
Задачи:
1. Найти и изучить литературу, документы по истории храма.
2. Проследить историю создания храма, его разрушение и восстановление.
3. Посетить Преображенский храм и взять интервью у настоятеля храма.
4. Опросить местных жителей, прихожан храма.
Методы исследования:
Метод теоретического анализа и обобщения.
Анализ опубликованных источников.
Анализ архивных документов.
Интервьюирование настоятеля храма.
Опрос местных жителей.
Практическая значимость работы: данная исследовательская работа позволяет получить знания об истории храма, христианской православной культуры и её связи с историей родного края. Данную работу можно использовать на уроках духовного краеведения, внеклассных мероприятиях, классных часах.
Краткий обзор литературы: в исследовательской работе используемую литературу по данной теме можно разделить на три группы. В первую группу входит документальная литература: метрические книги Преображенского храма. Во вторую группу можно отнести документы о строительстве и истории восстановления храма, печатная литература. Третья группа – ресурсы интернета.
II. Храму жить!
2.1 История церкви Преображения Господня д. Нестерово Горбовской волости Рузского уезда.
Время разбрасывать камни, время собирать камни
(книга Екклесиаста)
Всему свое время, говоря современным языком. Было время атеистическое, когда храмы Божии были не нужны: закрывались, разорялись, нарушалась связь времён. Строился новый мир, в котором не было места преемственности поколений и ценностям православия. В советское время в православных храмах и монастырях открывали кинотеатры, мастерские, производственные цеха, склады. Ушло в прошлое безбожное время. Стали возрождаться разрушенные и разоренные храмы, монастыри. Восстанавливается и наш Преображенский храм в деревне Нестерово Рузского муниципального округа, а когда-то Горбовской волости Рузского уезда. Сегодня деревня Горбово находится в стороне от федеральной автотрассы и утратила былую значимость, а когда-то была центром волости. Это для меня стало открытием в работе над историей нашего храма. Преображенский храм Горбовской волости: так обозначен наш храм в метрических книгах, хранящихся в местном архиве. Его история тесно связана с историей нашей страны, нашего села. В 2024 году будет отмечаться двухсотлетие со дня его постройки и освящения.
Строительство продолжалось три года с 1821 по 1824 год. В вотчине помещицы Рузской округи Ивинской в сельце Нестерове в 1824 году была построена каменная церковь взамен разрушавшейся деревянной в селе Старая Руза. В архивном деле «об освящении Преображенского храма села Нестерова» находится прошение «дочери покойного генерал-майора Матвея Михайловича Ивинского девицы Ольги Матвеевой архиепископу Московскому и Коломенскому Филарету от сентября 1824 года: Прошлого 1821 года по резолюции Вашего Высокопреосвященства в вотчине моей Рузской округи в сельце Нестерове дозволено мне построить церковь каменным зданием во имя Преображения Господня с приделом Казанская Божия Матери, а как ныне настоящая церковь Преображения Господня совсем окончена и состоит в готовности к освящению. Прошу разрешить протоиерею рузского Воскресенского собора Иоанну Иоаннову освятить храм Преображения Господня. На прошении резолюция от 17 сентября рузскому протоиерею… церковь освидетельствовать и освятить». С разрешения архиепископа Московского и Коломенского Филарета он был освящен протоиреем Рузского Воскресенского собора Иоанном Иоанновым 6 октября 1824 года [4, с.119-120].
