Введение
Цель работы - посредством волонтерского движения «Дети – послы мира» расширить методы народной дипломатии для укрепления мира, уважения и взаимопонимания между многонациональным казахстанским народом и народами других стран на всех континентах.
Задачи:
1. Раскрыть сущность и специфику волонтерской деятельности учащейся молодежи.
2. Обобщить свою практику участия в волонтерской деятельности в школе, городе, республике.
3. Познакомить с результатами проекта «Дети – послы мира».
4. Вовлечь детей и подростков в волонтерскую деятельность.
5. Активизировать общественную дипломатию на основе развития сетевых связей и личных контактов между детьми.
Методы исследования:
- теоретические: сравнительно-сопоставительный, синтез, обобщение литературы;
- систематизация, оценка, обобщение;
- наблюдение,
- анализ полученных данных.
Гипотеза: Чем больше детей узнает о нашей волонтерской деятельности и последует примеру, тем больше масштабнее и эффективнее будет волонтерское движение в нашей стране
Актуальность деятельности волонтеров обусловлена их возрастающим значением для казахстанского общества. По словам К. Токаева, «активное продвижение идей волонтерства, несомненно, будет способствовать формированию так называемой новой парадигмы мышления казахстанцев».
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Казахстана в качестве стратегических ориентиров выдвинуты такие направления, как: «содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства); развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи». Задача государства и исполнительных органов, а также депутатов Парламента – помочь включиться в волонтерское движение.
Новизна: разработана и апробирована модель волонтерской деятельности школьника.
Практическая значимость:результаты исследования используются в деятельности детских и молодежных общественных организаций Павлодарской области и города Павлодара; представленные материалы могут быть использованы в организации волонтерской деятельности учащихся школ города и в работе с подростками в детских организациях.
Объект исследования: волонтеры
Предмет исследования: волонтерская деятельность
По инициативе Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева 2020 год объявлен в Казахстане Годом волонтера. Глава государства подчеркнул необходимость развивать волонтерство не только на национальном уровне, но и в каждом городе и селе. Также он отметил, что большая перспектива у волонтерства в Казахстане и очень высокий уровень позитивной мобилизации, когда граждане для решения вопросов готовы объединяться, делиться своим опытом, временем, навыками.
Традиции добровольчества, бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается, в нашей стране имеют глубокие исторические корни и всегда поддерживались, однако в последние годы волонтерское движение набирает особенную силу – все больше людей понимает, что в их силах творить добро и менять жизнь вокруг себя к лучшему[1].
И я решила в этом проекте поделиться своим опытом участия в волонтерской деятельности, подвести некоторые итоги, рассказать, какие сегодня есть возможности участия в волонтерской деятельности для школьника 12-13 лет. Ведь чем больше детей узнают об этом и последуют примеру, тем масштабнее и эффективнее будет волонтерское движение в нашей стране. Думаю, данный материал может быть использован в организации волонтерской деятельности учащихся не только нашей гимназии, но и других школ города, области, республики.
Сегодня как никогда важно понимать, что основой сосуществования всех национальностей, народов, религий и культур на нашей прекрасной, но хрупкой планете, является мир. Мы, дети, способны стать примером всему человечеству, потому как наша способность искренне дружить, поддерживать друг друга и сопереживать не имеет аналогов в мире взрослых. Именно дети могут стать теми посланниками, которые будут напоминать всем взрослым о том, как хорошо иметь мирное небо над головой, как здорово дружить, даже если вас разделяют тысячи километров и государственные границы! Именно мы, дети, можем сделать этот мир чуточку лучше.
Глава 1. Развитие волонтерского движения в мире
1.1. История волонтерского движения
Волонтерское движение имеет давнюю историю. Безвозмездная помощь ближнему поощрялась религией, а, кроме того, имела и вполне рациональное объяснение – «сегодня я помог тебе, а завтра ты выручишь меня». Однако организованного управления добровольцами не было – по мере необходимости создавались добровольческие отряды, решавшие не слишком сложные задачи, – к примеру, поиск пропавших людей, тушение пожаров и так далее [1].
Все изменилось в XIX веке. Согласно данным Кристиане Бидерман [2], в Великобритании того времени многие представители среднего и высшего классов вовлекались в борьбу с катастрофической бедностью. Они работали учителями в школах для бедных, собирали пожертвования в пользу бедняков. Именно тогда были образованы многие общественные организации, существующие и поныне. Именно Великобританию можно считать родиной волонтерства в современном понимании этого слова.
1.2. Феномен волонтерства
По данным статистики, основная масса волонтеров сегодня – это молодежь. Учащаяся молодежь, являющаяся одной из наиболее активных, образованных и культурных групп общества, резервом и потенциальной элитой общества, имеет многочисленные внутренние ресурсы, способствующие ее участию в волонтерской деятельности [3].
Слово волонтер произошло от французского volontaire, которое в свою очередь произошло от латинского voluntarius, и в дословном переводе означает доброволец, желающий. В русском языке волонтер и доброволец – это равнозначные понятия, обозначающие человека, который добровольно и безвозмездно выполняет какую-либо работу или занимается общественной деятельностью. Доброволец вкладывает в дело, которым занимается, свои навыки и время.
