Образы орлиноклювых лошадей в якутской культуре

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образы орлиноклювых лошадей в якутской культуре

Парфенова П.Я. 1
1МБОУ Ойская СОШ имени А В Дмитриева с УИОП
Парфенова М.И. 1Ноговицын П.Р. 1
1МБОУ Ойская СОШ имени А В Дмитриева с УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Разнообразные предметы с изображением коня известны во многих древних культурах Сибири. С древних времен образ лошадей широко используется в якутской культуре. Наше внимание привлекли образы лошадей с орлиным клювом. Именно об орлиноклювых лошадях в культуре народа саха малоизвестно, что доказывает актуальность выбранной темы исследования . Оказывается, он встречается в некоторых национальных изделиях , и имеет особое символическое значение , изучение которого позволяет понять картину мира народа.

Новизна исследования заключается в попытке рассмотрения образа орлиноклювых лошадей в традиционной культуре якутов.

Предмет исследования - орлиноклювые лошади.

Объект исследования : традиционная якутская культура

Цель работы : раскрытие образа орлиноклювых лошадей в якутской культуре

Данная цель позволяет ставить следующие задачи :

Изучить происхождение образов орлиноклювых лошадей в якутской культуре;

Сделать этнографический анализ (сбор, анализ информации) найденных артефактов с изображением орлиноклювых лошадей из музеев Якутии;

Произвести параллели с культурой других народов

Методы работы : изучение дополнительной литературы, сравнение и анализ

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и использованной литературы.

В главе 1 мы рассмотрели изображение лошади в образе орла в разных культурах. крылатые кони с давних времен были частью мифологии многих культур. Зачастую они были напрямую связаны с божествами, часто выступая в роли божественных вестников. Можно сделать предположение, что воссоединение образов коня и орла , т.е, возникло в результате наблюдения дикой масти якутских лошадей « Дьа5ыл», что обозначало « крылатость» и традиционный орнамент « ке5уер» является воплощением этого образа. Орел является символом силы, зоркости у многих народов. В якутских мифах он является предвестником весны после долгой зимы.

Во 2 главе, чтобы изучить, откуда появился образ орлиноклювых лошадей в якутской культуре, мы обратились к научным трудам о якутской лошади. Чтобы найти образ орлиноклювых лошадей в якутской культуре, мы обратились к научным трудам о якутской лошади. Упоминание о лошадях с «крыльями» упоминается в научных работах Г.В. Ксенофонтова « Шаманизм». « Джагыл «- большие пятна в масти лошади около передних лопаток на шее, с обеих сторон , которые в религиозных представлениях якутов символизируют крылья коня. Лошади , отмеченные такими пятнами , являются наиболее излюбленными для посвящения верхнему духу. Кунньаас –ойуну, или кинээс –ойуну. Этого духа часто называют « Джагыл Атыырдаах-т.е, имеющий жеребцов с крыланом» перекликаются с культурой Оглахты.

В статье Д .В Черемисина говорится, что « в изобразительном искусстве пазырыкской культуры представлен один из вариантов фантастического образа грифона- «коне-грифон »с телом копытного животного , рогами оленя и клювом хищной птицы». Автор отмечает, что данный персонаж связан с традицией пазырыкской татуировки. Они были найдены на плече мужчины и женщины из могильника , это были мифические существа с телом копытного животного , «в мордой в виде клюва хищной птицы и огромными рогами , отростки которых завершаются стилизованными птичьими головами».

В якутском олонхо « Мулдьует Бе5е» подробно изображается конь богатыря, у которого вырастают золотые крылья и он в мгновение ока взмывает в небо, и звук его могучих крыльев был словно гром и молния.

В олонхо « Ньургун Боотур стремительный» тоже « молвив это, конь полетел.., свистя певучей стрелой, только в ушах у богатыря будто птица-гоголь на быстром лету острыми крыльями просвистел».

Изображение оседланной лошади на скале вблизи Тит Арыы упоминается в книге А П Окладникова « Петроглифы Средней Лены» 1972. Изображение всадника на лошади на скале Средней Лены по А.П. Окладникову считается самым северным изображением всадника. По принятым классификациям археологов, классификация изображения лошади всадника сделана в стиле писаниц бронзового века, в "скелетнем стиле" и походит по форме "рабочим лошадкам" тагарской культуры бронзового века из "скифского круга" 7-3 веков до нашей эры.