Усилиями Ольги Матвеевны Ивинской на круче правые берега Москвы - реки вырос каменный храм. В те времена была она судоходной и храм, стоявший на высоком ее берегу, был виден издалека. Каменная, крытая железом, с каменной колокольней. Колокольня расположена к западу по оси храма. Представляет собой трехъярусный, почти квадратный в плане объем, верхний четверик прорезан арками звона. Преображенский храм был построен в стиле «ампир», (по другим сведениям – классицизм). Представляет собой четверик с расположенной на нем несколько приземистой ротондой, с востока примыкает полукруглая апсида. Далее источники говорят, что церковь была обнесена каменной оградой с железной решеткой, сооруженной в 1902 году на средства прихожан. В храме было духовое отопление. По звону церковного колокола на службу приходили крестьяне окрестных деревень: Красотино, Ботино, Лобково. 43 дома, 172 мужчины и 208 женщин. Клировые ведомости за 1916 год нам сообщают, что штат храма состоял из священника и псаломщика. Земли 112 десятин, из них 109 под мелким лесом [4, с. 123]. Церкви принадлежит здание церковно-приходской школы. Здание школы не сохранилось, как и сведений о ней. В 80- годы XIX века храм оказался на территории усадьбы вдовы писателя А.Ф. Писемского. От усадьбы сегодня уцелели только остатки липовой аллеи.
2.2. История запустения Преображенского храма д. Нестерово Горбовской волости Рузского уезда
В тридцатые годы XX века Преображенский храм, как и многие другие в то время, был закрыт, а здание было приспособлено под хозяйственные нужды. Здесь находился склад, а затем ремонтная мастерская. Во время Великой Отечественной войны он разделил судьбу села, был захвачен и использован немецкими оккупантами.
Опрашивая местных жителей, я узнала, что вовремя оккупации нашей деревни в 1941 году фашисты построили вблизи храма доты. Бетонированные укрепления. Об этом рассказывают местные жители домов, построенных совсем недавно. Во время рытья траншеи для укладки фундамента они находили солдатские ложки, стреляные гильзы и остатки конструкции немецких дотов. Используя рельеф местности и колокольню храма, фашисты простреливали открытую местность и низкий противоположный берег Москвы - реки. Что затрудняло освобождение деревни и привело к многочисленным жертвам. Верхний ярус колокольни, по-видимому, тогда был разбит снарядами. Непростая история освобождения нашего села. В результате контрнаступления Красной армии, начавшегося 5 декабря 1941 года, была освобождена и наша деревня Нестерово 19 декабря. Но стратегическое расположение ее на развилке дорог, ведущих к железной дороге в Тучково и Дорохово, было особо важным, и немцы предприняли контрнаступление. Придя в себя после потери Нестерова, они открыли по нашим солдатам шквальный огонь из минометов и пулеметов и стали готовиться к контратаке. Не обнаружив соседа слева, батальон 612-го полка, вполне обоснованно, опасаясь окружения, в 14 часов отошел из захваченной деревни на скат высоты в ста метрах от Нестерова, где и окопался. [7, с. 18] В хрониках боевых действий с 19 по 31 декабря 1941 года и с 1 января по 14 января 1942 года, день освобождения Нестерова, постоянно звучит название нашей деревни. Предпринимаются неоднократно попытки выбить немцев. Взять ее никак не удается. Фашисты ожесточенно оборонялись, а на колокольне Преображенской церкви сидел немецкий пулеметчик, простреливая с высоты всю округу. О жертвах, положенных на алтарь освобождения нашего села, говорят две братские могилы, находящиеся в деревне Нестерово. Одна из могил находится недалеко от Преображенского храма. Сегодня на этом святом месте разбит сквер Памяти и Скорби. Под каменными плитами покоится прах более сотни погибших бойцов, имена большинства неизвестны.
После освобождения деревни, из-за отсутствия стройматериалов, местные жители пытались разобрать церковь для строительства домов, но она, как сказала одна местная жительница, «не отдала ни одного кирпича». Земля на поле рядом с храмом была роздана под огороды. По воспоминаниям местных жителей при копке земли боялись неразорвавшихся снарядов. Находили и вывозили с участков стреляные гильзы, осколки от снарядов. В послевоенное время на территории бывшей усадьбы вдовы писателя А.Ф. Писемского располагался санаторий КГБ СССР. А затем пионерлагерь «Лесная Застава», принадлежавший этому госучреждению. Об этом и сегодня еще напоминает табличка, оставшаяся на воротах с того времени. Преображенский храм оказался на закрытой территории и представлял собой заброшенную унылую постройку, в которой лишь угадывались очертания храма. Рядом с апсидой располагались умывальники. На колокольню был взгроможден бак водокачки. Между колокольней и храмом была пристроена двухэтажная деревянная жилая постройка, числившаяся в местном БТИ как общежитие.
