Трудовая жизнь пожевлян в годы Великой Отечественной войны

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Трудовая жизнь пожевлян в годы Великой Отечественной войны

Аникин С.В. 1
1МБОУ "Пожвинская СОШ № 1"
Глухова С.М. 1
1МБОУ "Пожвинская СОШ № 1"

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Годы войны все дальше уходят от нас, и меняется наш угол зрения на нее. Свойство наших дней – открытие правды о вещах, казалось бы, давно известных. Сказанное всецело и полностью относится к истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Уходят ветераны Великой Отечественной. И, приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне. Сейчас остались в живых только труженики тыла и дети войны. Поэтому актуальность заключается еще и в стремлении сохранить память о земляках – тружениках тыла Великой Отечественной войны, необходимостью формирования патриотизма и чувства любви к Родине, чувства гордости за свою малую Родину, за своих земляков.

Соответственно, объектом  исследования является советский тыл в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования  – деятельность пожевлян в тылу в годы Великой Отечественной войны. Какой вклад они внесли для  Победы над фашизмом,  какую помощь оказали фронту.

Гипотеза работы: пожевляне не только принимали активное участие в Великой Отечественной войне, но и внесли большой вклад в Победу, работая в тылу.

Целью работы является изучение материала о роли тружеников тыла п. Пожва, их вклад в Победу над Германией в Великой Отечественной войне.

Задачи:

1. Посмотреть материал о советском тыле в годы Великой Отечественной войны.

2. Изучить историю п. Пожва  в период Великой Отечественной войны.

3. Исследовать краеведческий материал: периодику военных лет (статьи, литературу, т.д.); использовать материалы из  фонда школьного музея.

4. Проанализировать, обобщить полученную информацию, сделать выводы.

Методы исследования:

изучение информационных источников: работа с каталогами, научно-исторической литературой, Интернет – ресурсами;

поиск информации о тружениках тыла;

обобщение, систематизация найденного материала.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и приложения.

Первая глава рассказывает о советском тыле, что делал народ, чтобы помочь победить врага.

Вторая глава посвящена труженикам тыла п. Пожва. Здесь хорошо видно, какую деятельность осуществлял советский тыл, тоже самое и происходило в п. Пожва в годы Великой Отечественной войны.

При работе был использован материал школьного музея, книга П.М. Казанцева, Интернет-ресурсы.

Практическая значимость исследования велика. Как мы выяснили в процессе исследования, в рамках школьного курса истории Великой Отечественной войне отводится совсем немного часов. Учащиеся имеют отрывочные представления о событиях, происходивших в годы войны в нашем крае, поэтому проект имеет большую значимость и  предполагает осуществление патриотического  воспитания молодого поколения путём вовлечения школьников, родителей, общественности в совместные мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, поиск новой информации.

Результаты исследований могут быть использованы при проведении уроков истории, занятий во внеурочной деятельности, тематических классных часов и Уроков Мужества.

Глава 1. Пожвинский завод в годы войны

Задания по выпуску оборонной продукции почти все действующие на тот момент предприятия в большинстве случаев не только выполняли, но и перевыполняли. Не являлся исключением и наш Пожевской завод - одно из основных промышленных предприятий Пермской губернии в конце XVIII - начале XХ века. (см. приложение № 2)

На начало войны на заводе работали 685 человек, которые выпускали продукцию на 4090 тысяч рублей. Наш завод выпускал такие изделия, как: саперные лопатки, шанцевый инструмент, корпуса мин, подковки для солдатских сапог, колючую проволоку. [11] (см. приложение № 1)

Большим уважением заводчан пользовалась фронтовая комсомольско-молодёжная бригада слесарей во главе с Виктором Поморцевым. Выступая на митинге в 1942 году, он заявил: «Красная Армия ещё раз доказала всему миру свою силу. Если сейчас наша бригада перевыполняет план в 1,5 раза, а я сам даю 170% нормы, то впредь мы ещё увеличим свою выработку». [3]

Тогда среди оставшихся квалифицированных рабочих развернулось движение двухсотников - передовиков производства, выполняющих нормы на 200 и более процентов. «Работать за себя и ушедшего на фронт товарища», - таков был девиз пожевлян.

