Гармонь как духовная ценность русского народа

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гармонь как духовная ценность русского народа

Ярцева У.К. 1
1МБОУ "Лицей №17", город Славгород Алтайского края
Петрачкова Т.Г. 1
1МБОУ "Лицей №17"


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Выступая в качестве критериев духовного развития человека, духовные ценности выражают смысл его существования и жизнедеятельности. К материально-духовным ценностям относится и музыкальный инструмент – гармонь. Русская гармонь – душа народа.Гармонь является опорой духовных ценностей, которые играют важную роль в жизни русского народа в прошлом и настоящем. Гармонь является предметом, объединяющим целые поколения, а также предметом, укрепляющим родственные связи внутри семьи. На основании собранного и обобщённого регионального материала, нами предпринята попытка обоснования музыкального инструмента гармонь, как материально-духовной ценности русского народа.

Актуальность: сохранение культурного наследия важно для каждого народа.Культура представляет собой основу бытия человека, которая делает существование человека собственно человеческим. Сохранение культуры является обязанностью человека, как сохранение своего наследия – культурного опыта человечества духовного и материального, способного давать силы, одухотворять, служить ориентирами для будущего. Культурное наследие представляет собой способ существования культуры. Одним из способов сохранения культурного наследия г. Славгорода является сбор материала и создание картотеки гармонистов Алтайского края, г.Славгорода в том числе.

Объект исследования: гармонь как материально-духовная ценность русского народа.

Предмет исследования: значение гармони в разные исторические этапы в Российской культуре.

Методы исследования: аксиологический, системный, описательный, интервьюирование, экспедиционный.

Цель исследования: выявить роль гармони, как материально-духовной ценности, в современной российской культуре.

Задачи исследования:

Изучить историю возникновения народного инструмента гармонь;

Выявить значение музыкального инструмента для русского народа в разные периоды в жизни нашей страны;

Создать картотеку гармонистов Алтайского края;

Создать музыкальное древо семьи Ярцевых;

Создать сайт «Русская гармонь – русская душа. Музыкальный мир музеев Алтайского края».

Гипотеза исследования: предположим, что гармонь является важнейшим фактором русской национальной культуры, а именно, духовной ценностью, как средство объединения и сплочения русского народа.

Практическое применение: Картотека передана в городской краеведческий музей, в краеведческий музей МБОУ «Лицей №17», а также в музеи Алтайского края, которые сотрудничали с нами. Создан сайт «Гармонь – русская душа. Музыкальный мир музеев Алтайского края», который уже используется на уроках краеведения, во внеурочной деятельности.

Научная новизна: В результате работы создана картотека гармонистов Алтайского края. Она представляет разделы, в которых включена информация о гармонистах Алтайского края в соответствии с важными периодами в жизни нашей страны. Создано семейное музыкальное древо Ярцевых. Введены в оборот документы и материалы жителей Славгорода и музеев Алтайского края, раскрывающие историю и традиции гармони как народного музыкального инструмента.

Для решения этих задач использована различная литература и источники. «Современный толковый словарь русского языка Ефремовой» позволяет определить понятие «гармонь». Эта же тема более подробно рассматривается в сети Интернет и помогает изучить историю гармони, её значение для народа в разные периоды жизни нашей страны. Маршал Г.К.Жуков в «Воспоминаниях и размышлениях» рассказывает о том, что гармонь поднимала дух фронтовиков в годы Великой Отечественной войны. Сведения о гармонистах содержатся и в периодической печати. В журнале «Минувшие дни» рассказывается о жителях г.Славгорода, участниках войны, в частности, о Мужчинине М.Ф., 1926 года рождения, который до сих пор играет на гармони. В газете «Славгородские вести» №17 за 2010 год опубликован материал о целинниках-гармонистах, в том числе о Постольник В.И., которому была вручена именная гармонь за поднятие целины. При создании картотеки «Гармонь как духовная ценность русского народа» мы опирались на сведения, полученные от жителей г.Славгорода. В ходе изучения данной проблемы использованы семейные архивы славгородцев, а также архивы музеев Алтайского края. Проведены беседы с научными сотрудниками музеев края. Так, в архиве 17 музеев Алтайского края содержится информация и вещественные источники – гармони. Во время экспедиции в г. Яровое, было выявлено, что у музыканта Филипушко имеется частная коллекция с 150 гармоней и баянов. Была проведена экспедиция в г. Шуя, где находится гармонная фабрика и г. Иваново, где сооружен памятник гармони. Кроме документальных источников в работе были использованы воспоминания о событиях разных лет в жизни гармонистов. Сделаны записи бесед с гармонистами и членами их семей, в ходе которых были зафиксированы истории жизни гармонистов, и выяснено значение музыкального инструмента в их жизни. Использованы фотодокументы семейных архивов и архивов музеев края. Семейный архив Ярцевых позволил создать музыкальное древо до пятого колена. В их семье хранится и используется 9 музыкальных инструментов, в том числе гармони. Сделаны аудио записи музыкантов-исполнителей. Создан персональный сайт «Русская гармонь – душа народа. Музыкальная жизнь музеев Алтайского края».