2.3. История возрождения Преображенского храма д. Нестерово Горбовской волости Рузского уезда
В конце прошлого столетия прошла приватизации, пионерские лагеря стали не нужны и храм оказался на частной территории. Новые владельцы, купившие в 1990 году землю, на которой оказался и Преображенский храм, не хотели терять постройку и даже предлагали ее выкупить. Закрыли подход к храму. Но по принятому в Российской Федерации закону все храмы передавались Русской Православной Церкви и перед храмом стали проходить молебны. Возрождение былого храма началось в конце 90-х. В 1998году была образована община и зарегистрирован приход Преображенского храма. Первым настоятелем был назначен священник Вячеслав Осипов, восстанавливавший в то время еще и Казанский храм в городском поселении Тучково. В декабре 2007 года состоялось назначение нового настоятеля - им стал священник Артемий Андреев. Силами прихожан деревянная постройка была расчищена. Проведена перепланировка, сделан косметический ремонт и созданы условия для проведения богослужений. Так с 2008 года стали проходить регулярные богослужения в бывшем жилом корпусе общежития. Настоятелю храма пришлось обивать пороги, доказывая, что это церковь, а не общежитие и добиваться передачи здания храма общине на безвозмездной основе. В приспособленном для проведения служб помещении отсутствовало отопление. Не было электричества и в холодное время года помещение обогревалось при помощи буржуйки. В этом же году началась реконструкция основного здания церкви. В 2009 году к храму было подведено электричество и можно было уже поставить обогреватели. В 2010 году в здании Преображенского храма были демонтированы, возведенные в советское время, бетонные перегородки и разобраны завалы мусора. Первым, кто оказал помощь в восстановлении храма, и провел эти тяжелые работы, стал местный житель Михаил Вербушкин. Оконные и дверные проемы восстановили в соответствии с первоначальным замыслом, то есть, как это было при постройке храма в XIX веке. В процессе проведения штукатурных работ в верхней части храма были обнаружены и расчищены большие полукруглые оконные проемы, заложенные когда-то кирпичом. Благодаря Андрею Панфилову в них установили окна, и в храме заметно посветлело. Большой вклад в восстановление внес житель деревни Нестерово Валерий Апостол. Его усилиями был восстановлен пол: расчищен от всех наслоений, возникших в период использования храма не по назначению. Было залито бетонное основание для пола. Местный житель Мингазов Руслан смонтировал систему отопления и обогрева пола. В храм пришло тепло, а также благодаря его помощи были вставлены входные железные двери и изготовлен иконостас. Хотя он не принадлежит к православной вере, но от души помогает восстанавливать наш храм. А прихожанин Виталий Васютин полностью на свои средства обеспечил напольное покрытие из натурального гранита [5, с. 1]. К сожалению, живопись в храме не сохранилась и в 2011 году были произведены внутренние штукатурные работы, а затем предстояли дорогостоящие работы: расписать его. Большую помощь в восстановлении храма Преображения Господня оказал, при содействии администрации сельского поселения Старорузское, агрохолдинг «Рузское молоко». На его пожертвования была вставлена часть окон и восстановлен купол храма. Летом 2013 года произошло долгожданное событие: на куполе храма была поставлена маковка и крест. Преображенский храм на наших глазах буквально преобразился: он стал заметен издалека и узнаваем как православный. А еще он приобрел свой голос – семья Есиных пожертвовала комплект колоколов. В январе 2014 года на праздник Богоявления впервые богослужение прошло в преображенном каменном храме, а не в деревянной пристройке. Весной 2014 года был установлен иконостас. Благодаря стараниям настоятеля и общины, были собраны пожертвования, и художником А.М. Масляковым был расписан купол храма. В центре купола Господь Спаситель в окружении Бесплотных Сил Небесных. В алтарной части были установлены витражи с изображением Иисуса Христа. Иконостас постепенно заполнился образами, написанными московским художником Г. Маракуевым. Над апсидой в специальной нише была установлена храмовая икона Преображения Господня. Параллельно православная община во главе с настоятелем о. Артемием добивалась землеотвода и передачи ей храма. В 2016 году это долгожданное событие случилось. Были получены документы, утвержденные законными органами, подтверждающие возрождение из небытия храма Преображения Господня в деревне Нестерово Рузского муниципального округа.
