Введение
Актуальность: Россия – крупнейшая ядерная держава. В создании ядерного щита которой принимали участие люди многих профессий. В том числе и лётчики испытатели ядерного оружия. К ним относится и наш земляк. Выпускник Кемеровского аэроклуба Юрий Павлович Мосалов. Информации об одном из участников создания ядерного щита нашей Родины в исторических источниках очень мало. Она не отражает всей важности и сложности службы подполковника Мосалова в подразделении особого риска. Такие лётчики как Юрий Павлович Мосалов являются примером служения своей Родине и образцом для молодого поколения России.
Цель: исследование воинской службы Юрия Павловича Мосалова
в подразделении особого риска.
Задачи:
1. Определить периоды воинской службы ветерана авиации Ю.П.Мосалова
2.Изучить службу Юрия Павловича Мосалова на полигоне «Центральный» на архипелаге «Новая Земля».
Объект исследования: подразделения особого риска.
Предмет исследования: воинская служба Юрия Павловича Мосалова
в подразделении особого риска.
Методы исследования: поисковый, интервьюирования, аналитический
Новизна: в работе впервые подробно изучена служба Юрия Павловича Мосалова на ядерном полигоне «Центральный» на архипелаге «Новая земля».
Историография: основными источниками при написании работы были интервью Ю.П.Мосалова [1], источники, из личного архива Ю.П.Мосалова, сайт ветеранов подразделения особого риска и книга С.Дубровина «Кузбасские соколы».
Глава 1. Служба Ю.П.Мосалова в подразделении особого риска
1.1. Детство и юность Юрия Павловича Мосалова
Юрий Павлович Мосалов родился 2 февраля 1949 года в городе Кемерово в семье участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Мосалова Павла Фёдоровича и труженика тыла Мосаловой Матрёны Ионовны [1] (Приложение №2, рис. 1-2). Родители Юрия Павловича работали на Коксохимическом заводе города Кемерово рабочими. В семье было шестеро детей. Трое мальчиков и три девочки. Юра был предпоследним ребёнком [1].
В 1955 году в возрасте шести лет он самостоятельно пошёл в школу №28 города Кемерово [1] (Приложение №2, рис. 3). В пятом классе в связи с переездом семьи Юра переходят в среднюю школу №80, которую успешно окончил в 1966 году. После её окончания продолжил учёбу в городском профессиональном техническом училище (ГПТУ) № 7, по специальности электрослесарь КИПиА (Приложение №3, рис. 1). В конце первого курса обучения Юрий Мосалов вместе со своими сокурсниками принимал участие в оказании помощи пострадавшим при землетрясении в г. Ташкенте. В летний период студент Юрий Мосалов работает в студенческом строительном отряде по электрификации сёл и деревень Кузбасса (Приложение №3, рис.2). После занятий Юрий Павлович шёл на тренировку по боксу в спортивный зал общества «Трудовые резервы» на Кузнецком проспекте. В течение двух лет он был победителем городских и областных соревнований по боксу в своём весе. В 1968 году он выполнил нормативы первого взрослого разряда по боксу. После окончания училища в 1968 году Юрий Павлович поступил работать электрослесарем КИПиА на Кемеровский коксохимический завод.
В период учёбы в профтехучилище, он одновременно учился в Кемеровском учебно-авиационном центре ДОСААФ СССР по специальности: «пилот вертолёта» (Приложение 4, рис. 1-2). Командиром авиационного звена, который выпустил в первый самостоятельный полёт Юрия Павловича, был Валентин Иванович Мосин. Пройдя программу обучения и получив навыки пилотирования вертолётом, сержант Мосалов Ю.П. поступил в Сызранское военное авиационное училище лётчиков, в котором обучался с 1969 по 1970 год (Приложение №5, рис.1). После окончания авиационного училища курсанту Мосалову Ю.П. было присвоено звание «Лейтенант» и квалификация «военный лётчик-техник» (Приложение №5, рис. 2).
В ходе проведённых исследований мы установили, что Юрий Павлович Мосалов родился 2 февраля 1949 года в городе Кемерово в многодетной семье. В 1966 году успешно окончил среднюю школу №80. После её окончания продолжил учёбу в городском профессиональном техническом училище № 7, по специальности электрослесарь КИПА.
Выяснили, что в период учёбы в профтехучилище, он одновременно учился в Кемеровском учебно-авиационном центре ДОСААФ СССР по специальности «пилот вертолёта».
