Сборник по работе с текстами «Животные Красной книги Челябинской области»

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сборник по работе с текстами «Животные Красной книги Челябинской области»

Перевозчикова К.Д. 1
1МАОУ "Лицей № 97 г. Челябинска"
Точилкина Е.В. 1
1МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение.

На уроках литературного чтения в 4 классе мы работаем с достаточно объёмными текстами. Умение читать осознанно очень важно, ведь именно чтение – основное занятие на всех уроках, а также во время выполнения домашнего задания. Благодаря чтению человек получает 90% информации. Читая, человек узнаёт мир, учится анализировать свои поступки, понимать других людей, узнаёт новое о мире, расширяет свой словарный запас. Я считаю, что успешность развития скорости осознанного чтения и пополнение словарного запаса связана с удачным подбором текстов и заданий к ним. Задания, направленные на поиск информации в тексте вызывают трудности у некоторых моих одноклассников.

Идея создания именно сборника по работе с текстами возникла не случайно. На уроках литературного чтения мы придумывали свои вопросы к текстам, самостоятельно выбирали понравившиеся тексты для отработки техники чтения. Эти задания было интересно выполнять, гораздо интереснее, чем тексты из учебника. Поэтому я решила взяться за эту работу – составлять и придумывать сборник текстов, с которыми можем познакомить всех желающих.
Вместе с учителем мы выбрали тему проекта, определили направление деятельности, составили план работы. Проект решили связать с краеведением, поэтому важным подготовительным этапом стало знакомство с многообразием животного мира родного края.

Цель проекта: создать сборник для учеников 4 класса с текстами про животных, занесенных в Красную книгу Челябинской области.

Решение поставленной цели мы будем осуществлять через ряд задач:

1. Знакомство с многообразием животного мира родного края.

2. Анализ, отбор и составление текстов о животных из Красной книги Южного Урала и Челябинской области.

3. Составление справочной карточки о животных.

4. Снабжение наглядным материалом (фотографиями, рисунками).

5. Систематизация собранного материала.

6. Представление и опубликование сборника.

Проблемные вопросы

1) Что мне нужно узнать, чтобы суметь создать сборник?

3) Какой информацией мы будем наполнять наш сборник?

4) Что интересно нашим читателям (моим одноклассникам)?

5) Чем будет отличаться наш сборник?

6) Как нам назвать свой сборник?

Объект исследования

Создаваемый сборник по работе с текстами.

II. Основная часть.

2.1. История создания Красной книги.

Из-за деятельности человека многим животным просто негде существовать. Человек в больших количествах вырубает леса, осушает болота, загрязняет реки и нарушает состав земли. Много земель из диких превращаются в города и, тем самым, растительному и животному мирам приходится обитать на одной территории, поэтому они сами себя истребляют.

Все исчезающие виды животного и растительного мира занесены в документ, который называется «Красная Книга».

Существует несколько уровней Красной Книги: международные, национальные и региональные. В т.ч. существует и Красная Книга Челябинской области (Приложение А).

Датой первого выпуска Региональной Красной книги на Южном Урале стал 2005 год. В перечень редких видов тогда вошли 368 животных, птиц, насекомых и растений. Это те представители флоры и фауны, которые в настоящее время почти исчезли с территории региона. Некоторые из них, бывшие когда-то обычными в области, сейчас отыскать невозможно.

2.2. Статусы (категории) для определения степени исчезновения животных.

Сборник разделен на отдельные категории, они созданы для определения степени исчезновения животных. Благодаря этим категориям сразу понятно насколько мало осталось этого вида животных на территории Уральской области [1]. По этим данным я составила таблицу (Приложение Б).

Для Красной книги Челябинской области приняты 6 категорий статуса и цвета страниц, соответствующие данной категории животных.

0 категория. Вероятно исчезнувшие виды животных и растений, известные ранее на территории Челябинской области, нахождение которых в природе за последние 50-100 лет не подтверждено.

В моей работе страницы с описанием этих животных обозначены черным цветом.