В воскресные и праздничные дни на всю округу разносится мелодичный звон колоколов. Храм ожил после долгих лет разрухи и забвения. При встрече настоятель храма о. Артемий рассказал, что есть в храме и свои святыни. Например, икона блаженной Матроны с частицей ее мощей. Под рамкой золотые украшения – благодарность от прихожан, чьи молитвы к ней были услышаны. У распятия находится столик с мощевиком Оптинских старцев Много сделано для того, чтобы храм жил: на сегодня в церкви установлена охранная и пожарная сигнализации, подведен, но пока не подключен газ, обустраивается прихрамовая территория. Осенью 2019 года завезен грунт, который необходим для ее отсыпки. В планах на будущее: установить ограждение, построить церковный дом, обустроить источник. Уже сделан анализ воды и прошедшим летом проведена часть работ по доступу к нему. Трапезная часть Преображенского храма требует полной переделки, а колокольня ждет восстановления. На стене нашего храма висит проект его вида после полного восстановления. Но потребуются еще немалые усилия для его полного завершения. Храм сегодня живет, развивается, прирастает община и это радует.
2. 4 Метрические книги храма 1865-1919гг.
Поиск сведений о нашем храме привел меня в архив Рузского городского округа. Заведующая архивом Вирченко Галина Михайловна откликнулась на просьбу и из недр архива извлекла несколько подшитых томов с метрическими книгами Преображенского храма Горбовской волости. Удивительно то, что они сохранились. Метрические книги - это реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) велись в России в период с начала XVIII века по 1918 год священниками в приходах [9. с.1]. А при нашем храме записи велись по 1919 год. Церковь до революции 1917 года была не только религиозным, но и административным центром. Сегодня обряд крещения, венчания, отпевания умершего дело сугубо добровольное. В XIX веке все это обязательно происходило в церкви и фиксировалось в метрической книге. Благодаря метрическим книгам сегодня, оказывается, можно найти и составить свое семейное древо. Найти своих пращуров, ближайших родственников. Для этого необходимо знать место рождения и открыть название храма. Об этом я узнала в процессе работы над данным проектом. Обратившись к интернету – ресурсам, понимаешь, какая огромная работа была проделана тогда церковными служителями и делается сегодня, чтобы эти сведения оцифровать. А ведь духовенству, особенно сельских храмов, тогда жилось нелегко. Они жили во многом за счет своего прихода и трудились немало. Занимались обучением детей при церковно-приходских школах, благотворительностью, помогали вдовам, сиротам и инвалидам.
