На пути к чистому Челябинску

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

На пути к чистому Челябинску

Уколов В.Д. 1
1МАОУ "Лицей № 97 г. Челябинска"
Игнатович Н.А. 1
1МАОУ «Лицей № 97 г. Челябинска»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Однажды мы с мамой гуляли в парке. Любовались разноцветными листьями, кормили белок семечками и орешками, много бегали и смеялись, нам было очень весело. Потом я спросил маму: «Почему тут так хорошо пахнет?», а мама ответила: «Мы находимся в Эко-парке. Так пахнет чистый воздух в лесу». Я бы хотел, чтобы так пахло в моём дворе и в каждом дворе моего города. Чтобы везде было много деревьев, и воздух был чистый и свежий.

Но мама рассказала мне, что это невозможно, потому что мы живём в промышленном городе Челябинске, у нас много заводов и предприятий. В нашем городе плохая экология.

Многие вещи загрязняют нашу окружающую среду. Мама всегда говорит, что заводы и машины производят много пыли и грязи. От этого страдают растения, животные и люди. Но человек тоже сильно вредит экологии.

Этот разговор надолго остался в моей памяти. Я задумался, как я могу помочь задышать родному городу и начал искать информацию о природе и неизвестном раньше слове «экология». И у меня появилась гипотеза, что экология в нашем городе зависит от каждого проживающего в нем.

Цель исследования: привлечь внимание жителей Челябинска к проблеме загрязнения родного города.

Задачи:

Изучить, как загрязняется воздух в Челябинске

Изучить, как загрязняются водоемы в Челябинске

Найти пути решения проблемы загрязнения города

Провести анкетирование соседей по изучения вопроса утилизация мусора

Разработать информационные магниты и привлечь внимание к проблеме загрязнения города

Сделать выводы по результатам исследования

1.Теоретическая часть. По пути к чистому Челябинску

1.1. Экология в нашем родном городе!

Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экое» — «дом» и «логос» — наука. То есть, экология – это изучение собственного дома. Получается, что экология говорит о том, как мы защищаем наш общий дом, то есть землю, окружающую среду. И что при загрязнении природы мы прежде всего вредим самим себе ?1?.

Южный Урал – один из самых красивых регионов Российской? Федерации. Мы хотим жить в экологически чистом, красивом городе, где всем будет легко дышаться, люди будут здоровы и счастливы.

Челябинская область находится на границе Европы и Азии и занимает площадь 87 900 квадратных километров. Общая протяженность границ области составляет 2 750 км. ?1?.

На территории области расположились 30 городов, 30 рабочих поселков (городского типа), 258 сельсоветов, 1 257 населенных пунктов. Самые молодые населенные пункты, которые официально признаны городами: Озерск, Снежинск и Трехгорный. Они имеют статус закрытых территориальных образований.

Население Челябинской области составляет на 2020 год 3 466 369 человек. Большая часть населения живет в городах (81,3 %), что выше доли городского населения по России в целом.

На мой взгляд, сейчас в Челябинске много экологических проблем. Челябинская область – регион с развитой промышленностью, поэтому в воздух выбрасывают много отходов ?2?.

Если бы заводы были моими, я изменил бы технологию производства, чтобы отходы были органическими и безопасными для природы. Иногда люди думают, что от них не зависит вся природа. Что их фантик или бутылка, которые они выбросили на землю, не изменят общей печальной ситуации, что их плохой вклад никто не заметит. Но ведь так думает каждый. Вместе эти люди создают целые свалки. Они не хотят думать, что это они делают хуже экологии, всегда указывая на других людей. Я думаю, что это – главная экологическая проблема.

1.2. Загрязнение воздуха и пути решения

Наличие атмосферы – одно из главных условий для существования жизни на Земле. Атмосфера – это окружающие условия, газовая оболочка Земли. Все живые существа не могут жить без атмосферы. Важнейшей частью воздуха является кислород О2, который необходим нам для дыхания.

Челябинск – это один из самых больших производителей металлов в России. Поэтому в нашем городе очень много заводов, около 15 тысяч штук в нашей области.

Но с такой плохой экологией может помочь справиться лес. На территории города расположено порядка десяти довольно крупных скверов и семь парков, среди которых — ЦПКиО им. Ю. А. Гагарина, являющийся одним из лучших в России. Ботанические памятники природы областного значения представляют два бора — Каштакский и Челябинский. Деревья дают нам кислород. Этот процесс называется фотосинтезом.?5?!