I категория. Находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений, численность особей которых уменьшилась до критического уровня.

В моей работе страницы с описанием этих животных обозначены красным цветом.

II категория. Виды животных и растений с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем воздействии ограничивающих факторов могут в ближайшее время попасть в категорию исчезающих.

В моей работе страницы с описанием этих животных обозначены красным цветом.

III категория. Редкие виды, которые имеют низкую численность, распространены на ограниченной территории или распространены на значительных территориях.

В моей работе страницы с описанием этих животных обозначены зелёным цветом.

IV категория. Виды животных и растений с неопределенным статусом, которые, вероятно, относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений о их состоянии в природе в настоящее время нет.

Страницы с описанием этих животных обозначены серым цветом.

V категория. Восстанавливаемые и восстанавливающиеся виды, численность и распространение которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер начали восстанавливаться; они не подлежат еще промысловому использованию, и за их состоянием в природной среде необходим постоянный контроль. Данные категории животных я не рассматривала в своей работе [2].

2.3. Цвета страниц Красной книги Челябинской области.

Страницы Красной книги имеют разные цвета. Сделано это для того, чтобы можно было быстро определить по цвету страницы, на которой содержится информация о каком-либо животном, в каком оно находится положении.

Страницы чёрного цвета. На таких страницах содержатся списки тех животных, которые исчезли с лица Земли.

Страницы красного цвета. На таких страницах находится информация о видах, которые находятся на грани исчезновения.

Страницы жёлтого цвета. На таких страницах информация о животных, популяция которых быстрыми темпами уменьшается.

Страницы серого цвета. На таких страницах размещена информация о малоизученных животных, места обитания которых труднодоступны.

Страницы белого цвета. На таких страницах находится информация о видах, численность которых и так всегда была небольшой.

Страницы зеленого цвета. На таких страницах располагается информация о видах, численность которых восстановлена и на данный момент находится вне опасности исчезновения [3].

2.4. Причины гибели диких животных.

Когда-то людям казалось, что животных и растений так много, что они никогда не переведутся. Люди вырубали леса  и распахивали землю, пасли скот и строили города. Все это было необходимо, но все это влияло на природу.

Главные причины исчезновения разных видов животных:

1.Изменение условий жизни животных (человеческая деятельность). Человек осваивает все большее пространство для своей жизни и для сельского хозяйства, поэтому уменьшается площадь и условия проживания для животных.

2. Чрезмерная добыча животных: технический прогресс в охоте и рыбалке, для музеев, зоопарков, коллекций, моды жертвы предрассудков и суеверий (жаба, тетерева, черный дятел).

3. Загрязнение окружающей среды.

Исчезнувшие животные, которых вы никогда не увидите: тур, тарпан, стеллерова корова, странствующий голубь, сумчатый волк. Черный список можно продолжать. Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 200 видов животных, причём более половины из них  –  за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине человека [4].

III. Практическая часть

Создание сборника по работе с текстами для учеников 4 класса.

Свою работу над непосредственным выпуском сборника мы проводили по плану. Нам предстояло:

1. Провести опрос среди учеников 4Б класса для того, чтобы решить, какие рубрики (разделы) будут в этом номере; какой материал будет интересен для чтения ребятам.

2. Определить название сборника.

3. Продумать оформление сборника.

4. Создать таблицу с условными обозначениями.

5. Написать обращение автора к читателям.

3.1. Изучение заинтересованности одноклассников при работе с текстами.

Для того, чтобы определить какие рубрики включать в наш сборник, мы провели опрос моих одноклассников через анкетирование.

Анкетирование - один из наиболее распространенных и эффективных методов сбора первичной социологической и статистической информации. Цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении обучающихся по той или иной проблеме. А мы преследовали следующие цели: какие задания с текстами на уроках литературного чтения больше всего любят дети выполнять, и на какую тему составили бы эти тексты?

Подготовительный этап

Составление анкеты.

Проведение анкеты среди учеников класса.

Обработка данных анкеты.

Оформление результатов.

