Волонтеры - послы мира

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волонтеры - послы мира

Сулейменова А.Ж. 1
1ГУ "Гимназия №3 для одаренных детей", г. Павлодар, Республика Казахстан
Валова М.В. 1
1ГУ "Гимназия №3 для одаренных детей", г. Павлодар, Республика Казахстан


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Цель работы - посредством волонтерского движения «Дети – послы мира» расширить методы народной дипломатии для укрепления мира, уважения и взаимопонимания между многонациональным казахстанским народом и народами других стран на всех континентах.

Задачи:

1. Раскрыть сущность и специфику волонтерской деятельности учащейся молодежи.

2. Обобщить свою практику участия в волонтерской деятельности в школе, городе, республике.

3. Познакомить с результатами проекта «Дети – послы мира».

4. Вовлечь детей и подростков в волонтерскую деятельность.

5. Активизировать общественную дипломатию на основе развития сетевых связей и личных контактов между детьми.

Методы исследования:

- теоретические: сравнительно-сопоставительный, синтез, обобщение литературы;

- систематизация, оценка, обобщение;

- наблюдение,

- анализ полученных данных.

Гипотеза: Чем больше детей узнает о нашей волонтерской деятельности и последует примеру, тем больше масштабнее и эффективнее будет волонтерское движение в нашей стране

Актуальность деятельности волонтеров обусловлена их возрастающим значением для казахстанского общества. По словам К. Токаева, «активное продвижение идей волонтерства, несомненно, будет способствовать формированию так называемой новой парадигмы мышления казахстанцев».

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Казахстана в качестве стратегических ориентиров выдвинуты такие направления, как: «содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства); развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи». Задача государства и исполнительных органов, а также депутатов Парламента – помочь включиться в волонтерское движение.

Новизна: разработана и апробирована модель волонтерской деятельности школьника.

Практическая значимость:результаты исследования используются в деятельности детских и молодежных общественных организаций Павлодарской области и города Павлодара; представленные материалы могут быть использованы в организации волонтерской деятельности учащихся школ города и в работе с подростками в детских организациях.

Объект исследования: волонтеры

Предмет исследования: волонтерская деятельность

По инициативе Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева 2020 год объявлен в Казахстане Годом волонтера. Глава государства подчеркнул необходимость развивать волонтерство не только на национальном уровне, но и в каждом городе и селе. Также он отметил, что большая перспектива у волонтерства в Казахстане и очень высокий уровень позитивной мобилизации, когда граждане для решения вопросов готовы объединяться, делиться своим опытом, временем, навыками.

Традиции добровольчества, бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается, в нашей стране имеют глубокие исторические корни и всегда поддерживались, однако в последние годы волонтерское движение набирает особенную силу – все больше людей понимает, что в их силах творить доб­ро и менять жизнь вокруг себя к лучшему[1].

И я решила в этом проекте поделиться своим опытом участия в волонтерской деятельности, подвести некоторые итоги, рассказать, какие сегодня есть возможности участия в волонтерской деятельности для школьника 12-13 лет. Ведь чем больше детей узнают об этом и последуют примеру, тем масштабнее и эффективнее будет волонтерское движение в нашей стране. Думаю, данный материал может быть использован в организации волонтерской деятельности учащихся не только нашей гимназии, но и других школ города, области, республики.

Сегодня как никогда важно понимать, что основой сосуществования всех национальностей, народов, религий и культур на нашей прекрасной, но хрупкой планете, является мир. Мы, дети, способны стать примером всему человечеству, потому как наша способность искренне дружить, поддерживать друг друга и сопереживать не имеет аналогов в мире взрослых. Именно дети могут стать теми посланниками, которые будут напоминать всем взрослым о том, как хорошо иметь мирное небо над головой, как здорово дружить, даже если вас разделяют тысячи километров и государственные границы! Именно мы, дети, можем сделать этот мир чуточку лучше.

Глава 1. Развитие волонтерского движения в мире

1.1. История волонтерского движения

Волонтерское движение имеет давнюю историю. Безвозмездная помощь ближнему поощрялась религией, а, кроме того, имела и вполне рациональное объяснение – «сегодня я помог тебе, а завтра ты выручишь меня». Однако организованного управления добровольцами не было – по мере необходимости создавались добровольческие отряды, решавшие не слишком сложные задачи, – к примеру, поиск пропавших людей, тушение пожаров и так далее [1].

Все изменилось в XIX веке. Согласно данным Кристиане Бидерман [2], в Великобритании того времени многие представители среднего и высшего классов вовлекались в борьбу с катастрофической бедностью. Они работали учителями в школах для бедных, собирали пожертвования в пользу бедняков. Именно тогда были образованы многие общественные организации, существующие и поныне. Именно Великобританию можно считать родиной волонтерства в современном понимании этого слова.

1.2. Феномен волонтерства

По данным статистики, основная масса волонтеров сегодня – это молодежь. Учащаяся молодежь, являющаяся одной из наиболее активных, образованных и культурных групп общества, резервом и потенциальной элитой общества, имеет многочисленные внутренние ресурсы, способствующие ее участию в волонтерской деятельности [3].

Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В русском языке волонтер и доброволец – это равнозначные понятия, обозначающие человека, который добровольно и безвозмездно выполняет какую-либо работу или занимается общественной деятельностью. Доброволец вкладывает в дело, которым занимается, свои навыки и время.

В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. 

1.3. Виды волонтерства

Сфера деятельности добровольцев очень широка. Сложно представить дело, в которое волонтер не мог бы внести свой вклад. Условно работа волонтеров делится на несколько направлений:

патриотическое волонтерство, событийное волонтерство, социальное волонтерство, культурное волонтерство, экологическое волонтерство и др. [4].

В Казахстане волонтерское движение развивается по 7 направлениям. Это – образовательное, медицинское, экологическое волонтерство, наставничество людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, волонтерство при ликвидации техногенных катастроф, чрезвычайных ситуаций, помощь пожилым людям, людям, которые находятся в учреждениях со специальным уходом, людям с особыми потребностями, а также волонтерство по сохранению духовно-культурных и исторических ценностей [3,5] .

Глава 2. Результаты волонтёрской деятельности

Наша добровольческая деятельность включает в себя несколько направлений.

2.1. Культурное волонтерство

Культурное волонтерство – это то направление, с которого началась моя история добровольческой деятельности.

Сегодня всё более востребованным становится культурное волонтёрство, которое представляет собой добровольную помощь при проведении мероприятий местного, регионального, республиканского и международного уровня. Культурное волонтёрство хоть и не имеет глубоких исторических корней и повсеместной реализации, но всё больше получает развитие, становясь фактором привлечения молодежи к волонтёрской деятельности [5].

К этому виду относятся встречи, выступления в библиотеках, музеях, школах, Дворце Школьников, пришкольных лагерях, реабилитационном центре, Фонде социально-культурных инициатив, проведение онлайн-концертов, участие в Международных фестивалях-конкурсах детского и юношеского творчества и другие. За период с 2017 года по сентябрь 2020 г. было проведено множество таких встреч и выступлений.

1. 16 июня 2017 г. в Доме-Музее Шафера г. Павлодара к 85-летию известного советского поэта Роберта Рождественского был проведен памятный вечер, на котором мы с моей сестрой Альвиной прочитали стихотворение поэта «Концерт». В этом стихотворении устами семилетнего мальчика, чье детство выпало на годы войны, рассказывается о концертах детей для раненых в госпиталях, о маленьком, но очень нужном участии школьников в помощи раненым бойцам во время их излечения. Присутствующие дети узнали о благотворительной деятельности их сверстников – детей войны (Приложение 1, фото 1).

2. В июле 2017 г. Ассамблея Народа Казахстана, Дом Дружбы г. Павлодара проводили летний фестиваль этнических культур совместно с ОО Румыно-молдавским Культурным обществом «Буковина», в котором с песней «Ассалам алейкум» на казахском языке я выступила в составе дуэта «Сестренки» и была награждена Грамотой (Приложение 1, фото 2,3).

3. В декабре 2017 г. Наш дуэт «Сестренки» принял участие в Международном конкурсе молодежного творчества «Горжусь тобой моя Страна» в г. Москва и занял 1 место. Мы достойно представили наш Казахстан на Международном уровне, исполнив песню на казахском языке (Приложение 1, фото 4).

4. 26 апреля 2018 г. в газете Павлодарского областного филиала РОО «Организация ветеранов» «Ардагер-Ветеран» была опубликована статья «Вперед, сестренки», в которой Областной, городской советы ветеранов благодарят коллектив ГУ «Гимназия №3 для одаренных детей» и семью Сулейменовых за разностороннее воспитание Адии и Альвины, за достойное представление Республики Казахстан перед детьми и молодежью разных стран и разных национальностей, а также огромную патриотическую работу

на благо мира (Приложение 1, фото 5).

5. 06 июня и 11 июня 2018 года Дом-Музей Шафера организовал встречу детей пришкольных лагерей с юными Послами мира, на которой мы рассказали о международной миротворческой акции «Дети за мир», в которой объединилась молодежь из 48 стран мира. Итогом встречи стало подписание Декларации «Дети за мир» (Приложение 1, фото 6, 7)

6. 14 июня 2018 г. в газете «Ардагер-ветеран» вышла статья «Дети – Послы мира». В ней рассказывается о Международной детской военно-исторической Ассамблее «Вечный Огонь-2018», на которой дети из 48 стран мира приняли Декларацию «Дети за мир», а также о культурных традициях Международного детского центра «Артек», в котором мы побывали (Приложение 1, фото 8).

7. 6 июня 2019 г. в музее Павла Васильева г. Павлодара мы встретились с ребятами пришкольных лагерей, рассказали о детской декларации «Дети за мир», стали участниками занимательной экскурсии, на которой услышали много интересного о нашем земляке – поэте Павле Васильеве, увидели много

8. В июле 2019 г я приняла участие в летнем фестивале этнических культур Ассамблеи народов Казахстана и ОО «Румыно-молдавского культурного общества «Буковина» и была награждена благодарственным письмомза большой вклад в сохранение и развитие языка, культуры, за популяризацию народных традиций и обрядов на благо нашей родины – Республики Казахстан (Приложение 1, фото 9, 10)

9. 29 августа 2019 года в реабилитационном центре для молодежи с ограниченными возможностями «Самал» г. Павлодара мы встретились с воспитанниками центра, рассказали о детской акции мира, послушали творческие выступления детей, приняли участие в съемках миротворческого ролика «Помним прошлое. Бережем настоящее для будущего» (Приложение 1, фото 11. 12).