Фотосинтез – это процесс создания растением кислорода из углекислого газа под действием солнечных лучей и воды. При фотосинтезе лист растения можно назвать лабораторией, в которой окна выходят к солнцу ?7?.

Но когда я узнал об этом, я задумался, как мы можем дышать около дома, если вокруг так мало деревьев? Оказалось, что наземные растения вырабатывают всего 20% всего кислорода. Главную роль в выработке кислорода в атмосферу играют морские водоросли. На их долю приходится 80% от вырабатываемого кислорода. Водоросли ежегодно выделяют в атмосферу 145 миллиардов тонн кислорода! Поэтому мировой океан называют «легкими планеты» ?7?. Например, я узнал, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом».

Берёза – 37, Сосна – 29, Тополь – 43 кубометров воздуха очищает в год.

Оказалось, что лучший «пылесос» - это тополь. Он еще больше, чем другие деревья производит много кислорода, забирая пыль с улиц. Также мы выяснили, что район в Челябинске «Тополиная аллея» называется так, потому что раньше там было очень много тополей. Я мечтаю, чтобы в этом районе и во всем городе снова стало как можно больше деревьев ?3?.

1.3. Загрязнение водоемов и пути решения

Южный Урал по праву считается самым озёрным краем России. Более трёх тысяч озёр находятся на территории Челябинской области! Среди них есть пресные и солёные, мелкие и глубокие, богатые рыбой и дичью.

В Челябинской области более четырёхсот рек и тысячи ручьев

Но сейчас проблема загрязнения воды приобрела глобальное значение. Основными источниками загрязнения и засорения водоемов являются недостаточно очищенные сточные воды промышленных и коммунальных предприятий ?8?.

Эти проблемы можно решить, если люди будут очищать сточные воды, удалять из них вредные и опасные вещества с помощью различных современных технологий.

1.4. Выхлопные газы и пути решения

Численность населения на планете растет очень быстро, большая его часть находится в городах. И человек продолжает осваивать все новые и новые пространства, путешествовать по городам и странам. Значит, растет и количество автомобилей. Транспорт всегда занимал важное место в жизни людей, все мечтают не зависеть от одного места.

Именно транспорт называют одной из главных причин загрязнения окружающей среды. Поэтому создание альтернативных транспортных средств с не таким вредным влиянием на окружающую среду является приоритетным направлением деятельности современных учёных.

Машины ездят повсюду и оставляют выхлопные газы. Сейчас машины больше всего нарушают городскую экологию, ведь они везде. Некоторые не представляют свою жизнь без машин. Проблему с машинами можно решить, например, заменить их велосипедами, так как они абсолютно не загрязняют воздух. Правда, велосипеды это медленнее, чем машины, но и в нашем городе есть те, кто не загрязняют воздух и ездят на велосипедах.

Но экологически чистый транспорт - это не только велосипед, который первым приходит на ум. Хотя велосипед и самокат – это замечательные индивидуальные экологичные транспортные средства, которые сегодня получают все большее распространение ?9?.

Альтернативными и очень экологичными видами городского транспорта являются троллейбус и трамвай. Они работают на электричестве и наносят минимальный вред среде и способны занять лидирующие позиции в перевозке пассажиров в городах.

Эксперты говорят, что наиболее экологически чистым видом транспорта в настоящее время во всем мире являются железные дороги. Например, в России около 40% пассажирооборота приходится именно на этот сектор, в то время как железные дороги производят не более 2% всего объема парниковых газов в стран ?10?.

1.5. Бытовой мусор и его влияние на природу

Каждый день человек что-то выбрасывает в мусорное ведро. А куда потом это девается? В Челябинске, к сожалению, все это отправляется на свалку. Все гниет, образуется огромная гора, которая отравляет землю и окружающую среду.

Человек не может жить, не оставляя после себя бытовые отходы. Считается, что на одного жителя в год накапливается примерно 250 кг мусора. Также есть опасные отходы, которые могут представлять определенную угрозу для окружающей среды и человека и требуют специальных методов и средств обращения с ними. Такой мусор нельзя просто выбросить в мусорный бак, его необходимо утилизировать. В 1970 году закрылся полигон для твердых бытовых отходов, а альтернатив так и не появилось, как и новых мусорных свалок. Таким образом, все места для отходов, которые сейчас используются, являются незаконными, но мусор же нужно куда-то отправлять.

