Москва. Музыка. Чайковский

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Москва. Музыка. Чайковский

Валивахина М.П. 1Егиян А.В. 1
1МОУ Школа №53
Назарова Т.М. 1
1МОУ ШКола №53
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Петр Ильич Чайковский – символ русской музыки. Творчество композитора интересовало искусствоведов, ученых. В процессе исследования различных аспектов биографии и творчества П.И.Чайковского нами выбраны важнейшие из них:

- обоснование роли П.И.Чайковского в становлении русской музыки;

- семейное положение П.И.Чайковского.

Актуальность темы определяется с одной стороны тем, что департамент государственной политики образования сообщает о проведении международного конкурса, посвященному Петру Ильичу Чайковскому, где необходимо предусмотреть интегрированные занятия, образовательные проекты и т.д.

С другой стороны и тем обстоятельством, что, как показало изучение научной литературы, имеющейся в нашем распоряжении, в работах о биографии великого русского композитора, написанных в советское время и в последние годы, имеются некоторые различия.

В этой связи проблема исследования сформулирована следующим образом: особенности развития русской музыки с 1840 по1860гг.в Москве.

Вышеизложенная проблема обусловила выбор темы исследования: «Москва. Музыка. Чайковский».

Выбор данной темы обусловлен следующими причинами: 1)хочется расширить свои представления о Москве с 1840 по1860 гг.., 2) П.И.Чайковский интересен нам.

Цель исследования заключается в изучении биографии и творчества П.И.Чайковского, разработке дорожной карты и экспериментальной проверке эффективности изучения творчества П.И.Чайковского.

Объектом исследования является влияние П.И.Чайковского на русскую музыку.

Предмет исследования – биография и творчество П.И.Чайковсого.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что эффективное изучение творчества П.И.Чайковского возможно при создании дорожной карты.

В соответствии с проблемой, цель, объектом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

Выявить особенности московского музыкального образования с 1840 года по 1860 гг.;

Выявить особенности в творчестве П.И.Чайковского;

Охарактеризовать сущность понятия «русское созвучие»;

Составить дорожную карту.

Методологической основой исследования явились:

- труды по искусствоведению (А.Альшванг и др.);

- исследования в области музыкального просвещения г. Москвы.

Для решения задач исследования были использованы следующие методы:

- теоретический (анализ искусствоведческой литературы);

- статистические (количественный и качественный анализ, обобщение результатов исследования).

Исследование выполнялось в три этапа.

Первый этап – поисково-теоретический (сентябрь-октябрь 2018г.) – изучение и анализ искусствоведческой литературы; анализ состояния проблемы и выявление положительных сторон и недостатков; проведение констатирующего этапа с целью определения исходного состояния объекта исследования.

Второй этапа – опытно-экспериментальный (2018 –2019 гг.) – составление плана и разработка программы формирующего этапа эксперимента.

Третий этап – заключительно-обобщающий (март 2019 г.) – анализ, интерпретация полученных результатов; оформление результатов.

Новизна исследования:

- определены подходы становления русской музыки в Москве;

- охарактеризованы особенности творчества П.И.Чайковского;

- составлена дорожная карта, опытно-экспериментальным путем проверена и подтверждена ее эффективность.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- внесен вклад в разработку проблемы изучения московской русской музыки;

- раскрыты особенности творчества П.И.Чайковского.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

- составлена дорожная карта и проверена в условиях эксперимента, позволяющая эффективно изучить и лучше понимать творчество П.И.Чайковского.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической базой; теоретическим обоснованием проблемы; использованием методов исследования, адекватных поставленным задачам.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования внедрялись в следующих формах:

- выступление на уроках музыки в общеобразовательной школе №53 по результатам исследования;

- обсуждение результатов исследования в урочное и внеурочное время

- разработка и апробация дорожной карты - «Русское созвучие» на базе общеобразовательной школы №53.

Структура исследовательской работы. Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и презентации.

Глава 1. Особенности русской музыки с 1840 по 1860гг.

