Волонтерство - пространство новых возможностей

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Волонтерство - пространство новых возможностей

Сулейменова А.Ж. 1
1ГУ "Гимназия №3 для одаренных детей", г. Павлодар, Республика Казахстан
Валова М.В. 1
1ГУ "Гимназия №3 для одаренных детей", г. Павлодар, Республика Казахстан


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Целью моей работы было доказать, что волонтёрская деятельность открывает перед подростками много возможностей, способствует развитию активной жизненной позиции (на примере собственного опыта действительности).

И я поставила следующие задачи:1. Раскрыть сущность и специфику волонтерской деятельности учащейся молодежи.

2. Обобщить свою практику участия в волонтерской деятельности в школе, городе, республике.

3. Познакомить с результатами собственной волонтерской деятельности.

4. Показать на примерах, что волонтерство обладает огромным потенциалом для раскрытия возможностей и способностей подростка.

5. Активизировать общественную дипломатию на основе развития сетевых связей и личных контактов между детьми.

Мною были использованы следующие методы исследования - теоретические: сравнительно-сопоставительный, синтез, обобщение литературы;

- систематизация, оценка, обобщение;

- наблюдение,

- анализ полученных данных.

Я выдвинула следующую гипотезу:волонтерство открывает перед учащимися новые возможности: помогая другим, мы обогащаем духовно себя.

Актуальность моей работы заключается в следующем: деятельность волонтеров обусловлена их возрастающим значением для казахстанского общества. По словам К. Токаева, «Год волонтера открывает новые возможности и новые перспективы». Концепции долгосрочного социально-экономического развития Казахстана в качестве стратегических ориентиров выдвинуты такие направления, как: «содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства); развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи». В настоящее время активно изучаются особенности волонтерской деятельности среди молодежи. Нам бы хотелось показать, что школьники тоже могут заниматься волонтерской деятельностью.

Новизна проекта состоит в следующем:разработана и апробирована модель волонтерской деятельности школьника.

Практическая значимость: результаты исследования используются в деятельности детских и молодежных общественных организаций Павлодарской области и города Павлодара; представленные материалы могут быть использованы в организации волонтерской деятельности учащихся школ города и в работе с подростками в детских организациях.

Объект исследования:феномен волонтерства в современном школьном сообществе.

Предмет исследования: потенциал волонтерского движения.

В настоящее время тема волонтёрства (добровольчества) приобретает большую популярность, поскольку участие в социальном служении детей и молодёжи рассматривается как одно из основных направлений внеучебной деятельности в образовательных учреждениях.

Добровольческая (волонтерская) деятельность – это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально-значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев) [1].

Основными мотивами добровольческой деятельности являются:

реализация личностного потенциала, общественное признание, чувство социальной значимости; самовыражение и самоопределение; профессиональное ориентирование; приобретение полезных социальных и практических навыков;

- возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками; приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия;

выполнение общественного и религиозного долга; организация свободного времени.

Эти мотивы наиболее характерны для молодежи. Особенно активно развивается добровольческая деятельность в студенческих сообществах. Но нам думается, что начинать заниматься волонтерской деятельностью надо уже в школе. И чем раньше, тем лучше. Ведь именно в детстве закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. На собственном примере я поняла: волонтерство открывает для любого человека большие возможности. Как сказал наш Президент: «Год волонтера открывает новые возможности для всех нас». Помимо того, что вы помогаете другим, дарите свое тепло, доброту, время, волонтерство еще предоставляет возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал.

Поэтому я решила обобщить свой опыт волонтерской деятельности и рассказать об этом другим ребятам. Ведь чем больше моих сверстников будут вовлечены в волонтерскую деятельность нашей области и страны, тем лучше и добрее станет наш мир.

Глава 1. Феномен волонтерского движения

1.1. Волонтерство и благотворительность.

Всемирно признано, что добровольчество как уникальный и универсальный феномен, обладает многочисленными положительными свойствами: служит выражением важнейших человеческих ценностей, является способом формирования личной инициативы и гражданской ответственности, способствует реализации прав человека[2]. Сегодня добровольческие усилия необходимы социально незащищенным гражданам.

Волонтерство можно определить как:

– добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции;

– активное участие гражданина в жизни человеческих сообществ.

Об общественном признании роли и статуса волонтёрской работы на международном уровне свидетельствуют такие факты как объявление ООН года волонтёра (2001) и учреждение ежегодного дня волонтёра – 5 декабря.

1.2. Волонтерская деятельность как форма социальной активности

Видов социальной активности практически столько же, сколько видов социальной деятельности. Одним из них является волонтерская деятельность

Волонтерская деятельность – это форма социально полезной деятельности, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию [2].

Волонтерская деятельность как одна из форм социальной активности формирует мотивационные основы познавательной деятельности, развивает самостоятельность в приобретении умений и навыков, развивает креативность личности [3].

Для нас, подростков, волонтерская деятельность предоставляет возможность выхода в «настоящую взрослую» деятельность в качестве ученика, дает возможность самоопределения. Это позволяет нам в дальнейшем не приспосабливаться к условиям общественной жизни, а активно искать то место в социальной структуре, которое будет отвечать нашим интересам и ценностям».

Участвуя в добровольческой деятельности, мы развиваем культуру и обогащаем опыт общения, расширяем диапазон поведенческой стратегии в различных жизненных ситуациях, а «возникновение более высоких нравственных мотивов демонстрирует мотивационной сферы личности».

