Воинская служба подполковника авиации А.Ф.Власенко

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Воинская служба подполковника авиации А.Ф.Власенко

Кульков И.А. 1
1МБОУ "СОШ №31 имени В.Д.Мартемьянова" г. Кемерово
Токмаков С.И. 1
1МБОУ "СОШ №31 имени В.Д.Мартемьянова" г. Кемерово


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: актуальность выбранной нами темы заключается в важности сохранения памяти о людях, посвятивших свою жизнь служению Родине. А биографию таких людей, как Анатолий Филиппович надо знать, так как в ней раскрываются лучшие черты человеческого характера: мужество, преданность Родине, профессионализм и другие. На таких примерах воспитываемся мы, молодое поколение России. Такие люди как А.Ф.Власенко являются составной частью истории нашей страны и международных исторических событий.

Цель работы: исследование воинской службы подполковника авиации Анатолия Филипповича Власенко.

Задачи:

1. Определить периоды воинской службы Анатолия Филипповича Власенко.

2. Изучить службу подполковника авиации А.Ф.Власенко в Одесском и Среднеазиатском военных округах.

3. Изучить службу ветерана авиации А.Ф.Власенко в Группе Советских войск в Германии и его участие в событиях 1968 года в Чехословакии.

Объектисследования: военно-воздушные силы СССР

Предметисследования: воинская служба А.Ф.Власенко

Методы исследования: поисковый, интервьюирования и анализа.

Новизна: в работе впервые изучается и систематизируется воинская служба Анатолия Филипповича Власенко.

Историография: основными источниками при написании данной работы были интервью А.Ф.Власенко по подготовленным вопросам (Приложение №1), материалы, предоставленные Анатолием Филипповичем.

Глава 1. Начало жизненного пути А.Ф.Власенко

1.1. Детство Анатолия Филипповича Власенко

Анатолий Филиппович Власенко родился 24 декабря 1936 года в селе Ивановка Канского района Киргизской ССР в семье Власенко Филиппа Егоровича и Марии Амросьевны [4] (Приложение 2, рис. 1). Филипп Егорович родился в 1910 году и всю жизнь работал водителем и механизатором в колхозе имени В.И.Ленина в селе Ивановка. Участвовал в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Победу встретил в Австрии в городе Вене. Филипп Егорович является Почётным гражданином села Ивановка, о чём свидетельствует мемориальная доска на доме, где он жил. Мария Амросьевна так же как и её муж работала в колхозе им. В.И.Ленина. Является тружеником тыла[4].

В 1944 году Толя Власенко пошёл в первый класс школы в селе Ивановка[4]. Учился хорошо. Очень любил читать. В школьной библиотеке он перечитал все книги, и в пятом классе классный руководитель записала любознательного ученика в районную библиотеку при доме культуры[4]. Именно там, через чтение книг он познакомился с самолётом, как и почему он летает. Интерес у мальчика к авиации появился ещё и потому, что его дядя был штурманом и летал на самолётах ТБ-3[4]. Именно на таких самолётах совершалась первая экспедиция на Северный полюс. Позднее, когда Анатолий Власенко станет курсантом лётного училища, он напишет такие строки: «Я мог бы стать танкистом, а может быть артиллеристом, и пограничником я мог, но высшей волею небес пошёл служить я в ВВС!» (Приложение 2, рис. 2).

В 1951 году Анатолий Филиппович заканчивает семь классов школы на «хорошо» и «отлично» и приступает к осуществлению своей мечты.

В ходе проведённых исследований мы установили, что Анатолий Филиппович Власенко родился 24 декабря 1936 года в селе Ивановка Канского района Киргизской ССР в семье Власенко Филиппа Егоровича и Марии Амросьевны (Приложение 2, рис. 1).

Выяснили, что в 1944 году Толя Власенко пошёл в первый класс школы в селе Ивановка, которую окончил на «хорошо» и «отлично» в 1951 году.

1.2. Освоение профессии лётчика

В 1951 году Анатолий Власенко заканчивает 7 классов и поступает в спецшколу военно-воздушных сил в городе Ленинабаде Таджикской ССР [4].