В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому.
1.3. Виды волонтерства
Сфера деятельности добровольцев очень широка. Сложно представить дело, в которое волонтер не мог бы внести свой вклад. Условно работа волонтеров делится на несколько направлений:
патриотическое волонтерство, событийное волонтерство, социальное волонтерство, культурное волонтерство, экологическое волонтерство и др. [4].
В Казахстане волонтерское движение развивается по 7 направлениям. Это – образовательное, медицинское, экологическое волонтерство, наставничество людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, волонтерство при ликвидации техногенных катастроф, чрезвычайных ситуаций, помощь пожилым людям, людям, которые находятся в учреждениях со специальным уходом, людям с особыми потребностями, а также волонтерство по сохранению духовно-культурных и исторических ценностей [3,5] .
Глава 2. Результаты волонтёрской деятельности
Наша добровольческая деятельность включает в себя несколько направлений.
2.1. Культурное волонтерство
Культурное волонтерство – это то направление, с которого началась моя история добровольческой деятельности.
Сегодня всё более востребованным становится культурное волонтёрство, которое представляет собой добровольную помощь при проведении мероприятий местного, регионального, республиканского и международного уровня. Культурное волонтёрство хоть и не имеет глубоких исторических корней и повсеместной реализации, но всё больше получает развитие, становясь фактором привлечения молодежи к волонтёрской деятельности [5].
К этому виду относятся встречи, выступления в библиотеках, музеях, школах, Дворце Школьников, пришкольных лагерях, реабилитационном центре, Фонде социально-культурных инициатив, проведение онлайн-концертов, участие в Международных фестивалях-конкурсах детского и юношеского творчества и другие. За период с 2017 года по сентябрь 2020 г. было проведено множество таких встреч и выступлений.
1. 16 июня 2017 г. в Доме-Музее Шафера г. Павлодара к 85-летию известного советского поэта Роберта Рождественского был проведен памятный вечер, на котором мы с моей сестрой Альвиной прочитали стихотворение поэта «Концерт». В этом стихотворении устами семилетнего мальчика, чье детство выпало на годы войны, рассказывается о концертах детей для раненых в госпиталях, о маленьком, но очень нужном участии школьников в помощи раненым бойцам во время их излечения. Присутствующие дети узнали о благотворительной деятельности их сверстников – детей войны (Приложение 1, фото 1).
2. В июле 2017 г. Ассамблея Народа Казахстана, Дом Дружбы г. Павлодара проводили летний фестиваль этнических культур совместно с ОО Румыно-молдавским Культурным обществом «Буковина», в котором с песней «Ассалам алейкум» на казахском языке я выступила в составе дуэта «Сестренки» и была награждена Грамотой (Приложение 1, фото 2,3).
3. В декабре 2017 г. Наш дуэт «Сестренки» принял участие в Международном конкурсе молодежного творчества «Горжусь тобой моя Страна» в г. Москва и занял 1 место. Мы достойно представили наш Казахстан на Международном уровне, исполнив песню на казахском языке (Приложение 1, фото 4).
4. 26 апреля 2018 г. в газете Павлодарского областного филиала РОО «Организация ветеранов» «Ардагер-Ветеран» была опубликована статья «Вперед, сестренки», в которой Областной, городской советы ветеранов благодарят коллектив ГУ «Гимназия №3 для одаренных детей» и семью Сулейменовых за разностороннее воспитание Адии и Альвины, за достойное представление Республики Казахстан перед детьми и молодежью разных стран и разных национальностей, а также огромную патриотическую работу
на благо мира (Приложение 1, фото 5).
5. 06 июня и 11 июня 2018 года Дом-Музей Шафера организовал встречу детей пришкольных лагерей с юными Послами мира, на которой мы рассказали о международной миротворческой акции «Дети за мир», в которой объединилась молодежь из 48 стран мира. Итогом встречи стало подписание Декларации «Дети за мир» (Приложение 1, фото 6, 7)
6. 14 июня 2018 г. в газете «Ардагер-ветеран» вышла статья «Дети – Послы мира». В ней рассказывается о Международной детской военно-исторической Ассамблее «Вечный Огонь-2018», на которой дети из 48 стран мира приняли Декларацию «Дети за мир», а также о культурных традициях Международного детского центра «Артек», в котором мы побывали (Приложение 1, фото 8).
7. 6 июня 2019 г. в музее Павла Васильева г. Павлодара мы встретились с ребятами пришкольных лагерей, рассказали о детской декларации «Дети за мир», стали участниками занимательной экскурсии, на которой услышали много интересного о нашем земляке – поэте Павле Васильеве, увидели много
8. В июле 2019 г я приняла участие в летнем фестивале этнических культур Ассамблеи народов Казахстана и ОО «Румыно-молдавского культурного общества «Буковина» и была награждена благодарственным письмомза большой вклад в сохранение и развитие языка, культуры, за популяризацию народных традиций и обрядов на благо нашей родины – Республики Казахстан (Приложение 1, фото 9, 10)
9. 29 августа 2019 года в реабилитационном центре для молодежи с ограниченными возможностями «Самал» г. Павлодара мы встретились с воспитанниками центра, рассказали о детской акции мира, послушали творческие выступления детей, приняли участие в съемках миротворческого ролика «Помним прошлое. Бережем настоящее для будущего» (Приложение 1, фото 11. 12).