Назначение волонтерской деятельности в современном мире – это, прежде всего, утверждение ценностей бескорыстного служения ближнему и обществу, исполнения гражданского долга и человеческого предназначения [2]. Ведь благодаря волонтерской деятельности решаются многие социальные проблемы. Также добровольческая деятельность имеет огромное нравственное значение, особенно важное для молодежи.

1.3. Виды волонтерства

Все виды добровольческой (волонтёрской) деятельности можно представить в виде следующих направлений:

социальное волонтёрство (оказание адресной помощи различным категориям граждан);

событийное волонтёрство (организация/участие в проведении крупных городских/федеральных событий;

медицинское волонтёрство (профессиональная медицинская волонтёрская деятельность);

культурно-просветительское волонтёрство (просвещение населения посредством участия в проведении, например, выставок и концертов);

и многие другие [4].

1.4. Волонтерская деятельность и развитие личности учащегося

Волонтёрство в Казахстане стало в последние годы увлекательной и по-своему даже престижной разновидностью социального служения, в которое вовлекаются люди самых разных возрастов и профессий [5]. Достаточно вспомнить организацию и проведение с привлечением волонтёров таких масштабных мероприятий в нашей стране, как Зимние Азиатские игры в 2011 году, проведение ЭКСПО в 2017 году и др.

Делать добрые дела не только нужно, но и полезно, поскольку волонтёрство не только поднимает настроение и увеличивает количество новых друзей, но способствует личностному росту, приводит к раскрытию творческих способностей, повышает самооценку и улучшает самочувствие, помогает выбрать будущую профессию, реализовать свои идеи.

Каким же образом добровольчество (волонтёрство) помогает личности

развиваться?

Во время занятия добровольчеством (волонтёрством) можно совершенствовать коммуникативные навыки и навыки работы в команде.

Это возможность попробовать различные виды деятельности (не ограничиваясь только предлагаемой специальностью в рамках обучения). Добровольчество (волонтёрство) способствует выбору будущей профессии. Например, можно попробовать быть преподавателем, проводя уроки памяти, или журналистом, собирая материалы для новости о волонтёрском мероприятии. Попробовав себя в этой роли учащийся может уже исходя из собственного опыта сделать вывод, подойдёт ему такая будущая профессия или нет.

Возможность получить дополнительное практико-ориентированное образование, в том числе во время подготовительных к мероприятию тренингов. Например, как это было при обучении волонтёров Зимних Азиатских игр в 2011 году, ЭКСПО в 2017 году и др.

Возможность научиться планировать время, т.к. добровольчество (волонтёрство) – это дополнительная нагрузка помимо учёбы и личной жизни.

Во время добровольческой (волонтёрской) деятельности можно пересмотреть взгляды на себя и окружающих, объективно оценить, что ты можешь и умеешь делать, а что нет. После этого принять решение о том, что именно нужно в себе развивать.

Это возможность расширить кругозор, познакомиться с новыми людьми (в отдельных случаях, даже с теми, кого раньше видел только по телевизору!) и завести ещё друзей.

Занимаясь добровольчеством (волонтёрством) можно научиться создавать и воплощать в жизнь собственные проекты.

Таким образом, волонтёрство – один из лучших способов проявить себя и реализовать свой потенциал [4]. Делая добрые, социально полезные дела, можно обучаться различным трудовым навыкам, участвовать в реальных проектах, получать знания и профессиональный опыт. По большому счёту, волонтёрство – это стартовая площадка для успешной карьеры. В перспективе волонтёрство даёт возможность создать и реализовать собственный проект. Этому и посвящена 2 глава моего проекта.

Глава 2. Результаты волонтёрской деятельности

2.1. Опыт социальное волонтерства

Наша c cестренкой добровольческая деятельность включает в себя несколько направлений.

Cоциальное волонтерство – это добровольческая деятельность, направленная на помощь детям, инвалидам, нуждающимся в особой помощи государства. Наша работа в этом виде волонтерства состояла в участии в благотворительных концертах, акциях, встречах. Мы с сестренкой выступали в Павлодарском Доме престарелых на празднике Международного женского дня 8 марта, в Реабилитационном центре «Самал», принимали участие в IV-м и V Республиканском БлаготворительномДетском конкурсе «BABY STAR of KAZAKHSTAN», участвовали в благотворительных акциях в помощь больным детям.Одной из целей данных мероприятий – помощь больным детям и укрепление толерантных межконфессиональных и этнических отношений в детско-юношеской среде различных регионов Республики Казахстан (Приложение 1, фото 1,2,3, 4, 5).

Выступая перед детьми и взрослыми с ограниченными возможностями, мы поняли, что они тоже хотят бегать, играть, заниматься спортом, веселиться, но не все больные дети это могут. Поэтому благотворительная помощь для них – это очень важная акция здоровых людей.

2.2. Результаты событийного волонтерства

Событийное волонтерство – это добровольческая деятельность на спортивных, образовательных и иных мероприятиях местного, регионального, федерального и международного уровня. Мое участие в этом виде волонтерства заключается в следующих выступлениях. В первую очередь, это представление своих исследовательских проектов и творческих работ на республиканских и международных конкурсах среди школьников, а именно: на Республиканском конкурсе научных проектов «Зерде» среди учащихся в п. Щучье, на Международной научно-практической конференции «Сатпаевские чтения» в г. Павлодаре, на Международном конкурсе института русского языка имени А. С. Пушкина в г. Москва, на Международном интеллектуальном конкурсе «DISCOVERY SCINCE:SCHOOL -2020» в г. Москва, на Международном конкурсе научно-исследовательских творческих работ «Старт в науке» Академии Естествознания в г. Москва (Приложение1, фото 6 – 15).Данные конкурсы проводятся в целях развития культуры и навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся, выявления интеллектуального потенциала, создания условий для самореализации учащихся школы средствами учебно-исследовательской, творческой и научной деятельности, а также создания условий для транслирования педагогами результатов своей профессиональной деятельности в области организации и ведения научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся.