Определили, что пройдя программу обучения и получив навыки пилотирования вертолётом, сержант Мосалов Ю.П. поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков, в котором обучался с 1969 по 1970 год.
Установили, что после окончания авиационного училища курсанту Юрию Мосалову было присвоено звание «лейтенант» и квалификация «военный лётчик-техник».
1.2. Начало воинской службы Ю.П.Мосалова
После окончания Сызранского вертолётного училищаосуществилась мечта Юрия Павловича. Он стал военным лётчиком. В 1970 году лейтенант Мосалов Ю.П. по распределению был направлен на службу в посёлок Донской в Калининградскую область в морскую авиацию дважды Краснознамённого Балтийского флота (Приложение №6, рис. 1).
Балтика своеобразным климатом неласково встретила прибывшего в авиачасть молодого выпускника-лейтенанта, показывая ему, что здесь его служба будет нелёгкой. Юрий Павлович быстро адаптировался к климатическим условиям и за короткий срок втянулся в ритм авиационной работы. Сначала, как и все новички, он летал в должности правого лётчика – помощника командира экипажа, а через четыре года сам стал командиром вертолёта [7].
В 1971 году молодой лётчик впервые столкнулся с горечью утраты сослуживцев. При выполнении задания погибли его однополчане: капитан Назаров, лейтенант Квасов и лейтенант Кублицкий [1].
В 1974 году Юрий Павлович принимал участие в поиске самолёта-ракетоносителя Ту-22, пропавшего в прибрежной полосе недалеко от Польши. Самолёт был найден, но экипаж спасти не удалось [1].
В 1975 году за отличие в воинской службе старший лейтенант Мосалов Ю.П. в составе делегации от Балтфлота из пяти человек был направлен в Москву, в ЦК ВЛКСМ где его наградили «Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ». В Москве Юрий Павлович посетил «Звёздный городок» где встретился и взял автограф у своего земляка, генерал-майора авиации А.А.Леонова [1].
В 1979 году произошла ещё одна катастрофа. Разбился вертолёт Ми-6 в котором сгорели 7 человек: 1 член экипажа и 6 пассажиров [1].
За девять лет службы на Балтфлоте пилот морской авиации Ю.П.Мосалов дослужился до майора, стал заместителем командира эскадрильи трально-спасательных, транспортных вертолётов [7]. В этой должности он участвовал в широкомасштабных учениях «Запад -81» (Приложение №6, рис. 2), которое было самым крупным в истории вооружённых сил Советского Союза [1].
За «Западом-81» последовали не менее значительные учения «Щит-82» со странами содружества Варшавского договора, где отрабатывалось взаимодействие всех родов войск в акватории Балтийского моря с высадкой морских и воздушных десантов на охраняемые побережья и острова [1].
После учений майору Мосалову Ю.П. за командно-организационные способности и безупречную исполнительность предложили службу на архипелаге Новая Земля в качестве командира отряда транспортных вертолётов отдельной, смешанной эскадрильи [7].
В ходе исследований мы установили, что в 1970 году лейтенант Мосалов Ю.П. по распределению был направлен на службу в посёлок Донской в Калининградскую область в морскую авиацию дважды Краснознамённого Балтийского флота.
Определили, что в 1981 году Юрий Павлович участвовал в широкомасштабных учениях «Запад -81» (Приложение №6, рис. 2), которые были самыми крупными в истории вооружённых сил Советского Союза и «Щит-82» со странами содружества Варшавского договора [1].
Выяснили, что за девять лет службы на Балтфлоте пилот морской авиации Ю.П.Мосалов дослужился до майора, стал заместителем командира эскадрильи трально-спасательных, транспортных вертолётов [7].
1.3. Служба Ю.П.Мосалова на полигоне «Центральный»
В 1981 году начинается второй период воинской службы Юрия Павловича Мосалова – служба в подразделении особого риска.
Подразделения особого риска -это подразделения, которые участвовали в испытаниях ядерного оружия и боевых радиоактивных веществ на Семипалатинском, Новоземельском, Капустино-Ярском, Ладожском и других испытательных полигонах;войсковых, военно-морских и военно-воздушных учениях с применением ядерного оружия;ликвидации радиационных аварий на атомных подводных и надводных кораблях и других военных объектах [8].
