Роль плакатного искусства в полевой почте Великой Отечественной войны на примере личной переписки фронтовиков г. Славгорода

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль плакатного искусства в полевой почте Великой Отечественной войны на примере личной переписки фронтовиков г. Славгорода

Целуйко Е.М. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №17» г. Славгорода Алтайского края
Петрачкова Т.Г. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №17» г.Славгорода Алтайского края

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: Фронтовые письма являются уникальным историческим источником при изучении событий военных лет. Они становятся носителями особой информации, которая раскрывает характер человека военного времени, показывает его стойкость и отвагу. Через письма можно представить, как воевал советский солдат, что помогало ему устоять перед врагом и защитить свою Родину, свою семью. Фронтовые письма являются ценным источником, который помогает нам понять, как выстояли семьи в тылу, и своим трудовым подвигом помогли победе над фашизмом. В процессе исследования мы опирались на архивные документы – это фронтовые письма из городского музея и письма из семейных архивов.

Цель: Показать значимость плакатного искусства в формировании героизма, стойкости и мужества советского народа во время Великой Отечественной войны на примере почтовых отправлений фронтовиков-славгородцев.

Задачи:

Изучить историю полевой почты времён Великой Отечественной войны;

Определить роль плакатного искусства в почтовых отправлениях фронтовиков, как с политической, так и социальной точек зрения;

Провести культурологический анализ почтовых отправлений фронтовиков г.Славгорода.

Объект исследования: Плакатное искусство времён Великой Отечественной войны

Предмет исследования: плакатное искусство в почтовых отправлениях фронтовиков г.Славгорода

Методы исследования:

1) поисковый;

2) аналитический;

3) метод хронологии и систематизации;

4) метод культурологического анализа.

Гипотеза исследования: предположим, что плакатное искусство в почтовых отправлениях времён Великой Отечественной войны способствовало формированию героизма, стойкости и мужества, как у отправителей, так и получателей военной корреспонденции с фронта.

Практическое применение результатов исследования: Материалы исследования могут использоваться на уроках краеведения, во внеурочной деятельности.

Новизна исследования: в данном исследовании сделана попытка анализа почтовых отправлений участников Великой Отечественной войны на примере г.Славгорода с использованием документов из личных архивов, не опубликованных ранее, как с политической, так и социальной точек зрения.

Для решения этих задач использована различная литература и источники. «Современный толковый словарь русского языка Ефремовой» [1] позволяет определить понятие «письмо». Толковый словарь Даля дополняет определение «письмо» как источник информации [2]. Эта же тема более подробно рассматривается в сети Интернет и помогает изучить историю полевой почты. При помощи источников в нашем докладе рассмотрены виды письменной корреспонденции и определены особенности написания письма. Выделена структурная составляющая и содержательная часть. Изучено плакатное искусство в почтовых отправлениях как средство поднятия духа бойца через цвет, текст, рисунок. Изучены фронтовые письма славгородцев в количестве 353, которые находятся в Краеведческом музее г.Славгорода, папка 6,8 «Письма фронтовиков Великой Отечественной войны». Кроме документальных источников в работе были использованы воспоминания родственников фронтовиков-славгородцев о событиях военных лет. Использованы фотодокументы семейных архивов.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1941 по 1945 год.

1. Теоретическая часть

1.1 История возникновения полевой почты в России

В словаре военных терминов понятие полеваяпочта определяется как специальная служба, обеспечивающая фельдъегерско-почтовую связь. Предназначена для почтовой связи воинских формирований и учреждений ВС СССР между собой, с гражданскими ведомствами и организациями, а также с населением [1].

Создателем военной почты в России стал царь Пётр I, который выпустил указ об организации сообщения между армией и населёнными пунктами в 1716 году [2]. Появилось особое звание – военный почтальон, а в воинском уставе – пункт «О чине полевой почты». [3] Однако название «полевая почта» впервые появилось в мае 1712 года. Ранее в 1710-х годах в ходе Северной войны из городов к фронту, к местам стоянок русских войск прокладывались временные военно-полевые линии «спешной связи», носившие название «почта в полки». Связь на линиях обслуживали драгуны. Впоследствии они были заменены гражданскими ямщиками. Во время Северной войны появилась цензура, а письма стали прочитываться для того, чтобы секретные сведения с поля боя не попали в руки врагу. Благодаря тому, что из записей удалялись любые сведения о действиях русской армии, начало войны для шведов стало полной неожиданностью. Именно в ходе Северной войны военная почта окончательно сформировалась. Были созданы так называемые линии «спешной связи» – каналы, по которым поступала корреспонденция, обслуживаемые отрядами драгун.

В последующих военных конфликтах полевая почта продолжала действовать, а с её помощью переправлялись не только военные донесения, но и частные письма для семей солдат. В 1796 году Павел I учредил Фельдъегерский корпус, задачей которого доставлять указы и поручения императора. Курьеры возили письма за обшлагами мундира, сумки им не полагалось. Главным отличием полевой почты было то, что она обходилась армейскими конями и кормами. В большинстве случаев один и тот же курьер вез корреспонденцию из полка до ближайшей почты и на промежуточных станциях менял только лошадей, так как протяженность линий была сравнительно небольшой (обычно не свыше 100 вёрст). В соответствии с воинским уставом в крупных военных соединениях и в полках впервые созданы полевые почтовые отделения в составе почтмейстера, двух писарей, нескольких почтальонов и писаря-регистратора. Почтальоны, стоявшие на временных станах, доставляли её. Военные почтальоны наряду с остальными солдатами принимали непосредственное участие в боях. 27 января 1812 г. для полевого почтамта при действующей армии было издано особое положение, в точности определяющее порядок пересылки по полевой почте как казенной, так и частной корреспонденции.