Нами найдены несколько фигур с изображением орлиноклювых лошадей в культуре якутов.

1 . Женский пояс из музея Дружбы г. Нюрба Республика Саха Якутия .

« Кемус ат» - подвеска женского пояса из музея Дружбы с Нюрба. II половина XIX века , серебро (уулаах кемус) , литье, длина основания 4 см, общая длина 5,3 см, Наибольшая высота 2, 9 см. Найден в етехе местности Харыйа арыы, Нюрбачанского наслега. В статье « Сюжеты парных конских головок в культурах Якутии: древность и современность» А Н Алексеева, Э. Крюбези написана об этом поясе, как элемент нарядного убранства коня невесты в свадебном конном кортеже. Это подвеска является украшением подпружного ремня, и связана с конной упряжью. Символизирует свадебную лошадь невесты.

2. Женский пояс из музея с Оленек Оленекского района.

Пластина фигурная . Лошадь. Автор неизвестен. Дата создания начала 20 века, место создания Северо- Западная Якутия, Российская империя, Материал-серебро, техника: кустарное производство, ковка, плоскостное гравирование, Длина-6,5, ширина-4,5, 0,3 см –толщина. Место , дата, автор, способ находки Оленекский район, амбар07.03.2013г. Саввинов П Т, экспедиционный сбор . Описание : пластина из серебра, представляет фигуру лошади с седлом, плоскостной гравировкой на лицевой стороне. Имеет по верхнему краю одно на нижнем четыре, на левом краю одно сквозное отверстие. Использовали как подвеска женского серебряного пояса. Сохранность: потертость. Легенда найден в верховьях реки Оленек , притока р Малый Бердакит, в 1920 году , факторий был заброшен.

3.Пластина фигурная лошадь из музея с Оленек Оленекского района . Автор не известен

Дата создания: Первая четверть XX века

Место создания: Севера _ Западная Якутия Российская империя подл.

Материал: белый металл

Техника: кустарное производство, литье, ковка, плоскостное гранирование, подл.

Размеры: 3x6,5Х0,1

Описание: Пластина из серебра представляют фигуру лошади с седлом с плоскостной гравировкой на лицевой стороне. Имеет по верхнему краю одно на нижнем четыре, на левом краю одно сквозное отверстие. Использовали как подвеска женского серебряного пояса.

Клейма, марки:

Сохранность: Потертость

Топография: фондохранилище, шкаф номер 10

4. Трубка из дерева из материалов А И Гоголева, найденная в погребении в местности Май Горного района. Перед нами древний артефакт, на кончике которого вырезана остроклювая лошадь. Это известная находка, больше похожая грифон.

5. Это вышитый мужской ремень из погребения XYIII века из книги Гоголева А.И. Здесь можно увидеть узор , похожий на голову 2 лошадей. У нас есть версия , что постепенно образ орлиноклювых лошадей «ке5уер» видоизменился и сохранился в традиционном орнаменте якутов.

Таким образом можно сделать следующие выводы :

• в музеях Якутии : в Нюрбинском музее Дружбы народов имени К Д Уткина, Оленекском музее народов Севера, в Бердигестяхском краеведческом музее - хранятся 4 артефакта с изображением орлиноклювых лошадей. Образы орлиноклювых лошадей перекликаются с древней пазырыкской культурой ( удивляет то, что народ саха смог пронести через тысячелетия образы орлиноклювых лошадей и оленей) , а также схожи с изображением оседланной лошади , выполненной охрой на скале вблизи с Тит Арыы Хангаласского района.

• Вышеописанные артефакты в виде орлиноголовых лошадей в подвесках женских поясов, несомненно, связаны с культом коня. Эти женские пояса предназначались для свадебного украшения. Согласно якутским обычаям , они являются оберегом –ымыы для молодой невесты. Лошадь – хранитель, защитник невесты в роду мужа. Образ орла в шубе невесты является защитником рода невесты. «Кычым» ( покрывало для праздничной упряжи лошади) символизирует крылья лошади, «уун» (поводья), упавший на землю, похож на изображение лошадки в рамке в древних обычаях скифской культуры.

• Орлиноклювых лошади в якутской культуре – это и есть грифоны – воссоединение образов орла и лошади.

