И с болью, и с памятью в сердце…

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

И с болью, и с памятью в сердце…

Нагаев Н.Ю. 1
1ФКОУ СОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю
Ламтюгина И.М. 1Ерёмкина Н.И. 1
1ФКОУ СОШ ГУФСИН России по Красноярскому краю
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком.

История не должна предаваться забвению. И в современных условиях интеллектуальный спрос, правовые оценки и исследования событий далекой войны не потеряли своей актуальности. Сегодняшние методы исследования позволяют идентифицировать личности погибших защитников Отечества, продолжить писать летопись боевых событий.

С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы этой войны. 22 июня 1941 года. 9 мая 1945 года. Две странички календаря. Два дня жизни планеты Земля. Два дня истории Человечества.

А между ними... 1418 дней и ночей, жестоких и самых тяжелых в истории нашей Родины.

Прошло 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить всё. Нужно хранить и беречь свой край, его историю, его традиции, его будущее. Для того чтобы уверенно двигаться в будущее, надо знать свое прошлое и этой исследовательской работой я хочу внести свою посильную лепту в благородное дело, имя которому - наша память.

Учитель истории рассказала, что наш край хоть и находился далеко от линии фронта, в глубоком тылу, но, тем не менее, имеет на своей карте места, связанные с героической гибелью советских воинов в годы Великой Отечественной войны. Одним из таких подвигов стала гибель советских летчиков, потерпевших крушение при перегоне самолетов из Иркутска на фронт в Ирбейском районе, в д. Петропавловка (в 150 км от Канска). Это произошло 30 мая 1943 года. Сразу два самолета разбились над Петропавловкой. Меня поразила эта история. На все свои вопросы я не находил ответ. В скором времени представилась возможность выехать в деревню Петропавловка и на месте все выяснить. В сельской школе произошла встреча с очевидцами трагедии – местной жительницей Сауль Пелагеей Григорьевной 1928 года рождения, а также местными жителями, принимавшими участие в подъеме одного из самолетов из болота; учителями школы. Оказывается, первые попытки поднять самолёт и захоронить останки пилотов были предприняты ещё в пятидесятые годы прошлого века. Но лишь спустя 68 лет 20 августа 2011 года пилоты обрели свой последний приют. Почему этого не сделано было раньше? Ведь современная техника позволяла сделать это. Этот вопрос оставался открытым для меня и наводил на серьёзные размышления... Я заинтересовался этой проблемой и стал искать ответ на этот вопрос, что и привело меня к написанию данной исследовательской работы.

В ходе работы у меня появилось множество вопросов. Когда, кем, с чего и по какой теме Великой Отечественной войны были начаты самые первые поисковые работы в СССР? Считаю, что ответы на эти вопросы, помогут понять саму суть такого благородного, но для многих не понятного, уникального в своем роде и противоречивого явления нашей жизни каким является поисковое движение. В то же время ответы на эти вопросы, как мне кажется, должны помочь интересующимся ответить и на самый главный вопрос - какова социальная значимость работы энтузиастов по поиску не захороненных солдат, уточнению имен погибших и изучению событий Великой Отечественной войны. Тема Великой Отечественной войны была и будет актуальна всегда, поскольку война ещё до сих пор не окончена, так как не похоронен её последний солдат. Сколько их, безымянных, лежит еще в лесах и болотах… На местах былых сражений еще остаются не захороненными, оставленными на поле боя, останки тысяч погибших воинов. Дыхание Великой Отечественной войны почти не дотянулось до Красноярского края. Но есть места, которых самая жестокая война прошлого века всё-таки коснулась. Одно из них - небольшая деревушка Петропавловка в Ирбейском районе Красноярского края. Во время войны в окрестностях деревни разбились два военных самолёта. Петропавловка - место довольно глухое. Две улицы, едва ли сотня домов, часть из них заброшены. По улицам бродят собаки, на недалёком лугу пасутся несколько коров. Словом, деревня эта практически ничем не отличается от других населённых пунктов нашего края. Если бы не стоящий на бетонном постаменте посреди селения танк.