10. В апреле 2020 года мы с сестренкой стали Лауреатами Почетного Знака «Горячее Сердце» Фонда социально-культурных инициатив Российской Федерации. В 2020 году Инициатива проводится в седьмой раз. Почётная книга «Горячее сердце» издаётся ежегодно. В неё включаются имена детей и молодёжи в возрасте до 23 лет, названия общественных организаций и объединений – лауреатов Инициативы и их истории, рассказывающие о примерах мужества и отваги, неравнодушия, активной гражданской позиции, бескорыстной помощи людям и преодоления трудных жизненных ситуаций. По итогам рассмотрения 973 представлений на награждение, поступивших в Оргкомитет в 2019 году, в Почётную книгу «Горячее сердце» 2020 года включены 156 историй, рассказывающих о 185 лауреатах, 10 из которых – общественные организации и объединения. В 2020 году Инициатива «Горячее сердце» проводится с международным участием. В Почётную книгу вошли истории 17 лауреатов из девяти иностранных государств, в том числе наша история, история сестер Сулейменовых – Альвины и Адии из Республики Казахстан (Приложение 1, фото 13).

11. 9 мая 2020 г. наш дуэт «Сестренки» провел онлайн-концерт, посвященный 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, разместив эти выступления в Ютюбе, социальных сетях, в различных социальных группах. Наши выступления с песнями о войне и мире получили широкий отклик среди интернет-сообщества. Люди ставят лайки и пишут очень теплые комментарии до сих пор, то есть наш концерт продолжается во времени. Значит, наши песни нужны, их слушают, любят и отправляют по интернету своим друзьям и близким. Это очень приятное и ценное для нас признание нашей волонтерской работы (Диаграмма 1, Приложение 2)

12. В июне 2020 года я с сестренкой приняла участие в 5-м Международном фестивале-конкурсе детских, юношеских, молодежных, взрослых творческих коллективов и исполнителей «Адмиралтейская звезда», проходившем в г. Санкт-Петербурге, где мы заняли I Место и достойно представили наш Казахстан на Международном уровне (Приложение 1,фото 14).

Подводя итоги культурного волонтерства, можно сказать, что все проведенные встречи, акции, участие в международных и республиканских фестивалях, конкурсах, концертах и др. сближают детей, объединяют их, скрепляют дружбу между народами, а значит, несут в себе идеи добра, счастья и мира.

2. 2. Событийное волонтерство

Событийное волонтерство – это добровольческая деятельность на спортивных, образовательных и иных мероприятиях местного, регионального, федерального и международного уровней. Такой деятельностью стало для меня участие в Международных конференциях «Сатпаевские чтения», Республиканских и областных конкурсах научных проектов «Зерде», Международных конкурсах научно-исследовательских проектов «Старт в науке» Российской Академии Естествознания и др.

1. 31 января 2018 г. я приняла участие в XIII Республиканском конкурсе научных проектов «Зерде» среди учащихся 1-7 классов с проектом «Концепт «война» в индивидуально-авторской картине мира (по произведениям В. Филатова), секция «Языкознание», где заняла II место. В этом проекте я исследовала концепт «война» в творчестве моего прадеда, участника Великой Отечественной войны, писателя Филатова В.М (Приложение 1, фото 15).

2. 11 апреля 2018 г я приняла участие в Международной конференции молодых ученых, магистрантов, студентов и школьников на XVIII «Сатпаевских чтениях» в Павлодарском государственном университете им. С. Торайгырова и заняла II Место. Это стало для меня серьезным испытанием, потому что данная конференция носила Международный статус (Приложение 1, фото 16).

3. 4 мая 2018 г я стала участником «БОЛЬШОГО СЛЕТА ТУРИСТОВ «АРТЕКА» с прохождением радиального маршрута, составляющего 19 км. Этот слет попал во Всероссийскую книгу рекордов, как самый большой слет. Там мы вместе со всем лагерем участвовали в различных конкурсах, эстафетах, экскурсиях, спортивных соревнованиях между отрядами и очень подружились. Спорт очень сплачивает детей (Приложение 1, фото 17).

4. 30 января 2019 г я приняла участие в XIV Республиканском конкурсе научных проектов «Зерде» среди учащихся 1-7 классов в г. Щучинск и заняла I Место с исследовательским проектом по русскому языку «Концепт «родина» в индивидуально-авторской картине мира (по произведениям В. Филатова)». Работая над этим проектом, мы с сестренкой искали ответ на вопрос: «Почему наши прадеды победили фашистов в Великой Отечественной войне, и нашли ответ на него (Приложение 1, фото 18).

5. 12 апреля 2019 г я приняла участие в Международной конференции молодых ученых, магистрантов, студентов и школьников на XIX «Сатпаевских чтениях» с исследовательским проектом по русскому языку и подтвердила свое I Место на крупной международной научной конференции (Приложение 1, фото 19).

