Резные наличники посёлка Михайловка

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Резные наличники посёлка Михайловка

Бичёвин С.А. 1
1МКОУ СОШ №3 п.Михайловка
Попова Н.А. 1
1МКОУ СОШ №3 п. Михайловка
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Моя малая родина — посёлок Михайловка Черемховского района. Это самый крупный населённый пункт района. Существует он уже чуть более двухсот лет. Мой посёлок знаменит тем, что находится неподалёку от железнодорожной станции Половина (Станция получила название Половина, поскольку именно в этом месте, когда дорога проходила через Челябинск, была половина пути по железной дороге от Москвы до Владивостока.) На станции сохранилось типовое здание вокзала, водонапорные башни, церковь Василия Великого, построенные в период прокладки Сибирской железной дороги и являются памятниками истории и культуры Черемховского района федерального значения.

Не меньше заслуживают внимания жилые дома посёлка, построенные в начале XX века и украшенные резными наличниками. Поэтому я хочу рассказать о старинном народном промысле — резьбе по дереву, а именно о резных наличниках.

Актуальность работы состоит в том, что если собранной информацией о резных наличниках поделиться с родными и сверстниками, то у окружающих появится интерес и любовь к истории родного края. Следовательно они будут внимательно и бережно относиться к резным наличникам, как к культурной и исторической ценности.

Поэтому цель моей работы - выяснить, когда, кем, из какого материала и для чего создавались резные наличники в посёлке Михайловка.

Для достижения поставленной цели я сформулировал следующие задачи:

1. Изучить историю появления посёлка.

2. Найти сведения о резьбе по дереву.

3. Познакомиться с домовой резьбой.

4. Описать резные наличники посёлка Михайловка.

В ходе работы мною были использованы следующие методы исследования: изучение литературы и интернет-источников по данной теме, беседа, фотосъёмка, анализ и обобщение информации по теме.

В процессе исследования данной темы я пользовался книгами «Очерки истории Черемховского района» Н. К. Зубарева и «Черемховский район» А. П. Суходолова и А. М. Скворцова.; интернет-ресурсами. Источников информации оказалось недостаточно, поэтому возникла необходимость побеседовать с Веретениной Галиной Георгиевной (учитель, краевед) и Дорофеевой Тамарой Александровной (директор МКУК Историко-краеведческого музея Черемховского района).

ГЛАВА 1. Моя малая родина — посёлок Михайловка

1.1 Почтовая станция Половинная

Из литературных источников я узнал, что история Михайловки начинается с 1815 года (дата образования посёлка), когда на Сибирском (Московском) колесном тракте была создана почтовая станция, вокруг которой образовалась деревня Половинная.

Первое упоминание станции сделал ещё А. Мартос в 1823 г., а описал в 1849 г. В. Паршин. [2; с. 35]

Станция представляла собой избу со светёлкой для проезжающих и двор с хозяйственными постройками, обнесенный высоким забором от разбойников. По договорённости с волостью и за определённую плату почтовую станцию брала на трёхгодичное содержание группа богатых крестьян. Платой были земельные угодья, покосы и участок леса. Государственную почту и служащих они перевозили бесплатно. Частных пассажиров провозили платно. На станции по данным 1865 г. было 20 лошадей.

Деревня при станции была невелика и имела в середине XIX века до 50 домов и этап. Жители деревни — крестьяне. Этап — это казарма-тюрьма, обнесённая забором, для отдыха и ночлега конвоируемой партии арестантов. Конвойную службу в деревне Половинной на этапе несли жившие там казаки.

1. 2 Железнодорожная станция Половина и посёлок Михайловка

В период прокладки Транссибирской железнодорожной магистрали в конце XIX века в 1897 году в пяти верстах от деревни Половинной, стоявшей на Московском тракте, началось строительство железнодорожной станции Половина.

Станция получила название Половина, поскольку именно в этом месте, когда дорога проходила через Челябинск, была половина пути по железной дороге от Москвы до Владивостока.