10. В апреле 2020 года мы с сестренкой стали Лауреатами Почетного Знака «Горячее Сердце» Фонда социально-культурных инициатив Российской Федерации. В 2020 году Инициатива проводится в седьмой раз. Почётная книга «Горячее сердце» издаётся ежегодно. В неё включаются имена детей и молодёжи в возрасте до 23 лет, названия общественных организаций и объединений – лауреатов Инициативы и их истории, рассказывающие о примерах мужества и отваги, неравнодушия, активной гражданской позиции, бескорыстной помощи людям и преодоления трудных жизненных ситуаций. По итогам рассмотрения 973 представлений на награждение, поступивших в Оргкомитет в 2019 году, в Почётную книгу «Горячее сердце» 2020 года включены 156 историй, рассказывающих о 185 лауреатах, 10 из которых – общественные организации и объединения. В 2020 году Инициатива «Горячее сердце» проводится с международным участием. В Почётную книгу вошли истории 17 лауреатов из девяти иностранных государств, в том числе наша история, история сестер Сулейменовых – Альвины и Адии из Республики Казахстан (Приложение 1, фото 13).
11. 9 мая 2020 г. наш дуэт «Сестренки» провел онлайн-концерт, посвященный 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, разместив эти выступления в Ютюбе, социальных сетях, в различных социальных группах. Наши выступления с песнями о войне и мире получили широкий отклик среди интернет-сообщества. Люди ставят лайки и пишут очень теплые комментарии до сих пор, то есть наш концерт продолжается во времени. Значит, наши песни нужны, их слушают, любят и отправляют по интернету своим друзьям и близким. Это очень приятное и ценное для нас признание нашей волонтерской работы (Диаграмма 1, Приложение 2)
12. В июне 2020 года я с сестренкой приняла участие в 5-м Международном фестивале-конкурсе детских, юношеских, молодежных, взрослых творческих коллективов и исполнителей «Адмиралтейская звезда», проходившем в г. Санкт-Петербурге, где мы заняли I Место и достойно представили наш Казахстан на Международном уровне (Приложение 1,фото 14).
Подводя итоги культурного волонтерства, можно сказать, что все проведенные встречи, акции, участие в международных и республиканских фестивалях, конкурсах, концертах и др. сближают детей, объединяют их, скрепляют дружбу между народами, а значит, несут в себе идеи добра, счастья и мира.
2. 2. Событийное волонтерство
Событийное волонтерство – это добровольческая деятельность на спортивных, образовательных и иных мероприятиях местного, регионального, федерального и международного уровней. Такой деятельностью стало для меня участие в Международных конференциях «Сатпаевские чтения», Республиканских и областных конкурсах научных проектов «Зерде», Международных конкурсах научно-исследовательских проектов «Старт в науке» Российской Академии Естествознания и др.
1. 31 января 2018 г. я приняла участие в XIII Республиканском конкурсе научных проектов «Зерде» среди учащихся 1-7 классов с проектом «Концепт «война» в индивидуально-авторской картине мира (по произведениям В. Филатова), секция «Языкознание», где заняла II место. В этом проекте я исследовала концепт «война» в творчестве моего прадеда, участника Великой Отечественной войны, писателя Филатова В.М (Приложение 1, фото 15).
2. 11 апреля 2018 г я приняла участие в Международной конференции молодых ученых, магистрантов, студентов и школьников на XVIII «Сатпаевских чтениях» в Павлодарском государственном университете им. С. Торайгырова и заняла II Место. Это стало для меня серьезным испытанием, потому что данная конференция носила Международный статус (Приложение 1, фото 16).
3. 4 мая 2018 г я стала участником «БОЛЬШОГО СЛЕТА ТУРИСТОВ «АРТЕКА» с прохождением радиального маршрута, составляющего 19 км. Этот слет попал во Всероссийскую книгу рекордов, как самый большой слет. Там мы вместе со всем лагерем участвовали в различных конкурсах, эстафетах, экскурсиях, спортивных соревнованиях между отрядами и очень подружились. Спорт очень сплачивает детей (Приложение 1, фото 17).
4. 30 января 2019 г я приняла участие в XIV Республиканском конкурсе научных проектов «Зерде» среди учащихся 1-7 классов в г. Щучинск и заняла I Место с исследовательским проектом по русскому языку «Концепт «родина» в индивидуально-авторской картине мира (по произведениям В. Филатова)». Работая над этим проектом, мы с сестренкой искали ответ на вопрос: «Почему наши прадеды победили фашистов в Великой Отечественной войне, и нашли ответ на него (Приложение 1, фото 18).
5. 12 апреля 2019 г я приняла участие в Международной конференции молодых ученых, магистрантов, студентов и школьников на XIX «Сатпаевских чтениях» с исследовательским проектом по русскому языку и подтвердила свое I Место на крупной международной научной конференции (Приложение 1, фото 19).