К началу Первой мировой войны имелся слаженный институт военно-полевой почты, который должен был обеспечивать взаимную почтовую связь фронта и тыла страны. В годы самой войны доставку приказов, донесений, ценных бумаг, посылок, а также сопровождение высокопоставленных лиц обеспечивал личный состав Фельдъегерского корпуса. Кроме письменной корреспонденции, корпус развозил и «посылки» — слитки золота, военные трофеи, знамёна, ключи от захваченных городов [4].

1.2 Полевая почта времён Великой Отечественной Войны

Военно-полевая почта внесла свой определённый вклад в победу Красной Армии в Великой Отечественной войне. 1 июля 1941 года в стране была создана военно-полевая почта, которая находилась в ведении народного комиссариата связи СССР. В Главном управлении связи Красной Армии было сформировано Управление военно-полевой почты, а при штабах армий и фронтов были созданы отделы военно-полевой почты. К началу войны военно-полевая почта работала, доставляя тонны писем с фронта и обратно. Ежемесячно обрабатывалось не менее 70 миллионов отправлений [5]. В частях были созданы почтовые полевые станции (ППС), которые гасили корреспонденцию почтовыми штемпелями с текстом «СССР Полевая почта № (указывался номер ППС)». В почтовых отправлениях на фронт указывался номер ППС, действительный номер и наименование части. Письма поступали на военно-почтовые сортировочные пункты, где проставлялись почтовые штемпели. Позже почтовые полевые станции заменили военно-почтовые станции (ВПС), штемпели которых были такими же, что и штемпели ППС, но без указания действительного номера ВПС. Возникла необходимость обеспечения секретности, так как пересылаемые сообщения могли быть захвачены врагом. Они могли получить информацию из адреса на конверте и содержания писем. Поэтому в качестве адреса на корреспонденции стали указывать условные пятизначные числа, которые не несли никакой информации противнику. Ранее по адресу можно было узнать место отправки или получения. Например, номер 960/120 означал, что письмо следует из/в 960 полевую почтовую станцию при 290-й стрелковой дивизии). Существовали определённые законодательные документы. Среди законодательных документов, регламентирующих структуру и функции фронтовых почтовых служб, можно назвать следующие:

18 сентября 1941 г. вышел Приказ НКО СССР № 72 «О работе полевой почты».

5 сентября 1942 г. вышел Приказ НКО СССР № 0679 «О введении в действие «Инструкции по адресованию почтовой корреспонденции в Красной Армии в военное время»», направленной на усовершенствование деятельности полевой почтовой связи.

6 февраля 1943 г. появился приказ НКО № 0105 «О порядке адресования корреспонденции в Красной Армии и правилах сношения войсковых частей и соединений с гражданскими организациями и частными лицами».

Нагрузка на работников связи увеличилась, но кадры связистов, в частности почтальонов, не увеличились. Каждый работал с предельной нагрузкой, стремясь как можно быстрее обработать и доставить адресату поступившую корреспонденцию. Почтальон – это профессия, требующая от исполнителей особых человеческих качеств, в том числе и любви к людям. Труд почтовиков действительно можно называть героическим. Ведь от них требовалась четкость организации, быстрота действий и личная ответственность. Чаще всего почтальонами были мужчины. Это было связано с тем, что общий вес груза, который им приходилось переносить, можно было сопоставить с весом пулемета. Памятник фронтовому почтальону установлен около здания Главпочтамта в г. Воронеже (Приложение 1).

1.3 Виды почтовых отправлений участников великой Отечественной войны

Механизм военно-почтовой службы за годы Великой Отечественной войны был отработан до совершенства. [6]. Основная переписка шла между родными на фронте и родными в тылу. Резко возрос обмен корреспонденцией. Конвертов не хватало. В такой обстановке родился фронтовой «треугольник» [7]. Письма складывались простым треугольником. Конверт-треугольник – это тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось, так как его всё равно должна была прочитать военная цензура. Почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа. На конверте или треугольнике  обязательно ставился штамп  полевой почты и датой отправления. Во многих семьях такие фронтовые треугольники до сих пор хранятся и перечитываются по много раз. Полевые отправления вселяли надежду на победу, на долгожданную встречу с близкими и родными.

В начале осени 1941 года начался выпуск карточек-бланков без иллюстраций, которые предназначались для писем «В армию» и «Из армии» [8]. Они выпускались без марок, и наклеивать на неё марку не было необходимости.

В оборот входит воинское письмо – почтовая карточка. Такая почтовая карточка предназначалась для отправки из воинских частей в тыл [9]. С 1941-го года это, как правило, односторонняя открытка, напечатанная в один или два цвета, на плотной неотбеленной бумаге, марка отсутствует. На лицевой стороне надписи «ВОИНСКОЕ» и лозунг «Смерть немецким оккупантам!» В графе «Адрес отправителя» присутствует строка «Полевая почта». Начиная с 43-го года, оформление меняется, и открытка становится двухсторонней. На лицевой стороне теперь иллюстрация, а надписи «ВОИНСКОЕ» и «Смерть немецким оккупантам!» перемещаются на обратную сторону и располагаются над адресной строкой. Первой серией выходят открытки, посвящённые 25-летию Красной Армии, чуть позже выходит серия «Герои Советского Союза».