Гармонь как русский народный музыкальный инструмент

1.1 Из истории возникновения гармони

Гармонь (разговорное гармошка) – клавишно-пневматический музыкальный инструмент, представляющий собою подвижные меха с растягивающимися складчатыми стенками и с планками по обеим их сторонам, снабженными клавиатурой [1].

Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые считают гармонь русским изобретением. Согласно исследованиям искусствоведа Альфреда Мартиновича Мирека [2], первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника. Он придумал новый способ извлечения звука при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом [3]. В 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней в России. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов [4]. За одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит. Название гармонь присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщенное название – гармоника. Возраставший спрос на гармони стимулировал развитие кустарного производства. Оно началось в одном из промышленных центров России Туле [5]. Уже в 40-е годы там возникли первые гармонные фабрики.

В 50-60-е годы гармонь прочно вошла в музыкальный быт русского народа и стала одним из самых популярных инструментов. Дальнейшее усовершенствование однорядной гармоники не могло дать существенного улучшения ее игровых качеств. Тогда русскими мастерами была разработана конструкция двухрядной гармоники. Наиболее совершенным типом двухрядной гармоники стала венская гармоника русского строя – «венка», изготовленная тульскими мастерами. 70-е годы XIX века были ознаменованы появлением первой в России хроматической двухрядной гармоники [6]. Её создатель музыкант-самоучка Николай Иванович Белобородов. Его изобретение явилось важнейшей вехой на пути возникновения качественно нового музыкального инструмента – баяна. На рубеже XIX-XX веков музыкальная жизнь России была отмечена небывалым интересом общественности к народному искусству.

Фабрики по изготовлению гармоней Таблица 1

Место производства

Фабрика по изготовлению гармоней

Россия

Шуйская гармонь (ОАО) — г. Шуя Ивановской области.

Тульская гармонь (ООО) — г. Тула.

Ганинская гармонная фабрика — г. Киров. Марки гармоней: «Восток», «Ивушка», «Огонёк».

Великоустюгская гармонная фабрика — г. Великий Устюг Вологодской области.

«Красный партизан» — фабрика ручных гармоник в г. Ленинграде. Основана в 1856 году Фёдором Мюльбахом как фортепианная фабрика. С 1957 года специализируется на выпуске аккордеонов.

Армавирская фабрика музыкальных инструментов — г. Армавир Краснодарского края. Марки гармоней: «Кубань».

Украина

Житомирская фабрика музыкальных инструментов — г. Житомир. Марки гармоней: «Весна-2», «Марічка-3», «Ромашка».

Белоруссия

Молодечненская фабрика музыкальных инструментов — г. Молодечно.

Вывод. Временные рамки нашего исследования – это XVIII век, время создания гармони, до 2020 года, XXI век. Этот длинный путь прошла гармонь как музыкальный народный инструмент, который имеет свою историю. Она была усовершенствована русскими умельцами и стала очень популярна в России.

1.2 Гармонь в годы Великой Отечественной войны

Особенно важна и нужна гармонь стала во время Великой Отечественной войны. Малогабаритная, несложная в начальном освоении игры, она оказалась любим солдатами народным инструментом. При наличии некоторых способностей, овладеть навыками игры можно было довольно быстро. При всей простоте гармонь обладала богатым разнообразием звуков, под неё можно было исполнять любые песни, частушки, а также просто танцевать. Гармонь провожала солдат на фронт, сопровождала их в пути, в теплушках и на перегонах станций, звучала в минуты затишья и отдыха от боев лучше всяких лекарств, залечивала свежие раны в госпиталях. Выживание солдата на фронте зависело не только от его оружия, но и от его внутреннего душевного состояния. С самого начала войны потребность в гармошках сильно возросла. Об этом говорит директива № 226 Главного Политуправления Красной Армии от 5 сентября 1941 года [7]. Гармонь являлась психологическим оружием против врага. Недооценка роли гармони рассматривалась ГлавПУ как серьезная политическая ошибка (Приложение 1).

Звучание русских народных инструментов оказывало воздействие эмоционального характера от рядового до маршала. Об этом в своих воспоминаниях писал маршал Г. К. Жуков [8].