6. 27 января 2020 г. я приняла участие в XV Республиканском конкурсе научных проектов «Зерде» среди учащихся 1-7 классов в г. Щучинск и заняла II Местос исследовательским проектом по русскому языку «Концепт «родина» в языковой картине мира в произведениях писателей-фронтовиков». Проводя исследования по этому проекту, я с братом искала причину патриотизма советских солдат в их борьбе с врагом. И мы нашли эту причину – ЛЮБОВЬ к своей Родине стала одним из факторов нашей Победы (Приложение 1, фото 20).
7. 2 марта 2020 г я приняла участие в очном этапе VIII Международного конкурса научно-исследовательских проектов «Старт в науке» Российской Академии Естествознания в г. Москве и заняла 1 место, а также получила Диплом за Лучший устный доклад. Выступать в Москве на таком крупном международном конкурсе было очень ответственно, ведь я представляла свою страну, а среди участников было много представителей из дальнего и ближнего Зарубежья. Защита проектов одновременно шла в 5 конференц-залах в Измайлово и МГУ, и флаг нашего государства был в числе победителей, а руководитель моего проекта получил медаль Сократа (Приложение 1, фото 21, 22, 23).
Подводя итоги работы событийного волонтерства, можно отметить, что участие в международных исследовательских проектах, спортивных соревнованиях не только помогает приобрести опыт научных исследований и повышение спортивного мастерства, но и объединяет молодежь в общих научных и спортивных мероприятиях, укрепляет дружбу и мир между детьми всех стран.
2.3. Патриотическое волонтерство.
Патриотическое волонтерство – это добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти. Данный вид волонтерства нам с сестренкой особенно важен, потому что трое наших прадедов были участниками Великой Отечественной войны: Сулейменов Жуматай воевал на Волге, Гузей Трофим Васильевич погиб под Москвой, Филатов Валентин Михайлович сражался на Миус-фронте – на Курской Дуге и был тяжело ранен. В нашей семье очень бережно относятся к сохранению памяти о наших прадедах – защитниках своей Родины, есть даже свой семейный архив с письмами, фотографиями, документами времен Великой Отечественной войны, книгами о войне нашего прадеда – писателя, журналиста, бывшего собственного корреспондента нашей газеты «Звезда Прииртышья» – гвардии лейтенанта Филатова Валентина Михайловича (Приложение 1, фото 24).
Мы не только выступаем с песнями на военную тематику, работаем
над исследовательскими проектами, посвященными патриотизму и героизму наших прадедов, но и рассказываем другим детям на уроках мужества и уроках памяти истории солдат, услышанные нами из уст ветеранов, о посещении мемориальных комплексов и музеев в г. Москве, Севастополе, Сочи, Гурзуфе, Алматы, Павлодаре и др. Учим их работать с поисковыми сайтами «Подвиг народа», «Память народа», «Мемориал», пытаемся вместе с ними разыскать военные документы их прадедов, установить их судьбу и восстановить наградные документы, рассказывающие о подвигах солдат. Этому научили нас в МДЦ «Артек», когда мы приняли участие в Международной детской военно-исторической Ассамблее «Вечный Огонь 2018» и «Вечный Огонь 2019», где вместе с детьми из 48 стран мира приняли Декларацию «Дети за мир». Все участники Ассамблеи были объявлены Послами мира в своих странах, и мы с честью выполняем эту почетную обязанность у себя на Родине. Наши дела говорят сами за себя (Приложение 1, фото 25, 26).
1. Апрель-май 2018 года – участие в подготовке и съемке видеоролика «Победа в наших сердцах», с которым мы заняли I Место на Международном конкурсе и выиграли путевки в МДЦ «Артек». В этом видеоролике рассказывается о нашей патриотической работе в школе, в музеях, в классе, участие в Акции «Бессмертный полк», в праздничном концерте 9 мая на Поклонной Горе в г. Москве и т.д. https://ok.ru/video/1714921540253.
2. 24 мая 2018 г - Участие в Международной детской военно-исторической Ассамблее «Вечный Огонь – 2018» в Международном детском центре «Артек» на 5 смене под названием «История нашей Победы», где мы вместе с детьми из 48 стран мира ратифицировали Декларацию «Дети за мир» и были объявлены Послами в своей стране.
3. Май 2018 г – Обучение работе с поисковыми сайтами «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал» в МДЦ «Артек» (Приложение 1, фото 27).
Поиск информации об участниках Великой Отечественной войны, о своих прадедах по этим сайтам оказался очень интересным. На них мы нашли не только данные о месте призыва, боевом пути, о наградах, местах захоронения, но и по Дневнику боевых действий узнали о страшных боях, в которых наши родные участвовали (Приложение 1, фото 28).
30 июля 1943 г. на Миус-фронте в тяжелом бою был тяжело ранен наш прадед – Филатов Валентин Михайлович. О страшном бое в этот день нам поведала страница 92 из Дневника боевых действий 5-й Ударной Армии за этот день – 30.07.1943 г. (Приложение 1, фото 29).
Работе с поисковыми сайтами на встречах и уроках памяти мы учили своих одноклассников и других детей.