И на фронте и в тылу необходима была эффективная пропаганда, и открытка, с изображениями патриотического содержания, вполне соответствовали этим целям. Начался массовый выпуск иллюстрированных открыток [10]. Это могла быть открытка-плакат патриотической направленности, какой-либо героический сюжет, репродукция, сатирическое изображение, слова песни.

Иллюстрированная открытка была широко распространена. Иллюстрированные открытки выпускались различными издательствами и печатались в типографиях в количествах от пяти до двухсот тысяч экземпляров. Тематика открыток отличалась высокой разнообразностью. Часто на открытках изображали Героев Советского Союза, о героизме которых знала вся страна. Такие открытки играли роль своеобразного источника информации, предназначенной для распространения среди солдат и офицеров Красной Армии, а так же среди мирного населения.

Наибольшее развитие в годы Великой Отечественной войны получило производство почтовых открыток патриотической направленности. Огромными тиражами выпускались открытки-плакаты, призывающие на борьбу с врагом и на поддержку тылом армии: «Вперёд, на Запад!», «Всё для фронта, всё для Победы». К примеру, открытка «Воин Красной Армии, спаси!» несколько раз издавалась миллионными тиражами. Различные исторические события часто изображались порой только на открытках [11].

В годы войны началась популяризация русских полководцев Суворова, Кутузова, Александра Невского, их именами назывались ордена, снимались фильмы, а открытки с их изображениями и знаменитыми изречениями выпускались большими тиражами.

Открытки, приуроченные к знаменательным датам и праздникам, в большинстве своём носили характер пропаганды и служили для поднятия морального духа и настроения бойцов и тружеников тыла. Они внушали надежду и уверенность, что враг будет разбит и наступит День Победы.

Открытки создавалась по лучшим военным плакатам того времени. Известны серии открыток по плакатам «Боевого карандаша» и «Окна ТАСС». Серия «Окна ТАСС». В отличии от обычного плаката «Окна ТАСС» размножались вручную, с помощью прорезного трафарета, поэтому тираж подобных плакатов был ограничен. Открытка же позволила репродуцировать плакаты массовыми тиражами (500 тысяч экземпляров) [12]. Плакаты «Окна ТАСС» на открытках воспроизводило издательство «Искусство», тиражом по 50-60 тысяч экземпляров. Издательством почтовых карточек занимались Политотдел Армии и Флота, типографии Управления производственных предприятий Наркомата Обороны СССР, Центральное Управление Военно-постовой связи. Для издательства привлекалась база крупных центральных издательств, Госкиноиздата, Издательства музея Революции, Художественного фонда, КОГИЗа, московская, казанская, свердловская, самарская и другие конторы "Главбумсбыта" [13]. Открытки выпускали издательства Воениздат, Военмориздат, «Молодая гвардия», Всекохудожник, Госкино-издат, Гизлегпром, «Советский график», Художественный фонд СССР, Государственный музей Революции СССР, Государственный литературный музей, филателистическая контора КОГИЗа, товарищество «Советский график», Художественно-архитектурно-оформительский комбинат, Художественные эстампные мастерские Московского товарищества художников и созданные в начале 1945 года издательства «Советский художник» и «Победа». Открытки печатались литографией, хромолитографией и цветной автотипией, тиражами от 5 до 200 тысяч экземпляров. Художественная сторона открыток разная: к оформлению открыток привлекались известные художники и графики, Союзы художников и архитекторов. С другой стороны, оформление некоторых открыток непрофессионально, а потому трогательно-наивное.

Во время войны также использовался такой вид почтовых отправлений как письма-«секретки». «Cекретки» – это особый вид почтового отправления. Письма-секретки представляли собой разлинованный лист бумаги, который сгибался пополам и заклеивался специальным гуммированным клапаном. На одной из внешних сторон были нанесены адресные линии, воспроизводилась иллюстрация патриотического сюжета и патриотический текст. Большинство из них имели текст «Смерть немецким оккупантам», «Воинское», иногда «Письмо с фронта». Рисунки на них обычно были на темы боевых действий и героического труда в тылу.
Ценность писем фронтовиков как источников для понимания человека на войне, для воссоздания более полной истории Великой Отечественной войны нельзя недооценивать.

Глава 2. Практическая часть.

2.1 Плакатное искусство времён Великой Отечественной войны

Большую роль в победе сыграл боевой дух советских воинов, их беспримерный героизм, мужество и трудовой подвиг всего советского народа. Но силу, мощь и боевой дух поднимали нашим солдатам не только командиры и сами бойцы, но и письма, которые призывали и вдохновляли советских людей на борьбу против оккупантов, возвращали людям надежду и веру в скорую победу. Полевая почта, доставляя письма от родных, поднимала боевой дух солдат. А семьи, получившие весточки с фронта, были счастливы, что их родные живы. В почтовых отправлениях фронтовиков широко использовалось плакатное искусство. В годы Великой Отечественной войны плакат берет на себя новую функцию – поднимать боевой дух страны против фашистов. За время войны плакаты прочно вошли в жизнь. Плакат является одним из видов изобразительного искусства, а более точно, одним из подвидов графики. Плакат(нем. Plakat – калька, объявление, афиша) – броское изображение, сопровождаемое кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях [14].