«Сатпаевские чтения» проводятся в нашей стране уже двадцатый раз, они очень важны для молодого поколения. Жизненный путь и творчество нашего земляка К. Сатпаева является образцом для молодежных инициатив.

Таким образом, как отмечено в Послании Президента Казахстана – будущее государства в руках образованного поколения.

2.3. Культурное волонтерство.

Культурное волонтерство – это то направление, с которого началась моя история добровольческой деятельности.

Сегодня всё более востребованным становится культурное волонтёрство, которое представляет собой добровольную помощь при проведении мероприятий местного, регионального, федерального и международного уровня. Культурное волонтёрство, хоть и не имеет глубоких исторических корней и повсеместной реализации, но всё больше получает развитие, становясь фактором привлечения молодежи к волонтёрской деятельности.

К этому виду относятся встречи, выступления в библиотеках, музеях, школах, Дворце Школьников, пришкольных лагерях, реабилитационном центре, Фонде социально-культурных инициатив, проведение онлайн-концертов, участие в Международных фестивалях-конкурсах детского и юношеского творчества и другие. За период с 2014 года по сентябрь 2020 г. было проведено множество таких встреч и выступлений.

С 11 по 13 апреля 2015 годав Концертном зале Дворца культуры Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» г. Москвы состоялся V ежегодный Международный фестиваль-конкурс молодежного творчества «ГОВОРИМ «СПАСИБО», посвященный 70-летнему Юбилею Великой Победы при поддержке Министерства образования и науки России.Почти 650 участников в возрасте от 5 до 25 лет вышли на сцену концертного зала Дома культуры НИТУ МИСиС, чтобы побороться за победу в хореографическом и вокальном искусстве. На конкурс приехали детские и молодёжные коллективы из Якутии, Башкирии, Татарстана, Чувашии, Коми, Хакасии, Тюменской, Томской, Свердловской областей и Поволжья, всего из 24 регионов России. Статус международного фестиваль получил благодаря участникам из  Узбекистана, Болгарии, Белоруссии, Эстонии и Казахстана. На этом конкурсе мы достойно представили наш Казахстан в двух номинациях «Вокал» и «Художественное слово» и заняли 1, 2 и 3 места (Приложение 1, фото 16, 17).

16 мая 2015 г во Дворце школьников г. Павлодара прошла выставка научных исследовательских проектов, на которой я представила проект «Спасибо деду за Победу!» и выступила вместе с учениками своей гимназии с проектами о своих прадедах. Я узнала, что наши гимназисты тоже чтут память о своих родных и рассказывают о них другим детям. Работа в одной команде очень сдружила и объединила нас – учеников разных классов одной гимназии (Приложение 1, фото 18,19).

1марта 2016 г. во Дворце школьников прошла научно-практическая конференция учителей области, на которой были представлены лучшие исследовательские проекты школьников. На ней мы рассказывали о своих проектах уже не детям, а взрослым – учителям. Работы были по разным предметам, и педагоги – участники форума, отметили наши исследования и задавали свои вопросы. Значит, мы не только учимся, но и участвуем в научных работах наравне со взрослыми (Приложение 1, фото 20).

Культурное волонтерство – это и участие в национальных праздниках, на которых мы знакомимся с обычаями нашего казахского народа, а также других народов нашей страны. Празднование Наурыза стало доброй традицией нашей школы, ведь мы не только отмечаем этот праздник весны, но и участвуем в благотворительной ярмарке, на которой продаем изделия, приготовленные своими руками, а вырученные деньги передаем больным детям. Культура и добро, получается, соединяются в наших делах (Приложение 1, фото 21).

Нас с сестренкой приглашают участвовать в различных мероприятиях. Часто мы бываем в Доме-музее Шафера. «Дом Шафера» в Павлодаре – единственный в Республике Казахстан музей граммпластинок. Он был открыт 21 февраля 2001 г. на базе частной коллекции Наума Григорьевича Шафера.

В коллекции 25000 грампластинок, 1500 бобин магнитофонных записей, 1500 аудиокассет. Картотека насчитывает более 500 тысяч карточек на музыкальные произведения (по композиторам и исполнителям).

По пятницам (еженедельно) в концертном зале «Дома Шафера» проводятся вечера звукозаписи и литературно-музыкальные вечера с участием писателей, музыкантов, артистов города Павлодара. 22 июня 2016 г. в Доме Шафера мы рассказали о своих прадедах – участниках Великой Отечественной войны и своем проекте «Спасибо деду за Победу». Наум Григорьевич и гости очень тепло поприветствовали наше выступление. В музее мы не только послушали старые песни на виниловых пластинках, прозвучавшие на патефоне, но и близко познакомились с основателем музея Н. Г. Шафером, послушали выступления местных артистов. Участвуя в разных культурных мероприятиях, мы знакомимся с известными людьми нашей страны и узнаем историю нашей родины из первых уст (Приложение 1, фото 22, 23).

В январе 2017 г. в г. Москве проходил Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Бегущая по волнам»,где мы достойно представили наш Казахстан и заняли призовые места (Приложение 1, фото 24).