6. 27 января 2020 г. я приняла участие в XV Республиканском конкурсе научных проектов «Зерде» среди учащихся 1-7 классов в г. Щучинск и заняла II Местос исследовательским проектом по русскому языку «Концепт «родина» в языковой картине мира в произведениях писателей-фронтовиков». Проводя исследования по этому проекту, я с братом искала причину патриотизма советских солдат в их борьбе с врагом. И мы нашли эту причину – ЛЮБОВЬ к своей Родине стала одним из факторов нашей Победы (Приложение 1, фото 20).

7. 2 марта 2020 г я приняла участие в очном этапе VIII Международного конкурса научно-исследовательских проектов «Старт в науке» Российской Академии Естествознания в г. Москве и заняла 1 место, а также получила Диплом за Лучший устный доклад. Выступать в Москве на таком крупном международном конкурсе было очень ответственно, ведь я представляла свою страну, а среди участников было много представителей из дальнего и ближнего Зарубежья. Защита проектов одновременно шла в 5 конференц-залах в Измайлово и МГУ, и флаг нашего государства был в числе победителей, а руководитель моего проекта получил медаль Сократа (Приложение 1, фото 21, 22, 23).

Подводя итоги работы событийного волонтерства, можно отметить, что участие в международных исследовательских проектах, спортивных соревнованиях не только помогает приобрести опыт научных исследований и повышение спортивного мастерства, но и объединяет молодежь в общих научных и спортивных мероприятиях, укрепляет дружбу и мир между детьми всех стран.

2.3. Патриотическое волонтерство.

Патриотическое волонтерство – это добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти. Данный вид волонтерства нам с сестренкой особенно важен, потому что трое наших прадедов были участниками Великой Отечественной войны: Сулейменов Жуматай воевал на Волге, Гузей Трофим Васильевич погиб под Москвой, Филатов Валентин Михайлович сражался на Миус-фронте – на Курской Дуге и был тяжело ранен. В нашей семье очень бережно относятся к сохранению памяти о наших прадедах – защитниках своей Родины, есть даже свой семейный архив с письмами, фотографиями, документами времен Великой Отечественной войны, книгами о войне нашего прадеда – писателя, журналиста, бывшего собственного корреспондента нашей газеты «Звезда Прииртышья» – гвардии лейтенанта Филатова Валентина Михайловича (Приложение 1, фото 24).

Мы не только выступаем с песнями на военную тематику, работаем

над исследовательскими проектами, посвященными патриотизму и героизму наших прадедов, но и рассказываем другим детям на уроках мужества и уроках памяти истории солдат, услышанные нами из уст ветеранов, о посещении мемориальных комплексов и музеев в г. Москве, Севастополе, Сочи, Гурзуфе, Алматы, Павлодаре и др. Учим их работать с поисковыми сайтами «Подвиг народа», «Память народа», «Мемориал», пытаемся вместе с ними разыскать военные документы их прадедов, установить их судьбу и восстановить наградные документы, рассказывающие о подвигах солдат. Этому научили нас в МДЦ «Артек», когда мы приняли участие в Международной детской военно-исторической Ассамблее «Вечный Огонь 2018» и «Вечный Огонь 2019», где вместе с детьми из 48 стран мира приняли Декларацию «Дети за мир». Все участники Ассамблеи были объявлены Послами мира в своих странах, и мы с честью выполняем эту почетную обязанность у себя на Родине. Наши дела говорят сами за себя (Приложение 1, фото 25, 26).

1. Апрель-май 2018 года – участие в подготовке и съемке видеоролика «Победа в наших сердцах», с которым мы заняли I Место на Международном конкурсе и выиграли путевки в МДЦ «Артек». В этом видеоролике рассказывается о нашей патриотической работе в школе, в музеях, в классе, участие в Акции «Бессмертный полк», в праздничном концерте 9 мая на Поклонной Горе в г. Москве и т.д. https://ok.ru/video/1714921540253.

2. 24 мая 2018 г - Участие в Международной детской военно-исторической Ассамблее «Вечный Огонь – 2018» в Международном детском центре «Артек» на 5 смене под названием «История нашей Победы», где мы вместе с детьми из 48 стран мира ратифицировали Декларацию «Дети за мир» и были объявлены Послами в своей стране.

3. Май 2018 г – Обучение работе с поисковыми сайтами «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал» в МДЦ «Артек» (Приложение 1, фото 27).

Поиск информации об участниках Великой Отечественной войны, о своих прадедах по этим сайтам оказался очень интересным. На них мы нашли не только данные о месте призыва, боевом пути, о наградах, местах захоронения, но и по Дневнику боевых действий узнали о страшных боях, в которых наши родные участвовали (Приложение 1, фото 28).

30 июля 1943 г. на Миус-фронте в тяжелом бою был тяжело ранен наш прадед – Филатов Валентин Михайлович. О страшном бое в этот день нам поведала страница 92 из Дневника боевых действий 5-й Ударной Армии за этот день – 30.07.1943 г. (Приложение 1, фото 29).

Работе с поисковыми сайтами на встречах и уроках памяти мы учили своих одноклассников и других детей.