Возле старого Т-34 возвышается стена памяти, на которой перечислены имена всех ушедших из деревни на фронт. В годы Великой Отечественной войны деревня отправила на фронт 160 своих жителей. Воевать уходили целыми семьями. На памятнике я увидел фамилии четырех и более братьев из одной семьи. А есть семьи в полном составе защищавшие нашу Родину - на фронт ушли отец и сыновья. Большинство из них не вернулось домой… Всем погибшим односельчане сделали мемориальные доски с именами героев и годами жизни. К ним могут приходить родственники. Напоминает о войне и отдельно стоящая большая гранитная глыба, на которой высечены имена семи человек. Это памятный знак лётчикам, погибшим в небе над Петропавловкой 30 мая 1943 года. В тот день в окрестностях деревни разбились два бомбардировщика Ил-4.

По разным причинам в послевоенные годы серьезных работ по поиску и захоронению останков воинов не велось. В разрушенной стране было множество других, очевидно, более важных проблем. В наше время каждый год тысячи советских солдат обретают упокоение на воинских кладбищах. Сотни имен возвращаются из безвестности. С каждым годом количество погребенных на кладбищах советских воинов растет, уменьшается количество без вести павших героев. И это хорошо. Однако, сколько их ещё безымянных не обрели свой последний приют?!

Необходимо тщательно изучать, исследовать, восстанавливать героические события, каким является это, распространять их широкой общественности, зарождая тем самым патриотические и духовно­ - нравственные чувства и как следствие побуждая энтузиастов активно расширять поисково-исследовательское движение, особенно на территории родного края.

Актуальность темы определила проблему исследования:

Развитие официального поисково-исследовательского движения средствами практического описания событий и донесения их до граждан.

Цель исследованиязаключается в восстановлении героического события, повлекшего гибель лётчиков на территории Красноярского края.

Объектом исследованияявляется поисково-исследовательская работа по краеведению.

Предметом исследованияявляется хронологический процесс восстановления героического события, повлекшего гибель лётчиков на территории Красноярского края.

Воснову исследования положена гипотеза: восстановление события военных лет повлечёт за собой развитие поисково-исследовательского движения.

Цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

Изучить и проанализировать документы поселкового архива.

Изучить и проанализировать историческую, документальную, художественную литературы и периодическую печать по теме исследования.

Установить хронологические события, повлекшие гибель пилотов.

Создать альбом, посвященный этому героическому событию военных лет с выполненными мною рисунками.

Поставленные задачи решались с использованием различных методов поискового исследования, основными из которых являлись следующие:

- изучение и анализ документов поселкового архива;

- изучение и анализ исторической, документальной, художественной литературы и периодической печати по теме исследования;

- изучение материалов поискового исследования красноярских школьников;

- отбор и переработка материала по теме работы, способствующего усилению исследовательского характера материала;

- просмотр и анализ телевизионных материалов по теме исследования;

- беседы с очевидцем торжественного захоронения.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Поисковое движение.

1.1 Организация поисково-исследовательского движения на территории Красноярского края.

В нашем крае лишь в конце 80-х годов начались целенаправленные поисковые работы по розыску, идентификации и захоронению погибших в годы Великой Отечественной войны. Тогда и возникли поисковые отряды. Первая крупномасштабная поисковая экспедиция в нашей стране состоялась в 1988 году в районе деревни Мясной Бор Новгородской области. С 1989 года подобные массовые экспедиции получили название «Вахта памяти».

Для красноярских ребят поисковые экспедиции «Вахта памяти» начались в 1990 году в Сычевском районе Смоленской области, где приняла свой первый бой 119-я стрелковая дивизия. Городской поисковый отряд «Красноярец» тогда возглавили учителя школы № 19 С. С. Ежак и С. С. Аксельрод, которая в настоящее время является руководителем краевого поискового отряда «Вечный огонь» и заведующей народным музеем «Память» красноярской школы № 19.