1.1. Предпосылки создания консерватории в Москве

В научной, искусствоведческой литературе в настоящее время обоснованы некоторые понятия, вместе с тем решение этого вопроса не получило полного развития. Почему появилась в Москве консерватория? В поисках теоретических предпосылок мы обратились к работам искусствоведов, в том числе и к работе А.Альшванга в которых показано, что дворянское и купеческое сословие жили каждое своим замкнутым кругов интересов, по этому, музыкальное просвещение проходило вокруг домашнего очага. Музыкальный театр состоял весь из иностранцев.

В обществе происходили преобразования и у публики появились новые запросы к музыкальному искусству, связи с этим появились новые требования к музыкальному образованию: музыка должна выражать простоту и правду чувства, но в то же силу.

Н.Г.Рубинштейн предложил А.Н.Серову заняться вопросом музыкальной пропаганды в Москве и открыть консерваторию, тот отказался. Тогда решили поручить это дело П.И.Чайковскому.

Анализ работ А. Альшванга, Г. Пожидаева и других позволил нам выделить три подхода становления консерватории в Москве:

- иностранная академическая музыка;

- запрет русской музыки;

- узкий круг интересов жителей г. Москвы.

1.2. Характерные особенности биографии и творчества П.И.Чайковского

Изучаемая нами проблема не нашла полного освещения в литературе. В работе А.Альшванга указано, что П.И.Чайковский посвятил себя полностью музыке.

Опираясь, на работу Н.Дементьевой, нами выявлено, что в 1863 году Чайковский познакомился с Верой Васильевной Давыдовой. В 1868 году Чайковский решил поставить точку в затянувшемся романе с Верой Давыдовой. Любовно-дружеские отношения продолжались уже четыре года и приносили только страдания. Чайковский переживал новые, необыкновенные для него чувства. Он впервые по-настоящему влюбился в женщину Дезире Арто. Она была оперная певица. Он сообщает отцу о желании вступить в брак с госпожой Арто. Отец Чайковского, всегда мечтавший о женитьбе сына, предупреждал: «С такой особой, как твоя Желанная, ты потеряешь свой талант».

Осенью 1875 года у Чайковского началась сильнейшая депрессия. К счастью, на помощь пришла женщина. Вернее, пришло письмо от одной из богатейших женщин России Надежды Филаретовны фон Мекк. Чайковский был счастлив, что обрел искреннего друга и может не опасаться неловких моментов, связанных с интимной близостью. Женился Чайковский в рекордно короткие сроки. 26 марта 1877 года Петр Ильич получил письмо от некой Антонины Ивановны Милюковой. Он ответил на письмо влюбленной девушки. После скоропалительной свадьбы Петр Ильич понял, что с женой у него никаких общих интересов и сбежал от жены, сославшись на неотложные дела.

В других источниках, П.И.Чайковский не был женат, т к. жил с молодым композитором по прозвищу Котик. Мы проанализировали эту информацию, и пришли к выводу, что:

- П.И.Чайковский помогал братьям Шиловским Косте и Владимиру, а называл ласково Костю котиком.

- у П.И.Чайковского была официальна единственная супруга.

Анализ работ ученых позволил нам выявить характерные особенности:

Любимое произведение романс «Соловей» В.Алябьева.

Любимая опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Любил слушать оперу «Дон Жуан» В.А.Моцарта.

Любимое литературное произведение «Мертвые души» Н.В.Гоголя.

Любимое время года осень.

А.П.Чехов посвятил книгу «Хмурые люди» П.И.Чайковскому.

П.И.Чайковский помогал как русским композиторам, так и иностранным.

Они мечтал, чтобы его музыку любили и находили в ней утешение и опору, хотел быть понятым слушателями.

Важные понятия для него были в музыке – взволнованность, искренность.

Вывод по первой главе

Проведенный анализ искусствоведческой и научной литературы позволили нам сделать следующие выводы:

- П.И.Чайковский хотел быть понятым. Творчество композитора глубоко отразило ту эпоху, в которой он жил.

- Мечта П.И.Чайковского, чтобы музыка его распространялась по всему земному шару и волновала своей человечностью, глубоким искренним чувством.