Особое внимание на заводе обращалось на женщин и подростков. Они заменяли у станков и слесарных верстаков своих отцов и старших братьев. Это они здесь, в глубоком тылу, ковали ключи победы. Это они, работая по 12 часов в смену, а порой ночуя в цехах, выполняли по две и более нормы.

Женщин ставили на немецкий станок «Парксон», а подростков на токарный станок «Ленма». Это был станок с кулачковым патроном. Детали точили разные: корпуса мин, втулки роторов, детали к лесопильной раме, буксы железнодорожные, шестерни разного размера, болты. [2] (см. приложение № 3)

Время было очень тяжелое. Хлеб давали по карточкам. Всех женщин и подростков, пришедших работать на завод в это время, отправляли учениками к людям, знавшим токарное, слесарное, строительное дело. Обучали очень быстро. В цехах взрослых людей с каждым днём становилось всё меньше и меньше. Оставались женщины, старики, инвалиды Дисциплина была строгой. За опоздание на 20 минут судили. Старались работать добросовестно, ответственно относились к своему делу. [12]

Кузнецова Антонина Алексеевна рассказывала о том, как они готовили топливо для завода. « Нас, человек двадцать, в основном молодых, вызвали к начальнику цеха И. Г. Нейбургу и объявили: нарубить каждому сто кубометров дров. Цифра пугала. Тем более что до этого никто из нас не занимался дровами. Жили мы в бараке на берегу реки Пожовка: одна комната для мужчин, другая для женщин, есть сушилка и столовая. Поздним вечером гуськом возвращались из лесу в барак. Обмерзшие юбки шуршат и коробятся на морозе. Приходим в тепло, раздеваемся, бежим в сушилку, оттуда в столовую. После ужина шум, смех: рабочий день позади, теперь отдых. Ночью в бараке выстывает. Мы соскакиваем, сдвигаем койки, ложимся все рядом - так теплее. Утром снова в лес. Принимает нашу работу высокий, здоровый мужчина И. Е. Беляев. Мы против него, как муравьи возле кучи, суетимся, стараемся. Деревья кривые, большие сучковатые ёлки да не колкие берёзы. На выходной день из барака все уходили домой. До моей деревни было 10 километров. Но, несмотря на все трудности, норму мы выполнили! На следующую зиму норма была ниже. Научились мы выполнять норму и в летнее время, в сенокос. Мы сами отбивали косы и точили их. А сколько было мучений, пока научились этому. Летом мы работали и на выгрузке барж, на строительстве гаража, на лесопилке. Везде нужны были руки. И чаще всего выручала молодёжь. Работали мы без лени, дружно, добросовестно, а главное, не унывали. Мы заменяли, сколько могли, людей, ушедших на фронт». [4]

Помогали фронту не только трудом, но и рублем. Было собрано 25 тыс. руб. на постройку самолетов для Северо-Западного фронта. С наступлением холодов в общезаводскую комиссию ежедневно начали поступать тёплые вещи для воинов-фронтовиков. Рабочие и работницы приносили полушубки, овчины, шерсть, ватные костюмы, тёплое бельё. Пожвинцы оказы­вали существ, помощь освобожденным районам. [10]

Глава 2. Тяжелое детство

Дети войны… Они были просто маленькими детьми. Они просто жили, не раздумывая о причинах того, почему им так несладко. Они жили и страдали вместе со всей страной.

Федюкова Антонина Ивановна рассказала о том, как они ходили по деревням и собирали золу. 4 короба этой самой золы равнялись трудодню, за который полагалось 200 г хлеба и 2 копейки облигациями в конце года. Собрав достаточное количество золы, рассеивали её по полям. На детей с помощью верёвок надевали тазы, чтобы зола рассеивалась равномерно, били по тазу. За работой следил старичок, который частенько ругал ребят за оплошности.[7]

Волкова Ирина Николаевна вспоминает:

«Военное время было очень тяжелым. Комнаты были не обставлены. Из-за большого количества детей в палатах койки стояли очень близко друг к другу, были узкие проходы. По утрам мы делали зарядку, бегали умываться на пруд. Играли мы на улице. Игрушек у нас не было. Играли картошкой и морковью. Игры придумывали сами. Зимой делали лакомство – замораживали хлеб. Гуляли по полям, собирали луговой лук.