В декабре 2017 г. мы с сестренкой приняли участие в Международном конкурсе молодежного творчества «Горжусь тобой моя страна» в г. Москва, где заняли 1 место (Приложение 1, фото 25).

А весной 2018 г. в Москве проходил Всероссийский конкурс молодежного творчества «Капитаны мира», на котором я заняла 2 место с песней «Ветераны минувшей войны», посвященной ветеранам Великой Отечественной войны и нашим прадедам - Победителям.

В нашем городе есть интересный дом – он называется Дом Дружбы. Такое название он получил потому, что в нем расположены национально-культурные центры Ассамблеи народа Казахстана. Очень много мероприятий, знакомящих с обычаями разных народов, проводятся там, и мы с сестренкой являемся там постоянными участниками. Очень интересно не только узнавать о традициях народов многонационального Казахстана, но и пробовать вкусные национальные блюда и знакомиться с их приготовлением (Приложение 1, фото 27, 28).

Ассамблея народа Казахстана и ОО «Румыно-молдавское культурное общество «Буковина» за активную творческую деятельность и большой вклад по сохранению и развитию народного творчества и самобытной культуры наградило нас Почетной грамотой и ценными подарками (Приложение 1, фото 29).

В нашем городе много музеев – один из них музей Павла Васильева, советского поэта, который написал очень много красивых стихов про нашу природу, про Иртыш. Сотрудники музея проводят разные мероприятия, на которых рассказывают о дореволюционном Павлодаре, об известных деятелях культуры и искусства, устраивают детские акции и встречи, в которых мы с сестренкой принимаем участие (Приложение, фото 30).

6 августа 2018 г я с сестренкой стала участниками Международного миротворческого лагеря в п. Баян-Аул. Мы выступали перед ребятами Республиканского детского лагеря «Жас Даурен». Работало несколько площадок: экологическая, театральная, миротворческая, патриотическая. Ребята со всех уголков Казахстана стали участниками наших уроков, а мы были не только выступающими, но и зрителями очень интересных встреч. (Приложение 1, фото 31, 32, 33).

В мае 2019 года я участвовала в Международном конкурсе исследовательских проектов «Моя семья в истории Отечества». За осознанный интерес к изучению истории и популяризации традиций служения Отечеству в подростковой среде меня наградили дипломом и путевкой в Международный детский центр «Артек» (Приложение 1, фото 34).

Таким образом, культурное волонтёрство становится фактором привлечения молодежи к волонтёрской деятельности. Участвуя в различных культурных мероприятиях, я научилась побеждать в команде; мне понравилось вместе со своими друзьями рассказывать о своих прадедах – участниках Великой Отечественной войны, а, значит, всем вместе сохранять память о них. Выступая на научно-практической конференции учителей, я осознала важность наших школьных проектов – первых шагов в исследовательской деятельности. Участвуя в школьных праздниках «Наурыз», в мероприятиях Ассамблеи народа Казахстана, мне стало ясно, что народная культура и добро объединяются в наших делах, что, знакомясь с разными культурами, мы, дети, лучше понимаем друг друга. Принимая участие в спортивных и культурных мероприятиях, я с гордостью осознала, что маленькие победы каждого из нас складываются в большие победы нашей страны. Посещая различные музеи, мы знакомились с известными людьми нашей страны и узнавали историю нашей родины и нашего города. Встречи и выступления в детских лагерях, участие в международных творческих конкурсах – это не только новые знакомства, но и новые знания, новые впечатления, новые увлечения. А все эти дела складываются в большое пространство – пространство новых возможностей.

2.4. Патриотическое волонтерство

Патриотическое волонтерство – это добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти. Для меня с сестренкой патриотическое волонтерство очень важно, потому что трое наших прадедов были участниками Великой Отечественной войны: Сулейменов Жуматай воевал на Волге, Филатов Валентин Михайлович сражался на Курской Дуге и был тяжело ранен, Гузей Трофим Васильевич погиб под Москвой. Наша семья бережно сохраняет военные документы, наградные листы, письма треугольники, боевые награды – это наш семейный архив. Мы не только рассказываем о судьбах наших прадедов школьникам и показываем наши реликвии, но и занимаемся исследовательской работой, изучая поисковые сайты «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал», созданные Министерством Обороны Российской Федерации. На встречах и мероприятиях в нашей гимназии, в областном Дворце школьников, в музеях Воинской Славы, в музее Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. на Поклонной Горе в г. Москве, на праздновании Дня Победы в городе-герое Севастополе, в международном детском центре «Артек», во всероссийском детском центре «Орленок» и еще в очень многих городах и образовательных и культурных учреждениях, мы открываем для себя новые страницы истории нашей Родины, наших стран, наших братских народов – России и Казахстана (Приложение 1, фото 35-39).

В мае 2018 г. мы с сестренкой стали участниками Международной детской военно-исторической Ассамблеи «Вечный Огонь» в МДЦ «Артек», где около 4500 детей из 48 стран мира приняли Декларацию «Дети за мир», в которой заявили всем взрослым, что дети хотят жить в мире. Наша пятая смена называлась «История нашей Победы» - и эту историю мы узнали на многочисленных экскурсиях, встречах, семинарах, уроках мужества, квестах, просмотрах и обсуждениях новых кинофильмов, походах к местам сражений, узнали из уст наших сверстников из других стран. Мы очень подружились друг с другом и поняли, что нам нечего делить, что вместе – мы сила, как и наши прадеды, победившие фашистов (Приложение 1, фото 40 – 43).