С тех пор красноярские поисковики каждый год выезжают в экспедиции туда, где сражались наши земляки. С 1991 года ребята ездили в Новгородскую область. Именно там, под Мясным Бором и Спасской Полистью, погибли бойцы 374-й, 378-й, 382-й красноярских стрелковых дивизий.

География экспедиций поискового отряда Красноярского края:

1990 год - Смоленская область, Сычевский район;

1991-2008 годы - Новгородская область, Чудовский район;

2003 год - Ленинградская область, Гатчинский район;

2000-2009 годы - Новгородская область, Старорусский и Парфинский районы;

2007-2009 годы - Волгоградская область, Городищенский район;

2013-2014 год – г. Ржев.

Поисковая экспедиция - не увеселительная прогулка. Каждый день, под дождем и снегом, в холод, по колено в грязи, в лесах и болотах перекапываются горы земли, вскрываются даже самые малые холмики и заполненные водой воронки. Вознаграждение - радость любой находки, будь то солдатская ложка, фляга или каска...

Самое важное и самое сложное в поисковой работе - найти солдатский медальон (черный эбонитовый пенал), в который вложен, листок, где боец записал все данные о себе и о родственниках, чтобы в случае гибели по адресу послать похоронку. В узкой бумажной ленточке - судьба и честь солдата.

Поисково-исследовательская работа ведется и на территории Красноярского края. Здесь не гремели бои, но осталось немало следов Великой Отечественной войны. Например, гибли военные летчики, перегонявшие ленд-лизовские самолеты по трассе Фэрбенкс - Красноярск и новые советские самолеты с авиационных заводов Комсомольска-на-Амуре и Иркутска на фронт.

Летом 2008 года поисковики красноярского лицея № 11 под руководством О. Л. Подборской и школы № 148 совместно с партнером проекта, бывшим авиатором, подполковником запаса В. В. Филипповым, отправились в Ирбейский район. В поселке Степановка к ним присоединились ребята из местной школы во главе с директором, заслуженным учителем России В. Я. Оберманом. Они - то и повели красноярцев к поросшему травой болотцу у деревни Петропавловка. Из него выглядывало... устремившееся в небо крыло самолета. Именно здесь 30 мая 1943 года грозовой вихрь оторвал от летевшей на фронт эскадрильи два бомбардировщика. Летчики-герои сделали все возможное и увели падающие самолеты от села, спасая десятки мирных жителей. Но сами они не успели воспользоваться парашютами... Самолеты взорвались почти одновременно. Один самолет рухнул в поле за деревней, а другой уткнулся носом прямо в болото, и сейчас в этой топи спит вечным сном боевой экипаж. Прошли годы, остов самолетного крыла стал своеобразным памятником погибшим. Только однажды предпринималась попытка вытащить самолет силами района, но без специальной техники сделать это оказалось невозможно.

О.Л. Подборская рассказывает, как одна из школьниц, разглядывая архивные фотографии летчиков, погибших в Ирбейском районе, взглянула на снимок Константина Соболева и вздохнула: «Да, Голливуд отдыхает...». «Красивые и мужественные были люди. Так неужели мы оставим их в болотах, в таежных дебрях без должного погребения?» - восклицает Подборская.

«У нас у всех одна заветная мечта - все-таки поднять этот самолет из болота и достойно похоронить членов экипажа в братской могиле, тут же, в Петропавловке, а еще лучше - в районном центре», - добавляет В. Филиппов.

Глава 2. Организация поисково-исследовательской деятельности, направленной на восстановление героического события военных лет, повлекшего гибель пилотов на территории Красноярского края.

2.1 Как это было: обстоятельства происшествия и выводы.

