У истоков села

XI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

У истоков села

Тимофеева К.А. 1
1МБОУ "Верхнеуратьминская ООШ"
Чернова И.М. 1
1МБОУ "Верхнеуратьминская ООШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наша Родина необъятна , но любовь ко всей стране начинается с любви к той земле , на которой родился. Он ближе всех нам , тот уголок , где мы выросли, пошли в школу. Как прекрасна наша страна , зимние сумерки в родной деревне , летние рассветы ,даже осенняя непогода .

Но чтобы по-настоящему любить родной край , мало любоваться им, необходимо знать его историю , его сегодняшний день , день , нужды и заботы. Моя мама приехала из другого села, папа тоже приезжий. А я родилась в Верхней Уратьме, поэтому для исследовательской работы я выбрала тему: «Село моё родное».

Основной целью считаю:

- изучение истории села с момента заселения местности до сегодняшних дней, его прошлого и настоящего.

Задачи исследовательской деятельности:

- узнать когда и как возникло село, его историю до настоящего времени.

-узнать о жизни села сегодня, его демографическую ситуацию.

Вместе с моим педагогом мы выбрали следующие методы для исследовательской работы: социологический опрос, работа с исторической и научной литературой, обобщение полученных данных.

Для того чтобы выполнить поставленные задачи я изучала дополнительную литературу вместе с родителями, находила полезную информацию в сельской библиотеке школьном музее, училась анализировать и делать выводы.

Для поиска ответов я обращалась за помощью к родителям, беседовала со сторожилами села, встретилась с работниками библиотеки, с главой Макаровского поселения, посетила сайты интернет, обратилась за помощью к учителю.

История села

Село Уратьма впервые упоминается в документальных материалах с 1724 года. Уточнение «Верхняя» оно получило по месту расположения в верховьях реки Уратьма и для отличия от другого села (Нижняя Уратьма). Каких либо достоверных источников о возникновении села нет, но, опираясь на легенды и предания, можно предположить, что село было основано беглыми крестьянами. С 1792 г. Верхняя Уратьма значится как русское. В начале 19 в. Татары-кряшны приезжали сюда на работу, но постоянно не проживали.

Верхнеуратьминские земли числились государственными, и крестьяне с 19 в. были записаны за казной. Окружали Верхнюю Уратьму помещичьи владения: Лихачева (сельцо Федоровка и деревня Тетвель), Нератова (деревня Нератовка-Новосетье), Ланцова (Пальчиково). Эти сведения я нашла в школьном музее.

В 1840 г. в с.Верхняя Уратьма на средства купца Ф.А.Фирсова взамен деревянной была построена каменная церковь. Село быстро разрасталось: в 1859 г. Здесь было 570 жителей, к 1897 г.-1152, а в 1920 г. (даже с учетом потерь из-за бедствий 1-й мировой и гражданской войн) – 1 569. До революции население Верхней Уратьмы занималось земледелием, скотоводством, пчеловодством, рыболовством, охотой, торговлей и бондарским ремеслом. Был распространен промысел по изготовлению колес. Село считалось достаточно зажиточным. Сюда приходили их окрестных деревень наниматься на работу. Здесь была открыта церковно-приходская школа, а с конца 19 в. Начала работать земская школа. В самую гущу лесов, по разной причине, с разных сторон съезжались сюда люди. Они хотели жить в довольстве и достатке. А этот достаток давали лес и труд. И люди неутомимо работали. Основали деревню, вырубили лес для полей и лугов. А дни в стране были напряжённые. Шёл 1911 год. Конечно люди не ведали, что там происходит где-то в центре. Но и сюда докатились отголоски революции. Жизнь людей постоянно менялась. Они поднимали хозяйство. С особой энергией взялись за работу. Людям не хватало знаний. Негде было взять книги, журналы. Не было никакой школы, библиотеки. И здесь, как и по всей стране открыли «Ликбезы». Специального учреждения не было. Занимались в чьей-либо избе. В конце 20-х годов выделили избу для школы. Учились в две смены. Днём занимались дети, вечером приходили взрослые. Учеников было немного, около 30-ти человек. Учил их Краснов Пётр Мартынович. Учить ему пришлось не долго. Школа существовала около 2-х лет. В начале 30-х годов начали создавать колхозы. Необходима была настоящая школа. И колхоз начал строительство школы. В 1934 году школа была построена. В школе был только один класс. Учились дети разных возрастов – все они ходили в первый класс. Учил их Максимов Филипп Кузьмич. Через года 2-3 к ней пристроили ещё три класса. Школа стала семилетний .Директором школы остался Максимов Филипп Кузьмич. Учеников было не мало-около 80-20 человек . Коллектив учителей прибавился . После Максимова директором школы стал Афанасьев Григорий Афанасьевич. Но он долго не проработал , уехал из деревни. Его место занял Михайлов Пётр Михайлович. Но и Пётр Михайлович в 1939 году уехал в Камские Поляны и там продолжил работать в должности директора .