Штат нашей церкви со дня его постройки и освящения состоял из священника и псаломщика. В 1865 году, согласно метрической книге, должность священника занимал Алексей Жигачёв, а помогал ему вести службы дьячок Симеон Нечаев. С огромным интересом я исследовала записи, составленные ими. На протяжении десяти лет они аккуратно вели записи о родившихся на свет детях, крестили их, вели службы, венчали вступающих в брак и отпевали умерших. Меня поразил не только аккуратный почерк с «ятями», но и то, какие имена тогда давали родители, чьи данные также заносили в метрическую книгу. Поэтому при составлении таблицы я ввела графу наиболее часто употребляемых и редких имен. Были и тогда незаконнорожденные, но было их немного. 1867г. - 2, 1868г. -2,1870г. - 2, 1872г. -2, 1875г. - 1, 1876г. -1. В графе – родители вместо данных отца была запись «незаконнорожденный». Интересные сведения включала графа о заключении брака: не только имена и фамилии, но упоминалось социальное происхождение, возраст вступающих в брак, каким браком, редко, но встречается запись вторым. За десять лет только один мужчина в возрасте 23 лет заключил второй брак. Сведения о умерших заносились в метрических книгах также тщательно. Кто и в каком возрасте, по какой причине умер. В это десятилетие, 1865 -1875 годы, наиболее часто употребляемые имена: женские - Прасковья, Наталия, Анна, а мужские - Иоанн, Василий, Алексей. А редко употребляемые - Маторей, Домника, Мавра. Возраст женщин, вступающих в брак в основном 17-18 лет, а мужчин от 18 и старше. С декабря 1875 года в храме новый священник - Константин Пономарёв, а в мае 1876 года и новый пономарь ему в помощь - Иван Сунгуров. Причина замены неизвестна нам. Семнадцать лет, согласно записям в метрических книгах, он выполняет свои обязанности при храме. С 1893 года псаломщиком становится Сергей Вознесенский. Исследуя записи об умерших за эти годы, понимаешь, что люди редко доживали до старости. В 70-75-80 лет умирали просто единицы, а вот детей и рождалось, и умирало много: 1872г. - 47, 1876г.- 47. В 1875 году всего умер 61 человек, из них 45 детей не дожили до 2-х лет, в1878 году умер 61 человек, из них 41 ребенок не дожил до года. В тот год свирепствовала детская оспа. Смерть выкашивала младенцев до года. Эта тенденция прослеживалась и далее, поэтому в целях экономии времени, перестала заносить сведения об умерших в таблицу по возрастам. В 1881 году умерло всего 52 человека из них 48 детей от 1 месяца до 8 лет, большинство из них от кори. В 1882 году - 58 детей в возрасте до 8 лет умерло в основном от кори. Свирепствовала эпидемия кори. Основная масса умерших в те годы детей от рождения не доживала до двух лет. Врожденная слабость, скарлотина, дефтерит, корь, коклюш, оспа, понос, простуда - вот причины высокой детской смертности. В 1885 году снова свирепствовала корь и дизентерия, много умерло детей от поноса. В 1887 году к этим смертельным болезням присоединился в записях метрических книг коклюш. Причем в летнее и осеннее время много детей умирает от поноса и коликов: 1882г., 1885г., 1886г., 1888г., 1898г., 1900г., 1905г., 1914г. В 1908 году большинство умерло от брюшного тифа. Только в данных за 1911 год звучит диагноз по старости - 6 человек. Возраст от 64 лет до 80. За этой страшной статистикой стоит отсутствие гигиены: грязные овощи и фрукты, грязные руки, мухи. Зимой чаще умирают от простуды, коклюша, воспаления легких. Так в 1902 году умерло 9 детей от этого опасного и сегодня заболевания. Эти смертельно опасные болезни: оспа, корь, тиф были практически ликвидированы в XX веке благодаря развитию медицины, просвещению в области гигиены, прививкам и изобретенным антибиотикам. В 1900 году при храме новый псаломщик - Сергей Васильевич Вознесенский. Сведения о нем мы находим в Клировых ведомостях за 1916 год. Сын псаломщика служил в разных приходах. С 1893 года исполняет обязанности псаломщика при требоисправлениях в больнице Е.Н. Барановой. [4, с. 122] Больница располагалась в деревне Лобково, относившейся к приходу Спасопреображенского храма. В метрической книге от 1902 года мы видим новое имя священника - Иоанн Молчанов, а с 1906 года по 1916 год в метрических книгах новый священник - Виктор Смирнов. В переломный 1917 год в приходе новый священник - Петр Иоаннович Мячиков. Он начинал с должности псаломщика и законоучителя в церковноприходском училище после окончания в 1884 году Московской Духовной семинарии. После увольнения по болезни за штат он исполняет обязанности священника в больнице землевладелицы Е.Н. Барановой в деревне Лобково с 4 октября 1916 года и состоит председателем церковно-приходского попечительства при церкви Преображенской села Нестерова [4, с. 122]. Из интернета, ссылающегося на энциклопедию И.А. Эфрона и Ф.А Брокгауза, я узнала о приходском попечительстве: по высочайше утвержденному в 1864 г. Положению они имеют целью заботиться о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви, об устройстве первоначального обучения детей и о благотворительности в пределах прихода [9, с. 1]. А поскольку деревня Лобково входила в Спасопреображенский приход, то и священники имели тесную связь с этой больницей. С 1917 года по 1919 год Петр Иоаннович Мячиков вместе с псаломщиком Александром Пономаревым трудится священником нашего храма. Детей рождается или крестят уже меньше, чем раньше, да и показатели смертности уже не так высоки. Пришла новая безбожная власть, храмы стали не нужны и утрачивают свое административное назначение. Создаются новые органы власти, занимающиеся регистрацией детей, браками, умершими.
