Моя родословная

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Моя родословная

Сергеева А.А. 1
1г.Сарапул, МБОУ СОШ 13
Герасимик Г.Ф. 1
1г.Сарапул, МБОУ СОШ 13


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Семья – самое близкое окружение человека, которое является важной частью его жизни, истории. Необходимость познания истории своей семьи, своего рода кроется в самом человеке. Каждый из нас ищет себя в течение всей жизни. Кто мы, откуда родом наши предки, чья кровь течет в наших жилах, что мы сможем рассказать своим детям — этими вопросами хоть раз задавались многие из нас. Именно генеалогия способна ответить на подобные вопросы. Черты характера, поступки, решения — все это идет не только от воспитания. Генетика оказывает свое влияние на нашу жизнь. Поэтому очень важно знать, что из себя представляли наши предки, какими людьми они были. Родовая память еще в утробе матери оставляет на человеке свой отпечаток, наделяя его уникальными чертами, присущими родословной линии этого человека.

Еще одной важной вещью является память о человеке. Практически любой из нас хочет, чтобы его помнили после смерти. Среди наших предков есть много героев, проливавших свою кровь в войнах, страдавших от репрессий, умиравших за свои идеалы. Эти люди заслуживают памяти. Именно поэтому мы, их потомки, должны знать имена этих людей, бережно хранить эти знания, а затем передавать своим детям и внукам.

Создание родословной отвечает и современной потребности в единении нации. Если число россиян, занимающихся составлением своих родословных будет больше, то это приведет к качественным изменениям в нашей жизни: мы узнаем, где и как жили наши родственники, ближе познакомимся с историей и географией нашей страны, полюбим свою Родину еще сильнее, ощутим себя важным звеном в истории рода и постараемся передать потомкам все самое важное. Широким и развесистым деревом обзаведется тот род, который помнит выдающиеся поступки своих прадедов, а семейные традиции в нем передаются из поколения в поколение. В таких семьях с особой бережностью хранятся старые и пожелтевшие от времени фотоснимки. Они являются своеобразной реликвией, поскольку доказывают факт существования человека.

Считается, что каждый должен хранить память о своих предках, чтобы потом также хранили ее о тебе. Таким образом, исследование родословной является актуальной темой в наши дни и особую роль играет личный интерес. Также работа может использоваться и педагогами в воспитательной работе для формирования представления о семейных ценностях, традициях.

Цель: Изучение истории своей семьи и её корней через создание родословного дерева.

Задачи:

1. Изучить теоретический материал на данную тему;

2. Систематизировать полученную информацию;

3. Исследовать семейный архив, документы и фотографии;

4. Создать генеалогическое древо

Объект исследования: сохранившиеся документы членов семьи, фотоальбомы, наградные материалы, письма, работа по реставрации документов и фотографий.

Продукт проекта: макет генеалогического дерева моих родственников, книга, содержащая биографические данные семьи.

Гипотеза: возможно ли глубоко восстановить корни родословного древа моей семьи.

При составлении буклета оставлены пустые листочки и места в надежде, что в дальнейшем будет возможным найти еще представителей своей родни или родятся новые.

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Энциклопедическая справка

Для начала были изучены различные энциклопедические данные, история и методики составления родословной. Ниже представлен список терминов, которые были необходимы в процессе работы.

Род – ряд поколений, происходящий от одного предка.

Предок – древнейший предшествующий по роду.

Родословная - это описание родственных отношений изучаемого лица, представленное, как правило, в виде схемы с использованием общепринятых условных обозначений, перечень поколений одного рода. Метод составления родословных был предложен в конце ХIХ века Ф. Гальтоном, а схема обозначений в родословной была предложена Г. Юстом в 1937 году. Для понимания методики составления родословных обратимся с основным терминам:

Генеалогия - вспомогательная историческая дисциплина и занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами.

С начала XXI века, в связи с научным прогрессом, набирает популярность генетическая генеалогия, использующая анализ ДНК человека. Это новый метод, что позволяет проверить истинность наследственности и может помочь найти тех неизвестных родственников, которые также прошли такие исследования и опубликовали свои результаты.

