Введение
Темы Нижнего Новгорода и Волги – одни из ведущих в творчестве Максима Горького. Но изображение города и великой русской реки не просто как фона, места действия, а как самостоятельного яркого значимого образа изучено недостаточно и, по мнению профессора В.Т.Захаровой, представляет «самостоятельный, далеко не исследованный материал»1. Предмет исследования – образ Нижнего Новгорода и Волги в автобиографической повести А.М.Горького «Детство».
Цель работы – исследовать особенности разработки темы Нижнего Новгорода в автобиографической повести А.М.Горького «Детство»
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать, какое влияние оказал Нижний Новгород на становление А.М.Горького как человека и писателя.
2. Дать характеристику особенностей творческой манеры Горького-урбаниста.
3.Путем сопоставления черт реального Нижнего Новгорода с образом, созданным писателем, проследить за теми изменениями, которые произошли в ходе исторического развития.
Обзор литературы
В ходе работы над темой было проанализировано три типа библиографических источников. В первую очередь, это книги, содержащие биографические сведения о А.М.Горьком, в частности, о жизни его в Нижнем Новгороде.
Большой интерес вызвали работы о топонимах нашего города, тем более, что наша школа находится в непосредственной близости от тех мест, которые описывает Горький.
Исследования, посвященные особенностям творческой манеры писателя, тоже были тщательно изучены.
Актуальность работы состоит в том, что мы попытались факты биографии А.М.Горького, изображение им Нижнего Новгорода и Волги связать с реальными топонимами, как относящимися к середине 19 века, так и современными.
Образ Нижнего Новгорода занимает важное место в творчестве А.М.Горького, начиная с ранних рассказов и газетных репортажей 1890-х – начала1900-х годов, когда жизнь родного города стала питательной средой для становления молодого писателя, до итогового романа «Жизнь Клима Самгина». Образ родного города писателя воплотился более чем в сорока произведениях. Нижний Новгород нашел в творчестве Максима Горького прямое и опосредованное отображение, в том числе в широко известных автобиографических повестях «Детство», «В людях».
Образ Нижнего Новгорода в повести А.М.Горького
«Детство»
2.1 Городская среда как отражение жизни людей
Повесть «Детство» начинается с эпизода прибытия Алеши с матерью и бабушкой на пароходе из Астрахани. Акулина Ивановна при виде родного города с идущим от сердца восхищением говорит: « Гляди, гляди, как хорошо! Вот он, батюшка, Нижний-то! Вот он какой, Богов! Церкви-те, гляди-ко ты, летят будто!2» Пароход остановился против красивого города,- вспоминает дальше Алеша,- среди реки, тесно загроможденной судами». Красивый город, так привольно и живописно раскинувшийся на волжских кручах, будет не раз воспет А.М.Горьким в его произведениях. Но в повести «Детство» мы больше не увидим его красот. Это связано с тем, что перед писателем стояла другая задача: показать нелепость и безрадостность окружающей жизни. Детские впечатления Алеши позволяют нам увидеть другой Нижний, не парадный, а трудовой и будничный. Действие поначалу разворачивается в известном всем нижегородском доме « с нахлобученной крышей и выпученными окнами», который стоит на Успенском съезде. В нем живет большая каширинская семья, и для Алеши это целый мир, за пределы которого он пока не выходит. Но постепенно. по мере взросления, герой начинает узнавать город. Помогает ему бабушка. В повести упоминаются названия нижегородских улиц: Покровка, Ямская, Прядильный переулок, Суетинский съезд. Писатель упоминает о расположенной неподалеку Успенской церкви, «золотые главы ее были видны из окон дома3».При описании дома деда дает зарисовки небольшой частички города. «Двор был тоже неприятный...4»Дед Каширин не любил подолгу жить на одном месте. Начинаются переезды: сначала на Полевую улицу(ныне улица М.Горького), затем на Канатную. В те времена свои названия улицы получали по роду занятий жителей. На Канатной были канатные заводы, впоследствии она была переименована в улицу В.Г.Короленко. На Полевой он дерется с местными мальчишками, с Канатной улицы вместе с братом Сашей ходит через Ново-Базарную площадь к Ильинскому училищу. Тогда это были городские окраины, пыльные, иногда заросшие травой. Ни разу в повести действие не переносится в центр города. Это происходит потому, что произведение автобиографично. Именно на таких улицах и проживали в разные годы дед Василий с Акулиной Ивановной и внуком Алексеем. Кроме того, описание места действия автор подчиняет замыслу произведения. Находим такие строчки, объясняющие его позицию: «Теперь, оживляя прошлое, я сам порой с трудом верю, что все было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть,- слишком обильна жестокостью темная жизнь «неуемного племени5». Город неприветлив к своим обитателям, вызывает тоску. «На улицах сорно, грязно, шумно6». И живут здесь люди, страдающие от несправедливости устройства общества, живут бедно, грязно, безрадостно. Безрадостны и картины окружающей их обстановки: «Улица была похожа на челюсть, часть зубов от старости почернела, покривилась, часть их уже вывалилась7». Серые дома, серый густой слой пыли, а « сквозь пыль высовывается опухолями крупный булыжник8».