Глава 2. Дорожная карта как условие эффективного изучения творчества П.И.Чайковского

2.1. Содержание дорожной карты

Наше исследование осуществлялась в урочное и во внеурочное время. Для проведения эксперимента нами была разработана дорожная карта, которая включала три раздела: «Русское созвучие», «Русское содружество», «Душа созвучия».

Мы предполагали, что для лучшего изучения и понимания творчества П.И.Чайковского необходимы следующие условия: составление дорожной карты. Опытно-экспериментальная работа была направлена также и на проверку выделенных нами условий.

1 Раздел: «Русское созвучие»

Название дорожной карты обусловлено понятием «русское созвучие» как близкой и родной картины русской земли. «Русское созвучие», т.е. «со» - означает совместно что-то делать, «звучание» - действие, которое мы слышим. Созвучие — в музыке — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты; гармоническое сочетание двух или нескольких тонов; совпадение, сходство звуков речи, рифма.

П.И.Чайковский ещё с детства проникся красотой русской народной песни. В своих произведениях он опирался на русские народные мелодии.

Мы разучивали русские народные песни: «Во поле береза стояла» (симфония №4 финал); «Уж по мосту по мосточку» (опера «Евгений Онегин»).

2 Раздел: «Русское содружество»

Значение слова «содружество» - дружеское единение, дружеское взаимодействие, единство кого-, чего-либо в ходе осуществления совместной деятельности; общество, объединение, основанное на дружеских чувствах, единстве интересов, взглядов.

П.И.Чайковский оказывал помощь многим композиторам С.В.Рахманинову, В.С.Калинникову, С.Н.Танееву и другим. Его были настоящими друзьями А.Н.Серов (музыкальный критик), Н.А.Римский-Корсаков, И.А.Балакирев (композиторы), А.Д.Александрова-Кочеткова (певица).

При определении содержания каждого раздела мы опирались на работы А.Альшванга, П.И.Чайковского и др.

В своем исследовании в разделе «Русское содружество» мы использовали такие задания:

1. послушать музыкальные произведения композиторов: А.П.Бородина, А.Н.Лядова, С.С.Прокофьева, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргский, Г.В.Свиридова

2. Нарисовать образ прослушанной музыки.

3. Подобрать к рисункам созвучные музыкальные произведения П.И.Чайковского.

Музыкальные произведения и отражения образа в рисунке

Г.В.Свиридов А.Н.Лядов

«Время, вперед» «Кикимора»

П.И.Чайковский «Концерт №1 П.И.Чайковский «Баба-яга»

с оркестром» из «Детского альбома»

П.И.Чайковский Н.А.Римский-Корсаков

«Щелкунчик» «Снегурочка»

П.И.Чайковский «Щелкунчик»

П.И.Чайковский «Феи драже»

А.П.Бородин М.П.Мусоргский

Балет «Ярославна» « Избушка на курьях ножках»

П.И.Чайковский «Лебединое озеро»

(сцена встречи на озере) П.И.Чайковский «Баркарола»

С.С.Прокофьев Н.А.Римский-Корсаков

Кантата «Александр Невский» «Снегурочка»

П.И.Чайковский «Марш» П.И.Чайковский «Вальс цветов»

из балета «Щелкунчик»

3 раздел: Душа созвучия

Что такое душа человека и в чем ее суть, ищут многие, как философы, так и ученые. Душа — энергетическая субстанция, составляющая единое целое со всем Мирозданием, но имеющая воплощение в живом существе. Душа́ - это некая энергия человека, которая не имеет начала и конца, в которой выражена божественная природа. Душа – это первая одежда, первое отождествление, первый отблеск истинной сущности.

П.И. Чайковский мечтал о том, чтобы его музыка звучала по всему миру. Он дружил не только с русскими композиторами, художниками, а также поддерживал дружеские отношения с Григом Э., Дворжаком Н., Брамсом И., Штраусом Р., Берлиозом Ф. В своих произведениях Чайковский старался отразить бытие народов мира и раскрыть его красоту души.

Таким образом, мы можем утверждать «Душа созвучия» - энергия и одежда народов мира.