1.6. Утилизация мусора и Эко-такси

Утилизация мусора – это деятельность, которая заключается в переработке и обращении отходов, чтобы их безопасно уничтожить или повторно использовать для создания новых товаров ?9?.

Основные проблемы в сфере утилизации отходов: территория под захоронение отходов расположена в городской черте; огромные объёмы склада отходов; полностью закончился ресурс используемой для утилизации отходов территории; отсутствует культура использования раздельного типа по сбору отходов (сортировка мусора); недостаточное использование отходов в качестве вторичных ресурсов; большие территории заняты неутилизированными промышленными отходами; регулярное и хаотичное возникновение несанкционированных свалок ?9?.

Я подумал, что людям может быть сложно самостоятельно ездить в пункты сдачи мусора, у людей очень мало времени и это не всегда удобно. Поэтому я начал искать информацию, как можно это исправить. Например, эко-такси – это специальная машина, которая ездит по городу и собирает у жителей мусор для утилизации. Не нужно ехать через весь город с переполненными пакетами, достаточно вызвать такси и отдать отсортированное вторсырье пластик, стекло, металл, макулатуру и батарейки водителю, который отвозит его в пункты переработки. Это очень удобно и просто. В 2013 году в Челябинске появилась эта чудо-машина. Она принимает стекло, макулатуру, пластик, металл, батарейки, электронику, одежду и текстиль. Одежда идет в благотворительные магазины «Вещеворот», в которых люди обмениваются одеждой, чтобы не покупать новую в магазинах, а значит, меньше загрязнять окружающую среду производством текстиля. Сейчас стоимость эко-такси совсем невысока – 200 рублей за выезд. Телефон 89127908735 Дмитрий Закарлюкин.

Очень большая проблема — это обычный бытовой мусор. В мире давно мусор сортируют перед тем, как вынести его из дома. Я узнал, что теперь такая система будет внедряться в России. В нашем городе, например, запущен проект «Разделяйка». В это году проект отметил 3 года своего существования и как утверждают организаторы от свалки спасли почти 100 тонн отходов. Сейчас у движения полтора десятка точек в Челябинске и Копейске. Там на переработку принимают практически все: от макулатуры до сломанной электроники. Эта помощь по силам каждой семье, а помощь охране природы будет очень существенной.

Наша область, да и вообще вся наша прекрасная планета Земля была бы чистой и чудесной, если бы мы соблюдали правило Маленького принца: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

1.7. Исследовательская часть. Куда девается мусор?

Первое что, я решил выяснить, куда же девается мусор? В основном мусор свозится на свалки или полигоны — их в России около 11 тысяч и занимают они огромные площади. Мы съездили на полигон в Челябинске. Он находится п. Полетаево (Приложение А фото 1, рис.2). Захоронение – самый дешёвый способ избавиться от отходов. Но ресурсы нашей Земли ограничены, а отходов слишком много, и они просто не успевают перерабатываться естественным путем. Мне удалось выяснить, что разложения бытовых отходов требуется много лет.

Стеклянные бутылки - 1000 лет;

Изделия из пластмасс - 100 лет;

Консервные банки – 50 - 80 лет

Резиновые подошвы ботинок – 50 - 40 лет;

Кожи - 50 лет;

Изделия из нейлона – 30 - 40 лет;

Полиэтиленовый пакет – 10 - 20 лет;

Батарейки - 10 лет;

Окурки - 1 – 5 лет;

Шерстяной носок - 1 – 5 лет;

Бумага - 2 года;

Апельсиновая или банановая кожура – 2-5 недель.

Ядовитые вещества разлагающихся и гниющих отходов, проникают в подземные воды, которые часто используются в качестве источников питьевой воды человеком. Другая часть отходов развеивается ветрами со свалок по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде ?10?.

Как же помочь Земле? Наиболее распространённым методом борьбы с мусором является сжигание. У этого метода есть серьезный недостаток – выбросы, образующиеся при сжигании, эти выбросы содержат очень опасные для здоровья вещества – диоксины, которые развивают у человека появление раковых клеток и всевозможных аллергий.