По-другому ощущал себя герой в доме, купленном дедом на улице Канатной. Это была уж совсем окраина, «немощеная, заросшая травою, чистая и тихая, она выходила прямо в поле и была снизана из маленьких пестро окрашенных домиков9». Писатель, вспоминая жизнь на этой улице, пишет: «…я просыпался вместе с птицами; прямо в лицо смотрит солнце, нагреваясь, зелень травы блестит все ярче, приобретая хрустальную прозрачность, тонкий парок вздымается над нею. В сиреневом небе растет веер солнечных лучей, небо голубеет10».
2.2 Обиходные названия некоторых городских объектов
В произведениях А.М.Горького есть интересные материалы, касающиеся обиходных названий некоторых городских объектов, не совпадающие с официальными. Например, в повести «Детство» упоминается Дюков овраг, а в Дюковом пруду дядья чуть не утопили отца Алеши. В пору детства А.М.Горького Нижний Новгород был изрезан оврагами. Через них были насыпаны дамбы для удобства передвижения. А в оврагах образовывались пруды. Так образовались, например. Звездин и Черный пруды. В наше время от них остались только названия, указывающие на их местоположение: улица Звездинка и остановка «Черный пруд». В официальных документах Дюков пруд и еще один пруд, располагавшийся рядом, назывались Покровскими. Где же он находился? Читаем повесть: «Вся площадь изрезана оврагами; в одном на дне его стоит зеленоватая жижа, правее тухлый Дюков пруд11». Это описание Ново-Базарной площади (ныне площадь Горького). Есть и другое подтверждение тому, что Дюков овраг являлся ответвлением Звездинского оврага, а на том месте, где он был перегорожен дамбой, образовался пруд. Максим Савватьевич, отец Алеши, рассказывает, как он попал на Дюков пруд в тот вечер, когда его чуть не утопили дядья Алеши. Расставшись с Яковом и Михаилом, он свернул с Ямсой улицы (так называлась в то время верхняя часть Ильинской улицы) в Прядильный переулок (ул. Маслякова), а Прядильный переулок выходил на Ново-Базарную площадь. Таким образом, можно сказать, что Дюков пруд находился около пересечения улиц Студеной и Звездинка. По линии современной улицы Звездинки на всем ее протяжении находился овраг. По оврагу струилась небольшая речка Ковалиха, сильные родники в ответвлеиях оврага и создали два больших пруда, Дюков и Звездин. Звездин овраг упоминается в повести «В людях»: «Улицы, как я привык понимать ее, - нет, перед домом распластался грязный овраг, в двух метрах его перерезали узкие дамбы. Налево овраг выходит к арестантским ротам, в него сваливают мусор со дворов…направо, в конце оврага, киснет илистый Звездин пруд, а центр оврага – как раз против дома… место донельзя скучное, нахально грязное12». В одном из домов, стоявших тогда прямо на бровке оврага, Горький мальчишкой жил и работал у своего дяди чертежника-подрядчика В.С.Сергеева. Еще один интересный момент связан с обиходным названием Ново-Базарной площади. Горький почему-то называет ее Сенной. «Направо, через три дома от нашего, широко развёртывается Сенная площадь, замкнутая жёлтым корпусом арестантских рот и пожарной каланчой свинцового цвета. Вокруг глазастой вышки каланчи вертится пожарный сторож, как собака на цепи…. Почти против окна - переулок, застроенный маленькими пёстрыми домиками; он упирается в толстую, приземистую церковь Трёх Святителей. Если смотреть прямо - видишь крыши, точно лодки, опрокинутые вверх дном в зеленых волнах садов13». Скорее всего, это связано с тем, что на ней торговали сеном, как и на других площадях Нижнего Новгорода, например, нынешней Сенной. Кстати, эта площадь имела еще одно название – Арестантская, очевидно, потому, что на ней находился острог.