В 1981 году Юрий Павлович Мосалов был направлен на полигон «Центральный» на архипелаге Новая Земля (Приложение 7, рис. 1), где проходило 90% испытаний всех мощностей ядерного оружия, испытанных в СССР. 30 октября 1961 года там было произведено испытание самой мощной термоядерной бомбы 58 мегатонн [8]. Воинские части, дислоцированные на этом полигоне, считались подразделениями особого риска.
Полигон «Центральный» состоял из трёх посёлков. В посёлке Белужья Губа, в простонародье «Белужка» располагалось командование полигона «Центральный», семьи командного состава и обслуживающего персонала, школа, детский сад, бассейн и даже ферма на 15 голов крупного рогатого скота. В девяти километрах от него находился посёлок Рогачёво – воздушные ворота, где был аэродром. В 250-ти километрах от него своё место занял посёлок «Северный» (Приложение №8, рис.1), где проходили испытания, работала научная группа и комиссия по испытаниям [1].
В 1982 году после тщательных проверок комитета государственной безопасности (КГБ) к Юрию Павловичу приезжает его семья: жена Людмила Николаевна, военнослужащая, специалист по авиаприборам и восьмилетний сын Сергей [1]. В том же году его переводят на должность командира эскадрильи по лётной подготовке. Командиром эскадрильи был Виктор Михайлович Маслов – уверенный, надёжный человек. Профессионал своего дела. Заместителем командира эскадрилья по политической части был Николай Александрович Масленников. Маслов, Мосалов и Масленников – «Масляная эскадрилья» - так это подразделение прозвали сослуживцы [1].
Служба на Новой Земле отличалась о службы на Балтике. Климат очень суровый. Три месяца ночь, три месяца день. Тридцатипроцентная нехватка кислорода. В функции лётчика-испытателя ядерного оружия 1-го класса Юрия Мосалова входили: перевозка людей и грузов (Приложение №8, рис. 2); перевозка «специзделий» (приспособлений для ядерного взрыва); осмотр района проведения «мероприятия» (период испытания взрыва); радиационная разведка местности; эвакуация личного состава из зоны заражения; снятие проб земли, животных, воды; перевозка грузов на внешней подвеске [1].
Это была работа, связанная с правительственными заданиями под грифом «секретно». Полёты совершались в жесточайших климатических условиях Арктики в основном вслепую, по приборам. Ориентируясь по ним в прокладке курса, Юрий Павлович не раз вспоминал профтехучилище, где выучился на слесаря КИПиА, и получил знания, которые пригодились ему во время службы на Севере [1].
Новая Земля была одним из основных полигонов по испытанию ядерных и водородных бомб, и атмосфера на острове была снизу и доверху радиоактивно заражена [8]. Экипаж Ю.П.Мосалова и он сам ежеминутно подвергались опасности. Не раз ему приходилось транспортировать ядерные заряды, и когда вертолёт со смертельным грузом был в воздухе, то вся авиация, находившаяся на ближайших аэродромах, не имела права совершать полёты до приземления экипажа в заданном районе [1]. Такова была высокая степень опасности! Шесть лет, получая дозы облучения, рискуя жизнью, служил в суровой Арктике лётчик-испытатель атомного оружия Юрий Мосалов. За проявленное мужество в испытаниях новых образцов оружия и техники майор Мосалов был награждён орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени [2] (Приложение №11, рис. 1-4). В 1996 году за создания ядерного щита России получил статус «Ветеран подразделений особого риска Российской Федерации» (Приложение №12, рис. 1).
Срок службы для лётного состава на Новой Земле составляет не более 6 лет. Три года – адаптационный период, ещё три года непосредственно служба [1].
В 1989 году, после шестилетней службы на Севере по личной просьбе майора Мосалова Ю.П. переводят в Кемеровский учебно-авиационный центр ДОСААФ СССР, для подготовки военных летчиков запаса.
В результате проведённых исследований выяснили, чтов 1981 году Юрий Павлович Мосалов был направлен на полигон «Центральный» на архипелаге Новая Земля (Приложение 7, рис. 1).
Определили, что в функции лётчика-испытателя ядерного оружия 1-го класса Юрия Мосалова входили: перевозка людей и грузов; перевозка «специзделий» (приспособлений для ядерного взрыва); осмотр района проведения «мероприятия» (период испытания взрыва); радиационная разведка местности; эвакуация личного состава из зоны заражения; снятие проб земли, животных, воды; перевозка грузов на внешней подвеске.