Вывод.Гармонь в годы Великой Отечественной войны способствовала боевому настрою воинов. Победа в Великой Отечественной войне показала всему миру не только мощь нашего оружия, но и мощь русского духа. Именно в Великую Отечественную войну гармонь становится опорой духовных ценностей, которые играют важную роль в жизни русского народа в прошлом и настоящем.

1.3 Послевоенная история гармони

В послевоенные годы жизнь нашего Отечества постепенно переходила к мирному созидательному труду. Многие фронтовики привозили с собой с фронта гармони. Этот простой инструмент вскоре занял главенствующее место в русской музыкальной культуре. Новый этап в развитии инструмента наступает в 50-е годы. Началом его стало создание в 1951 году московскими мастерами Ф. Фигановым и Н. Селезневым по заказу Ю. Казакова [9] первого многотембрового четырехголосного баяна. Массовое распространение народных инструментов послужило серьёзной, можно сказать, базовой предпосылкой профессионального совершенствования исполнительского мастерства. Особенно заметно возрос уровень исполнительского мастерства на гармони среди любителей-гармонистов с тех пор, как появилась на ЦТ передача «Играй, гармонь», организованная талантливым сибирским музыкантом Геннадием Заволокиным. В эпоху компьютерных технологий Геннадий Заволокин придал гармони новый статус. Из деревенского застольного инструмента она вышла на эстраду. Сельские артисты после участия в телепередачах становились профессионалами. Вновь пошли заказы на изготовление гармошек, и их выпуск значительно увеличился. В 70 годах начался массовый выпуск гармоней Чайка и Чайка 2 [10].

Количество изготовленных инструментов в СССР по годам Таблица 2

 

1953

1955

1957

1959

1961

1963

1966

1968

1980

Баяны
Гармони

597 307

807 365

921 674

776 750

639 829

684 500

673 410

729

000

156

000

Аккордеоны

7 124

11 070

28 036

53 634

120000 313

102000 000

46 380

60 000

54000

                   

1.4 Современная гармонь

На современном этапе становление гармоники как профессионального инструмента началось с 90-х  годов 20 века [11]. Центром возрождения стал Орел, старинный город в верховьях Оки, знаменитый своими литературными, театральными  и музыкальными традициями.  Энтузиастом, взявшимся за судьбу гармони, стал Заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов  Евгений Петрович  Дербенко [12]. Это талантливый педагог, композитор широкого диапазона, добрый и вдумчивый человек, обладающий творческой энергией и высоким профессионализмом, бесконечной преданностью народным инструментам.   В русской  хроматической гармони композитор увидел яркий, полноправный инструмент, способный жить самостоятельной концертной жизнью. Занимаясь музыкально-общественной деятельностью, Е. Дербенко помогал создавать классы гармони  во многих регионах России. В настоящее время создается обширный репертуар для нее. 12 июня 2008 года в рамках Х открытого Всероссийского фестиваля «Играй, гармонь» на набережной реки Уводь города Иваново состоялось торжественное открытие первого памятника русскому народному музыкальному инструменту [13]. В 2010 году на центральной площади Орехово-Зуево был открыт памятник Василию Тёркину с гармошкой в руках. Это памятник всем гармонистам-фронтовикам. Впоследствии в нескольких городах страны были открыты памятники гармони. Созданы музеи музыкальных инструментов по всему миру. Из них четыре музея гармоник в Германии, Италии, США и в России. Музей русской гармоники расположен в центре Москвы на 2-й Тверской-Ямской улице. Столь редким собранием инструментов Москва обязана заслуженному деятелю искусств РФ, доктору искусствоведения, писателю и пианисту Альфреду Миреку [14]. Этот удивительный человек, который около 55 лет искал и собирал различные инструменты, близкие русской гармошке, создал поистине ценнейшую коллекцию, и в 1997 году в честь 850-летия Москвы передал ее в дар городу.

Вывод. Благодаря любви народа к гармони и профессиональной деятельности работников искусства гармонь получила новую жизнь.

Создание картотеки «Гармонь как духовная ценность русского народа».

2.1 Раздел I «Гармонь в годы Великой Отечественной войны» на примере г.Славгорода»

В практической части в начале нашей работы нами был собран материал о музыкантах-гармонистах г.Славгорода. Интерес вызывал жизненный путь гармонистов. История гармонистов – это история нашей страны в разные периоды. Было решено. Описание картотеки: её назначение – структурирование информации о гармонистах Алтайского края, сохранение и распространение материала о русской гармони и гармонистах. Мы решили остановиться на 5 разделах: Гармонисты в годы ВОВ, Гармонь на целине, Гармонь. Новая история, Гармонь на Алтае и Гармонь в моей семье. Картотека имеет приложение, где в сводных таблицах содержится информация о музыкантах и музыкальных инструмента в семье.