Приехав из Артека, где все участники Ассамблеи были объявлены Послами мира в своих странах, мы стали выступать в музеях, летних детских лагерях, школах города, Дворце школьников, в Доме Дружбы, библиотеках, в реабилитационном центре «Самал» и др. Мы рассказывали ребятам о детской миротворческой акции и Декларации «Дети за мир», которую приняли в МДЦ «Артек» вместе с детьми из 48 стран мира, об экскурсиях в музеи, о встречах с ветеранами – об истории нашей Победы (Приложение 1, фото 44 – 48).

29 сентября 2018 г. по приглашению Совета Ветеранов и СШ №1 г. Фрязино Московской области мы побывали на торжественном мероприятии, посвященном памятной дате: высадке 3-й и 5-й Гвардейских десантных бригад в 1943 году на правом берегу Днепра. Мы узнали об одной из трагических страниц Великой Отечественной войны, слушали рассказы десантника этой бригады – ветерана Великой Отечественной войны С. Жукова, знакомились с экспонатами школьного Музея Воинской Славы СШ №1 г. Фрязино, участвовали в концерте, рассказали российским школьникам о детской миротворческой акции и объявили старт нашему новому проекту: «Маршрут «Победа» - Истории ожившие страницы. 1945-2020». А еще мы увидели, как бережно российские дети хранят память о своих прадедах – участниках Великой Отечественной войны (Приложение 1, фото 49-50).

23 октября 2018 г на базе Дворца школьников имени М. М. Катаева состоялась международная акция «Дети за мир», на которой мы огласили детскую декларацию из Артека. Активисты «Жас Үлан» Павлодарской области поддержали акцию и собрали более тысячи подписей в своих районах под детским миротворческим документом. Так нашу акцию подхватили сверстники всей республики.

Проведение Международной акции «Дети за мир!» - это наш общий вклад в дело мира в нашей стране (Приложение1, фото 51-52).

8 ноября 2018 г. Карагандинский государственный технический университет и Международное антиядерное движение «Невада-Семипалатинск» провели Международный молодежный антиядерный форум «Эстафета мира – молодым», в котором мы приняли участие как представители Международного движения «Дети – Послы мира». На форуме мы увидели реальные съемки атомных взрывов на Семипалатинском полигоне и их последствия. Мы тоже выступили и заявили взрослым от имени детей: «Мы хотим жить в мире! Мы не хотим войны!» (Приложение1, фото 53).

13 февраля 2019 г. мы посетили Выставку плакатов в Измайловском дворце-музее г. Москвы. Мы впервые увидели настоящие плакаты, которые видели только в фильмах и наяву, почувствовали атмосферу военной Москвы и патриотизм советских воинов (Приложение 1, фото 54-55).

3 апреля 2019 г. я приняла участие в тематической смене по русскому языку в ВДЦ «Орленок» на Черном море. В музее «Орленка» мы увидели экспонаты, посвященные участникам Великой Отечественной войны и узнали о Герое Советского Союза М.Чечневой, которая была летчицей и сражалась в известном полку, названном фашистами «Ночные ведьмы» (Приложение 1, фото 56).

22 апреля 2019 г в Москве проходил Всероссийский творческий конкурс «Спасибо маленькому герою». Я тоже участвовала в этом конкурсе с рассказом о своем прадеде Филатове В.М. – участнике Великой Отечественной войны (Приложение 1, фото 57).

2 ноября 2019 г. в школе поселка Ленинский г. Павлодара я выступала перед родителями с рассказом о своем проекте «Спасибо деду за Победу», о работе над ним, о сборе материалов, о работе с поисковыми сайтами, на которых можно найти информацию о своих родных – участниках Великой Отечественной войны. Взрослые очень внимательно слушали о работе над исследовательскими проектами, интересовались информацией о поисковых сайтах. Это был мой маленький вклад в патриотическую работу.

В проекте Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России» под председательством Василия Ланового, я, исследуя поисковые сайты «Память народа», «Подвиг народа», «Мемориал», разыскала Дневник боевых действий 217 Гвардейского Артиллерийского полка. В нем воевал мой прадед гвардии лейтенант Филатов Валентин Михайлович. 30 июля 1943 года в тяжелом бою он был ранен осколком мины в голову и навсегда стал инвалидом Великой Отечественной войны. По этому военному документу я узнала о последнем бое прадеда, о мужестве и героизме его товарищей, защищавших свою Родину (Приложение 1, фото 58).

В мае 2020 г. в условиях карантина по короновирусу в социальных сетях мы запустили онлайн-концерт со своими выступлениями ко Дню Победы. Наши выступления с песнями о войне и мире получили широкий отклик среди интернет-сообщества. Люди ставят лайки и пишут очень теплые комментарии до сих пор, то есть наш концерт продолжается во времени. Значит, наши песни нужны, их слушают, любят и отправляют по интернету своим друзьям и близким. Это очень приятное и ценное для нас признание нашей волонтерской работы [6].

21 сентября 2020 г. мы приняли участие в патриотической акции: на территории Музея Воинской Славы г. Павлодара вместе с другими участниками мы высадили 75 саженцев маленьких елей в честь 75-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне (Приложение 1, фото 70).

15 сентября 2020 года мы дали старт акции «Дети за мир» с международным участием в Инстаграме под хэштегом #deti_za_mir под девизом «Все флаги в гости будут к нам» с предложением разместить детское фото улыбающегося ребенка с флагом своей страны, приуроченного к Международному Дню мира 21 сентября. В акции приняли участие дети из Казахстана, России, Канады, Таиланда. Своей акцией они заявили взрослым: Мы хотим жить в мире!» (Приложение 1, фото 69).