Специальные школы в СССР — это средние общеобразовательные учебные заведения, готовившие юношей 8—10-х классов для поступления в различные военные училища[9]. Начало создания таким школам было положено в 1937 году — тогда в Москве, Ленинграде и ряде других крупных городов возникли так называемые артиллерийские школы, в 1940 году — военно-морские и военно-воздушные[9]. Подготовка к поступлению в военные училища велась как в стенах учебного заведения, где кроме общеобразовательных предметов изучались и военные дисциплины, так и во время двухмесячного летнего лагерного сбора[9]. Юноши носили установленную для них военную форму, на петлицах — эмблему соответствующего вида или рода войск и буквы «СШ», а с 1 января 1944 года — погоны[9]. Артиллерийские средние школы функционировали в 1937—1946 гг., военно-морские — в 1940—1944 гг., военно-воздушные — в 1940—1955 гг.[9]

Школы комплектовались юношами, успешно окончившими 7 классов и годными по состоянию здоровья для поступления в военные училища. В соответствии с Положением о специальных школах их выпускники после окончания 10 класса имели право поступать в любое военное училище. Желающих попасть в спецшколы оказалось довольно много: молодых людей влекла романтика авиационной службы, чувство долга, стремление защищать Родину. Специально созданные комиссии проверяли знания абитуриентов по всем общеобразовательным дисциплинам, прежде всего по математике, физике, химии и иностранному языку. Помимо прохождения медицинской комиссии каждый поступающий должен был продемонстрировать свою физическую подготовку на спортивных снарядах. Высоко оценивалось наличие спортивных значков: «Готов к труду и обороне», «Ворошиловский стрелок» и других. Учитывался и интеллектуальный уровень будущих авиаторов. Каждый поступающий должен был заполнить анкету, которая хранилась в его личном деле до окончания школы.

Поступить в школу было нелегко. Помимо хороших знаний необходимо было пройти очень строгую медицинскую комиссию. Анатолий Филиппович успешно справился с этой задачей и стал курсантом четырнадцатой спецшколы ВВС города Ленинабада (Приложение 3, рис. 1-2).

В 1954 году, после окончания спецшколы, Анатолий Филиппович поступает в Павлодарскую военно-авиационную школу первоначального обучения в Казахской ССР. Там он обучается лётному делу на самолёте Як-11. В 1955 году курсант Власенко А.Ф. успешно окончил Павлодарскую школу и поступает в военное авиационное училище лётчиков в городе Тамбове (Приложение 4, рис. 1-2). Там начался его путь к первому офицерскому званию.

В результате проведённых исследований выяснили, что в 1951 году Анатолий Власенко поступает в спецшколу военно-воздушных сил в городе Ленинабаде Таджикской ССР.

Установили, что в 1954 году, после окончания спецшколы, Анатолий Филиппович поступает в Павлодарскую военно-авиационную школу первоначального обучения в Казахской ССР.

Определили, что в 1955 году курсант Власенко А.Ф. успешно окончил Павлодарскую школу, и поступает в военное авиационное училище лётчиков в городе Тамбове.

Глава 2. Периоды воинской службы А.Ф.Власенко

2.1. Воинская служба А.Ф.Власенко с 1958 по 1971 год

Незаметно пролетели годы в военном авиационном училище. В 1958 году, после его окончания курсанту Власенко А.Ф. присваивают воинское звание «лейтенант» и направляют к первому месту службы – в Одесский военный округ в посёлок Мокрое, Запорожской области в 48-ую воздушную армию лётчиком на самолёт Ил-28.

Самолёт Ил-28 – реактивный фронтовой бомбардировщик. Экипаж Ил-28 состоял из трёх человек: командир экипажа, штурмана и стрелка-радиста. На таком самолёте лейтенант Власенко А.Ф. служил до мая 1960 года.

В 1960 году пришёл приказ о назначении лейтенанта Власенко А.Ф. в отдельную разведывательную эскадрилью имени Тимура Фрунзе в посёлок Лиманское Одесской области. В этой эскадрильи Анатолий Филиппович служит до 1963 года и в звании старшего лейтенанта, которое ему присваивают в 1961 году, его направляют в Группу Советских войск в Германии в 16-ую воздушную армию под город Темплин (Приложение 7, рис. 1).