В книге учета потерь офицерского и рядового состава 73-й вспомогательной авиационной дивизии Дальнего действия за 1943-1950 г. записаны следующие фамилии летчиков, погибших 30.05.1943 г. При катастрофе самолета и похороненных в деревне Петропавловка Ирбейского района Красноярского края:

1. Вакулин Валентин Петрович, штурман полка, ст. лейтенант;

2. Ерохин Михаил Георгиевич, бортмеханик, 10-й вспомогательный авиаполк;

3. Коновалов Павел Михайлович, ст. лейтенант, командир авиаэскадрильи;

4. Кизенков Валентин Михайлович, без звания, стрелок-радист;

5. Рева Григорий Петрович, без звания, стрелок-радист авиаэскадрильи;

6.Соболев Константин Диевич, лейтенант, командир звена 104 авиаполка;

7.Чиграй Григорий Андреевич, без звания, бортмеханик 104 вспом. полка.

Основание: ф.20136, Опись 2, док.8, стр. 2, 6, 11, 19, 26.

В акте летного происшествия, расследуемого комиссией СИБВО от 1 июня 1943 года о катастрофе самолета ИЛ-4 № 515390, пилотируемого капитаном Коноваловым, и самолета №51510, пилотируемого лейтенантом Соболевым так описаны обстоятельства происшествия: «Личным обследованием на месте катастрофы 30 мая 1943 года в 12.00 московского времени вылетела группа самолетов ИЛ- 4 в количестве 6 штук с завода № 6 г. Иркутска под командованием командира авиаэскадрильи 104-го перегоночного полка капитана Коновалова. Из состава группы два самолета. 1-й самолет: летчик капитан Коновалов П.М., штурман ст. лейтенант Вакулин В.П., инженер авиаэскадрильи Чиграй Г.А., радист Рева Г.П.; 2 - й самолет: в составе экипажа летчик лейтенант Соболев К.Д., бортмеханик Ерохин М.Г., радист Кизенков В.М. потерпели катастрофу. Погода по маршруту Иркутск-Канск соответствовала минимуму погоды для перелетов без указаний о наличии по трассе грозовых явлений. Полет до Канска проходил нормально. В районе Канска эскадрилья встретила мощные грозовые облака, и командир эскадрильи Коновалов изменил курс с 270 на 240 с целью обхода грозы. Около д. Петропавловка эскадрилья встретила грозу с сильными разрядами. Самолеты Коновалова и Соболева вошли в грозу в разных направлениях. Самолет Соболева резко изменил курс на 170-180 и, отлетев от деревни на 1,5-2 км на высоте 800-900 метров, мгновенно загорелся и после взрыва бензобака с пикированием в 90 упал на землю с работающими моторами. Самолет Коновалова над деревней с высоты 800-900 м под действием турбулентных явлений грозы вошел в пикирование. На высоте 25-300 м самолет несколько выровнялся с правым разворотом в 90-100 и, отклонившись от деревни на 400-500 м, вновь резко вошел в отвесное пикирование с углом 85-90 врезался в трясину болота с работающими моторами и сгорел. Самолет Коновалова № 5153911 с моторами № 7672, 7032, вооружением БС-ХЕ-771 и ШКАС № В Л-294 и № В Л-269, боеприпасами, оборудованием и приборами полностью разбит и сгорел. Все члены экипажа погибли.

Самолет Соболева № 5153910 с моторами № 7684, 7727, вооружением БС-СИ-500 и ШКАС № ВЛ- 378 и № ВЛ- 251, боеприпасами, оборудованием и приборами полностью разбит и сгорел. Все члены экипажа погибли. Причиной происшествия послужило:

а) не оправдавшийся прогноз погоды, данный синоптиком завода № 39 Красновой, в котором не указывалось наличия мощных грозовых явлений по трассе;

б) неправильно принятое решение командиром Коноваловым продолжать полет под мощной грозовой облачностью, в результате чего самолет Соболева взорвался, а самолет Коновалова в турбулентных потоках вошел в отвесное пикирование».