4. Посещение Мемориального комплекса «Сапун-Гора» в г. Севастополь. 9 мая 2018 г. вместе со всем лагерем «Артек» мы посетили г. Севастополь, мемориальный комплекс «Сапун-Гора». Во время прошедшей войны там шли тяжелые бои за овладение этим стратегическим рубежом, погибло очень много бойцов и командиров. Мы все прочувствовали сердцем это священное место, за которое наши солдаты отдали свои жизни. С детьми из разных стран мы возложили венки к подножию памятника защитникам Севастополя и почтили их память минутой молчания. Всех детей в этот миг объединило чувство сопричастности их – правнуков Победителей – друг с другом. Ведь здесь воевали наши прадеды. Это было здорово! (Приложение 1, фото 30).
5. 12 июля 2018 г – В рамках реализации проекта «Рухани Жаңғыру» мы приняли участие в презентации программы международной встречи «Вклад молодежи в миропорядок. Взгляд в будущее» с участием лидеров молодежных организаций Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, в том числе и нашего участия. Там мы обсудили программу работы предстоящего миротворческого лагеря с международным участием в п. Баян-Аул и п. Торайгыр, в котором через месяц приняли активное участие (Приложение 1, фото 31)
6. 6 августа 2018 года мы провели Уроки мира в Республиканском детском лагере «Жас Даурен», п. Баян-Аул в составе Международного миротворческого лагеря. На этом мероприятии мы провели урок мира детям лагеря, которые приехали из разных уголков нашей страны, рассказали о Декларации «Дети за мир» и собрали подписи под детской миротворческой акцией. А еще приняли участие в проведении спектакля «Мы – дети Земли», который очень тепло встретили зрители (Приложение 1, фото 32. 33. 34).
7. 8 ноября 2018 года – мы приняли участие в Международном молодежном антиядерном форуме «Эстафета мира – молодым», организаторы Карагандинский государственный технический университет, Международное антиядерное движение «Невада – Семипалатинск». На этом форуме мы впервые увидели видео ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне и последствия этих взрывов. Перед нами выступал активист этого движения в Казахстане, который стал жертвой этих испытаний (он родился без рук) и теперь активно поддерживает движение «Мир без ядерного оружия», а я прочитала свое стихотворение «Давайте за руки возьмемся, дети!», написанное мною в Артеке (Приложение 1, фото 35).
8. 25 сентября 2018 года мы приняли участие в Памятном мероприятии, посвященном 75-летию Днепровского десанта в школе №14 г. Павлодара, где услышали трагическую историю высадки советских десантников на правый берег Днепра в 1943 года из уст бывшего руководителя Музея Дворца школьников «Деды – ветераны, внуки – следопыты» нашего города Асеевой Людмилы Ивановны. В заключение мероприятия мы прочитали школьникам выдержки из Декларации «Дети за мир», которую они подписали (Приложение 1, фото 36).
9. 27 сентября 2018 года мы стали участниками Торжественного мероприятия, посвященного 75-летию высадки 3 и 5 Гвардейских десантных бригад на правый берег Днепра, которые формировались в г. Фрязино, Московской области, СОШ №1. Мы побывали в Музее Воинской Славы этой школы, услышали рассказ ветерана Великой Отечественной войны – десантника, Жукова Леонида Степановича, о трагической судьбе днепровского десанта, о мужестве и героизме, трусости и предательстве, о жестоких и страшных страницах войны. Участником Днепровского десанта был и наш земляк – В.М. Дьяченко. В 1978 г он предложил на базе Дворца пионеров открыть клуб «Красные следопыты», которые занимались поиском пропавших солдат, сбором документов о войне, писем-треугольников, личных вещей бойцов Красной Армии.
На сцене школы №1 г. Фрязино мы спели песню из кинофильма «В небе ночные ведьмы», и все присутствующие – ветераны и ученики – встали: так тронула их эта песня. В заключение мы рассказали российским детям о детской декларации, и они собрали более 1000 подписей под этим документом. В школе №1 г. Фрязино мы дали официальный старт нашей Акции «Маршрут «Победа» – Истории ожившие страницы», цель которой собрать под Декларацией «Дети за мир» 700 000 детских подписей (Приложение 1, фото 37, 38).
10. 23 октября 2018 года – мы, совместно с ДЮО «Жас Үлан» на базе Дворца школьников им. М.М. Катаева, организовали и провели Международную акцию «Дети за мир!», целью которой является объявление о старте нашего международного проекта «Маршрут «Победа» – Истории ожившие страницы 1945-2020» и подписание Декларации «Дети за мир». Жас Үлановцы распространили детскую декларацию по всем районам Павлодарской области и собрали более 1000 подписей (Приложение 1, фото 39, 40).
11. 25 октября 2018 г. в газете «Звезда Прииртышья» была опубликована наша заметка «Маршрут «Победа» – Истории ожившие страницы», в которой мы рассказали о своей поездке в Россию, в г. Фрязино на место формирования 3-й и 5-й ГВДБр, рассказали о передаче через нас юбилейной медали «75 лет Днепровскому Десанту» для вручения музею Дворца школьников «Деды – ветераны, внуки – следопыты» в нашем городе, что мы и сделали. А в газете «Ардагер-Ветеран» от этого же числа была опубликована небольшая статья о нашем маршруте «Победа» (Приложение 1, фото 41).
