Актуальность
У каждого человека есть своя малая Родина – место, где всё кажется особенным, прекрасным и родным.
Есть у нас на Западном Урале
Неприметное ничем село.
Для меня это село родное,
для меня другого не дано.
Люблю родную улицу, люблю веселье круг,
И речку, и все мостики, друзей и всех подруг!
Своей малой родиной я считаю деревню Старое Село. Она находится в селе Кыласово в Кунгурском районе Пермского края. Родилась я в Перми. Однако деревня для меня всегда будет вторым домом. Потому, что я очень много времени провожу там. Кроме того, именно в этой деревне родилась и выросла моя бабушка.
Наша деревня одно из красивейших мест Кунгурского района. Село опоясывает каменистая возвышенность, которая своими отвесными скалами белого известняка, нависшими над рекой, придает местности очень живописный вид. Река «Бабка», огибая холмы своим извилистым течением, создает множество стариц. Улицы села украшают сохранившиеся старинные дома, яркие цветники палисадников, сосны, ивы, ароматная черемуха и другие деревья.
Наша деревня очень старая и имеет богатейшую историю, поэтому ее изучение является очень ценным и интересным. Время летит и уносит жителей, сторожил деревни. Мало уже тех людей, кто видел, как жило и развивалось село. И скоро некому будет рассказать о том времени. А мне интересно, как жила моя бабушка, в какие игры играла с подружками, чем занималась здесь, когда повзрослела, что выращивали на сельских полях, какие праздники отмечали… Когда же узнавать, если не сейчас. Всё надо делать вовремя.
Цель исследования:
Изучить историю деревни Старое Село Кыласовского поселения, быт и традиции жителей.
Задачи:
- собрать и записать информацию о истории деревни;
- изучить традиции жителей деревни;
- сходить на экскурсию в сельский музей и библиотеку;
- заинтересовать жителей деревни историей, пробудить интерес и чувство гордости за свою малую Родину.
Гипотеза исследования:
Мы предполагаем, что жители деревни знают историю своей деревни, своей малой Родины.
Объект исследования:
Деревня Старое Село Кыласовского поселения
Предмет исследования:
История деревни Старое Село.
Проблема: мы живём на территории уникальных мест, но мало знаем о них
Использованные методы исследования
1.социологический опрос;
2. работа с интернет-ресурсами, материалами этнографических экспедиций учащихся Кыласовской средней школы и краеведческой литературой.
3. Экскурсия в Кыласовский музей сельского поселения.
Первая загадка
У нас перед домом установлен крест.
Я как-то спросила у мамы зачем он здесь стоит. Мама рассказала мне, что оказывается на этом месте давным-давно была часовня. Мне стало интересно, а какие ещё исторические места есть в нашей деревне. Мама не смогла ответить на многие мои вопросы. Тогда я решила спросить у моих соседей. Воспользовавшись моментом, когда было собрание жителей деревни, я поинтересовалась: кто знает, интересные факты из истории нашего села?
Мини соцопрос
Я опросила 51 одного человека. Спросила: «Что вы знаете об истории нашей деревни?». Оказалось, что только 4 человека интересовались и пытались узнать историю деревни. 11 человек знают только дату основания и не много о жизни жителей. А 36 человек вообще ничего не знают и не интересовались.
Как же так? Ведь знание истории своего края, его прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда. Кроме того, это важно для того, чтобы молодое поколение продолжало славные традиции отцов, и это необходимое звено для успешного развития деревни.