Установили, что за проявленное мужество в испытаниях новых образцов оружия и техники майор Ю.П.Мосалов был награждён орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени (Приложение №11, рис. 1-4 ). В 1996 году за создания ядерного щита России получил статус: «Ветерана подразделений особого риска Российской Федерации» (Приложение №12, рис.1).
Выяснили, что в 1989 году, после шестилетней службы на Севере майора Мосалова Ю.П. переводят в Кемеровский учебно-авиационный центр ДОСААФ СССР, для подготовки военных летчиков запаса.
Глава 2. Окончание службы Ю.П.Мосалова
Служба Ю.П.Мосалова в Кемеровском учебно-авиационном центре
Закончилась воинская служба Юрия Павловича в подразделении особого риска. Он с семьёй возвращается на вою малую родину, в город Кемерово. Начинается третий период его службы.
С 1989 по 1992 годы Юрий Павлович работает заместителем и командиром учебной эскадрильи Кемеровского учебно-авиационного центра, где обучал лётному делу будущих пилотов страны (Приложение №9, рис. 1).
По образному выражению Юрия Павловича, если сравнивать службу лётчиков с системой образования, то Кемеровский учебно-авиационный центр – это детский сад, где курсант делает первые шаги и отрабатывает в основном элементы взлёт-посадка. Как говорит Юрий Павлович: «Скучновато» [1]. Но, как мы знаем, без детского сада сложно представить школу [1].
Приходилось майору Мосалову Ю.П. в учебно-авиационном центре выполнять обязанности руководителя полётов. Кресло руководителя полётов называли электрическим стулом. Это очень сложная и ответственная работа. Если в небе находятся 10 вертолётов, за штурвалами которых находятся курсанты, их надо скоординировать и помочь в принятии правильного решения. Иначе могут быть и внештатные ситуации [1].
В 1992 году подполковник Юрий Павлович Мосалов (Приложение №9, рис. 2) уволен из Вооруженных Сил СССР имея лётные квалификации «Военный лётчик первого класса» [3] (Приложение №15, рис.1-2) и «Военный лётчик (штурман)-испытатель авиационной испытательной части».
О своей лётной службе Юрий Павлович вспоминает с ностальгией. Другого жизненного пути он для себя не видел и не желал бы [1].
За свою службу подполковнику Мосалову Ю.П. приходилось летать на разных типах вертолётов. Несмотря на сложное управление его самой любимой и памятной лётной машиной был вертолёт Ми-6 [1]. Именно на нём Юрий Павлович получил свою первую командирскую должность.
В ходе исследований установили, что c 1989 по 1992 годы Юрий Павлович работал заместителем и командиром учебной эскадрильи Кемеровского учебно-авиационного центра. В 1992 году подполковник Юрий Павлович Мосалов уволен из Вооруженных Сил СССР имея лётные квалификации «Военный лётчик первого класса» и «Военный лётчик (штурман)-испытатель авиационной испытательной части».
2.2. Общественная деятельность подполковника в отставке Ю.П.Мосалова
В дальнейшем свою деятельность подполковник в отставке Ю. П. Мосалов связал с общественной работой (Приложение 10, рис. 2).
Он был учредителем региональной общественной организации инвалидов - семипалатинцев «Полигон». В 2002 году был учредителем и руководителем Кемеровской областной общественной организации ветеранов подразделений особого риска. Входил в состав и работал в областной комиссии по распределению жилья граждан пострадавших от радиационного воздействия. С 2008 года был избран в члены президиума комитета ветеранов войны и военной службы Кемеровской области.
С 2013 года является членом Совета Кемеровской областной общественной организации «Ветераны авиации», где непосредственно организует и лично участвует в мероприятиях по увековечиванию памяти Героев Отечественной войны, тем самым воспитывая молодое поколение на героических примерах защитников Отечества.
В апреле 2013 г. награждён медалью «Патриот России» коллегией государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации, за патриотическое воспитание молодого поколения.
В 2015 году, награждён медалью Министра обороны России «За укрепление боевого содружества», в 2016 г. медалью МО РФ «За службу в морской авиации» и Орденом ЦС ДОСААФ России «ЗА ЗАСЛУГИ» III степени [6] (Приложение №12, рис. 2).