Данные о Коновалове П.М.:

Коновалов Павел Михайлович, 1914 года рождения, Родился в пос. Общиренский Краснодарского края. Окончил в 1938 году Батайскую школу пилотов. С 1 мая 1943 года командир авиаэскадрильи 104 авиаперегоночного полка, ст. лейтенант. Член ВКП(б) с 1939 года. На данном типе самолетов летал с 1942 года - 145 часов. Жена Авгарова Нина Ивановна.

Данные о Соболеве К.Д.:

Соболев Константин Диевич, 1914 года рождения, родился на руднике Коминтерн Шахтинского района Ростовской области. Окончил в 1938 году Балашовскую школу пилотов ГВФ. С 1 мая 1943 года командир корабля 104 ВАЛ. Налет на ИЛ-4 с 21.03. 1943 года - 19 часов. Жена Лидия Михайловна Соболева.

На других членов экипажа происшествия 30.05.43 г. 104 ВАЛ сведений не имеется.

Основание: ф.20136, Оп.2, д.5, стр.32-37.

30 мая 1943 года во время катастрофы самолетов ИЛ-4 в районе деревни Петропавловка трупы погибших обнаружены отдельными частями между обломками самолетов, собраны и сложены в гроб, похоронены на кладбище д. Петропавловка Ирбейского района Красноярского края.

Основание: ф.20136, Оп.2,д.5, с.97

В 1936 году на вооружение ВВС РККА был принят бомбардировщик ДБ-3, которому суждено было стать этапным в истории отечественной авиации. Самолеты этого типа активно применялись в боевых действиях о Китае, в боях на реке Халхин-Гол в 1939 году, в советско-финском конфликте (1939-1940) и в Великую Отечественную войну, завершив свой боевой путь в 1945 году на Дальнем Востоке.

В 1937-1941 гг. заводами №18,126 и 39 было построено 3266 ДБ-3. В 1939 году начались летные испытания новой модификации бомбардировщика ДБ-ЗФ. В том же 1939 году ДБ-ЗФ был принят на вооружение, его выпуск развернулся на заводах №23: 39 и 126.

После эвакуации московского завода № 39 в Иркутск, производство Ил-4 было продолжено на берегах Ангары. При этом шло постоянное усовершенствование машины. Турельный пулемет ШКАС был заменен 12,7 мм пулеметом УБ; в состав экипажа был введен четвертый член - стрелок люковой установки. Самолет получил два подвесных топливных бака, что позволило увеличить запас топлива на 18%, а дальность полета - на 600 км.

Учитывая объем лесных угодий Иркутской области, была разработана альтернативная конструкция планера Ил-4, в которой дефицитный дюраль широко заменялся деревом.

В 1942-1944 гг. заводом № 39 было построено 869 самолетов Ил-4, а всего с 1939 по 1945 г. в СССР выпущено 6119 самолета этого типа, оставшихся на вооружении до начала 50-х годов.

2.2 Похороны спустя 68 лет: организация торжественного захоронения пилотов, погибших в годы войны на территории Красноярского края.

Так много людей на похоронах в Петропавловке Ирбейского района никогда не было: жители разных районов края участвовали в перезахоронении останков 7 летчиков, которые погибли 68 лет назад во время Великой Отечественной войны. Советские Ил-4 разбились в сибирской тайге в 5000 километров от линии фронта 30 мая 1943 года. Два бомбардировщика летели с Иркутского авиационного завода на фронт, должны были сесть в Канске на дозаправку, но эскадрилью настигла гроза. Катастрофа произошла на глазах у жителей деревни. Очевидцы вспоминают: один взорвался в воздухе, а другой рухнул в болото.