Первый раздел носит название «Гармонь в годы Великой Отечественной войны». Выяснилось, что в годы Великой Отечественной войны наши земляки-славгородцы уходили на фронт с гармонью. Для того чтобы получить информацию о гармонистах родственников учащихся и учителей лицея в разные периоды нашей страны, были проведены беседы с жителями города. Выяснилось, что очень немногие фронтовики ещё живы, которые прошагали всю войну с гармонью и вернулись домой. Один из них Мужчинин Андрей Федорович [15], прадедушка ученицы 9 класса Целуйко Екатерины, 1926 года рождения. Проживает в г. Славгороде, до сих пор играет на гармони в возрасте 94 лет. Встречался с маршалом  Г. К. Жуковым.

Вывод. Работая над семейными архивами, с помощью членов семей мы смогли собрать материал о бойцах-гармонистах. На сегодня в разделе «Гармонь в годы Великой Отечественной войны» у нас зафиксировано всего 6 славгородцев, которые прошли войну с гармонью, ныне живущих и недавно ушедших от нас. Гармонь была для них боевым товарищем, укрепляла дух, помогала воевать. Была сделана запись игры на гармони Мужчинина Андрея Фёдоровича.

2.2 Раздел II «Гармонь на целине»

В послевоенные годы жизнь нашего Отечества постепенно переходила к мирному созидательному труду. Бывшие фронтовики возвращались к своим родным местам. Началось освоение целины. Теперь уже в трудовых буднях гармонь стала помощником труженикам полей. Раздел гармонистов-целинников имеет название «Гармонь на целине». Например, в разделе содержится уникальная информация о Постольник Владимира Дмитриевича [16], который ушёл 17 летним юношей на войну, прошёл всю войну с гармонью, в мирное время стал покорителем целинных земель.

Вывод. Во время освоения целины славгородцы трудились на полях Алтая. В городском музее хранится 5 музыкальных инструментов тех лет, которые были переданы целинниками, ушедшими на заслуженный отдых. Именно гармонь помогала на целине выносить все бытовые невзгоды, укрепляя силы, вдохновляя на трудовые подвиги.

2.3 РазделIII «Гармонь. Новая история»

Сегодня в городе работает Детская школа искусств. ДШИ города имеет длинную и творческую историю. ДШИ обучает славгородцев игре на гармони, баяне и балалайке на отделении русских народных инструментов. На базе ДШИ работает ансамбль русской народной музыки «Русские сувениры». Однако только один ученик в 2017 году получил музыкальное образование по классу гармонь. На смену ему пришёл Гордиенко Александр, ученик 6 класса МБОУ «Лицей №17». Чтобы выявить, насколько популярна народная музыка в семьях учеников МБОУ «Лицей №17, было проведено анкетирование (см. Приложение 2). Респондентами выступили 615 учащихся лицея. В 2016-2017 учебном году обучались 20 учащихся лицея на музыкальном отделении. Двадцать три ученика обучается в ДШИ в этом учебном году. Учатся играть на баяне, гитаре, трубе, скрипке, фортепиано, саксофоне.

Таблица 3

Количество учащихся МБОУ «Лицей №17», которые обучаются в ДШИ г.Славгорода на музыкальном отделении

год

гармонь

баян

гитара

труба

саксофон

скрипка

фортепиано

2016-2017 год

0

7

4

2

2

1

5

2017-2018 год

1

7

3

2

2

1

5

2019-2020 год

2

8

4

2

2

1

6

В результате анкетирования было выявлено, что 150 учащихся слушают народную музыку в кругу семьи, на концертах в Доме Культуры г.Славгорода. Родители и родственники в 25 семьях играли или играют на гармони, в основном родственники старшего поколения (дедушки, дяди). В результате опроса педагогов выяснилось, что в четырёх из 35 членов коллектива играли и играют на гармони родственники. Слушают народную музыку все. Возраст педагогов от 27 до 67 лет.

Таблица 4

Народная музыка в кругу семьи учеников и педагогов МБОУ «Лицей №17»

Всего учащихся, педагогов

615 учащихся

35 педагогов

Слушают народную музыку в семье

151

35

Играют на гармони родственники

25

4

2.4 Раздел IV «Гармонь на Алтае»

Совершив экспедицию в соседний город Яровое, мы встретились с музыкантом и коллекционером, который имеет в своей домашней коллекции 150 музыкальных инструментов (баянов – 80, аккордеонов – 26, гармоней – 46, балалайка – 1). Установлено, что ни один из этих инструментов не был куплен. Ему дарили старые инструменты, а он их восстанавливал. Так родилась идея пополнить картотеку разделом «Гармонь на Алтае». Сегодня мы располагаем информацией из 17 районов Алтайского края. Например, «Алтайский краеведческий музей» села Алтайское содержит информацию об уникальном музыканте Александре Ивановиче Матвиенко. В своём интервью он нам рассказал, что восстанавливает гармони. Внутри гармони мастер пишет свою фамилию для потомков.