12. 22 апреля 2019 года я участвовала во Всероссийском творческом конкурсе «Спасибо маленькому герою» со своим стихотворением «Давайте за руки возьмемся, дети», которое я написала в «Артеке». «За креативный подход, яркое исполнение и активное участие во Всероссийском конкурсе на тему детского героизма во время Великой Отечественной войны» меня наградили Сертификатом (Приложение 1, фото 42).
13. 9 мая 2019 года – мы приняли участие в патриотической Акции «Бессмертный полк» в МДЦ «Артек», в которой прошли с детьми из 48 стран мира по набережной Артека и спустились к морю для возложения венков. Около 5000 детей с фотографиями своих прадедов шли в одной колонне, и было такое впечатление, как будто мы идем за руки со своими родными – участниками Великой Отечественной войны, и наш строй единый и нерушимый, сильный и сплоченный. И от этого чувства нас переполняло гордостью за свой единый народ, победивший фашистов и освободивший мир от войны (Приложение 1, фото 43, 44, 45).
14. 20 мая 2019 г. – участие в морской экскурсии к месту гибели теплохода «Армения» во время Великой Отечественной войны. Все участники иностранных делегаций, отдыхавшие в Артеке, проплыли на яхте к предполагаемому месту гибели теплохода «Армения», который эвакуировал раненых и жителей г. Севастополя и который разбомбили фашистские самолеты. Я многое узнала, став участником этой экскурсии. Оказывается, существует Женевская конвенция Красного Креста – международные соглашения о защите раненых, больных, военнопленных и гражданского населения во время войны, положения которых легли в основу международного гуманитарного права. Согласно конвенции, воюющие государства в ходе сухопутной войны обязывались заботиться о захваченных в плен раненых и больных военнослужащих, признавали нейтралитет госпиталей и походных лазаретов, медицинского и духовного персонала, санитарного транспорта, для которых вводились отличительные эмблемы.
В море мы спустили памятные венки в память о безвинно погибших людях. Для нас, представителей иностранных государств, это было почетно и памятно.
15. 8 августа 2019 г. я участвовала во встрече участников Миротворческого лагеря в п. Торайгыр в офисе партии «Нур Отан». Там мы обсудили итоги работы в лагере, одной из рабочих площадок была наша – «Дети за мир» (Приложение 1, фото 46).
16. В ноябре, 4 декабря 2019 г, 11 декабря 2019 г, 18 декабря 2019 г мы провели уроки памяти и уроки мира в 4,6 и 8 классах ГУ «Гимназия №3 для одаренных детей» на темы: «Судьба солдата. Работа с поисковыми сайтами «Память народа» и др.», «И чтобы нам на белый свет родиться», «Мы голосуем за мир», на которых познакомили школьников с поисковыми сайтами «Память народа», рассказали об Акции Министерства Обороны Российской Федерации «Дорога памяти», показали видеоролики о поисковых экспедициях на местах боев во время Великой Отечественной войны, прочитали рассказ «Ложка», предложили желающим помочь найти информацию о своих прадедах и раздали бланки «Судьба солдата» для заполнения (Приложение 1, фото 47. 48).
По заполненным ребятами анкетам «Судьба солдата» мы начали поиск, и он увенчался успехом. На сайте «Память народа» мы разыскали наградой лист на прадеда моей одноклассницы – Баженовой Мерей – Жумабаева С. Оказывается, Орден Александра Невского не был вручен при жизни героя, и документы о его награждении родные увидели впервые. Поисковое дело мы торжественно вручили в офисе Областного Совета ветеранов Павлодара (Приложение 1, фото 49, 50). Таким образом, наши уроки памяти и мира проходили не зря и приносят свои плоды. Об этом и написала газета «Ардагер-Ветеран» 30.01.2020.г в публикации «И чтобы нам на белый свет родиться» (Приложение 1, фото 51). 17. 9 мая 2020 г. – я приняла участие во Всероссийском конкурсе «Герои Великой Победы» при поддержке Союза Писателей Российской Федерации, МО Российской Федерации, Министерства Культуры Российской Федерации и др. и была награждена памятной медалью «75-летие Победы в Великой Отечественной войне» (Приложение 1, фото 52, 53). |
18. 15 сентября 2020 года мы дали старт акции «Дети за мир» с международным участием в Инстаграме под хэштегом #deti_za_mir под девизом «Все флаги в гости будут к нам» с предложением разместить детское фото улыбающегося ребенка с флагом своей страны, приуроченного к Международному Дню мира 21 сентября. В акции приняли участие дети из Казахстана, России, Канады, Таиланда. Своей акцией они заявили взрослым: Мы хотим жить в мире!» (Приложение 1, фото 54), (Приложение 2,. Диаграмма 2 ).
19. 21 сентября 2020 г. мы, детские Послы мира в Казахстане, приняли участие в Патриотической эко-Акции «Аллея Славы», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, и высадили на территории Музея Воинской Славы в г. Павлодаре 75 саженцев сосны вместе с другими участниками. Теперь одна из сосен, которую посадили мы на территории музея, зарегистрирована в книге музея – посажена участниками Международного движения «Дети – Послы мира» (Приложение, фото 55, 56).
