Творческое наследие художника С.С. Беляева

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Творческое наследие художника С.С. Беляева

Уткин И.В. 1
1ГОУ ДО ЯО ЦДЮТурЭк, муниципальное общеобразовательное учреждение Козская средняя школа
Мякутина М.А. 1
1ГОУ ДО ЯО ЦДЮТурЭк, муниципальное общеобразовательное учреждение Козская средняя школа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ι. Введение

 

В сентябре 2020 года на занятиях объединения «Историки-краеведы» зашёл разговор о знаменитых людях нашего района. Я вспомнил, как однажды в Интернете нашёл информацию о художнике Сергее Степановиче Беляеве, уроженце села Киёво. Но, к сожалению, кроме имени, на занятии ничего не мог о нём рассказать.

Опросив односельчан, я понял, что о нём никто ничего не знает, т.к. семья Беляевых переехала в Ярославль ещё в 20-х годах XX века, вероятно, вскоре после рождения сына Сергея. Самому же старому жителю села Киёво, моей прабабушке, сейчас 91 год, но она лишь помнит, что такая семья жила в Киёве, но ничего о ней не может рассказать.

Поэтому я решил, что нужно узнать о художнике С.С. Беляеве и его творчестве подробнее и рассказать односельчанам и ученикам школы об этом человеке.

Цель: собрать и обобщить материал о художнике С.С. Беляеве, уроженце Первомайского района

Задачи:

- изучить биографию С.С.Беляева,

- выявить основные темы рисунков С.С.Беляева

Практическая направленность работы состоит в следующем: пропаганда творчества талантливого человека-земляка, пополнение материалов школьного музея, сбор материалов для выставки к Дню села Киёва.

Главными нашими помощниками в создании исследовательской работы являются главный хранитель музейного фонда Ярославского художественного музея Лебедева Татьяна Альбертовна и Котова Ирина Николаевна, заведующая архивом Ярославского художественного музея. С ними мы связались через аккаунт «Ярославский художественный музей» (социальная сеть «ВКонтакте»), а затем общались посредством электронной почты.

Методы исследования: опрос жителей села Киёва, онлайн-переписка с сотрудниками Ярославского художественного музея, анализ источников по теме (Интернет-источники, материалы музея), обобщение полученных сведений, систематизация материала

ΙΙ. Основная часть

2.1 Биография С.С. Беляева

Сергей Степанович Беляев (см. Приложение 1) родился  17 июля 1922 г. в селе Киёво Ярославской области.  Учился в рабочей художественной студии при Ярославском союзе художников (1937—1941).

Беляев С.С. – участник Великой Отечественной войны (см. Приложение 2). «Во время войны был артиллеристом-наводчиком, телефонистом, стрелком, военным чертежником. Воевал на Калининском, 2-м Белорусском фронтах, участвовал в освобождении Украины, Польши, воевал в Румынии, штурмовал Берлин» [1] . Награждён орденом «Красной Звезды» и медалями «За боевые заслуги», юбилейными памятными медалями. Награждён «Грамотой участнику взятия Берлина» (см. Приложение 3)

«После войны С. С. Беляев был направлен маршалом бронетанковых войск М. Е. Катуковым в художественную студию им. Грекова, где Сергей Степанович учился с 1945 по 1946 годы. Жил в Ярославле.

В 1948 году стал членом Союза художников России. Участник областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставок. Персональные выставки — Ярославль (1946, 1970, 1982, 1984)» [1]. В Ярославском художественном музее хранится около сотни его графических работ.

«Произведения С.С.Беляева находятся в собрании Музея вооружённых сил России, в музейных собраниях Ярославля, Рыбинска, Киева, Нижнего Новгорода, Иванова, Костромы, в музеях Варшавы, Праги, во многих частных коллекциях» [2]

Сергей Степанович Беляев скончался 17 октября 1981 в Ярославле в возрасте 59 лет.