Благодарим за сотрудничество и консультацию сотрудников ИГИ СО РАН Алексеева Алексея Николаевича, Дьяконова Виктора Михайловича, Сыроватского Владислава Владимировича , оператора Бережнова Юрия , директора Музея музыки и фольклора Решетникову Аизу Петровну, сотрудников Музея Дружбы народов имени К Д Уткина г. Нюрбы, старшего научного сотрудника Оленекского историко- этнографического музея народов Севера Константинову Татьяну Константиновну.

Глава 1 Изображение лошади в образе орла в разных культурах

Крылатые кони с давних времен были частью мифологии многих культур. Зачастую они были напрямую связаны с божествами, часто выступая в роли божественных вестников. Если говорить о крылатых конях , на ум сразу приходит Пегас.

Также мы рассмотрели образ лошади в разных культурах, связанный с птицей. Родина пегаса – Древняя Греция. Есть две версии, как появился этот мифический конь.

По первой версии он родился из тела медузы Горгоны, когда Персей отрубил ей голову.

По второй пегас появился из капель крови медузы на берегу моря, и оттого имя его означает «бурный поток».

Есть также версия, что имя пегаса происходит от цвета масти «пегий», но классический образ мифического коня – белый. Впрочем, со временем художники изобразили пегасов всевозможных мастей.

Самым древним и самым известным рисунком является Уффингтонская белая лошадь, в 1,5 мили к югу от городка Уффингтон, в низинах графства Берк. Это уникальное схематическое изображение лошади с длинной гладкой спиной, тонкими прорисованными ногами, с хвостом, напоминающим расходящиеся лучи, и головой с похожим на птичий клюв носом.

В культуре скифов и этруссков(античных носителей курганной цивилизации) ,мы видим символ небесного коня.Он изображается с крыльями.Саха( якуты) , будучи тенгрианцами , имеют сохраненное почитание НЕБЕСНОГО КОНЯ по сей день.

Нам известно, что скифы погребали умершего вместе с конем. Причину такового, мы можем узнать из погребальных традиций тюрков саха ( якутов).

У саха есть небожитель конь Дьөһөгөй. Помогает людям. Конь попутчик в верхний мир,поэтому погребали умершего саха(якуты) с конем.Праздничный наряд коня также вешают на стену,чтобы притягивал благополучие.

Во все времена конь играл важную роль в жизни кочевников: был средством передвижения, служил помощником всадника во время сражений, продуктом питания. Особое отношение к этим животным сложилось у народа саха. Представляли его крылатым существом. Олонхосуты (сказители) описывали божественного посланца, изображая его с «золотыми крыльями» и используя самые высокие эпитеты.

Ведь по поверью древних якутов кони – животные небесного происхождения, которым покровительствует божество Джесегей. В героическом эпосе олонхо представлен идеальный образ коня – это верный друг богатыря, наделённый мудростью и даром речи. Он предупреждает своего хозяина об опасностях и тем самым выручает его в трудных ситуация

Конём называли шаманы свой бубен. «По понятиям якутского шаманизма бубен является конём, а колотушка - былаайах кнутом для шамана. Бубен для шамана - крылатый конь, на котором он ездит по трёхмерному миру».

​​​‌​‌ ​​​‌‌​ ​​‌​‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌​‌‌ ​​‌​‌​ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​‌ ​ ​‌​‌​‌​

​‌‌​ ​‌Породы крылатых коней:

​‌‌​‌ ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​‌ ​​ ​​‌​‌‌ ​‌​​​‌ ​​‌‌​‌ ​​‌​‌‌

Бурак

существо из исламской религиозной традиции, на котором Пророк совершил исру* в Иерусалим

Бурдо-вал

существо из исламской религиозной традиции, на котором Пророк совершил исру* в Иерусалим

Гухьяки

полукони-полуптицы индуистской мифологии

Пегас

в греческой мифологии и средневековой геральдике белоснежный крылатый конь

Слейпнир

в скандинавской мифологии восьминогий конь верховного бога-аса Одина

Тулпар

тюркский пегас -единорог , бессменный помощник богатыря-батыра, главный геральдический символ Казахстана

Уччайхшравас

в индуистской мифологии семиголовый летающий белый конь бога Индры, царь всех лошадей

Фестралы

крылатые скелетоподобные лошади из мира Гарри Поттера

Чхоллима

корейский мифический крылатый конь

Мир-сусне-хума

Образ бога Ханты-Манси

​​‌​‌​ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​‌ ​​​‌‌‌ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌​ ​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы: крылатые кони с давних времен были частью мифологии многих культур. Зачастую они были напрямую связаны с божествами, часто выступая в роли божественных вестников. • Можно сделать предположение, что воссоединение образов коня и орла , т.е, возникло в результате наблюдения дикой масти якутских лошадей « Дьа5ыл», что обозначало « крылатость» и традиционный орнамент « ке5уер» является воплощением этого образа. Орел является символом силы, зоркости у многих народов. В якутских мифах он является предвестником весны после долгой зимы.