За скупыми страницами метрических книг, хранящихся в Рузском городском архиве, судьбы священников и их помощников, псаломщиков. Они охватывают достаточно большой период с 1865 по 1919 год. За их строчками судьбы людей: радость и горе. Они рассказывают нам о жизни наших земляков в те далекие времена. О болезнях, эпидемиях, о высокой детской смертности. По метрическим книгам я исследовала 54 года. Больше всего заключали браков и венчались в 1866 г.-14, в 1868г.- 10, в 1867г. и 1878г. по 7 браков. В 23 годах из 54 родилось больше мальчиков, чем девочек. Но в итоге родилось за это время почти одинаковое количество: мальчиков всего 533, а девочек 530. Самый «урожайный» 1904 год- 32 ребенка, 1870 и 1875 годы по 30 детей. За эти годы наиболее популярные имена были у мальчиков: Иоанн, Василий, Пётр, Фёдор, Николай; у девочек: Анна, Мария, Екатерина, Елена, Наталья и Александра. Редко употреблялись имена: Флабор, Агрипена, Мавра, Олимпиада, Маторей.
В возрожденном Преображенском храме деревни Нестерово сегодня тоже ведутся метрические книги. Мне их любезно показали. Форма ведения практически не изменилась. Только вместо одной ведется три отдельно: крещенные, венчающиеся, умершие. На сегодняшний день посещение храма дело добровольное. Поэтому записей не так много, как раньше. Метрические книги за 2018-2019 годы показывают: крестили 14 мальчиков (двоих назвали Максимами) и 10 девочек (нет повторяющихся имен). Семь умерших отпето. Причины смерти в книге не указаны. Написан священником только возраст: 40, 72, 82, 88, 100. Бракосочетаний, за которыми стоит обряд венчания, два. Оба возрастные (60-64 года и 66-77 лет). В светском обществе эти записи сегодня ведутся в государственных органах ЗАГСа, а крещение, венчание, отпевание исполняют только православные, верующие в Бога люди. Храмовые метрические книги сегодня представляют большой интерес в понимании истории и оказывают огромную помощь в поисках своей родословной, своих корней. За их записями человеческая жизнь от рождения и до смерти.
2.5. Храмовая икона
Все православные храмы, маленькие или большие, цветные и белые посвящены Богу. Храм создаётся для верующих, для их соборных молитв и совершения таинств. Каждый храм при освящении получает своё название в честь какого-либо церковного праздника, святого, библейского сюжета или иконы. В 1824 году при освящении наш храм получил своё название в честь великого двунадесятого праздника Преображения Господня. На метрических книгах пишется как Спасопреображенский.