Анкета включала в себя 2 вопроса и несколько вариантов ответов (Приложение В)

Какие задания при работе с текстами на уроках литературного чтения больше всего любите выполнять?

Если бы вы были составителями сборника, то на какую тему выбрали тексты?

В анкетировании принимали участие 29 учеников 4б класса. По результатам анкетных данных было выявлено, что самым интересным заданием на уроках литературного чтения является поиск информации в тексте по заданным вопросам (90% учеников), главными фигурантами которых являются животные (90% учеников). Также, судя по данным анкетирования, ребятам нравится самим составлять вопросы к тексту, поэтому в мой сборник вошли интересные вопросы о животных, составленные моими одноклассниками.

3.2. Технология создания сборника (Приложение Г)

1 этап

Я подобрала необходимую литературу. Изучила материал об интересующих меня животных и отобрала интересные факты из их жизни. В своём сборнике я использовала тексты о животных Южного Урала и Челябинской области, занесенных в Красную Книгу, которые вызвали наибольший интерес у моих одноклассников.

2 этап

Далее я обратилась к компьютеру, посмотрела в глобальной компьютерной сети Интернет иллюстрации животных, о которых я выбрала интересные тексты и взяла их для своего сборника.

3 этап

Используя данные тексты о животных из Красной книги Челябинской области, я составила различные задания к ним. Информация об этих животных представлена мною в сборнике в виде таблицы:

- описание внешнего вида животного;

- интересные факты о его образе жизни;

- статус, присвоенный каждому животному в Красной книге Челябинской области;

- причинные исчезновения данного вида животных;

- меры по охране животных.

5 этап

- написание обращение к читателям (в нём я старалась подробнее познакомить читателей с категориями статусов, присвоенных животным из Красной книги Челябинской области, обратить внимание моих одноклассников на проблему исчезновения этих видов).

- составление содержания сборника;

- определение последовательности расположения животных в сборнике, согласно степени их исчезновения и категории (благодаря этим категориям сразу понятно, насколько мало осталось этого вида животных на территории Челябинской области).

6 этап

Следующий этап – это оформление сборника. В нём есть следующие элементы:

- Титульный лист - на нём название сборника, имя и фамилия автора – составителя, место и год создания задачника, а также иллюстрации животных (Приложение Д)

- Обращение автора к читателям (Приложение Ж)

- Содержание (Приложение З)

- Таблица с условными обозначениями (Приложение К)

- Основные страницы задачника (Приложение Л).

IV. Заключение.

В результате выполнения данной работы я:

- изучила литературу по интересующему вопросу;

- отобрала материал – интересные факты из жизни животных;

- составила тексты с заданиями, используя полученные факты;

- написала статью «Обращение к читателю»;

- подобрала иллюстрации;

- оформила интересный сборник по работе с текстами, который теперь будет использоваться в моём классе на уроках литературного чтения и окружающего мира;

Над проектом мы работали около 2-3 месяцев. Я вместе с учителем и мамой занималась поиском информации о животных в энциклопедиях, в справочниках, интернет - ресурсах. Ребятам из моего класса тоже было предложено попробовать свои силы в создании собственных вопросов про животных нашего края. Далее из всего предложенного материала были отобраны наиболее интересные по содержанию вопросы и включены в сборник.

Перспективы проекта

Я решила продолжить серию таких интересных сборников, и следующий сборник будет на тему «Растения Челябинской области, занесенные в Красную книгу»

V. Список литературы

Ефимова, А.В. Животные и растения Красной книги Челябинской области / А.В.Ефимова. – СПб.: Изд-во Челябинск, 2009г. – 100с.

Челябинская область. Атлас. Учебное пособие/ под ред. В.В.Латюшина – Челябинск: Изд-во «Абрис», 2002.- 10с.

Бухарин, И.В. Южный Урал. Путешествия через тысячелетия / И.В.Бухарин. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009. – 155с.

Образовательно-энциклопедический портал «Живая планета». -http://lifeplanet.org/(дата обращения 12.10.2020.)