На месте нынешней станции была берёзовая роща, на месте депо лежало болото, вокруг расстилались поля крестьян. Ссыльнопоселенцы (ссыльные, арестанты, бродяги которых ежегодно отправляла Центральная Россия в Сибирь) вначале построили склады, станционные сооружения и бараки для строителей и будущих железнодорожных рабочих, затем здание вокзала. Николай Зубарев в своей книге писал: «Они были бичом Сибири, хотя была и косвенная польза от увеличения числа грамотных и прибавления умелых мастеровых.» [2; с. 19]

16 августа 1898 года проехал первый поезд из Красноярска в Иркутск. А с 1 января 1899 года началась постоянная эксплуатация Средне-Сибирской железной дороги.

С проведением железной дороги значимость Московского тракта резко упала. Закрылась почтовая станция, а через некоторое время и этап. Крестьяне деревни Половинная потянулись к железнодорожной станции, давшей работу.

Выселок при станции быстро превратился в значительное село до 300 душ, которое в 1901 году получило административную самостоятельность и было названо Михайловское. Есть версия, что названия большинства населенных пунктов пошло от имён первых поселенцев. [2; с.14]

Через год, в 1902 г. при станции была открыта начальная железнодорожная школа, в которой училось около 25 детей.

Уже в 1903 году здесь действовало оборотное депо, где проводился осмотр и текущий ремонт паровозов. В Половине стояли все скорые, почтовые и товарные поезда. Здесь паровозы получали экипировку, заправлялись водой и углем. В Половине также находилась контора 5-го участка материальной службы.

С 1903 по 1910 г при станции на средства фонда Александра III и железнодорожного ведомства строилась церковь в честь Василия Великого.

В период с 1907 — 1915 гг. проводилась реконструкция Сибирской железной дороги, во время которой были усилены железнодорожные насыпи, уложен второй путь с более мощным рельсовым полотном. Половина стала важной станцией. Село Михайловское разрасталось.

Сразу после окончания гражданской войны в селе (вместе со станцией Половина) насчитывалось 256 крестьянских хозяйств и 1135 жителей.

До Великой отечественной войны, в 30-х годах на станции Половина и в селе Михайловка проживало 3400 человек. Основная часть жителей работали на предприятиях и службах железной дороги. На территории села находился колхоз «Боевой земледелец», создан пункт «Заготзерно», склады Хайтинского фарфорового завода, построены две шахты, возведено двухэтажное здание 7-летней школы, которая в 1939 году была преобразована в 10-летнюю, в ней обучалось 700 учащихся.

В послевоенные годы развитие посёлка замедлилось.

В 1963 году село Михайловское получает новый статус и становится посёлком Михайловка Усольского района. С 1964 года Михайловка отошла к Черемховскому району. В этом же году началось в посёлке строительство крупнейшего за Уралом Восточно-Сибирского огнеупорного завода.

В 2004 году нашему посёлку был присвоен статус городского поселения, в состав которого входит рабочий посёлок, административный центр Михайловка и деревня Субботино.

ГЛАВА 2. Резные наличники посёлка Михайловка

2. 1 Резьба по дереву

Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного искусства(один из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом, выжиганием), а также искусства в целом, старинный народный промысел.

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок — ознамёнка (вызорочье, узорочье). Резное дело в народных традициях до XV века — это резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы — царское место в Успенском соборе.

В конце XV века инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамен и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV—XVI века.

Древние изображения травяных узоров — в византийском стиле. Не ранее XVI века появляется фрящина (фряжские травы) — травяные украшения, заимствованные в Италии.

Во второй половине XVII века в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 году этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина. Появились новые инструменты и немецкие названия и термины. Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам — то есть по образцам и рисункам.

Современная резьба строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Типы резьбы можно выделить условно:

сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба);

глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы) ;

скульптурная резьба;

домовая резьба(является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа);

резьба бензопилой (выполнение преимущественно скульптурной резьбы при помощи только бензопилы).

Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:

Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную, имеет два подвида:

1. Прорезная резьба— (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами).

2. Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).

Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной.

Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы.

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы.

Скульптурная резьба.Отличительная особенность — наличие скульптуры— изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций.

2. 2 Домовая резьба

Домо́вая резьба́ — метод украшения экстерьера дома посредством вырезания на внешних деревянных элементах разнообразных фигур и орнаментов.