Глава 2 Образы орлиноклювых лошадей в якутской культуре

Чтобы изучить, откуда появился образ орлиноклювых лошадей в якутской культуре, мы обратились к научным трудам о якутской лошади. Чтобы найти образ орлиноклювых лошадей в якутской культуре, мы обратились к научным трудам о якутской лошади. Упоминание о лошадях с «крыльями» упоминается в научных работах Г.В. Ксенофонтова « Шаманизм».1 « Джагыл «- большие пятна в масти лошади около передних лопаток на шее, с обеих сторон , которые в религиозных представлениях якутов символизируют крылья коня. Лошади , отмеченные такими пятнами , являются наиболее излюбленными для посвящения верхнему духу. Кунньаас –ойуну, или кинээс –ойуну. Этого духа часто называют « Джагыл Атыырдаах-т.е, имеющий жеребцов с крыланом» перекликаются с культурой Оглахты.

В якутском олонхо « Мулдьует Бе5е» подробно изображается конь богатыря, у которого вырастают золотые крылья и он в мгновение ока взмывает в небо, и звук его могучих крыльев был словно гром и молния. 2

В олонхо « Ньургун Боотур стремительный» тоже « молвив это, конь полетел.., свистя певучей стрелой, только в ушах у богатыря будто птица-гоголь на быстром лету острыми крыльями просвистел».3

Памятники тагарской культуры — курганы и вещи из них, в основном бронзовые, известны в литературе по крайней мере с XVIII в., со времени Г. Ф. Миллера, который опубликовал некоторые из них в своей книге «История Сибири». Вещи эти происходили исключительно из грабительских раскопок и случайных находок. Первые научные раскопки тагарских курганов были проведены Д. Г. Мессершмидтом в 1722 г. (Радлов В. В., 1888. С. 12, 13), а затем Г. Ф. Миллером и И. Г. Гмелином в 1739 г.

Во второй половине XIX в. тагарские курганы раскапывали В. В. Радлов, А. В. Адрианов, Д. А. Клеменц, И. П. Кузнецов-Красноярский, П. С. Проскуряков. Наиболее значительные раскопки проведены А. В. Адриановым.

Также мы нашли в труде В. Серошевского «Якуты» описание якутской лошади, в котором автор упоминает, что « голова , у якутских лошадей большая, горбоносая».4

Орлиноклювых лошадей изображают в культуре Оглахты в книге « Кавказ и Средняя Азия в древности и в средневековье». Одна из культур Красноярского края в YII-III в.в. до нашей эры, которая схожа со скифской культурой.

Изображение всадника на лошади на скале Средней Лены по А.П. Окладникову считается самым северным изображением всадника. По принятым классификациям археологов, классификация изображения лошади всадника сделана в стиле писаниц бронзового века, в "скелетнем стиле" и походит по форме "рабочим лошадкам" тагарской культуры бронзового века из "скифского круга" 7-3 веков до нашей эры. По принятым археологами классификациям, изображение лошади всадника сделана в стиле писаниц бронзового века в "скелетнем стиле" и походит по форме "рабочим лошадкам" тагарской культуры бронзового века из "скифского круга" 7-3 веков до нашей эры.

Изображение оседланной лошади на скале Тит Арыы5

Впереди всадника бежит "собака" и "стоит" причаленная" ладья тоже в "скелетнем "стиле (просим не путать с скандинавскими ладьями "викингов"-викинги появились гораздо позже в средневековье).

Первым это изображение нарисовал и показал в своей статье в 1927 году Г.В.Ксенофонтов. В отличие от коней с орлиными горбоносыми головами "высокопородных" коней это и есть неприхотливая рабочая лошадка , похожая на якутскую лошадку и именно собаки являются тоже "якутскими" лайками для охоты на лосей и в наше время именно в этих местах и поныне якуты охотятся на лошадях верхом и с собаками. Якутские лошади и лайки наиболее подходят для охоты в тайге. Еще А.П.Окладников подчеркивал, что в таежной зоне и охота другая, и оружие, и луки наиболее приспособлены для охоты в тайге в своей статье "Скифы и тайга"1978 года по материалам своих раскопок и исследований.