VI. Приложения

Приложение А

Красная книга Челябинской области создана в 2004 году

Приложение Б

Определение степени исчезновения животных (категории)

Номер категории

Описание данного статуса Красной книги

Цвет страницы

0 - категория

Вероятно исчезнувшие виды животных и растений, известные ранее на территории Челябинской области, нахождение которых в природе за последние 50-100 лет не подтверждено.

чёрный

I категория

Находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений, численность особей которых уменьшилась до критического уровня.

красный

II категория

Виды животных и растений с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем воздействии ограничивающих факторов могут в ближайшее время попасть в категорию исчезающих.

красный

III категория

Редкие виды, которые имеют низкую численность, распространены на ограниченной территории или распространены на значительных территориях.

зелёный

IV категория

Виды животных и растений с неопределенным статусом, которые, вероятно, относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений о их состоянии в природе в настоящее время нет.

серый

V категория. 

Восстанавливаемые и восстанавливающиеся виды, численность и распространение которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер начали восстанавливаться; они не подлежат еще промысловому использованию, и за их состоянием в природной среде необходим постоянный контроль.

зелёный

Приложение В

Результаты анкетирования учеников 4б класса

Приложение Г

Технология создания сборника

Приложение Д

Титульный лист

Автор: Перевозчикова Ксения, ученица 4Б класса

МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»

Руководитель: Точилкина Е.В., учитель начальных классов

МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»

Сборник по работе с текстами

«Животные Красной книги

Челябинской области»

Челябинск 2020

Приложение Ж

Обращение к читателю

Дорогой друг!

Из-за деятельности человека многим животным и растениям просто негде существовать. Человек в больших количествах вырубает леса, осушает болота, загрязняет реки и нарушает состав земли. Много земель из диких превращаются в города и, тем самым, растительному и животному мирам приходится обитать на одной территории, поэтому они сами себя истребляют.

Все исчезающие виды животного и растительного мира занесены в документ, который называется «Красная Книга».

Сборник разделен на отдельные категории, они созданы для определения степени исчезновения животных. Благодаря этим категориям сразу понятно насколько мало осталось этого вида животных на территории Челябинской области.

Для Красной книги Челябинской области приняты 6 категорий статуса:

0 категория. Вероятно исчезнувшие виды животных известные ранее на территории Челябинской области, нахождение которых в природе за последние 50-100 лет не подтверждено.

В моей работе страницы с описанием этих животных обозначены черным цветом.

I категория. Находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений, численность особей которых уменьшилась до критического уровня.

II категория. Виды животных и растений с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем воздействии ограничивающих факторов могут в ближайшее время попасть в категорию исчезающих.

В моей работе страницы с описанием животных I и II категории обозначены красным цветом

III категория. Редкие виды, которые имеют низкую численность, распространены на ограниченной территории или распространены на значительных территориях.

IV категория. Виды животных и растений с неопределенным статусом, которые, вероятно, относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений о их состоянии в природе в настоящее время нет.

В моей работе страницы с описанием животных III и IV категории обозначены зеленым цветом

V категория. Восстанавливаемые и восстанавливающиеся виды, численность и распространение которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер начали восстанавливаться; они не подлежат еще промысловому использованию, и за их состоянием в природной среде необходим постоянный контроль.

Эту категорию животных в своей работе я не рассматривала.

Приложение З

Содержание:

1. Условные обозначения……………………………стр. 4

2. Северный олень……………………………………стр. 5-6

3. Тарпан …………………………………………….стр. 7-8

4. Русская выхухоль…………………………………стр. 9-11

5. Европейская норка………………………………..стр. 12-13

6. Речная выдра………………………………………стр. 14-15

7. Белый ушан………………………………………..стр. 16-17

8. Ночница Наттерера……………………………….стр. 18-19

9. Садовая соня………………………………………стр. 20-21

10. Хомячок Эверсманна……………………………стр. 22-23

11. Степная пищуха…………………………………стр.24-25

12. Летяга…………………………………………….стр. 26-27

13. Большой тушканчик……………………………..стр. 28-29

14. Серый хомячок……………………………………стр. 30-31

Приложение К

Таблица с условными обозначениями

 