В 1966 году ему присваивают воинское звание «капитан» и переводят на должность командира звена отдельной разведывательной эскадрильи в город Витшток в Германской демократической республике. В этом городе капитан Власенко А.Ф. служит на самолётах Як-28Р до 1971 г. (Приложение 7, рис. 2).

В этот период службы, в 1968 году, капитан Власенко А.Ф. становится участником событий в Чехословакии (Приложение 5, рис. 1). В ночь на 21 августа 1968 года в Чехословакию были введены войска пяти стран Варшавского Договора [10].

Анатолий Филиппович вспоминает: «22 августа 2968 года в девять часов утра нашу часть подняли по тревоге, построили на аэродроме и зачитали приказ – вылететь в Чехословакию. Обозначили время вылета и маршрут» [4].

Перед разведывательной эскадрильей Анатолия Филипповича была поставлена задача: облететь и сфотографировать все аэродромы Чехословакии и определить возможные места для посадки истребительного полка [4].

Задача была выполнена. 23 августа 1968 года отдельная разведэскадрилья Анатолия Филипповича приземлилась в ЧССР на аэродроме в районе города Бехине[4] (Приложение 5, рис. 2). С этого момента лётчики эскадрильи проводили воздушную разведку состояния всех гарнизонов Чехословакии: фотоснимки, радиолокация радиопередающих устройств, контроль за передвижением советских войск, с целью оказания необходимой помощи и определения маршрутов движения (Приложение 6, рис. 1).

Чехи через указатели дезинформировали войска Варшавского договора (меняли их направление), устраивали провокации на автострадах, забрасывали колонны советской военной техники горящими тряпками и бутылкам с горючей смесью[4]. Особенно сложная ситуация сложилась в горной местности, где нашим танкистам на горных серпантинах было очень тяжело управлять техникой[4].

Несмотря на все сложности, эскадрилья с поставленными задачами справилась. За отличное выполнение задачи, умелое владение техникой при исполнении своего интернационального долга по защите социалистических завоеваний в Чехословакии капитану Власенко А.Ф. была объявлена Благодарность Министра обороны СССР [1] (Приложение 6, рис. 2).

Незадолго до событий в Чехословакии 18 августа 1968 года у Анатолия Филипповича родился сын. Так как 18 августа в Советском союзе был Днём авиации, сына было решено назвать Валерием, в честь советского лётчика Валерия Чкалова. Сразу после окончания Пражских событий капитан Власенко А.Ф. вылетает в отпуск в Киргизию, где находилась его семья.

В декабре 1968 года вместе со своей семьёй Анатолий Филиппович вернулся в свой гарнизон в городе Витшток в Германской Демократической республике, где служил до 1971 года.

В ходе исследований установили, что в 1958 году, курсанту Власенко А.Ф. присваивают воинское звание «лейтенант» и направляют к первому месту службы – в Одесский военный округ в посёлок Мокрое, Запорожской области в 48-ую воздушную армию лётчиком на самолёт Ил-28.

Выяснили, что с 1960 по 1963 год Анатолий Филиппович проходит службу в отдельной разведывательной эскадрильи имени Тимура Фрунзе в посёлок Лиманское Одесской области.

Определили, что с 1963 по 1971 годы капитан Власенко А.Ф. служил в Группе Советских войск в Германии. В этот период службы, в 1968 году, капитан Власенко А.Ф. стал участником событий в Чехословакии.

Установили, что за отличное выполнение задачи, умелое владение техникой при исполнении своего интернационального долга по защите социалистических завоеваний в Чехословакии капитану Власенко А.Ф. была объявлена Благодарность Министра обороны СССР [1] (Приложение 6, рис. 2).

2.2. Воинская служба подполковника А.Ф.Власенко

с 1971 по 1987 год

В 1971 году капитан Власенко А.Ф. получает назначение в 39 отдельный разведывательный авиационный полк 73-ей Воздушной армии, Среднеазиатского военного округа, в город Балхаш Казахской ССР, на должность Командира звена самолёта Як-28Р. Там он служит до 1973 года.