В библиотеку
Тогда я решила: буду собирать историю своей маленькой деревни по крупицам. Сходить в местную библиотеку и взять книги, связанные с историей нашего села. Вот такая маленькая библиотечка, но ценная! Что же я узнала…
Ангел-хранитель Старого села
Информации оказалось мало. Но зато какая!!! Я узнала, что самое почитаемое место в деревне - храм. В начале 17 века в Кыласово был построен первый храм в честь в Святителя Николая. Первоначально в храме хранилась чудотворная икона Святителя Николая, которая появилась в селе необычно. Однажды ее нашли в кустах в пустой и болотной местности, где сейчас расположен Кыласовский храм, и унесли в Старое Село, в деревянную церковь. Через некоторое время икона вновь оказалась на месте явления! Прихожане поняли, что образу надлежит быть здесь. И взамен деревянного, уже ветхого, храма стали строить на месте явления большой, кирпичный. Строили 12 тревожных лет: в округе татары и башкиры творили зло. Однажды татары совершили набег на Кыласово и подожгли церковь. Под вечер люди пришли на пепелище. И были удивлены новому чуду! Икона святителя Николая оказалась в пепле невредимой! В настоящее время икона хранится в Свято-Николаевском храме с.Кыласово.
Вот такая икона-заступница была у моего села.
В музей
Библиотекарь Светлана Николаевна посоветовала мне посетить музей Кыласовского поселения. Почему меня отправили именно в этот музей?
Для меня оставалось загадкой пока я не познакомилась Ниной Николаевной Шумиловой, заведующей музея (бывший воспитатель детского сада).
Очень просто, наша деревня сначала и называлась Кылосово. Свое название Кыласово возможно получило от имени первого жителя татарина Оскульбая Кыласко. Но есть и другая версия. В источниках с 1643г. село Кыласово упоминается как «починок на реке Бабке». По переписи 1647г.на реке Бабке жили Кыласовы – выходцы с территории современного Юсьвинского района.
Экскурсия
Мы прошли по залам и рассмотрели экспозиции музея:
Интерьер крестьянской избы к. 19 –нач. 20 в.
Народных ремесел
Предметов старинного быта
Истории пионерии и комсомола
Боевой славы
Трудовой славы
Архивный
Богатое село
Основным хозяйственным занятием жителей деревни было земледелие. Выращивались рожь, пшеница, овёс, ячмень, горох, кукуруза и лён. В деревне была мельница.
Достаточно развитым было огородничество. Выращивали и выращивают до сих пор: капусту, редьку, свёклу, морковь, огурцы, помидоры, репу, лук, чеснок и перец. Картофель начали разводить только в конце 19 века. Люди выращивали домашних животных, что обеспечивало жителей деревни мясом и молоком.
В каждом деревенском доме занимались прядением и ткачеством, почти в каждом доме был ткацкий станок. Из полотна шили одежду. Изготавливали скатерти, покрывала, шторки, накидки, создавая уют в доме.
В нашей деревне была овчарня. Разводили породистых баранов и овец. Имелся конный двор. Разводили породистых лошадей. Изготавливали сани, телеги и сбруи для лошадей.
Богатое было село. Благодаря архивным документам я узнала по данным 1886г. было 409 лошадей, 65 быков, 301 корова, 88 телят, 503 овцы, 12 свиней, 2 козы. 209 дворов и 1171 житель. Ходили на охоту, ловили рыбу. В реке Бабке много рыбы.
Люди умели себя не только одеть, но и обуть. Было развито плетение лаптей. Валяние валенок.
Всю свою продукцию жители села в основном продавали на Кунгурском базаре. Они зазывали покупателей забавными выкриками и прибаутками.
Игры детей
Все девочки играли в куклы. Куклы были разные. Например, куклу пеленашку изготавливали без иголки и без ножниц из длинного лоскутка мягкой ношеной ткани. Этот лоскут скручивали в скатку, посередине перетягивали пояском, на трети скатку снова перетягивали поясок, обозначали голову, повязывали платком, туго пеленали и подвязывали. Кукол делали из различного материала. Самой распространённой была из соломы. Нина Александровна рассказывала, что куклы делали из деревяшки. Лицо нарисуешь, тряпкой обмотаешь и кукла готова.
Одной из первых детских игрушек была погремушка. Вырезали деревянные фигурки животных, чаще всего медведей и коней. Нина Александровна мне показала игрушку, сделанную по старинной технологии, на тему «Медведи плотники».