____________________________________________________________________

http://demetra.yar.ru/index.php/proekty/yaroslavskij-kalendar/17-iyulya Дата обращения 30.10.2020

http://unionart76.ru/khudozhniki/memorial/belyaev-ss-1922-1981.html Дата обращения 01.11.2020

. Творчество СС. Беляева

Рисунок в творчестве С.С. Беляева

Всё творчество С.С. Беляева составляют рисунки.

«Рисунок — это изображение на плоскости, нанесенное посредством графики. В контексте художественного творчества рисунок рассматривается, как изображение, созданное вручную с использованием линий, штрихов и пятен, выполненное в двух цветах (например, черное изображение по белой поверхности) или в большем, но ограниченном количестве цветов, и созданное посредством графических материалов таких, как карандаш, мелок или их аналогов» [3]

Основные темы рисунков С.С. Беляева - Великая Отечественная война, малая родина, города других стран. Основные жанры его рисунков - батальный жанр, пейзаж, портрет.

Батальный жанр (от фр. bataille - битва) - это жанр изобразительного искусства, посвященный темам войнам, битвам, походам и эпизодов военной жизни. Этот жанр может включать в себя быт, портрет, пейзажи, изображение боевой техники.

«Пейзаж (фр. Paysage, от pays — страна, местность.) — это жанр изобразительного искусства и отдельные произведения этого жанра, основным предметом изображения которого является девственная или преобразованная человеком природа» [4]

С.С. Беляев использовал в разной степени следующие виды пейзажа: природный и урбанистический.

Портрет    (франц. portrait, от устар. portraire - изображать) – это изображение  какоголибо человека либо группы людей, существующих или существовав-ших в действительности.

______________________________________________________

http://какнаучитьсярисовать.рф Дата обращения 01.11.2020г

http://какнаучитьсярисовать.рф/пейзаж Дата обращения 01.11.2020г. 

 «Важнейший критерий портретности  – это сходство изображения с моделью (оригиналом). Оно достигается не только верной передачей внешнего облика портретируемого, но и раскрытием его духовной сущности,  единства индивидуальных и типичных черт, отражающих определенную эпоху, социальную среду, национальность. По числу персонажей портрет делятся на индивидуальные, двойные, групповые» [5]. Специфический жанр портрета – автопортрет (см. Приложение 4) 

«В отличие от печатной графики, рисунок уникален, он существует в единственном экземпляре. Чаще всего рисунок создаётся художником для самого себя и остаётся в альбоме для эскизов. Реже создаются специальные рисунки для выставок. Только начиная с 17 в., рисунок стали воспринимать как своеобразный, обладающий своими яркими особенностями вид художественного творчества»[6]. Рисунок – это непосредственный вид графики, поэтому именно в нём наиболее ярко проявляются индивидуальный почерк художника.

Все работы художника подписаны с точной датировкой, имеется личная подпись (см Приложение 5) художника на всех работах

Рисунки Беляева можно разделить на 2 большие группы: фронтовые рисунки и послевоенные рисунки.

Фронтовые рисунки С.С. Беляева

Тяжелейшим испытанием для страны стала ВОВ. Когда разразилась вторая мировая война, история искусства мира пережила чрезвычайные времена.

С началом ВОВ художники принимали самое активное участие в борьбе. Так случилось и с Беляевым. Он был солдатом, а между боями рисовал. Военная тема – одна из основных в творчестве Беляева.

____________________________________________________________________

«Популярная художественная энциклопедия.» Под редПолевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.

«Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.

На фронтовых дорогах он не расставался с карандашом и альбомом. Впечатления тех лет отразились в многочисленных графических работах.

Среди фронтовых рисунков С.С. Беляева сохранись только рисунки 1945 года. Вероятно, были и другие рисунки, но они погибли в чудовищной «мясорубке» войны.

Запечатленные на фронтовых рисунках события — объективный, очень живой и непосредственный источник для воссоздания подлинной истории Великой Отечественной войны.

Рисунки Беляева – своеобразная летопись дней войны, зафиксированная шаг за шагом по пути боёв. Перепаханное снарядами поле во время артподготовки, портреты воинов, типы пленных фрицев, зарисовки городов, занятых Красной Армией и др.