Заключительный период службы Анатолия Филипповича прошёл в Киргизской ССР. С 1973 по 1987 годы он служит на должностях «инспектор», «командир части», «старший преподаватель» на Центральных курсах по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров в городе Фрунзе Киргизской ССР (Приложение 8, рис. 1-2).

Главная задача курсов состояла в подготовке специалистов для авиации зарубежных стран[11]. Срок обучения составлял от полугода до трёх лет, в зависимости от специальности[11]. На курсах обучались граждане Кубы, Афганистана, Сирии, Египта, Индии, Монголии, Вьетнама и других стран. (Приложение 9, рис. 2). Обучение велось через переводчиков [11].

В 1975 году Анатолию Филипповичу присваивают воинское звание «майор», а в 1980 году «подполковник». В октябре 1986 года за безупречную службу в Вооружённых Силах СССР подполковнику Власенко А.Ф. объявлена Благодарность Главнокомандующим Военно-Воздушными силами СССР, Маршалом авиации А.Ефимовым[2] (Приложение 10, рис. 1-2). В марте 1987 году подполковник авиации Власенко А.Ф. уходит в запас. В 1988 году за обучение Афганских лётчиков Подполковнику Власенко А.Ф. вручают знак «Воин-интернационалист» с Грамотой Президиума Верховного Совета СССР [3] (Приложение 10, рис.3).

За свою службу в Военно-воздушных силах СССР Анатолий Филиппович награждён медалями: «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»[5] (Приложение 11, рис. 1), «За воинскую доблесть, в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»[6] (Приложение 11, рис. 2), «Ветеран Вооружённых Сил СССР»[7], «100 лет военной авиации России»[8].

В ходе проведённых исследований выяснили, что с 1971 по 1973 год капитан Власенко А.Ф. служит в 39-ом отдельном разведывательном авиационном полку 73-ей Воздушной армии Среднеазиатского военного округа в городе Балхаш Казахской ССР на должности командира звена самолёта Як-28Р.

Определили, что с 1973 по 1987 год он служит на должностях «инспектор», «командир части», «старший преподаватель» на Центральных курсах по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров в городе Фрунзе Киргизской ССР.

Установили, что за свою службу в Военно-воздушных силах СССР Анатолий Филиппович награждён Государственными наградами.

Заключение

В ходе проведённых исследований мы установили, что Анатолий Филиппович Власенко родился 24 декабря 1936 года в селе Ивановка Канского района Киргизской ССР в семье Власенко Филиппа Егоровича и Марии Амросьевны (Приложение 2, рис. 1).

Выяснили, что в 1944 году Анатолий Филиппович пошёл в первый класс школы в селе Ивановка, которую окончил на «хорошо» и «отлично» в 1951 году.

Определили, что подполковник авиации Власенко А.В. начал службу в вооружённых силах СССР в 1958 году в звании «лейтенант», а завершил в 1987 году в звании «подполковник».

Установили, что его служба состоит из четырёх периодов: служба в Одесском военном округе; служба в Группе Советских войск в Германии; служба в городе Балхаш, Казахской ССР и служба на Центральных курсах по подготовке и усовершенствованию авиационных кадров в городе Фрунзе Киргизской ССР.

Выяснили, что за участие в событиях в Чехословакии Анатолий Филиппович награждён Благодарностью Министра обороны СССР, что за подготовку афганских лётчиков в 1988 году ему была вручена грамота и знак воина-интернационалиста.

Установили, что за свою службу в Военно-воздушных силах СССР подполковник Власенко награждён государственными наградами.

По результатам исследований был создан альбом и презентация об Анатолии Филипповиче Власенко. Они были переданы ветерану и в музей имени Владимира Давыдовича Мартемьянова средней школы №31.

Материалы данной работы могут использоваться для проведения классных часов и уроков мужества.

Список источников и литературы

Источники

1. Благодарность Министра Обороны СССР капитану А.Ф.Власенко, 1968 г.

2. Благодарственная грамота Главнокомандующего ВВС Маршала авиации

А.Ефимова подполковнику Власенко А.Ф., 1986 г.

3. Грамота воину-интернационалисту Власенко А.Ф., 1988 г.