4. Посещение Мемориального комплекса «Сапун-Гора» в г. Севастополь. 9 мая 2018 г. вместе со всем лагерем «Артек» мы посетили г. Севастополь, мемориальный комплекс «Сапун-Гора». Во время прошедшей войны там шли тяжелые бои за овладение этим стратегическим рубежом, погибло очень много бойцов и командиров. Мы все прочувствовали сердцем это священное место, за которое наши солдаты отдали свои жизни. С детьми из разных стран мы возложили венки к подножию памятника защитникам Севастополя и почтили их память минутой молчания. Всех детей в этот миг объединило чувство сопричастности их – правнуков Победителей – друг с другом. Ведь здесь воевали наши прадеды. Это было здорово! (Приложение 1, фото 30).

5. 12 июля 2018 г – В рамках реализации проекта «Рухани Жаңғыру» мы приняли участие в презентации программы международной встречи «Вклад молодежи в миропорядок. Взгляд в будущее» с участием лидеров молодежных организаций Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, в том числе и нашего участия. Там мы обсудили программу работы предстоящего миротворческого лагеря с международным участием в п. Баян-Аул и п. Торайгыр, в котором через месяц приняли активное участие (Приложение 1, фото 31)

6. 6 августа 2018 года мы провели Уроки мира в Республиканском детском лагере «Жас Даурен», п. Баян-Аул в составе Международного миротворческого лагеря. На этом мероприятии мы провели урок мира детям лагеря, которые приехали из разных уголков нашей страны, рассказали о Декларации «Дети за мир» и собрали подписи под детской миротворческой акцией. А еще приняли участие в проведении спектакля «Мы – дети Земли», который очень тепло встретили зрители (Приложение 1, фото 32. 33. 34).

7. 8 ноября 2018 года – мы приняли участие в Международном молодежном антиядерном форуме «Эстафета мира – молодым», организаторы Карагандинский государственный технический университет, Международное антиядерное движение «Невада – Семипалатинск». На этом форуме мы впервые увидели видео ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне и последствия этих взрывов. Перед нами выступал активист этого движения в Казахстане, который стал жертвой этих испытаний (он родился без рук) и теперь активно поддерживает движение «Мир без ядерного оружия», а я прочитала свое стихотворение «Давайте за руки возьмемся, дети!», написанное мною в Артеке (Приложение 1, фото 35).

8. 25 сентября 2018 года мы приняли участие в Памятном мероприятии, посвященном 75-летию Днепровского десанта в школе №14 г. Павлодара, где услышали трагическую историю высадки советских десантников на правый берег Днепра в 1943 года из уст бывшего руководителя Музея Дворца школьников «Деды – ветераны, внуки – следопыты» нашего города Асеевой Людмилы Ивановны. В заключение мероприятия мы прочитали школьникам выдержки из Декларации «Дети за мир», которую они подписали (Приложение 1, фото 36).

9. 27 сентября 2018 года мы стали участниками Торжественного мероприятия, посвященного 75-летию высадки 3 и 5 Гвардейских десантных бригад на правый берег Днепра, которые формировались в г. Фрязино, Московской области, СОШ №1. Мы побывали в Музее Воинской Славы этой школы, услышали рассказ ветерана Великой Отечественной войны – десантника, Жукова Леонида Степановича, о трагической судьбе днепровского десанта, о мужестве и героизме, трусости и предательстве, о жестоких и страшных страницах войны. Участником Днепровского десанта был и наш земляк – В.М. Дьяченко. В 1978 г он предложил на базе Дворца пионеров открыть клуб «Красные следопыты», которые занимались поиском пропавших солдат, сбором документов о войне, писем-треугольников, личных вещей бойцов Красной Армии.

На сцене школы №1 г. Фрязино мы спели песню из кинофильма «В небе ночные ведьмы», и все присутствующие – ветераны и ученики – встали: так тронула их эта песня. В заключение мы рассказали российским детям о детской декларации, и они собрали более 1000 подписей под этим документом. В школе №1 г. Фрязино мы дали официальный старт нашей Акции «Маршрут «Победа» – Истории ожившие страницы», цель которой собрать под Декларацией «Дети за мир» 700 000 детских подписей (Приложение 1, фото 37, 38).

10. 23 октября 2018 года – мы, совместно с ДЮО «Жас Үлан» на базе Дворца школьников им. М.М. Катаева, организовали и провели Международную акцию «Дети за мир!», целью которой является объявление о старте нашего международного проекта «Маршрут «Победа» – Истории ожившие страницы 1945-2020» и подписание Декларации «Дети за мир». Жас Үлановцы распространили детскую декларацию по всем районам Павлодарской области и собрали более 1000 подписей (Приложение 1, фото 39, 40).

11. 25 октября 2018 г. в газете «Звезда Прииртышья» была опубликована наша заметка «Маршрут «Победа» – Истории ожившие страницы», в которой мы рассказали о своей поездке в Россию, в г. Фрязино на место формирования 3-й и 5-й ГВДБр, рассказали о передаче через нас юбилейной медали «75 лет Днепровскому Десанту» для вручения музею Дворца школьников «Деды – ветераны, внуки – следопыты» в нашем городе, что мы и сделали. А в газете «Ардагер-Ветеран» от этого же числа была опубликована небольшая статья о нашем маршруте «Победа» (Приложение 1, фото 41).