С моей сестрой мы провели еще много встреч, уроков мужества, уроков мира, стали участниками онлайн-проектов, вахт памяти, акций – и вместе с другими детьми прокладывали свой путь – путь мира (Приложение1, фото 59-68).

В 2020 г за проделанную патриотическую и миротворческую работу мы с сестренкой стали Лауреатами Всероссийской Инициативы «Горячее сердце» и были представлены к награде - Нагрудному знаку «Горячее Сердце». Всероссийская общественно-государственная инициатива направлена на создание условий для проявления социально-значимой общественной активности молодежи.

В 2020 году Инициатива «Горячее сердце» впервые прошла с международным участием. В Почетную книгу вошли истории 17 лауреатов из девяти иностранных государств: Монголии, Республики Абхазии, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Сербия, Республики Таджикистан, Республики Южная Осетия, Чешской Республикии, в том числе и наша история – Путь мира (Приложение 1, фото 71).

Заключение

Обобщив и проанализировав свой опыт волонтерской деятельности я доказала справедливость выдвинутой нами гипотезы: волонтерская деятельность раскрывает новые возможности для школьника.

Занимаясь волонтерской деятельности, мы сами создаем развивающую среду, осваиваем новые способы поведения, изменяем отношение к детям, пожилым людям, инвалидам, друг другу. Развивается продуктивное творческое мышление, коммуникативная компетентность. Участие в волонтерских акциях и проектах помогает приобрести опыт, связанный с организацией коллективной творческой деятельности. Это способствует практическому проявлению и развитию таких профессионально необходимых качеств личности, как толерантность, эмпатия, рефлексивность.

Действительно, волонтерская жизнь очень насыщена и интересна: мне нравится участвовать в форумах, конференциях, концертах, разрабатывать учебные проекты. У меня появилось много новых друзей, с которыми мы замечательно проводим свободное время в походах, на природе. Но именно эмоции, полученные, когда делаешь что-то доброе и полезное, мотивируют меня не останавливаться, и я пониманию, что я на верном пути. Для меня лучшая награда – осознание своей полезности.

 Подводя итог своему волонтерскому опыту, я хочу признаться, что довольна своей работой и самой собой. Волонтерство, по моему мнению, – большой вклад в фундамент будущего. Кроме того, я считаю, что таким добровольцем может стать каждый, нужно только захотеть! Совершая всевозможные добрые дела, мы получаем знания, жизненный, а иногда и профессиональный опыт, разные навыки и, разумеется, положительные впечатления. Так давайте вместе найдем время на такие замечательные дела, и, наверняка, этот мир станет лучше, чище и добрее!

Подросткам, стремящимся сделать свою жизнь интересной, насыщенной, приносящей пользу, стоит попробовать принять участие в волонтерской работе. Возможно, это тот путь, который не только наполнит их жизнь новым смыслом, но и навсегда определит жизненные установки, идеалы и принципы.

Дальнейшая работа над данной темой может осуществляться в направлении изучения влияния волонтерской деятельности на школьника, а также вовлечение подростков в волонтерскую деятельность, формирование у них активной гражданской позиции.

Используемая литература и источники

1. Алиев С.К. Волонтёрская деятельность: справочник. Семей, 2018.

2. Потапова Н.А. Волонтёрство как феномен самореализации личности. Санкт-Петербург, 2004.

3. Михайлова С.В. Десять советов по работе с добровольцами руководителю общественной организации. Волонтёр и общество. Волонтёр и власть. Научно-практический сборник. Составитель С.В. Тетерский. Под редакцией Л.В. Никитиной. Москва, 2000.

4. Концепция развития молодежной волонтёрской деятельности в организациях образования Казахстана. Астана, 2013.

5. Сакенов Д.Ж., Шнайдер Е.А., Иваницкий Н.П. Вовлечённость молодёжи Казахстана в решение социальных проблем через волонтёрское движение. Педагогический вестник Казахстана: республиканский научно-педагогический журнал. Павлодар, 2009.

6. Ссылки выступлений:

https://ok.ru/video/1784013458017 – песня «Прадедушка» - 7650 просмотров;

https://ok.ru/video/1399648553692 – клип «О той весне» - 2463 просмотра,

https://ok.ru/video/1714921540253 – клип «Я хочу, чтобы не было больше войны» – 1750 просмотров,

https://ok.ru/video/1779430984289 – песня из кинофильма «В небе ночные ведьмы» – 2891 просмотр,

https://ok.ru/video/1779430984289 – песня «А закаты алые» – 1599 просмотров.

ОТЗЫВ

на научный проект

Сулейменова Альвина

ученицы 9 «И» класса

ГУ «Гимназии №3 для одаренных детей» г. Павлодара

по теме: «Волонтерство – пространство новых возможностей»

(опыт поисково-исследовательской деятельности)

Работа Сулейменовой Альвины представляет собой исследование и обобщение собственной волонтерской деятельности с 2015 года по настоящее время.

Актуальность работы заключается в том, что на современном этапе развития в духовной жизни присутствует ряд негативных процессов, одним из которых является потеря подростками духовно-нравственных ориентиров. Ключевым моментом в решении данной проблемы является привлечение учащихся к волонтерской деятельности, которая влияет на нравственное становлении подростков, обеспечивает реализацию потребности в социально активном поведении и оказании помощи другому человеку; способствует познавательному и эмоциональному развитию, совершенствует такие стороны личности, как отзывчивость, сочувствие и сопереживание. Волонтерство формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному нравственному становлению подростков. 2020 год объявлен в Казахстане годом волонтеров. Как сказал наш Президент, достижения и победы страны напрямую зависят от активных действий патриотично настроенных граждан. Деятельность Сулейменовой Альвины и ее сестры – яркий пример для подражания, как можно заниматься волонтерской деятельностью школьнику 12-15 лет.