Юрий Павлович награждён областными медалями «За честь и мужество» и «За веру и добро» [4] (Приложение №13, рис. 1-3).
При активном участии Юрия Павловича в 2012 году вышла в свет книга «Кузбасские соколы» (Приложения №10, рис. 1; №14, рис. 1), посвящённая лётчикам-кузбассовцам. На вопрос: «Почему вы после многолетней службы активно занимаетесь общественной деятельностью?» Юрий Павлович Мосалов отвечает: «Характер такой непоседливый. Не терплю однообразия, не могу сидеть на одном месте» [1].
В результате проведённых исследований выяснили, что Юрий Павлович Мосалов был учредителем региональной общественной организации инвалидов - семипалатинцев «Полигон». В 2002 году учредил и руководил Кемеровской областной общественной организации ветеранов подразделений особого риска.
Установили, что с 2013 года является членом Совета Кемеровской областной общественной организации «Ветераны авиации». Награждён медалями «Патриот России», «За укрепление боевого содружества», «За службу в морской авиации», «За честь и мужество» и «За веру и добро».
Выяснили, что при активном участии Юрия Павловича в 2012 году вышла в свет книга «Кузбасские соколы» (Приложение №14, рис. 1).
Заключение
В результате проведённых исследований мы пришли к выводам, что Юрий Павлович Мосалов родился 2 февраля 1949 года в городе Кемерово в многодетной семье. В 1966 году успешно окончил среднюю школу №80. После её окончания продолжил учёбу в городском профессиональном техническом училище № 7, по специальности электрослесарь КИПиА.
Установили, что в период учёбы в профтехучилище, он одновременно учился в Кемеровском учебно-авиационном центре ДОСААФ СССР по специальности: «пилот вертолёта».
Выяснили, что пройдя программу обучения и получив навыки пилотирования вертолётом, сержант Мосалов Ю.П. поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков, в котором обучался с 1969 по 1970 год. После окончания авиационного училища курсанту Юрию Мосалову было присвоено звание «Лейтенант» и квалификация «военный лётчик-техник».
Определили, что в 1970 году лейтенант Мосалов Ю.П. по распределению был направлен на службу в посёлок Донской в Калининградскую область в морскую авиацию дважды Краснознамённого Балтийского флота. В 1975 году за отличие в воинской службе старший лейтенант Юрий Мосалов в составе делегации Балтфлота был направлен в Москву, в ЦК ВЛКСМ где его наградили «Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ».
Установили, что Юрий Павлович участвовал в широкомасштабном учении «Запад -81» (Приложение №6, рис. 2), которое было самым крупным в истории вооружённых сил Советского Союза и «Щит-82» со странами содружества Варшавского договора [1].
Выяснили, что за девять лет службы на Балтфлоте пилот морской авиации Ю.П.Мосалов дослужился до майора, стал заместителем командира эскадрильи трально-спасательных, транспортных вертолётов [7].
Определили, что в 1981 году Юрий Павлович Мосалов был направлен на полигон «Центральный» на архипелаге Новая Земля (Приложение 7, рис. 1). В функции лётчика-испытателя ядерного оружия 1-го класса Юрия Мосалова входили: перевозка людей и грузов; перевозка «специзделий»; осмотр района проведения «мероприятия» (период испытания взрыва); радиационная разведка местности; эвакуация личного состава из зоны заражения; снятие проб земли, животных, воды; перевозка грузов на внешней подвеске [1].
Установили, что за проявленное мужество в испытаниях новых образцов оружия и техники майор Ю.П.Мосалов был награждён орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени [2] (Приложение №11, рис. 1-4). В 1996 году за создания ядерного щита России получил статус «Ветеран подразделений особого риска Российской Федерации» (Приложение №12, рис. 1).
Выяснили, что в 1989 году, после шестилетней службы на Севере майора Мосалова Ю.П. переводят в Кемеровский учебно-авиационный центр ДОСААФ СССР, для подготовки военных летчиков запаса [1].
Определили, что с 1989 по 1992 годы Юрий Павлович работал заместителем и командиром учебной эскадрильи Кемеровского учебно-авиационного центра. В 1992 году подполковник Юрий Павлович Мосалов уволен из Вооруженных Сил СССР имея лётную квалификацию «Военный лётчик первого класса» [3] (Приложение №15, рис. 1-2) .