Второй любимой игрой девочек была игра в «клетки». Из воспоминаний бабы Вали: «собирали обломки чашек, бутылок, тарелок собирали, складывали в клетки. В гости ходили друг к другу, одни в одном углу клетки живут, другие в другом. Сахарный песок делали из кирпича, салаты из травы, пуговок нарвём, растение такое. Клетку делали так: ставили кирпичики, сверху доски, застилали доски, кто чем мог, вот и клетка, как дом».
Играли в клады. Собирали черепки от битой посуды, стёклышки зелёные, да пуговки красивые. Всё это прятали. Рыли ямку, устилали травой дно, а сверху своё сокровище. Потом зарывали. Потом ходили друг к другу клады смотреть. Интересно было.
Мальчишки любили играть в «ножечки». Ножик бросали в землю сначала двумя пальцами, потом тремя, четырьмя и всеми, чтобы он воткнулся в землю. Было много игр.
Не густо информации нашлось… Но я всё равно была довольна. Всё записала и сфотографировала.
О заводе
Моя бабушка рассказывала, что в нашей деревни был завод по добыче и обработке камня. Информации об этом заводе ни в библиотеке, ни в музее не было.
Мне посоветовали сходить и расспросить жительницу нашей деревни, которая работала на том заводе. Это оказалась наша соседка баба Валя (Метёлкина Валентина). Она мне рассказала о заводе.
В нашей деревне существовал небольшой завод под названием «Утёс». Работники завода занимались добычей и обработкой камня известковых пород (гипса). В целях безопасности жителей устанавливалось определённое время взрыва скал. При взрыве камни дробились, дополнительно их раскалывали на подъёмные куски, вручную грузили на вагонетки и по узкоколейке отправляли на завод. Затем камни пилили специальной пилой до определенного размера, шлифовали наждачной бумагой и отправляли в Кунгур на завод художественных изделий.
Вот такую посуду изготавливали на заводе художественных изделий из камня, обработанного на заводе в нашей деревне.
Также на заводе изготавливали плитку. Именно плиткой, изготовленной на заводе нашей деревни, были выложены стены и пол Пермского цирка! На заводе работало около 20 человек, в том числе и наша соседка Метелкина баба Валя.
Празднтики (гулянья)
Одно из самых ярких воспоминаний жителей деревни это как проводили праздник «Проводы русской зимы».
Были большие гуляния. Весело было смотреть на театральное представление русских богатырей. Самое забавное «Богатырские забавы» - ведь вместо оружия мешки с соломой. Было много песен, угощений. Катались на лошадях.
В 1779 году село Кыласово перенесли на другой берег реки Бабки, вдоль Сибирского тракта. На прежнем месте образовалась деревня Старое село Кыласовского поселения.
На месте деревянного храма в д.Старое Село была построена небольшая часовня. «Престольный праздник в д.Старое Село справлялся 28 июля, назывался он «Кирики» и славили во время праздника Святого Николая Чудотворца. В настоящее время на месте храма стоит православный крест, который находится в центре деревни перед нашим домом.
XX – XXI век
В начале 20 века село стало уменьшаться. Сократилось поголовье скота, уменьшилось количество дворов и населения. По состоянию на 1909г. – 200 человек, 42 двора, 387 скота; 1926г.-144 человека, 35 дворов, 282 скота. А в девяностые годы в деревне численность населения, количество дворов сократилась в половину, а домашнего скота почти совсем не осталось. Люди постепенно стали уезжать из сельской местности в город. Потому что в селе не стало работы. Раньше каждый второй был занят в сельском хозяйстве, но с годами таковых стало очень мало.
Однако в последние годы люди, наоборот, стали уезжать из города в деревню. Как говорит моя мама, люди устали от города, от вечных пробок, суетной жизни, плохой экологии и решили попробовать стать более счастливыми в своём доме на своей земле. Некоторые живут на два дома- городской и сельский. А некоторые возвращаются на пенсии на свою малую родину. Кроме того, на селе появились другие виды работ. А жизнь по комфорту не отличается от городской. Везде есть интернет, электричество, вода, тепло, школа, садик, больница, магазины и т.д.