Главное назначение плаката – звать и убеждать. Военный плакат стал оружием в годы Великой Отечественной войны. Сегодня для потомков он является одновременно и достоверным документом, и хранителем памятных событий военных лет. Плакат – жанр универсальный [15]. Но плакаты Великой Отечественной Войны это больше чем жанр, это своего рода летопись Великой Победы русского народа над фашизмом. С самого начала войны определился художественный стиль советского военного плакатного искусства. Композиция часто состояла из одной – двух фигур, их действие подчеркивалось характерным движением. Плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы. Применяемые цвета были яркими, контрастными и в своем сочетании усиливали выразительность изображения. Особое внимание художники уделяли выражению лица изображенного человека, стремясь передать его не только его характер, но его духовное состояние. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет.

В период Великой Отечественной войны искусство плаката вступило в борьбу с фашизмом. В Москве, Ленинграде, других городах сформировались коллективы плакатистов. Первым плакатом Великой Отечественной войны является плакат Кукрыниксов (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов) «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» (Приложение 2). Создан он был к вечеру 22 июня 1941 года и опубликован в газете «Правда». Боец Красной армии решительно вонзает штык в хищного Гитлера, который, прорывает лист с текстом Пакта о ненападении между СССР и Германией. Через день Кукрыниксы создают окончательный вариант, вошедший в историю советского изобразительного искусства. Этот плакат поднимал моральный дух советского народа, вдохновлял советских воинов на подвиг. Наиболее известным плакатом Великой Отечественной войны является плакат И.М.Тоидзе «Родина – мать зовет!» (Приложение 3). Седая женщина строго и требовательно смотрит прямо в глаза, одна ее рука вскинута вверх, другая держит текст военной присяги. Примечательно, что образ точно вобрал в себя черты всех матерей, вырастивших для Родины любимых сыновей, которым теперь предстоит защитить Отечество. Плакаты с первого дня войны призывали советский народ к оружию, к борьбе за честь и независимость отчизны. Они были пронизаны призывом к самоотверженной борьбе со смертельным врагом. Подчеркивая единство партии и народа, его неразрывную связь с армией, воскрешая в графических произведениях славную историю нашей Родины, художники создавали такие произведения, в которых ярко отражался массовый героизм советских людей на фронте и в тылу. Они поднимали боевой дух бойцов, придавал им силы и вдохновение, воодушевлял на мужество и героизм. Неоднократно изображались и национальные герои России (Невский, Суворов, Кутузов, Чапаев), призывающие потомков к беспощадной борьбе с врагом. Плакаты 1943-1945 гг. рассказывают о наступательных операциях советских войск («Дойдем до Берлина!», «Врагу не будет пощады!»), их продвижении на запад («Пьем воду родного Днепра», «На Запад!»), об открытии второго фронта.

Тема военных писем времён Великой Отечественной войны широко отражалась и в картинах советских художников, на которых изображались матери, жёны фронтовиков, которые ждут весточки с фронта, читают письма отцов, сыновей, получают страшные известия о гибели их защитников. Значимость плакатного искусства с социальной точки зрения показывает картина Нестерова А.Н. «Письмо с фронта». На ней изображена женщина, читающая письмо с фронта. (Приложение 4). Четко можно видеть, что конверт и само письмо с графическими рисунками красного цвета. Красный цвет – цвет Победы, вселяет надежду на скорое возвращение мужа, отца, брата.

2.2 Плакатное искусство в полевой почте Великой Отечественной войны на примере личной переписки фронтовиков г.Славгорода

Переписка фронтовиков Великой Отечественной войны г.Славгорода с родными велась практически с первых месяцев войны (Приложение 6). Нами обработано 323 письма фронтовиков, которые находятся в МУК «Славгородский городской краеведческий музей» и личных семейных архивах жителей Славгорода. На основании изученных почтовых отправлений фронтовиков г.Славгорода было установлено, что с начала войны до марта 1942 письма отправлялись в форме треугольников. Это соответствует информации, полученной при изучении специальной литературы. Поток почтовых отправлений был настолько велик, что издательства не успевали с начала войны обеспечить фронт конвертами. Из общего количества изученных отправлений мы сделали выборку военной корреспонденции, которая имела изображения. Первые военные послания фронтовиков-славгородцев с использованием плакатного искусства были отправлены в 1942 году. Их оказалось 35 из 323. Первое письмо-секретку с графическим изображением написал семье 30 марта 1942 года Пучков Иван Петрович 1908 года рождения, полевая почта 48686 «А», призван в 1940 году как офицер запаса по расширенному набору. Воевал с первых дней войны, погиб в 1944 году в звании старшего лейтенанта. Последнее письмо – почтовая карточка с графическим изображением из выборки писем, значится 20 октябрём 1944 года. Автор письма Агафонов Николай Николаевич.