Во фронтовых рисунках Беляева значительное место занимает жанр портрета, Художник создал богатую портретную галерею образов военачальников, офицеров и рядовых солдат Советской Армии, сражавшихся во вражеском тылу.

 

В биографии Беляева важное место занимает М.Е. Катуков. советский военный деятель, маршал бронетанковых войскдважды Герой Советского Союза . Михаилу Катукову принадлежит честь первой крупной победы советских автобронетанковых войск в 1941 году   Его портрет имеется в коллекции фронтовых рисунков художника.

Есть и другие портреты военачальников и офицеров.(см. Приложение 6)

Есть среди фронтовых рисунков и портреты простых солдат.

Вот одна из таких работ: «Фронтовой приятель Саша» (Украина) 1944 год - погиб под Берлином (приписка автора).

 

«Эти рисунки, полные искреннего чувства, человеческого тепла, наблюдательности, можно сравнить с рассказом о людях, которые воевали и победили. Небольшие скромные карандашные портреты отличившихся бойцов, нарисованные в тесных блиндажах и окопах, печатались во фронтовых газетах, потом отсылались домой, где бережно хранились в альбомах как самые дорогие семейные реликвии»[7].

Что же касается военного пейзажа, способного выразить самые тонкие переживания, то в нем, пожалуй, с особой пронзительностью выразился драматизм войны, ее жестокость. Природа, служившая фоном и ареной военных действий, изменила свой мирный облик. Вторжение врага на нашу землю, беспощадная борьба с ним, его изгнание — вся долгая эпопея войны оставила на ней уродливые отметины. Художник много рисовал в освобожденных городах Европы. Его работы фиксировали последствия ожесточенной борьбы за каждую улицу, каждый дом. Вот две такие работы:

Руины. Дворец. Дрезден

1945

Берлин. Май. Врытый в землю "Тигр"

1945

________________________________________________________________

https://his.1sept.ru/2004/47/4.htm Дата обращения 02.11.2020г.

Но среди страшных руин и пустынных развалин художник подмечал все, что указывало или хотя бы намекало на жизнь, ее возрождение. Вот, например, рисунок «Дрезден. Памятник «Победы» 1945 года.

 

Рисовал С.С. Беляев и немцев. Одна из пронзительных его работ конца войны

«Берлинская операция. Пленный немецкий офицер». На рисунке мы видим человека,

уставшего от войны, злого и опустошённого. Его глаза смотрят вниз, это помогает

создавать образ сдавшегося врага.

   

На другом рисунке 1945 года изображён немецкий художник Отто Грибель. У него в Берлине Беляев брал уроки рисования.

Все фронтовые рисунки выполнены на бумаге коричневого, серого и белого цвета мелом, пастелью, карандашом, углём.

«Фронтовые рисунки — уникальные в своей искренности и достоверности произведения искусства. Они обладают магической способностью возвращать нас в прошлое — к трудным для страны военным годам, героическому сопротивлению и небывалым победам»[8].

____________________________________________________________________

https://his.1sept.ru/2004/47/4.htm Дата обращения 02.11.2020г.

Роль фронтового рисунка сложно переоценить. Очень хорошо об этом написал Алим Кешоков в стихотворении «Солдат-художник» (см. Приложение 7)

2.2.3 Послевоенные рисунки С.С. Беляева

Послевоенные рисунки Беляева условно можно также поделить на группы. Основную группу составят портреты и пейзажи.

Среди портретов встречаются изображения людей разного возраста, разных профессий.

Но обращают на себя внимание несколько работ, на которых изображены художники. Вот, например, портрет 1950-х годов художника Аркадия Пластова, известного нам по картинам «Сенокос», «Первый снег», «Фашист пролетел», «Ужин трактористов» и др.

 

Среди пейзажей виды Ярославля и окрестностей, Рыбинска, Суздаля, Ростова Великого, Загорска, Владимира, Ленинграда и др. городов.

Демидовский садик. 1960

Ростов Великий. 1948

Внимание художника останавливается на храмах.

Владимир. Дмитровский собор. 1973

Церковь св.Михаила Архангела

А также художник изображает возрождение и обновление городов.