В статье Д .В Черемисина говорится, что « в изобразительном искусстве пазырыкской культуры представлен один из вариантов фантастического образа грифона- «коне-грифон »с телом копытного животного , рогами оленя и клювом хищной птицы». 6 Автор отмечает, что данный персонаж связан с традицией пазырыкской татуировки. Они были найдены на плече мужчины и женщины из могильника , это были мифические существа с телом копытного животного , «в мордой в виде клюва хищной птицы и огромными рогами , отростки которых завершаются стилизованными птичьими головами.

Таким образом, все эти данные свидетельствуют о том, что якутскую лошадь представляли как крылатое животное, особенно жеребцов пегой масти « дьа5ыл». Орлиноклювые лошади могут быть связаны с изображением наскальных всадников в стиле писаниц бронзового века в "скелетнем стиле" , "рабочим лошадкам" тагарской культуры бронзового века из "скифского круга" 7-3 веков до нашей эры, также пазырыкской культуры (железный век, YI-III вв до н.э. Горный Алтай ) и доказывают связь культа лошади с культурой древних кочевых народов.

Нами найдены несколько фигур с изображением орлиноклювых лошадей в культуре якутов.

1 . Женский пояс из музея Дружбы г. Нюрба Республика Саха Якутия .

« Кемус ат» - подвеска женского пояса из музея Дружбы с Нюрба. II половина XIX века , серебро (уулаах кемус) , литье, длина основания 4 см, общая длина 5,3 см, Наибольшая высота 2, 9 см. Найден в етехе местности Харыйа арыы, Нюрбачанского наслега. В статье « Сюжеты парных конских головок в культурах Якутии: древность и современность» А Н Алексеева, Э. Крюбези7 написана об этом поясе, как элемент нарядного убранства коня невесты в свадебном конном кортеже. Это подвеска является украшением подпружного ремня, и связана с конной упряжью. Символизирует свадебную лошадь невесты.

2. Женский пояс из музея с Оленек Оленекского района.

Пластина фигурная . Лошадь. Автор неизвестен. Дата создания начала 20 века, место создания Северо- Западная Якутия, Российская империя, Материал-серебро, техника: кустарное производство, ковка, плоскостное гравирование, Длина-6,5, ширина-4,5, 0,3 см –толщина. Место , дата, автор, способ находки Оленекский район, амбар07.03.2013г. Саввинов П Т, экспедиционный сбор . Описание : пластина из серебра, представляет фигуру лошади с седлом, плоскостной гравировкой на лицевой стороне. Имеет по верхнему краю одно на нижнем четыре, на левом краю одно сквозное отверстие. Использовали как подвеска женского серебряного пояса. Сохранность: потертость. Легенда найден в верховьях реки Оленек , притока р Малый Бердакит, в 1920 году , факторий был заброшен.

3. Пластина фигурная лошадь из музея с Оленек Оленекского района . Автор не известен

Дата создания: Первая четверть XX века

Место создания: Севера _ Западная Якутия Российская империя подл.

Материал: белый металл

Техника: кустарное производство, литье, ковка, плоскостное гранирование, подл.

Размеры: 3x6,5Х0,1

Описание: Пластина из серебра представляют фигуру лошади с седлом с плоскостной гравировкой на лицевой стороне. Имеет по верхнему краю одно на нижнем четыре, на левом краю одно сквозное отверстие. Использовали как подвеска женского серебряного пояса.

Клейма, марки:

Сохранность: Потертость

Топография: фондохранилище, шкаф номер 10

Хранитель: Николаев А.С.

4. Трубка из дерева из материалов А И Гоголева, найденная в погребении в местности Май Горного района. .

Перед нами древний артефакт, на кончике которого вырезана остроклювая лошадь. Это известная находка, больше похожая грифон.

5.

Это вышитый мужской ремень из погребения XYIII века из книги Гоголева А.И. 8Здесь можно увидеть узор , похожий на голову 2 лошадей. У нас есть версия , что постепенно образ орлиноклювых лошадей «ке5уер» видоизменился и сохранился в традиционном орнаменте якутов.