Истоки домовой резьбы уходят своими корнями в глубокую древность. В Древней Руси её, прежде всего использовали для привлечения могучих светлых сил чтобы защитить дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал. Тогда существовала целая система как символов, так и знаков, защищающих пространство крестьянского дома. Символы эти, в глубоком прошлом, несли магико-заклинательную обережную функцию, которую Б. А. Рыбаков назвал «овеществлёнными заговорами», возникшими в недрах славянского язычества и перенесёнными через века в наши дни.

Дома украшали простыми геометрическими мотивами— повторяющиеся ряды треугольников, полукружий. Это древнейшие славянские символы дождя, небесной влаги, от которой зависело плодородие, а значит и жизнь земледельца. С небесной сферой связаны представления о Солнце, дающем тепло и свет. Знаками Солнца являются солярные символы, обозначающие дневной путь светила. (Приложение 4)

В домовой резьбе нашли применение практически все виды деревянной резьбы: сквозная (прорезная и пропильная), глухая (рельефная и плосковыемчатая) и скульптурная. Преимущественное использование того или иного вида резьбы в различных регионах России определялось укоренившимися традициями.

Домовой резьбой украшались практически все накладные и выступающие элементы фасада дома: наличник, карниз, полотенца, гнилые доски, балясины, столбы крыльца, кровли. (Приложение 1)

Наиболее яркой частью жилища всегда были — наличники.

2. 3 Резные наличники

Нали́чники — декоративное оформление оконного или дверного проёма в виде накладных фигурных профилированных планок. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой.

Сами окна в представлении о доме — являются пограничной зоной между миром внутри жилища и иным, природным, зачастую неизвестным, окружающим дом со всех сторон.

По виду материала, из которого они изготовлены, наличники разделяются на деревянные, композиционные из древесных материалов, пластиковые и металлические.

Выполненный из дерева и обильно украшенный резьбой — резной наличник. Считается, что резные наличники распространились с территории нынешней Нижегородской области. В то время, когда исчезло деревянное судоходство. Резчики, которые всю жизнь занимались украшением деревянных кораблей, остались без работы. Не зная, куда прикладывать свой труд, они стали украшать свои дома, а после и дома соседей.

В сети Интернет я нашёл, проанализировал и сравнил различные схематические изображения наличников, иллюстрирующие основные элементы. (Приложение 2) Познакомился с интересующими меня понятиями в архитектурном словаре. (Приложение 3) Провёл фотосъёмку наличников посёлка, изучил их и выделил основные части резных наличников своего посёлка - это сандрик (карниз, подзор), лобань (фризовая доска), боковины, подоконная доска, свесы. Дополнительные - кокошник, сухарики (дентикулы, зубчики), кронштейн, ставни. (Приложение 5-8) Подробно описал наличники. Сравнил наличники посёлка с образцами из книги Афанасьева А. Ф. «Домовая резьба» (Приложение 9)

2. 4 Резные наличники жилых домов посёлка Михайловка

Обычай украшать резьбой наличники не обошёл стороной и наш посёлок.

Познакомиться с резными наличниками можно, пройдя по старинным улочкам посёлка. О них мне рассказала Веретенина Галина Георгиевна: «Первыми улицами в начале XX века были Советская (бывшая Базарно-Вокзальная) и Кирова (бывшая Поперечная). Позже, в 30-ые годы появились улицы Буровая, Парижской Коммуны (бывшая улица Молотова), Пушкина (до памятника воинам ВОВ), переулки Шахтовый и Фабричный. После Великой отечественной войны появились улицы Ленина, Победы, 40 лет Октября, Горького.»

В посёлке встречаются дома (ул. Советская, 14, 60, 80; ул. Победы, 3) с наличниками, которые выполнены в строгих формах без замысловатых декоративных элементов: гладкая невысокая лобань, украшенная простым геометрическим орнаментом выполненным в технике объемной (рельефной) резьбы (круги, ромбы, многоугольники), треугольные сандрики с зубчиками и без. Ставни состоят из двух частей. Филенки ставней не украшенные орнаментом, нижняя часть наличника с боковыми свесами. Встречаются в посёлке такие наличники иногда с кокошниками. Например, по улице Советской, 80. (Приложение 5)