Ярославль строится, 1970 г.

Ярославль. Строительство порта. 1973

Несколько рисунков посвящает художник Красному Перекопу г. Ярославля. Вот одна из таких работ. На рисунке изображён парк «Красный перекоп» и Церковь Петра и Павла. Рисунок относится к 1979 году

Есть среди портеров и пейзажей те, которые он создавал в Чехословакии. Вот, например, рисунок «Чехословакия. Карлов мост. 1950-1960 годы». На рисунке изображён «действующий каменный мост XIV века (через реку Влтава), одна из главных достопримечательностей Праги. Сооружение длиной 520 и шириной 9,5 метров поддерживают 16 опор и украшают 30 скульптурных композиций»[9].

_______________________________________________________________

https://tisamsebegid.ru/praha/karlov-most Дата обращения 04.11.2020г.

. О поездке Беляева в Чехословакию в 1869 году можно прочитать на страницах газеты «Северный рабочий» (см. Приложение 8)

С некоторыми работами Беляева послевоенного времени можно познакомиться в собрании Ярославского художественного музея (см. Приложение 9), а также из статей газет (см. приложение 10)

Все послевоенные рисунки выполнены на бумаге серого, коричневого или белого цвета акварелью, гуашью, карандашом (чёрным, коричневым, графитным), тушью, углём, пастелью, ретушью, белилами.

ΙΙΙ. Заключение

    Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть счастливым в будущем – эта мысль проста и понятна всем. К сожалению, на практике мы постоянно сталкиваемся с тем, что современный человек утрачивает связь со своими корнями, с малой родиной. Достижения современности так быстро и активно входят в жизнь любого подростка, что быт не только далёких предков, но и поколений ещё живущих людей является для него тайной за семью печатями. А вместе с этим теряется значительный пласт культуры русского народа.

В каждом уголке России, в каждом городе, посёлке, селе есть специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность.

«А проявление интереса к людям, прославившим родную землю, есть важнейшее условие успешного развития России. Интерес к истории малой Родины способствует укреплению любви к стране. Человек, знающий свои корни, вырастет настоящим человеком. Человеком, который в будущем станет ответственным за могущество своей страны, за сохранение ее материальных и духовных богатств» [10]

Наш край известен богатой историей. Историю, как известно, создают люди. А люди - главное богатство нашего села: и те, кто здесь родился, вырос, возмужал, трудился и творил, приумножая его славу, и те, кто трудился и трудится за его пределами, при этом, никогда не забывая о своей малой родине.

Сегодня мы с гордостью называем имена замечательных людей, выходцев из нашего маленького живописного села.

____________________________________________________________________

10. Кравченко Т.Ю. Я познаю мир: Искусство, 1998, с. 201

Среди них замечательный художник Сергей Степанович Беляев. Я очень рад, что смог собрать материал о нём и могу донести его до своих сверстников и односельчан. Считаю, что необходимо продолжить поисковую работу по выявлению интересных судеб наших земляков.

Список литературы и источников

С.С. Беляев. Собрание музейного фонда Ярославского художественного музея

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия/под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007

Кравченко Т.Ю. Я познаю мир: Искусство, 1998, с. 201

Популярная художественная энциклопедияпод редПолевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.

http://demetra.yar.ru/index.php/proekty/yaroslavskij-kalendar/17-iyulya Дата обращения 30.10.2020

http://unionart76.ru/khudozhniki/memorial/belyaev-ss-1922-1981.html Дата обращения 01.11.2020

http://какнаучитьсярисовать.рф Дата обращения 01.11.2020г

http://какнаучитьсярисовать.рф/пейзаж Дата обращения 01.11.2020г.

https://his.1sept.ru/2004/47/4.htm Дата обращения 25.10.2020г.

https://his.1sept.ru/2004/47/4.htm Дата обращения 02.11.2020г.

https://tisamsebegid.ru/praha/karlov-most Дата обращения 04.11.2020г

https://virtualrm.spb.ru/ru/node/25743 Дата обращения – 20.10.2020

http://virtualrm.spb.ru/ru/node/25744 Дата обращения – 20.10.2020

Приложения

Приложение 1

С.С. Беляев, 1963 год

(Из архива Ярославского художественного музея)

Приложение 2

Беляев С.С. (второй справа) Польша. 1944 г.