Сейчас в связи с пандемией многие офисы перевели своих сотрудников на удалённую работу. Переезд в деревню, в свой дом на природе, стал идеальным вариантом для таких работников.
Когда я думаю о своем родном и любимом крае, мне хочется поделиться этой любовью со всеми окружающими. Сделать этот мир чуточку лучше и добрее. Моя мама говорит мне, что надо понимать, что его край – это малая родина, и что если мы не будем о нем заботиться, то никто другой за нас это не сделает. Я поделилась собранной информацией с соседями деревни. Рассказала, что у нас в селе появился музей. Они заинтересовались историей нашей деревни. Многие посетили музей, а некоторые взяли в библиотеки книги, посвященные нашему селу. Кроме того, я создала современную игру по истории нашей деревни. Мы с подружкой из класса попробовали сыграть. Сначала шло трудновато, так как нужно не только отвечать на вопросы, связанные с историей нашего села, но и придумать небольшой рассказ к определенным картинкам. Хоть и игра, но не всё так просто! А сейчас уже любое задание по плечу! Вот здорово будет летом поиграть с соседними девчонками и мальчишками в «Путешествие в историю родного села». Кто окажется победителем? Я, конечно, себя в расчёт не беру. Я-то натренируюсь за зиму.
ВЫВОД
Проделав данную работу, я поняла, что не многие жители деревни знают историю своей малой Родины. Почему-то часть селян вообще не интересуются историей Старого села. А ведь здесь у них дом. Семьи… Я убыла удивлена. Получается, что гипотеза подтверждается частично.
Мои предположения об актуальности работы оказались верными. Я изучила материалы о истории возникновения своей малой родины - деревни Старое Село. Исследование показало, все, что мы с мамой нашли это лишь крохотная частица истории деревни Старое Село. Очень много забыто и утеряно навсегда. И очень жаль.
Самое главное: Мне удалось заинтересовать соседей и друзей в деревне историей нашего поселения. А сколько нового и интересного я узнала!!! Теперь я точно знаю, что каждое, даже самое маленькое село, уникально и интересно своими жителями, своей историей.
Больше всего мне понравилось встречи в музее и с жителями деревни. Труднее всего в процессе работы было находить информацию в разных источниках.
Пришла к выводу, что самое прекрасное на свете слово – Родина. У каждого человека есть родина и каждый любит её. Любит место, где он родился и живёт. Любит родные леса и поля, любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ. Мне бы хотелось, чтобы моя деревня своим живописным видом привлекала людей летом на отдых. Чтобы молодежь, выучившись, возвращалась в родное село, чтобы здесь они смогли найти работу, которая им по душе, чтобы здесь, в Кыласово они жили, создавали семьи, воспитывали детей и им бы не хотелось уезжать отсюда!
Литература:
Кулакова К.В. – Меняется облик села. – Искра, 16 января 1917г.
Кунгурский округ Уральской области – Пермь: изд-во редакции газет «Звезда и «Искра» 1925г.
Из летописи земли Кунгурской- Пермь: кн.изд-во, 1967г.
Кунгурский район: 85 лет истории – ООО «Издательский дом «Пермский край», 2008г.
Шумилова Р.В., Горбунова Е.Г. Жили-были - Краеведческое издание, 2009г.
Село родное, край мой дорогой - Краеведческое издание
Материалы этнографических экспедиций учащихся Кыласовской средней школы. 2001-2006гг.
Интернет-ресурсы:
http://kungurregion.ru/kylasovskoe/O-poselenii
https://klyaksina.livejournal.com/tag/%D0%9A%D1%8B%D0%BB%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE
https://www.liveinternet.ru/users/3361739/post137152127
http://kungurregion.ru/kylasovskoe/Turizm/Dostoprimechatelnosti/
http://kungurregion.ru/kylasovskoe/Obshhestvo/Kultura/muzej/
http://kungur-krai.ru/kultura/2253-nedaleko-ot-kungura-otkrylsya-muzey-istorii-sibirskogo-trakta-foto.html