Семья как объект исследования - Основным объектом исследования генеалогии есть семья, которая, в зависимости от определения, может быть:

семья малая (моногамная, одного поколения), состоит из пары родителей, воспитывающих общих детей или детей супруга;

семья нескольких поколений, дополнена другими родственниками, что живут в семье (т. е. бабушки и дедушки, внуки);

семья большая, состоит из от общего числа ее членов, связанных близким родством или шире - дальним родством.

Генеалогическое (родословное) древо – это схема родственных связей, показывающая членов одного семейства, переплетения их родственных отношений, даты жизни. Самые распространенные древа это прямое восходящее и обратное нисходящее.

Таким образом, подтвердилось то, что работа по поиску необходимых данных для составления родословной требует много времени и терпения. На основании некоторых понятий было сложено примерное представление о структуре родословного дерева и результате, к которому необходимо придти.

1.2. История создания родословных древ

Род каждого человека — это непрерывная цепочка жизней и уникальных судеб. Наша родословная — это история. Хранить историю лучше всего не только в своей памяти, но и на бумаге. Людям очень давно пришла в голову идея записывать свою родословную, составлять генеалогическое древо собственной семьи, к тому же это было необходимо. На Руси основным способом распределения служебных мест было местничество. Этот способ заключался в том, что служебные посты люди занимали в зависимости от знатности своего рода, уровень служебного места предков, положение внутри семьи также имели значение. Даже во время ужинов за царским столом бояре рассаживались по принципу знатности рода (чем знатнее семья, тем ближе к царю). Именно поэтому родословная книга стала важным документом, подтверждающим статус человека, а также позволяющим ему распоряжаться наследственным имуществом.

России родословные росписи появляются в конце XV века. Образование единого Русского государства требовало юридического закрепления отношений между родами правящего класса. К примеру, в Русском царстве создавали родословные книги (родословцы). Появились они в середине XVI века. В 1555 году Иван Грозный распорядился создать «Государев родословец», содержащий в себе историю русских княжеских, а также боярских родов. В сороковые годы XVI века появляются первые родословные книги, составленные в Разрядном приказе, ведавшем назначениями на военную службу. При Петре I была создана Герольдмейстерская контора. Именно здесь утверждалось происхождение семей, составлялись генеалогические документы, которые высоко ценились в обществе. Множество ветвей было прервано и информации потеряно вследствие тяжелых времен сталинских репрессий, голода 1932-1933 годов и Великой Отечественной войны. Однако сейчас информация об участниках ВОВ систематизируется и доступна в открытых базах данных. До недавнего времени приходилось видеть упадок знаний населения по части родословной и желание знать свою родословную имели всего лишь 9-10% людей. Большую роль сыграло то, что в советский период многие скрывали свое происхождение, опасаясь репрессий.

В общем, история развития родословных имеет в себе большое содержание, зачастую не было возможности, потребности в создании родословной, но в наши дни открыты множество архивов, баз данных и общественный интерес к истории семьи растет и набирает силу. Множество людей начинают составлять родословные, чтобы сохранить для потомков сведения о своих родственниках. Когда-то свою генеологию знали только аристократические семьи.

1.3. Изучение содержания и видов родословной

Родословная роспись может быть двух типов:

родословная роспись поколенная

родословная роспись по ветвям, которая получила большое распространение в немецкой генеалогии

Существуют две графические формы изложения родословной:

Родословная таблица

Родословное и генеалогическое древо

Когда говорят о русской научной генеалогии обычно ссылаются к Л.М. Савёлову, русскому государственному и общественному деятелю. Он определил, что родословная таблица может быть разного типа. Смысл вертикальной таблицы заключается в том, что наверху таблицы располагаются предки, а внизу располагаются потомки. То есть главный взгляд на генеалогию идет сверху вниз. Также возникли таблицы горизонтальные, когда справа изображаются предки, а справа идут потомки (см. Приложение 1) Также уже в XIX веке возникли таблицы круговые, когда предок в центре и потомки по окружностям вокруг. Или, наоборот, потомок в центре, а предки по окружностям идут по поколениям. Все эти формы к началу XX века получили очень большое распространение: возникла своя система обозначения мужчин и женщин в таких таблицах. Иногда это просто имена, но таблица наглядно показывает структуру рода и служит очень хорошим дополнением для родословной росписи.