На сегодняшний день в России существует около 40 мусоросжигательных заводов.

Эффективным способом решения проблемы мусора, и в первую очередь, опасных отходов является вторичная переработка, то есть повторное использование. Процесс сортировки отходов на пластик, стекло, бумагу и пищевые отходы должен осуществляться еще до вывоза мусора, для каждого из перечисленных видов отходов существуют специальные, отдельные контейнеры.

В последнее время произошёл резкий скачок в количестве вывозимых и утилизируемых отходов (материалы, пригодные для повторного использования, такие как бумага, пластмасса, металл) все больше сдаются на переработку, но в масштабах общего объёма собираемого мусора – это количество остаётся мизерным по сравнению c тем, что просто вывозится на свалки.

В целом проблема по устранению мусора, а именно бытового, в современном мире стоит особенно остро. В большей степени это касается нашей страны. Мусора накопилось повсюду так много, что, если его не перерабатывать, он покроет всю планету.

У нас красивый город. Я в нём родился и живу. К большому сожалению, сейчас идет большой отток населения из-за экологической ситуации в городе. Я решил, что начать надо с себя и со своего двора (Приложение В фото 3), потому что часто приходится видеть, как на детской площадке стоят мусорные баки, наполненные отходами, а вокруг валяется ещё столько же мусора. Я задал себе вопрос. Что я могу сделать, чтобы мой двор стал чище.

Я провел анкетирование соседей нашего дома на тему: "Знаете ли вы, что-нибудь о сортировке мусора?" (Приложение Б) среди соседей нашего дома. Участвовало в анкетировании 63 человека. Приложение Б Таблица 1 Результаты опроса

Анкетирование показало, что соседи в нашем доме, покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев упаковку выбрасывают. Я рассказал, как же сделать так, чтобы отходы отправились на переработку, а не на свалку. Если разделить мусор (Приложение В фото 5), то мы получим разные материалы, готовые к отправке на свой завод и превращению в новые полезные вещи. Для сортировки отходов люди используют специальные контейнеры. Также я познакомил соседей со значком переработки. На нем стрелочки бегают друг за другом и напоминают круговорот. (Приложением В рис.1) Вещи могут путешествовать и превращаться. Представил соседям список экологических знаков и их описание. Научил отличать и читать подобные знаки на товарах широкого потребления, а также после использования товара отправлять упаковку по назначению. (Приложение В рис.2). Кроме того, я предложил свой путь вторичного применения использованных предметов и вещей. Не бывает ненужных вещей, а бывает мало фантазии. Например, можно делать поделки. Что интересно 90% опрошенных, знают, что мусор надо сортировать, но делает это 40%. 60% опрошенных знают, что такое эко-такси. И, конечно, всем очень важно порядок и чистота в своем дворе.

И решил разработать красивые магниты с надписью: СПАСИБО ЗА ЧИСТЫЙ ДВОР! И указать также телефон Эко-такси. И стал раздавать эти магниты нашим соседям по дому. (Приложение В, фото 2)

Также я установил коробку для сбора батареек у консьержа, чтобы потом передать ее в Эко-Такси (Приложение В Фото 4)

Выводы:

1.В результате исследовательской работы и наблюдений, я пришёл к выводу, что мусор и его основные способы утилизации засоряют окружающую среду, наносят серьезный вред здоровью человека.

2. Я узнал, что для грамотной организации вывоза мусора необходимо учитывать его класс опасности и принадлежность к одному из видов отходов. Это позволит оптимизировать процесс транспортировки мусора и сделать его полностью соответствующим нормативным документам.

3. Оказывается, эффективным способом решения проблемы мусора, и в первую очередь, опасных отходов является вторичная переработка, то есть повторное использование.

4. В целом проблема по устранению мусора, а именно бытового, в современном мире стоит особенно остро. В большей степени это касается нашей страны. Мусора накопилось повсюду так много, что, если его не перерабатывать, он покроет всю планету.

5. В результате проведенной работы, я узнал о проблемах, существующих в нашем городе.

6. В результате анкетирования я выяснил, что не все соседи знают, как утилизировать мусор и что из него можно сделать.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение: мы в ответе за Землю!