Вот что рассказала мне Сауль Пелагея Григорьевна: «Произошло это 30 мая 1943 года. Был вечер воскресного дня. Я с сестрами возвращалась с деревни Выжиги, куда ходили за солью. Где-то вдали виднелась полоса темного неба, приближалась гроза. Внезапно тишину прорезал резкий гул моторов. К деревне приближались самолеты. Их было шесть.Потом оглушительный взрыв заставил поднять головы. Один из самолетов загорелся и после взрыва бензобака упал на землю с работающими моторами на горе, за деревней. Но на деревню, оставляя черный хвост дыма, летел еще один самолет. Не пролетев и половины улицы, он резко приподнял нос, стараясь выровнять траекторию, но с нарастающей скоростью пошел вниз. Мы с ужасом наблюдали за приближающейся машиной. Самолет грозил упасть на один из домов, и мы, затаив дыхание, ждали взрыва, не в силах ничего изменить. Но видимо, самолетом управлял человек, горячо любящий жизнь и людей, поэтому самолет не упал на деревню, люди не пострадали. В последний момент летчик повернул вправо от деревни к болоту, и, пройдя по макушкам деревьев, самолет с огромной силой врезался в топкую почву болота. Целых два дня не смолкали взрывы за деревней в поле, где упал первый самолет».

Через два дня, прибывшей на место аварии комиссией штаба Сибирского военного округа,  было проведено расследование катастрофы и ее анализ, в ходе которых был произведен сбор останков экипажа одного из двух разбившихся бомбардировщиков, установлены  данные на членов экипажей. Многие жители деревни пошли посмотреть на место падения самолетов. Со слезами на глазах, петропавловцы обнаружили оторванную голову одного из летчиков. Желая отдать дань благодарности, они собрали по кусочкам останки летчиков, сколотили ящик метр на метр и, как смогли, похоронили на местном кладбище.

Михаил Белицкий, местный житель вспоминает: «Гроза была большая, большая. Смотрим - один загорелся, второй. Один улетел на пашню, а другой от деревни отвернулся - и все, упал в болото. Страшно было».

Жители деревни Петропавловки приняли активное участие в работе комиссии и составили свой акт от 1 июня 1943 года. В нем было зафиксировано, что Стариков, Молоков, Рябовол, Сухарев, Никитин, председатель колхоза «13-й год Октября» Смурага А. О., председатель сельсовета д. Петропавловка-1 Рыжов М. В. сообщают следующее: «Трупы погибших обнаружены отдельными частями, тела между обломками самолетов собраны и сложены в гроб, похоронены на кладбище д. Петропавловка».

На фото от 01.06.194 3года - место падения первого самолета Соболева - длинный ряд мелких обломков.

Далее в акте пишется:

«Место падения второго самолета: в болоте видны хвостовое колесо, остатки хвостового оперения, стабилизатор, смятый кусок, возможно, киля рядом с воронкой, залитой водой. Поблизости больших частей самолета нет, деревья не повреждены. Перечень документов и предметов, подобранных на месте катастрофы: распоряжение на перелет Соболеву, продаттестат, временное удостоверение № 64 287 о награждении Соболева орденом Красной Звезды № 460 04, обгоревший орден Красной Звезды № 46004, пилотское свидетельство Соболева, справки и военный билет Ерохина, паспорт, комсомольский билет, удостоверение личности, свидетельство бортрадиста Кизенкова, пистолет ТТ № 51229, кожаное пальто - реглан, инструкции 12ОАГ ГВФ – 3 шт., фото разные – 12 шт., письма Коновалову – 2 шт.» (Копию акта мне показали в школьном музее д. Петропавловка).

Изучив этот акт, я расстроился: то, что было найдено, не сохранилось и не дошло до наших дней. По моим предположениям все это забрала с собой комиссия штаба Сибирского военного округа. Лишь немногое из найденного, комиссия оставила в Петропавловке (сейчас это находится в школьном музее): зубная щетка одного из пилотов, пуговицы, бритвенные принадлежности.