Первое древо Иессеево в России (см. Приложение 2), сохранившееся до нашего времени, можно увидеть в Благовещенском соборе Московского кремля. Первая роспись паперти относится к середине XVI века. Когда вы входите, смотрите наверх и проходите вдоль этой паперти, перед вами разворачивается родословная спасителя и родословная всей библейской истории, что было особенно важно для приема послов послы православных и христианских государей.

Знаменита икона Симона Ушакова “Насаждение древа государства российского” (см. Приложение 2). Это родословная не просто физическая, но и спиритуальная, духовная. Она представляет традиции истории Московии в образе родословного древа.

Таким образом, на примерах было рассмотрено, что родословные имеют разную структуру и вид, в зависимости от того какую информацию преимущественно хочет передать автор. Для некоторых древо является целым произведением искусства и несет в себе эстетическую составляющую. Если необходимо обобщенное представление семьи, то выбирают родословное древо. Если автор хочет передать как можно больше информации, то удобнее вариант таблицы. Мною был выбран формат древа.

2 СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1 Анализ тестирования одноклассников

Распространённым методом сбора информации является опрос. Таким методом можно получить большую часть всех социологических данных. Я составила анкету для определения отношения ребят к значимости и актуальности науки генеологии в наши дни (см. Приложение 3). В анкетировании приняло участие 28 человек. По результатам анализа работы получились следующие результаты:

1). Первый вопрос был направлен на определение уровня осведомленности информации о науке генеологии: 67% опрошенных, что составляет 19 человек от общего количества, не знают о чём наука генеология.

2) Узнавая о том, интересуются ли мои одноклассники историей своей семьи, я получила следующие ответы: целых 58% опрошенных, что составляет 16 человек заинтересованы историей своей семьи, созданием родословной, всего 18% опрошенных, что составило 5 человек, считают, что эти знания бесполезны и не имеют актуальности в наши дни, примерно такое же количество людей , а именно 4 человека, что составило 15 % задумались об этом впервые. Три человека (9%) выбрали свой вариант ответа и написали о том, что даже когда то пробовали, начинали составлять родословную, но не додели до конца.

3) Также респонденты дали ответ на вопрос: Насколько глубоко вы знаете корни своей семьи? И всего 8 человек, что составляет 28% знают эту информацию от других, дальних родственниках, а значит интересовались более подробно и имеют более обширные знания.

Вывод: Подводя итог анкетирования, можно убедиться, что несмотря на низкий процент знания термина «генеология» больший процент учащихся интересуются историей семьи и стремятся к изучению родословной. Для части людей не хватило времени, терпения, чтобы ее создать. Учащиеся моего класса заинтересованы этой темой. Опрос подтвердил то, что не хватает осведомленности школьников в этой области, в т.ч. в знании терминов, но в общем интерес и желание развивать эту тему присутствуют.

2.2 Поиск родственных связей

Для осуществления работы был составлен план, который помог собрать, систематизировать и проверить на достоверность всю необходимую информацию. Все действия были расписаны по этапам, проведено ознакомление с различными методиками составления родословных с помощью генеалогической символики. Также были изучены уже составленные родословные различных людей, в том числе и знаменитых. Все использованные интернет - источники и литература указаны ниже. Эта работа дала представление о вариантах поиска информации и формате оформления родословных древ.

