Введение. В этом году мы отметили славную дату - 75-летие Великой Победы. Моя семья имеет прямое отношение к этому празднику, так как мой прапрадед прошел всю войну и его имя записано в галереи Памяти музейного комплекса Вооруженных сил России. Меня интересует все, что связано с тем далеким временем. В нашем городе Шумерля есть много памятников, но один из них меня особенно заинтересовал. Это монумент планера, который находится в сквере Победы. Я увлекаюсь авиамоделированием и все, что связано с летательными аппаратами и их историей мне очень интересно.
Цель исследования: изучение памятника «Десантный планер Г-11», установленного в городе Шумерле. Перед собой я поставил следующие задачи: сбор и изучение материалов об истории создания памятника; анализ роли панера в годы военного времени; анализ роли памятника в современной жизни города; создание модели десантного планера Г-11.
Объект исследования: памятник Десантный планер Г-11, установленный в честь планеристов-десантников, лётчиков и изготовителей десантных планеров, самолётов ЯК-6, У-2, ПО-2 ВС Шумерлинского авиационного завода № 471 в годы Великой Отечественной войны».
Методы исследования: изучение и анализ фото, документальных источников, письменные воспоминания очевидцев.
Практическая значимость: материалы и выводы исследования могут быть использованы учителями и учениками на уроках, на внеклассных мероприятиях в школе для духовно-патриотического воспитания школьников через соприкосновение с историческим наследием нашего народа.
Основная часть.
Памятник Десантный планер Г-11
Памятник Десантный планер Г-11был установлен 27 июня 1987 года, в день пятидесятилетия присвоения Шумерле статуса города в память землякам шумерлинцам-труженикам авиационного завода №471 и воинам планеристам-десантникам. У подножия монумента на холмике установлена мемориальная плита со словами: «1941−1945. Десантный планер Г-11. Монумент установлен в честь планеристов-десантников, лётчиков и изготовителей десантных планеров, самолётов ЯК-6, У-2, ПО-2 ВС Шумерлинского авиационного завода № 471 в годы Великой Отечественной войны». Представляет собой копию планера военных лет. В масштабе 1:2. Разработчик планера — Грибовский В. К. Металлическая плита из нержавейки. Скульптор — Черепанов Василий Петрович. Исполнители: Нестеров В. А. и Маркушин П. А.
Чтобы определить значимость данного монумента для города я обратился в Шумерлинский историко - краеведческий музей (см. приложение 1). В музее нашего города имеется достаточно материалов об истории создания планера Г-11: фотографии, макеты самолетов, статьи из газет, воспоминания директоров и работников КАФ.
История развития авиационного производства в г. Шумерля.
До Великой Отечественной войны в нашей стране военные планеры серийно не выпускались. Необходимость в десантном планере возникла сразу после начала боевых действий на территории СССР.
Хотя планерный спорт был широко развит и многим выдающимся летчикам дал дорогу в большую авиацию, но тяжелых планеров у нас не было. Война поставила неотложную задачу разработки и выпуска такой техники.
Большую роль в разработке конструкции, в организации испытаний и производства сыграл талантливый летчик, планерист и конструктор Владислав Константинович Грибовский.
В Шумерле построили первый планер Г-11 с двойным управлением, который был необходим для обучения пилотов. Из авиационно-планерного полка за двухместным планером прилетел пилот Н.И. Богданов, который в послевоенные годы вспоминал: «…А в Шумерле заказали справку… Одновременно мне пришлось облетывать несколько штук планеров, чтобы пустить всю серию для производства.»
Для более подробной информации я встретился членом Совета ветеранов КАФ Базановой Ниной Ивановной - создателем музея комбината автофургонов, которая рассказала о выпуске десантного планера Г-11 в годы ВОВ. В августе 1941 года в Шумерле из Харькова в Шумерлю был эвакуирован авиазавод № 471, развернувший новое производство на базе Шумерлинского деревообрабатывающего комбината. В сентябре 1941 года начался выпуск многоместного десантного планера Г-11 (другое обозначение — Гр-29), разработанного ОКБ-28 под руководством Владислава Грибовского. Сам конструктор прибыл на завод в конце сентября 1941-го, а в октябре здесь обосновался основной состав эвакуированного ОКБ-28. К 7 ноября была создана первая готовая машина – десантный планер на одиннадцать человек – Г-11. А уже в декабре сорок первого года коллектив комбината выпустил первые 10 серийных машин. Это были первые в нашей стране серийные военные планеры. Производство шло полным ходом, к лету 1942 года было выпущено и отправлено на фронт 95 этих бесшумных крылатых машин. Они высаживали десанты в тылу врага, доставляли необходимые грузы партизанам и выходящим из окружения войскам. Производство Г-11 нарастало вплоть до июня 1942 года, когда выяснилось, что военные попросту не готовы к приему большого числа десантных планёров. Не хватало самолётов-буксировщиков и пилотов-планеристов. Так как хранение планёров в течение длительного времени не предусматривалось, их нахождение под открытым небом могло привести к снижению прочности и надежности. В результате производство Г-11 в 1942 году прекратили и перешли к выпуску боевых самолетов Як-6, У-2 и По-2. Всего за годы войны завод поставил фронту более 1100 самолетов1.
Одновременно изготавливались детали, узлы и агрегаты планера. В течение 1942 года было изготовлено 127 планеров Г – 11 (плюс 11 в 1941 году). В конце 1943 года производство планеров восстановили на заводе в Рязани, где Грибовского назначили Главным конструктором.
Грибовский вместе с планеристом Степанченком первые в нашей стране начал эру полетов планеров на буксире за самолетом, что успешно использовалось в боевых операциях в Отечественную войну.