В посёлке можно встретить интересные образцы наличников: на улице Советской 28, 32, 38; 40 лет Октября, 28. Это наличники с широкой гладкой лобанью (верхняя доска), сандриками в виде двух встречных волют и акротерия (украшение в центре, имитирующее форму веера), выполненных в технике объемной (рельефной) резьбы. Широкая верхняя доска наличника часто украшалась простым орнаментом. Ставни, состоящие из двух частей, не украшены элементами декора. (Приложение 6)

Оказывается, что сандрики стали символом деревянного зодчества Иркутска. Они имели большое количество модификаций и применялись в частном домостроении вплоть до начала ХХ века. А такого разнообразия и совершенства в исполнении волют не встретишь ни в каком другом городе Сибири или европейской части России. Волюта относится к довольно сложному виду высокорельефной домовой резьбы. Она выполнялась в основном долотом, ножом и стамеской и требовала от резчика высокого мастерства. Волюта имела символическое значение - символ движения и жизни. В иной версии — символ стихии воды.

Интересными можно считать наличники с пропильной резьбой. Они встречаются на улице Советской 18, 22, 78, 82; Победы, 1; 40 лет Октября, 27, 31. Пропильная резьба пришла на смену рельефной после изобретения в конце XIX века лобзика. Изготовление такой резьбы не требовало особых навыков. Доступность приема привела к тому, что деревянным кружевом стали украшать буквально все элементы фасада (в том числе и наличники) и ворот. Такой подход закрепила докатившаяся до Иркутска в конце XIX века волна нео-русского стиля в архитектуре, ориентированного на деревянное зодчество и построенного на контрасте открытого сруба с ажурностью пропильной резьбы.

Наиболее интересные примеры – улица Советская 18, 22; Победы, 1; 40 лет Октября, 27, 31. В центре кокошника берегиня, по бокам фигурки животных напоминающие кошку или рысь, завитки. Сухарики, подзор в виде кленовых листьев. Лобань и подоконная доска украшены накладным орнаментом. Свесы фигурные. Кокошник, подзор, уши, лобань и подоконная доска богаты сквозной резьбой в виде точек, черточек и завитушек. В декоре появляются гибкие, текучие линии, изображения животных и растений. (Приложение 7)

На улице Советской, 78 и 82 кокошник в центре украшен полукругом, а по бокам четвертинками круга. Под сандриком зубчики. Подзор в виде кругов и полукружий. Кокошник и подзор обильно украшены сквозной резьбой в виде точек, листиков (капелек), дужек. Узкая лобань и подоконная доска не украшены. Кронштейны и свесы резные. Благодаря этому живописному деревянному декору наличники на этих домах можно назвать ажурными или «кружевными». (Приложение 8)

Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы Михайловки, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы солнца, земли, воды, женщины, животных и растений. (Приложение 4)

В верхней части наличника круги, полукружия — это символы Солнца. Солнце обычно было центральным знаком как выражение мощной силы, энергии и сияния, несущего тепло. Это самое почитаемое языческое божество - Дажьбог. Солнечные знаки символизируют богатство, радость и хорошую судьбу. Они охраняли владельца от болезней, несчастья, злого глаза, оберегали не только отдельных людей, но и весь род от несчастья.

Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника - это все знаки Воды, дающей жизнь всему живому на земле. Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках.

Ромбики с точками внутри, накладные вырубленные из дерева выпуклые ромбы по боковинам окна и справа, и слева обозначали вспаханное и засеянное поле. Это знаки Земли, дарующей человеку урожай. Эти знаки, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных.

Одной из центральных фигур была берегиня - фигурка женщины, дарующей жизнь. Это симметричная фигурка в которой с трудом можно разглядеть голову, руки и ноги женщины. Она олицетворяла женское начало и символизировала одно из самых важных событий в жизни — рождение.

Встречаются изображения животных (кошка, рысь). Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Эти символы имели двойное значение: предоставить их владельцам лучшие приметы животных, например, здоровье и силу, а также заверить долгую и плодотворную жизнь для животных.