2.2.1 Изучение семейного архива

Безусловно искать сведения я начала с близких родственников. Сначала сбор информации осуществлялся дома - в документах семейного архива, дневниках, письмах, записных книжках, в альбомах с фотографиями, на оборотах которых было найдено много имён и дат. К тем родственникам, которые находились в пределах досягаемости, я приходила лично. (см. Приложение 4). Только при личном посещении удается узнать различные подробности событий, личные мнения, впечатления об этих людях. Ведь очень важно прочувствовать жизнь своих близких, а не просто вести учетную запись. Также были просмотрены различные похвальные грамоты времен СССР, трудовые книжки и награды, которые отражают судьбы предков. Особое внимание было обращено на места жительства, родственные связи, так, как именно они являются ключевыми моментами в родословной семьи. Свидетельства о браке, рождения детей раскрывали новые подробности или же подтверждали ранее полученную информацию. Трудовые книжки, особенно прабабушки и бабушки, стали источником сведений не только обо всех местах работы и занимаемых должностях, но и данных о профессии, званиях, наградах. (см. Приложение 4). В силу разных обстоятельств, таких как расстояния, личная неприязнь, нехватка времени и другие, пути родственников расходятся в разные стороны. Поэтому при проведении поисков часто возникает вопрос: «Зачем встречаться с дальними родственниками?» На своём опыте я поняла, что такие встречи действительно необходимы, потому что иногда очень дальняя родня, «седьмая вода на киселе», помнит о наших прямых предках, дедах, родителях, то, что не знаем мы. Также в других семьях могут храниться редкие фотографии, семейные реликвии. Из проведенной работы был сделан вывод о том, что все рассказы, возникающие при опросе родственников, необходимо записывать. Не следует надеяться на свою память, потом вы вряд ли сможете восстановить услышанное. Буквально через несколько лет на эту информацию наслоится более поздняя, и даже при очень сильном желании станет сложно дословно вспомнить давний-давний рассказ. Поэтому все данные лучше записать в специальную тетрадь - это самый надежный вариант. При записи следует указывать дату, когда сос­тоялась беседа, кто записывал и кто рассказывал. Удобно вести запись на диктофон или на видеокамеру. Такие записи на многие годы сохранят голоса близких людей. Многие семейные легенды о богатстве предков, о таких событиях, как переезды или замужества, о происхождении фамилии не подтверждаются документально. Но сами по себе они красивы и живописны, и могут замечательно украсить любую книгу об истории рода. Сведения легенды о своей семье и родственниках безумно любят слушать дети. Хотя бы ради этого их стоит собирать и бережно сохранять.

2.2.2 Использование генеалогических программ для поиска

информации

Испробовав несколько вариантов, я нашла наиболее удобное приложение - MyHeritage, которое специализируется на создании родословных древ. Туда была введена информацию об именах, датах, историях и фотографии предков. Важно то, что после создания семейного древа приложение автоматически запускает поиск совпадении по родственным связям среди 48 миллионов семейных древ на сайте. Этот ресурс очень удобен и популярен, и к моему удивлению среди 3,7 миллиардов профилей и 108 миллионов участников было найдено совпадение и с моим деревом. Моя двоюродная тетя, которая живет в другой республике, когда то тоже начинала создавать свою родословную и использовала это приложение. И я и она были очень удивлены тем, что использовали одинаковый ресурс и не обсуждали это вместе раньше. Функция объединения родословных деревьев помогла мне расширить древо. Кроме того на сайте есть платное исследование по тесту ДНК для особо заинтересованных в поиске людях. Я советую обратить внимание на это приложение каждому, поскольку даже бесплатная версия оказала для меня существенную помощь.

2.2.3 Поиск информации в открытых базах данных

Часть информации, касающейся членов семьи участвовавших в ВОВ, была найдена из официальных документов, таких как «Книга Памяти республики Татарстан», «Книг памяти республики Удмуртия», электронного архива «Мемориал». Удобно было то, что для поиска на указанных ресурсах достаточно было только знать ФИО своих родственников. Данные воспроизводились достаточно не сложно. Поэтому в рамках этого проекта особенно хотелось бы выразить благодарность создателям обобщенного банка данных «Мемориал» это банк данных о защитниках Отечества, погибших, умерших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период. А также, хотелось бы выразить благодарность создателям информационного ресурса «Память народа» и «Подвиг народа» - это постоянно наполняемые базы данных, которые содержат документы о ходе и итогах основных боевых операций, подвигах и наградах всех воинов Великой Отечественной. Использование этих ресурсов оказало невероятную помощь.