Виды почтовых отправлений с графическими изображениями фроновиков-славгородцев – это почтовые карточки (12), иллюстрированные открытки (2), письма-секретки (18), письмо в конверте (2). На всех этих видах отправлений присутствуют изображения плакатного характера. Плакаты как особый жанр живописи до войны широко распространяются в СССР ввиду простоты и понятности для широких масс. Поэтому совершенно очевидно, что именно этот вид искусства был крайне важен в изображениях на почтовых отправлениях, как для отправителей, так и для их членов семьи. Они призывали, убеждали, показывали все ужасы войны и формировали в людях уверенность в скорой победе. Как и любой другой вид искусства, плакат неразрывно связан с эпохой, в которой создается. Плакаты Великой Отечественной войны наполнены чувством патриотизма, единения народа в борьбе с врагом. Темы изображений на почтовых отправлениях фронтовиков следующие: 1) изображения военных сцен, где (18 изображений), 2) плакатные изображения, укрепляющие боевой дух солдат – это герои-полководцы, исторические личности нашей страны Александр Невский, Димитрий Донской, Кузьма Минин, Димитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, народные герои (3 изображения) 3) женщины и дети, заменившие мужчин у станков и тракторов (2 изображения), 4) изображения в честь великих дат также присутствуют на почтовых отправлениях фронтовиков: 25-я годовщина Красной Армии, 27 лет Великой Октябрьской революции (3).

Сюжеты плакатов были разные, но цель у них была одна — победа над врагом. 1943 году после победы под Сталинградом и Курской Дугой появляются новые плакаты, вызывающие прилив гордости, патриотизма и уверенности в скорой победе. Изображения передают уверенность в победе, скорой встрече с родными, вселяют оптимизм (5). Плакаты 1944 года показывают советского солдата, как освободителя человечества от фашистского рабства. Плакаты 1944 года призывают поскорее изгнать захватчиков с советской земли. Письмо с плакатным изображение датируется 1944 годом, автор писем погиб.

Определённые качества плаката делают его сильным агитационным средством. В графике, в частности, в плакате, очень часто объекты изображаются плоскостно. При этом большую роль играют контрасты черного и белого или другого цвета, а так же линия и контур, позволяющие передать впечатление объемности формы.

Композиционный закон контрастов имеет огромное значение в плакатном искусстве. Без опоры на этот закон невозможно создать плакат, который будет эмоционально воздействовать на зрителя и донесет до него свое содержание. Для плаката характерны контрасты цветовые, силуэтные, тоновые, а также контрасты величины и форм. Художники часто оперируют только двумя тонами при изображении объекта, показывают только свет и тень предмета, без перехода и полутона. Именно граница освещенной и теневой поверхностей предмета и создает его объемность, наиболее эффективно и лаконично передает форму. Казалось бы, простые по графике, но наполненные по содержанию рисунки понятны и близки фронтовикам и членам их семей, оказывали невероятное патриотическое и эмоциональное воздействие. Практически на всех почтовых карточках с военными сюжетными сценами присутствует контраст. Он создает эффект движения боевому орудию – танкам, самолётам, коням и главным героям сцен – бойцам (19 отправлений). Большое значение имеют символы: красное знамя, красная звезда, красный галстук, красная косынка, кремлёвские куранты, дорогие сердцу каждого русского человека с рождения (15 рисунков).

Плакатный образ должен сразу восприниматься обобщенным и в то же время многозначным при всей лаконичности плакатных средств. Художник-плакатист освобождает композицию от всего, что замедляет восприятие ее смысла, сводит до минимума число красок и количество деталей. Он сужает арсенал своих средств во имя предельной экспрессии плакатной композиции, оставляя на палитре иногда всего лишь одну-две краски и белый цвет бумаги.

Цвет в плакате имеет принципиальное значение. Огромная роль принадлежит символике цвета. Красный – это кровь, пролитая в боях за матерей, детей, Отечество (16 рисунков). Красный цвет – главный цвет Советского Союза; черный с трагическими событиями и смертью, белый – святость, свобода. В некоторых рисунках присутствует синий цвет – новогодних поздравлениях. Средствами колорита художники добиваются равновесия композиции. В плакатном рисунке обращается внимание на экспрессию фигуры, предмета, детали. Текст большей частью краток, ёмок по содержанию. На каждой почтовой карточке и письме-секретке присутствует текст «Смерть немецким оккупантам!», «Смерть немецким захватчикам!». Призывы «За Родину!», «За Сталина!», «Победа будет за нами!» оказывали большое влияние, как на отправителей, так и на получателей военной корреспонденции. На почтовых карточках присутствуют высказывания И.В.Сталин на параде Красной Армии 7 ноября 1941г. На Красной площади в Москве. «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!».

Призывы к знаменательным датам встречаются на 4 почтовых карточках: «Да здравствует 25-я годовщина Советской Армии!», «Да здравствует свобода и независимость нашей славной Советской Родины! 25 лет Красной Армии!», «Да здравствует 25 годовщина Красной Армии! Да здравствует великий вождь Красной Армии и народа товарищ Сталин!», «Встретим 25-ю годовщину Красной Армии новыми подвигами и победами на фронте и в тылу! Разгромим немецких захватчиков! Очистим родную землю от фашистской нечисти!». Они поднимают боевой и трудовой дух народа.

Авторы в стихотворной форме призывают к трудовым подвигам в тылу:

Чтоб гром орудий разметал

Орду фашистских гадов.

Дадим сверхплановый снаряд

Для пушек и снарядов!

Победа над лютым врагом близка!

Чтоб светлые дни настали,

Вперед! – говорит нам родная страна.

Вперёд! – приказал нам Сталин.