Содержание работы соответствует заявленной теме.

В первой главе ведётся теоретический обзор материала по данной теме. Во второй главе представлены результаты волонтерской деятельности. Все подтверждается фотографиями, дипломами, грамотами. Представленный проект можно рассматривать эффективный опыт добровольческой деятельности. Данную модель волонтерской деятельности можно использовать в школе, в детских организациях при работе с подростками.

При выполнении работы Альвина проявила самостоятельность, творчество, инициативу, способность решать соответствующие исследовательские проблемы. Чётко выполняла все рекомендации научного руководителя и вовремя устраняла замечания в процессе доработки исследовательской работы.

Научный руководитель,

учитель русского языка и литературы: Валова М. В

Приложение 1

Фото 1.Благотворительных акциях в помощь больным детям

26 сентября 2014, Гала-концерт финалистов IV Республиканского благотворительного детского конкурса BabiStarofKazakhstan. Сулейменова Альвина – 1 место.

Фото2. Выступление дуэта «Сестренки» перед воспитанниками Реабилитационногоцентра «Самал», г. Павлодар, 08 октября 2014 г.

Фото 3.Благотворительная акция «Выздоравливай, Артемка!». Выступление дуэта «Сестренки» - сбор помощи Артему Лозовому, г. Павлодар, 10.07.2016 г.

Фото 4. 06 августа 2018 г, участие в благотворительном спектакле в Детском лагере «Жас Даурен», п. Баян-Аул вместе с воспитанниками Реабилитационного центра «Самал»

Фото5. 29.08.2019 г – выступление дуэта «Сестренки» перед воспитанниками Реабилитационного центра «Самал» и детьми детской студии «Домовенок»

Фото 6. Ноябрь 2017 г, XIII Республиканский конкурс научных проектов «Зерде» среди учащихся 1-7 классов, обл.этап, Сулейменова Альвина, 1 место

Фото 7. Январь 2018 г., XIII Республиканский конкурс научных проектов «Зерде» среди учащихся 1-7 классов, г. Щучинск, Сулейменова Альвина, 2 место

Фото 8. Ноябрь 2018 г, XIV Республиканский конкурс научных проектов «Зерде» среди школьников 1-7 классов, обл. этап., Сулейменова Альвина, 1 место.

Фото 9 . Январь 2019 г, XIV Республиканский конкурс научных проектов «Зерде» среди школьников 1-7 классов, Сулейменова Альвина, 1 место

Фото10 . Апрель 2018 г, Международная конференция «XVIII Сатпаевские чтения», Сулейменова Альвина, 2 место.

Фото 11. Сертификат победителя Международного конкурса Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина Сулейменовой Альвины, 2019г

Фото 12. Апрель 2019 г. Диплом 1 место на Международной научной конференции молодых ученых, магистрантов, студентов и школьников «XIX Сатпаевские чтения», Сулейменова Альвина, ПГУ

Фото13. Апрель 2020, IX Межд. интеллектуальный конкурс школьников,1м

Фото14. Март 2020г. Диплом Победителя VIII Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», Российская Академия Естествознания, г. Москва, Сулейменова Альвина,1 место.

Фото15. Март 2020г. Диплом Победителя VIII Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке», Российская Академия Естествознания, г. Москва, Сулейменова Альвина,1 место.

Фото16 .13.04.2015 г V Международный фестиваль молодежного творчества, Москва

Фото17. Награды победителей – 1, 2, 3 места занял дуэт «Сестренки» из Казахстана в номинациях «Эстрадный вокал», «Художественное слово»

Фото18. Команда ГУ «Гимназии №3 для одаренных детей», 16.05.2015 г.

Фото19. 3 декабря 2015 г, Дворец школьников, выставка научных проектов

Фото 20. 1 марта 2016 г. Областная научно-практическая конференция учителей.

Фото21. 18 марта 2016 г. Праздник весны «Наурыз», наш 4-б класс

Фото22 . 22 июня 2016 г Дом-музей Шафера – участники литературно-музыкального вечера (в том числе Дуэт «Сестренки»)

Фото23 . 22 июня 2016 г Дом-музей Шафера – участники литературно-музыкального вечера (в том числе Дуэт «Сестренки»)

Фото24. Дипломы Международного фестиваля-конкурса

«Бегущая по волнам», январь 2017 г, Москва

Фото 25. VIII Международный конкурс молодежного творчества «Горжусь тобой, моя страна», эстрадное пение 1 место.

Фото 26. Диплом Всероссийского конкурса молодежного творчества «Капитаны мира», Москва, 2018

Фото27. 23 августа 2017 г Дом Дружбы Ассамблеи народа Казахстана, фестиваль этнических культур с участием Дуэта «Сестренки»

Фото28. 5 июня 2018 г. Участницы праздничного концерта – дуэт «Сестренки» - Сулейменова Альвина, Сулейменова Адия

Фото29. Почетная грамота Ассамблеи народа Казахстана , 2018 г.