Установили, что Юрий Павлович Мосалов был учредителем региональной общественной организации инвалидов - семипалатинцев «Полигон». В 2002 году учредил и руководил Кемеровской областной общественной организации ветеранов подразделений особого риска [1].
Выяснили, что с 2013 года является членом Совета Кемеровской областной общественной организации «Ветераны авиации». Награждён медалями «Патриот России», «За честь и мужество» [3] и «За веру и добро»[4] (Приложение №13, рис. 1-3).
Установили, что при активном участии Юрия Павловича в 2012 году вышла в свет книга «Кузбасские соколы» (Приложение №14, рис.1).
Список источников и литературы
Источники
1. Интервью Ю.П.Мосалова // Фонды музея МБОУ «СОШ №31»
г. Кемерово, папка №81
2. Орденская книжка ордена «За службу Родине в вооружённых силах
СССР» III степени к ордену №48877 Мосалова Ю.П., 13 сентября 1984 г.
3. Свидетельство военного лётчика первого класса капитана Мосалова Ю.П.
№02964 от 23 августа 1976 года.
4. Удостоверение к медали «За веру и добро» №4361 Мосалова Ю.П.
5. Удостоверение к медали «За честь и мужество» №822 Мосалова Ю.П.
6. Удостоверение к ордену ЦС ДОСААФ «ЗА ЗАСЛУГИ» III степени
№1384 Мосалова Ю.П.
Литература
7. Дубровин С.И. // Кузбасские соколы. — Кемерово: ООО «Примула»,
2012. — 272 с.
Электронные ресурсы
8. Подразделения особого риска. Государственно-общественная организация
«Комитет подразделений особого риска» [электронный ресурс]
http://www.kvpor-rf.ru (дата обращения: 17.10.2016).
9. О ветеранах подразделения особого риска. Официальный сайт Совета
народных депутатов Кемеровской области [электронный ресурс]
WWW.SNDKO.RU (дата обращения: 17.10.2016).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вопросы для интервью с Юрием Павловичем Мосаловым
1. Расскажите о своей семье, в которой выросли, о Ваших родителях,
братьях и сёстрах?
2. Расскажите о Вашем детстве, школьных годах?
3. Где Вы учились после окончания школы, какую профессию выбрали для
себя?
4. Как Вы стали лётчиком?
5. Какие чувства вы испытали после первого полёта?
6. Где началась Ваша воинская служба?
7. Почему Вы стали лётчиком морской авиации?
8. Что такое «Подразделение особого риска»?
9. В чём особенности службы в подразделениях особого риска?
10. Какими медалями Вы награждены за свою службу?
11. Где Вы работали после закрытия учебно-авиационного центра?
12. Какой общественной деятельностью Вы занимаетесь?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис. 1. Отец Ю.П.Мосалова Рис. 2. Мама Ю.П.Мосалова
Павел Фёдорович Масалов Матрёна Ионовна Масалова
Рис. 3. Ученик 4-го класса Юра Мосалов (4-ый во 2ом ряду слева).
Школа №28 г. Кемерово, 1959 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рис. 1. Студент Юрий Мосалов. 1967 г.
Рис. 2. Студент Ю.Мосалов (2-й слева в 3-ем ряду) в студотряде электромонтёров. Кемеровская область, 1967 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рис. 1. Курсант Ю.Мосалов перед полётом на вертолёте Ми-1.
Кемеровский УАЦ, 1968 г.
Рис. 2. Курсант Ю.П.Мосалов (крайний слева)
перед полётом. Кемеровский УАЦ, 1968 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Саратовская обл. г. Пугачёв, 1968 г.
Рис. 2. Выпускник Сызранского ВВУЛ лейтенант Мосалов Ю.П.
(справа). Город Сызрань, декабрь 1969 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
«Запад-81». Крайний слева Ю.П.Мосалов. Балтийский флот, 1981 год.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Рис. 1. Новая Земля. Посёлок Северный, 1987 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
1995 год
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Рис. 1. Знак «Ветеран подразделения особого риска» Мосалова Ю.П.
Рис. 2. Удостоверение Ю.П.Мосалова к Ордену ЦК ДОСААФ
«ЗА ЗАСЛУГИ» III степени.
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
Р ис. 1-2. Удостоверение к медали «За веру и добро» Мосалова Ю.П.
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
Рис. 1. Книга Сергея Дубровина «Кузбасские соколы», 2012 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
Мосалова Ю.П.