Есть на наличниках растительный орнамент. Чётко просматривается изображение кленового листа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследовательской работы было сделано несколько следующих выводов:

Посёлок Михайловка начал свою историю с почтовой станции и деревни Половинной 205 лет назад, а через 82 года после появления почтовой станции продолжил своё существование благодаря железнодорожной станции Половина. Следовательно, первые дома и улицы моего посёлка появились в начале XX века. Первыми жителями были крестьяне - жители деревни Половинной, казаки, которые когда-то несли конвойную службу на этапе в деревне, ссыльнопоселенцы, переселенцы (в основном выходцы из Украины и Белоруссии).

На Руси была традиция украшать дома резьбой. Поэтому многие дома первых улочек моего посёлка имеют резные наличники, изготовленные из дерева. Это связано с тем, что это был самый доступный и податливый материал в начале XX века.

Резные наличники Михайловки красивые и разнообразные, но резьба не богатая, за исключением некоторых наличников. Встречаются замысловатые узоры, но в основном преобладают наличники с простым геометрическим орнаментом. Чаще украшалась изысканным орнаментом только широкая верхняя доска наличника.

Наличие небогатой резьбы свидетельствует о том, что многие люди посёлка жили бедно, а лишь некоторые — богато.

К сожалению, не удалось установить - кто занимался резьбой по дереву: те, кто трудился на железнодорожной станции и в сельском хозяйстве, а в свободное от работы время занимался резьбой или мастера-плотники?

Резные наличники не только украшали дом, но и служили оберегом. Обычай украшать дом богатой резьбой (в том числе и наличники) и узорами пришел из языческих времен. Считалось, что узоры, как и орнамент, являлись магическими знаками, оберегали, охраняли дом от вторжения в него злых сил, способствовали процветанию и обеспечивали хозяину богатый урожай.

К сожалению, нет живых свидетелей того периода, когда создавались резные наличники первых улочек посёлка. Поэтому неизвестно - вкладывали резчики какой-то смысл в узоры и орнаменты или нет. Ясно одно - со временем они утратили для людей магическое значение и суть их была забыта.

Я считаю, что резные наличники являются уникальным украшением посёлка. Необходимо сохранить деревянное наследие - дома с резными наличниками и возродить резьбу по дереву как народный промысел.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев А. Ф. Домовая резьба. — М.: Культура и традиции, 540 с., 2000 г.

2. Зубарев Н. К. Очерки истории Черемховского района. - Иркутск: Издательский центр журнала «Сибирь», 2004 г.

3. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. - М.; Наука, 1987 г.

4. Суходолов А. П., Скворцов А. М. Черемховский район. - Иркутск: Издание ОАО «Иркутская областная типография №1», 2002 г.

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Резьба_по_дереву

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Домовая_резьба

7. https://gufo.me/dict/architecture

Информаторы:

Веретенина Галина Георгиевна, учитель, краевед.

Дорофеева Тамара Александровна, директор МКУК Историко-краеведческого музея Черемховского района.

Приложение 1

Элементы декора русской избы

Приложение 2

Чертежи резных наличников из сети Интернет

Приложение 3

Словарь терминов, которые встречаются в работе

Акроте́рий

Скульптурное украшение (статуя, Пальметта), помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения.

(Большая советская энциклопедия)

Боковина

Боковая часть чего-либо.

(Толковый словарь Ефремовой)

Верста́ — русская единица измерения расстояния, что соответствует нынешним 1066,8 метра.

Во́лость — нижняя единица административно-территориального деления на Руси и в России с конца XVIII века в сельской местности.

Волю́та

Завиток, спираль, архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком («глазком») в центре.

(Художественная энциклопедия)

Дентикулы

Зубчики, сухарики, ряд небольших декоративных прямоугольных выступов на карнизе.

***
(дантиклы, зубчики)

Расположенные с незначительными промежутками по горизонтали, пологой дуге или наклонной линии одинаковые прямоугольные выступы, поддерживающие карниз либо скаты фронтона.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — «украшаю») — род художественного творчества, который охватывает различные отрасли профессиональной деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции.

Инок

Древне русское название монаха, иначе чернеца.

Казак

Войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к особому сословию казаков, легкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении.

Карниз

Горизонтальный выступ в верхней части стены, а также над окнами, дверями и т.п.

(Толковый словарь Ефремовой)

Кронштейн

1. Выступ в стене, поддерживающий карниз, балкон или служащий подставкой для каких-либо украшений; консоль.