2.2.4 Обобщение информации от родственников

Для сбора более подробных сведений были посещены другие родственники, из устных воспоминаний которых открылись интересные данные о членах нашего многочисленного рода. Большая часть информации подтверждалось, но было замечено, что чем глубже уходишь в корни своей семьи, тем информации меньше и ее сложнее найти. Также я обнаружила, что некоторые архивы теперь есть и в электронном виде в сети Интернет, что появляются все новые и новые базы данных на участников Великой Отечественной войны, сайты знаменитых дворянских, а теперь еще и мещанских родов, и даже сайты отдельных семей, которые находятся в поиске родни. С дальними родственниками можно более полно поддерживать связь через социальные сети в той же Интернет-сети.

Вывод: Таким образом была изучена родословная нашей семьи, как по материнской, так и по отцовской линии, использованы для этого всевозможные источники информации. Семьи дедов и прадедов с обеих сторон были многодетные, особенно в до военный и послевоенный период, со сложными трагическими судьбами. Несмотря на то, что поиск информации был непростым и приходилось придумывать разные способы поиска информации, это было интересно и увлекательно узнавать о своих корнях.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 Выбор макета и дизайна родословного древа

Для выбора макета и дизайна родословного древамною были изучены принципы построения восходящего и нисходящего древ, учтены линии наследования:

Прямая ветвь. Цепочка включала меня, родителей, их родителей и т. д.

Боковая ветвь. Она учитывала братьев и племянников, братьев и сестер дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек и т. д.

Эти схемы – восходящую и нисходящую с прямыми и боковыми ветвями – можно составлять, как смешанную: одновременно для мужчин и женщин своего рода, – так и для отслеживания наследования только по роду отца или матери.

Есть несколько видов макетов (методов) составления родословного древа.

Также существует схема в виде круговых таблиц, то же прямая и обратная- то есть начиная от потомка из центра и наоборот от предка.

Рис.1 Варианты макетов родословного древа

Также были рассмотрены схема «бабочка», «песочные часы» и «веер». Вы можете их увидеть в приложении 5. Мой выбор остановился на традиционном, привычном взгляду макете в виде дерева.

3.2Особенности выполнения работы

Для упрощения бумажной работы в наши дни существуют специальные сайты, помогающие в систематизации информации при составлении генеалогического древа, его оформления. Для всех интересующихся я бы хотела посоветовать следующие сайты и рассказать про свой опыт. Вот лишь некоторые из полезных интернет-ресурсов:

1. Полезный ресурс- www.genotree.ru., который содержит большое количество информации географии родословных до дизайна и заказа родословных древ.

2. Также для поиска русских корней особенно удобен сайт - www.russian-family.ru/poiskrodstvennikov

Наибольшую помощь оказало приложение GenoPro, включающее в себя множество функций графического оформления родословной. Работа в этом приложении была максимально удобной и интересной. После составления родословной на многочисленных листках, были перенесены все данные в это приложение и отрегулировано оформление, так что я уложилась в бесплатный двухнедельный период. А вообще за небольшую цену можно приобрести неограниченный пакет возможностей и времени для работы. В приложении 6 я показала в каком формате проходила работа.

Работая над составлением своей родословной, и систематизируя все полученное, были выделены несколько важных моментов, имеющих отношение к построению древа:

Во-первых: нужно понимать, что построение родословного древа является уникальной работой для каждого человека. Не бывает одинаковых древ. Часто из-за бездетности или смерти предка ветвь прерывается. Например, сторона моей мамы меньше, чем сторона папы, и в графическом оформлении работы каждому необходимо учитывать индивидуальные особенности родословной.

Во-вторых: систематизация и вместительность всей информации стоит отдельных трудов. Например, ветки моих прадедов, имеющих от 4 до 9 братьев и сестёр особенно большие. От всех от них исходят множество последующих поколений и разветвлений. Каждый должен понимать масштабы этой работы и не стремится уместить всё на маленьком листке, а также оставлять свободное место на случай появления новой, необходимой для записи информации, в том числе о заключении новых браков и рождении новых представителей рода.