Выводы. Народную культуру в наше трудное время может спасти только сам народ – гениальный её создатель и хранитель. Чтобы каждому из нас почувствовать себя русским, надо петь песни, которые пели наши предки. Если такая сила у русской гармони.

2.5 Раздел V «Гармонь в моей семье»

Отдельная страница в картотеке – это гармонисты в моей семье. Этот раздел называется «Гармонь в моей семье». Музыкальная история нашей семьи – это 5 семейных веток по материнской линии. Первая линия 9 музыкантов, вторая линия 6 музыкантов, третья линия 4 музыканта, четвёртая линия 2 музыканта, пятая линия – один. Исследование началось с родственников в нашем городе. В процессе работы стало совершенно очевидно, что исследование выходит за рамки родного города, так как члены нашей большой музыкальной семьи проживают и несут народную музыку по всей России. Для меня самой было большим открытием, что 22 родственника играли и продолжают играть на гармони. Нам удалось выяснить, что первым музыкантом в нашей семье была прапрапрабабушка, Крючина Домна (первая ветка), 1871г.-1968г., которая играла на балалайке. Первая ветка состоит из 9 музыкантов. Трое из них играли или играют на гармони. В основном, самоучки. Только двое получили музыкальное образование и связали свою жизнь с профессией музыкантов. По второй ветке с материнской стороны самый старший гармонист в семье Босов Николай Степанович, 1920 года рождения. Он прошёл войну с гармонью. Из 6 музыкантов трое из них музыканты времён Великой Отечественной войны. Двое имеют музыкальное образование, остальные члены семей самоучки. Третья музыкальная ветка начинается с моего троюродного прадедушка Полушин Дмитрий Степанович 1926 года рождения. Боец сопровождал эшелоны с танками на фронт с гармонью. Четвёртая линия начинается с Владимира Николаевича Мельникова 1972 год рождения, г.Рязань. В Воронеже закончил Государственную академию искусств на факультете музыки. Работает в музыкальном колледже им. Пироговых. Всего один гармонистАлейников Геннадий Антонович 1949 года рождения представляет 5 музыкальную ветку. Некоторые музыканты в семье имеют музыкальное образование. Например, Соболев Михаил Андреевич троюродный дядя обучается в Санкт Петербурге на композиторском факультете, пишет музыку. Многие члены семьи - самоучки, или старшие члены семьи учили младших. Музыкальные инструменты хранятся в семьях наших родственников.

Выводы: гармонь живет в нашей семье с 19 века. Она объединяет членов нашей большой семьи и поддерживает в трудную минуту.

Заключение

Временные рамки нашего исследования от XVIII века, времени создания гармони до 2020 года, XXI век. В результате исследования была изучена история гармони. Выявлено, что гармонь является важнейшим фактором русской национальной культуры. Выяснилось, что согласно исследованиям искусствоведа Альфреда Мартиновича Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году, автором которой был чешский органный мастер Франтишек Киршник. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом. Гармонь быстро завоевала популярность среди народа. Сразу же после своего изобретения гармоника получила в России большое распространение. Появившись в 30-е годы XIX века в крупных городах, гармонь стала усовершенствоваться. В 40-е годы началось широкое проникновение гармоники в деревню. Особенно важна и нужна гармонь стала во время Великой Отечественной войны. Гармонь являлась психологическим оружием против врага. 50-60-е годы она прочно вошла в музыкальный быт русского народа и стала одним из самых популярных инструментов. 70-е годы XIX века были ознаменованы появлением первой в России хроматической двухрядной гармоники. На рубеже XIX—XX веков музыкальная жизнь России была отмечена небывалым интересом общественности к народному искусству.

Гармонь на разных этапах жизни нашей страны всегда имела большое значение для народа. Она вдохновляла на труд, поднимала боевой дух, вселял уверенность. Это отражено в картотеке, которую нам удалось создать. Её разделы – это главные вехи жизни народа: Раздел I «Гармонь в годы Великой Отечественной войны» на примере г.Славгорода», Раздел II «Гармонь на целине», Раздел III «Гармонь. Новая история», Раздел IV«Гармонь на Алтае», Раздел V«Гармонь в моей семье» (Приложение 3).