Главными особенностями плаката можно назвать:

Актуальность выбранной темы

Лаконичность изображения

Небольшое количество цветов

Крайняя выразительность, экспрессивность каждой фигуры, каждой детали

Призывность текста

Ярко выраженная авторская позиция

Огромную роль играла печатная пропаганда, которая значительно воздействовала на солдат.

Агитационный плакат – это броское, как правило, крупноформатное изображение с небольшим текстом, направленным на призыв к чему-либо, Назначение политического агитационного плаката – призывать и убеждать, а потому он должен быть предельно ясным и ярким. Плакаты должны привлекать внимание человека и доносить ему главную идею. Поэтому плакат имеет особые черты, которые должны воздействовать на зрителя комплексно, так как сюжет плаката должен убедить человека в главной идее происходящего на нём действия. Плакату свойственна лаконичность, точность образа. Плакат требует подчеркивания отдельных деталей. Используется метафоричность, яркая символика, ненатуральные размеры в изображении предметов и другие тонкостей и особенностей. Именно этот вид изобразительного искусства в наиболее полной мере выражает специфику наглядной агитации, актуальность проблемы, острую политическую направленность.

Герои

Собирательный образ бойца, труженики тыла, военачальники, народные герои

Сюжет

Военные сцены

Трудовой подвиг

Обозначение знаменательных дат

Мать и ребёнок, боец и ребёнок

Тыл

Композиционное решение

Динамичность

Цветовое решение

Черный, белый, красный, серый, синий, коричневый

Стилистика изображения

Схематичность, условность, графичность, использование символики

Направленность

Обращение к массам

Текстовое содержание

Лаконичность, призывность, патриотическая направленность

III. Заключение

В работе изучена история возникновения полевой почты в России. Определена специфика военно-полевой службы во времена Великой Отечественной войны, виды военной корреспонденции. Акцент в работе сделан на изучение плакатных изображений в качестве произведений художественного и прикладного искусства в почтовых отправлениях. Далее изучены плакатные изображения 1942-1944 годов на почтовых отправлениях фронтовиков-славгородцев в хронологическом порядке, выявлено их значение с политической и социальной точки зрения. Показано влияние плакатного искусства на восприятие военных событий, как на фронте, так и в тылу в период Великой Отечественной войны. Были изучены биографические материалы авторов почтовых отправлений. Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

При анализе плакатов времён Великой Отечественной войны прослеживается настроение и переживания советских людей на фронте и в тылу. Выявлены основные функции и задачи плакатного искусства с политической и социальной точки зрения. Показано влияние плакатного искусства на боевой и трудовой дух участников почтовых отправлений, как фронтовиков, так и их семей.

Литература и источники:

Словарь военных терминов. [Электронный ресурс]. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/170402 (обращение 12.12.2019)

30 марта 1716 года была учреждена Военно-полевая почта. [Электронный ресурс]. – URL: https://forum.raritetus.ru/topic/2958-30-марта-1716-года-была-учреждена-военно-полевая-почта/ (Обращение 12.10.2019)

Родная, есть почта полевая.[Электронный ресурс]. – URL: http://www.volgogradru.com/theme/info/vov/584120.pub (Обращение 18.11.2019)

Столетие Фельдъегерского корпуса. Составитель полковник Н.Г.Николаев. 1896г. [Электронный ресурс]. – URL: https://runivers.ru/bookreader/book197181/#page/1/mode/1up (Обращение 18.11.2019)

Вам письмо. [Электронный ресурс]. – URL: https://warspot.ru/12562-vam-pismo (Обращение 18.08.2019)

Военное обозрение. [Электронный ресурс]. – URL:

https://topwar.ru/22959-voenno-pochtovaya-sluzhba-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny.html (время обращения10.10.2019)

Треугольники: почему письма во время войны отправляли без конвертов. Русская семёрка. [Электронный ресурс]. – URL:

https://russian7.ru/post/treugolniki-pochemu-pisma-vo-vremya-v/. (Обращение 15.11.2019 г).

Пантюхин В. А. Почтовые карточки Великой Отечественной войны. Издания 1941—1945 гг. Москва, 2009. С.4-5

Почтовые карточки. [Электронный ресурс]. – URL: https://hanzzz-muller.livejournal.com/40563.html. (Обращение 11.11.2019г.)

Гуковский А. И. Научная разработка истории советского общества и вспомогательные исторические дисциплины // Вопросы истории. 1964. № 2. С.56-57

Открытки, изданные в Москве в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. : каталог / сост.: В. И. Артемьев, М. С. Забочень. Москва, 1993.М. с.5

Почтовые открытки 1941-1945г. [Электронный ресурс]. – URL:

https://hanzzz-muller.livejournal.com/40563.html (Обращение 17.11.2019г.)

В. Самбур. Открытка времён Великой Отечественной войны как исторический источник. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/16445644 (Обращение 17.09.2019г.)

Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. – URL:https://dic.academic.ru/ (Обращение 17.11.19г.)

Плакаты Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]. – URL: http://nevsepic.com.ua/nostalgiya/18807-plakaty-velikoy-otechestvennoy-voyny-1941-1945-godov-43-foto.html (Обращение 10.11.2019г.

Архивные документы (письма фронтовиков-славгородцев), папка 6,8 «Письма фронтовиков Великой Отечественной войны», МБУК «Городской Краеведческий музей»

Приложение 1

Памятник военному почтальону г.Воронеж

Приложение 2-5 Примеры плакатов времен Великой Отечественной войны

Приложение 2

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Кукрыниксы

Приложение 3

Родина-мать зовет!» Тоидзе И.М.