12. 22 апреля 2019 года я участвовала во Всероссийском творческом конкурсе «Спасибо маленькому герою» со своим стихотворением «Давайте за руки возьмемся, дети», которое я написала в «Артеке». «За креативный подход, яркое исполнение и активное участие во Всероссийском конкурсе на тему детского героизма во время Великой Отечественной войны» меня наградили Сертификатом (Приложение 1, фото 42).

13. 9 мая 2019 года – мы приняли участие в патриотической Акции «Бессмертный полк» в МДЦ «Артек», в которой прошли с детьми из 48 стран мира по набережной Артека и спустились к морю для возложения венков. Около 5000 детей с фотографиями своих прадедов шли в одной колонне, и было такое впечатление, как будто мы идем за руки со своими родными – участниками Великой Отечественной войны, и наш строй единый и нерушимый, сильный и сплоченный. И от этого чувства нас переполняло гордостью за свой единый народ, победивший фашистов и освободивший мир от войны (Приложение 1, фото 43, 44, 45).

14. 20 мая 2019 г. – участие в морской экскурсии к месту гибели теплохода «Армения» во время Великой Отечественной войны. Все участники иностранных делегаций, отдыхавшие в Артеке, проплыли на яхте к предполагаемому месту гибели теплохода «Армения», который эвакуировал раненых и жителей г. Севастополя и который разбомбили фашистские самолеты. Я многое узнала, став участником этой экскурсии. Оказывается, существует Женевская конвенция Красного Креста – международные соглашения о защите раненых, больных, военнопленных и гражданского населения во время войны, положения которых легли в основу международного гуманитарного права. Согласно конвенции, воюющие государства в ходе сухопутной войны обязывались заботиться о захваченных в плен раненых и больных военнослужащих, признавали нейтралитет госпиталей и походных лазаретов, медицинского и духовного персонала, санитарного транспорта, для которых вводились отличительные эмблемы.

В море мы спустили памятные венки в память о безвинно погибших людях. Для нас, представителей иностранных государств, это было почетно и памятно.

15. 8 августа 2019 г. я участвовала во встрече участников Миротворческого лагеря в п. Торайгыр в офисе партии «Нур Отан». Там мы обсудили итоги работы в лагере, одной из рабочих площадок была наша – «Дети за мир» (Приложение 1, фото 46).

16. В ноябре, 4 декабря 2019 г, 11 декабря 2019 г, 18 декабря 2019 г мы провели уроки памяти и уроки мира в 4,6 и 8 классах ГУ «Гимназия №3 для одаренных детей» на темы: «Судьба солдата. Работа с поисковыми сайтами «Память народа» и др.», «И чтобы нам на белый свет родиться», «Мы голосуем за мир», на которых познакомили школьников с поисковыми сайтами «Память народа», рассказали об Акции Министерства Обороны Российской Федерации «Дорога памяти», показали видеоролики о поисковых экспедициях на местах боев во время Великой Отечественной войны, прочитали рассказ «Ложка», предложили желающим помочь найти информацию о своих прадедах и раздали бланки «Судьба солдата» для заполнения (Приложение 1, фото 47. 48).

По заполненным ребятами анкетам «Судьба солдата» мы начали поиск, и он увенчался успехом. На сайте «Память народа» мы разыскали наградой лист на прадеда моей одноклассницы – Баженовой Мерей – Жумабаева С. Оказывается, Орден Александра Невского не был вручен при жизни героя, и документы о его награждении родные увидели впервые. Поисковое дело мы торжественно вручили в офисе Областного Совета ветеранов Павлодара (Приложение 1, фото 49, 50).

Таким образом, наши уроки памяти и мира проходили не зря и приносят свои плоды. Об этом и написала газета «Ардагер-Ветеран» 30.01.2020.г в публикации «И чтобы нам на белый свет родиться» (Приложение 1, фото 51).

17. 9 мая 2020 г. – я приняла участие во Всероссийском конкурсе «Герои Великой Победы» при поддержке Союза Писателей Российской Федерации, МО Российской Федерации, Министерства Культуры Российской Федерации и др. и была награждена памятной медалью «75-летие Победы в Великой Отечественной войне» (Приложение 1, фото 52, 53).

18. 15 сентября 2020 года мы дали старт акции «Дети за мир» с международным участием в Инстаграме под хэштегом #deti_za_mir под девизом «Все флаги в гости будут к нам» с предложением разместить детское фото улыбающегося ребенка с флагом своей страны, приуроченного к Международному Дню мира 21 сентября. В акции приняли участие дети из Казахстана, России, Канады, Таиланда. Своей акцией они заявили взрослым: Мы хотим жить в мире!» (Приложение 1, фото 54), (Приложение 2,. Диаграмма 2 ).

19. 21 сентября 2020 г. мы, детские Послы мира в Казахстане, приняли участие в Патриотической эко-Акции «Аллея Славы», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, и высадили на территории Музея Воинской Славы в г. Павлодаре 75 саженцев сосны вместе с другими участниками. Теперь одна из сосен, которую посадили мы на территории музея, зарегистрирована в книге музея – посажена участниками Международного движения «Дети – Послы мира» (Приложение, фото 55, 56).