Возможно, это малые дела. Но из малых дел складывается одно большое дело.
Заключение
Из своего небольшого опыта я поняла, что волонтерство – это интересное занятие, которое приносит удовольствие, новые знакомства, а главное – прекрасные результаты, это яркая и добрая жизнь. Это ни с чем несравнимое чувство, когда ты едешь домой после какой-нибудь акции и улыбаешься оттого, что ты сегодня сделала что-то доброе и полезное. Впервые я испытала это чувство, когда принимала участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвященных Дню победы. Я даже как-то по-другому прочувствовала этот праздник.
Волонтерская жизнь очень насыщена и интересна: мне нравится участвовать в форумах, конференциях, концертах, разрабатывать учебные проекты. У меня появилось много новых друзей, с которыми мы замечательно проводим свободное время в походах, на природе. Но именно эмоции, полученные, кода делаешь что-то доброе и полезное, мотивируют меня не останавливаться, и я пониманию, что я на верном пути. Для меня лучшая награда – осознание своей полезности.
Подводя итог своему волонтерскому опыту, я хочу признаться, что довольна своей работой и самой собой. Волонтерство, по моему мнению, – большой вклад в фундамент будущего. Кроме того, я считаю, что таким добровольцем может стать каждый, нужно только захотеть! Совершая всевозможные добрые дела, мы получаем знания, жизненный, а иногда и профессиональный опыт, разные навыки и, разумеется, положительные впечатления. Так давайте вместе найдем время на такие замечательные дела, и, наверняка, этот мир станет лучше, чище и добрее!
Используемая литература
1. Алиев С.К. Волонтёрская деятельность: справочник. Семей, 2018.
2. Потапова Н.А. Волонтёрство как феномен самореализации личности. Санкт-Петербург, 2004.
3. Концепция развития молодежной волонтёрской деятельности в организациях образования Казахстана. Астана, 2013.
4. Михайлова С.В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации. Волонтёр и общество. Волонтёр и власть. Научно-практический сборник. Составитель С.В. Тетерский. Под редакцией Л.В. Никитиной. Москва, 2000.
5. Сакенов Д.Ж., Шнайдер Е.А., Иваницкий Н.П. Вовлечённость молодёжи Казахстана в решение социальных проблем через волонтёрское движение. Педагогический вестник Казахстана: республиканский научно-педагогический журнал. Павлодар, 2009.
6. Ссылки выступлений:
https://ok.ru/video/1784013458017 – песня «Прадедушка» - 7650 просмотров;
https://ok.ru/video/1399648553692 – клип «О той весне» - 2463 просмотра,
https://ok.ru/video/1714921540253 – клип «Я хочу, чтобы не было больше войны» – 1750 просмотров,
https://ok.ru/video/1779430984289 – песня из кинофильма «В небе ночные ведьмы» – 2891 просмотр,
https://ok.ru/video/1779430984289 – песня «А закаты алые» – 1599 просмотров.
Приложение 1
Фото 1. Выступление в Доме-музее Н. Г. Шафера, 16.07.2017 г.
Фото 2. Выступление в Доме Дружбы Ассамблеи народа Казахстана
г. Павлодар, июль 2017 г.
Фото 3. Ассамблея народа Казахстана, Почетная грамота, июль 2018 г.
Фото 4. Диплом. Декабрь 2017 г. дуэт «Сестренки» принял участие в Международном конкурсе молодежного творчества «Горжусь тобой моя Страна» в г.Москва, 1 место
Фото 5. Статья в газете «Ардагер-Ветеран»
26 апреля 2018 г газета Павлодарского областного филиала РОО «Организация ветеранов» «Ардагер-Ветеран» |
Фото 6. Выступление в Доме-Музее Шафера 06.06.2018 г.
Фото 7.
Выступление Сулейменовой Адии в составе дуэта «Сестренки» 11 июня 2018 г. в Доме-Музее Шафера г. Павлодара |
Фото 8. Статья «дети – послы мира» в газете «Ардагер-Ветеран» от 14.06.2018 г
Фото 9. Участие в летнем Фестивале этнических культур, 2019 г.
Фото 10. Благодарственное письмо.
Фото 11. Встреча в реабилитационном центре «Самал», 2019 г.
Фото 12. Грамота Международного антиядерного молодежного альянса по Павлодарской области
Фото 13. Почетная книга «Горячее сердце»
Фото 14. Диплом Лауреата 1 степени 5-го Международного фестиваля-конкурса «Адмиралтейская Звезда», г. Санкт-Петербург, июнь 2020 г.
Фото 15. Диплом 2 место на XIII Республиканском конкурсе исследовательских проектов «Зерде» среди учащихся 1-7 классов 31.01.2018 г.