Уже более двух лет ходил по земле Палестины Спаситель с проповедью Своего учения. Все чаще Он стал говорить апостолам, что скоро придется Ему пострадать от врагов и быть убитым. Апостолы невыразимо скорбели от таких слов Учителя. И вот однажды, чтобы утешить их и показать Свою истинную Божественную силу и власть Он взял с Собой трёх учеников: Петра, Иакова и Иоанна и взошёл на гору для молитвы. По древнему церковному преданию это была гора Фавор, покрытая красивыми лесами. Утомлённые дневными трудами ученики задремали. На рассвете их разбудил ослепительный свет. Апостолы увидели своего Учителя в блистающих белых одеждах, а от лица Его исходил ослепительный свет. Рядом с Исусом Христом находились древние пророки Моисей и Илия, которые говорили с Ним о Его будущих страданиях, смерти и Воскресении. Внезапно светлое облако закрыло Христа и пророков, и из него послышался голос: «Это-Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте». Ученики в страхе пали на землю. Но Иисус, коснувшись их, сказал: «Не бойтесь». Встав, они никого более не увидели, кроме Иисуса. И сошли с Ним с горы. (Мф.17:1-9). [8, с. 179] Когда они сходили с горы, Христос сказал им, чтобы никому не рассказывали о том, что видели, пока Он не воскреснет из мертвых. Тогда апостолы не поняли этих слов. Но придет время и весь мир узнает о великой жертве Сына Божия и о воскресении мертвых. На горе Фавор Он показал миру через Небесное сияние Свою Божественную суть, чтобы исчезли сомнения и маловерие.
Празднование Преображения Господня совершается Церковью 19 августа. А согласно Евангелию, Господь преобразился перед Своими учениками за 40 дней до Пасхи. Православная церковь перенесла празднование для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста, когда уже отмечается множество событий евангельской истории. Он отмечается за 40 дней до Воздвижения Креста Господня. В народе в этот день отмечают яблочный Спас и приносят в храм для освящения созревшие летние плоды - яблоки и виноград, таким образом, получая Божие благословение на вкушение плодов нового урожая. Эта традиция заставляет вспомнить о тех древних библейских временах, когда первые плоды урожая приносились Богу. А еще она напоминает нам о том, что человек получил от Бога в дар землю, чтобы обрабатывать ее и питаться от ее плодов. В тех местах, где стояли Спасопреображенские храмы, всегда отмечали престольный праздник. Приезжали со всей округи нарядно одетые прихожане на утреннюю службу, после нее вставали вокруг храма, раскладывая перед собой яблоки, и ждали обряда освящения плодов. После посещения храма садились за праздничный стол, а вечером пели, плясали под гармонь. Так церковный двунадесятый праздник Преображения Господня в народном сознании переплелся с первым урожаем так долго ожидаемых плодов нового урожая яблок и стал народным.
В нашем храме можно увидеть две иконы во имя Преображения Господня. При приближении к храму над апсидой в центральной части мы видим недавно установленную на средства благотворительницы Людмилы икону. В 2018 году во время реставрационных работ она заняла своё законное место. На фотографии, хранящейся в нашем семейном архиве, видим художника, написавшего икону. Это местный художник Алексей Михайлович Масляков, выполняет заключительную работу перед покрытием иконы водонепроницаемым материалом. С раннего утра до позднего вечера трое взрослых мужчин трудились безвозмездно, устанавливая ее. Выдался, как по заказу, хороший день. А на следующий, по словам одного из них, такую работу провести было уже невозможно: похолодало, пошел снег, и на крыше стало очень скользко. Сегодня эта внешняя икона первой встречает прихожан храма и просто прохожих, идущих мимо, напоминая о далёких библейских событиях, в честь которых освящён наш Спасопреображенский храм. Внутри храма можно увидеть ещё одну икону в часть двунадесятого праздника Преображения Господня: в иконостасе в правом нижнем ряду находится храмовая икона. А один раз в году можно увидеть третий образ во имя Преображения Господня. Напротив, царских врат на аналое всегда располагается праздничная икона. Это бывает только 19 августа!