Мне было интересно узнать, почему только в 1995 году появились эти данные, а не раньше? Из Интернета я узнал, что оказывается эта тема была засекречена по политическим соображениям до 1994 года. Во время Великой Отечественной войны Ил-4 был одним из основных самолётов авиации дальнего действия. Ил-4 стал первым советским самолётом, бомбившим Берлин. Также самолёты Ил-4 использовались как разведчики и торпедоносцы. С 1936 по 1946 г. было построено 6784 самолёта всех модификаций. Ил-4 и поставлявшиеся по ленд-лизу американские бомбардировщики В-25 составляли основу Авиации дальнего действия. Окончательно Ил-4 сошёл со сцены лишь с появлением в войсках четырёхмоторных Ту-4. Всю войну из Иркутска на фронт перегоняли тысячи бомбардировщиков и истребителей, сделанных на авиазаводе. Но не все из них дотянули до фронта. В истории второй мировой войны остается множество эпизодов, событий, исторических фактов, имен и подвигов, о которых еще до сих пор мало кто знает. Даже спустя 75 лет многие страницы истории АлСиба покрыты тайной. До сих пор не известно, останки скольких экипажей до сих пор покоятся в безбрежной сибирской тайге.

Эта трагическая история не могла не получить своё продолжение. В начале марта 2011 года депутат районного совета, старожил деревни Петропавловки Дмитрий Алексеевич Смурага обратился к своим коллегам-депутатам с просьбой оказать содействие в подъёме самолёта времён Великой Отечественной войны из болота. Он сразу же получил реальную поддержку от председателя районного совета А. Р. Бооса, и работа закипела: нашлись рабочие для распилки льда и рытья котлована, необходимая техника для откачки воды и современный экскаватор для того, чтобы выгребать из ледяной воды, смешанной с грязью, останки лётчиков и самолёта. Всё это удалось сделать благодаря конкретной помощи жителей Ирбейского района: А. Д. Смурага - сына депутата райсовета и предпринимателя В.В. Соколовского.

Я взял интервью у А. Д. Смурага: «Я давно хотел достать этот самолет. Раскопками занялись в начале февраля. Время выбрали не просто так: летом вести такие работы нельзя из-за воды. Вода все равно полностью не замерзла. Откачивали машиной, но все без толку, пришлось ковыряться в грязи. Подняты были на поверхность не только останки четырёх лётчиков, но и крупные детали самолёта - части двигателя, винт, многое другое. Еще в 1987 году  силами РОВД совместно с райкомом ВЛКСМ была произведена  безуспешная попытка  подъема бомбардировщика, упавшего в болото. Тогда же были найдены два парашюта,  и  несколько предметов, принадлежащих экипажу».

Очевидцы этой грандиозной по своей трудности и социальной значимости работы рассказали мне, что у людей, которые сделали это, были светлые лица - они выполнили свой долг перед погибшими. Самолет из болота доставали почти три недели. То ли от сильного удара, то ли из-за взрыва, большой двухмоторный ИЛ-4 превратился в груду искореженного металлолома. Нашли и тела погибших летчиков, вернее, то, что от них осталось. Зрелище не самое приятное, даже мужчинам было плохо, когда вытаскивали останки летчиков…

В. Филиппов, житель деревни Петропавловка: «Болото всегда было глубоким, очень много воды. С годами болото постепенно высыхает, начало выталкивать останки самолета, и сейчас, благодаря спецтехнике, это удалось. Вообще, этих самолетов перегоняли очень много, так как Красноярск был центральным аэроузлом».

Из газеты «АИФ на Енисее» за № 29 от 2011года я прочитал следующее: «16 марта найдены обломки бомбардировщика, - сообщает прокуратура Красноярского края. Останки погибших летчиков захоронены в братской могиле села Петропавловка. В состав экипажа этого самолета входили: Коновалов Павел Михайлович - командир, Вакулин Валентин Петрович - штурман, Чиграй Григорий Андреевич - инженер, Рева Григорий Петрович - радист. Кроме того, изъят бортовой пулемет калибра 7,62 мм, патроны калибра 7,62 мм в количестве 50 штук. Изъятое оружие и патроны находятся в ОВД по Ирбейскому району».