Фото30. 1 июня 2018 г – День защиты детей - акция «Пусть всегда будет солнце», организованная сотрудниками Музея Павла Васильева

Фото31.Фонд молодежных инициатив – круглый стол участников международного миротворческого лагеря в п. Баян-Аул, 12.07.2018г с участием детских и молодежных организаций, в том числе участников Международного движения «Дети – послы мира» Сулейменовой Альвины и Сулейменовой Адии

Фото32. 6 августа 2018 г лагерь Жас Даурен, урок мира с участием Сулейменовых Альвины и Адии

Фото33. 6 августа 2018 г – скауты Казахстана и Послы мира (Сулейменова Альвина и Адия) в лагере Жас Даурен, п. Баян-Аул

Фото 34. Диплом за активное участие в исследовательском проекте «Моя семья в истории Отечества», МДЦ «Артек», май 2018 г.

Фото35. 27 апреля 2015 г, ГУ «Гимназия №3 для одаренных детей», выступление перед учениками с документами семейного архива.

Фото36. 5 мая 2015 г. Дворец школьников, встреча с активом дворца

Фото 37. 6 мая 2015 г. наш 4-б класс у Вечного Огня, г. Павлодар.

Фото38. 9 мая 2016г Выступление Сулейменовой Альвины 9 мая на сцене Музея Великой Отечественной войны, Поклонная Гора, концерт, г. Москва, с песней «Ветеранам минувшей войны».

Фото39. 9 мая 2017 г, Бессмертный полк, г. Павлодар

Фото40. 9 мая 2018 г, г. Севастополь, мемориальный комплекс «Сапун-Гора»,артековцы принимают участие в возложении венков

Фото 41. Бессмертный полк в МДЦ «Артек» 9 мая 2018 г.

Фото 42.24 мая 2018 г, Артек-арена, принятие Декларации «Дети за мир» участниками Международной детской военно-исторической Ассамблеи «Вечный Огонь», 4500 детей из 48 стран мира голосуют за мир, в том числе дети из Казахстана

Фото 43. 24 мая 2018 г. Сертификат участника Международной детской военно-исторической Ассамблеи «Вечный Огонь 2018»

Фото44. 18.06.2018г, Дом-музей Шафера, оглашение Декларации «Дети за мир»

Фото 45. Статья в газете «Ардагер-Ветеран» от 12.06.2018 г «Дети – Послы мира»

Фото 46. 22.06.2018 г, Дом Дружбы, патриотическая акция «Память»

Фото47. 6 августа 2018 г, Республиканский детский лагерь Жас-Даурен, подписание детьми из Казахстана Декларации «Дети за мир»

Фото 48. 24 сентября 2018 г, Музей имени Панфилова, школа №14г. Павлодара, памятное мероприятие, посвященное 75-летию Днепровского десанта 1943 г.

Фото 49. Торжественное мероприятие, посвященное Днепровскому десанту 1943 г в СШ №1 г. Фрязино Московской области

 

Фото. 29 сентября 2018 г, Торжественное мероприятие, посвященное Днепровскому десанту 1943 г. в СШ №1 г. Фрязино, Московской области

Фото50. 29 сентября 2018 г, Музей Воинской Славы СШ №1

г. Фрязино, Россия

Фото51. 23.10.2018 г проведение международной акции «Дети за мир», Дворец школьников г. Павлодара, активисты Жас Үлана и детские Послы мира.

Фото 52. Скриншот с сайта Дворца школьников г. Павлодара

Фото 53. Сертификат за участие в международном молодежном антиядерном форуме «Эстафета мира – молодым» 08.11.2018 г.

Фото 54. Измайловский Дворец-музей, г. Москва. Выставка плакатов, февраль 2019 г.

Фото 55.

Фото 56. Музей спорта ВДЦ «Орленок», стенд герои Великой Отечественной войны.

Фото 57. Сертификат участника Всероссийского творческого конкурса «Спасибо маленькому герою», г. Москва, 22.04.2019г.

Фото58. Диплом Победителя Регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ «Правнуки Победителей» для обучающихся средних и старших классов общеобразовательных учебных заведений»От истории семьи – к истории страны» Сулейменовой Альвины, май 2020 г

Фото59. 2 ноября 2019 г, Школа пос. Ленинский, встреча с родителями

Фото60. Школьный Музей Боевой Славы имени И.В.Панфилова, СШ№14

Фото61. Международная вахта памяти «Ржев. Калиниский фронт».СШ№14. 18 ноября 2019 г.

Фото 62. 27 ноября 2019 г.Урок мира в ГУ «Гимназии №3 для одаренных детей»

Фото63. 4 декабря 2019 г. Урок мира в ГУ «Гимназии №3 для одаренных детей»

Фото 64. 11 декабря 2019 г. Урок «И чтобы нам на белый свет родиться»

Фото 65. 20 декабря 2019 г. Областной Совет ветеранов, вручение поискового дела правнучке участника Великой Отечественной войны

Фото66. Статья в еженедельной газете Павлодарского областного филиала РОО «Организация ветеранов» - «Ардагер-Ветеран» о работе детских Послов мира Сулейменовой Альвины и Адии от 30.01.2020 г.

Фото67. 24 февраля 2020 г. Урок памяти «Судьба солдата» в 4-б классе

ГУ «Гимназии №3», отзывы детей.

Фото68. Участник онлайн проекта «Остров Дружбы – Артек», 2020 г

Фото69. Хэштег в Инстаграм #deti_za_mir под девизом

«Все флаги в гости будут к нам»

Фото70. 21 сентября 2020 г. Акция в Музее Воинской Славы г. Павлодара

«Подари земле сад»

Фото 71. Скриншот страницы из Почетной книги «Горячее Сердце 2020»

 

Просмотров работы: 121