(Из архива Ярославского художественного музея)

Приложение 3

(из архива Ярославского художественного музея)

Приложение 4

Автопортрет. 1947 г.

Приложение 5

Личная подпись С.С. Беляева на рисунках

Приложение 6

Гвардии генерал-лейтенант танковых войск Н.К. Попель

1946 год

М. С. Пинский - командир танкового батальона 44-й танковой бригады 1-й гвардейской танковой армии.

Дважды Герой Советского Союза гвардии полковник И.И. Гусаковский

1946

Приложение 7

Стихотворение «Солдат-художник» Алима Кешокова

Нелегко художнику солдату

Краток на путях его привал

Наш товарищ фронтовой когда-то

Нас в часы досуга рисовал.

Кто хотел послать портрет невесте,

Кто родных порадовать спешил.

Нарисуй меня, но честь по чести

Безбородым, как до фронта был.

И художник на клочке бумаги

Рисовал, досуга не ценя.

Как-то раз в одном глухом овраге

Рисовать он начал и меня.

Ранят иль убьют бойца, но дома

На стене висит его портрет

И одной улыбкою знакомой

Утешает в том, что писем нет.

День настал, погиб солдат художник,

Мой портрет закончить не успел,

Не узнал конца путей тревожных

Нет бойца, а вот рисунок цел.

Он храниться в небольшой тетради

Эта память друга моего.

На портрет незавершенный глядя

Не себя я вижу, а его.

https://infourok.ru/proektnaya-rabota-hudozhniki-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-1670830.html

Приложение 8 Северный рабочий, 18.09.1960г.

Приложение 9

Некоторые послевоенные рисунки С.С. Беляева в собрании Ярославского художественного музея

1. Беляев Сергей Степанович (1922-1981)

Ярославль. Которосль. Спасский монастырь. 1950-1960-е

Бумага серая, акварель, гуашь. Л: 19,2x26,4.

Пост. в 1978 от Лукьянова В.В. дар

ЯХМ-1424. А-512

2. Беляев Сергей Степанович (1922-1981)

Автопортрет. 1960

Бумага, акварель. Л: 36,1x48.

Пост. в 1984 от Космодемьянской К.В. закупка

ЯХМ-3149. А-730

3. Беляев Сергей Степанович (1922-1981)

Мальчик в кепке. 1950-е

Бумага, акварель. Л: 13,1x12,2.

Пост. в 1989 г. oт Космодемьянской К.В. дар

ЯХМ-21460. А-1918

4. Беляев Сергей Степанович (1922-1981)

Село Прусово на Волге. 1970

Бумага, карандаш коричневый. Л: 31x42,7.

Пост. в 1984г. oт Космодемьянской К.В. закупка

ЯХМ-3166. Р-1159

5. Беляев Сергей Степанович (1922-1981)

Ярославль. Которосль. 1970

Бумага, карандаш коричневый. Л: 31,8x44.

Пост. в 1984г. oт Космодемьянской К.В. закупка

ЯХМ-3167. Р-1160

6. Беляев Сергей Степанович (1922-1981)

Девушка с розовой лентой в волосах. 1981

Бумага коричневая, пастель. Л: 32x23,2.

Пост. в 1989г. oт Космодемьянской К.В. дар

ЯХМ-21459. Р-3152

7. Беляев Сергей Степанович (1922-1981)

Ленинград. Исакиевский собор зимой. 1950-1960-е

Бумага, офорт. Л: 34,5x46,7. И: 28,5x41.

Пост. в 1984 от Космодемьянская К.В. дар

ЯХМ-3150. Рг-1154

Приложение 10

Некоторые статьи о творчестве С.С. Беляева

(материалы Ярославского художественного музея)

«Юность .09.05.1981 г.

«Юность» 16.05.1970г.

«Сталинская гвардия»

 

 

Просмотров работы: 51