Возможно, это малые дела. Но из малых дел складывается одно большое дело.

Заключение

Из своего небольшого опыта я поняла, что волонтерство – это интересное занятие, которое приносит удовольствие, новые знакомства, а главное – прекрасные результаты, это яркая и добрая жизнь. Это ни с чем несравнимое чувство, когда ты едешь домой после какой-нибудь акции и улыбаешься оттого, что ты сегодня сделала что-то доброе и полезное. Впервые я испытала это чувство, когда принимала участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвященных Дню победы. Я даже как-то по-другому прочувствовала этот праздник.

Волонтерская жизнь очень насыщена и интересна: мне нравится участвовать в форумах, конференциях, концертах, разрабатывать учебные проекты. У меня появилось много новых друзей, с которыми мы замечательно проводим свободное время в походах, на природе. Но именно эмоции, полученные, кода делаешь что-то доброе и полезное, мотивируют меня не останавливаться, и я пониманию, что я на верном пути. Для меня лучшая награда – осознание своей полезности.

Подводя итог своему волонтерскому опыту, я хочу признаться, что довольна своей работой и самой собой. Волонтерство, по моему мнению, – большой вклад в фундамент будущего. Кроме того, я считаю, что таким добровольцем может стать каждый, нужно только захотеть! Совершая всевозможные добрые дела, мы получаем знания, жизненный, а иногда и профессиональный опыт, разные навыки и, разумеется, положительные впечатления. Так давайте вместе найдем время на такие замечательные дела, и, наверняка, этот мир станет лучше, чище и добрее!

 

Используемая литература

1. Алиев С.К. Волонтёрская деятельность: справочник. Семей, 2018.

2. Потапова Н.А. Волонтёрство как феномен самореализации личности. Санкт-Петербург, 2004.

3. Концепция развития молодежной волонтёрской деятельности в организациях образования Казахстана. Астана, 2013.

4. Михайлова С.В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации. Волонтёр и общество. Волонтёр и власть. Научно-практический сборник. Составитель С.В. Тетерский. Под редакцией Л.В. Никитиной. Москва, 2000.

5. Сакенов Д.Ж., Шнайдер Е.А., Иваницкий Н.П. Вовлечённость молодёжи Казахстана в решение социальных проблем через волонтёрское движение. Педагогический вестник Казахстана: республиканский научно-педагогический журнал. Павлодар, 2009.

6. Ссылки выступлений:

https://ok.ru/video/1784013458017 – песня «Прадедушка» - 7650 просмотров;

https://ok.ru/video/1399648553692 – клип «О той весне» - 2463 просмотра,

https://ok.ru/video/1714921540253 – клип «Я хочу, чтобы не было больше войны» – 1750 просмотров,

https://ok.ru/video/1779430984289 – песня из кинофильма «В небе ночные ведьмы» – 2891 просмотр,

https://ok.ru/video/1779430984289 – песня «А закаты алые» – 1599 просмотров.

Приложение 1

Фото 1. Выступление в Доме-музее Н. Г. Шафера, 16.07.2017 г.

Фото 2. Выступление в Доме Дружбы Ассамблеи народа Казахстана

г. Павлодар, июль 2017 г.

Фото 3. Ассамблея народа Казахстана, Почетная грамота, июль 2018 г.

Фото 4. Диплом. Декабрь 2017 г. дуэт «Сестренки» принял участие в Международном конкурсе молодежного творчества «Горжусь тобой моя Страна» в г.Москва, 1 место

Фото 5. Статья в газете «Ардагер-Ветеран»

26 апреля 2018 г газета Павлодарского областного филиала РОО «Организация ветеранов» «Ардагер-Ветеран»

 

Фото 6. Выступление в Доме-Музее Шафера 06.06.2018 г.

Фото 7.

 

Выступление Сулейменовой Адии в составе дуэта «Сестренки» 11 июня 2018 г. в Доме-Музее Шафера г. Павлодара

Фото 8. Статья «дети – послы мира» в газете «Ардагер-Ветеран» от 14.06.2018 г

Фото 9. Участие в летнем Фестивале этнических культур, 2019 г.

Фото 10. Благодарственное письмо.

Фото 11. Встреча в реабилитационном центре «Самал», 2019 г.

Фото 12. Грамота Международного антиядерного молодежного альянса по Павлодарской области

Фото 13. Почетная книга «Горячее сердце»

Фото 14. Диплом Лауреата 1 степени 5-го Международного фестиваля-конкурса «Адмиралтейская Звезда», г. Санкт-Петербург, июнь 2020 г.

Фото 15. Диплом 2 место на XIII Республиканском конкурсе исследовательских проектов «Зерде» среди учащихся 1-7 классов 31.01.2018 г.

Фото 16. Диплом «Сатпаевские чтения» 11 апреля 2018 г Международная конференция молодых ученых, магистрантов, студентов и школьников на XVIII «Сатпаевских чтениях» в Павлодарском государственном университете им. С. Торайгырова

Фото 17. Сертификат «Большой слет туристов «Артека», май 2018 г

Фото 18. Диплом 1 место на XIV Республиканском конкурсе исследовательских проектов «Зерде», 30.01.2019 г.