4. Интервью Власенко А.Ф. // Фонды музея МБОУ «СОШ №31»

г. Кемерово, папка №80

5. Удостоверение к медали «Двадцать лет Победы в Великой

Отечественной войне 1941-1945 гг.» Власенко А.Ф., 1965 г.

6. Удостоверение к медали «За воинскую доблесть, в ознаменование

100-летия со дня рождения В.И.Ленина» Власенко А.Ф., 1970 г.

7. Удостоверение к медали «Ветеран вооружённых сил Власенко А.Ф., 1984 г.

8. Удостоверение к медали «100 лет военной авиации России» Власенко А.Ф., 2011 г.

Электронные источники

9. Толмачёв Е.П. Специальные соединение школы военно-воздушных

сил. 1940—1955 гг.[электронный ресурс] http://history.milportal.ru

10. РИА Новости "Пражская весна" 1968 года и вывод войск СССР из Чехословакии. Справка [Электронный ресурс] https://ria.ru/history

11. Статья «В Киргизии отмечается День военной авиации». ИА REGNUM

[Электронный ресурс]  https://regnum.ru/news/

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вопросы для интервью с Анатолием Филипповичем Власенко

1. Расскажите о своей семье, в которой Вы выросли, о Ваших родителях,

братьях и сёстрах?

Расскажите о Вашем детстве, о школьных годах?

Где Вы учились после окончания школы?

Как Вы стали лётчиком?

Какие чувства Вы испытали после первого полёта?

Где началась Ваша воинская служба?

За что Вы были награждены Государственными наградами?

Расскажите о своей семье, детях.

Где Вы работали после окончания службы?

Какой общественной деятельностью Вы занимаетесь?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рис. 1. Толя Власенко (в центре) с мамой (с гитарой), дядей

и тётями. Киргизская ССР, с. Ивановка, 1938 год

Рис. 2. Стихотворение, написанное А.Ф.Власенко

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рис. 1. Курсант А.Ф.Власенко. Спецшкола ВВС,

Таджикская ССР, г. Ленинабад, 1953 год

Рис. 2. Курсант А.Ф.Власенко (шестой ряд, крайний справа).

Спецшкола ВВС, Таджикская ССР, г. Ленинабад, 1954 год

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рис. 1. Курсант ВАУЛ А.Ф.Власенко,

г. Тамбов, 1957 год

Рис. 2. Курсант ВАУЛ А.Ф.Власенко (первый ряд, в центре),

г. Тамбов, 1958 год

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Рис. 1. Чехословакия, 1968 год

Рис. 2. Установки перед вылетом. Второй слева – А.Ф.Власенко.

Аэродром, Чехословакия, 1968 год

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Рис. 1. Капитан А.Ф.Власенко на аэродроме,

Чехословакия, г. Тобор, 1968 г.

Рис. 2. Благодарность Министра Обороны СССР

капитану А.Ф.Власенко, 1968 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Рис. 1. А.Ф.Власенко со своими детьми.

Группа Советских войск в Германии (ГСВГ),

г. Темплин, 1969 год

Рис. 2. Перед построением. Второй слева – А.Ф.Власенко.

Группа Советских войск в Германии (ГСВГ),

г. Витшток, 1969 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Рис. 1. А.Ф.Власенко (первый ряд, в центре)

на параде в честь Дня Советской армии и ВМФ,

г. Фрунзе, 23 февраля 1978 г.

Рис. 2. А.Ф.Власенко (первый ряд, 3-ий слева)

на курсах усовершенствования офицерского состава,

г. Москва, Академия ВВС им. Ю.А.Гагарина, 1978 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Рис. 1. Командир авиационной части

подполковник А.Ф.Власенко (слева), г. Токмак, 1981 г.

Рис. 2. Подполковник А.Ф.Власенко (первый ряд в центре)

с курсантами с Кубы. Центральные курсы, г. Фрунзе, 1984 год

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Рис. 1-2. Благодарственная грамота Главнокомандующего ВВС

Маршала авиации А.Ефимова подполковнику Власенко А.Ф., 1986 г.

Рис. 3. Грамота воину-интернационалисту Власенко А.Ф., 1988 г.

 

Просмотров работы: 119