Во время войны мы часто собирались у радио. Стояли и слушали вести с полей сражений. Если с фронтов приходили плохие события, мы плакали. В Пожве и Майкоре во время войны не было проблем с электричеством.

Одевались тоже хорошо. Нам посылали американские шерстяные платья. Мы их надевали по праздникам.

Когда мы услышали весть о Победе, нашему счастью не было конца. Мы бегали, радовались. Пели разные песни, играли на фортепьяно». [5]

Из воспоминаний Левиной Раисы Григорьевны мы узнали, что когда началась война, была мобилизация, сбор проходил на площади в селе. Было много народу, плакали. Мобилизованных везли на лошадях на пристань в деревню Усть-Пожву, на пароход и далее в район города Чермоз. Из родственников на войне погиб дядя – Сосунов Николай Иванович, преподаватель школы №1, преподавал физику, математику. Погиб в Брянских лесах. Ушел в первые дни войны добровольцем.

Во время войны хлеб выдавали по карточкам, маленький кусочек, хлеб только ржаной. Конфет не было, песок по норме – 1 чайная ложка к чаю. Вместо чая пили траву – зверобой.

Игрушек не было. Летом лепили игрушки из глины, играли веревочной скалкой, били лопаткой чижик, били палкой шарик, играли в черту. Зимой катались на ледянке (намораживали лёд на доску) на самодельных лыжах.

Школу посещала, учебников не хватало, писали ручкой с пером. Вместо чернил разводили сажу (черные чернила), свекольный раствор (красные чернила). Тетрадей не было, писали на старых книгах, газетах. Все ходили сшитыми сундуками из материала – холща.

Школьные годы с 1 по 4 классы проходили в Е-Пожве, с 5 класса в Пожве. Ходила пешком за 8 километров. Зимой жила на квартире. В школе нас кормили, маленький кусочек хлеба без супа, каша и чай. Во время войны ели травки – пеканы, полевой хвощ (пестики), щавель (кислицу), липовый лист. Обуви не было, летом бегали босиком, зимой носили лапти (плетеные из коры липы), привязывали их к ногам на верёвочки.

Помогали выжить в тяжёлые годы работники в колхозе, готовили сено. У нас в Е-Пожве был большой конный двор, выращивали лошадей для фронта. В начале сентября нас водили всей школой собирать колос на поле, помогали садить и копать картофель. Помогала родителям дома, держали корову, овец, кроликов.

Все ждали окончания войны.

Самое радостное воспоминание – это День Победы. Было тепло, сухо, мы шли с Е-Пожвы в Пожву, нас было 15-20 человек. Нам сообщили, что закончилась война. Мы все кричали «Ура!». В школе нас выстроили на линейку (где Дом Пионеров). Директор Кашин Пётр Семёнович нам сообщил, что закончилась война.

Еще было радостное воспоминание, после отмены карточек я наелась досыта белым хлебом, запах белого хлеба запомнился на всю жизнь. [6]

А Субботина Антонина Ивановна рассказала о школе.

«Мой папа, Казанцев Иван Затеевич, в 1941 году ушел на фронт, был защитником Москвы. Он пропал без вести. Мне было 9 лет, когда началась война. В семье осталась мама, я и младшая сестра. Маме приходилось много работать. Она устроилась работать техничкой школу.

Все женщины работали тогда в школе. Она находилась в здании княжеского дома. Школу нужно было топить. Женщинам приходилось работать в лесу. Было необходимо распилить и наколоть дрова, в день нужно было построить одну поленницу. Я тоже работала: подметала полы в школе и ворошила головешки в печах.

Нам трудно было учиться. Каждый год с 4 класса сдавали экзамены. Мы голодали, и нас немного подкармливали. В глиняные чашечки наливали немного супа, но это было редко. Однажды в 7 классе на экзамене нам принесли ломтик серого хлеба с намазанным тонким слоем повидлом. Это для нас было лакомством.