В-третьих: кроме родословного дерева было положено начало созданию родословной книги для размещения всей важной и интересной собранной информации: различные сноски, дополнительные факты, памятные фото. Также в ней будут отражены все родословные связи моих родственников.

Несмотря на то, что процесс дизайна и создания древа не потребовал у меня больших материальных затрат (всего ушло около 170 рублей), итоговая работа получилась интересной и довольно объемной. Почти все необходимые материалы у меня нашлись дома, а также чёрно-белый принтер, на котором я распечатала схемы и фотографии. Был куплен только лист формата А3.

3.3 Презентация проделанной работы родственникам

После создания древа я показала его сначала близким дома, а позже на семейном мероприятии, где большое количество родственников и гостей оценили мою работу. Все были приятно удивлены масштабом проделанной работы. Собралось достаточно людей разного возраста, мои двоюродные племянники, тётя, дядя, бабушка, дедушка и другие (см. Приложение 7) Также благодаря проведенной мною работе многие фотографии отреставрированы и теперь находятся на почетном месте. Также, рассматривая древо и вспоминая родных, мы вспоминали о наших родственниках, которые участвовали в Великой Отечественной войне, что особенно актуально в юбилейный год. Я решила не останавливаться на своем исследовании, а продолжить изучать эту тему и дальше. У меня есть возможность, которой не было у моих предков. Я могу со временем даже создать собственный сайт своей семьи, и так искать новых родственников - пополнять свое древо. (Готовое древо можно увидеть в Приложении 8) В ходе изучения семейного архива я поняла, что этим можно заниматься годами, а можно и всю свою жизнь, как мои родные.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, родословная моей семьи была частично восстановлена. Это – семейная реликвия, которая, я уверена, наша семья будет передавать и дополнять из поколения в поколение. Были собраны и изучены различные источники: письменные, вещественные, этнографические, устные, фотодокументы. Почти за полгода работы с различными материалами мной составлена родословная семьи, которая включает 5 поколений и насчитывает порядка 150 человек. В родословной чётко прослеживаются династии многодетных семей (20 семей).

Эта работа помогла мне прочувствовать связь поколений, осознать своё место в этой цепочке. Давно известно, чем больше мы знаем о своем прошлом, тем с большим вниманием присматриваемся к будущему. Мы не просто живем, мы продолжаем историю собственного рода и одновременно создаем свою. Начатая работа уже теперь не будет мною брошена, возможно ее будут продолжать и мои дети, и думаю, что в скором времени древо нашего рода обретёт новые ветви, а я найду новую интересную информацию о своих родственниках. Таким образом, моя гипотеза подтвердилась и я смогла восстановить мою родословную достаточно глубоко.

Несомненно, каждый имеет базовые знания о своих родственниках, которые хранятся в семейной памяти. Заинтересовавшись и совершив исследование на эту тему каждому под силу узнать корни растущего и развивающегося древа семьи, поколений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Отечественная история в терминах / под ред. М.В. Зотовой, 2002

Осипчук В.К. Пишем родословную книгу. – М.: Просвещение, 1999

Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М.: Просвещение, 1995

Рыжова Н.А. Методика составления родословной. – М.: Просвещение, 1999

В.К.Самсонов. Твоя родословная – М.: Салон-Пресс, 2008

Электронный ресурс базы данных «Мемориал»

Электронный ресурс базы данных «Книга Памяти республики Татарстан»

Электронный ресурс базы данных «Книга Памяти»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примеры родословных таблиц.

Пример вертикальной родословной таблицы.

Пример горизонтальной родословной таблицы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примеры родословных древ из истории России.

Первое Древо Иесеево в России.

Икона Симона Ушакова “Насаждение древа государства российского”

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Опрос на выявление отношения к истории семьи.

1. Знаете ли вы что изучает наука генеалогия?

Да, знаю

Нет, не знаю

Свой вариант…………………………….

2. Интересуетесь ли вы историей своей семьи, созданием родословной?