«Давай рассмотрим»

Рассмотрите иллюстрации и карту, на которой изображена территория обитания данного вида животных

 

«Прочитай»

Познакомьтесь с интересными фактами из жизни животных Красной книги Челябинской области

 

«Ответь на вопросы»

Ответь на вопросы к данному тексту

 

«Придумай свой вопрос»

Придумай такой вопрос к прочитанному тексту, чтобы стало понятно, на сколько внимательно твой одноклассник читал данный текст

Приложение Л

Страницы сборника

Русская выхухоль

   
 

Длина тела животного – около 20 см, хвост достигает такой же длины, как и тело. Шерсть у животного очень густая, жесткая, покрытая маслянистой жидкостью для увеличения водостойкости и лучшего скольжения в воде. Маслянистое мускусное вещество имеет характерный сильно пахучий запах и выделяется специальными железами, расположенными у основания хвоста.

У зверька очень необычная мордочка: вытянутый нос-хоботок с рыльцем на конце, глаза-бусинки, которых почти не видно. Выхухоль практически полностью слепа, но ориентируется в пространстве за счет обоняния и осязания.

Наиболее благоприятны для обитания зверька небольшие водоемы, старицы рек с невысокими берегами, покрытыми растительностью и лесом.

Животное обитает в небольших норках от 1 до 10 метров длиной, выход которых находится под водой. Чтобы добраться от одной норки к другой, выхухоль задерживает дыхание и плывет под водой, постепенно выдыхая воздух в виде небольших пузырьков.

Питаются выхухоли личинками, пиявками, моллюсками, в голодное зимнее время могут есть лягушек, мелкую рыбу и грызть корневища растений. В зимнюю спячку зверьки не впадают, теплая непромокаемая шерсть защищает их от холода, выхухоль плавает вдоль траншей, которые образуются пузырьками воздуха с внутренней стороны льда, и поедает личинок и мальков

Зимой в одной норе обитает около 10 выхухолей, а летом они обычно живут поодиночке.

Статус в Красной книге

В настоящее время абсолютно точная численность этих животных неизвестна, потому что это очень скрытный зверек и встретить его на суше практически невозможно. По примерным подсчетам ученых популяция выхухолей – около 30 тысяч зверьков.

На территория Челябинской области в ХIX в. эти зверьки обитали в изобилии, более поздние сведения о встречах выхухоли в Челябинской области отсутствуют вплоть до 1950-х гг., тогда были начаты работы по ее сохранению

Этот вид животных находится под угрозой исчезновения. Внесен в Красную книгу Южного Урала, Красную книгу РФ, статус – 1 категория

Почему исчезает животное?

Численность животных сокращается из-за:

охоты на зверьков (мех выхухоля очень ценный);

расставления сетей для ловли рыбы;

загрязнения и осушения водоемов;

вырубки деревьев;

строительства дамб и плотин;

застройки берегов.

К естественным причинам сокращения численности выхухолей можно отнести

зимние паводки и половодья, когда вода;

затапливает гнезда и выхухоль не может вылезти на поверхность из-подо льда.

Меры охраны

В настоящее время введен запрет добычи выхухолей. Необходимо создание охранных зон для сохранения этого вида животного (заповедников, заказников), в пойме реки Уй и Тогузак в Октябрьском и Варненском районах.

 

Чем и для чего покрыта шерсть зверька?

Чем необычна мордочка выхухоли?

Как выхухоль ориентируется в пространстве?

Где обитает зверёк?

Что делает выхухоль, чтобы добраться от одной норки к другой под водой?

Чем питаются выхухоли?

Впадают ли зверьки в зимнюю спячку?

Сколько особей живёт в норе зимой?

Что ты прочитал о статусе животного в Красной книге?

Почему сокращается численность животных?

 

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Просмотров работы: 97