От учителя школы д. Петропавловка Ирины Ивановны Бирицкой я узнал, что в школе хранятся письма матери погибшего радиста, Кизенковой Ларисы Михайловны. Пока была жива, она переписывалась с учащимися Петропавловской школы. Неоднократно приезжала на могилу сына и его боевых товарищей. Прочитав одно из писем, я был глубоко потрясен тем, что ее сын Валентин Кизенков – наш земляк, был совсем молод, но не боялся трудностей и рвался на фронт. А так же я узнал, что Ирина Ивановна и учащиеся школы даже навещали Кизенкову Ларису Михайловну в далеком 1983 году (проживала в городе Красноярске). У матери погибшего радиста было столько радости, ведь она была глубоко одинокой женщиной. Валентин был ее единственным сыном, и растила она его одна. Как больно было матери, когда узнала, что Валентин погиб.

20 августа 2011 года состоялось торжественное захоронение останков экипажа дальнего бомбардировщика Ил-4 на мемориале Победы в деревне Петропавловка. Были найдены родственники погибших летчиков. Один внук летчика Коновалова живет в Канаде, другой - в Краснодаре, а племянница живет в Москве. Их пригласили и ждали на захоронение, но, к сожалению, у них не было возможности приехать. Все было настолько торжественно: кадеты, казаки, военные летчики г. Канска. На улице Советской не было свободного места.

На местном мемориале энтузиасты поставили советскому бомбардировщику памятник - сделали каркас самолета и оснастили его деталями Ил-4.

Дмитрий Смурага, местный житель: «Мы будем постоянно ходить, каждый год 9 мая, возлагать цветы и помнить».

Останки летчиков первого самолета, (которые покоились на деревенском кладбище с 1943 года) и летчиков второго самолета, который достали из болота перезахоронили с почестями в центре деревни. Спустя 70 лет именно здесь, на Ирбейской земле, 7 военных летчиков обрели свой последний приют.

Заключение

В заключение своего исследования я хочу сказать следующее: нашему поколению выпала честь равняться на героические подвиги военного поколения. Память не знает старости, и именно она поможет сохранить в каждом из нас воспоминания о войне. Под впечатлением поездки, встреч с жителями я выполнил рисунки для альбома. Альбом, посвящённый этому героическому событию, мы будем использовать в акциях в преддверии великого праздника Дня Победы, распространяя, таким образом, материалы исследования широкой общественности. Это в свою очередь будет способствовать формированию гражданских чувств и, я очень надеюсь, что общество серьёзно задумается о проблеме необходимости развития официального поисково - исследовательского движения, в том числе и на территории Красноярского края. Я выступаю в школьном Музее боевой и трудовой славы нашего учреждения перед воспитанниками на музейных уроках. Я хочу, чтобы молодые ребята помнили о героях. Имена погибших не должны быть забыты. Они живы, пока жива наша память.

Список литературы и источники

1.Ковалевский Н.Ф. История государства Российского. Жизнеописание знаменитых военных деятелей XVIII - начала XX века. М., 1997.

2.Щербанов В.К. Официальное поисковое движение в России. Этапы зарождения и становления. М., 1996.

3.Центральный ордена Красной Звезды архив Министерства обороны гПодольска

4.«АИФ на Енисее», № 29 от 2011года

5.Интернет ресурсы ru.wikipedia.org

6.Жители деревни Петропавловка – участники поисковых работ

7.Свидетель трагедии

8.Письмо матери погибшего радиста Кизенкова В.М.

9.Учителя Петропавловской школы Ирбейского района Красноярского края

Просмотров работы: 8