Подростков принимали в пионеры. Но мама не хотела, чтобы я вступила в их ряды – вдруг немцы придут.

Возле княжеского дома люди начали рыть окопы, чтобы спастись. Все очень боялись фашистов. [8]

В военные годы к нам приехали эвакуированные. У нас поселились бабушка и дочка из Подмосковья. Дочь была учителем истории. Ее звали Ктон Вера Константиновна. Именно ее мать научила пожевлян есть лисички.

Также в Пожву был эвакуирован Костно-туберкулезный санаторий из Москвы. Там работала моя тетя – Раиса Михайловна Костина. После того, как немцы отошли от Москвы, санаторий вернулся обратно. С ним уехала и моя тетя. В один солнечный жаркий майский день она получила солнечный удар, потеряла зрение. [9] (см. приложение № 4,5)

Одежды не было, но мама была хорошей портнихой и шила вещи сама. В эти годы все делалось вручную.

Местные жители продавали тюремщикам буханку хлеба за 400 рублей, чтобы как-то выжить и прокормить себя.

В старших классах мы ходили в колхоз убирать картошку из-под снега. Я окончила школу в 1948 году. Сразу пошла, работать». [8]

Образ жизни и поведение советских детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалой стойкостью. 

Глава 3. Ударный труд колхозников

Сообщения о трудовых подвигах колхозников, в основном женщин, подростков, даже старушки старались сделать больше нормы, работая в поле. Очень строго тогда относились к трудовой дисциплине, к выполнению трудовых заданий, норм. Работать по-фронтовому – такой лейтмотив был у колхозной жизни тех суровых лет. 

Из воспоминаний Безгодовой Анны Михайловны

«Я родилась в Чердыни. В Пожву приехала в 1939 году. Меня вырастила сестра. Дали квартиру. Зятя Хохлова Андрея взяли в армию. Пропал без вести в 1944 году.

Во время войны я работала в колхозе. Зимой сортировали картошку в яму или работали в лесу. У меня был высокий рост и меня заставляли больше всех работать. А летом боронили, босиком, так как ходить было не в чем. Сядем на борону, отдохнем, и дальше боронить. На следующий год отправляли сеять зерно. За плугом ходили девочки в 15 – 16лет. Работа была очень тяжелая. В Лысково- 1 бригада, в Большом логе- 2 бригада. В колхозе делали все вручную, сеяли, боронили, убирали, и за это давали 5 килограмм зерна. Зерно возили молоть в Майкор на мельницу.

За дровами ездили за Ратанку на поля. Начинали работать с рассвета, а заканчивали, как стемнеет. Ребята работали за 2 куска хлеба и 2 поварешки супа. Очень нелегко было.

Победу встречали на площади, было немало народу, все пели, танцевали. В колхозе многие ушли на фронт и не вернулись. У меня два зятя ушли на фронт, и оба погибли. [12]

Из воспоминаний Красносельских Анфусы Алексеевны.

«В 1941 году я работала в колхозе «Красный партизан», который находился в Елизавете - Пожва. Работала всю войну разнорабочим, после войны еще 3 года, потом колхоз распался. В бригаде было 20 женщин и старики лет под 70. Работа начиналась в 5 утра. Пахали, боронили руками, без лошадей. В год изготавливали по 40 тонн хлеба. В годы войны ели хлеб, 400 грамм в день выдавали по карточкам.

Потом в колхозе меня перевели работать конюхом. С утра выгоняла коней, косила им траву. В колхозе у меня лошади были самые лучшие. За это мне дали премию – ткань на платье. Лошадей выращивали для фронта.

Затем их сами гоняли на фронт. Когда ехали, очень сильно голодали и замерзали. По дороге люди нам давали, что могли: кусочек хлеба, картошку, а иногда голодными оставались. Под Москвой нас кормили солдаты. Обратно полтора месяца шли пешком до дому.

День Победы не отмечали, так как работали в колхозе день и ночь.

Так же жители посёлка приняли 200 эвакуированных семей, и детский санаторий окружил всех вниманием и заботой. Все жили желанием выстоять и победить.