Картотека «Гармонь как духовная ценность русского народа» содержит информацию о музыкантах разного возраста, связанных с разными периодами жизни страны, её событиями. Составлено музыкальное древо нашей семьи Ярцевых до пятого колена. Семейное музыкальное древо насчитывает 22 музыканта. У них у всех разные судьбы, разные профессии, свой жизненный путь. Только часть из них стала профессиональными музыкантами, многие из них не имеют музыкального образования и учились сами играть на инструменте. В семье хранятся гармони и баяны, на которых играли и играют члены семей до сих пор, старшие учат младших. Любовь к музыке сплотила нашу семью ещё больше, мы познакомились ближе и стали роднее со многими членами нашей семьи, так как география нашего семейного древа широка – это вся Россия, от Красноярского края до Санкт-Петербурга. Сделана запись исполнения произведений на гармони музыкантов Алтая (Приложение 4). Создан сайт «Гармонь – русская душа. Музыкальный мир музеев Алтайского края» https://russianharmonica.wixsite.com/mysite, который дает возможность познакомиться с историей гармони и гармонистами Алтайского края, их жизненном пути и любви к русскому народному инструменту.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой. [Электронный ресурс]. 2000. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/(дата обращения 12.03.2017)

Путеводитель в мире музыки. Виды гармоней, или, чем различаются хромка и черепашка [Электронный ресурс]. 2019. — URL: https://shademark.ru/nachinayushhim/vidy-garmonej-ili-chem-razlichayutsya-hromka-i-cherepashka.html (дата обращения 12.02.2019)

Кирилица. Что необходимо знать о русской гармони [Электронный ресурс]. 2018. — URL: https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/chto-neobhodimo-znat-o-russkoi-garmoni-5b7ac56097369e00a8335ced (дата обращения 12.09.2018)

Земляки. Народные промыслы. Шуйская гармонь. [Электронный ресурс]. 2009. — URL http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=59&id_song=491&sortir=1 (дата обращения 12.04.2017)

Чиркунов И. В. Становление и развитие кустарных промыслов в России (на примере Нижегородской губернии) // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 775-778. — URL https://moluch.ru/archive/63/9715/ (дата обращения: 29.11.2019)

Официальная группа в ВКонтакте Информио. История возникновения гармоники. Единая методическая библиотека общего и профессионального образования России «Информио» [Электронный ресурс]. 2017. — URL

https://www.informio.ru/publications/id3665/Istorija-vozniknovenija-garmoniki (дата обращения 15.03.2018)

Update Про гармонь - hirsh_ben_arieLiveJournal[Электронный ресурс]. 2012. — URL: https://idelsong.livejournal.com/382679.html (дата обращения 10.09.2018)

Маршал Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления. М. Издательство АПН. 1987, с. 473).

В.Новожилов. История Возникновения гармони. [Электронный ресурс]. 2013. — URL: https://ale07.ru/music/notes/song/bayan/novojilov_bayan2.htm (дата обращения 17.04.2017).

Шуйские фабричные гармони. [Электронный ресурс]. 2016. — URL: https://vk.com/topic-109939618_33330530 (дата обращения 25.03.2017)

Рыбакина Е. «Музыка в потоке времени.» // В.Ю. Уколов - Москва, «Молодая гвардия» 1988. – 318 с.

Статьи. Моисеева Т.Е. Гармоника: прошлое и современность. [Электронный ресурс]. 2009. — URL: http://www.harmonica-tula.ru/?category=articles&action=list&id=6 (дата обращения 19.07.2018)

 К.Секисова. Памятник гармони. [Электронный ресурс]. 2015. — URL: http://in3p.ru/showObject/record_52:outFull.html (дата обращения 12.12.2018).

Музей русской гармоники Альфреда Мирека/ [Электронный ресурс]. 2017. — URL: https://scriabinmuseum.ru/pages/mireka (дата обращения 10.11.2018)

А.Анатольев. На линии огня. //Минувшие дни. — 2005. — No 3. — С. 33.

П.Э. Фиц. Прошёл с гармонью всю войну. //Славгородские вести. —2015

No 18. — С. 3.

Перечень устных источников

Беседа с Петрачковой Татьяной Григорьевной, учителем МБОУ «Лицей №17» г., жителем г. Славгород, 1955 года рождения от 10 мая 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Петрачковой Т.Г.

Беседа с Солонченко Яковом Федосеевичем, жителем г.Славгород 1928 года рождения от 15 июня 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Солонченко Я.Ф.

Интервью с Мужчининым Андреем Фёдоровичем, жителем г.Славгород 1926 года рождения от 10 апреля 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Мужчинина А.Ф.

Беседа с Мишуковой Мариной Геннадьевной, педагог МБОУ «Лицей №17», жителем г.Славгород 1979 года рождения от 10 августа 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Мишуковой М.Г.