Приложение 4

«Воин Красной Армии, спаси!» Корецкий В.

Приложение 5

«Письмо с фронта» Нестеров А.Н.

   

Приложение 6 Почтовые отправления военной корреспонденции времён Великой Отечественной войны фронтовиков г.Славгорода

реестр

Вид отправления

ФИО бойца

Дата

Содержания надписи

Цвет изображения

Выпуск

Почтовое отправление

1

Личный архив семьи Мигель

треугольник

Росляков Николай Михайлович

Полевая почтовая станция 736

28.6.1942г.

без надписи

просмотрено военной цензурой

бумага

тетрадный лист

-

 

2

Личный архив семьи Мигель

почтовая карточка

посылается без марки

п/п

1409 стрелковый полк 3 батальон 7 рота

Росляков Николай Михайлович

29.4.

1942г.

ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА

Посылается без марки

красный

розовый

данных нет

 

3

Личный архив семьи Мигель

почтовая карточка

Росляков Николай Михайлович

п/п

36361 Н

18.5.

1943г.

CARTE PORTALE

красный

розовый

данных нет

 

4

ОФ

7741

Открытка

Чередник Г.Г.

3.02.

1943г.

Воин Красной Армии, спаси!

красный

чёрный

данных нет

 

5

Личный архив семьи Мигель

секретка

п/п

1094 стрелковый полк 3 батальон Росляков Николай Михайлович

12.09.1942г.

без надписи

серый

данных нет

 

6

ОФ

почтовая карточка

З

отчиков Иван Сергеевич

п/п 1697

часть 006

12.1042г.

Победа будет за нами!

черный

белый

Авт.НЭПР при МХТИ

Тираж 30.000

 

7

ОФ

секретка

Пучков И.П.

п/п 1482

55 отдельный Понтонный

батальон

30.03.1942г.

Товарищ, не знай страха в борьбе с врагами. Не за гарами дни, когда немецкие вояки, преследуемые Красной Армией, будут смазывать пятки. Будь героем Великой Отечественной войны.

серый

данных нет

 

8

ОФ

Смерть немецким оккупантам!

воинское

Агафонов Николай Михайлович

1483

1942г.

Встретим 25-ю годовщину Красной Армии новыми подвигами и победами на фронте и в тылу!

Разгромим немецких захватчиков!

Очистим родную землю от фашистской нечисти!

красный

данных нет

 

9

ОФ

секретка Смерть немецким захватчикам!

Шумейко П.Х.

п/п 05704

1942г.

Смерть немецким захватчиком!

Дорогое письмо

коричневый

данных нет

 

10

ОФ

313

почтовая карточка

Агафонов Николай Николаевич

П/П

32685

31.07.43г.

Ночной таран

Советские летчики – соколы!

Беспощадно громите врага

В воздухе и на земле!

красный

серый

данных нет

 

11

ОФ 317

почтовая карточка

Агафонов Николай Николаевич

П/П

1483

Часть 906

1.06 1943г.

Да здравствует 25-я годовщина Советской Армии!

Чтоб гром орудий разметал

Орду фашистских гадов.

Дадим сверхплановый снаряд

Для пушек и снарядов!

черный

красный

Художественно-эстамптная мастерская МТХ по заказу московской конторы Главбумсбыта

 

12

ОФ

2096

почтовая карточка

Пучков И.П.

П/П

48689 «А»

1943г.

Ночной таран

Советские летчики – соколы!

Беспощадно громите врага

В воздухе и на земле!

красный

бордовый

данных нет

 

13

ОФ

2084

полевая почта

секретка

Пучков И.П.

п/п 48686

1943 г.

Дух великого Ленина вдохновлял нас на войну против интервентов в годы гражданской войны.

Дух великого Ленина и его победоносное знамя вдохновляют нас на Отечественную войну против немецко-фашистских захватчиков.

Под знаменем Ленина – Сталина – вперед к победе!

красный

данных нет

 

14

ОФ

2050

почтовая карточка

Пучков И.П.

1943г.

Новогодний привет с фронта!

Смерть немецким оккупантам!

Обратная сторона: Боевой новогодний привет всем родным и знакомым!

Автор А. Кучеров

зелёный

коричневый

белый

красный

Москва 41, гос.изд-во «Искусство»

Тираж 350.000

 

15

ОФ

19248

почтовая карточка

Зотчиков Иван Сергеевич

п/п 54232

2.08.1943г.

Получено

13.08.1943г.

Смерть немецким

оккупантам!

красный

черный

Воениздат НКО СССР. Типография газеты «Правда» им.Сталина

 

16

ОФ

секретка

   

Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! 

И.В.Сталин из речи на параде Красной Армии 7 ноября 1941г. На Красной площади в Москве.

черный серый

белый

данных нет

 

17

ОФ

почтовая карточка

Зотчиков Иван Сергеевич

п/п 7607

1.3.1943г.

Смерть немецким оккупантам!

белый

коричневый

данных нет

 

18

ОФ

почтовая карточка

Зотчиков Иван Сергеевич

п/п 54232

Получено 13.07.1943г.

Знамя полка – честь полка!