2.3 Сормово и Канавино в художественном контексте повести «Детство»
В конце повести «Детство» мы узнаем, что Алеша вместе с матерью и отчимом переезжает сначала в Сормово, а затем в Кунавино. Унылые виды Сормовской заводской слободы запомнились писателю так: «Из-за крыш черными кукишами торчали в небо трубы завода и густо, кудряво дымили,
зимний ветер раздувал дым по всему селу…14». В обрисовке промышленного Сормова преобладает натуралистическая образность, передающая агрессивное подавление всего человеческого: «завод тошнило пережеванными людьми», «волком выл гудок», заводские ворота уподоблены «беззубому рту», куда «густо лезет толпа маленьких людей», «улица была похожа на челюсть, часть зубов от старости почернела»…Алексей Максимович давно и хорошо знал Сормово. В семидесятых годах маленьким мальчиком жил он здесь с матерью, отчимом и бабушкой.
И на всю жизнь, отчетливо, как запоминается только в детстве, сохранились в памяти черные, уходящие в небо трубы завода, дымившие густо и кудряво, зимний ветер, разносивший дым по всему селу и жирный запах гари, наполнявший холодные неуютные комнаты. А по утрам волчий вой гудка.
Вечером, когда над заводом колебалось мутно-красное зарево, было похоже, что трубы поднимаются не от земли к небу, а опускаются на землю с неба, из дымного облака, дышат, воют, гудят.
В марте 1849 года в Петербурге возникла акционерная пароходная компания, одним из директоров которой был Бенардаки. В Сормово он приехал с намерением построить большой металлургический завод.
Место было выбрано весьма удачно: в десяти верстах большой торговый город — Нижний Новгород. В соседних уездах — в изобилии квалифицированная рабочая сила: в Семеновском уезде — плотники, в Павловском — металлисты. Две реки — Ока и Волга,— легко и сырье доставлять и отправлять готовую продукцию. Под боком нижегородская ярмарка, славившаяся на весь мир. Завод строился стремительно. В 1871 году впервые в России был выпущен двухэтажный пассажирский пароход американского типа. Назвали пароход громким именем — «Переворот». На этом пароходе в 1871 году приехал из Астрахани в Нижний Новгород маленький Алеша Пешков.С каждым годом рос и увеличивался завод. Миллионы текли в хозяйский карман. И только те, чьими руками эти богатства создавались, жили безрадостно и трудно. Немощеные улицы поселка утопали в грязи. Назывались улицы: Большая Канава, Новая Канава, Старая Канава. Земля, черная от копоти. Вокруг огромного темно-красного паука-завода лепились одноэтажные домики рабочих. Серые, приплюснутые, они жалобно глядели друг на друга маленькими, тусклыми окнами.
Не лучше выглядела тогда и Кунавинская слобода. Есть Несколько версий происхождения этого топонима. Первая гласит, что слово “Кунавино” происходит от названия денежной единицы “куны”, которой платили подати заезжие купцы. Есть другая версия происхождения слова Кунавино - название происходит от мордовского женского имени Кунава, означавшего "жена мурзы, правителя". С Кунавином соседствовали в Заречной части другие названия такого происхождения: Ратманиха, Бурнаковка, Копосово. Известны и предания о куме, якобы державшей около перевоза питейное заведение: с середины Оки ей кричали: "Кума, вина", что и дало название месту.
Кунавинская слобода примыкала тогда к Ярмарке. Именно это обстоятельство наложило на эту часть города особый отпечаток. Там было много распивочных, трактиров, сомнительных «заведений». « Здесь только нищим жить…15», - говорит хроменькая Людмила, проживавшая в одном дворе с Алексеем. К тому времени дел Каширин разорился, вынужден был тоже переехать в Кунавино и жить по чужим углам. Двор, где жил дед, был «маленький, тесный и сорный, …завален гудами разного дерева, насыщенного водою, оно преет на солнце, распространяя запах гнили16».
Этот дом, в котором квартировал дед, сохранился и доныне. Сохранилось и здание Канавинского начального училища, в котором два года учился Алеша. Постепенно Кунавино стало Канавиным, улица, где жил герой повести, получила название улицы Алеши Пешкова. В конце ее находилось кладбище. Это еще одно место, упоминаемое в произведении. Здесь на спор Алексей провел целую ночь, а близкие люди, мать Варвара Васильевна и дед Василий Каширин, обрели вечный покой.
Вывод
Не смотря на тот факт, что многие улицы сменили свои названия, в повести географические объекты, названия улиц соответствуют действительности. Но при этом город показан в соответствии с замыслом автора - показать правду «дикой русской жизни», чтобы «с корнем… выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».