Беседа с Ратниковой Людмилой Георгиевной директором МБУК «Славгородский городской краеведческий музей, жителем г.Славгород 1954 года рождения от 12 мая 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Ратниковой Л.Г.

Беседа с Толстиковым Николаем Михайловичем, жителем г.Славгород 1942 года рождения от 10 августа 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Толстикова Н.М.

Беседа с Будриной Анной Валерьевной, жителем г.Славгород 1984 года рождения от 17 января 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Будрина А.В.

Беседа с Сталевым Данилом, учащимся 8 класса МБОУ «Лицей №17», жителем г.Славгород 2004 года рождения от 12 марта 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Сталева Д.

Интервью с Фоменко Галиной Ивановной, библиотекарем, жителем с.Ключи 1980 года рождения от 10 февраля 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Фоменко Г.И.

Интервью с главным хранителем музея Татьяной Викторовной Шарих, жителем г.Камень-на-Оби года рождения от 10 июня 2018 г. Текст беседы публикуется с согласия Шарих Т.В.

Интервью с научным сотрудником МБУК «Новоалтайский краеведческий музей имени Марусина В.Я.» жителем г.Ново-Алтайск 1969 года рождения от 1 ноября 2017 г.

Интервью с директором Заринского музея Почукаевой Светланой Владимировной жителем г.Заринск 1968 года рождения от 15 декабря 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Почукаевой С.В.

Беседа с Филипушко Иваном Васильевичем, жителем г.Яровое года рождения от 10 мая 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Филипушко И.В.

Беседа с Матвиенко Александром Ивановичем, с. Алтайское жителем г.Славгород года рождения от 10 мая 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Матвиенко А.И.

Фотоматериал МУК «Каменский районный краеведческий музей», г.Камень-на-Оби

Фотоматериал МБУК «Ключевский районный краеведческий музей», с. Ключи Алтайского края

Фотоматериал ПМКУК «Алтайский краеведческий музей», научный работник Трихина Ирина Викторовна

Беседа с Царьковой Н. И., с. Паваренкино жителем с. Паваренкино 1949 года рождения от 11 февраля 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Царьковой Н.И.

Беседа с Тороповой Т.И., г.Славгород жителем г.Славгород 1959 года рождения от 14 февраля мая 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Тороповой Т.И.

Беседа с Подовальнаой Лидией Иосифовной, жителем г.Славгород 1931 года рождения от 1 июня мая 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Тороповой Т.И

Беседа с Валуевой Любовью Петровной жителем , с.Боготол 1960 года рождения от 18 июня 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Валуевой Л.П.

Беседа с Бондаревой Анной Андреевной, жителем г.Кемерово1998 года рождения от 2 февраля 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Бондаревой А.А.

Беседа с Петровой Маргаритой Васильевной, жителем г.Славгород 1959 года рождения от 22 мая 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия с Петровой М.В.

Беседа с Игнатковой Зоей Васильевной, жителем г.Славгород 1961 года рождения от 16 апреля 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Игнатковой З.В.

Беседа с Антоневич Леонидом Николаевичем, жителем п. Старо-Пышминск 1949 года рождения от 30 апреля 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Антоневич Л.Н.

Беседа с Босовым Виталием Леонидовичем, г.Псков жителем г.Псков 1987 года рождения от 17 января 2018 г. Текст беседы публикуется с согласия Босовым В.Л.

Беседа с Соболевой Н.Л, г.Екатеренбург жителем г.Екатеренбург 1946 года рождения от 10 марта 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Соболевой Н.Л.

Беседа с Соболевым Михаилом Андреевичем, жителем г.Санкт Петербург 1992 года рождения от 10 марта 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Соболевым М.А.

Беседа с Плеховым Вадимом Викторовичем, жителем г.Славгород 1975 года рождения от 18 мая 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Плехова В.В.

Беседа с Голековой Светланой Васильевной., г.Рязань жителем г.Рязань 1953года рождения от 3 апреля 2017 г. Текст беседы публикуется с согласия Голековой С.В.

Беседа с Алейниковым Геннадием Антоновичм, жителем с.Николаевка 1949 года рождения от 10 декабря 2018 г. Текст беседы публикуется с согласия Алейниковым Г.А.

Фотоматериал семьи Ярцевых, г.Славгород Алтайский край

Аудиозаписи Мужчинина А.Ф. Толстикова Н.М, Филипушко И.В. , Плехова В.Д., Круц Д., Будрина Д., Сталева Д.

Приложения:

Приложение 1

ДИРЕКТИВА ГЛАВПУ РККА НАЧАЛЬНИКАМ ПОЛИТУПРАВЛЕНИЙ ФРОНТОВ, ОКРУГОВ И АРМИЙ О ПРОПАГАНДЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ПЕСЕН ВОЙСКАХ

226 5 сентября 1941 г.