Через с. Верхняя Уратьма проходила дорога на Бугульму и к железнодорожной станции. До 1920 г. Верхняя Уратьма входила в Токмакскую волость Мензелинского уезда Уфимской губернии (с 1922 г.-Челнинского) кантонта ТАССР.

Эти сведения предоставили нам в сельской библиотеке. В 1932 г. Был организован колхоз «Ленинский путь». Позднее во время войны в 1942 г. Он разделился на три хозяйства («Ленинский путь»-Верхняя Уратьма, «Заря»-Ерзовка, «Восток»-территория нынешней ул. Нагорная), а послевоенное время (1948 г.) снова произошло объединение колхозов в один крупный колхоз с тем же названием «Ленинский путь». В д.Макаровка в довоенные и военные годы был колхоз «За урожай». На территории села Верхняя Уратьма работала артель «Свобода».

Послевоенные годы также продуктивно работал колхоз «Ленинский путь», распространенным было столярное производство, местные кустари ладили сани, бочки, колеса, телеги. В селе имелась маслобойка, 5 мельниц, пасека. Колхоз специализировался на производстве мясо-молочной продукции, разводили КРС, овец, кур. В хозяйстве основной тяговой силой были лошади, но имелась молотилка. Электричество в село провели только в 1964 г.

Неожиданно нагрянула война. Весь народ поднялся на борьбу с фашизмом. Много мужчин в те годы ушли на фронт из нашей деревни. Уходили и учителя. Коллектив учителей постоянно менялся. На смену одним приходили другие и тоже уходили. В те годы учителями работали: Иванушкина Анна Петровна, Кубенцов Михаил Григорьевич, Долгов Данил Павлович- он тоже потом ушёл на фронт, Эзекова Любовь Тереньтевна, Максимов Филипп Кузьмич. Директором школы был Махмаров Иван Иванович. Иван Иванович в 1941 году ушёл на фронт. Но получил ранение- ему пулей оторвало палец правой руки. И в 1942 году он вернулся на родину, стал директором школы.

После войны учеников в школе прибавилось. Одного здания в четыре в четыре класса не хватало. Тогда ниже прежней школы построили ещё одну. Сюда ходили учиться и из других деревень: из Прудков, Зав.Полян, Поташкина, из Шмелей, приходили даже из Нижней Уратьмы (так как в Н-Уратьме была татарская школа, чуваши приходили в Володарский). Директором школы работал Иванов Григорий Наумович.

В 50-х годах директором была Шавельева Клавдия Ильинична. Работали учителя: Иванов Афанасий Наумович, Иванушкина Анна Петровна, Иванов Николай Степанович, Машаров Иван Иванович, Максимов Филипп Кузьмич, Петров Петр Петрович, Иванов Григорий Наумович.

В 1963 году в школе осталось четыре класса. Старшие классы перевели в с. Верхняя Уратьма, так как в Володарском школа была малокомплектной. В начальных классах учили только два учителя- Иванова Нонна Филиповна и Шавельев Алексей Андреевич. Позже и четвёртый класс перевели в В-Уратьму. Учителем был только Мясников Иван Ильич. Он учил все три класса.

Заключение

В результате проведенного исследования мы выяснили историю села Верхняя Уратьма от возникновения до сегодняшнего дня, изучили историю создания школы. Вместе с моими родителями и моим педагогом мы посетили сторожилов села, сельскую библиотеку. Много материала есть про нашу деревню, но много еще и можно найти.

Выводы.

     По итогам  исследовательской работы, были сделаны следующие выводы:

1. История моего села очень богата.

2 . Мы должны знать свою историю и  помнить, для того чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше подрастающее поколение знала свою культуру, традиции, обычаи, свой родной язык.

В дальнейшем я хочу глубже познакомиться с судьбой людей своего села.

Источники:

1.Похозяйственная книга за 2014-2018 гг

2. Сайт Макаровского сельского поселения

3. Материал школьного краеведческого музея

4. Материал сельской библиотеки.

Просмотров работы: 131