Люди, которые живут на территории нашей области, выбрасывают чрезмерное количество мусора. Я предлагаю устроить постоянную акцию: каждый человек, увидев мусор (бумажку, бутылку и т.д.), должен его поднять и выбросить в специально отведённом месте. Также необходимо увеличить количество урн и мусорных контейнеров с сортировкой, чтобы у любого человека была возможность поступать правильно. Так на нашей малой Родине станет хоть чуть-чуть чище.

Я вместе со своей семьей хочу принимать участие в решении экологических проблем. Например, если мы объединимся, мы можем:

Проводить просветительскую работу для детей и их родителей, социальную рекламу среди населения;

Экономить воду и электричество. Ведь чем меньше тратить ресурсов и энергии, тем меньше требуется получать их от природы, а значит и меньше производить;

Покупать экологически чистые продукты и товары, которые не вредят природе;

Принимать участие в субботниках, озеленять город, сажать новые растения;

Заниматься переработкой отходов, сортировкой мусора и приучать к этому своих друзей. Это не только очень полезно, но и весело, если делать это с близкими;

Осуществлять сбор макулатуры в нашем городе и в области для её дальнейшей «переработки» и создания новых учебников и тетрадок;

Поддерживать чистоту города, области и всей окружающей среды;

Чаще ходить пешком, бегать, кататься на велосипедах, а не пользоваться автомобилями, чтобы снизить уровень загрязнений в воздухе и укрепить здоровье. 

Мне нравится, что в нашем городе раз в год проводятся субботники, когда каждый может выйти и добровольно помочь нашему городу стать чище.

Когда я узнал так много об экологии, я захотел сам помогать нашей планете. Мы с моими друзьями взяли по комнатному цветку себе домой, будем за ними ухаживать и поливать. Конечно же, я рассказываю своим друзьям о том, что нельзя выкидывать мусор на улице и помогаю им узнать больше об экологии. Я считаю, что каждый должен заботиться об экологии и природе своего города и всей планеты. Ведь чисто там, где не мусорят.

Список литературы

Атлас родной природы (серия книг) [Текст]: / учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2002г.

Большая энциклопедия школьника [Текст] / Пер. с англ. И. Горелик - М.: РОСМЭН, 1999г.

Демина М. А. Задачи о природе // Начальная школа. – 2014г. - N 2.

Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004г.

Концепция непрерывного экологического образования [Электронный ресурс]. URL: http://agroecoinfo.narod.ru/ (Дата обращения: 17.09.2019)

Проект федерального закона «Об экологической культуре» № 90060840-3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 10.09.2019)

Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013г.

Симонова Л.,Экологическое образование в начальной школе М: Академия, 2000г.

Юркина, С.В., Соколова, Г.М. Экологическое воспитание и образование младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2011г. - №7.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: экология, география, животные, медицина, растения [Текст]: / - М.: Издательство АСТ, 1997г.

Приложение А

Фото 1. Полигон в Челябинске

Рис.1. Система обращения с отходами в Челябинске

Приложение Б

Анкета «Знаете ли вы, что-нибудь о сортировке мусора?»

Вопрос 1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке?

Вопрос 2. Выкидываете ли Вы пластиковые упаковки в специальный ящик для пластика?

Вопрос 3. Знаете ли вы как можно использовать пластиковые упаковки в быту?

Вопрос 4. Знаете ли Вы что мусор нужно сортировать?

Вопрос 5. Вы сортируете мусор?

Вопрос 6. Знаете ли Вы, что-то про Эко-Такси? В чем заключается его функция?

Вопрос 7. Вы выкидываете старые батарейки вместе с другим мусором?

Вопрос 8. Важно ли для Вас чистота в нашем дворе?

№ вопроса

да

нет

 

62

1

 

57

6

 

63

0

 

54

9

 

12

51

 

7

56

 

63

0

 

63

0

Таблица 1 Результаты анкетирования

Приложение B

Рис 2. Знак «Лента (петля) Мебиуса» «Recycling» («Ресайклинг») - знак вторичной переработки

Рис.3. Экологические знаки на упаковках

Фото 2. Макет магнита

Фото 3. Мусорные баки в нашем дворе

Фото 4. Коробка для сбора батареек у консьержа

Фото 5. Сортировка отходов в домашних условиях

Просмотров работы: 18