Фото 16. Диплом «Сатпаевские чтения» 11 апреля 2018 г Международная конференция молодых ученых, магистрантов, студентов и школьников на XVIII «Сатпаевских чтениях» в Павлодарском государственном университете им. С. Торайгырова
Фото 17. Сертификат «Большой слет туристов «Артека», май 2018 г
Фото 18. Диплом 1 место на XIV Республиканском конкурсе исследовательских проектов «Зерде», 30.01.2019 г.
Фото 19. Диплом, 1 место,12.04.2019 г Международная конференция молодых ученых, магистрантов, студентов и школьников на XIX «Сатпаевских чтениях»
Фото 20. Диплом, 2 место, XV Республиканский конкурс исследовательских проектов «Зерде» среди учащихся 1-7 классов, 27.01.2020 г.
Фото 21. Диплом за лучший устный доклад,Международный конкурс «Старт в науке», Москва, 2020 г.
Фото 22, 23. Дипломы победителя заключительного очного этапа VIII Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», Российская Академия Естествознания, Москва, 2020 г.
Фото 24. Семейный архив семьи Филатовых, Сулейменовых.
Фото 25. Сертификат «Военно-патриотическая ассамблея «Вечный огонь – 2018»
Фото 26. Принятие Декларации «Дети за мир» в МДЦ «Артек», май 2018 г.
Фото 27. Сайт «Память народа»
Фото 28. Журнал боевых действий.
Фото 29. Дневник боевых действий.
Фото 30.Посещение Мемориального комплекса «Сапун-Гора» в г. Севастополь (в составе делегации МДЦ «Артек»).
Фото 31.
Пресс-релиз проекта «Рухани Жаңғыру» презентация программы международной встречи «Вклад молодежи в миропорядок. Взгляд в будущее» с участием лидеров молодежных организаций Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, в том числе и детских Послов |
Фото 32. Уроки мирав Республиканском детском лагере «Жас Даурен», п. Баян-Аул в составе Международного миротворческого лагеря.
Фото 33. Миротворческий спектакль в лагере Жас Даурен, п. Баян-Аул, 6 августа 2018 г
Фото 34. Подписание Декларации «Дети за мир» детьми из лагеря Жас Даурен, п. Баян-Аул, 6 августа 2018 г
Фото 35. Сертификат ноябрь 2018 г – за участие в Международном молодежном антиядерном форуме «Эстафета мира – молодым»,организаторы Карагандинский государственный технический университет, Международное антиядерное движение «Невада – Семипалатинск».
Фото 36. Участие вПамятном мероприятии, посвященном 75-летию Днепровского десанта в школе №14 г. Павлодара. Школьники подписывают декларацию «Дети за мир»
Фото37. Торжественное мероприятие, посвященное 75-летию высадки 3 и 5 Гвардейских десантных бригад на правый берег Днепра, которые формировались в г. Фрязино Московской области в СОШ №1. Музей Воинской Славы СОШ №1, г. Фрязино, Московская область.
Фото 38. Юбилейная медаль «75 лет Днепровскому десанту», переданная из г. Фрязино Музею «Деды – ветераны, внуки – следопыты» через детских Послов мира 29.09.2018г. |
Фото 39. Начало Международной акции «Дети за мир!», Дворец школьников им. М.М. Катаева, г. Павлодар.
Фото 40. Грамота Павлодарского областного Дворца школьников имени М.М. Катаева» «За плодотворное сотрудничество и оказание содействия в подготовке и проведении Международной акции «Дети за мир!», г. Павлодар
Фото 41. 25 октября 2018 г. газета «Звезда Прииртышья», статья «Маршрут «Победа» - Истории ожившие страницы», газета «Ардагер-Ветеран», 25 октября 2018 г статья о нашей поездке в г. Москву, Фрязино, СОШ №1
Фото 42. Сертификат за участие во Всероссийском творческом конкурсе
«Спасибо маленькому герою» 22 апреля 2019 г.
Фото 43. Участие в патриотической акции «Бессмертный полк», МДЦ «Артек», 2019 г.
Фото 44. Скульптура Алии Молдагуловой в МДЦ «Артек»
Фото 45. Аллея героев-артековцев, 2019 г.
Фото 46. Заседания участников Миротворческого лагеря в офисе партии «Нур Отан» по итогам Международного лагеря на оз. Торайгыр
Фото 47, 48 Уроки мира в ГУ «Гимназия №3 для одаренных детей», г. Павлодар
Фото 49. Вручение наградного листа Орден Александра Невского родственникам, Областной Совет ветеранов, 2020 г. |
|
Фото 50. Наградной лист Жумабаева С. |
Фото 51. Статья «И чтобы мне на белый свет родиться!» |
Фото 52. Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе «Герои Великой Победы» при поддержке Союза Писателей Российской Федерации, Министерства Обороны Российской Федерации, Министерства Культуры Российской Федерации и др. |
Фото 53. Памятная медаль «75-летие Победы в Великой Отечественной войне».
Фото 54. Хэштег в Инстаграм #deti_za_mirпод девизом «Все флаги в гости будут к нам»
Фото 55-56. Патриотическая эко-Акция «Аллея Славы», посвященная 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Детские Послы мира вместе с другими участниками высаживают 75 саженцев сосен на территории Музея Воинской Славы г. Павлодар
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диаграмма 1.Количество просмотров клипов
Диаграмма 2.