черный белый

Издательство художественно-оформительского комбината МТХ

Типография «Объединённый Печатник»

 

19

ОФ

2097

Смерть немецким оккупантам!

секретка

Пучков И.П.

п/п 48686

1943г.

Победа над лютым врагом близка!

Чтоб светлые дни настали,

Вперед! – говорит нам родная страна.

Вперед! – приказал нам Сталин.

серый

данных нет

 

20

ОФ

2103

Смерть немецким захватчикам!

секретка

Пучков И.П.

п/п 48686

1943г.

Смерть немецким захватчикам!

Казак на запад держит путь, казак не хочет отдохнуть!

серый

черный

данных нет

 

21

ОФ

2065

Смерть немецким оккупантам!

секретка

Пучков И.П.

п/п 48686

1943г.

Смерть немецким оккупантам!

серый

черный

данных нет

 

22

ОФ

2056

Смерть немецким оккупантам!

воинское письмо

Пучков И.П.

п/п 48686

25.02.

1943г.

Смерть немецким оккупантам!

«Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» Сталин

красный

серый

данных нет

 

23

ОФ

315

Смерть немецким оккупантам!

воинское

Агафонов Николай Николаевич

п/п 32685

2

0.03.

1943г.

25 лет Красной Армии

Да здравствует 25 годовщина Красной Армии! Да здравствует великий вождь Красной Армии и народа товарищ Сталин!

1918-1943

красный

данных нет

 

24

ОФ 311

Смерть немецким оккупантам!

воинское

Агафонов Николай Николаевич

п/п 1483

часть 906

10.03.

1943г.

Мы ведём войну справедливую!

Обратная сторона

Новогодний привет с фронта

синий

данных нет

 

25

ОФ

2111

Смерть немецким оккупантам

Воинское

Письмо командира части Марченко Неле о смерти брата

Зотчикова В.

п/п 71669 А

22.20.

1943г.

Отличники

черный

красный

Д

анных нет

 

26

ОФ

71669

Смерть немецким оккупантам

воинское

секретка

Марченков В.П.

п/п 71669 А

2.8.1943г.

Да здравствует свобода и независимость нашей славной Советской Родины!

серый

красный

данных нет

 

27

ОФ

316

Стандартная Воинская открытка

Смерть немецким оккупантам!

Агафонов Н.Н.

п/п

1483

22.02.

1943г.

За Родину!

За Сталина!

25 лет Красной Армии

1943г.

серый

красный

Данных нет

 

28

ОФ

2086

почтовая карточка

Пучков Иван Петрович

П/П

48686

28.03.

1943г.

Да здравствует 25-я годовщина Советской Армии!

Чтоб гром орудий разметал

Орду фашистских гадов.

Дадим сверхплановый снаряд

Для пушек и снарядов!

синий

красный

По заказу Московская контора Главбумсбыт

5-я лит МООМП, Москва

 

29

ОФ

Смерть немецким оккупантам!

секретка

Пучков И.Н.

П/П

48686

П/П

48686

1943г.

Смерть немецким оккупантам!

красный

серый

данных нет

 

30

ОФ

12151

Смерть немецким оккупантам

Воинское

секретка

Щербаков М.И.

14.02.

1943г.

Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.

Художественно-эстампная мастерскаяМТХ

Тираж

100.000 эк.

данных нет

 

31

ОФ

Смерть немецким захватчикам!

Воинское

конверт

Шумейко П.Х.

п/п 05704-Д

15.6.

1944г.

Смерть немецким захватчикам!

За нашу Советскую Родину

темно-синий

данных нет

 

32

ОФ

320

Смерть немецким оккупантам!

Воинское

Воинское

Агафонов Н.Н.

Письмо о гибели сына

29июня 1944г.

29.07.

1944 г.

Героическому тылу Октябрьский привет с фронта

черный

красный

данных нет

 

33

ОФ

2174

почтовая карточка

Смерть немецким оккупантам!

Шумейко Павел Харитонович

27.04.

1944г.

Смерть немецким

оккупантам!

красный

черный

Воениздат НКО СССР. По зак. Военторга

 

34

ОФ 314

почтовая карточка

Агафонов Николай Николаевич п/п

32685

20.11.

1944г.

Ещё один фриц готов!

серый

Студия.им. Грекова. Н.Жуков. По заказу Военторга Г110922 Издательство «Искусство»

1943г. Типография газеты «Правда» им.Сталина

 

35

ОФ

319

Смерть немецким захватчикам

Агафонов Н.Н.

п/п

32685

28.01.

1944.г

Вперёд, на запад!

Рисунок А.Лаптева

черный

белый

«Советский график» по заказу Московской конторы Главбумсбыта

 

36

ОФ 318

Почтовая карточка

Агафонов Николай Николаевич

п/п

32685

1.01.

1944г.

Хорошие вести с фронта!

серый

В.Правдин Ст.им.Грекова. По заказу Военторга Г110922 Издательство «Искусство» Типография газеты «Правда» им.Сталина

 

37

ОФ

2087

Смерть немецким оккупантам

Воинское

секретка

Пучков И.Н.

П/П

48686

2.2. 1944г.

С Новым годом!

синий

коричневый

белый

данных нет

 

38

ОФ

Смерть немецким захватчикам!

воинское

Пучков И.Н.

П/П

48686

18.4 .

1944г.

Полевая почта

черно-белый

данных нет

 
Просмотров работы: 120