Вывод

Таким образом можно сделать следующие выводы :

в музеях Якутии : в Нюрбинском музее Дружбы народов имени К Д Уткина, Оленекском музее народов Севера, в Бердигестяхском краеведческом музее - хранятся 4 артефакта с изображением орлиноклювых лошадей. Образы орлиноклювых лошадей перекликаются с древней пазырыкской культурой ( удивляет то, что народ саха смог пронести через тысячелетия образы орлиноклювых лошадей и оленей) , а также схожи с изображением оседланной лошади , выполненной охрой на скале вблизи с Тит Арыы Хангаласского района.

Вышеописанные артефакты в виде орлиноголовых лошадей в подвесках женских поясов, несомненно, связаны с культом коня. Эти женские пояса предназначались для свадебного украшения. Согласно якутским обычаям , они являются оберегом –ымыы для молодой невесты. Лошадь – хранитель, защитник невесты в роду мужа. Образ орла в шубе невесты является защитником рода невесты. «Кычым» ( покрывало для праздничной упряжи лошади) символизирует крылья лошади, «уун» (поводья), упавший на землю, похож на изображение лошадки в рамке в древних обычаях скифской культуры.

Орлиноклювых лошади в якутской культуре – это и есть грифоны – воссоединение образов орла и лошади.

Благодарим за сотрудничество и консультацию сотрудников ИГИ СО РАН Алексеева Алексея Николаевича, Дьяконова Виктора Михайловича, Сыроватского Владислава Владимировича , оператора Бережнова Юрия , директора Музея музыки и фольклора Решетникову Аизу Петровну, сотрудников Музея Дружбы народов имени К Д Уткина г. Нюрбы, старшего научного сотрудника Оленекского историко- этнографического музея народов Севера Константинову Татьяну Константиновну.

Приложение

​ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​​ ​​‌‌​​ ​‌​​​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌​‌ ​​​‌‌‌ ​‌​​‌‌

​‌​‌​‌​ ​‌‌​‌‌Использованная литература

Алексеев А.Н , Крюбези Э Сюжеты парных конских головок в культурах Якутии // Археология , этнография и антропология Евразии. №22016, с 91-101, том 44 №4 ;

Гоголев А.И. Якуты ( проблема этногенеза и формирования культуры) Якутск Изд-во ЯГУ, 1993 ,С 16

Завитухина М П Золоитая пластина из Забайкалья в Сибирской коллекции Петра1 // Древние культуры Центральной Азии и Санкт- Петербург. 1998. С 114

Ксенофонтов Г В. избранные труды « Шаманизм» с 102-103

Ксенофонтов Г В « Ураанхай сахалар» Якутск 1992

« Мулдьует Бе5е» Якутск, 2014

Окладников А. П.« Петроглифы Средней Лены» 1972

Романова Е.Н. Северная Скифия : импульсы степных цивилизаций в историко-культурном пространстве Якутии ( наследие , контекст, образ) Е Н Романова, Р И Бравина , В М Дьяконов « Скифия : Образ и историко-культурное наследие . Материалы конференции 26-28 октября 2015 .

Серошевский В.Л. « Якуты» С 158

Сыроватский В В « Сюжет клювоголового коня у якутов» ( на примере поясной бляшки из экспозиции Бердигестяхского краеведческого музея) С114

Ссылка http:/ nmdnutkina.ru/

Черемисин Д.В. «К семантике образа клювоголового оленя в пазырыкском искусстве» С 114 // Тропою тысячелетий . К юбилею М А Дэвлет . Кемерово Кузбассвузиздат, 2008- С 90

1 Г В Ксенофонтов избранные труды « Шаманизм» с 102-103

2 « Мулдьует Бе5е», 14 том, якутск 2014.

3 « Нюргун Боотур стремительный» стих 54 Вороной конь

4 В Серошевский « Якуты» С 158

5 А П Окладников « Петроглифы Средней Лены» 1972

6 Д В Черемисин К семантике образа клювоголового оленя в пазырыкском искусстве С 114 // Тропою тысячелетий . К юбилею М А Дэвлет . Кемерово Кузбассвузиздат, 2008- С 90

7 А Н Алексеев, Э. Крюбези// Археология , этнография и антропология Евразии. №22016, с 91-101

8 А И Гоголев Происхождение народа саха. С 129

 

Просмотров работы: 157