Фото 19. Диплом, 1 место,12.04.2019 г Международная конференция молодых ученых, магистрантов, студентов и школьников на XIX «Сатпаевских чтениях»

Фото 20. Диплом, 2 место, XV Республиканский конкурс исследовательских проектов «Зерде» среди учащихся 1-7 классов, 27.01.2020 г.

Фото 21. Диплом за лучший устный доклад,Международный конкурс «Старт в науке», Москва, 2020 г.

Фото 22, 23. Дипломы победителя заключительного очного этапа VIII Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», Российская Академия Естествознания, Москва, 2020 г.

   

Фото 24. Семейный архив семьи Филатовых, Сулейменовых.

Фото 25. Сертификат «Военно-патриотическая ассамблея «Вечный огонь – 2018»

Фото 26. Принятие Декларации «Дети за мир» в МДЦ «Артек», май 2018 г.

Фото 27. Сайт «Память народа»

Фото 28. Журнал боевых действий.

Фото 29. Дневник боевых действий.

Фото 30.Посещение Мемориального комплекса «Сапун-Гора» в г. Севастополь (в составе делегации МДЦ «Артек»).

Фото 31.

 

Пресс-релиз проекта «Рухани Жаңғыру» презентация программы международной встречи «Вклад молодежи в миропорядок. Взгляд в будущее» с участием лидеров молодежных организаций Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, в том числе и детских Послов

Фото 32. Уроки мирав Республиканском детском лагере «Жас Даурен», п. Баян-Аул в составе Международного миротворческого лагеря.

Фото 33. Миротворческий спектакль в лагере Жас Даурен, п. Баян-Аул, 6 августа 2018 г

Фото 34. Подписание Декларации «Дети за мир» детьми из лагеря Жас Даурен, п. Баян-Аул, 6 августа 2018 г

Фото 35. Сертификат ноябрь 2018 г – за участие в Международном молодежном антиядерном форуме «Эстафета мира – молодым»,организаторы Карагандинский государственный технический университет, Международное антиядерное движение «Невада – Семипалатинск».

   

Фото 36. Участие вПамятном мероприятии, посвященном 75-летию Днепровского десанта в школе №14 г. Павлодара. Школьники подписывают декларацию «Дети за мир»

Фото37. Торжественное мероприятие, посвященное 75-летию высадки 3 и 5 Гвардейских десантных бригад на правый берег Днепра, которые формировались в г. Фрязино Московской области в СОШ №1. Музей Воинской Славы СОШ №1, г. Фрязино, Московская область.

 

Фото 38. Юбилейная медаль «75 лет Днепровскому десанту», переданная из г. Фрязино Музею «Деды – ветераны, внуки – следопыты» через детских Послов мира 29.09.2018г.

Фото 39. Начало Международной акции «Дети за мир!», Дворец школьников им. М.М. Катаева, г. Павлодар.

Фото 40. Грамота Павлодарского областного Дворца школьников имени М.М. Катаева» «За плодотворное сотрудничество и оказание содействия в подготовке и проведении Международной акции «Дети за мир!», г. Павлодар

Фото 41. 25 октября 2018 г. газета «Звезда Прииртышья», статья «Маршрут «Победа» - Истории ожившие страницы», газета «Ардагер-Ветеран», 25 октября 2018 г статья о нашей поездке в г. Москву, Фрязино, СОШ №1

Фото 42. Сертификат за участие во Всероссийском творческом конкурсе

«Спасибо маленькому герою» 22 апреля 2019 г.

Фото 43. Участие в патриотической акции «Бессмертный полк», МДЦ «Артек», 2019 г.

Фото 44. Скульптура Алии Молдагуловой в МДЦ «Артек»

Фото 45. Аллея героев-артековцев, 2019 г.

Фото 46. Заседания участников Миротворческого лагеря в офисе партии «Нур Отан» по итогам Международного лагеря на оз. Торайгыр

   

Фото 47, 48 Уроки мира в ГУ «Гимназия №3 для одаренных детей», г. Павлодар

   
   

Фото 49. Вручение наградного листа Орден Александра Невского родственникам, Областной Совет ветеранов, 2020 г.

 

Фото 50. Наградной лист Жумабаева С.

Фото 51. Статья «И чтобы мне на белый свет родиться!»

 
 

Фото 52. Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе «Герои Великой Победы» при поддержке Союза Писателей Российской Федерации, Министерства Обороны Российской Федерации, Министерства Культуры Российской Федерации и др.

Фото 53. Памятная медаль «75-летие Победы в Великой Отечественной войне».

Фото 54. Хэштег в Инстаграм #deti_za_mirпод девизом «Все флаги в гости будут к нам»

Фото 55-56. Патриотическая эко-Акция «Аллея Славы», посвященная 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Детские Послы мира вместе с другими участниками высаживают 75 саженцев сосен на территории Музея Воинской Славы г. Павлодар

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Диаграмма 1.Количество просмотров клипов

Диаграмма 2.

Просмотров работы: 66