Питались пожевляне во время войны баландой и дранкой. Баланда - жидкая мучная вода с луком и солью; дранка - натёртая картошка с клевером, которая посыпалась солью и готовилась в жаркой печи, дранку ели на верхосытку и считали своего рода лакомством. Весной из гнилой картошки пекли лепёшки. Хлеб выдавали по норме. Несмотря ни на что, мои соотечественники сделали все для победы.[2]

Все для фронта, все для победы! Лозунг, по которому жили и трудились в тяжелейших условиях наши земляки и все граждане огромной страны. Именно благодаря таким людям, как эти простые труженики, наша Родина выстояла, выдержала и победила.

Заключение

75 лет назад отгрохотала Великая Отечественная война. Но с течением времени всё грандиознее видится беспримерный трудовой подвиг людей, вошедший в легенду, повествующий миру о величии человеческого духа, об обжигающей ненависти к поработителям, о беспредельной любви к родной земле и к свободе. Подвиг наших людей, где бы они ни сражались во время минувшей войны, на фронте или в тылу, - велик и незабываем.

Я восхищаюсь трудом и упорством пожевлян. Да разве можно пересказать весь их подвиг. Сколько трудностей легло на их плечи, но они выстояли и победили. Несмотря на суровые условия, жители поселка Пожва внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.

Я горжусь тем, что мои земляки сделали всевозможное в годы Великой Отечественной войны.

Время бессильно ослабит память человечества о мужестве и несгибаемой стойкости советских людей, поднявшихся на защиту своей Отчизны. Мы вновь пытаемся понять, осмыслить и всесторонне осветить истоки боевой и трудовой доблести тех, кто насмерть стоял, защищая советскую землю, и тех, кто ковал победу над врагами Родины в тылу страны, кто обеспечивал фронт вооружением, боеприпасами, продовольствием и обмундированием.

Весь народ, от мала до велика, бросился на борьбу с фашистскими захватчиками. Никто тогда не думал, что Советский Союз выстоит и победит, но свершилось чудо! И это чудо – советский народ. Мне множество раз хочется повторять слова, что наш народ – сила, мужество и отвага. Как бы трудно ни было в годы войны, каждый советский человек думал о победе. И живя в наше время, я всегда с гордостью думаю о народе, их подвиге, который они совершили в годы Великой Отечественной войны. [1]

Такой подвиг и совершили мои земляки в тылу врага. Исследуя данную тему, я составил рассказ о жизни пожевлян в годы войны.

Библиографический список

Венок славы – антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. Том 9. М. 1985.

Воспоминания о войне Туляевой К.М. – школьный музей. Оф. 176.

Воспоминания о войне Голдобина А.А. – школьный музей. Оф. 158.

Воспоминания о войне Кузнецовой А. И. – школьный музей. Оф. 170.

Воспоминания о войне Волковой И.Н. – школьный музей. Оф. 161.

Воспоминания о войне Левиной Р.Г. – школьный музей. Оф. 165.

Воспоминания Федюковой Антонины Ивановны. Пожва. Запись 12.04.2017.

Воспоминания Субботиной Антонины Ивановны. Пожва. Запись 30.06.2017.

Воспоминания Бажиной Александры Андреевны. Пожва. Запись 25.06.2017.

Теплоухов А.И. Дар потомкам. История посёлка Пожвы: краткий исторический очерк. – Пермь, ИП Харин Д.И., 2012. – 96 с.

П.М. Казанцев. Пожвинский завод. Историческая хроника 1754-2004. Кудымкар. Коми-Пермяцкое книжное издательство. 2004.

П.М. Казанцев. Историческая справка по Пожвинскому заводу

« Лесосплавмаш» - музей школы. Оф. 27.

Приложение № 1

Снаряды и инструменты, изготовляемые на Пожвинском заводе во время войны

Приложение № 2

Пожвинский машиностроительный завод во время войны

Приложение № 3

Блиндажная печь

Приложение № 4

Письма и воспоминания Бажиной Александры Андреевны

Приложение № 5

Субботина Антонина Ивановна

Бажина Александра Андреевна

 

Просмотров работы: 36