Мы взяли за основу задания, которые выполнили наши одноклассники, а мы к этим заданиям сочинили свою сказку.

Иван царевич и Снегурочка

Отец подарил Ивану царевичу вороного коня. Решил царевич объездить коня, сел на него и поскакал. Не бежит конь, а летит словно стрела. Конь несет Ивана царевича дальше-дальше от родных мест. Вот оказался Иван царевич в дремучем лесу. Увидела его Кикимора, понравился ей и предлагает Ивану, взять ее в жены. Иван царевич отказался брать в жены кикимору. Разозлилась она и превратила его в Щелкунчика. Узнала об этом Снегурочка, заплакала горькими слезами. Снегурочка обратилась за помощью к Жар-птице. Она дала Снегурочке волшебное семечко, из которого необходимо сварить волшебный напиток, отблагодарив, Жар-птицу отправилась дальше. Долго ли, коротко ли пришла к Бабе-яге и рассказала свою беду. Баба-яга пожалела Снегурочку и приготовила для царевича волшебный напиток. При этом говорит: «Три раза брызни на Ивана, и он, станет как прежде. Снегурочка выполнила указания, которые говорила Баба-Яга, брызнула несколько раз на Щелкунчика и оковы разрушились.

Вывод по второй главе

Логическую цепочку составляют дорожной карты такие понятия как «русское созвучие» - «русское содружество» - «душа созвучия». Музыка П.И.Чайковского глубока и задушевна. Она в своей основе национальна и демократична.

2.2. Апробация результатов исследования

Результаты исследования апробировались в следующих формах:

- обсуждение результатов исследования внеурочное время учениками 5 и 8 классов: Амвелян Амилия и Бидак Анна (5кл.), Разумовская Мария и Хачатурян Анна (8кл.)

- выступления учеников 6 класса на уроке музыки:

Одинокова Лера и Валивахина Маргарита

- выступления учеников 4 классов на уроке музыки: Амвелян Аврора и Никитин Иван

На основании исследования выбранной темы и проведенной экспериментальной работы нами сделаны следующие выводы.

В процессе исследования нами составлена дорожная карта, направленная на успешное изучение творчества П.И.Чайковского. Нами придумана сказка в основе, которой положена идея созвучия композиторов, художников и поэтов. Содержание дорожной карты имеет социальную напрвленность.

Заключение

Проведенное исследование, посвященное изучению творчества П.И.Чайковского, позволяет сформулировать следующие выводы.

Разработанная нами дорожная карта включает такие разделы: «Русское созвучие», «Русское содружество», «Душа созвучия». Охарактеризовано и дополнено понятие «Русское созвучие».

Изучение творчества П.И.Чайковского имеет поэтапную последовательность и предполагает:

- «узкий круг общения» - каждое сословие, а также аристократы жили своими узкими интересами;

- «просвещение» т.е. «русское созвучие» - просвещение русской народной и академической музыки в массы народа и интерпретация русской музыки в симфониях и камерных оркестрах;

- «русское содружество» - композитор П.И.Чайковский помогал как молодым композиторам, так и опытным.

- «душа созвучия» - П.И.Чайковский объединяет в своей музыке разные народные мелодии.

3. На основе анализа проблемы становления консерватории нами выделены 3 подхода:

- звучание музыки только иностранной в Москве;

- русская музыка запрещалась;

- «узкий круг интересов».

Результаты исследования позволяют утверждать, что гипотеза исследования подтверждена, все задачи решены.

Библиографический список

Альшванг А. П.И.Чайковский. М.,1959 - 704с.

Гладкова Т.М. Формирование социально-эстетических чувств у младших школьников в художественной коллективной досуговой деятельности (автореферат). М., 2009 – 22с.

Кабалевсктй Д.Б. Про трех китов и много другое. М., 1976 – 223с.

Пожидаев Г. Рассказы о музыке. М., 1975 – 79с.

Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1985 – 775 с.

Чопниц А.С., Петушко Н.И. Пение. Минск, 1978 – 194 с.

Просмотров работы: 46