Заключение
Таким образом, в автобиографической повести Горького образ Нижнего Новгорода несет важную смысловую нагрузку. Мы узнаем об истории и культуре того периода, когда в нем жил А.М.Горький. За образом одной из крупнейших губерний России конца ХIХ в., ее общей атмосферы, среды, нравов, традиций проступает многосложная, исполненная острейших противоречий картина национальной действительности. Через образ города мы можем проследить историю формирования индивидуальности автобиографического героя – как личности и художника, открывающего и постигающего коренные противоречия русской жизни. Нередко пространство города сужается до улицы как сточной канавы города, двора с его подвалом или ночлежкой. Горький осветил проблему взаимоотношения Города и человека, подчеркнув отрицательное влияние Города на судьбы разных людей. Писатель изобразил Город, отторгающий от себя простого человека и откровенновраждебный ему. Окраина показана как гибельное место, где приносятся человеческие жертвы.
«Соприкосновение кризисных сторон социальной жизни и гармоничного в своих первоосновах вселенского мироздания художественно воплощается у Горького в масштабном соотнесении рукотворного городского пространства и грандиозной природной панорамы»17 Именно Волга является во многих произведениях А.М.Горького той грандиозной природной панорамой, на фоне которой разворачивается русская жизнь.
«Для меня в Горьком вся Россия. Как я не могу представить себе Россию без Волги, так не могу подумать, что нет в ней Горького», - писал К.Г.Паустовский. Так мы, нижегородцы, не можем себе представить Горького без Нижнего Новгорода, без Волги.
Список литературы
1. М.Горький. Повести. Рассказы. Дневники. Издательство: "Библиотека Всемирной Литературы". 2013,
Книги:
2. Бялик. Б.А. Судьба Максима Горького. М.: Художественная литература. 1968.-
3. История города Горького. Краткий очерк. Горький: ВВКИ; 1971— 280 с.
4.Захарова, В.Т. Художественное пространство в повестях «Фома Гордеев» и «Трое» // Проза М. Горького Серебряного века. Нижний Новгород: НГПУ, 2008. С. 24-36.
5. Сигорский, А.В. По горьковским местам. Горький: ВВКИ, 1971. 35с.
6.Сухих, С.И. Максим Горький и другие. Избр. статьи; Нижний Новгород: изд-во «ООО « 2007. — 242 с.
7. История города Горького. Краткий очерк. Горький: ВВКИ; 1971. 576 с. 8..Морохин, Н.В. Нижегородский топонимический словарь. Нижний Новгород: Нижегородский печатник, 1997. — 216 с.
9.Фарбер, Л.М. Горький о родном городе. Горький: ВВКИ, 1982.
Статьи:
10.Казаев И.В. Образ Нижнего Новгорода в повести А.М.Горького «Детство»./ Нижегородский текст русской словесности. Межвузовский сборник научных статей. Нижний Новгород,2011. С.14149.
11.Почтина Л.Н. Пейзажные образы повести М.Горького «Фома Гордеев»./Нижегородский текст русской словесности: Межвузовский сборник научных статей. Нижний Новгород: НГПУ, 2011. С. 155-158
12.Толмачева Н:Ю. Нижний Новгород и нижегородцы в малой прозе раннего М. Горького // Человек и мир в творчестве М. Горького. Материалы Международной конференции. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 2008. С. 211-217.
1Захарова В.Т.Горький – урбанист провинциальной России// Творчество Максима Горького в социокультурном контексте эпохи. Материалы международной конференции. Нижний Новгород; изд-во Нижегородского университета, 2006. С.42-43.)
2 М.Горький. Повести. Рассказы. Дневники. Издательство: "Библиотека Всемирной Литературы". 2013, с.21
3 Там же, с. 35.
4 Там же. С.22.
5
.М.Горький. Повести. Рассказы. Дневники. Издательство: "Библиотека Всемирной Литературы". 2013, с.41
6 Там же. С.236
7 Там же, с. 239
8 Там же, с. 269
9 Там же, с. 271
10М.Горький. Повести. Рассказы. Дневники. Издательство: "Библиотека Всемирной Литературы". 2013, с.273.
11 М.Горький. Повести. Рассказы. Дневники. Издательство: "Библиотека Всемирной Литературы". 2013, с.212
1212 М.Горький. Повести. Рассказы. Дневники. Издательство: "Библиотека Всемирной Литературы". 2013, с.216
13 Там же, с. 223.
14 Там же, с. 274.
15. Там же, с.276.
13
14 .М.Горький. Повести .Рассказы. Дневники. Издательство: "Библиотека Всемирной Литературы". 2013, с.262.
15
1616.М.Горький. Повести. Рассказы. Дневники. Издательство: "Библиотека Всемирной Литературы". 2013, с.278
17Ничипоров И.Б. «Нижегородский текст» в автобиографических повестях М.Горького («Детство». «В людях»).С. 21.