Политическое управление неоднократно обращало ваше внимание на значение боевых красноармейских патриотических песен в деле поднятия боевого духа войск. Русская песня, гармонь, пляска — друзья бойца. Они сплачивают людей, помогают легче переносить тяготы боевой жизни, поднимают боеспособность и формируют настроение личного состава. В годы гражданской войны, на Халхин-Голе, во время советско-финской войны боевая русская песня, гармонь и пляска вселяли бодрость, звали на новые подвиги во славу Родины, облегчали победу над врагом.

Политорганы располагают большим количеством красноармейских песенников, лишь в августе с. Г. Разослано 150 000 экземпляров сборника песен «В бой за Родину». В частях имеется свыше 60 000 гармошек. В июле — августе ГлавПУ РККА послало в армию свыше 12 000 гармошек.

Тем не менее, за последнее время политорганы, комиссары, политруки, ротные партийные и комсомольские организации прекратили работу по насаждению боевых патриотических песен, забыли гармонь и веселые русские пляски. Это свидетельствует о недооценке и непонимании воспитательной роли песен, пляски, в особенности в боевых условиях.

Недостаточно используются фронтами красноармейские ансамбли песни и пляски. Краснознаменный ансамбль, разбитый на четыре группы, работает с начала войны на фронтах. Посланы на фронт также окружные ансамбли. Однако во многих случаях они используются в тыловых частях и реже бывают в полках, дерущихся на фронте.

целях ликвидации этого серьезного недостатка в политической работе, приказываю:

Политорганам, комиссарам, политрукам, партийным и комсомольским организациям развернуть работу по насаждению боевых русских песен. Песня и гармонь должны звучать всюду — в походе, на привале, в промежутках между боями. Особое внимание уделить русской пляске, так любимой бойцами.

Для пропаганды песни, пляски широко использовать ансамбли, направив их непосредственно в полки. На страницах фронтовых, окружных, армейских и дивизионных газет популяризировать лучших гармонистов, запевал и плясунов — любимцев роты. Печатать в газетах тексты и ноты патриотических песен и широко показывать боевой досуг красноармейцев.

В каждой роте иметь запевал, гармонистов и гармонь. Клубам частей и капельмейстерам организовать систематическую работу с запевалами, помогая им внедрить песни в жизнь части и подразделения.

Работу по внедрению песни и пляски вести систематически, рассматривая ее как составную часть политического воспитания личного состава части. Против недооценки многими политработниками песни, пляски и гармони вести решительную борьбу.

В 3-дневный срок донести мне, что вами предпринято для выполнения настоящей директивы. Впредь во всех очередных политдонесениях подробно освещать организацию боевого досуга бойцов.

Директиву довести до командира и политрука роты включительно.

Начальник Главного политического управления РККА армейский комиссар 1 ранга Л. МЕХЛИС

Полная Картотека «Гармонь как духовная ценность русского народа» содержит 60 страниц. Приложение к данной версии работы сокращено из-за большого объёма материала.

Приложение 2

Анкета

ФИО

Класс

Посещаешь ли ты ДШИ? Если «да», на каком инструменте ты играешь?

А) да,

Б) нет

Слушаешь ли ты и члены твоей семьи народную музыку в кругу семьи, на концертах?

А) да

Б) нет

На каком музыкальном инструменте играли или играют твои родные? Если играют, укажите, кто играет и на каком инструменте (гармонь, баян, балалайка, аккордеон, фортепиано).

А) да, (например, дедушка – гармонь)

Б) нет

Приложение 3. Полная Картотека «Гармонь как духовная ценность русского народа» содержит 60 страниц. Приложение к данной версии работы сокращено из-за большого объёма материала.

Приложение 4 Аудио и видео записи музыкантов. Список гармонистов

 

ФИО музыканта

возраст

Раздел картотеки

1

Мужчинин А.Ф.

94

«Гармонь в годы Великой Отечественной войны»

2

Толстиков Н.М.

78

«Гармонь Новая история »

3

Будрин Д.

14

«Гармонь. Новая история»

4

Сталев Д.

14

«Гармонь. Новая история»

5

Плехов В.В.

45

«Гармонь в моей семье»

6

Круц Д.

17

«Гармонь в моей семье»

7

Соболев М.А.

28

«Гармонь в моей семье»

8

Бондарева А.А.

22

«Гармонь в моей семье»

9

Филипушко И.В.

74

«Гармонь на Алтае»

10

Матвиенко А.И

67

«Гармонь на Алтае»

11

Хайрулин Р.Р

36

«Гармонь на Алтае»

Логотип картотеки Код сайта , где можно посмотреть полную версию картотеки

Просмотров работы: 919