Преображается наша деревня Нестерово теперь уже не Горбовской волости, а Рузского городского округа. Здесь в советское время были построены многоэтажные дома, коттеджи для работников совхоза «Тучковский» и ПМК, детский сад, школа, амбулатория. Возродился сегодня из небытия и разрухи, занял достойное место в облике нашего села и наш сельский храм во имя Преображения Господня. Он живет, благоустраивается и становится все краше.
III. Заключение.
В заключение своего исследования я хочу сделать следующие выводы:
1. Проследив историю Преображенского храма деревни Нестерово от создания и до сегодняшнего дня, накануне его двухсотлетнего юбилея, хочется верить, что самое плохое в его судьбе уже позади. У нашего сельского храма своя история, к которой я лишь прикоснулась в этой работе. Она, конечно же, намного богаче, как и история моей малой Родины - деревни Нестерово.
2. Я встретилась с настоятелем храма. Под руководством протоиерея Артемия Юрьевича Андреева много уже сделано и делается для полного его восстановления. Благодаря его стараниям и трудам его матушки Любови создана и пополняется община храма, чудесно поет на клиросе хор.
3. Я узнала, что восстанавливали храм обычные люди, среди которых мои родные, близкие мне люди и просто соседи. Они не ждут никаких благодарностей и наград, а лишь верят в то, что от посеянного ими семени добра взойдут благодатные всходы.
4. Я провела опрос местных жителей, которые мне рассказали о судьбе нашего храма. Можно сказать, что Преображенский храм деревни Нестерово разделил с народом испытание войной и атеизмом.
Православие за тысячу лет своего существования на Руси определило духовную направленность сознания русского человека. Ф.М. Достоевский утверждал: «Понятие «русский» определяется не составом крови, а отношением к православию». Оно радикально менялось в начале XX века. В безбожное атеистическое время церковь была закрыта и разрушена. Дух разрушения легко покоряет человеческие души. Но сохранились источники: Клировые ведомости, описание внутреннего убранства храма, метрические книги, да и покореженные временем постройки. Молитвами святых и праведников, трудом обычных людей сегодня возрождаются к жизни многие храмы и монастыри, в их числе и наш сельский Спасопреображенский храм.
Мы живем в красивом уголке родного Подмосковья! Удивительно гармонично вписываются церкви в окружающую природу. Радует глаз, пришедший к нам из XIX столетия, сельский Преображенский храм. Моей семье и мне небезразлична судьба нашего храма. Я горжусь тем, что на видном месте в нашем доме висит проект иконостаса с дарственной надписью его создателя. Она гласит: «Уважаемому меценату Руслану от исполнителя сего проекта Татаринцева Сергея Петровича г. Анна Воронежская обл.28.12.13».
Литература:
Алешкин Н. Соколов Л. Святые места земли Рузской. – Рузский районный краеведческий музей. – 2003.
Беляева Г.Н. Руза. Форпост на западе Московии. – М.: Можайск, 2006.
Горбачева Н. Евангельская история в рассказах о Двунадесятых праздниках. Паломник. Москва, 2008
Жемчужины Рузской земли. Храмы Рузского края. - Саратов, 2008.
Платонова А. На пути к возрождению. Нестеровскому храму 190 лет! Рузский курьер 22 октября 2014 года №41
Холмогоров В., диакон Г. Холмогоров. Составление церковных летописей Московской епархии. Выпуск первый. – М.: типография Л.О. Снегирева, 1881.
Шарыкин Е. Фронт от Марса до Рузы. Подольск, 2005.
Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья Москва, 2005.
9. Ресурсы интернета (вход сентябрь – декабрь 2019 г., январь-февраль 2020 г)
9.1. Рузское благочиние. Д. Нестерово Преображенский храм. http://orthodox-ruza.ru/
9.2. Рузский благочиннический округ. Преображенский храм. http://ruzskoye.cerkov.ru/
9.3. Преображенский храм в д. Нестерово. http://preobrnesterovo.cerkov.ru/
10. Архивные документы:
10.1. Ф. 339. Оп. 1. Д.161.
10.2. Ф.339. Оп.1. Д.162.
10.3. Ф.339. Оп.1. Д.164.