Буксировщиками планера выступали самолеты: Ли-2, СБ или ДБ-3Ф. Широко использовался в десантных операциях Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Длина этих бесшумных летательных машин составляла 9,8 м, размах крыльев – 18 м, высота 2,7 м, пролетный вес – 2,4 т, а вес без загрузки 1,2 т. Кроме того, он мог развивать скорость планирования до 146 км/час. Ценным качеством планера была бесшумность полета и посадка на малые площади. На планере кроме пилота размещалось 10 бойцов». Шумерлинский авиазавод по выпуску планеров был головным предприятием. В дальнейшем, его документацией пользовались другие заводы, выпускавшие десантные планеры.
Воспоминания шумерлинцев, работавших во время войны на заводе.
Грибовский Владислав Константинович - человек-легенда, автор и конструктор 18 типов планеров и 17 самолетов. Из воспоминаний К.В. Грибовского – сына конструктора В.К.Грибовского, работавшего на заводе №471 с 1941-1943 гг: «Большое впечатление осталось от полета на планере. К этому времени мне удалось полетать на нескольких типах самолетов. Полет на самолете связан с ревом мотора, что создает определенную атмосферу впечатлений. После этого полет на планере удивляет в начале необычной тишиной, и лишь легкий свист и шорох воздуха говорят о том, что планер летит довольно с большой скоростью...» Из воспоминаний ветерана труда А.М.Тополева, работавшего в годы войны на авиазаводе начальником производственного отдела: «Обычно основная сборка планеров проходила во второй половине месяца. Вот тогда для нас начиналась самая напряженная работа. Ребята засыпали прямо на рабочих местах, сидя на стремянке или лежа на конце крыла планера. Дав им вздремнуть минут 10-15, мы будим их, и работа продолжалась. Но как мы радовались, когда 31 декабря к 12 часам дня работникам ОТК был сдан последний, десятый планер».
Обычно, десантные планеры имели одноразовое боевое применение. На них доставлялись грузы в партизанский край с посадкой на такие небольшие по размерам посадочные площадки, что взлет с них буксирного поезда был невозможен и планер приходилось уничтожать. Однако бывали исключения.
Ранней весной 1943 года в партизанский отряд, которым командовал капитан Н, Ф. Титков, прибыли десантные планеры с боевым грузом. Двум раненым партизанам требовалась срочная медицинская помощь, которую на месте оказать было нельзя. Летчик Желютов и планерист Анохин решили вывезти раненых. Они соединили самолет ДБ-ЗФ с планером коротким тросом, и той же ночью санитарный «аэропоезд» вылетел на Большую землю.
Подобных боевых эпизодов использования десантных планеров на фронтах Великой Отечественной войны было немало.
Идея создания памятника.
Идея увековечения героического труда шумерлинцев по выпуску авиационной техники в годы Великой Отечественной войны и подвигов военных пилотов-планеристов принадлежала ветерану планеристу Бурашникову А. В. (доцент Чувашского Государственного Университета, кандидат технических наук). Об этом свидетельствует ответ Грибовского К.В. на письмо Бурашникова А.В. (1986год). Эскиз монумента был разработан из журнала «Моделист-конструктор» группой художников комбината автофургонов под руководством Горбунова В.Р.. По этому эскизу Нестеров В.А., слесарь экспериментального конструкторского бюро КАФ, изготовил макет монумента планера, который представляет натуральную копию планера военных лет выпускавшихся на этом заводе.
Практическая часть. Создание модели планера.
После более близкого знакомства с планером Г-11 мне захотелось сделать его макет. С первого класса я хожу в студию «Вертикаль». Руководитель студии Сергей Борисович Виноградов показал мне конструкцию планера, и я изготовил его макет (см. приложение 2).
Заключение. Использование Г-11 в период Великой Отечественной войны показало их высокую надежность и достаточную эффективность. Особенно активно планеры использовались для снабжения партизан в 1943-44 гг. В августе 1944-го конструктор Грибовский за доставку грузов планерами Г-11 партизанам Белоруссии был награжден медалью "Партизан Отечественной войны".
К 100-летию города Шумерля вышел сборник «100 лет – 100 имен», посвященный известным людям города Шумерля, которые оставили заметный след в истории нашего города. Имя конструктора планера Грибовского Владислава Константиновича включено в этот сборник.
В июле 1987 года решением исполнительного комитета городского Совета народных депутатов одна из улиц города была названа именем знаменитого конструктора Владислава Грибовского.
Школьники ухаживают за памятником, наводят порядок весной, к 9 мая. На День Победы к подножию монумента всегда возлагают свежие цветы.
Данная работа имеет практическую направленность и может быть использована на уроках истории при изучении событий Великой Отечественной войны и на внеурочной деятельности.
Список литературы:
Бадина М., Городская центральная библиотека им. Г. Н. Айги . 100 лет-100 имен.
Белянин И.А. Пятьдесят лет в рабочем строю, Чебоксары, 1981.
Бурашников А. В. Шумерлинские крылья. //газета Советская Чувашия// 1987г., 11 сентября
Грибовский К. Крылья Шумерля дала. //газета Вперед//.- 1987, 9 май
Гутовец И. Шумерля военная. //Вперед//. -1995г., №64
Дроздова Е., Болотников П., Комаров В. С уважением к времени. 70 лет КАФ, «Руссика».
Партизанские крылья [Электронный ресурс] // Архив журналов Моделист-Конструктор за 1968 год .URL: https://usamodelkina.ru/12683-arhiv-zhurnalov-modelist-konstruktor-za-1968-god.html (дата обращения: 04.09.2020)
Приложение 1.
Шумерля военная. Изучение архивных материалов в библиотеках г.Шумерля
Приложение 2. Создание модели Планера.
1Герасимов А.// На крыльях истории URL: http://sovch.chuvashia.com/?p=64433