Да, интересуюсь

Нет, это бесполезные знания

Первый раз об этом задумалась (лся)

Свой вариант…………………………….

3. Насколько глубоко вы знаете корни своей семьи?

Никогда не интересовался

Да, знаю от родителей, бабушек и дедушек

Да, знаю от других родственников

Свой вариант……………………..

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Пример сбора информации путем личных встреч.

Изучение различных

наградных материалов.

Проверка собранной

информации у других людей.

Изучение фото,

семейных альбомов

Примеры вещественных свидетельств, подтверждающих собранную

информацию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Макеты родословных.

схема Бабочка

схема Песочные часы

схема Веер

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Первоначальная систематизация информации.

Письменный сбор информации в блокноте.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Pабота с приложением GenoPro.

Общий интерфейс

программы и отдельная проработка каждых иконок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Презентация выполненной работы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Продукт проекта.

Готовое родословное древо.

Отзыв на проект

«Моя родословная»

Ученицы 11 «Б» класса школы №13 Сергеевой Алины, созданный в рамках Международного конкурса научно-исследовательских работ учащихся «Старт в науке» и представленный в направлении «Краеведение»

Проект ученицы 11 «Б» класса Сергеевой Алины на тему «Моя родословная» соответствует своему содержанию. Работа выполнена учащейся самостоятельно и является актуальной для повышения заинтересованности людей в изучении истории своей семьи. Поскольку 10-11 класс является завершающей ступенью в получении образования и предполагает наличие у учеников собственных интересов, позиций, жизненных взглядов, Алина выбрала эту тему самостоятельно и вся проводимая работа осуществлялась по ее идеям.

Новизна работы заключается в обращении внимания учащегося на значимость семьи, как ячейки общества. В своей работе Сергеева Алина, при проведении исследования, руководствовалась не только письменными источниками и публикациями из сети «Интернет», ею также было организовано анкетирование одноклассников и опрос родственников. Немаловажным является то, что она смогла найти и систематизировать информацию о родственниках, участвовавших в ВОВ с помощью мониторинга открытых баз данных.

Именно интервьюирование одноклассников показало то, что выбранная тема является актуальной и интересной и способствовала повышению ее интереса к работе. Её работа представляет собой завершенным систематизированный алгоритм, который может использовать каждый для создания своего родословного древа. Её стиль, подход и написание являются доступными и интересными. В целом, работа не перегружена сложными терминами, затрудняющими понимание изложенного материала, а встречающиеся понятия специфической терминологии идут с соответствующим переводом, расшифровкой, комментариями, дополнены примерами. По своему содержанию работа соответствует поставленным целям и задачам. В проекте соблюдена структура подхода изучения темы. Также работа дает четкость понимания углубленности проработки материала и позволяет сделать анализ соответствия содержания ее тематики, достижения целей и результатов.

Проект Сергеевой Алины «Моя родословная» полностью показывает значимость и актуальность ведения родословной, сохранения памяти и традиций истории семьи. Поскольку тема проекта направлена на повышение интереса людей к истории рода, укрепления семьи, учитывая доступность изложения темы и ее актуальность, работа, в целом, может быть рекомендована для обсуждения с учащимися младших классов средних общеобразовательных школ, как вспомогательный материал на классных часах и также для всех тех, кто захочет попробовать свои силы в создании подобных проектов, а также для использования в качестве наглядного материала при повышении своей успеваемости.

Своей работой Алина показала, что создание родословного древа со сбором информации - это непростой, но достаточно увлекательный и значимый процесс. Практическая часть работы наглядно демонстрирует ее старание и серьезный подход к делу, чётко выполняла все рекомендации руководителя проекта.

Таким образом, работа ещё раз доказывает свою актуальность и применение её на практике при формировании правильного общественного мнения к себе и карьеры создания успешного образа и приносящего доход бизнеса. Работа Сергеевой Алины отвечает требованиям, предъявленным к и индивидуальному итоговому проекту, рекомендуется к защите и может претендовать на отметку «отлично».

Герасимик Г.Ф.

Просмотров работы: 40