2. Крепящаяся к стене, балке, колонне и т.п. горизонтальная опора для подвешивания чего-либо.

(Толковый словарь Ефремовой)
Кокошник

I м. Старинный русский головной убор замужних женщин в виде разукрашенного и расшитого полукруглого высокого щитка надо лбом.

II м. Старинное украшение на фасадах зданий, формой напоминающее такой головной убор (в русском зодчестве XVI — XVII вв.), имеющее исключительно декоративное значение.

(Толковый словарь Ефремовой)
Лобань

Декоративное подвышение наличника.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

Оконные ставни

Устройство для прикрытия окон. Оно состоит из прочной рамы, которая прикреплена к шарниру. Крылья прикрепляются на фасаде крючками или задвижками во избежание ударов в ветреную погоду. В большинстве случаев ставни состоят из двух частей, но бывают ставни из одного элемента и складные ставни из нескольких частей.

Орна́мент, узор — украшенье, прикраса, особенно в зодчестве, сложное переплетение, живописное расположение чего-либо, образующее или напоминающее рисунок, представляющий собою сочетание линий, красок на чём-либо.
Пальме́тта

Орнаментальный мотив — стилизованный веерообразный лист. В искусстве Древнего Востока, античности и последующих эпох П. использовалась как деталь архитектурного декора (например, в виде акротерия (См. Акротерий)) и в декоративно-прикладном искусстве.
(Художественная энциклопедия)

Подзор

1. Кружевная, вышитая кайма, оборка, обрамляющая нижний край чего-либо (покрывала, юбки и т.п.).

2. Декоративный резной карниз вдоль свесов крыши, наличников и т.п.

3. Выступающая часть кормы судна для защиты руля. Толковый словарь Ефремовой
Подоконье

1. Подоконник.

2. Часть наружной стены под окном.

(Толковый словарь Ефремовой)

Сандрик

Декоративная архитектурная деталь обычно в виде карниза или фронтончика (иногда опирающихся на кронштейны), расположенных над оконным или дверным проёмом на фасадах зданий (реже в интерьерах). Утилитарная функция сандрика заключается в отводе дождевой воды от проёма; зрительная — в подчёркивании горизонтальных членений фасада.

* * *

Небольшой карниз над окном или дверью.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

* * *
Небольшой отрезок карниза или фронтон, помещенный над проемом или нишей (изначально для защиты от дождевой воды).

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Свес

Выступающая, свешивающаяся часть предмета.

(Толковый словарь Ефремовой)

Сибирский (Московский) колесный тракт — это старинный сухопутный маршрут из европейской России через Сибирь к границам Китая и обратно.

Солярные символы - это знаки, которые схематично изображают солнце.
Ставень

1. Ставня (1).

2. Вставень.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Транссиби́рская железнодорожная магистраль (Трансси́б), Вели́кий Сиби́рский Путь (историческое название) — железная дорога через Евразию, соединяющая Москву с крупнейшими восточносибирскими и дальневосточными промышленными городами России.

Уши

Криволинейные или прямоугольные выступы наличника, симметрично расположенные по разные стороны от верхней части проема.

(Архитектурный словарь)
Филёнка

Украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки (в архитектуре).

(Толковый словарь Ефремовой)

Фризовые доски

1. Каждая из досок (1) в верхнем слое пола, уложенных вдоль стен или поперек помещения — под прямым углом к большинству досок этого слоя.

2. Лобовая доска.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Фронто́н (лоб, передняя часть стены)

Завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

 

Приложение 4

Приложение 5

Наличники окон посёлка Михайловка Черемховского района

Советская, 14

Советская, 60

Победы, 3

Советская, 80

Приложение 6

Наличники окон посёлка Михайловка Черемховского района

Советская, 28

Советская, 32

Советская, 38

40 лет Октября, 28

Приложение 7

Наличники окон посёлка Михайловка Черемховского района

Советская, 18

Советская, 22

Победы, 1

40 лет Октября, 31

40 лет Октября, 27

Приложение 8

Наличники окон посёлка Михайловка Черемховского района

Советская, 78

Советская, 82

Приложение 9

Образцы наличников из книги Афанасьева А. Ф. «Домовая резьба»

 

Просмотров работы: 21